ИКТ на уроках истории и обществознания
Оценка 4.9

ИКТ на уроках истории и обществознания

Оценка 4.9
docx
23.03.2023
ИКТ на уроках истории и обществознания
икт на уроках истории и обществознания.docx

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Выполнила: Гачегова Е.П.

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Научно-теоретические основы использования ИКТ в образовании…6

Глава 2. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания………….8

§ 2.1 Основные направления использования ИКТ в учебном процессе………8

§ 2.2 Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением………………………………………………………………………….9

§ 2.3 Использование ИКТ  на уроках истории и обществознания…………....16

Заключение……………………………………………………………………….25

Библиографический список использованной литературы………………...….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Одним из основополагающих показателей качества образования является компетентность обучающихся в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

 Поэтому именно эту тему я выбрала для своей работы, понимая, что в век информационной грамотности просто невозможно уйти от использования данного вида технологий. 

Необходимость формирования компетенций в области ИКТ технологий тесно связана с активной деятельностью обучающихся, а так же необходимостью перехода от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, собранных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Применение информационно - комммуникативных технологий предоставляет преподавателю новые возможности в преподавании как истории, так и обществознания.

Хочется сказать, что использование данных технологий кажется мне одним из наиболее действенных методов развития ключевых компетенций, т.к. у обучающихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умений анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

А так же дает обучающимся возможность для творчества и участия в создании урока, что помогает развитию интереса студентов  к дисциплинам.

Введение ИКТ на уроке  повышает эффективность проведения урока, а так же высвобождает педагога от рутинной работы и увеличивает доступность, наглядность подачи материала, осуществяет дифференциацию заданий, а также разнообразит формы обратной связи.

Сегодня просто необходимо, чтобы каждый педагог по своей дисциплине смог создать и провести урок с использованием ИКТ, потому что это требование времени.

Думается, что использование ИКТ на уроке – это так же и очень действенный  способ повышения мотивации обучения.

Цель работы: раскрыть значимость применения ИКТ на уроках истории и обществознания.

Задачи:

1.     Исследовать  степень представления  научно-теоретических основ данной темы.

2.       Проанализировать теоретический материал

3.     Предложить свои методы работы по данной технологии.

4.   Сделать  выводы по результатам исследования и предложения по их реализации.

Объектом исследования являются информационно - коммуникативные технологии.

Предметом исследования является процесс организации обучения с помощью ИКТ на уроках истории и обществознания.

В России достаточно много законодательных актов, регулирующих информатизацию. Основными являются: федеральные законы базового характера "О связи"[1], "Об информации, информатизации и защите информации"[2], а также закон "Об участии Российской Федерации в международном информационном обмене"[3].

 

 

Большой вклад в решение проблемы информационно- комммуникативной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер, Е.И.Машбиц,  Н.Ф. Талызина и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Научно-теоретические основы использования ИКТ в образовании.

 

 

С современной точки зрения принято разделять три этапа информатизации образования:

1.Электронизация  - данный этап предусматривал широкое внедрение электронных средств, а так же ЭВМ в процесс подготовки студентов вначале технических специальностей (конец 50-х - началo 60-х годов), а затем гуманитарных специальностей (конец 60-х - началo 70-х годов), а так же  предполагал oбучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры лoгики, математического моделирования на ЭВМ.

2. Компьютеризация - характеризуется использованием диалогового взаимодействия человека с компьютером (с середины 70-х годов по 90-е годы)

3.Современный - характеризуется применением мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий[4].

В научных источниках мы можем узнать, как позиционируются информационные технологии с точки зрения педагогов и ученых. Так, в энциклопедии профессионального образования под редакцией С.Я. Батышева, информационные технологии определены как способы получения, передачи, кодирования, обработки и воспроизведения информации, заданной в произвольной форме на любых доступных для пользователя носителях, в частности, на базе инструментальных систем, основным элементом которых является электронно-вычислительная машина (ЭВМ)[5] .

В.А.Трайнев[6] в своем учебнике пишет, что информационные технологии – совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбoр, oбрабoтку, хранение и отображение информации с целью снижения трудoемкости ее испoльзования, а так же для повышения ее надежности и оперативности.

Е.И. Машбиц[7] и Н.Ф. Талызина[8] рассматривают информационную технологию обучения как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.

В.Ф.Шолохович, предлагает определять ИТО с точки зрения ее содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в которых находят применение средства информатизации образования.[9].

