В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
ИГРЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
Современные игровые технологии – необходимое и эффективное
педагогическое средство для детей младшего и среднего школьного
возраста.
Закон РФ «Об образовании» определил новую парадигму образования и
воспитания: провозглашается гуманистический характер образования. Это
значительно повышает роль воспитания, а воспитание невозможно без
формирования основ экологической культуры.
В системе культурных и общечеловеческих ценностей высокий уровень
здоровья и физической подготовленности во многом обуславливает возможность
освоения всех остальных ценностей и, в этом контексте, является основой, без
которой сам процесс становления личности мало эффективен.
Вместе с тем анализ состояния здоровья российских детей за последние 10
лет не дает основания для оптимизма.
Гармоничное развитие ребенка требует новых направлений в практике
физического воспитания, основанных на ярко выраженной интеграции
двигательной и познавательной деятельности.
Одним из инновационных направлений в этой области является система
сюжетноролевой ритмической гимнастики, которую можно эффективно
использовать на кружковых занятиях в виде физпаузминуток.
Основными формами организации внеклассных занятий с младшими и
средними школьниками могут быть интегрированные занятия, решающие
общеобразовательные задачи с активным применением подвижных игр.
ЭКОБЕЙДЖИКИ
Чем младше возраст кружковцев, тем занимательнее должна быть форма
занятий. Элемент веселой игры можно внести в занятия кружков любого
биологического направления, если почаще применять такое удобное и забавное
приспособление, как самодельная эмблемка – экобейджик.
Их с удовольствием изготовят сами дети из журнальных картинок, старых
открыток или календариков с изображениями животных и растений. Такие
бейджики надо заламинировать с помощью широкого скотча и им же приклеить к
картонке, а затем раздать (или разыграть) и прикрепить детям на курточки и
платья канцелярскими прищепками (но не булавками!).
С о д е р ж а н и е и г р ы .Принцип группировки ребят – это принцип биоценоза. Например, одна
группа – лесные животные или растения, другая – морские обитатели. Или:
травоядные животные и хищники.
Можно сыграть с помощью этих эмблемокбейджиков в самые разные
экологическибиологические игры: «Экоручеек», «Экожмурки», «Эколото» и др.
Н е о б х о д и м ы й р е к в и з и т .
1. Изображения животных и растений на открытках, календариках, стикерах
(еще лучше, если применить собственные рисунки детей).
2. Широкий скотч.
3. Картон.
4. Канцелярские прищепки или узкие ленточки для бейджиков (самое
удобное – вешать бейджики с помощью ленточки на шею, с этим дети лучше
справятся).
О с о б е н н о с т и и г р ы :
– исключительно проста, не требует специальной подготовки и обучения;
– изготовить бейджики с удовольствием возьмутся сами дети;
– игра, кроме обучающего, воспитывающего и развивающего, имеет еще и
прикладное значение (при делении группы детей на 2–3 команды).
ЭКОРУЧЕЕК
«Ручеек» – это традиционная веселая игра, очень любимая детьми среднего и
даже старшего школьного возраста. Ее легко превратить в экологическую игру,
если применить эмблемки – экобейджики.
С о д е р ж а н и е и г р ы .
1. Разделяем ребят на две команды.
2. Выстраиваем детей парами в двойную шеренгу. Взявшись попарно за руки,
дети образуют живой коридор.
3. Выбранный считалочкой «начинающий» вбегает в этот живой коридор и
выводит за руку того, чей бейджик подходит для животного на его бейджике.
Например, если у начинающего на бейджике изображен хищник, то выбрать
он должен того, кого этот хищник может съесть. Важно также не ошибиться с
континентом места обитания, ведь тигр не сможет поймать кенгуру, потому что
тигры не живут в Австралии!
4. Освободившийся из пары играющий ищет в свою очередь нового товарища
напарника.5. Образовавшиеся таким образом новые пары получают по фанту, если
выбор был сделан верно. Затем подсчитываем суммарное количество фантов
каждой команды и определяем командупобедителя.
6. Проводим обсуждение и награждение: вручаем вкусный приз команде
победителю (например, недорогое лакомство, которое можно будет разделить
поровну на всех).
П р и м е ч а н и я .
1. Важно при определении верности выбора новой пары обязательно
советоваться с ребятами или заранее выбрать из них жюри – самых
эрудированных представителей каждой команды.
2. Чтобы условное разделение ребят на команды не забылось во время игры,
бейджики нужно пометить цветным фломастером (он потом легко сотрется с
поверхности скотча) или самоклеящей цветной ленточкой.
