ИКТ - компетентность учителя технологии как необходимое условие внедрения ФГОС
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
труд
5 кл—8 кл
12.03.2019
Основная цель перехода на федеральные государственные стандарты второго поколения состоит в достижении нового качества образования. Масштабные национальные проекты в сфере образования ставят задачи активного внедрения информационно-коммуникационных технологий во все звенья образовательной сферы, а информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя.
ИКТ - компетентность учителя технологии.docx
ИКТ компетентность учителя технологии
как необходимое условие внедрения ФГОС.
«…если все учителя – предметники не будут активно и постоянно
использовать компьютер и технологии, с ним связанные, то мы не сдвинемся с
мертвой точки. Ребенок должен осознавать необходимость информационно
коммуникационных технологий при изучении предметов, а эту мотивацию ему может
создать только учительпредметник. Только тогда мы достигнем успеха в решении
поставленной перед нами задачи». В.А.Болотов.
Основная цель перехода на федеральные государственные стандарты второго
поколения состоит в достижении нового качества образования. Масштабные
национальные проекты в сфере образования ставят задачи активного внедрения
информационнокоммуникационных технологий во все звенья образовательной
сферы,
а информационные технологии диктуют новые требования к
профессиональнопедагогическим качествам учителя.
Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении целая гамма
возможностей для применения в процессе обучения средств ИКТ – это информация
из Интернета, электронные учебные пособия,
презентации, программы,
автоматизирующие контроль знаний, новые виды коммуникации – чаты, форумы,
электронная почта и многое другое. Благодаря этому актуализируется содержание
обучения, возможен интенсивный обмен между участниками образовательного
процесса. При этом учитель не только образовывает, развивает и воспитывает
ребенка, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для
самообразования, профессионального роста и творческого развития.
Стремительное развитие и появление все новых возможностей использования
компьютера в образовании заставляет искать различные подходы к организации
процесса повышения квалификации учителей в сфере ИКТ. Задача формирования и
развития ИКТ компетентности педагогов стоит на всех уровнях системы
педагогического образования. В современных условиях педагогу недостаточно быть
только пользователем, необходимо говорить о повышении ИКТ компетентности,
являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического
мастерства.
Отрадно, что и педагоги это тоже понимают. Анкетирование «ИКТактивность
педагога», проведенное в нашем образовательном учреждении показало, что 100%
педагогов коллектива испытывают потребность в повышении уровня владения ИК
технологиями.
Среди причин личной заинтересованности педагогов следующие:
эффективность работы коллег, использующих ИКТ в работе; желание
соответствовать статусу современного учителя; переход на новый уровень
педагогического мастерства, развитие информационных технологий. Что же должен
знать и уметь современный учитель в области ИКТ технологий?
Информационнокоммуникационная компетентность учителя
это
совокупность знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения
информационным технологиям, а также готовность и способность педагога
самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей
профессиональной деятельности.
Выделяют три уровня владения ИКТ компетенциями:
I уровень (базовый) – инвариант знаний, умений и опыта, необходимый
преподавателюпредметнику для решения образовательных задач средствами ИК
технологий общего назначения;
II уровень (технологический, предметноориентированный) – освоение ИКТ и
внедрение в образовательную деятельность специализированных технологий и
ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике
того или иного учебного предмета;
III уровень (психологопедагогический, методический, творческий) –
разработка собственных электронных средств учебного назначения, использование
средств ИКТ для решения профессиональных и личных задач.
Как же вывести учителя на второй, а в идеале на третий уровень?
Если же цель – привить информационную грамотность всему педагогическому
коллективу, повысить имеющийся уровень информационнокоммуникационной
компетентности коллектива, то обучение необходимо организовать в стенах родной
школы. Процесс обучения, на мой взгляд, может быть представлен несколькими
этапами.
На первом этапе происходит повышение формирование и развитие базовой
ИКТ компетентности, т.е. формирование оптимального инварианта знаний и
умений, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе на уровне
пользователя.
Второй этап связан с подготовкой наставника обучения, который должен
обладать организационноуправленческой ИК компетентностью, рассматриваемой
как способность и готовность передать свои знания в сфере ИКТ коллегам и
учащимся. Позицию наставника может занимать методист, руководитель
методического объединения, завуч, выполняющий методическую функцию. В нашей
школе в эту группу входят, прежде всего, учителя информатики, и педагоги,
владеющие технологиями на достаточном уровне.
На третьем этапе осуществляется формирование предметноуглубленной ИКТ
компетентности учителя, соответствующей осознанному методически грамотному
использованию ИКТ в преподавании своего предмета.
Далее следует этап, связанный с формированием корпоративной ИКТ
компетентности, обладание которой позволяет видеть и решать в команде проблемы,
связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс школы, быть
исследователем в этой области,
инициатором сетевого межшкольного
взаимодействия и т.п.
О присвоении учителю информационной компетентности можно судить на
основе анализа его практической деятельности, которой присущи, в этом случае,
следующие особенности:
• внутренняя мотивация, потребность и готовность к проведению уроков с
использованием ИКТ; • использование готовых мультимедиа программ в учебном процессе,
образовательных ресурсов Интернет, внедрение ИКТ и ресурсы сети Интернет в
различные этапы традиционного урока;
• общение в сетевых сообществах, пользование социальными сервисами;
• создание и использование в учебном процессе собственных простейших и
имеющихся программных продуктов, образовательных сайтов.
• применение новых технологических решений в учебном процессе:
телеконференции, видеоконференции, цифровые, интерактивные доски и др.
Нерешенных вопросов еще много и необходимо искать пути решения
имеющихся и возникающих проблем, для того, чтобы процесс формирования
информационной компетентности всех участников образовательного процесса был не
мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным. При
этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии – это только средство,
которое никогда не заменит живое слово учителя.
«…технологические достижения ничего не значат, если учителя не знают, как
их эффективно использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя».
Председатель директоров Intel Крейг Баррет.
ИКТ - компетентность учителя технологии как необходимое условие внедрения ФГОС
ИКТ - компетентность учителя технологии как необходимое условие внедрения ФГОС
ИКТ - компетентность учителя технологии как необходимое условие внедрения ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.