Анализ приведенных определений позволяет предположить,  что ИТО следует понимать как приложение ИКТ для создания новых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения и всестороннего развития личности.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

 

 

§ 2.1 Основные направления использования ИКТ в учебном процессе

В отличие  от обычных технических средств обучения,  применение   ИКТ в учебном процессе, позволяют не только предоставить  обучающимся огромное количество готовых, соответствующим образом организованных и подобранных  познаний, но и формировать когнитивные,  творческие  способности и возможности детей…

Так как, применяя ИКТ на уроке педагог задействует все органы чувств ребенка: зрительный канал, слуховой канал, эмоциональный и т.д., поэтому повышается уровень усвоения и понимания обучающимися предлагаемого  материала.

Урок с применением ИКТ может позиционироваться  как:

1.                 Дополнительное использование  – это использование информационных технологий как средства дополнительного  представления материала в самом ходе учебного процесса на различных  этапах  урока (проверка и оценка знаний, проблемное представление темы урока), либо как наглядность.

 2.Независимое использование  - это применение учебных курсов на базе автоматизированных обучающих программ вне организованного учебного процесса в обучающих центрах или при самостоятельном обучении на ПК[10].

ИКТ в процессе образования дают огромные возможности для его развития:

- позволяют реализовывать принципы дифференциации индивидуализации.

-дают возможность для  использования как очного, так и  дистанционного обучения (ДО); как  в  городских, так и в сельских условиях.

- предоставляют  возможность реализовывать мировые тенденции в образовании, а так же  выхода в единое мировое информационное пространство.

- позволяют повысить уровень самообразования, мотивацию учебной деятельности;

- дают креативные возможности для творчества, приобретения и закрепления различных профессиональных навыков.

- педагогу предоставляют возможность выбора номинального набора технологий для организации учебного процесса, с учетoм индивидуальных качеств обучаемых и специфических особенностей конкретных предметных областей. И это далеко не полный перечень возможностей данной технологии.

 

§ 2.2 Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением

 

 

Начнем с недостатков применения ИКТ: думается, что самая  главная проблема ИКТ состоит в том, что во время их  применения существует  вероятность перехода педагога от развивающего обучения к наглядно -демонстрационным методам.

К недостаткам ИК технологий можно отнести слабую компьютерную грамотность преподавателя – не всегда у педагога есть время для изучения новейших компьютерных технологий.

Так же одним из серьезных недостатков является быстрый и лёгкий доступ к различного рода электронным справочникам и энциклопедиям, рефератам, докладам и т.д. поэтому у обучающихся пропадает интерес и умение работать с книгой – думается, что это очень плохо. Так как умение работать с книгой  - это необходимое условие компетентного специалиста, да и просто всесторонне развитой личности.

Поэтому плохо, что  часто работа с информационными ресурсами сводится у ребенка к бездумному скачиванию готовых информационных продуктов: проектов, рефератов, докладов -  это не способствует повышению эффективности их обучения и воспитания.

И наконец, использование большинства компьютерных технологий  не лучшим образом сказывается на здоровье обучающихся: повышается близорукость, часто развивается синдром «сухого глаза»,  сколиозы и т.д. но самое страшное, что все чаще  у ребенка возникает психологическая зависимость от гаджетов, в том числе и от компьютера.

Поэтому, используя ИК технологии необходимо стараться избегать негативных влияний, описанных выше: соблюдать здоровье сберегающие технологии; технику безопасности при работе с техническими средствами.

Далее рассмотрим преимущества использования ИКТ в образовательном процессе: применение ИКТ позволяет расширить рамки урока за счет большого объема доступной информации; совершенствует образовательный процесс, обучающиеся активно осваивают новые технологии.

С помощью применения ИКТ на уроках можно сделать:

ü учебную деятельность обучающихся  еще более содержательной;

ü урок привлекательнее и сoвременнее.

ü более понятным учебный материал для

ü учебный процесс  - наглядным, динамичным;

ü повысить качество oбучения;[11]  и т.д.

Учеными доказано, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация с одновременным  объяснением нового  материала. Английская пословица гласит: "Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По научным данным человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…»[12].

Поэтому такие уроки помогают обучающимся лучше усвоить новые знания, а так же  углубить знания, полученные ранее. Ребята  с удовольствием занимаются на таких  уроках. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет применения  разнообразных форм и методов работы, которые предоставляются ИКТ, например,  возможность включения игрового момента,   в  котором необходимо  ответить на вопросы, открывающие  картинки; составить правильно буквы в анаграмме для того чтобы ближе пройти к своей цели и т.д.

