Характерной особенностью развития современной образовательной системы является переход на новую технологическую основу. Под влиянием средств информационно-коммуникационных технологий меняются все компоненты методической системы обучения предмету (цели, содержание, формы, методы, средства). В связи с этим появился новый термин – «электронная дидактика», под которым понимают теорию и практику обучения в условиях новой информационно-образовательной среды.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения – интегрированная цифровая площадка для сотрудничества, взаимодействия и обмена знаниями для педагогов, обучающихся и администрации, для повышения качества образования. При этом следует заметить, что дидактические принципы обучения – научность, наглядность, систематичность и последовательность, сознательность, активность – не исчезают, но задача ставится по-другому: как обеспечить все это в условиях новой дидактики, когда изменились методы и средства предъявления учебного материала.
Развивать, внедрять и сопровождать новую дидактику могут лишь педагоги, хорошо подготовленные в плане освоения электронных технологий в профессиональной деятельности. Поэтому важнейшим условием успешной модернизации образования является совершенствование профессиональной педагогической культуры и компетентности педагогов. Это означает, что учитель должен непрерывно совершенствовать свою информационно-коммуникационную компетентность.
Применение ИКТ может быть следующим:
При реализации этого подхода основное внимание, как правило, уделяется оснащению школ средствами ИКТ, стремлению сократить «цифровое неравенство» и обеспечить всем учащимся равный доступ к этим средствам. Организационные формы учебной работы в рамках данного подхода практически не изменяются.
Педагогу необходимо:
Рекомендации ЮНЕСКО – международно признанный инструмент, который позволяет определить педагогическую ИКТ-компетентность, необходимую каждому педагогу, а также разработать набор учебно-методических материалов для обучения педагогов.
Успешное использование ИКТ в учебном процессе зависит от способности педагогов по-новому организовать учебную среду, объединять новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Это требует от учителя ряда новых умений по управлению работой класса. Умения, которыми должен обладать такой учитель, должны включать в себя способность разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, освоения учащимися знаний и способности производить новые знания.
Приобретение информационной компетентности открывает перед учителями и обучающимися широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать процесс преподавания-обучения более динамичным.
Двухуровневая Модель ИКТ-компетентности учителя
Названные выше требования могут быть реализованы в рамках двухуровневой модели ИКТ-компетентности учителя. Ключевым положением данной модели является представление о том, что в профессиональной ИКТ-компетентности есть два существенно различных уровня – уровень подготовленности и уровень реализованности.
Уровни ИКТ-компетентности:
1.Знаниевый уровень (подготовленность к деятельности).
Знаниевый уровень – это уровень овладения ИКТ. На современном этапе развития российской системы общего образования этот уровень является базовым при формировании и последующей оценке ИКТ-компетентности учителей. Он характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ.
При этом следует различать подуровень компьютерной грамотности, неспецифический для работников образования (в том числе учителей), определяемый современным состоянием ИКТ и общим уровнем информатизации общества, и профессионально-ориентированные подуровни
а. Подуровень общей компьютерной грамотности. Это уровень общепедагогических знаний, умений и навыков в сфере применения ИКТ в образовательной деятельности.
-Функциональная (компьютерная) грамотность, обеспечивающая знания, умения и навыки в сфере ИКТ
-Общепедагогическая готовность, обеспечивающая знания, умения и навыки применения ИКТ в педагогической деятельности, инвариантная относительно преподаваемых предметов.
б.
Подуровень специфической ,предметной компьютерной грамотности
– знания, умения и навыки, которые специфичны для предметной области.
2.Деятельностный уровень (состоявшаяся деятельность).
Деятельностный уровень – это уровень использования ИКТ. На этом уровне функциональная грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применяется педагогом для решения образовательных задач.
Различают:
а. Подуровень организационных инноваций
б.
Подуровень содержательных инноваций
Подуровень организационных инноваций проявляется в эффективной
реализации учителем нового организационно-технологического функционала, в частности
• организации и сопровождения сетевых форм осуществления образовательного
процесса;
• реализации дистанционного, очно-заочного, домашнего обучения и т. д.;
• организации и сопровождении обучения на основе индивидуальных образовательных
траекторий и индивидуальных учебных планов учащихся;
• соорганизации разных форм образовательной деятельности – урочной, внеурочной,
самостоятельной, воспитательной и других – в единый образовательный процесс;
• применении современных технологий мониторинга образования
Подуровень содержательных инноваций характеризуется
систематическим, целенаправленным и эффективным использованием ИКТ-ресурсов и
электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в достижении нового качества
образования. Он направлен на модернизацию образовательного процесса в
соответствии с концепцией «создания знаний» и проявляется в обновлении
содержания образования, методов преподавания, систем оценки качества.
