ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе
Оценка 5
Документация +1
docx
информатика +2
Взрослым
15.05.2017
В статье рассматриваются основные аспекты, уровни и содержание ИКТ-компетенции педагога, обозначены этапы совершенствования учителя в сфере ИКТ. Актуализируется такая проблема, как подготовка педагогов образовательных учреждений к использованию в работе информационно-коммуникационных технологий. Раскрываются понятия «ИКТ», «ИКТ-компетентность». Уточнены возможности использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога. Сформулированы психолого-педагогические условия формирования ИКТ-компетентности.
ИКТ компетентность учителя, формирование и реализация.docx
«ИКТ компетентность учителя. Формирование и реализация
ИКТкомпетентности педагогов в образовательном процессе»
Автор: Сосенкова Н.М., методист по информатике и ИКТ МКУ «Управление образования
Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан»
В последнее время персональные компьютеры вошли во все сферы общества.
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет
другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке важнейшей
проблемы, к организации своей деятельности. Современную школу, уже не назовешь
современной без новых информационных (компьютерных) технологий.
Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных
направлений. При информатизации должна быть решена проблема соотношения
традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных
технологий, новых взаимоотношений обучающегося, учителя и образовательной
среды.
С переходом на новый образовательный стандарт решение задач информатизации
образования ложится в первую очередь на плечи учителя начальных классов. Только
учитель начальных классов, задействовав при этом арсенал всех учебных
предметов, имеет возможность реализовать требования стандарта и использовать
ИКТ в качестве инструментария формирования у младших школьников
универсальных учебных действий
регулятивных и
(познавательных,
коммуникативных),
предусмотренных стандартом второго поколения,
обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу
умения учиться. Это накладывает объективные требования к обновлению
профессиональных компетенций учителя, в том числе и ИКТкомпетенциями.
ИКТкомпетентность учителя это комплексное понятие. Его понимают как
целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. ИКТкомпетентность учителя является
составляющей профессиональной компетентности учителя.
ИКТкомпетентность учителя должна обеспечивать реализацию:
новых целей образования;
новых форм организации образовательного процесса;
нового содержания образовательной деятельности.
Выделяют три основных аспекта ИКТкомпетентности:
первый: наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в
сфере ИКТ;
второй: эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной дея
тельности для решения профессиональных задач;
третий: понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направ
ленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных
к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для
получения нового интеллектуального результата.
ИКТграмотность и ИКТкомпетентность учителя это разные понятия.
ИКТграмотность это знания о персональном компьютере, о программных
продуктах, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании
компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТкомпетентность это использование различных информационных ин
струментов и эффективное применение их в педагогической деятельности.
В профессиональной ИКТкомпетентности есть два уровня: уровень подготов
ленности и уровень реализованности.
Уровень подготовленности к деятельности это уровень овладения ИКТ. Он
характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для
пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ. Уровень реализованности (деятельностный) это уровень использования ИКТ. На
этом уровне грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применяется
учителем для:
организации и сопровождения сетевых форм образовательного процесса;
реализации дистанционного, очнозаочного, домашнего обучения
организации обучения на основе индивидуальных учебных планов учащихся;
соорганизации разных форм деятельности урочной, внеурочной, самостоя
тельной, воспитательной в единый образовательный процесс;
применении современных технологий мониторинга образования.
Часто учитель, закончивший (иногда несколько раз) курсы повышения квали
фикации в сфере ИКТ и имеющий в школе достаточно условий для применения
ИКТ в профессиональной деятельности, этого не делает. Такой учитель не может
называться ИКТ компетентным, поскольку его знания и умения не воплощены в
деятельность.
Описанные выше уровни ИКТкомпетентности соответствуют этапам профес
сионального совершенствования современного учителя в сфере ИКТ.
ИКТкомпетентность педагогов и применение ИКТ в образовательном процессе
возникает с появлением компьютера, его использованием как в повседневной жизни,
так и в образовательном процессе в рамках модернизации российского образования.
В связи с этим изменились требования к педагогу, он должен быть ИКТ
компетентен и обеспечивать реализацию:
новых целей образования;
новых форм организации образовательного процесса;
нового содержания образовательной деятельности.
