На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблемы использование новых технологий и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.
Сегодня трудно заставить детей учиться: принуждать нечем, обещать в награду за образованность тоже, в общем, нечего. И вот, отчасти из гуманных соображений, отчасти из-за невозможности заставлять, на своих уроках русского языка и литературы я часто использую игровые моменты с целью активизировать внимание учащихся, привлечь их к восприятию нового материала, вспомнить изученное.
Игра и ее формы.doc
На современном этапе главной задачей государственной образовательной
политики является создание условий для достижения нового качества
образования в соответствии с перспективными потребностями современной
жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании,
выдвигают в качестве приоритетной проблемы использование новых
технологий и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы
и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны
для построения и конструирования учебного процесса.
Сегодня трудно заставить детей учиться: принуждать нечем, обещать в
награду за образованность тоже, в общем, нечего. И вот, отчасти из
гуманных соображений, отчасти изза невозможности заставлять, на
своих уроках русского языка и литературы я часто использую игровые
моменты с целью активизировать внимание учащихся, привлечь их к
восприятию нового материала, вспомнить изученное.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно,
именно поэтому дидактическая и интеллектуальная игра остается самым
действенным методом для развития и совершенствования познавательных,
умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку
незнакомые грани изучаемой науки, помогает поновому взглянуть на привычный
урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету,
значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к
игровым технологиям на уроке русского языка и литературы является приобретение
конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод
знаний в опыт.
Форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрежки. В игре
незаметно, сами собой, исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и
самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит детей
и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого,
радостного, эффективного.
Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы
помогает мне снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести
изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что,
несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку и
литературе как к учебному предмету. Немаловажно
также и то, что игра на уроках способствует обогащению словарного запаса
обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный
заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает
качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность,
умение находить решение в нестандартной ситуации.
Иногда такие игры входили в историю. Так в Петербурге в 1815 году было
образовано литературное общество «Арзамас». Члены этого литературного общества
называли друг друга веселыми прозвищами. Жуковский назывался Светланой,
Д.Блудов – будущий министр внутренних дел, звался Кассандрой, поэт Пушкин
носил имя Вот, а потом, когда ему присвоили звание старосты – Вот – я – вас. Это была увлекательная игра. В ней утверждалось новое литературное направление
и остроумно развенчивалось старое. Каждый, вступая в общество, произносил
«надгробную речь» об одном из литературных противников, а Жуковский вел
протоколы заседания в веселых стихах.
В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента – этапа игрового урока.
1.Ориентировочный этап. Сначала я представляю изучаемую тему, напоминаю
основные понятия. Далее даю обзор общего хода игры.
2.Подготовка к проведению игры. Я излагаю сценарий игры, останавливаюсь на
задачах, обсуждаю с учениками игровые процедуры, предлагаю критерии оценок,
показываю примерный тип решений в ходе игры.
3.Проведение игры. Организую, проведение игры, фиксирую игровые действия, слежу
за подсчетом очков.
4.Обсуждение игры. Провожу обсуждение игры, в ходе которого даю характеристики
«событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок,
высказываются мнения о результативности игры, пожелания – либо повторить игру на
другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем.
Чаще всего классификация дидактических игр по русскому языку основана на
тематическом принципе: игры распределяются по разделам лингвистики; при этом
есть игры, помогающие отработать коммуникативный аспект.
1.Фонетические игры: фонемное различение слов («убери одну фонему», «замени
фонему», метаграммы (например, с «г» ее на винт накрутят, с «л» конечно, лает, с
«м» одежда, но не греет, с «з» от волка убегает. /гайка – лайка – майка зайка/),
анаграммы (Слева на право – на ногах стоит. Справа на лево – без ног бежит. /кот –
ток/); оглушение и озвончение согласных («найди пару», например, тужить – /тушить/,
задевать /затевать/, жалость /шалость/); различение твердых и мягких согласных
(«найди пару», например, брат /брать/, угол /уголь/, ел /ель/; «третий лишний»,
например, забор – чаща – осень /забор/) и т.д.