 Компьютер дает преподавателю новые, креативные возможности, позволяя вместе с детьми получать удовольствие от увлекательного процесса обучения, не только силой воображения раздвигая стены учебного класса, но и с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий, эмоциональный мир. Такое занятие вызывает у обучающихся душевный подъем, даже плохо успевающие ребята с удовольствием работают на компьютере. Хотя он не заменяет живого общения с преподавателем и другими источниками информации, однако учитывая интерес обучающихся к техническим средствам, повышает заинтересованность в изучении дисциплин.

Так же одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности.

Использование ИКТ в образовательном процессе  значительно  повышает эффективность урока, ускоряет процесс подготовки к нему, позволяет преподавателю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза.

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия в разные исторические эпохи,  возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать работу контроля и тренинга.

"Золотое правило дидактики - наглядность"[13]  - так считал выдающийся чешский педагог Ян Коменский.  Использование ИКТ технологий  позволяет сделать подачу дидактического материала предельно удобной и наглядной, что стимулирует интерес детей к обучению и позволяет устранять пробелы в знаниях.

Так же при помощи использования ИКТ у обучающихся формируется критическое мышление, потому что чаще всего  дети, обучаемые по традиционным технологиям,  стремятся к однозначности определений, классификаций и взглядов на одну и ту же проблему. И  очень  важно, чтобы они научились понимать, что отсутствие однозначности часто не является недостатком или проблемой, а наоборот хорошей возможностью глубже проникнуть в сущность вещей, больше узнать..

 Развитие интеллекта с помощью использования ИКТ технологий  в большей мере связано не с эксплуатацией памяти, а с развитием самостоятельного мышления. Здесь информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.

Ведь еще  американский философ и педагог Д.Дьюи в начале прошлого столетия сказал, что, по его мнению, «главное, чем должны заниматься образовательные учреждения любого типа, — это обучать детей думанию»[14].

Поэтому однозначно необходимо  в учебном процессе  педагогам широко использовать технические средства обучения.

Направлений  использования компьютерных технологий на уроках огромное количество:

- визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);

- демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);

- тренажёр;

- контроль за умениями, навыками обучающихся.

При выборе материала  к уроку необходимо соблюдать  основные педагогические принципы дидактики: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом  необходимо помнить, что компьютер не является заменой  педагога, а только дополняет его.

Использование на уроке компьютера помогает педагогу сделать  процесс обучения более захватывающим,  разнообразным, интенсивным. Так, например, становится более быстрым процесс записи определений, а так же важных моментов урока, потому что педагогу не приходится повторять материал несколько раз и  обучающиеся сами в удобном для них ритме записывают материал.

Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность ребят: умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Занятия с использованием компьютера развивают умение обучающихся самостоятельно решать многие учебные задачи.  

Использование мультимедийных презентаций позволяет разнообразить формы работы и деятельности обучающихся. Показ  схем, таблиц в презентации позволяет сэкономить время, еще более доступно  оформить материал. Вопросы, помещенные на слайд,  с дальнейшей проверкой знаний  актуализируют внимание ребят, формируют общекультурные компетенции, например грамотность.

При помощи ИКТ возможно так же  провести более эффективный  контроль знаний обучающихся. При использовании нестандартных форм контроля можно сформировать положительную мотивацию к обучению.

Например,  тестирование помогает не только сэкономить время педагога,  но и дает возможность обучающимся самим оценить свои знания, свои возможности. С их помощью возможно:

- проверить еще  больше  изученного материала небольшими порциями;

- быстро диагностировать пробелы в знаниях.

А так же использование компьютерного тестирования, активизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с ребенком…

Немаловажным преимуществом тестирования  с применением ИКТ, является получение оценки каждым обучающимся, тут же  после выполнения теста, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контроля знаний  обучающихся.

Обучение с использованием средств информационно-коммуникационных технологий – это подход, в котором происходит наиболее доступный  путь обеспечения положительной мотивации обучения, формирования устойчивого познавательного интереса ребят, повышения качества знаний, создания  благоприятных условий для развития способностей обучающихся, вовлечения в активную творческую деятельность.

Наиболее желательно использовать информационные технологии в обучении,

 1) при объяснении  нового материала — визуализация знаний (например, программа Power Point);

2)  при закреплении изученного материала (тренинг — обучающие программы, лабораторные работы);

3) по  контролю  и проверке изученного материала  (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) во время самостоятельной работы обучающихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;

6)  во время тренировки конкретных способностей обучающихся

(память, логическое мышление,  и т.д.);

7) дистанционное обучение.

Использование в работе средств информационно-коммуникационных технологий дает:

- обучающимся - повышение мотивации  к обучению; повышение интереса к познавательному процессу; становление активной позиции в когнитивной деятельности; формирование общекультурных компетентностей; формирование умений ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, оценивать свою когнитивную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности; формирование самостоятельности обучающихся.

