Игры с математическим содержанием для дошкольников
Оценка 4.6

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Оценка 4.6
Игры
docx
воспитательная работа +1
Детсад
19.05.2018
Игры с математическим содержанием для дошкольников
Материал содержит картотеку словесных, театрализованных, настоль-печатных, дидактических, сюжетно-ролевых игр с математическим содержанием для детей дошкольного возраста. Каждая игра представлена с подробным описанием и целями. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. Можно использовать в процессе непосредственной образовательной деятельности, а также для индивидуальной работы.
к.р по математике.docx
Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 1. Словесные игры……………………………………………………………5 2. Настольно­печатные игры……………………………………………….10 3. Сюжетные игры…………………………………………………………..14 4. Строительные игры………………………………………………………20 5. Подвижные игры…………………………………………………………25 6. Театрализованные игры………………………………………………….29 Заключение………………………………………………………………………34 Список литературы……………………………………………………………...35 Введение В   работе   дошкольных   учреждений   большое   место   занимают дидактические   игры.   Они   используются   на   занятиях   и   в   самостоятельной деятельности   детей.  Дидактическая   игра  может  служить   составной  частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети   осваивают   признаки   предметов,   учатся   классифицировать, обобщать,   сравнивать.   Использование   дидактической   игры   как   метода обучения   повышает   интерес   к   занятиям,   развивает   сосредоточенность, обеспечивает   лучшее   усвоение   программного   материала.   Особенно эффективны   эти   игры   на   занятиях   по   формированию   элементарных математических представлений. Обучение   математике   детей   дошкольного   возраста   немыслимо   без использования   занимательных   игр,   задач,   развлечений.   При   этом   роль дидактических игр определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач   всестороннего   развития   и   воспитания:   активизировать   умственную деятельность,   заинтересовывать   математическим   материалом,   увлекать   и развлекать   детей,   развивать   ум,   расширять,   углублять   математические представления,   закреплять   полученные   знания   и   умения,   упражнять   в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Используется занимательный материал (дидактические игры) и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Дети   очень   активны   в   восприятии   задач­шуток,   головоломок,   логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В   том   случае,   когда   занимательная   задача   доступна   ребенку,   у   него складывается   положительное   эмоциональное   отношение   к   ней,   что   и стимулирует   мыслительную   активность.   Ребенку   интересна   конечная   цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать,— которая увлекает его. 3 При   этом   дети   пользуются   двумя   видами   поисковых   проб: практическими   (действия   в   перекладывании,   подборе)   и   мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, т. е. как   бы   внезапно   приходят   к   правильному   решению.   Но   эта   внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь   на   основании   практических   действий   и   обдумывания.   При   этом дошкольникам свойственно догадываться только о какой­то части решения, каком­то этапе. Момент появления догадки дети, как правило, не объясняют: «Я подумал и решил. Так надо сделать». В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается   в   занятие,   являясь   средством   формирования   новых   знаний, расширения,   уточнения,   закрепления   учебного   материала.   Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время. Занимательный     математический   материал   является   хорошим средством   воспитания   у   детей   уже   в   дошкольном   возрасте   интереса   к     математике,   к   логике   и   доказательности   рассуждений,   желания   проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. 4 Словесные игры 5 Один ­ много Цель: Согласование существительного и числительного именительного  падежа. Ход: Мы сейчас гулять пойдем,                    дети гуляют по ковру, рассматривая  Много нового найдем.                      картинки, лежащие на нем. После слов Что увидишь, собери.                                    считалки берут с ковра выбранную Гному Тому подари.                                        картинку и кладут в корзинку, Раз, два, три четыре, пять –                 сопровождая свои действия словами: Начинаем собирать.                                 – Вот тебе, Том, много (один) листьев. Лево ­право Цель: Ориентировка относительно себя. Ход: Дети показывают названные по ходу слов игры части тела. Это – левая рука. Это – правая рука. Это – левая нога. Это – правая нога. Ушко левое у нас. Ушко правое у нас. А вот это левый глаз.             