Такие игры я чаще использую на уроках в 5 классе при изучении темы «Фонетика»,
как при изучении нового материала, так и при повторении ранее изученного (6 класс).
Коммуникативнофонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и
воспроизведение тембра голоса; на выбор адекватной громкости; на развитие силы
голоса; на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое ударение,
выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм.
2.Лексикофразеологические игры: привить интерес к слову, научить правильно
произносить его; (игрызагадки используются на уроках для проверки глубины и
прочности знаний по материалу большого объема и как средство развития
сотрудничества школьников. С их помощью ученики закрепляют и углубляют знания
литературоведческих понятий, развивается память и мышление. Игра приучает
учащихся трудиться, развивает воображение, сообразительность, смекалку. Так, зная,
на какую тему будет проходить игра, учащиеся сами обращаются к учебнику,
повторяют необходимый материал. К играм такого вида можно отнести: ребусы,
шарады и кроссворды; кроссворды – нужно подобрать слово, которое дает не только
ответ на поставленный вопрос, но и точно умещается в отведенные для него клетки.,
сканворды, чайнворды) при изучении темы «Лексика. Лексическое значение слова»
6класс; системные отношения в лексике («третий лишний», «ассоциации», «игры с
мячом» при изучении тем «Синонимы», «Антонимы» 5 – 6 кл. )
Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи,
расширение словарного запаса («ищи свою половину», например, 1.Век живи – не
воин. 2. Один в поле – век учись.; «кто догадливее?» при изучении темы «Фразеологизмы» 6 кл., например, замените фразеологические обороты словами
синонимами: рукой подать /близко/, кожа да кости /худой/, повесить нос
/грустить/; и мн.др.)
3.Игры по морфемике и словообразованию. Игры, развивающие умение делить слово
на морфемы и выявлять способы словообразования («от одного корня», «слова по
схеме»). Так на уроке в 56 классе по теме «Словообразование» можно использовать
такие игры, образовать слово, используя морфемы других слов ( прибежать –
приставка; школьник – корень; каменный – суффикс; красивый – окончание =
пришкольный),
Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию,
морфологию, синтаксис (игра «ассоциации», так например, при изучении темы
«Гласные в приставках пре и при» в 6 классе. К доске выходит ученик,
вытягивает карточку с написанным словом, в котором есть приставка пре или при, и
пытается без единого звука это слово показать. Остальные должны угадать что это за
слово). Игра «кто быстрее» при изучении в 6 классе слов с чередующимися гласными
в корне. Игра «собери предложение» может использоваться как синтаксическая
пятиминутка на любом уроке и при изучении любой темы.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе –
от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.
Так на уроке русского языка и литературы могут быть проведены:
1. Сюжетные (ролевые) игры:
игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно
предлагаются на традиционном уроке ( найди орфограмму, произведи один из видов
разбора и т.д.) в течение обучения в 59 классах;
использование игры на определенном этапе урока (начало, середина, конец;
знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и
систематизация изученного);
2. Игры – соревнования:
различные виды внеклассной работы по русскому языку и литературе
(лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут
проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Так в рамках
проведения недели русского языка и литературы мною были проведены:
«Лингвистическая игра для 8 классов», «Калейдоскоп числительных» для учащихся 7
кл., «Ты и твое имя» для учащихся 6 кл..
игравикторина (главная задача – активно повторить пройденный на уроке
материал). Так например, викторина в 5 классе «Мир сказок», викторина по
произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 8 классе и др.
игры – аукционы (развивается зрительная память, речь, логическое мышление,
сознательное усвоение учебного материала).
элементы состязательности содержатся и в КВНах, где учащиеся получают
широкую возможность самореализоваться в процессе игрового действия (учащиеся
приобретают навыки социального взаимодействия, коллективной направленности).
Например, мною был проведен литературный КВН по басням И.А.Крылова в 5
классе.
игры – путешествия (требуют поиска различных путей решения, развивают
воображение, актуализируют познавательную активность учащихся и протекают в
непринужденной обстановке общения друг с другом, в которой проявляется
взаимопомощь и дружеская поддержка; могут быть и заочные путешествия. Так, например, заочное путешествие по пушкинским места при изучении творчества
А.С.Пушкина в 5 классе);
игры соревнования (учитывается самостоятельность, четкость и оперативность
выполнения задания, учащиеся приобретают опыт общения, сотрудничества).