Содержательные инновации включают
в себя комплекс элементов:
• разработку и реализацию учебных курсов на основе ЭОР (элективных курсов,
учебных практик, курсов профессиональной и профильной ориентации и др.);
• реализацию новых видов образовательной деятельности, к которым относятся:
проблемный и проектный подходы в обучении учащихся;-
— организация образовательного процесса на основе самостоятельной
индивидуальной и групповой деятельности учащихся по реализации своих
личностных, образовательных, социальных и других потребностей и интересов;
• организацию взаимодействия учащихся при решении проблем и задач на основе
ИКТ;
• применение новых диагностических средств оценки качества образования (включая
интегральный и попредметный мониторинг качества образования, рейтинговую
систему оценивания, динамическую систему оценивания достижений учащихся и др.).
Содержательные инновации являются наиболее сложным и вместе с тем наиболее продуктивным уровнем как профессиональной компетентности учителя в целом, так и ИКТ-компетентности. В сфере ИКТ они имеют свою специфику. Например, для учителей естественнонаучных предметов (физики, химии, биологии) использование методов компьютерного математического моделирования, особенно в профильном варианте обучения, является высокопродуктивным; для филологов аналогичную роль могут играть компьютерные технологии анализа текстов, для историков – технологии баз данных и т.д.
Описанные выше уровни ИКТ-компетентности соответствуют этапам профессионального совершенствования современного педагога в сфере ИКТ.
Знаниевый уровень – наиболее массовый, который в ближайшее время должны освоить все без исключения педагоги.
Уровень организационных инноваций – это уровень успешной и продуктивной методической работы. Модернизация сетей образовательных учреждений, объективация результатов образовательной деятельности, диверсификация форм обучения, индивидуализация учебных планов – все эти и многие другие аспекты модернизации образования требуют новых форм методической работы, основанных на ИКТ.
Уровень содержательных инноваций предусматривает проектирование и реализацию локальных и пилотных педагогических экспериментов. Описанные выше уровни ИКТ-компетентности соответствуют этапам профессионального совершенствования современного учителя в сфере ИКТ.
Перечень компетенций педагога в сфере ИКТ
1. Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ.
2.
Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного
учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода
информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в
образовательном процессе.
3. Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях
рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на
предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах,
выполненных в ходе реализации Федеральных целевых программ.
4. Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в
учебно-воспитательный процесс.
5. Владение приёмами организации личного информационного пространства,
интерфейсом операционной системы, приёмами выполнения файловых операций,
организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основными
приёмами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и
электронных образовательных ресурсов.
6. Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в
соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных
материалов, презентаций и др.):
- вводом текста с клавиатуры и приёмами его форматирования;
- подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми
приёмами работы с инструментами векторной графики;
- приёмами работы с табличными данными (составлением списков, информационных
карт, простыми расчётами);
- приёмами построения графиков и диаграмм;
- методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку,
выступлению на педсовете, докладу и т.п.);
7. Владение простейшими приёмами подготовки графических иллюстраций для
наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной
деятельности на основе растровой графики:
- приёмами коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего
использования в презентациях и Web-страницах;
- приёмами вывода изображений на печать, записи на CD.
8. Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их
использования в образовательной деятельности:
- приёмами навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и
сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;
- приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями;
- приёмами работы с файловыми архивами;
- приёмами работы с интернет-пейджерами (ICQ, AOL, и т.п.) и другими
коммуникационными технологиями.
9. Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки
образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую
деятельность.
10. Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной
деятельности:
- наличием представлений о назначении, структуре, инструментах навигации и
дизайне сайта поддержки учебной деятельности;
- наличие представлений о структуре web-страницы;
- владение простейшими приёмами сайтостроения, обеспечивающими возможность
представления образовательной информации в форме сайта – файловой
системы;
- владение приёмами публикации сайта поддержки учебной деятельности в Интернет.
Педагог компетентен в области ИКТ, если
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.