Каждый человек уникален и обладает собственным характером. Заметить индивидуальные особенности у ребенка можно уже в раннем детстве – хороший воспитатель должен уметь подобрать «ключик» к каждому из детей в группе дошкольного возраста. Для этого важно понимать взаимосвязь физического, нравственного и умственного формирования маленького человека, искать индивидуальный подход, чтобы своевременно выявлять те или иные характерные черты своих подопечных.
Игры, задания и упражнения для определения индивидуальных особенностей
детей
Упражнение «Заполни лист точками»
Цель: выяснить способности ребенка к кропотливой работе, выявить стиль
деятельности, отметить особенности внимания.
Для проведения этого упражнения ребенку дают стандартный лист бумаги
для рисования, на котором обозначено точками начало строчек. Дается
задание продолжить их и заполнить точками весь лист.
При выполнении упражнения отмечаются следующие особенности: быстрота
включения в деятельность, интерес к ней, доведение работы до конца; стиль
работы ребенка (спокойное поведение или суетливое, напряженность,
самостоятельность и др.); изменение темпа работы на различных ее этапах;
отвлекаемость ребенка, вопросы, ошибки, распределение их во времени.
Задание в детском журнале «Соедини точки и увидишь, какая фигура
получиться». Цель: выяснить способности ребенка к кропотливой работе,
выявить знания порядковых чисел, отметить особенности внимания.
Игра «Найди и промолчи»
Цель: выявить выдержку ребенка, отметить особенности внимания,
находчивость.
Дети стоят вдоль одной стороны комнаты или площадки лицом к
воспитателю. По сигналу воспитателя они поворачиваются лицом к стене.
Воспитатель в это время прячет платочек. Затем по сигналу дети
поворачиваются к педагогу, открывают глаза и начинают искать платочек.
Нашедший, не показывая вида, что он уже нашел, подходит к воспитателю,
тихо говорит ему, где он обнаружил платочек, и встает на свое место или
садится. Делать это нужно так, чтобы другие дети не обратили внимания на
нашедшего платочек. Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей
не отыщут платочек.
Игра «Перелет птиц»
Цель: выяснить реакцию ребенка на сигнал, отметить его выдержку,
поведение при необходимости быстрого изменения действий.
«Стая птиц» (дети стоят врассыпную) собирается на одном краю площадки, вдругом конце которой стоят на некотором расстоянии друг от друга стулья.
По сигналу воспитателя «Полетели!» «птицы» разлетаются по площадке,
расправив «крылья» и помахивая ими. По сигналу «Буря!» «птицы» летят к
«деревьям» (встают на стулья). Когда воспитатель объявляет: «Буря прошла»,
«птицы» спокойно спускаются с «деревьев».
Игра «Море волнуется»
Цель: выявить скорость движения детей и их точность, отметить реакцию
детей на изменившиеся условия игры и их находчивость.
Дети разбегаются по всей площадке. Воспитатель говорит: «Море волнуется
— раз, море волнуется — два, море волнуется — три, на месте, фигура,
замри!» После этих слов дети останавливаются на месте в той позе, в какой их
застало последнее слово педагога: приседают, разводят руки в стороны и т. д.
Игра «Кто летает»
Цель: выявить особенности внимания детей, отметить их реакцию.
Дети с воспитателем стоят по кругу. Воспитатель называет одушевленные или
неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя летающий
предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Например, он произносит:
«Ворона летает, стол летает, самолет летает» и т. д. Дети поднимают обе руки
вверх и произносят слово летает только в том случае, если педагог назвал
действительно летающий предмет.
Аппликации на квадрате «Украшение платочка».
Для осуществления этого замысла понадобится материал: квадратный лист
бумаги 15X15 см и большой набор готовых форм для наклеивания.
(Аналогично: Аппликация «Украшение вазы» и т. п.)
При этом обращается внимание на умение ребенка создавать композицию
узора, сочетать цвета, на его аккуратность при выполнении работы.
Цель: Выявить у детей инициативность и аккуратность.
Занятия: 1. Обвести узор по пунктирам
2.Раскрасить рисунок
3.Нарисовать по клеточкам такую же фигуру как на образце.