3. Интеллектуальные игры:
интеллектуальному развитию
поднятие престижа знаний, способствование
личности;
формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение,
классификация, аналогия);
развитие образного и логического мышления;
развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и
конструктивных умений;
развитие речи (умение обосновывать свои убеждения);
формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения.
Интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов,
тесно связывается с учебным процессом. Формирование интереса к учению – важное
средство повышения качества обучения. Интеллектуальная игра вызывает у детей
живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче
усвоить учебный материал.
Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает
робких детей и дает им возможность показать себя неожиданной стороны, раскрыть
дремлющие способности.
Так в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация.
следующие выводы:
игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально – координированная,
подчиненная известным правилам система. Игра является естественной формой
труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей
жизни;
игра позволяет не заставлять ребенка учиться, а вовлекать в совместную
деятельность с учителем;
игра помогает ребенку поновому взглянуть на привычный урок, способствует
возникновению интереса, а следовательно, делает процесс обучения
более
эффективным;
неся в себе огромный эмоциональный разряд, игра позволяет решать не только обще
учебные задачи, но и воспитывать в ребенке инициативу, настойчивость, умение
находить правильное решение в нестандартной ситуации;
коллективный командный дух, желание одержать победу, позволяет каждому
ребенку раскрыть себя, а иногда показать себя с неожиданной стороны.
На основании выше приведенных исследований и наблюдений можно сделать
Основные положения доклада:
1. На современном этапе у учителя есть возможность выбрать методы и
технологии обучения оптимальные для конструирования учебного
процесса. 2. Чтобы не заставлять детей учиться, я часто использую на своих уроках
игровые моменты с целью активизировать внимание учащихся, привлечь их
к восприятию нового материала, вспомнить изученное.
3. Дидактическая и интеллектуальная игра действенный метод для развития
умственных и творческих
совершенствования познавательных,
способностей детей.
4. Использование игровых технологий на уроках помогает мне снять ряд
трудностей, связанных с запоминанием материала, что способствует
развитию познавательного интереса.
5. В структуре учебного процесса выделяю 4 этапа игрового урока:
ориентировочный, подготовительный, игровой, обсуждение игры.
6. Классификация дидактических игр:
фонетические игры, лексики – фразеологические игры, игры по морфемике
и словообразованию (орфографии, морфологии, синтаксису)
На уроке русского языка и литературы могут быть проведены:
сюжетные (ролевые), игры – соревнования, интеллектуальные игры.
7.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально –
координированная, подчиненная известным правилам система. Игра является
естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности,
приготовлением к будущей жизни;
игра позволяет не заставлять ребенка учиться, а вовлекать в совместную
деятельность с учителем;
игра помогает ребенку поновому взглянуть на привычный урок, способствует
возникновению интереса, а следовательно, делает процесс обучения более
эффективным;
неся в себе огромный эмоциональный разряд, игра позволяет решать не только
обще учебные задачи, но и воспитывать в ребенке инициативу, настойчивость,
умение находить правильное решение в нестандартной ситуации;
коллективный командный дух, желание одержать победу, позволяет каждому
ребенку раскрыть себя, а иногда показать себя с неожиданной стороны.
Используемая литература.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.,1987.
Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М.,1989
Болдырева Е., Кучина Т. Игры, конкурсы, олимпиады по литературе 5
11кл. Изд.Академия Развития, 2007,с.192
Булгакова И.В. нестандартные уроки русского языка
57кл. Изд.:Феникс,2002,с.352
Ваганова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.:
Цитадель, 2001.
Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в
играх и упражнениях. Ярославль, 1998. Филипченко М.П. Загадки – шарады. И не только… Занимательные
материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях.
Волгоград: Учитель, 2008. – 110с.
Игры на уроках русского языка и литературы
Игры на уроках русского языка и литературы
Игры на уроках русского языка и литературы
Игры на уроках русского языка и литературы
Игры на уроках русского языка и литературы
Игры на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.