ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением слуха во внеурочное время.
Тема инновационного педагогического опыта «ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением слуха во внеурочное время» актуальна в современных условиях обучения и воспитания».
Применение информационно-коммуникативных технологий во внеклассной работе с глухими и слабослышащими детьми должно встраиваться в систему обучения и воспитания, а не существовать изолированно. Вопрос развития детей с помощью компьютера привлекает внимание практиков и ученых разных специальностей. Существуют различные точки зрения на роль компьютеров в развитии и воспитании.
В.В.Александров (1989) |
компьютер как обучающее устройство, помогающее думать и играть |
М.Б. Игнатьев (1988) |
компьютер помогает улучшить процесс обучения, но и сделать занятия более интересными |
С. Пейпер (1989) |
компьютер как средство коллективного развития детей |
Поясним актуальность использования компьютера в работе с глухими и слабослышащими воспитанниками в связи компенсаторной ролью зрительного анализатора. Зрительное восприятие для ребёнка с дефицитарным развитием - это главный источник представлений об окружающем мире. У детей с нарушенным слухом гораздо большее значение, чем в норме, имеют зрительные раздражители, а значит, основная нагрузка но переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. В системе информационных технологий визуальный канал передачи информации занимаем центральное место. У детей с нарушением слуха по данным психолого-педагогических исследований (Р.М.Боскис, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, Т.В.Розанова и др.), проявляется отставание мыслительной деятельности:
- в резком отставании словесно-логического мышления;
-в дефиците мотивации, крайне низкой познавательной активности, обусловленной сниженным слуховым восприятием;
-несформированности умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
Активизация познавательной деятельности есть процесс и результат стимулирования активности детей. Объяснение понятия «познавательная деятельность» можно начать с определения, которое дает Щукина Г.И.: «обязательная, систематически совершаемая деятельность подрастающих поколений, назначение которой определено государством». Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания это естественная потребность учащихся. Применение компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы I-II видов сможет стать не только новым средством обучения, но важным средством коррекции психических функций ребенка с нарушением речи. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, недостаточный необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.
Использование ИКТ обеспечит: мотивацию учащихся и активизацию их познавательной и умственной деятельности, усилит визуализацию материала, предоставит каждому ученику свободу выбора, темпа, средств и форм деятельности, даст умение находить существенно более эффективные способы решения традиционных задач специального обучения.
Внеклассные занятия с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моей группы. Воспитательные занятия проводятся ежедневно. Каждое направление реализуется по определенным дням недели в системе усвоения знаний, умений воспитанников.
Покажем преимущества ИКТ в процессе внеклассной работы в сочетании с разнообразными формами: беседы, диспуты, анкетирование, игры кроссворды, экскурсии, проектная деятельность.
Тема |
Использования ИКТ |
Преимущества ИКТ |
Результативность |
Жанры живописи |
------- |
------- |
Не высокая мотивация(внешняя) учащихся, недостаточное усвоение объёма предлагаемого материала |
Экскурсия в Рославльский историко-краеведческий музей |
Вводное
обобщающее |
Виртуальная экскурсия(использование программы PowerPoint), тестирование (вывод информации на экран) |
Повышение(учебной)мотивации, достаточное усвоение объёма предлагаемого материала |
Мы все такие разные |
Речевой практикум обобщающее |
Вывод информации на экран, анимация, видеофрагменты, экономия времени, увеличение объёма материала |
Повышение(учебной)мотивации, коммуникативности, эффективное восприятие и понимание материала, стимулирование речемыслительной деятельности |
12 апреля-День космонавтики |
обобщающее |
экономия времени, вывод информации на экран(кроссворды, вопросы, наглядность), увеличение объёма материала |
Высокая мотивация(учебная), активизация познавательной деятельности(поиск и обработка информации в компьютере, развитие словесно-логического мышления) |
Основные понятия здорового образа жизни |
подготовительный
практический
|
экономия времени, вывод информации на экран(кроссворды, вопросы, наглядность), увеличение объёма материала, использование интернет-ресурсов |
Высокая мотивация(учебная, позиционная), развитие творческого потенциала,, повышение информационности по вопросам сохранения собственного здоровья, компьютерная грамотность, активизация познавательной деятельности |
самоподготовка |
практический |
экономия времени, самоконтроль, проверка знаний |
Высокая мотивация(учебная, позиционная), активизация познавательной деятельности |
Можно сделать вывод, что такая наглядность как презентации в наибольшей степени способствует активизации высших психических функций таких как память ,внимание, мышление и др. Создание данных презентаций требует от педагога умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени , что в итоге оправдывается повышением познавательной активности воспитанников. Я считаю, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, воспитатель экономит до 30% времени. Снимается и другая проблема. Когда воспитатель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с группой. В режиме мультимедийного сопровождения педагог имеет возможность видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию, а это важно в нашей работе с детьми с нарушением речи. Используя возможности программы PowerPoint, были разработаны презентации некоторых тем занятий, которые помогают в большем объёме активизировать познавательную деятельность и мотивацию воспитанников.
Мой личный опыт применения ИКТ позволяет мне с уверенностью судить об эффективности воздействия компьютерных технологий на развитие детей с нарушением слуха.
обществе, самоутвердиться, взаимодействовать с другим людьми) также снижен.На начало 2011 года повысился уровень позиционного и учебного мотивов, а снизился- игрового и внешнего, что характерно для подростков.
компетенций:
Личностная компетенция – развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических установок и качеств.
Социальная компетенция – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик.
Общекультурная компетенция – освоение основ отечественной и мировой культуры.
Интеллектуальная компетенция – развитие интеллектуальных качеств личности, освоение основ наук.
Коммуникативная компетенция – формирование способности и готовности свободно осуществлять коммуникацию и общение.
Воспитатель Яковлева Е.А
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.