Игры на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.8

Игры на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.8
Игры +1
doc
русская литература +1
5 кл—11 кл
30.04.2018
Игры на уроках русского языка и литературы
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблемы использование новых технологий и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. Сегодня трудно заставить детей учиться: принуждать нечем, обещать в награду за образованность тоже, в общем, нечего. И вот, отчасти из гуманных соображений, отчасти из-за невозможности заставлять, на своих уроках русского языка и литературы я часто использую игровые моменты с целью активизировать внимание учащихся, привлечь их к восприятию нового материала, вспомнить изученное.
Игра и ее формы.doc
На   современном   этапе   главной   задачей   государственной   образовательной политики   является   создание   условий   для   достижения   нового   качества образования   в   соответствии   с   перспективными   потребностями   современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.     Глубокие   перемены,   происходящие   в   современном   образовании, выдвигают   в   качестве   приоритетной   проблемы   использование   новых технологий   и   воспитания.   У   учителя   есть   возможность   выбрать   методы и   технологии   обучения,   которые,   по   их   мнению,   наиболее   оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.   Сегодня трудно заставить детей учиться: принуждать нечем, обещать в награду   за   образованность   тоже,   в   общем,   нечего.   И   вот,   отчасти   из гуманных   соображений,   отчасти   из­за   невозможности   заставлять,   на своих   уроках   русского   языка   и   литературы   я   часто   использую   игровые моменты   с   целью   активизировать   внимание   учащихся,   привлечь   их   к восприятию нового материала, вспомнить изученное.   Игровые технологии  в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно   поэтому   дидактическая   и   интеллектуальная   игра   остается   самым действенным   методом   для   развития   и   совершенствования   познавательных, умственных   и   творческих   способностей   детей.   Игра   приоткрывает   ребенку незнакомые   грани   изучаемой   науки,   помогает   по­новому   взглянуть   на   привычный урок,   способствует   возникновению   у   школьников   интереса   к   учебному   предмету, значит,   процесс   обучения   становится   более   эффективным.   Целью   обращения   к игровым технологиям на уроке русского языка и литературы является приобретение конкретных   практических   навыков,   закрепление   их   на   уровне   методики,   перевод знаний в опыт.   Форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрежки. В игре незаметно, сами собой, исчезнут стены, разделяющие  сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.     Использование   игровых   технологий   на   уроках   русского   языка   и   литературы помогает   мне   снять   ряд   трудностей,   связанных   с   запоминанием   материала,   вести изучение   и   закрепление   материала   на   уровне   эмоционального   сознания,   что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку и литературе как к учебному предмету. Немаловажно  также   и   то,   что   игра   на   уроках   способствует   обогащению   словарного   запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд,   решает   не   только   общеучебные   и   развивающие   задачи,   но   и   воспитывает качества   творческой   личности:   инициативу,   настойчивость,   целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.     Иногда   такие   игры   входили   в   историю.   Так   в   Петербурге   в   1815   году   было образовано литературное общество «Арзамас». Члены этого литературного общества называли   друг   друга   веселыми   прозвищами.   Жуковский   назывался   Светланой, Д.Блудов   –   будущий   министр   внутренних   дел,   звался   Кассандрой,   поэт   Пушкин носил имя Вот, а потом, когда ему присвоили звание старосты – Вот – я – вас. Это была увлекательная игра. В ней утверждалось новое литературное направление и   остроумно   развенчивалось   старое.   Каждый,   вступая   в   общество,   произносил «надгробную   речь»   об   одном   из   литературных   противников,   а   Жуковский   вел протоколы заседания в веселых стихах.   В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента – этапа игрового урока. 1.Ориентировочный   этап.   Сначала   я   представляю   изучаемую   тему,   напоминаю основные понятия. Далее даю обзор общего хода игры. 2.Подготовка   к   проведению   игры.   Я   излагаю   сценарий   игры,   останавливаюсь   на задачах,   обсуждаю   с   учениками   игровые   процедуры,   предлагаю   критерии   оценок, показываю примерный тип решений в ходе игры.  3.Проведение игры. Организую, проведение игры, фиксирую игровые действия, слежу за подсчетом очков. 4.Обсуждение игры. Провожу обсуждение игры, в ходе которого даю характеристики «событий»  игры и их восприятия участниками,  корректируются  критерии  оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания – либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем.     Чаще   всего   классификация   дидактических   игр   по   русскому   языку   основана   на тематическом принципе: игры распределяются по разделам лингвистики; при этом есть игры, помогающие отработать коммуникативный аспект. 1.