прикрыть глаза ладошками А вот это правый глаз. ­ Ку – ку Сначала ­ потом 6 Цель: Развивать временные и количественные представления. Ход: Сначала весна, а потом….                                  Сначала день, а потом…. Сначала маленький, а потом…                          Сначала 2, а потом… Сначала 4, а потом….                                         Сначала яйцо, а потом…. Сначала гусеница, а потом…                            Сначала цветочек, а потом…  «Три квадрата» Цель:  научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения   словами:   «большой»,   маленький»,   «средний»,   самый   большой», «самый маленький». Материал:  Три   квадрата   разной   величины,   фланелеграф;   у   детей   по   3 квадрата, фланелеграф. Ход: Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот ­ поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них).  А   теперь   вы   покажите   самые   большие   квадраты   (дети   поднимают   и показывают),   положите.   Теперь   поднимите   средние.   Теперь   ­   самые маленькие.   Далее   воспитатель   предлагает   детям   построить   из   квадратов башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах» ­ говорит воспитатель. «Угости зайчат» Цель:  формировать   у   детей   представления   равенства   на   основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну». 7 Материал: 4 игрушки – зайчика, 4 морковки Ход:  Воспитатель   говорит:   «Посмотрите,   к   нам   в   гости   пришли   зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного.   Сколько   всего   зайчат?   (много)   Давайте   зайчат   мы   угостим морковками.   Каждому   зайчику   дадим   по   морковке.   Сколько   морковок? (много).   Их   больше   или   меньше,   чем   зайчат?   Сколько   зайчат?   (много). Поровну   ли   зайчат   и   морковок?   Правильно,   их   поровну.   Как   еще   можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть». «Угадай, кто за кем» Цель:  формировать   у   детей   представление   о   заслоняемости   одних предметов другими. Уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют   меньшие,   а   меньшие   не   заслоняют   больших;   закреплять   слова «больше», «меньше», «за, «перед»; познакомить со словом «заслонять». Оборудование: Разные игрушки. Ход игры: 1­й вариант. Игрушки стоят на столе у педагога. Он просит посмотреть, что находится на столе, и закрыть глаза. Берет две игрушки, отставляет их немного в сторону и встает так, что заслоняет их собою. Дети открывают глаза и обнаруживают, что двух игрушек нет. «Я не отходила от стола. Куда же делись игрушки?» ­ говорит педагог. Если кто­то из ребят догадается, педагог удивленно говорит: «Ах, я встала и заслонила их». Если же дети не находят, то ищет сам и, обнаружив пропавшие игрушки, объясняет причину их исчезновения. После   этого   педагог   убирает   игрушки   и   приглашает   к   столу   двоих детей:   одного   высокого,   крупного,   другого   ­   маленького.   Дети   вновь 8 убеждаются   в   принципе   заслоняемости,  когда   маленький   встает   за   спиной большого. Итоги игры педагог обсуждает с детьми, почему Таню не видно за Колей, а Колю за Таней видно: «Больший заслоняет меньшего, а меньший заслонить не может большего». Настольно- печатные игры 9 «Подбери фигуру» Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в  их назывании. Материал: Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал,  прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами 5  геометрических лото. Ход: Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание  детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры  разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на  карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую  фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на  начерченную  фигуру. Геометрическое лото Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с  геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу. Материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу,  квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с  изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко,  шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный (коврик, платок, кубик и т. д.),  овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт,  портфель, книга, домино, картина). Ход: Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми  материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением  10 предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму  предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная). «Украсим платок» Цель:  учить   сравнивать   две   равные   и   неравные   по   количеству   группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости. Оборудование:  «платки»   (большой   ­   для   воспитателя,   маленькие   ­   для детей), набор листьев двух цветов (на каждого ребенка). Ход: Воспитатель предлагает украсить платки листочками. Спрашивает, как можно   это   сделать   (каждый   ребенок   выполняет   задание   самостоятельно). Затем   говорит:   «Давайте   теперь   украсим   платочки   по­другому,   все одинаково. Я буду украшать свой платок, а вы ­ маленькие. Верхний край украсим   желтыми   листочками,   вот   так.   (Показывает).   Положите   столько листьев,   сколько   я.   Правой   рукой   разложите   их   в   ряд   слева   направо.   А зелеными   листочками   украсим   нижний   край   платка.   Возьмем   столько   же зеленых листьев, сколько желтых. Добавим еще один желтый лист и поместим его на верхний край платка. Каких листочков стало больше? Как сделать, чтобы их стало поровну?» После проверки работ  и  их оценки  воспитатель  предлагает  украсить левую и правую стороны платка листьями разного цвета. Т. е. положить на правую сторону платка столько же листьев, сколько и на левую. (Показывает). В   заключении   дети   украшают   все   стороны   платка   по­своему   и рассказывают об этом. «Квадратик и кружок» Цель:  Знакомство   с   формой   .   учить   сопоставлять   изображение   по форме. 11 Оборудование:  4 больших карты, 20 маленьких карточек, 4 рамки с геометрическими фигурами Ход:  Ребята раскладывают на своих больших картах маленькие карточки, на  которых изображены предметы соответствующей формы. Взрослый достает  по 1 карточке и помогает ребенку выбрать те карточки, которые подходят к  его большой карте. Игра продолжается до тех пор, пока на больших картах не  будут собраны все маленькие. «Домики для гномиков» Цель: Учить подбирать заданное количество предметов: один, много,  мало, ни одного и изменять его.   Ход:  Ребята раскладывают на листе­основе с изображением домиков фигурки   гномиков,   меняя   по   ходу   игры   количество   фигурок.   Например, гномики «идут гулять», «отправляются в гости в соседний домик». Подобным образом проводятся игры с другим наглядным материалом ­  «Яблоки на яблонях», «Вазы с конфетами», «Букет цветов» и т.д. 12 Сюжетные игры 13 «В лес за грибами» Цель:  формировать у детей представления о количестве предметов «один ­ много», активизировать в речи детей слова «один, много». Материал: грибы, корзинки Ход: Приглашаем   детей   в   лес   за   грибами,   уточняем,   сколько   грибов   на поляне   (много).   Предлагаем   сорвать   по   одному.   Спрашиваем   у   каждого ребенка,   сколько   у   него   грибов.   «Давайте   сложим   все   грибы   в   корзинку. Сколько   ты   положил,   Саша?   Сколько   ты   положил,   Миша?   Сколько   стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного). «Длинное ­ короткое» Цель:  развитие   у   детей   четкого   дифференцированного   восприятия   новых качеств величины. Материал:  Атласные   и   капроновые   ленты   разных   цветов   и   размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла. Ход:  Перед   началом   игры   воспитатель   заранее   раскладывает   на   двух   столах комплекты   игрового   дидактического   материала   (разноцветные   ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки ­ плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую ­ поясок для Кати, другую длинную ­ поясок для мишки.   Дети   с   помощью   воспитателя   примеряют   и   завязывают   пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят 14 поменяться   поясками.   Педагог   предлагает   снять   пояски   и   поменять   их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы   поясок   слишком   велик.   Педагог   предлагает   рассмотреть   пояски   и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название   качества   величины   ­   длина.   После   этого   воспитатель   показывает детям две картонные полоски ­ длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная. «Путешествие на машине» Возьмите маленькую машинку и предложите ребенку покатать ее друг к  другу. Немного поиграв с нею, скажите: «А теперь машинку нужно отправить  в гараж, чтобы она отдохнула. Давай, как будто мы с тобой строители и  строим для машины гараж? Гараж строят из кирпичиков. Где у нас  кирпичики?» Помогите ребенку соорудить гараж, ворота, похвалите его.  После того, как малыш построит ворота, предложите въехать через них в  гараж. Предоставляйте ребенку возможность действовать самому, задавайте  ему вопросы, побуждая к диалогу с машинкой. Малыш катает машинку  столько, сколько ему захочется. Если он хорошо и с интересом играет в такую игру, ее можно  усложнить. Например, предложить ему отправиться на машине в лес. Для  этого понадобится обозначить лес. Это можно сделать, поставив на дальнем  краю стола высокие цилиндры (деревья). Игрушечную машинку при желании можно заменить кубиком или  палочкой. Можно построить также мост для машины или соорудить горку из  кубиков и брусков. Такие постройки желательно на некоторое время  15 оставлять нетронутыми. Ребенок может потерять к игре интерес, но через  некоторое время, увидев постройку, снова вернуться к ней. «Овощной магазин» Цель:  Расширять   представления   о   форме   и   величине;   развивать   навыки сравнения предметов. Ход игры: 1   вариант:   Воспитатель   приглашает   детей   в   новый   овощной   магазин.   