4. Прописать элементы по пунктиру и самостоятельноЦель: Выявить у детей инициативность и аккуратность, способность ребёнка к
сосредоточению, кропотливой работе.
«Дни недели»
Суть игры очень проста. Когда ведущий называет будний день, ребята
хлопают в ладоши, а когда выходной, никаких движений быть не должно.
Ведущий в очень быстром темпе называет дни недели и следит за самыми
внимательными.
«Где игрушка?»
“Зайчик очень любит прятаться и хочет, чтобы ты его поискал. Надо
закрыть глазки, и ждать, пока я скажу “Ищи”. Игрушка прячется на видное
место. Если ребенку тяжело найти, можно немножко помочь ему. Игра
развивает устойчивость внимания и способность доводить поставленную
задачу до конца.
«Что изменилось?»
Для этой игры потребуется столик и игрушки (78 штук). Они могут быть
абсолютно разными, но на столе их надо разместить так, чтобы они выполняли
какиенибудь действия. Например: кукла сидит за столом, пьет чай, а мишка
смотрит телевизор. Рядом с мишкой лежит мяч.
Потом надо позвать ребёнка и спросить: “Чтото изменилось на столе?”
Ребенок должен сказать, что было раньше на столе и что изменилось. Если
ребенок начинает трогать игрушки руками, то игру следует прекратить
"Носполпотолок"
Ведущий предлагает детям поиграть, при этом не поддаваясь на
провокацию. Он будет произносить слова: "нос", "пол", "потолок", а
показывать либо на верный, либо на неверный объект. Например, называет
нос, а показывает на потолок. Дети же должны тоже показывать пальцем, но
только на тот объект, который проговаривается. Их задача быть
сосредоточенными на называемом слове и показать в верном направлении.
"Найди правильную дорогу"
Это игра по картинкам, где обычно с одной стороны нарисован, например,
заяц, а с другой белка. Помоги зайчику добежать до белочки, при этом
дорога сильно путается, нужно постоянно удерживать внимание на том, куда
изогнулась верная линия.
"Верноневерно"
Ведущий говорит фразу, если логически она верна, дети хлопают в
ладоши, если противоречит действительности топают. Игра на внимание.
Например, ведущий говорит: "Груши растут на березе" (эта фраза неверна,
поэтому дети должны топать). А на фразу: "Зимой идет снег" должны
хлопать, потому что высказывание верное.
«Найди домик»Данная игра хорошо влияет на развитие внимания. Для игры понадобится
рисунок с животными или птицами и с таким же количеством домиков. В
процессе игры следует соединить волнистыми перекрещивающимися линиями
животных и домики и предложить ребенку найти дорогу к каждому домику.
Можно дать карандаш.
Игра «Волшебный столик»
Основная цель этой игры — учить детей замечать и осознавать
окружающую их обстановку и происходящие в ней изменения. Для этого
необходимо, прежде всего, управлять своим вниманием. Игра формирует
такие важные качества,
как наблюдательность, сосредоточенность,
устойчивость и произвольность внимания.
Для игры понадобится детский столик и несколько (58) игрушек средних
размеров. Это могут быть куклы, фигурки животных, машинки, самолетики,
кубики, шарики, кукольная мебель, посуда и пр. Перед игрой нужно
расположить эти игрушки на столике так, чтобы они изображали какуюлибо
сценку из кукольной жизни. Например, мишка спит на кроватке, кукла сидит в
центре стола, и на коленях у нее шарик.
Вместе с ребенком вы рассматриваете и обсуждаете эту сценку, задавая
ему наводящие вопросы: "Что делает мишка? Что в руках у куклы?" и пр.
Трогать игрушки руками при этом нельзя. Когда малыш хорошо рассмотрит
эту сценку, попросите его отвернуться или отойти в сторону, а сами в это
время поменяйте расположение игрушек на столе. Например, посадите куклу
и мишку напротив друг друга, как будто они перекатывают шарик. Потом
предложите ребенку вернуться к столику и спросите: "Что здесь изменилось?"