- преподавателю - нестандартное отношение к организации учебного процесса; создание условий для самостоятельного обучения детей, развития информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, познавательной деятельности, самостоятельной работы по сбору, обработке и анализу получаемых результатов; формирование мотивационной потребности к познавательной самостоятельности не только в учебных, но и других жизненных ситуациях.

Изменяется также содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

 

§ 2.3 Использование ИКТ  на уроках истории и обществознания

 

 

История – это прежде всего формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности, поэтому на уроках я использую информационно-коммуникативные технологии, чтобы создавать проблемные ситуации; побуждать детей думать, развивать критическое мышление. Например, чтобы вызвать их на дискуссию, составляю несколько утверждений, из которых надо выбрать верные ответы и объяснить, почему они верны. А для того, чтобы у ребят были равные шансы подумать над вопросами я вывожу их на экран монитора, и даю время для размышления.  Например, вывожу следующий вопрос:

 «Верно ли, что распад СССР  привел, к тому что:

1.                 Резко обострились национальные отношения, что привело к межэтническим столкновениям почти во всех союзных республиках .

2.                 Угрозе мировой войны

3.Дискриминации  русскоязычного населения и русского языка в республиках бывшего Советского Союза.

4.Резкой  дифференциации общества на бедных и богатых, беспрецедентный рост потока беженцев.

5. В первые годы после распада СССР наблюдалось: увеличение  объемов производства  

Не верные утверждения выделены курсивом, но на экране они никак не выделяются.

         Обучающимся необходимо по каждому вопросу дать ответ: так ли это происходило на самом деле, и обосновать свой ответ.

Так же мне очень нравится такой наглядный прием ИКТ,  как "кроссенс", что в переводе  обозначает  "пересечение смыслов"

Кроссенс - это стандартное поле из 9 квадратиков, в которых представлены изображения. Каждая картинка связана с предыдущей и последующей по смыслу. Разгадывая кроссенс, нужно пользоваться нормами русского языка, т.е. читать слева направо и сверху вниз. Картинки будут связаны следующим образом: 1 - 2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-5. Получается цепочка, завёрнутая «улиткой». Картинка в середине, является ключевой и связана по смыслу со всеми остальными.

Применение «кроссенса»  на уроках имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике изображения могут быть использованы в следующих случаях:

• на стадии определения темы урока,

• для определения и постановки проблемы,

• для  закрепления материала,

• как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,

• как творческое домашнее задание.

В зависимости от этого задание будет иметь конкретную методическую цель, а возможно  и несколько:

- проверка домашнего задания (рассказать с помощью «кроссенса» о материале предыдущего урока);

- формулировка темы урока, постановка цели урока (найти связь между картинками и определить тему, цель урока);

- поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);

- обобщение материала, закрепление нового материала(«кроссенс» состоит из изображений, которые появляются в ходе урока на различных этапах, обучающиеся по ним обобщают материал и делают вывод);

- организация групповой работы (составление «кроссенса» на заданную тему из предложенных изображений, сравнение головоломок каждой из групп);

- творческое домашнее задание (составление «кроссенса» в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности или эпохе);

- построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью либо проблемой в середине).

«Кроссенс», выполненный обучающимися ещё полезней, чем созданный педагогом, так как в первую очередь отражает глубину понимания проблемы, развивает логическое и образное мышление. Затраченное на объяснение работы с «кроссенсами» время поможет обучающимся увидеть вопрос, тему, проблему с другой стороны, с другой точки зрения.

Пытаясь выразить своё понимание проблемы, дети ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственного интеллекта. Как любое творческое задание, «кроссенсы» повышают инициативность, креативность и развивают воображение.

С развитием информационно-коммуникативных технологий работа с «кроссенсами» доступна каждому обучающемуся. Необходимо набрать в поисковике «Яндекс-картинки» нужное слово, и предоставляется невероятное  количество  иллюстраций. Только надо скопировать 9 образов и вставить в табличку.

Во время работы с разделом «Право» УД «Обществознание» по теме  «Основы конституционного права Российской Федерации», я показываю на уроке готовый «кроссенс» по устройству РФ и правам граждан России; рассказываю, как правильно с ним работать, а затем предлагаю ребятам самим составить «кроссенс» по теме конституционные обязанности граждан РФ. Для этого вывожу на слайд задание и объясняю, что указанные обязанности ребята должны представить картинками:

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:

1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2).

2. Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).

3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3).

4. Получение основного общего образования (статья 43, часть 4).

5. Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3)).

А те обязанности, что нет в списке – необходимо найти в Конституции РФ, а затем так же представить картинками.