Фонетические   игры:   фонемное   различение   слов   («убери   одну   фонему»,   «замени фонему», метаграммы (например, с «г» ­ ее на винт накрутят, с «л» ­ конечно, лает, с «м» ­ одежда, но не греет, с «з» ­ от волка убегает. /гайка – лайка – майка ­ зайка/), анаграммы (Слева на право – на ногах стоит. Справа на лево – без ног бежит. /кот – ток/); оглушение и озвончение согласных («найди пару», например, тужить – /тушить/, задевать ­ /затевать/, жалость ­ /шалость/); различение твердых и мягких согласных («найди пару», например, брат ­ /брать/, угол ­ /уголь/, ел ­ /ель/; «третий лишний», например, забор – чаща – осень /забор/) и т.д.     Такие игры я чаще использую на уроках  в 5 классе при изучении темы «Фонетика», как при изучении нового материала, так и при повторении ранее изученного (6 класс).   Коммуникативно­фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса;   на выбор адекватной громкости; на развитие силы голоса;   на  отработку правильной  мелодики,  умения  ставить  логическое  ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм. 2.Лексико­фразеологические   игры:   привить   интерес   к   слову,   научить   правильно произносить   его;   (игры­загадки   используются   на   уроках   для   проверки   глубины   и прочности   знаний   по   материалу   большого   объема   и   как   средство   развития сотрудничества школьников. С их помощью ученики закрепляют и углубляют знания литературоведческих   понятий,   развивается   память   и   мышление.   Игра   приучает учащихся трудиться, развивает воображение, сообразительность, смекалку. Так, зная, на   какую   тему   будет   проходить   игра,   учащиеся   сами   обращаются   к   учебнику, повторяют   необходимый   материал.   К   играм   такого   вида   можно   отнести:   ребусы, шарады и кроссворды; кроссворды – нужно подобрать слово, которое дает не только ответ на поставленный вопрос, но и точно умещается в отведенные для него клетки., сканворды, чайнворды) при изучении темы «Лексика. Лексическое значение слова» 6класс; системные отношения в лексике («третий   лишний», «ассоциации», «игры с мячом» при изучении тем «Синонимы», «Антонимы» 5 – 6 кл. )     Игры   на   развитие   навыков   устной   монологической   и   диалогической   речи, расширение словарного запаса («ищи свою половину», например, 1.Век живи – не воин.   2.   Один   в   поле   –   век   учись.;   «кто   догадливее?»   при   изучении   темы «Фразеологизмы»     6  кл.,   например,   замените   фразеологические   обороты   словами­ синонимами:   рукой   подать   ­   /близко/,   кожа   да   кости   ­   /худой/,   повесить   нос   ­ /грустить/; и мн.др.)    3.Игры по морфемике и словообразованию. Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования («от одного корня», «слова по схеме»). Так на уроке в 5­6 классе по теме «Словообразование» можно использовать такие   игры,   образовать   слово,   используя   морфемы   других   слов   (   прибежать   – приставка;   школьник   –   корень;   каменный   –   суффикс;   красивый   –   окончание   = пришкольный),   Подобным   образом   подбираются   игры,   помогающие   осваивать   орфографию,   морфологию,   синтаксис   (игра   «ассоциации»,   так   например,   при   изучении   темы «Гласные   в     приставках     пре­       и   при­»   в   6   классе.   К   доске   выходит   ученик, вытягивает карточку с написанным словом, в котором есть приставка пре­ или при­, и пытается без единого звука это слово показать. Остальные должны угадать что это за слово). Игра «кто быстрее» при изучении в 6 классе слов с чередующимися гласными в   корне.   Игра   «собери   предложение»   может   использоваться   как   синтаксическая пятиминутка на любом уроке и при изучении любой темы.   Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.   Так на уроке русского языка и литературы могут быть проведены: 1. Сюжетные (ролевые) игры: ­ игровая организация  учебного процесса с использованием заданий, которые обычно  предлагаются на традиционном уроке   ( найди орфограмму, произведи один из видов  разбора и т.д.) в течение обучения в 5­9 классах; ­ использование игры на определенном этапе урока (начало, середина, конец;  знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и  систематизация изученного); 2. Игры – соревнования: ­   различные   виды   внеклассной   работы   по   русскому   языку   и   литературе (лингвистический   КВН,   экскурсии,   вечера,   олимпиады   и   т.п.),   которые   могут проводиться   между   учащимися   разных   классов   одной   параллели.   Так   в   рамках проведения   недели   русского   языка   и   литературы   мною   были   проведены: «Лингвистическая игра для 8 классов», «Калейдоскоп числительных» для учащихся 7 кл., «Ты и твое имя» для учащихся 6 кл..  ­   игра­викторина   (главная   задача   –   активно   повторить   пройденный   на   уроке материал).   Так   например,   викторина   в   5   классе   «Мир   сказок»,   викторина   по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 8 классе и др. ­   игры   –   аукционы   (развивается   зрительная   память,   речь,   логическое   мышление, сознательное усвоение учебного материала). ­   элементы   состязательности   содержатся   и   в   КВНах,   где   учащиеся   получают широкую возможность самореализоваться   в процессе игрового действия (учащиеся приобретают   навыки   социального   взаимодействия,   коллективной   направленности). Например,   мною   был   проведен   литературный   КВН   по   басням   И.А.Крылова   в   5 классе. ­   игры   –   путешествия   (требуют   поиска   различных   путей   решения,   развивают воображение,   актуализируют   познавательную   активность   учащихся   и   протекают   в непринужденной   обстановке   общения     друг   с   другом,   в   которой   проявляется взаимопомощь   и   дружеская   поддержка;   могут   быть   и   заочные   путешествия.   