ИКТ компетентность современного педагога
Оценка 4.6

ИКТ компетентность современного педагога

Оценка 4.6
docx
16.04.2024
ИКТ компетентность современного педагога
ИКТ компетентность современного педагога
ИКТ компетентность современного педагога.docx

Характерной особенностью развития современной образовательной системы является переход на новую технологическую основу. Под влиянием средств информационно-коммуникационных технологий меняются все компоненты методической системы обучения предмету (цели, содержание, формы, методы, средства). В связи с этим появился новый термин – «электронная дидактика», под которым понимают теорию и практику обучения в условиях новой информационно-образовательной среды.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения – интегрированная  цифровая площадка для сотрудничества, взаимодействия и обмена знаниями для педагогов, обучающихся и администрации, для повышения качества образования. При этом следует заметить, что дидактические принципы обучения – научность, наглядность, систематичность и последовательность, сознательность, активность – не исчезают, но задача ставится по-другому: как обеспечить все это в условиях новой дидактики, когда изменились методы и средства предъявления учебного материала.

Развивать, внедрять и сопровождать новую дидактику могут лишь педагоги, хорошо подготовленные в плане освоения электронных технологий в профессиональной деятельности. Поэтому важнейшим условием успешной модернизации образования является совершенствование профессиональной педагогической культуры и компетентности педагогов. Это означает, что учитель должен непрерывно совершенствовать свою информационно-коммуникационную компетентность.

Применение ИКТ может быть следующим: 

  • использование средств ИКТ для достижения образовательных результатов, которые предусмотрены действующими стандартами; 
  • использование в своей работе готовых электронных учебных материалов и различных веб-ресурсов; 
  • проведение с помощью средств ИКТ оценочных мероприятий; 
  • использование средств ИКТ для ведения текущей отчетности и своего профессионального развития.

При реализации этого подхода основное внимание, как правило, уделяется оснащению школ средствами ИКТ, стремлению сократить «цифровое неравенство» и обеспечить всем учащимся равный доступ к этим средствам. Организационные формы учебной работы в рамках данного подхода практически не изменяются.

Педагогу необходимо: 

  • владеть инструментальными программными средствами, которые относятся к их предметной области; 
  • уметь выбирать наиболее удобные способы представления учебной информации; 
  • рационально использовать все имеющиеся технические и программные средства для организации образовательного процесса; 
  • использовать сетевые ресурсы, которые позволяют учащимся получать доступ к информации, работать вместе  и общаться с внешними экспертами в ходе решения выбранных ими проблем; 
  • использовать ресурсы сети Интернет для получения необходимых профессиональных материалов, связи с коллегами и другими экспертами с целью повышения своего профессионального уровня; 
  • уметь разрабатывать цифровые образовательные ресурсы и выстраивать учебную среду; 
  • использовать ИКТ в качестве инструмента для формирования у школьников способности производить знания и развивать критическое мышление; 
  • поддерживать рефлексию как необходимую составную часть учебной работы; 
  • создавать в среде учащихся и своих коллег обучающиеся сообщества или «сообщества знаний».

Рекомендации ЮНЕСКО – международно признанный инструмент, который позволяет определить педагогическую ИКТ-компетентность, необходимую каждому педагогу, а также разработать набор учебно-методических материалов для обучения педагогов.

Успешное использование ИКТ в учебном процессе зависит от способности педагогов по-новому организовать учебную среду, объединять новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Это требует от учителя ряда новых умений по управлению работой класса. Умения, которыми должен обладать такой учитель, должны включать в себя способность разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, освоения учащимися знаний и способности производить новые знания.

Приобретение информационной компетентности открывает перед учителями и обучающимися широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать процесс преподавания-обучения более динамичным.

Двухуровневая  Модель ИКТ-компетентности учителя

Названные  выше  требования могут быть реализованы в рамках  двухуровневой модели ИКТ-компетентности учителя. Ключевым положением данной модели является представление о том, что в профессиональной ИКТ-компетентности есть два существенно различных уровня – уровень подготовленности и уровень реализованности.

Уровни ИКТ-компетентности:

1.Знаниевый уровень (подготовленность к деятельности).  

Знаниевый уровень – это уровень овладения ИКТ. На современном этапе развития российской системы общего образования этот уровень является базовым при формировании и последующей оценке ИКТ-компетентности учителей. Он характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ.

При этом следует различать подуровень компьютерной грамотности, неспецифический для работников образования (в том числе учителей), определяемый современным состоянием ИКТ и общим уровнем информатизации общества, и профессионально-ориентированные подуровни

а. Подуровень  общей компьютерной грамотности. Это  уровень  общепедагогических знаний, умений и навыков в сфере применения ИКТ в образовательной деятельности.

-Функциональная (компьютерная) грамотность, обеспечивающая знания, умения и навыки в сфере ИКТ

-Общепедагогическая готовность, обеспечивающая знания, умения и навыки применения ИКТ в педагогической деятельности, инвариантная относительно преподаваемых предметов.

б. Подуровень специфической ,предметной  компьютерной  грамотности
– знания, умения и навыки, которые специфичны для предметной области. 

2.Деятельностный уровень  (состоявшаяся деятельность).

Деятельностный уровень – это уровень использования ИКТ. На этом уровне функциональная грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применяется педагогом для решения образовательных задач.