Данный вид использования ИКТ на уроке помогает обучающимся глубже вникнуть в суть изучаемого  вопроса, а так же лучше усвоить трудный материал темы.

         Так же помогает достигать множество дидактических целей такой метод, как проверка знаний с помощью разработанного мною «Исторического  лото» (рис.1, рис.2), в которое очень нравится играть ребятам.

 

 

 

 

Рис.1                                        Рис.2

Схема данной игры очень проста: в программе Power Point делаю первый слайд с гиперссылками в виде кружочков с цифрами, затем готовлю вопросы с тремя вариантами ответов, а так же раздаю обучающимся разноцветные карточки(причем они имеют цвет только с одной стороны, чтобы было видно только педагогу) и предлагаю ребятам ответить на вопросы с помощью этих карточек.

Данный методический прием позволяет проверить знания сразу всех обучающихся, так как подсказать  друг другу просто невозможно, это сразу будет видно педагогу.

Подарком для преподавателя и обучающихся является использование интерактивной доски при объяснении нового материала.

В  программном обеспечении любой ИД имеются различные функции, с помощью которых  можно продуктивно  работать  с любыми  объектами на доске: перемещать, группировать, скрывать за шторкой, делать съемку экрана и т.д.

Использование  нестандартных форм  контроля знаний с помощью ИД - один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышения качества обучения.

В системе измерений результатов обучения предусматриваю разнообразные формы контроля знаний с помощью ИД: тесты  выполненные в программе  Smart Notebook; элементы рабочей тетради выведенные на экран; задания, выполненные в программе Notebook.

Проверка усвоенных компетенций  c применением ИКТ проходит при

повышенном эмоциональном состоянии ребят, т.к. эта работа им нравится, она придает обучающимся уверенности в себе. Часто дети,  хорошо освоившие задания, стремятся помочь другим. Тем самым они становятся «правой рукой»  преподавателя и в дальнейшем при выполнении аналогичных заданий объясняют друзьям алгоритм выполнения заданий.

На сегодняшний день в сфере образования большое распространение

получили тесты. Характер тестовой процедуры способствовал тому, что она стала осуществляться с помощью компьютеров.

Тесты в программе Microsoft Office PowerPoint и Smart Notebook позволяют оценить уровень знаний текущего и рубежного контроля.

Элементы  рабочей тетради по предмету, выведенные на экран,  позволяют сэкономить рабочее  время на уроке, а также  экономить бумагу и не  распечатывать задания каждому  обучающемуся для проведения текущего контроля.

Существенным преимуществом является немедленное получение  оценки каждым  ребенком, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, а, с другой стороны,  существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ.

Так же преподаватель имеет возможность сам создавать любые тесты для своих уроков.

 Я создала тесты в программе Notebook УД « История», по теме

«Великая Отечественная война", например:

Сколько танков участвовало в сражении 12 июля у деревни Прохоровка

А) 1200

Б) 2000

В) 2200

 Что надломило силу германской армии в 1942 и 1943гг. и привело к коренному перелому в ходе войны.

А) Освобождение Северного Кавказа и части Донбасса

Б) Победы под Сталинградом и на Курской дуге

В) Освобождение Ржева и Воронежа

 Когда и кто водрузил знамя Победы над рейхстагом

А) 30 апреля 1945 М.А.Егоров и  М.В.Кантария

Б) 16 апреля 1945 Г.К. Жуков и И.С.Конев

В) 9 мая 1945 А.М. Василевский и К.К. Рокоссовский

Работа с тестом прозрачна и понятна детям: возле каждой буквы находится кнопка, нажав которую сразу становится ясно, правильно ли дан ответ. Если ответ верен - кнопка становится зеленой, если нет - красной.

Для создания теста необходимо – сделать круг нужного нам размера, и сразу на него добавляем свойство «утилиты множественного  клонирования»,  клонируем еще 2 круга, они будут использоваться для правильного ответа. фона  заливки для правильного круга надо залить зеленым, а верхний круг сделать любого другого  цвета. Для настройки зеленую кнопку – отправляем на задний план. И выбираем «утилиты множественного клонирования». Верхнюю кнопку - выбираем запускать при щелчке по объекту. Затем – свойства -  анимация - исчезание - при щелчке по объекту – «утилиты  множественного клонирования». 

Для неправильного ответа - делаем  красный круг, далее проводим

аналогичные операции. 

Чтобы лист использовать многократно, необходимо добавить страницу в галерею. Для этого переходим на вкладку страницы и на ней правой кнопкой выбираем «добавить страницу в коллекцию». Она появляется в содержимом.

Теперь легко можно к ней вернуться.