Так, например,   заочное   путешествие   по   пушкинским   места   при   изучении   творчества А.С.Пушкина в 5 классе); ­   игры­   соревнования   (учитывается   самостоятельность,   четкость   и   оперативность выполнения задания, учащиеся приобретают опыт общения, сотрудничества). 3. Интеллектуальные игры:   интеллектуальному   развитию ­   поднятие   престижа   знаний,   способствование   личности; ­   формирование   приемов   умственных   действий   (анализ,   синтез,   сравнение, классификация, аналогия); ­ развитие образного и логического мышления; ­   развитие   вариативности   мышления,   творческих   способностей,   воображения   и конструктивных умений; ­ развитие речи (умение обосновывать свои убеждения); ­ формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения.    Интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Интеллектуальная  игра вызывает  у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.    Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает робких детей и дает им возможность показать себя  неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности. Так в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная  учебная мотивация.   следующие выводы: ­ игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально – координированная, подчиненная   известным   правилам   система.   Игра   является   естественной   формой труда   ребенка,   присущей   ему   формой   деятельности,   приготовлением   к   будущей жизни; ­   игра   позволяет   не   заставлять   ребенка   учиться,   а   вовлекать   в   совместную деятельность с учителем; ­   игра   помогает   ребенку   по­новому   взглянуть   на   привычный   урок,   способствует возникновению   интереса,   а   следовательно,   делает   процесс   обучения     более эффективным; ­ неся в себе огромный эмоциональный разряд, игра позволяет решать не только обще учебные   задачи,   но  и   воспитывать   в   ребенке     инициативу,   настойчивость,   умение находить правильное решение в нестандартной ситуации; ­   коллективный   командный   дух,   желание   одержать   победу,   позволяет   каждому ребенку раскрыть себя, а иногда показать себя с неожиданной стороны.   На   основании   выше   приведенных   исследований   и   наблюдений   можно   сделать Основные положения доклада: 1. На   современном   этапе   у   учителя   есть   возможность   выбрать   методы   и технологии   обучения   оптимальные   для   конструирования   учебного процесса. 2. Чтобы не заставлять детей учиться, я часто использую на своих уроках игровые моменты с целью активизировать внимание учащихся, привлечь их к восприятию нового материала, вспомнить изученное. 3. Дидактическая и интеллектуальная игра действенный метод для развития   умственных   и   творческих совершенствования   познавательных, способностей детей. 4. Использование   игровых технологий на уроках помогает   мне снять ряд трудностей,   связанных   с   запоминанием   материала,   что   способствует развитию познавательного интереса. 5. В   структуре     учебного   процесса   выделяю   4   этапа   игрового     урока: ориентировочный, подготовительный, игровой, обсуждение игры. 6. Классификация дидактических игр: фонетические игры, лексики – фразеологические игры, игры по морфемике и словообразованию (орфографии, морфологии, синтаксису)  На уроке русского языка и литературы могут быть проведены: сюжетные (ролевые), игры – соревнования, интеллектуальные игры. 7.      Таким образом, можно сделать следующие выводы:   игра   есть   разумная   и   целесообразная,   планомерная,   социально   – координированная, подчиненная известным правилам система. Игра является естественной   формой   труда   ребенка,   присущей   ему   формой   деятельности, приготовлением к будущей жизни;   игра   позволяет   не   заставлять   ребенка   учиться,   а   вовлекать   в   совместную деятельность с учителем;  игра помогает ребенку по­новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению   интереса,   а  следовательно,  делает   процесс   обучения     более эффективным;  неся в себе огромный эмоциональный разряд, игра позволяет решать не только обще учебные задачи, но и воспитывать в ребенке  инициативу, настойчивость, умение находить правильное решение в нестандартной ситуации;  коллективный командный дух, желание одержать победу, позволяет каждому ребенку раскрыть себя, а иногда показать себя с неожиданной стороны. Используемая литература. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.,1987. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М.,1989 Болдырева Е., Кучина Т. Игры, конкурсы, олимпиады  по литературе 5­ 11кл. Изд.Академия Развития, 2007,с.192 Булгакова И.В. нестандартные уроки русского языка   5­7кл. Изд.:Феникс,2002,с.352 Ваганова   Д.Х.   Риторика   в   интеллектуальных   играх   и   тренингах.   М.: Цитадель, 2001. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль, 1998. Филипченко   М.П.   Загадки   –   шарады.   И   не   только…   Занимательные материалы   по   русскому   языку   на   уроках     и   внеклассных   занятиях.­ Волгоград: Учитель, 2008. – 110с.

Игры на уроках русского языка и литературы

Игры на уроках русского языка и литературы

Игры на уроках русского языка и литературы

Игры на уроках русского языка и литературы

Игры на уроках русского языка и литературы

Игры на уроках русского языка и литературы

Игры на уроках русского языка и литературы

Игры на уроках русского языка и литературы

Игры на уроках русского языка и литературы

Игры на уроках русского языка и литературы

Игры на уроках русского языка и литературы

Игры на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018