II Городские педагогические чтения – 2020 им. В. И. Армянинова «Система профессионального роста педагога в условиях реализации национального проекта «Образование» Мастер – класс «Развитие умственных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе формирования сенсорной культуры»
Оценка 5

II Городские педагогические чтения – 2020 им. В. И. Армянинова «Система профессионального роста педагога в условиях реализации национального проекта «Образование» Мастер – класс «Развитие умственных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе формирования сенсорной культуры»

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитание
Детсад
11.04.2022
II Городские педагогические чтения – 2020 им. В. И. Армянинова «Система профессионального роста педагога в условиях реализации  национального проекта «Образование»  Мастер – класс «Развитие умственных способностей детей раннего и младшего  дошкольного возраста в процессе формирования сенсорной культуры»
Педагогические чтения.docx

II Городские педагогические чтения – 2020 им. В. И. Армянинова

«Система профессионального роста педагога в условиях реализации

национального проекта «Образование»

 

Мастер – класс «Развитие умственных способностей детей раннего и младшего

дошкольного возраста в процессе формирования сенсорной культуры»

 

 

      Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Одним из приоритетных направлений раннего периода детства является воспитание сенсомоторной культуры детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач — рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Многообразие сенсорных игр стимулируют не только развитие ручной и пальцевой моторики, обогащение чувственного опыта, но и способствуют снятию эмоционального напряжения малышей, их психологическое благополучие.

      Задачи, которые стоят перед педагогом в процессе формирования сенсорной культуры можно решить только в процессе целенаправленной организованной образовательной деятельности, которая строится на основе принципа интеграции разных видов деятельности.

      Методические пособия, которые позволяют решать такие задачи, объединены в кейс «Сенсорика», включающий в себя различные дидактические игры - тренажёры и массажёры, с помощью которых с детьми проводятся различные дидактические упражнения. Такие упражнения не имеют игровых правил и содержат одну игровую задачу или одно игровое действие. Именно в такой игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. В основе дидактических упражнений лежит многократное воспроизведение, повторение, тренировка в том или ином действии.

            Представляем вам примеры следующих дидактических упражнений:

- Дидактическое упражнение «Поймай мышку»

Используется тренажёр из фетра - «Мышка». Задача для ребёнка: намотать тесёмку на палочку, т.е. поймать мышку. Такой тренажёр развивает моторику и координацию обеих рук ребёнка, воспитывает усидчивость.

            - Дидактическое упражнение «Разноцветные горошины»

            Используется тренажёр из фетра – «Стручки гороха». Задача для ребёнка: разместить горошины по цветам стручков. Во время игры идет закрепление лексической темы «Огород», ребёнок учиться определять, узнавать и называть основные цвета, группировать предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук, а также идёт подготовка к счёту.

            - Дидактическое упражнение «Осьминожки»

            Используется тренажёр из фетра – «Осьминог». Задача для ребёнка: «подружить» осьминога с рыбками и звездочками. Игра направлена на развитие движений пальчиков (навык застёгивания и/или расстёгивания пуговиц). Во время игры формируются математические представления (один - много), идет закрепление лексической темы «Морские обитатели».

           

 

            - Дидактическое упражнение «Весёлые гусеницы»

            Используется тренажёр из фетра – «Гусеницы». Задача для ребёнка: собрать гусениц определённого цвета, после этого правильно подобрать листочек для гусеницы такого же цвета. Во время игры идёт закрепление лексической темы «Насекомые», ребёнок группирует предметы по цвету, развивается тактильная чувствительность.

            - Дидактическое упражнение «Пальчиковый твистер или пальчиковые шаги»

            Используются тренажёры из пряжи, которые дополнены различными сюжетами (из пуговиц, шнурков, бусин и т.д.). Задача для ребёнка: помочь добраться герою сюжета до какой-либо конечной цели. Сюжеты и герои для упражнения могут меняться в соответствии с интересами детей, а также содержанием комплексно – тематического планирования. Данные упражнения нужно выполнить сначала  правой, а затем повторить левой рукой. Для усложнения задания можно предложить ребёнку выполнить это задание одновременно правой и левой рукой.

            Такие упражнения связаны с обследованием предмета, с различением признаков и требуют словесного обозначения этих признаков. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи.

            - Дидактическое упражнение «Лабиринт»

            Используются кинезиологические тренажёры - Лабиринты». Тренажёры изготовлены из дерева. Задача для ребёнка: сначала пройти лабиринт только правой рукой, затем только левой рукой, а затем двумя руками одновременно (скорость прохождения лабиринта должна быть плавной, не ускоренной). Этим обеспечивается включенность в работу обоих полушарий головного мозга, формируются межполушарные связи, улучшается взаимодействие и синхронизация работы правого и левого полушария. Лабиринты предназначены для развития запястья, руки и глаз к письму, путём выполнения различных движений связанных с передвижением деревянных фишек по различным прорезям. В процессе игры ребёнок учится выполнять ряд простых последовательных действий, развивая тем самым зрительную и двигательную память, концентрацию и устойчивость внимания, наблюдательность, координацию движения рук, моторику.

            - Дидактические упражнения по сюжетным картинкам

            Используются сюжетные кинезиологические тренажёры. Задача для ребёнка: «проиграть» пальчиками предложенный сюжет. Такие тренажёры созданы с учётом лексических тем, посвящены определённым вопросам, могут быть использованы при реализации различных проектов. Играть можно как сидя за столом, так и стоя, когда тренажёр висит на стене. Во время игры совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы, мелкая моторика, улучшается развитие речи ребёнка, развивается мышление ребенка через движение, развиваются тактильные ощущения.

            Перед выполнением дидактических упражнений с помощью следующих массажёров  предлагаем детям сделать массаж рук.

             - Модуль «Ладошка»

            Используется массажёр для рук – «Ладошка». Изготовлен из фоамирана (пористой резины), и различных деталей, расположенных на поверхности массажёра. Модуль способствует воздействию на нервные окончания, оказывает стимулирующее влияние. Ладонь прикладывается на модуль и слегка надавливается, таким образом, выполняется массаж ладоней. Ладонь может прикладываться сразу полностью или постепенно, могут поочередно прикладываться пальцы рук. Такой модуль можно использовать как в индивидуальной работе и совместной деятельности, так и на занятиях.

            - Модуль «Бигуди»

            Используются бигуди – липучки или обычные бигуди. Модуль прокатывают между ладонями, обеими руками в одном или разных направлениях, с проговариванием стихотворных текстов из пальчиковой гимнастики. С помощью такого массажёра развивается гибкость пальцев, что благотворно влияет на развитие важных проекций головного мозга. Рекомендуется делать это с помощью взрослого и в игровой форме.

           

            Значение сенсорной культуры в раннем детстве трудно переоценить. Такие интегрированные занятия соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.    Это подтверждает значимость использования данного вида дидактических упражнений в практике работы с детьми: созданы условия для развития речи детей, их ручной умелости, ловкости, а также подготовки детей к освоению образовательной программы на следующей ступени.


 

II Городские педагогические чтения – 2020 им

II Городские педагогические чтения – 2020 им

Данные упражнения нужно выполнить сначала правой, а затем повторить левой рукой

Данные упражнения нужно выполнить сначала правой, а затем повторить левой рукой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2022