На прилавке  много  товара:   свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям   поработать   в   магазине   продавцами.   Директор   магазина   ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить товар по корзинам так, чтобы   покупатели   могли   быстро   его   купить:   отобрать   в   корзины   овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает. 2  вариант:   Можно   предложить   детям   развозить   овощи   с  овощной   базы   на машинах   по   детским   садам,   магазинам   (отбирать   овощи   только   красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).  «Поезд». Цель: Умение находить один или много предметов в окружающей обстановке. Оборудование: Создать в групповой комнате четыре станции: 1. «Чайная» Много чашек (5), чайник (1) 2. «Полянка» Много грибов (5), елочка (1) 3. «Лесная» Много елочек, один еж 4. «Мебельная» Много стульев, стул один 16 Ход игры:  В разных местах игровой комнаты располагаются группы игрушек – «станции»: лесная, чайная, полянка, мебельная. Мы с тобой поедем в  путешествие по группе, будем останавливаться на разных станциях, ты  должен (должна) сказать, каких предметов много на этой станции, а каких по  одному. «Веселые матрешки» Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Материал:   2   комплекта   пятиместных   матрешек,   2   комплекта   разных   по величине кружочков, башенка из полых кубов. Ход: По приглашению педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что­то там,   в   середине   гремит!   Посмотрим,   что   там   есть?   (Снимает   верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я ­ Матреша, я ­ Наташа, я ­ Даша, я ­ Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель).  Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка   самая   маленькая   (высокая)?   Потом   матрешки   идут   обедать. Педагог   ставит   на   стол   набор   кружочков   (тарелочек)   пяти   вариантов величины,   вызывает   детей   по   очереди,   которые   подбирают   для   своих матрешек   тарелочки   соответствующей   величины.   Пообедав,   матрешки 17 собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и   дети   подбирают   своим   матрешкам   подружек   такого   же   роста.   Пары матрешек   передвигаются   по   столу.   Потом   разбегаются   и   смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со   стола   пару   матрешек   одного   роста.   «Пора   домой!   ­   говорит   педагог. Становитесь   в   пары».   Матрешки   выстраиваются   парами,   и   вдруг обнаруживается, что какой­то пары матрешек не хватает. Педагог предлагает детям   позвать   матрешек   по   имени   (если   помнят).   Все   хором   просят   ее вернуться.  Матрешки   появляются,   малыши   ставят   их   на   место   и  игрушки отправляются домой. Педагог ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона   у   них   отсутствует)   –   это   домики   для   матрешек.   По   просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой. Строительные игры 18 «Домики для медвежат» Цель:  развивать   умение   детей   сравнивать   два   предмета   по   величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Материал:  2   игрушечных   медвежонка   разного   размера,   строительный материал, 2 елочки разные по величине Ход: Воспитатель говорит: «Ребята, я вам сейчас расскажу интересную историю. Жили – были два медвежонка, и вот однажды они решили построить себе домики. Взяли стены и крыши для домиков, но только не поймут, что делать дальше. Давайте мы им поможем сделать домики. Посмотрите, какие у нас по величине   медвежата?   Какой   этот   медвежонок   по   величине,   большой   или меленький? Какой мы ему будем делать домик? Какую ты возьмешь стену, большую или меленькую? Какую надо взять крышу? А этот медвежонок какой по величине? Какой ему надо сделать домик? Какую ты возьмешь крышу? Какого   она   цвета?   Давайте   возле   домиков   посадим   елочки.   Елочки одинаковые по величине или разные? Где мы посадим высокую елочку? Где посадим низкую  елочку? Медвежата очень рады, что вы  им помогли. Они хотят с вами поиграть». «Составь цветок» Цель:  научить   составлять   силуэт   цветка   из   одинаковых   по   форме геометрических фигур, группируя их. Материал: геометрические фигуры из картона Ход   игры:  взрослый   предлагает   ребенку   составить   цветок   для   мамы   или бабушки   к   празднику   из   геометрических   фигур.   При   этом   объясняет,   что серединка   цветка   –   круг,   а   лепестки   –   треугольники   или   круги.   