Например, у одной команды на бейджиках будет красоваться малиновая
галочка, у другой – зеленая.
Н е о б х о д и м ы й р е к в и з и т .
Бейджики, фанты и сладкий приз победителям.
О с о б е н н о с т и и г р ы .
Проводить игру можно и в помещении, и на свежем воздухе, что гораздо
предпочтительнее для здоровья детей.
ВЕРТИСЬ, АНТОШКА, НА ОДНОЙ НОЖКЕ
От традиционной игры в жмурки эта игра отличается некоторой
усложненностью, а также экологической направленностью, осуществляемой с
помощью экобейджиков.
С о д е р ж а н и е и г р ы .
1. Дети берутся за руки и выстраиваются в круг. Начинают вести хоровод,
приговаривая хором: «Вертись, Антошка, на одной ножке! Расколдовывай
скорей заколдованных зверей!»
2. Ведущего – Антошку – определяют считалочкой. Ему завязывают глаза
шарфиком или косынкой и ставят в центре круга. На счет 1, 2, 3 он начинает
вертеться, подпрыгивая на одной ноге, при слове «Три!» он замирает и старается
дотянуться до ближайшего игрока. Тот должен громко назвать животное своего
бейджика или имитировать его звуки.3. Наш «Антошка» должен сначала узнать по голосу своего товарища, а
потом, если отгадал, снять повязку с глаз и рассказать о животном на его
бейджике: вид, семейство, место обитания, цепи питания. Если ведущий
товарища не узнал, то снова вертится на одной ножке. Если правильно рассказал
о животном, получает фант и передает свою повязку тому, кого поймал.
П р и м е ч а н и я .
В зависимости от возраста детей и темы изученного раздела эмблемки
бейджики можно делать сложнее или проще. Для малышей это обычные звери:
лисица, волк, медведь, заяц, лягушка, а для детей постарше – гепард, окапи,
тапир, ленивец, капибара, фенек, опоссум, росомаха и т. п.
Если ограничиться только озвученными животными (то есть теми, голоса
которых можно имитировать), то в бейджиках нет необходимости.
Н е о б х о д и м ы й р е к в и з и т .
1. Косынка или шарфик для повязки на глаза.
2. Эмблемкибейджики с животными (но можно обойтись и без них).
О с о б е н н о с т и и г р ы .
Эту игру особенно удобно использовать на свежем воздухе или в просторном
помещении.
ЦВЕТКИ И МОТЫЛЬКИ
Разделите детей на две группы – «цветки» (они стоят на месте) и «мотыльки»
(бегают, размахивая руками). Дайте время войти в роль. По вашей команде
«Ночь!» мотылькам надо «сесть» на цветы. Каждый «цветок» имеет две руки и
приютит только двух мотыльков. По команде «День!» они «взлетают». А теперь
«сорвите» пару «цветков» (уведите в сторонку); комуто из «мотыльков» теперь
не хватит места. И так несколько раз. Обсудите это с детьми. Если дети уже
изучили тему «Насекомые», дайте им бейджики с конкретными изображениями
лопуха и бабочкирепейницы, петуньи и бражника, боярышника и боярышницы,
крапивы и крапивницы и т. д. Начинаем игру под стихотворение: «Наши нежные
цветки раскрывают лепестки…».
ИГРОВАЯ ФОРМА МОТИВАЦИИ
В КРУЖКАХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В работе с малышами часто бывает необходимой какаято форма
дифференцированного поощрения.Например, ребятам очень нравится выполнять разные интересные задания, но
как лучше мотивировать самостоятельную работу, а не прибегать к помощи
мамы? Нередко дети приносят эффектно отпечатанный на цветном принтере
реферат, но пересказать его своими словами отказываются: «А я не читал…».
Конечно, похвалить все равно нужно, но ребенка, самостоятельно
приготовившего рукописную страничку с самодельной картинкой следует
больше поощрить, а как лучше это сделать, если отметки в кружках ставить не
положено?
Оценка любого труда необходима,
и не просто оценка,
а
качества и
дифференцированная,
самостоятельности выполненной работы.
в зависимости от сложности,
Кроме того, часто нужен какойто промежуточный отсчет заработанных
командой или отдельными детьми баллов во время соревнования или
экологической игры.
