Консультация для родителей и педагогов
«Игрушка в жизни ребёнка».
Мельникова О.В.
учительлогопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 49» г.Перми.
Давайте вспомним наше детство… Что происходит сразу? Конечно, мамины тёплые руки, и…
любимый плюшевый мишка /кукла, зайчик и т.д. у каждого своё/. Именно с игрушками у
большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас,
игрушка обладает ценностью общечеловеческой, так как представляет собой творение не менее
грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и
более весёлого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым,
нужно очень серьёзно.
Итак, начнём с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания
ребёнком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме, её улыбке. И
через общение с ней ребёнок знакомится с первыми предметами и игрушками. В этот период
малышу необходимы всевозможные кольца из резины, погремушки, подвески. Они должны быть
яркими и находиться в поле зрения ребёнка, так как игрушка должна привлекать внимание ребёнка.
Чуть позже, с развитием хватания, малыш должен иметь возможность действовать с предметом:
стучать им, кидать его. Хорошо, если игрушка будет звучащей. В 69 месяцев можно добавить так
называемые игрушкивкладыши, которые позволяют ребёнку развиваться интеллектуально.
Постепенно в предметный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У них должны
быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица. В 912 месяцев можно
порадовать ребёнка заводными игрушкамизабавами: клюющими курочками, барабанящими
зайцами. В 1012 месяцев ребёнку уже нужны пирамидки из 35 колец и кубики. Многих родителей
настораживает то, что в этот период ребёнок буквально всё тянет в рот. Не пугайтесь: вопервых, у
малыша просто режутся зубки, а вовторых, рот является для ребёнка таким же средством
познания, как и руки, и глаза. Вам необходимо лишь помнить о гигиене игрушек.
В возрасте от 1го года до 3х лет малыш становится более самостоятельным, у него появляется
возможность самостоятельно передвигаться. Но радость малышу проблемы родителям! Чтобы
ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам уберите их с глаз
ребёнка, не провоцируйте его на «подвиги». В это период уже можно купить ребёнку меховую
игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут
малышу запомнить, что игрушки надо убирать.
К 3м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в
игре, он может наиболее чётко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо
расширить набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к
детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремится жить взрослой жизнью, так помогите ему.
Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку легко освоиться далее в коллективе
сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально.
К 3м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны увеличиться в размерах: большая кукла,
большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и
всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними
действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребёнку хаотично
нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные
матрёшки. Если хотя бы одну из них ребёнок поместит неправильно – матрёшки не будут
неразлучными сёстрами. Так же в этот период нужно вводить в жизнь ребёнка различные
настольнопечатные игры.
К 45годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей,
солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, вэтом возрасте ребёнку начинают быть доступными все виды игрушек: и куклы, и строительный
материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические
игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают
машинки и оружие, а девочки – кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех и у, других продолжает
развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6ти годам у ребёнка просыпается
интерес к моделированию, конструированию, т. е. К тем играм, которые позволяют ему чтонибудь
смастерить своими руками.
Все выше перечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам» т. е. Эти
игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но
существует ещё одна, не менее важная группа – предметызаместители. Она включает в себя с
точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее – мусор. Но для ребёнка это
наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки,
тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чегонибудь и т.д.
Введение этих предметов целесообразно с 23х лет, так как именно в этот период происходит
развитие активной речи, а предметызаместители ставят малыша перед необходимостью называния
их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме
того, они способствуют расширению жизненного пространства за счёт введения воображаемой
ситуации /это замечательное «как будто»!/. Вы скажете: «Всё это хорошо, но каждая из
перечисленных игрушек стоит денег и не каждая семья может себе их позволить!» Да, это,
несомненно, так. Но важно запомнить правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать!
Естественно, вы не сможете не купить своему ребёнку какието игрушки. Но при желании все
игрушки можно сделать своими руками – и выглядеть для ребёнка они будут не менее красивыми и
ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию – и у вас всё получится. Вопервых,
папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить машинку,
вовторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для
неё, втретьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны,
это экономия бюджета, а с другой хорошая возможность сплочения семьи. Хотелось бы
остановиться ещё на одном моменте – выборе игрушек.
Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь 4мя правилами.
Игрушка должна быть:
1) безопасной ( просмотрите качество изготовления, материал, из которого она сделана ),
2) эстетичной на вид,
3) соответствующей возрасту,
многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше.
Естественно, это правило не касается погремушек для малышей).
В заключение необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая
игрушка, не может заменить живого общения с любимым папой и мамой.