ИКТкомпетентность – это не только использование различных информационных
инструментов (ИКТграмотность), но и эффективное применение их в педагогиче
ской деятельности.
Примерный перечень содержания ИКТкомпетентности учителя: 1.Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по
предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции
цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
2. Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР
(например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на
дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
3.Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер,
пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного
электронного дидактического материала.
4. Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для
решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из име
ющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая раз
личные данные.
5.Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, про
граммы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point,
Flash) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых
для учебного процесса (материалы для урока, тематическое планирование,
мониторинги по своему предмету, различные отчеты по предмету, анализ процесса
обучения и т.д.).
6.Уметь применять НИТИметодики (Новые Информационные Технологии и
Интернет) это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с ис
пользованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и вебсайты,
полезные при проведении уроков на заданную тему.
7. Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности
учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы ор
ганизации учебной деятельности учащегося и т.д.).
8. Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио
учащегося. 9.Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям,
коллегам, администрации школы (школьная сеть, электронная почта, социальная
сеть (Дневник.ру, ...), сайт (раздел сайта), лист рассылки (список рассылки
используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического
добавления и удаления адресов из списка), форум, Wikiсреда (Вики (Wiki) ги
пертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуриза
ции письменной информации), блог (сетевой журнал или дневник событий) и др.
10.Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных
проектов (олимпиады, конкурсы, викторины), дистанционно поддерживать учебный
процесс (по необходимости).
Для того чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима
организация методической, организационной, технической и мотивационной
поддержки. Модель непрерывного формирования ИКТкомпетентности педагога в
условиях информационного образовательного пространства школы представлена
общедидактической целью, теоретическими основами, компонентами ИКТ
технологическим,
компетентности
информационным,
(мотивационным,
содержательнометодическим,
условиями ее реализации, результатом.
сетевым),
организационнопедагогическими
Организационнопедагогические условия непрерывного формирования ИКТ
компетентности педагога включают:
обучение педагогов по различным модулям программы повышения квалифи
кации в области ИКТ;
непрерывное методическое сопровождение формирования ИКТкомпетентности
педагога;
создание системы ресурсного обеспечения;
разработку системы критериев оценки уровней сформированности ИКТ
компетентности педагогов.
Непрерывное формирование ИКТкомпетентности будет успешным, если:
выделить составляющие ИКТкомпетентности педагога; разработать модель формирования ИКТкомпетентности педагога в условиях
информационного образовательного пространства школы;
реализовать организационнопедагогические условия формирования ИКТ
компетентности педагога в условиях информационного образовательного про
странства школы.
Не менее важной проблемой является обоснование методов развития ИКТ
компетентности педагога. Непрерывность этого процесса позволяет связать
изменение компонентов ИКТкомпетентности с поэтапным развитием
профессиональных качеств педагога:
1. Достижение элементарной и функциональной грамотности.
2. Достижение базового уровня с наиболее общими способами деятельности.
3. Достижение профессиональной компетентности, которая позволяет исполь
зовать новые инструменты деятельности.
4. Овладение новой культурой, в нашем случае информационной.
5. Формирование индивидуального информационного менталитета личности.
Роль технологической, дидактической и личностной сферы взаимодействия пе
дагога с образовательной средой в процессе развития ИКТкомпетентности явля
ется двусторонним процессом.
С одной стороны, активная роль педагога в преобразовании ИОС обусловливает
его профессиональное развитие, а с другой поступательное и необратимое
изменение самой ИОС создает новые условия субъектного развития.
Формирование основных факторов поэтапного развития ИКТкомпетентности
педагога в информационнообразовательной среде это:
включение педагога в программноцелевые мероприятия по развитию среды
формирование системы непрерывного образования педагога в ОУ;
активизация инновационной деятельности педагога, направленной на эффек
тивное использование ресурсов ИОС;
обновление педагогической системы педагога;
формирование и развитие педагогом локальных сред в единой ИОС. Таким образом, развитие ИКТкомпетентности педагогов как компонента про
фессиональной компетентности зависит от деятельности, направленной на преоб
разование актуальной информационнообразовательной среды.
ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе
ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе
ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе
ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе
ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе
ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе
ИКТ-компетентность учителя. Формирование и реализация ИКТ-компетентности педагогов в образовательном процессе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.