Ребенку предоставляется   на   выбор   собрать   цветок   с   треугольными   и   ли   круглыми 19 лепестками. Таким образом, можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру. «Гараж» Цель:  Учить   сравнивать   предметы   по   величине,   соотносить   предметы   по размеру. Оборудование: строительный материал, машинки разных размеров. Ход:  Играет ребенок с машинками, спросите какая машинка больше, какая меньше. Построил из кубиков гараж, спросите какой выше, ниже. Соотнесите их с размерами машин. Какую машину, в какой гараж можно поставить? «Мостики для медведей». Цель: 1.   Продолжать   знакомить   детей   с   понятиями   широкий,   узкий,   длинный, короткий. 2. Продолжать учить детей группировать по цвету и длине. 3. Закрепить у детей представление о цветах: оранжевый, голубой. 4.   Продолжать   знакомить   детей   с   взаимосвязями   большой   ­   широкий, маленький ­ узкий. Материал: Мягкие игрушки ­ маленький и большой медведи,  макет речки из картона. Ход занятия: Перед детьми возле макета речки сидят два игрушечных медведя. Здравствуйте, мишки! Что вы тут сидите такие печальные, грустные? Медведи:  На   речке   сломался   мостик   и   нам   теперь   не   добраться   домой, потому что мы живем за рекой в лесу. Воспитатель:  Дети,   давайте   поможем   медведям,   построим   им   новые мостики. (ответы детей) Большой медведь: А какой мост вы мне сделаете? (ответы детей) 20 Воспитатель: Ты ­ большой медведь, и мы сделаем тебе широкий мост. Маленький медведь: А какой мостик вы мне сделаете? (ответы детей) Воспитатель: Ты ­ маленький медведь, мы сделаем тебе узкий мостик. Дети, давайте выберем самые длинные палочки. (палочки лежат около речки) А   какого   цвета   длинные   палочки?   Правильно,   оранжевые.   Давайте   из оранжевых палочек построим широкий мост большому медведю. (Дети строят по словесному указанию воспитателя) Теперь   давайте   выберем   самые   короткие   палочки.   А   какого   они   цвета? Правильно,   голубые!   Из   голубых   мы   построим   узкий   мост   маленькому медведю. (Дети строят по словесному указанию воспитателя) Какие вы ребята молодцы! Какой вы мост построили большому медведю? Правильно   ­   широкий.   А   какой   мост   вы   построили   маленькому   медведю? Правильно ­ узкий. Медведи:  Спасибо   дети   за   красивые   мостики.   Вы   приехали   на   машинах? Можно   нам   с   вами   покататься?   (Дети   катаются   вместе   с   медведями   на машинах,  потом   провожают   их   домой   по   мостикам   и  уезжают   обратно   на машинах в детский сад) «Сложи елочку» Цель:  Учить   сравнивать   предметы   по   величине,   обозначать   результат сравнения   словами   большой,   маленький,   больше,   меньше.   Развивать зрительное внимание, формировать предпосылки для логического мышления. Материалы: треугольники разного размера Ход:  Ребята,   давайте   сложим   ёлочку   для   наших   любимых   зверят   из треугольников.   Сначала   надо   взять   самый   большой   треугольник.   Сверху положить поменьше, а на самый верх – маленький. Что получилось? Какой треугольник   брали   сначала?   Затем   какой?   Какой   треугольник   положили снизу? Какой сверху? Вот какая получилась ёлочка. 21 22 Подвижные игры 23 «Догони меня» Цель:  учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость. Описание. Дети сидят на скамейке. Воспитатель предлагает им догнать его   и   бежит   в   сторону,   противоположную   от   детей.   Дети   бегут   за воспитателем,   стараясь   поймать   его.   Когда   они   подбегают   к   нему, воспитатель останавливается и говорит: «Убегайте, убегайте, догоню!» Дети бегом возвращаются на свои места. Указания   к   проведению.  Воспитатель   не   должен   слишком   быстро убегать от детей: им интересно его поймать. Не следует и слишком быстро бежать за детьми, так как они могут упасть. Сначала бег проводится только в одном направлении. Когда дети подбегут к воспитателю, надо отметить, что они умеют быстро бегать. При повторении игры воспитатель может менять направление, убегая от детей. «Прыжки по кочкам» Цель:  Закрепление   названий  геометрических  фигур, развитие  координации движений. Ход: Воспитатель   рисует   на   земле   геометрические   фигуры   (кружочки, квадратики и т.п.). Рисовать можно мелками на асфальте или палочкой на земле. Это будут «кочки». На самую дальнюю «кочку» воспитатель кладет какой­нибудь предмет, например, ведерко с формочками. Потом объясняем ребенку, что он сейчас пойдет в поход за ведерком, но идти надо только по кочкам.   Малыш   начинает   движение,   передвигаясь,   ставит   ноги   на нарисованные «кочки».  «Найди свой цвет» 24 Цель: учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в  пространстве; развивать ловкость. Описание.  