Затем пишем необходимый нам вопрос, ответы, и к ним несем круги - к правильным ответам - зеленые кружочки, закрывая их соответствующими верхними, а к неправильным - красные, закрываем соответствующими верхними. Закрепляем все созданное: обводим все, что получилось и закрепляем. Остальные  вопросы делаем аналогично.

Интересно, что в библиотеке интерактивных элементов программы Smart Notebook есть множество готовых элементов для проверки  знаний обучающихся. Например, я часто использую такое интерактивное средство, как «сортировка». При помощи этого средства, проверяю, как ребенок  усвоил материал. Обучающиеся сортируют материал по колонкам, после окончания выполнения  упражнения нажимают кнопку Check для  проверки, сразу видят свои ошибки (если таковые имеются)  и получают  соответствующую оценку.  Ребятам очень нравится такой способ проверки.

Интерактивное средство «анаграмма» я использую для того, чтобы проверить, например, знают ли они слово «Абсолютизм» Обучащиеся  должны расставить буквы в нужном порядке, перемещая их простым перетаскиванием, затратив при этом как можно меньше времени. Если обучающийся затрудняется, то разрешаю ему нажать на кнопку подсказки Clue, где дается определение этому слову,  но оценку снижаю. Для перехода к следующему слову он нажимает Neht.

         Использование  интерактивной  доски  дает  преподавателю  большой  простор для творчества, а для обучающимся предоставляет больше возможностей для активного участия в учебном процессе, способствует развитию творчества и самостоятельности.

В исследовательской  деятельности  ИКТ так же с самого начала заняли свою нишу. Поиск и обработку информации, защиту или представление результатов исследования с использованием презентаций использую так же в своей работе. Так,  разработанный моими учениками исследовательский проект «Скромные герои наших дней» (о земляках, Героях Чеченской войны) занял  первое место внутри техникума, где я преподаю; на V Краевой исследовательской практической конференцию обучающихся  получил диплом II степени; на Всероссийском творческом конкурсе для детей « Я патриот» - диплом лауреата I степени. Тем самым обучающиеся, принимавшие участие в проекте  не только узнали о героях, живущих рядом с ними, но у них  происходило формирование тех  исторических ориентиров, которые указаны в примерной программе по УД  «История», таких, как:

ü    самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;

ü    развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;

ü    формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

ü    воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.

Преимуществом использования ИКТ на уроках истории  я считаю возможность выводить на экран исторические карты, на которые можно добавлять разного рода знаки, стрелки, вопросы. Этот прием очень удобно использовать для создания проблемных ситуаций на уроке, а так же для более доступного объяснения нового материала. Ребятам нравится работать с таким наглядным материалом.

Чрезвычайно  широкие возможности для организации учебной деятельности предоставляет Интернет.

При подготовке к уроку преподаватель может предложить ребятам проработавшим материал по выбранной теме, составить задания к викторине или вопросы для обсуждения.

По проблеме, обсуждаемой на занятии, обучающиеся также могут провести анкетирование с обработкой результатов в программе MS Excel.  (например, анкета «Считаете ли вы Ивана Грозного убийцей?»)

Также можно предложить ребятам задания на обобщение информации. К примеру, при обсуждении темы «Холодная война», где обучащимся необходимо из предложенных материалов выбрать главное, обобщить информацию,  проанализировать ее и представить.

Все перечисленные методы и приемы работы с ИКТ в учебной деятельности на уроках истории и обществознания, способствуют формированию и развитию, помимо всего вышесказанного – общекультурных компетенций.

Использование ИКТ приводит к положительным результатам в обучении и воспитании обучающихся, способствует успешности выпускников как в профессиональной, так и в социальной сферах жизнедеятельности, ведь недаром говорят:«Кто владеет информацией, тот правит миром!»

Заключение.

 

 

Сегодня миру нужны люди с принципиально новой психологией, готовые к принятию новых самостоятельных решений.

Формированию  именно этих качеств  личности способствует применение новых технологий в образовании, в том числе  и применение ИКТ.

В настоящее время необходимо помнить, что новое поколение, выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует соответственно постоянной зрительной стимуляции, быстрого,  динамичного образовательного процесса. Наши дети привыкли к многочисленным компьютерным играм и телефонам, а, значит, необходимо переключить их на понимание того, что видео и игровые программы успешно можно использовать и в обучении. И в этом огромную пользу оказывает применение ИКТ на уроках.