Очень удобно использовать для этого обыкновенные фантики. За находчивый
ответ, за удачную подсказку, за хорошо выполненное задание кружковец или
команда получают один или два, три фанта. А в конце занятия их остается
просуммировать, чтобы получить вполне объективный результат. Для детей с их
обостренным чувством справедливости это очень важно.
Более того, фанты могут выполнять даже дисциплинирующую функцию, ведь
неугомонного шалуна можно оштрафовать на фант или два!
Необходим и призовой фонд. Его охотно формируют сами дети посильными
взносами – картинкой, поделкой, карамелькой. В конце занятия «победители»
могут разыграть призы между собой в беспроигрышную лотерею. Замечено:
соревновательный азарт детей совершенно не зависит от призов, так что можно
не опасаться за развитие корыстных чувств. Зато веселья и шуток это заметно
прибавит и улучшит атмосферу в кружке. Не будем забывать, что такое
интересное общение для детей – самое важное!
ЭКОСЧИТАЛОЧКИ
Считалочки – самый распространенный устный жанр у детворы, это стишки,
которыми дети постоянно пользуются в своих играх, а не читают один раз в год
под новогодней елкой. Поэтому очень важно, чтобы это была светлая детская
поэзия, а не странные тексты типа «Солнце вышло изза тучи, собрались бомжи у
кучи...» или не менее современные: «Гулял заяц по болоту, он искал себе работу,
он работу не нашел, он заплакал и ушел».Нужно противопоставить этому богатейшее наследие советской детской
поэзии, проявляя при этом некоторую изобретательность: под считалку легко
приспособить почти любой короткий стишок, если добавить соответствующую
концовку. Например: «Ящерка на ялике яблоки на ярмарку в ящике везла» (Г.
Виеру). Чтобы из этого забавного стишкаскороговорки получилась считалочка,
достаточно добавить к тексту новую концовку: «А на пристани – сошла. Раз,
два, три, тоже выходи!»
Вот еще один пример, стишок Маршака: «Жук упал и встать не может,
ждет он, кто ему поможет?». Добавляем слова: «Раз, и два, и три, нука –
помоги!».
Чтобы внести элемент соревновательности, можно предложить ребятам
конкурссостязание: кто больше выучит подходящих стишков.
Кроме чисто прикладного значения считалочки играют также важную
воспитательную роль, следует помнить об этом и умело использовать в своей
кружковой работе. Тексты считалок см. в Приложении 1.
ЭКОПАРОВОЗ
Прикрепив бейджики с изображением животных, дети выстраиваются
«паровозиком» (цепочкой друг за другом) и движутся, хором скандируя:
Ехали мы, ехали –
Чукчук, чукчук! –
Ехали мы, ехали…
В Африку приехали!
Из строя убегают «африканские звери», а поезд «едет» дальше. И так, с
остановками в лесу, в горах или в степи из общей цепочки убегают постепенно
один за другим все дети.
ФИЗПАУЗЫМИНУТКИ
Современные педагогические технологии уделяют повышенное внимание
проблеме здоровьесбережения детей. Поэтому на каждом кружковом занятии,
проводимом в форме лекции или беседы, обязательно нужно применять
разнообразные короткие разминки. Кроме забавных стишков и традиционных
физических упражнений хорошо использовать разминкиигры (если позволяют
размеры помещения, конечно). Лучше всего для этого выводить ребят на свежий
воздух или хотя бы распахнуть окна. Самой подходящей формой физпаузы была
бы пятиминутная аэробика под музыку.Важен собственный творческий подход педагога: от его личной
изобретательности и эрудиции зависит занимательность таких разминок.
Арсенал специальной литературы стал велик настолько, что им стало
затруднительно пользоваться. А ведь достаточно обратиться к наследию
литературной классики – советской детской поэзии. Здесь вас может выручить
даже собственная эрудиция – незачем бегать по библиотекам, смешные детские
стихи сами собою всплывают в памяти: написанные великими мастерами слова
К. Чуковским, С. Маршаком, А. Барто, Б. Заходером, Д. Хармсом и другими,
они отточенно изящны, безупречны в филологическом отношении и глубоко
гуманистичны по содержанию, что выгодно отличает настоящую поэзию от
низкопробных слоганов, агрессивно пропагандируемых СМИ.
Чем позволять детям, расслабляясь, просто шалить и срывать план занятия,
не лучше ли направить детскую активность в нужное русло?
Вот несложная технология прикладного применения советской детской
поэзии в экологическом воспитании.
Для физпаузминуток по каждому разделу подбираем подходящие
четверостишия по этой теме, например, для темы «Лесная экосистема» берем
считалку С. Маршака:
Заяц серый и косой,
Не ходи гулять босой!
