1.«Давай познакомимся»
Цель: уточнить и расширить словарь ребенка по теме.
Оборудование: игрушка, изображающая домашнего животного в мешке (кошка, собака, корова, лошадь).
Ход. Взрослый с таинственным видом показывает ребенку мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достает игрушку, например собаку, и беседует с малышом о ней. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Кто это? Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Какого цвета шерсть у собаки? Чем питается? Как называется детеныш собаки?
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
1.«Давай познакомимся»
Цель: уточнить и расширить словарь ребенка по теме.
Оборудование: игрушка, изображающая домашнего животного в мешке
(кошка, собака, корова, лошадь).
Ход. Взрослый с таинственным видом показывает ребенку мешок и говорит,
что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достает
игрушку, например собаку, и беседует с малышом о ней. Взрослый
активизирует речь ребенка вопросами: «Кто это? Какие части тела у нее
есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Какого цвета шерсть у собаки?
Чем питается? Как называется детеныш собаки? Как она кричит? Что умеет
делать? Где живет?» Если ребенок затрудняется при ответе на вопросы,
взрослый ему помогает. Взрослый должен объяснить ребенку, что собака –
это домашнее животное, гак как она живет рядом с человеком и человек
заботится о ней. Аналогично проводится беседа о кошке, корове и лошади.
2. "Кто как кричит?"
Цель: научить ребенка узнавать животного по звукоподражанию, закрепить и
активизировать словарь по теме.
Оборудование: мяч.
Ход: Взрослый воспроизводит звуки, характерные для какоголибо
домашнего животного, и бросает мяч ребенку. Тот называет это животное и
возвращает мяч: «Мяумяу» (кошка). «Гавгав» (собака), "Муму" (корова).
«Игого» (лошадь).
3. «Помоги маме найти своих детенышей»
Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык
образования существительных с уменьшительноласкательными суффиксами.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их
детенышей.Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей,
себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает
ребенку картинку например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она
потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет
подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок
затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока
все мамы не найдут своих детенышей.
4. «Назови ласково»
Цель: образовывать существительные с уменьшительноласкательными
суффиксами.
Оборудование: картинка, изображающая какоелибо домашнее животное и
его детеныша.
Ход. Взрослый просит ребенка назвать животное (например, корова), его
детеныша (теленок), показать на картинке части тела коровы, активизируя
его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у
маленького теленка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова –
головушка, нога – ножка, рога – рожки, копыто – копытце, ухо ушко, глаз –
глазик.
5. «Один—много» с домашними животными и их детенышами
кошка – кошки собака – собаки
корова – коровы лошадь – лошади
котенок – котята щенок – щенки
теленок – телята жеребенок – жеребята
6. "Кто где спрятался?"
Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь
Оборудование: игрушечная кошечка или собачка.
Ход. Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь,
около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенокнаходит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под
стол) «Правильно. Собачка под столом». Взрослый выделяет предлог
голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет
ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?»
Безречевому ребенку предлагают спрятать игрушку в какоето место. После
того как он выполнит инструкцию, взрослый расскажет, где игрушка,
выделяя предлог голосом.
7. «Разрезные картинки»
Цель: научить составлять целое из трех и четырех частей, активизировать
речь в ходе работы и после ее выполнения.
Оборудование: разрезные картинки «Конура» (дна вертикальны: роил),
«Конюшни» (вертикальный и горизонтальный разрезы).
Ход. Ребенку предлагают сложить конуру (конюшню). В ходе работы и после
ее выполнения активизируют речь ребенка вопросами: «Что ты нашел
сначала? Что потом? Кто живет в конуре (конюшне)?»