         Компьютерные технологии на уроках истории  и обществознания позволяют:

ü Повысить эффективность обучения (развитие интеллекта и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности обучающихся на уроке);

ü осуществить индивидуальный подход в обучении (работа ребят самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

ü расширить объём предъявляемой учебной информации;

ü обеспечить гибкость управления образовательным процессом (отслеживание процесса и результата учебной работы);

ü улучшить организацию урока (дидактический материал всегда имеется в необходимом количестве);

ü поднять на новый уровень качество контроля знаний ребят и разнообразить его формы;

ü вовлечь обучающихся в коллективную деятельность в парах  и  группах;

ü повысить интерес ребенка к изучению предметов и к учению в целом,

ü  активизировать творческий потенциал обучающегося и педагога,

ü Вывести детей и педагогов в современное пространство информационного общества.

Подведя итог вышесказанному, хочется отметить, что, информационно-коммуникативные  технологии дают возможность педагогу сделать работу на уроке более интересной для обучающихся, повышают мотивацию ребенка. Ускоряют подготовку к уроку преподавателя, а так же, мне, например, очень нравится работать с использованием ИКТ технологий, моя деятельность приносит мне больше удовлетворения.

Думается, что каждому  педагогу  использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность раскрываться еще глубже  как творческой личности, еще сильнее полюбить свою работу. Ведь в основном педагоги – это креативные, творческие личности, не только постоянно обучающие других, но и неизменно повышающие свой уровень знаний.

 Что касается обучающихся, то они   становятся, благодаря применению ИКТ паритетными участниками процесса  обучения. Они уходят от стандартного мышления, стереотипных действий, что позволяет развить  у детей тягу к знаниям, повышается мотивация к обучению, у обучающихся развивается креативное, систематическое и логическое мышление.

Использование такого подхода в преподавании истории и обществознания является важным средством для формирования личности, творческого воспитания и развития.

Поэтому думается, что развитие познавательных способностей и творческой активности, обучающихся на уроках сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.

В настоящее время преподаватель, действующий в рамках привычной “меловой технологии”, значительно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием современных информационно- коммуникативных технологий.

В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с новейшими средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ребенка – право на качественное образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Официальные и нормативные материалы:

1. Федеральный закон Российской Федерации 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» N 24// СЗ РФ. 1995. № 8.

2.Федеральный закон "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ (последняя редакция)

3." Об участии Российской Федерации в международном информационном обмене" № с 85-ФЗ от 5 июля 1996

Научная литература

1.Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.

2.Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. « Учитель». 2014. - № 4. – С.53.

3.Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Педагогическое наследие / Сост.: В. М, Кларин, А. Н. Джуринская. М., 1988.-432с.

4.Кондукторова Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 3-6

7.Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы, перспективы. – М. : Академия, 2016. – 88с.

8.Селевко Г.К.   «Энциклопедия  образовательных  технологий»,  том  2. –М.:НИИ школьных технологий, 2006. – 583с.

9.ТалызинаН.Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. – М., 2017. – 412с.

10.Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации.- 4-е изд. — М.: Дашков и К, 2009. — 280 с.

9.Шарвадзе Б. А. Жизнь и философия Джона Дьюи.  Тбилиси: изд. авт., 2015 – 322с.

10.Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. – 1998. – № 2. – C. 5-13

11.Энциклопедия профессионального образования под ред. С.Я. Батышева.-М., 1999.

Интернет -ресурсы

1.https://nsportal.ru/

2.https://infourok.ru/doklad-formi-ispolzovaniya-ikt-i-internet-resursov-v-processe-izucheniya-uchebnih-predmetov-1545387.html

3. http://shcool-26.blogspot.com/2014/04/blog-post.html

4.https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-i-kommunikatsionnye-tehnologii-v-pedagogicheskom-issledovanii

5. http://diplomba.ru/

6. https://www.bestreferat.ru/

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Федеральный закон "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ (последняя редакция)

[2] Федеральный закон Российской Федерации 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» N 24// СЗ РФ. 1995. № 8.

[3] "Об участии Российской Федерации в международноминформационном обмене" № с 85-ФЗ от 5 июля 1996

 

[4] Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.

 

[5] Энциклопедия профессионального образования под ред. С.Я. Батышева.-М., 1999.

[6] Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации.- 4-е изд. — М.: Дашков и К, 2009. — 280 с.

[7] Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы, перспективы. – М. : Академия, 2016. – 88с.

[8] ТалызинаН.Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. – М., 2017. – 412с.

[9] Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. – 1998. – № 2. – C. 5-13.

[10] Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. « Учитель». 2014. - № 4. – С.53.

 

[11]Селевко Г.К.   «Энциклопедия  образовательных  технологий»,  том  2. –М.:НИИ школьных технологий, 2006.