Лапочки закутай
И ходи обутый!
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдет его медведь,
И лисе – не одолеть!
После каждой строчки вводим рефрен – команду для детей: «Прыгскок!»
или «Обернемся!», «Нагнемся!» Вот вам и физпауза. Вряд ли советский классик
обиделся бы на такое обращение со своим произведением, это же ради здоровья
детей.
Разнообразие физпауз и соответствие их темам занятий введет элемент
новизны, а возможно, и воодушевит ребят на изобретение новых движений. Да
еще ведь можно объявить конкурс на лучшее исполнение – сольное или
дуэтом. Вы превратите тогда разминку в веселое соревнование!
Физпаузы о видах деревьев хорошо помогают запомнить названия самих
деревьев. Конкретные тексты физпауз, «аранжированные» для применения на
занятиях экологического кружка, см. в Приложении 2.ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЭКОИГРЫ
1. «Оживим пейзаж!» (рисунокэстафета). На листе бумаги рисуем
несколько деревьев и кустов. Это – лес. Дети, передавая лист друг другу,
подрисовывают лесных зверей. Другая команда делает то же самое, рисуя
степных, речных или тропических животных.
2. «Сочиняем вместе сказку». Выбрав сказку, начинаем рассказывать ее,
постоянно перебивая себя наводящими вопросами к детям:
– А потом он что сделал, как вы думаете?
– А куда она теперь пошла, кто скажет?
– Шла она долгодолго и захотела… Что она захотела, как вы считаете?
3. «Волшебный кузовок». Делим детей на команды. В любую коробку,
сумку или шапку складываем мелкие фигурки зверей. Дети по очереди достают
их, объясняя, что за зверь, где живет, чем или кем питается, а кто питается им. В
затруднительных случаях подсказывают другие члены команды.
4. «Рыбы – звери – птицы». Традиционная детская игра на реакцию и
сообразительность. Можно добавить усложняющие элементы: «хищные»,
«тропические», «степные», «лесные» и т. д.
5. «Плохо – хорошо». Карточки или фигурки животных дети достают по
очереди из коробки и, назвав зверя, говорят, что он хороший или плохой, потому
что…
Каждое животное в природе занимает свою эконишу и обязательно обладает
как хорошими, так и плохими (на наш взгляд) свойствами.
Например, комар плохой, потому что кусается, но комар хороший, потому
что им питаются ласточки, но он плохой, потому что пищит и мешает спать, но
он хороший, потому что его личинками питаются рыбы, и т. д.
6. «Эколото».
Раздаем детям картонки с лесным, степным, речным
пейзажами. Ведущий достает из мешочка (или коробки) не бочонки с цифрами, а
карточки с животными. Их разбирают дети для своих карточекэкосистем.
7. «Экодомино». Карточки с животными раздают всем детям, а они,
выкладывая поочередно по одной карточке, начиная с растений и насекомых,
выстраивают с их помощью цепи питания.
8. «Данетка». Ведущий достает карточку с животным, но не называет его.
Дети поочередно задают ему вопросы типа: «А этот зверь летает? А онпушистый? А хвост у него есть?» И т. п. Ведущий должен отвечать только «да»
или «нет». И по этим односложным ответам дети должны отгадать зверя.ПРИЛОЖЕНИЯ
Экосчиталочки
Приложение 1
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчелы на цветы.
Мы играем, водишь ты!
Прилетела стрекоза,
Как горошины глаза.
А сама – как вертолет:
Влевовправо, взадвперед!
Раздватри! Нука выходи!
Я – зверек и ты – зверек!
Я – мышонок, ты – хорек!
Ты – хитер, а я – умен!
Кто умен, тот выйдет вон!
Семь веселых лягушат
Видят цаплю и дрожат.
Я же этой цапли
Не боюсь ни капли!
Раздватри, цапля, выходи!
Шла кукушка мимо сети,
Вслед за ней – малые дети.
Кукушата просят пить.
Выходи! Тебе – водить!
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель ежик!
Раздватри! Нука выходи!
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди!
Кто не верит, выходи!
Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них –
Очень тихий ежик.
Раздватри, ежик, выходи!
Физпаузыминутки
Приложение 2
КУЗНЕЧИКИ
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики! Прыгскок!
Надо прыгать высоко,
И красиво, и легко! Прыгскок!