Малыш должен ответить, что раньше делали персонажи и что теперь, где они
находились раньше и где сейчас.
Вы можете заменить куклу, надеть на нее бантик или платочек, можете
прибавить или убрать какойлибо предмет и т.д. В содержание сценок можно
внести элемент шутки. Например, поставить мишку вверх ногами, надеть ему
на голову кастрюлю, спрятать куклу под кроватку и пр. Чем больше будет
предметов и персонажей на столе, тем труднее будет заметить изменения. Но
каждый раз нужно помогать ребенку рассмотреть и осмыслить то, что
произошло в вашей сценке, чтобы он вместе с вами назвал произошедшие
перемены — как было и как стало.
Правило "Не трогать игрушки руками" нужно соблюдать строго и
неукоснительно. Если малыш начнет сам переставлять предметы, игру нужно
прекратить, объяснив, что игрушки обиделись и больше показывать сценки не
хотят.
«Режим дня»Детям раздаются сюжетные картинки, на которых изображены режимные
моменты, они рассматривают картинки, затем быстро выстраиваются друг за
другом, соблюдая последовательность выполнения режимных моментов.
«Кто летает (прыгает, плавает, бегает, ползает)?»
Ведущий показывает изображение животного, а дети рассказывают, где
оно живет, как передвигается. Для игры выбирают пять звеньевых. Каждый из
них получает треугольник определенного цвета, а остальные дети картинки с
изображением животных. По сигналу дети, у которых на картинках
изображены животные, которые летают, становятся возле ученика с зеленым
треугольником, с изображением плавающих животных возле звеньевого с
голубым треугольником и т. д. Выигрывает то звено, которое быстро и
правильно выполнило задание.
«Нужно не нужно»
Ведущий говорит: "Я хочу посадить огород. Капуста нужна?" Дети
отвечают: "Нужна". Перечисляя овощные растения, ведущий называет
фруктовые. Кто из детей ошибся, платит фант. "Засадив" огород, дети
продолжают игру начинают "засаживать" сад. Ведущий, перечисляя фрукты,
употребляет названия овощей. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
«Найди дерево»
Ведущий раздает листья и плоды разных деревьев. По сигналу каждый
подбегает к тому дереву, с которого сорван листок или плод.
«Что вырастили люди?»
Дети делятся на несколько команд. Одна из них «собирает» овощи, другая
фрукты. Собирать можно реальные предметы или картинки с их
изображением. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с
заданием.
«Отвечай одним словом»
Воспитатель называет слова: «Яблоня, дуб, каштан Это...». Дети
отвечают: «Деревья». Или: окунь, щука, карась ... и т. д. За правильный ответ
получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
наблюдательности,
«Найди два одинаковых предмета»
Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы,
формирование умения сравнивать,
величины,
анализировать.
Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых
два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши. Описание.
Ребенку предлагается: а) рисунок с изображением пяти предметов, среди
которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем
схожесть этих двух предметов б) картинка (карточка) с изображением
предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показатьего и объяснить, в чем схожесть; в) рисунок (карточка) с изображением более
пяти предметов из изображенных предметов надо образовать одинаковые
пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым
карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.
Инструкция: а) «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех
нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в
чем их схожесть. Приступай к работе». б) «Посмотри, на этом рисунке
изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями
каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их
схожесть. Приступай к выполнению задания».
«Найди отличия»
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение
внимания.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих
различия.
Описание. Ребенку предлагаются: а)серия картинок по две картинки на
каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий; б) карточка с
изображением двух картинок отличающихся друг от друга деталями.
Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены
две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями.
Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».
«Выкладывание узора из мозаики»
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки,
формирование умения работать по образцу.
Оборудование: мозаика, образец.
Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры,
букву, простой узор и силуэт.
Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор,
силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор,
силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».
«Нанизывание бусинок»
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики
пальцев.
Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие
образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой
проволоки; для усложнения задания крупный бисер. Описание. Ребенку
предлагают по образцу нанизывать бусы.
Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам
собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизывать
друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей
затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае
хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.
«Смешанный лес
»
Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять
внимание.