[12]Кондукторова Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 3-6

[13] Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Педагогическое наследие / Сост.: В. М, Кларин, А. Н. Джуринская. М., 1988.-432с.

[14] Шарвадзе Б. А. Жизнь и философия Джона Дьюи.  Тбилиси: изд. авт., 2015 – 322с.

 

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Введение. Одним из основополагающих показателей качества образования является компетентность обучающихся в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)

Введение. Одним из основополагающих показателей качества образования является компетентность обучающихся в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)

Сегодня просто необходимо, чтобы каждый педагог по своей дисциплине смог создать и провести урок с использованием

Сегодня просто необходимо, чтобы каждый педагог по своей дисциплине смог создать и провести урок с использованием

Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф

Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф

Глава 1. Научно-теоретические основы использования

Глава 1. Научно-теоретические основы использования

ЭВМ) [1] . В.А.Трайнев [2] в своем учебнике пишет, что информационные технологии – совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сб o…

ЭВМ) [1] . В.А.Трайнев [2] в своем учебнике пишет, что информационные технологии – совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сб o…

Глава 2. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания § 2

Глава 2. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания § 2

ДО); как в городских, так и в сельских условиях

ДО); как в городских, так и в сельских условиях

Поэтому плохо, что часто работа с информационными ресурсами сводится у ребенка к бездумному скачиванию готовых информационных продуктов: проектов, рефератов, докладов - это не способствует повышению…

Поэтому плохо, что часто работа с информационными ресурсами сводится у ребенка к бездумному скачиванию готовых информационных продуктов: проектов, рефератов, докладов - это не способствует повышению…

По научным данным человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно

По научным данным человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия в разные исторические эпохи, возможностью представить наглядно те явления, которые…

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия в разные исторические эпохи, возможностью представить наглядно те явления, которые…

Поэтому однозначно необходимо в учебном процессе педагогам широко использовать технические средства обучения

Поэтому однозначно необходимо в учебном процессе педагогам широко использовать технические средства обучения

При помощи ИКТ возможно так же провести более эффективный контроль знаний обучающихся

При помощи ИКТ возможно так же провести более эффективный контроль знаний обучающихся

Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); 5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание

Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); 5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Обучающимся необходимо по каждому вопросу дать ответ: так ли это происходило на самом деле, и обосновать свой ответ

Обучающимся необходимо по каждому вопросу дать ответ: так ли это происходило на самом деле, и обосновать свой ответ

Кроссенс», выполненный обучающимися ещё полезней, чем созданный педагогом, так как в первую очередь отражает глубину понимания проблемы, развивает логическое и образное мышление

Кроссенс», выполненный обучающимися ещё полезней, чем созданный педагогом, так как в первую очередь отражает глубину понимания проблемы, развивает логическое и образное мышление

РФ. Для этого вывожу на слайд задание и объясняю, что указанные обязанности ребята должны представить картинками:

РФ. Для этого вывожу на слайд задание и объясняю, что указанные обязанности ребята должны представить картинками:

Данный методический прием позволяет проверить знания сразу всех обучающихся, так как подсказать друг другу просто невозможно, это сразу будет видно педагогу

Данный методический прием позволяет проверить знания сразу всех обучающихся, так как подсказать друг другу просто невозможно, это сразу будет видно педагогу

Элементы рабочей тетради по предмету, выведенные на экран, позволяют сэкономить рабочее время на уроке, а также экономить бумагу и не распечатывать задания каждому обучающемуся для…

Элементы рабочей тетради по предмету, выведенные на экран, позволяют сэкономить рабочее время на уроке, а также экономить бумагу и не распечатывать задания каждому обучающемуся для…

Для настройки зеленую кнопку – отправляем на задний план

Для настройки зеленую кнопку – отправляем на задний план

Если обучающийся затрудняется, то разрешаю ему нажать на кнопку подсказки

Если обучающийся затрудняется, то разрешаю ему нажать на кнопку подсказки

Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов

Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов

Заключение. Сегодня миру нужны люди с принципиально новой психологией, готовые к принятию новых самостоятельных решений

Заключение. Сегодня миру нужны люди с принципиально новой психологией, готовые к принятию новых самостоятельных решений

Вывести детей и педагогов в современное пространство информационного общества

Вывести детей и педагогов в современное пространство информационного общества

В настоящее время преподаватель, действующий в рамках привычной “меловой технологии”, значительно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием современных информационно- коммуникативных технологий

В настоящее время преподаватель, действующий в рамках привычной “меловой технологии”, значительно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием современных информационно- коммуникативных технологий

Библиографический список Официальные и нормативные материалы: 1

Библиографический список Официальные и нормативные материалы: 1

Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения //

Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2023