А теперь покушаем,
Тишину послушаем: тррр…
CУРИКАТЫ
Мы отважные ребята, раздва!
(Маршируем.)
И зовут нас сурикаты, раздва!
Прежде, чем у норки сесть,
Надо зорко посмотреть.
(Вертим головой.)
Нас добыча ожидает, раздва!
Или волк подстерегает? Раздва!
СЛОН
Весит слон много тонн. (Шагать на месте.)
Тонна – ушко, (Тронуть ухо.)Тонна – ножка! (Отставить в сторону.)
Вот так крошка! (Хлопнуть в ладоши.)
НАШИ НЕЖНЫЕ ЦВЕТКИ
Наши нежные цветки (Потянуться.)
Раскрывают лепестки (Руки вверх, развести.)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки. (Сомкнуть руки.)
Ветерок стихает, (Руки опустить.)
Сладко засыпает. (Голову на плечо.)
СВЕРЧОК
Чокчок, червячок,
В чистом поле
Жил сверчок: прыгскок!
Ночью прыгал, пел и ел, (Присели.)
Днем под камушком сидел: трр…
ОБЕЗЬЯНЫ
Лучшие качели – гибкие лианы!
(Дети, положив друг другу руки на плечи,
сидя, раскачиваются.)
Это с колыбели знают обезьяны.
(Дразнят друг друга.)
Кто весь день качается (да, да, да!),
Тот не огорчается никогда!
(Хлопают в ладоши над головой.)
СВИРИСТЕЛИ
Прилетели свиристели
И на веточки присели. (На корточки.)
Их увидел Васькакот,
Берегись! А то найдет! (Вертим головой.)
Он крадется, не зевай!
Быстро с ветки улетай! (Подняться.)
СНЕЖИНКИ
Нежные пушинки – белые снежинки!
Полетали, покружились
И на землю опустились. (Присели.)
Прижались друг к дружке,
Как пух на подушке…
МЕД И МИШКА
Мишка к меду потянулся,
Раздватри!
Встал на цыпочки, прогнулся,
Раздватри!
Рой пчелиный загудел:
Жжжжжжжжжж
Храбрый Мишка сразу сел!
Бух!
СОВА
Совушкасова, большая голова,
На суку сидит, (Прижали кулачки.)
Головой вертит, (Вертим головой.)
Не моргнув, глядит:
Угу! Угу!
МОРОЗ
Я мороза не боюсь!
(Победный жест – руки вверх.)
С ним я быстро подружусь!
Подойдет ко мне мороз,Тронет руку, тронет нос...
(Трогают себя за нос.)
Значит, надо не зевать:
Прыгать, бегать и играть!
(Прыгают на месте.)
ТОПОЛЬ
Возле нашей школы (Руки вверх.)
Высоковысоко (Встать на цыпочки.)
Выше всех деревьев (Раскачиваясь.)
Вырос стройный тополь!
(Хлопнем в ладоши.)
ВЯЗ
Раздва! Раздва!
(Встать, руки над головой «в замок».)
Колет старший брат дрова!
(«Рубим дрова».)
В чурбаке топор увяз:
Не расколешь вязкий вяз!
ЯСЕНЬ
Ясный ясень, ясный ясень, (Встать.)
Ясень строен и прекрасен!
К солнцу ветви протянул! (Потянуться.)
С листиков росу стряхнул!
(Тряхнуть кистями.)
КЛЕН
Ветер дерево качает, (Руки вверх.)
Влевовправо наклоняет:
Раз – наклон! И два – наклон!
Зашумел листвою клен.
(Тряхнуть кистями.)
ТУЯ
Встать, руки вытянуть вперед
и, разводясводя их по вертикали,
приговариваем:
Как закладочку в книжку кладу я
Вечнозеленую веточку туи!
ДУБ
Пила пилила дуб, дуб! (Двое берутся за
руки, встав лицом друг к другу
и изображают двуручную пилу,
двигая руками поочередно.)
Поломала зуб, зуб!
Не пили, пила, дуба на дрова!
Приложение 3
Игра «Данетка»
1. Этот зверь водится в наших краях?
2. Это лесной зверь?
3. Это степной зверь?
4. Это водное животное?
5. Зверь пушистый, у него мех?
6. Этот зверь – хищник?
7. Этот зверь – копытное животное?
8. Этот зверь умеет плавать?
9. Он умеет летать?10. Он роет нору?
11. Он спит зимой?
12. Он собирает припасы?
13. Этого зверя можно держать дома?
14. Этот зверь крупнее собаки?