1. «В лесу родилась елочка»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме.
Оборудование: настоящая или искусственная елка.
Ход. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть елку. Он объясняет, что елка – это дерево, у него есть ствол, ветки, иголки. Речь ребенка активизирует вопросами: «Какого цвета ствол? Какого цвета иголки? Потрогай иголки, Какие они? (острые») Покажи нижние истки, верхние. Где растет елка?» Затем взрослый и ребенок разучивают первый куплет песенки «В лесу родилась елочка».
ДЕРЕВЬЯ. ПРАЗДНИК ЕЛКИ
1. «В лесу родилась елочка»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме.
Оборудование: настоящая или искусственная елка.
Ход. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть елку. Он объясняет, что елка
– это дерево, у него есть ствол, ветки, иголки. Речь ребенка активизирует
вопросами: «Какого цвета ствол? Какого цвета иголки? Потрогай иголки,
Какие они? (острые») Покажи нижние истки, верхние. Где растет елка?»
Затем взрослый и ребенок разучивают первый куплет песенки «В лесу
родилась елочка».
2. «Один – много» (с существительными по теме) .
Елка – елки, ветка – ветки , иголка – иголки, шишка – шишки.
3. «Украсим елку к празднику»
Цель: расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: настоящая или искусственная елка, пятьсемь елочных
игрушек.
Ход. Сначала рассматривается елка без игрушек. Ребенка просит рассказать
все, что он знает о ней. Затем уточняют, какой скоро будет праздник и как
надо подготовить елку к нему. После этого рассматриваются игрушки.
Взрослый активизирует речь ребенка вопросами о цвете игрушек, объясняет,
какие бывают игрушки – стеклянные, бумажные, пластмассовые. Предлагает
ребенку повесить игрушку, уточняя на какие ветки (нижние, верхние,
длинные, короткие).
4. «Назови ласково» (с существительными по теме):
елка – елочка иголка – иголочка
ветка – веточка шишка – шишечка
шар – шарик
5. «Что на елке, а что (кто) под елкой?»Цель: закрепить понимание предлогов на и под, активизировать словарь по
теме.
Оборудование: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка,
подарок под елкой.
Ход. Взрослый просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что
или кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом.
6. «Сложи елочку»
Цель: научить правильно выкладывать елку из треугольников, ориентируясь
на их величину, закрепить словарь по теме.
Оборудование: три треугольника зеленого цвета разного размера.
Ход. Ребенок по образцу взрослого выкладывает елку из треугольников. Во
время выполнения задания отвечает на вопросы: «Какой треугольник ты
положишь сначала? (большой) А потом? (поменьше) Какой треугольник
будет у тебя вверху? (самый маленький)». При затруднениях взрослый
помогает ребенку. В конце игры ребенок рассказывает о елке (где растет,
какого цвета иголки и ствол, чем украшают елку на Новый год).