В   разных   сторонах   площадки   воспитатель   кладёт   обручи (изготовленные из картона) и в них ставит по одной кегле разного цвета. Одна группа   детей   становится   вокруг   кегли   красного   цвета,   другая   –   жёлтого, третья – синего. По сигналу воспитателя: «На прогулку!» ­ дети расходятся или разбегаются по всей площадке в разных направлениях. На второй сигнал: «Найди свой цвет!» ­ дети бегут к своим местам, стараясь найти кеглю своего цвета. Игра повторяется. Найди свое место в кругу На   полу   выложен   круг,  разделенный   на   сектора   со   вписанными   в   каждый сектор числами. Изобразить круг можно с помощью веревок, цветных лент или большого обруча. Можно начертить круг мелом или краской на асфальте. Круг,   изображенный   краской,   будет   ровнее.   Но   числа   в   сектора   лучше вписывать мелом: это позволит менять их местами, каждый раз создавая для детей эффект новизны. Дети получают от педагога карточки с числами от 1 до 10 (при желании можно добавить еще и 0, можно увеличить количество секторов) и встают в круг. Внутри детского круга — другой, с секторами. По сигналу педагога дети начинают двигаться направо или налево под музыку или звуки бубна. Когда музыка прерывается, они должны очень быстро — на три счета — найти сектор с таким же числом, что у них на карточке, и встать в   него.   Не   сумевший   правильно   сориентироваться   вылетает. Игра   тренирует   не   только   способность   сопоставлять   графические   образы чисел, но и скорость реакции, и пространственное чувство. Найди себе пару 25 Описание:  Флажки   по   количеству   участников.   Половина   флажков одного цвета, половина другого. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке.   По   другому   сигналу   ищут   себе   пару.В   игре   может   принимать участие нечетное количество детей, тогда один остается без пары. К нему дети   будут   обращаться   со   словами:   «Ваня,   Ваня   не   зевай,   быстро   пару выбирай».              Театрализованные  игры 26 «Дом игрушек» Цель: Умение определить один и много звуков на слух. Оборудование:  Изображение   теремка,   игрушки:   собака,   кошка,   лягушка, ежик. Ход игры:  Стоит в поле теремок он не низок, не высок, посмотрите, кто живет в теремке, послушайте, сколько раз собака гавкнула, кошка мяукнула, ежик фыркнул … один или много раз. «Три медведя» Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине. Оборудование:  У воспитателя силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки. Педагог   раздает   детям   по   комплекту   предметов   одного   вида:   три   ложки разного размера, три стула и т. д. рассказывает': «Жили­были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой   он   но   размеру?   А   это   кто?   (Настасья   Петровна).   Она   больше   или меньше   Михаила   Ивановича?   А   какой   Мишутка?   (Маленький).   Давайте устроим   каждому   медведю   комнату.   Здесь   будет   жить   самый   большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т. д. для Михаиле Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для   кого   остались?   (Для   Настасьи   Петровны).   Какие   они   по   размеру? (Меньше,   чем   для   Михаила   Ивановича,   но   больше,   чем   для   Мишутки). Давайте   отнесем   их   Настасье   Петровне.   Устроили   медведи   свое   жилье   и пошли   в   лес   погулять.   Кто   идет   впереди?   Кто   за   ним?   Кто   последний? (Педагог помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки) 27 «Ежик» Цель: Учить соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого   признака,   определяющего   действия;   закреплять   значение   слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей. Оборудование:  Картонные   трафареты   с   изображением   ежей,   зонтиков четырех величин. Ход игры:  Педагог говорит, что сейчас он расскажет сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей: папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять, и вышли в поле. Там   не   было   ни   дома,   ни   дерева   (Предлагает   детям   найти   на   подносах фигурки ежей и положить их перед собой. Подходит к каждому и располагает фигурки   в   ряд   по   величине).   Вдруг   папа   еж   сказал:   «Посмотрите,   какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». «Побежали в лес, ­ предложила мама ежиха.   ­   Спрячемся   под   елкой».   Но   тут   пошел   дождь,   и   ежи   не   успели спрятаться. У вас ребята есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только   смотрите   внимательно,   кому,   какой   зонтик   подходит.   (Смотрит, используют   ли   дети   принцип   сопоставления   предметов   по   величине). «Молодцы, теперь все ежи спрятались под зонтиками. И они благодарят вас». Педагог спрашивает кого­либо, почему он дал один зонтик папе­ежу, а другой ­ маме­ежихе; следующего ребенка ­ почему маленьким ежатам дал другие зонтики. Дети отвечают, а педагог помогает им правильно сформулировать ответ. «Поиграем с колобком» 28 Цель:  Закрепить   понятие   круг;   упражнять   в   порядковом   счёте;   развивать умение рассуждать, делать выводы; развитие логического мышления у детей. Оборудование: кукольный театр «Колобок» Ход: Воспитатель заходит за ширму. ­ Ребята, смотрите ­ домик стоит. Интересно, кто в нём живёт? Воспитатель заходит за ширму. Звучит музыка, появляются дед и бабка. Дед: Испеки мне, бабка, колобок. Бабка: Да из чего – муки нет! Дед: А ты по амбару помети, по сусекам поскреби, авось наберёшь горсти две муки. Бабка   по   амбару   помела,   по   сусекам   поскребла,   тесто   замесила,   испекла колобок и положила на окно постынуть. (Воспитатель выходит из­за ширмы) ­ Ребята, в какую сказку мы попали (колобок) ­   Посмотрите   какой   румяный   и   пригожий   получился   колобок.   Давайте поиграем с колобком. Дети   садятся   на   ковёр   и   катают   колобок   приговаривая:   «Катись,   катись колобок к Анечке…» ­ Почему колобок катиться так легко? ­ У него есть углы? Стороны? На какую геометрическую фигуру он похож? Какие ещё круглые предметы вы знаете? ­ Кого колобок встречал в сказке? ­   Помогите   мне   расположить   их   по   порядку   (на   доске).   Кого   встретил колобок первым? Вторым (дети выставляют картинки по порядку). Молодцы ребята! Колобку пора возвращаться домой, а мы с вами в следующий раз побываем в другой сказке. 29 «Курочка Ряба» Цель:  Вызвать у детей интерес к сказке, привлечь к игре­драматизации по сказке.   Формировать   устойчивые   представления   о   форме,   величине, количестве. Оборудование: Игрушки для настольного театра: дед, баба, курочка, мышка, яйца (простое и золотое).  Картинки­фоны с изображением гнезда и черных теней героев сказки, цветные силуэтные картинки героев сказки. Ход: Показ настольного театра «Курочка ряба» Жили себе дед да баба, была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое — золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била­била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, Яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».  ­ Посмотрите на эту картинку. 30 ­ Куда­то ушли все герои сказки, остались только их тени. Давайте вернем всех на место: вот вам цветные картинки деда, бабы, яйца, курочки и мышки — разложите их на подходящие по форме тени. Заключение Таким образом, дидактические игры очень важны для формирования у детей   элементарных   математических   представлений.  В  этих   играх   у   детей развиваются   сенсорные   способности,   пространственные   представления, образное   и   логическое   мышление,   смекалка   и   сообразительность,   а   также формируется привычка к умственному труду. Мой   опыт   работы   показывает,   что   знания,   данные   в   занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые   сопряжены   с   долгими   «бездушными»   упражнениями.   «Учиться можно   только   весело…   Чтобы   переваривать   знания,   надо   поглощать   их   с аппетитом», ­ эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики,   французскому   писателю   А.   Франсу,   но   с   ними   трудно   не согласиться. Я   считаю   что,   обучение   детей   математике   в   дошкольном   возрасте способствует   формированию   и   совершенствованию   интеллектуальных   гибкости способностей:   логике   мысли,   рассуждений   и   действий, мыслительного   процесса, творческого мышления.   смекалки   и   сообразительности,   развитию       В   заключение   можно   сделать   следующие   вывод:   развитие познавательных   способностей   и   познавательного   интереса   дошкольников   – один  из  важнейших   вопросов  воспитания   и  развития   ребенка   дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех 31 его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что­то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно,   самым   положительным   образом   скажется   на   его   умственном развитии.  32 Список литературы 1. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. "Игры и упражнения по развитию  умственных способностей у детей дошкольного возраста". ­М.:  Просвещение 1989 г. 2. Данилова В.В.; Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение  3. математике в детском саду ­ М., 1997 Ерофеева Т.И. и другие. "Математика для дошкольников",­ М.:  Просвещение 1992г. 4. Носова Е.А. "Формирование умения решать логические задачи в  дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования  элементарных математических представлений в детском саду". ­Л. :  1990г. 5. Формирование элементарных математических представлений у  дошкольников./ Под. ред. А.А. Столяра. ­ М., 1988. 6. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. ­ М.,  2000 7. 33 34

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников

Игры с математическим содержанием для дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2018