ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе
Оценка 5

ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе

Оценка 5
Документация +1
docx
информатика +2
Взрослым
15.05.2017
ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе
В статье рассматриваются основные аспекты, уровни и содержание ИКТ-компетенции педагога, обозначены этапы совершенствования учителя в сфере ИКТ. Актуализируется такая проблема, как подготовка педагогов образовательных учреждений к использованию в работе информационно-коммуникационных технологий. Раскрываются понятия «ИКТ», «ИКТ-компетентность». Уточнены возможности использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога. Сформулированы психолого-педагогические условия формирования ИКТ-компетентности.
ИКТ компетентность учителя, формирование и реализация.docx
«ИКТ компетентность учителя. Формирование и реализация  ИКТ­компетентности педагогов в образовательном процессе» Автор: Сосенкова Н.М., методист по информатике и ИКТ МКУ «Управление образования Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан» В   последнее   время   персональные   компьютеры   вошли   во   все   сферы   общества. Человек,   умело,   эффективно   владеющий   технологиями   и   информацией,   имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке важнейшей проблемы, к организации своей деятельности. Современную школу, уже не назовешь современной без новых информационных (компьютерных) технологий. Информатизация   школы   является   в   данное   время   одним   из   приоритетных направлений.   При   информатизации   должна   быть   решена   проблема   соотношения традиционных   составляющих   учебного   процесса   и   новых   информационных технологий,   новых   взаимоотношений   обучающегося,   учителя   и   образовательной среды. С переходом на новый образовательный стандарт решение задач информатизации образования ложится в первую очередь на плечи учителя начальных классов. Только учитель   начальных   классов,   задействовав   при   этом   арсенал   всех   учебных предметов, имеет возможность реализовать требования стандарта и использовать ИКТ   в   качестве   инструментария   формирования   у   младших   школьников универсальных   учебных   действий     регулятивных   и (познавательных, коммуникативных),   предусмотренных   стандартом   второго   поколения, обеспечивающих   овладение   ключевыми   компетенциями,   составляющих   основу умения   учиться.   Это   накладывает   объективные   требования   к   обновлению профессиональных компетенций учителя, в том числе и ИКТ­компетенциями. ИКТ­компетентность   учителя   ­   это   комплексное   понятие.   Его   понимают   как целенаправленное,   эффективное   применение   технических   знаний   и   умений   в реальной   образовательной   деятельности.   ИКТ­компетентность   учителя   является составляющей профессиональной компетентности учителя. ИКТ­компетентность учителя должна обеспечивать реализацию:  новых целей образования;  новых форм организации образовательного процесса;  нового содержания образовательной деятельности. Выделяют три основных аспекта ИКТ­компетентности: ­ первый: наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ; ­ второй: эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной дея­ тельности для решения профессиональных задач; ­ третий: понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направ­ ленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к   созданию   новых   знаний,   умеющих   оперировать   массивами   информации   для получения нового интеллектуального результата. ИКТ­грамотность и ИКТ­компетентность учителя ­ это разные понятия. ИКТ­грамотность  ­   это   знания   о   персональном   компьютере,   о   программных продуктах,   это   умение   «нажимать   на   нужные   кнопки»,   знание   о   существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет). ИКТ­компетентность  ­   это   использование   различных   информационных   ин­ струментов и эффективное применение их в педагогической деятельности. В профессиональной ИКТ­компетентности есть два уровня: уровень подготов­ ленности и уровень реализованности. Уровень   подготовленности   к   деятельности   ­   это   уровень   овладения   ИКТ.   Он характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ. Уровень реализованности (деятельностный) ­ это уровень использования ИКТ. На этом уровне грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применяется учителем для:  организации и сопровождения сетевых форм образовательного процесса;  реализации дистанционного, очно­заочного, домашнего обучения  организации обучения на основе индивидуальных учебных планов учащихся;  соорганизации   разных   форм   деятельности   ­   урочной,   внеурочной,   самостоя­ тельной, воспитательной ­ в единый образовательный процесс;  применении современных технологий мониторинга образования. Часто   учитель,   закончивший   (иногда   несколько   раз)   курсы   повышения   квали­ фикации в сфере ИКТ и имеющий в школе достаточно условий для применения ИКТ в профессиональной деятельности, этого не делает. Такой учитель не может называться ИКТ ­ компетентным, поскольку его знания и умения не воплощены в деятельность. Описанные   выше   уровни   ИКТ­компетентности   соответствуют   этапам   профес­ сионального совершенствования современного учителя в сфере ИКТ. ИКТ­компетентность педагогов и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением компьютера, его использованием как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе в рамках модернизации российского образования. В   связи   с   этим   изменились   требования   к   педагогу,   он   должен   быть   ИКТ­ компетентен и обеспечивать реализацию:  новых целей образования;  новых форм организации образовательного процесса;  нового содержания образовательной деятельности. ИКТ­компетентность – это не только использование различных информационных инструментов (ИКТ­грамотность), но и эффективное применение их в педагогиче­ ской деятельности. Примерный перечень содержания ИКТ­компетентности учителя: 1.Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету  (на  дисках   и   в   Интернете):   электронные   учебники,  атласы,  коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д. 2. Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами. 3.Устанавливать   используемую   программу   на   демонстрационный   компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала. 4. Уметь   преобразовывать   и   представлять   информацию   в   эффективном   для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из име­ ющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая раз­ личные данные. 5.Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, про­ граммы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power  Point, Flash) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для   учебного   процесса   (материалы   для   урока,   тематическое   планирование, мониторинги по своему предмету, различные отчеты по предмету, анализ процесса обучения и т.д.). 6.Уметь   применять   НИТИ­методики   (Новые   Информационные   Технологии   и Интернет) ­ это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с ис­ пользованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб­сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему. 7. Эффективно   применять   инструменты   организации   учебной   деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы ор­ ганизации учебной деятельности учащегося и т.д.). 8. Уметь   сформировать   цифровое   собственное   портфолио   и   портфолио учащегося. 9.Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации  школы (школьная сеть, электронная почта, социальная сеть   (Дневник.ру,   ...),   сайт   (раздел   сайта),   лист   рассылки   (список   рассылки   ­ используется   для   рассылок   почты,   предоставляет   средства   автоматического добавления и удаления адресов из списка), форум,  Wiki­среда (Вики (Wiki) ­ ги­ пертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуриза­ ции письменной информации), блог (сетевой журнал или дневник событий) и др. 10.Организовывать   работу   учащихся   в   рамках   сетевых   коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости). Для   того   чтобы   учитель   мог   выполнять   все   вышеперечисленное,   необходима организация   методической,   организационной,   технической   и   мотивационной поддержки. Модель непрерывного формирования ИКТ­компетентности педагога в условиях   информационного   образовательного   пространства   школы   представлена общедидактической   целью,   теоретическими   основами,   компонентами   ИКТ­ технологическим, компетентности     информационным, (мотивационным,   содержательно­методическим, условиями ее реализации, результатом.   сетевым),   организационно­педагогическими Организационно­педагогические   условия   непрерывного   формирования   ИКТ­ компетентности педагога включают: ­ обучение   педагогов   по   различным   модулям   программы   повышения   квалифи­ кации в области ИКТ; ­ непрерывное методическое сопровождение формирования ИКТ­компетентности педагога; ­ создание системы ресурсного обеспечения; ­ разработку   системы   критериев   оценки   уровней   сформированности   ИКТ­ компетентности педагогов. Непрерывное формирование ИКТ­компетентности будет успешным, если: ­ выделить составляющие ИКТ­компетентности педагога; ­ разработать модель формирования ИКТ­компетентности  педагога в условиях информационного образовательного пространства школы; ­ реализовать   организационно­педагогические   условия   формирования   ИКТ компетентности   педагога   в   условиях   информационного   образовательного   про­ странства школы. Не   менее   важной   проблемой   является   обоснование   методов   развития   ИКТ­ компетентности   педагога.   Непрерывность   этого   процесса   позволяет   связать изменение   компонентов   ИКТ­компетентности   с   поэтапным   развитием профессиональных качеств педагога: 1. Достижение элементарной и функциональной грамотности. 2. Достижение базового уровня с наиболее общими способами деятельности. 3. Достижение профессиональной компетентности, которая позволяет исполь­ зовать новые инструменты деятельности. 4. Овладение новой культурой, в нашем случае информационной. 5. Формирование индивидуального информационного менталитета личности. Роль технологической, дидактической и личностной сферы взаимодействия пе­ дагога с образовательной средой в процессе развития ИКТ­компетентности явля­ ется двусторонним процессом. С одной стороны, активная роль педагога в преобразовании ИОС обусловливает его   профессиональное   развитие,   а   с   другой   ­   поступательное   и   необратимое изменение самой ИОС создает новые условия субъектного развития. Формирование   основных   факторов   поэтапного   развития   ИКТ­компетентности педагога в информационно­образовательной среде это: ­ включение педагога в программно­целевые мероприятия по развитию среды ­ формирование системы непрерывного образования педагога в ОУ; ­ активизация   инновационной   деятельности   педагога,   направленной   на   эффек­ тивное использование ресурсов ИОС; ­ обновление педагогической системы педагога; ­ формирование и развитие педагогом локальных сред в единой ИОС. Таким образом, развитие ИКТ­компетентности педагогов как компонента про­ фессиональной компетентности зависит от деятельности, направленной на преоб­ разование актуальной информационно­образовательной среды.

ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе

ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе

ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе

ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе

ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе

ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе

ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе

ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе

ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе

ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе

ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе

ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе

ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе

ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2017