Оборудование: рисунок с изображением замаскированных деревьев.
Описание. Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных
деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую
елочку).
Инструкция: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные
деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую
маленькую елочку). Начинай искать».
«Что где лежит?»
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: бланк с эталонами фигур и предметов, соответствующих
этим эталонам, а также стеллаж и вырезанные фигуры для манипулирования
Описание. Ребенку необходимо распределить предметы относительно
предложенных эталонов фигур. Методика может использоваться в двух
вариантах. 1. Упрощенный вариант: на отдельном бланке изображен стеллаж с
эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны и раскладываются ребенком
на полки стеллажа относительно предложенных эталонов фигур (происходит
сравнение эталонов с предметами). 2. Стеллаж с полками и эталонами фигур,
а также предметы изображены на одном бланке. Ребенок должен выполнить
задание, не манипулируя предметами. Показать и объяснить свои действия.
Инструкция: «Посмотри, на этом бланке нарисован стеллаж с полками, на
которых обозначены геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник,
еще один прямоугольник, квадрат, круг, овал. Находящиеся у меня
вырезанные предметы тебе необходимо разложить на полки так, чтобы они
оказались рядом с той геометрической фигурой, на которую похожи. Объясни
свой выбор».
«Строители»
Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения
внимания.
Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых образец, а
три остальные отличаются от образца недостающими деталями; простой
карандаш.
Описание. Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими
элементы башни. Первый рисунок образец, остальные три отличны между
собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы ,чтобы все три
рисунка соответствовали образцу
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из
них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни недорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к каждой
башне так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».
«Найди героев передачи
»
Цель: развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема
внимания.
Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи
Хрюши, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш
Описание. Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого
карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.
Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем
замаскированы фигурки знакомых героев детской передачи: Хрюши,
Степашки, Фили, Каркуши. Необходимо найти и обвести пальцем или
обратной стороной карандаша каждого из героев».
«Найди дорожку»
Цель: Развитие произвольного внимания.
Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.
Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по
ней пальцем либо обратным концом карандаша.
Инструкция: «Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт.
Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к
морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры
линии, не пропуская петель».
«Найди двух одинаковых животных»
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: рисунок с изображением животных (мышек, петухов,
жирафов, слонов)
Описание. Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых
животных.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены
мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек
одинаковых».
«Воспроизведение геометрических фигур»
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.
Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру
образца (13х10 см).
Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические
фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти
воспроизвести их на чистом листе.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и
постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу
карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же
геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на
образце».«Кто внимательнее?
»
Цель: развитие объема внимания, наблюдательности.
Оборудование: картинки с изображением разного количества звезд.
Описание. Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинку
с нарисованными звездами и ответить (не считая), где самое большее
меньшее) количество предметов.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы
звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество
предметов? Объясни свой выбор. Начинай играть».
«Лото»
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6
карт с изображением этих же предметов.
Описание. Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной
фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу), изображенный на
фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку
и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто
первым закроет все клеточки своей карты. Инструкция: «Сейчас мы поиграем
в «Лото». Сядьте за большой общий стол кто где хочет. Каждому из вас я
раздам по одной карте, на которой изображены знакомые вам предметы
(животные, птицы). Я буду ведущей. Будьте внимательны. Из мешочка я буду
вынимать по одной фишке, на которой изображен один из предметов, и
называть его. У кого из вас на карте окажется точно такой же предмет, какой
изображен на фишке, должен сказать: «У меня есть». В этом случае я отдам
ему эту фишку, которой необходимо будет закрыть клеточку на своей карте с
таким же изображением. Так мы будем играть до тех пор, пока ктонибудь из
вас не закроет первым все клеточкикартинки своей карты. Он и станет
победителем». Примечание. На первом этапе игры ведущий является
взрослый, в дальнейшем роль ведущего сможет занять ребенок.
«Съедобное – несъедобное»
Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.
Оборудование: мяч, мел.
Описание. В зависимости от названного предмета съедобен он или нет)
ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например,
яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны
поймать мяч. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить
брошенный мяч.