Различают:

а. Подуровень организационных инноваций

б. Подуровень содержательных инноваций
Подуровень организационных инноваций проявляется в эффективной реализации учителем нового организационно-технологического функционала, в частности
• организации и сопровождения сетевых форм осуществления образовательного процесса;
• реализации дистанционного, очно-заочного, домашнего обучения и т. д.;
• организации и сопровождении обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов учащихся;
• соорганизации разных форм образовательной деятельности – урочной, внеурочной, самостоятельной, воспитательной и других – в единый образовательный процесс;
• применении современных технологий мониторинга образования
Подуровень содержательных инноваций характеризуется систематическим, целенаправленным и эффективным использованием ИКТ-ресурсов и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в достижении нового качества образования. Он направлен на модернизацию образовательного процесса в соответствии с концепцией «создания знаний» и проявляется в обновлении содержания образования, методов преподавания, систем оценки качества.

Содержательные инновации включают в себя комплекс элементов:
• разработку и реализацию учебных курсов на основе ЭОР (элективных курсов, учебных практик, курсов профессиональной и профильной ориентации и др.);
• реализацию новых видов образовательной деятельности, к которым относятся:
проблемный и проектный подходы в обучении учащихся;-
— организация образовательного процесса на основе самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности учащихся по реализации своих личностных, образовательных, социальных и других потребностей и интересов;
• организацию взаимодействия учащихся при решении проблем и задач на основе ИКТ;
• применение новых диагностических средств оценки качества образования (включая интегральный и попредметный мониторинг качества образования, рейтинговую систему оценивания, динамическую систему оценивания достижений учащихся и др.).

Содержательные инновации являются наиболее сложным и вместе с тем наиболее продуктивным уровнем как профессиональной компетентности учителя в целом, так и ИКТ-компетентности. В сфере ИКТ они имеют свою специфику. Например, для учителей естественнонаучных предметов (физики, химии, биологии) использование методов компьютерного математического моделирования, особенно в профильном варианте обучения, является высокопродуктивным; для филологов аналогичную роль могут играть компьютерные технологии анализа текстов, для историков – технологии баз данных и т.д.

Описанные выше уровни ИКТ-компетентности соответствуют этапам профессионального совершенствования современного педагога в сфере ИКТ.

Знаниевый уровень – наиболее массовый, который в ближайшее время должны освоить все без исключения педагоги.

Уровень организационных инноваций – это уровень успешной и продуктивной методической работы. Модернизация сетей образовательных учреждений, объективация результатов образовательной деятельности, диверсификация форм обучения, индивидуализация учебных планов – все эти и многие другие аспекты модернизации образования требуют новых форм методической работы, основанных на ИКТ.

Уровень содержательных инноваций предусматривает проектирование и реализацию локальных и пилотных педагогических экспериментов. Описанные выше уровни ИКТ-компетентности соответствуют этапам профессионального совершенствования современного учителя в сфере ИКТ.

Перечень компетенций педагога в сфере ИКТ

1. Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ. 

2. Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе. 
3. Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации Федеральных целевых программ. 
4. Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс. 
5. Владение приёмами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приёмами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основными приёмами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов. 
6. Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.): 
- вводом текста с клавиатуры и приёмами его форматирования; 
- подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми приёмами работы с инструментами векторной графики; 
- приёмами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, простыми расчётами); 
- приёмами построения графиков и диаграмм; 
- методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.); 
7. Владение простейшими приёмами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики: 
- приёмами коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах; 
- приёмами вывода изображений на печать, записи на CD. 
8. Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности: 
- приёмами навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе; 
- приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями; 
- приёмами работы с файловыми архивами; 
- приёмами работы с интернет-пейджерами (ICQ, AOL, и т.п.) и другими коммуникационными технологиями. 
9. Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность. 
10. Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности: 
- наличием представлений о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта поддержки учебной деятельности; 
- наличие представлений о структуре web-страницы; 
- владение простейшими приёмами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме сайта – файловой системы; 
- владение приёмами публикации сайта поддержки учебной деятельности в Интернет.

Педагог компетентен в области ИКТ, если

  • ведёт поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет-ресурсов; 
  • участвует в работе сетевых объединений преподавателей, Интернет-конференциях с целью повышения своего профессионального уровня; 
  • разрабатывает компьютерные тесты, системы рейтинговой оценки знаний обучающихся на основе стандартных приложений и программ-оболочек; 
  • создает учебные пособия и материалы на электронных носителях с использованием стандартных приложений и инструментальных средств; 
  • применяет готовые мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях.

 

Характерной особенностью развития современной образовательной системы является переход на новую технологическую основу

Характерной особенностью развития современной образовательной системы является переход на новую технологическую основу

Интернет для получения необходимых профессиональных материалов, связи с коллегами и другими экспертами с целью повышения своего профессионального уровня; уметь разрабатывать цифровые образовательные ресурсы и выстраивать…

Интернет для получения необходимых профессиональных материалов, связи с коллегами и другими экспертами с целью повышения своего профессионального уровня; уметь разрабатывать цифровые образовательные ресурсы и выстраивать…

При этом следует различать подуровень компьютерной грамотности, неспецифический для работников образования (в том числе учителей), определяемый современным состоянием

При этом следует различать подуровень компьютерной грамотности, неспецифический для работников образования (в том числе учителей), определяемый современным состоянием

ИКТ; • применение новых диагностических средств оценки качества образования (включая интегральный и попредметный мониторинг качества образования, рейтинговую систему оценивания, динамическую систему оценивания достижений учащихся и…

ИКТ; • применение новых диагностических средств оценки качества образования (включая интегральный и попредметный мониторинг качества образования, рейтинговую систему оценивания, динамическую систему оценивания достижений учащихся и…

Федеральных целевых программ. 4

Федеральных целевых программ. 4

Интернет-ресурсов; участвует в работе сетевых объединений преподавателей,

Интернет-ресурсов; участвует в работе сетевых объединений преподавателей,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2024