Доклад из опыта работы учителя технологии Горбачевой Л.В.
«Способы работы при организации занятий с детьми с ОВЗ ».
Таганрог 2023 г.
Я, Горбачева Л.В. Инструктор по труду, работаю с воспитанниками с ОВЗ В ТЦПД №3 больше двух лет, у которых ментальные нарушения и множественные нарушения в развитии. Специфика моей работы заключается в формирование первичных навыков и умений в декоративно-прикладной деятельности у детей с ментальными нарушениями и множественными нарушениями в развитии. Я использую следующие формы и методы работы при организации занятий с детьми с ОВЗ, умственной отсталостью и детьми инвалидами по декоративно-прикладному творчеству
1.Формы.
В работе с детьми с ОВЗ наиболее успешными являются следующие формы работы:
· индивидуально практическая деятельность;
· коллективно - творческая деятельность детей с ОВЗ;
· игровые формы работы.
При развитии творческих способностей детей с ОВЗ на занятиях поставлена задача: сохранить и развить то присущее многим детям восприятие мира, которое позволяет им видеть его прекрасным, многообразным, волшебным и добрым. Решение этой задачи зависит от гармонического развития детей, в основе которого лежат эстетические средства, опирающиеся на творческую активность на занятиях.
Материал для занятий подбирается с учетом темы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Знакомясь с произведениями искусства, дети испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются:
· образные представления;
· мышление;
· воображение.
Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используется экспериментирование с различными художественными материалами, создаются работы из природного материала. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка. Например, при работе с бумагой можно сделать однослойную и многослойную аппликацию, выполнить объемное моделирование из картона, спичек.
Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.
2.Методы.
Успех обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог и родители, чтобы донести до детей с ограниченными возможностями здоровья определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами понимается:
Используются методы:
· репродуктивный;
· эвристический.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Он включает в себя:
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии - педагог дополнительного образования предлагает учащемуся выполнить часть работы самостоятельно. А сейчас поподробнее опишу некоторые из них.
В любой деятельности есть свои плюсы и минусы. Вот у меня были сложности в том, что дети, с которыми я работаю неоднородные и к тому же у многих преобладает леворукость. Я столкнулась со сложностью в объяснении материала, с тем что у детей слабо развита мелкая моторика, нарушение речи и зрения и самое главное это неусидчивость, частая смена деятельности, быстрая утомляемость.По наблюдению специалистов считается что у детей с ментальными нарушениями сложной структурой дефекта одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на развитии речи, социализации личности, развитии познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной адаптации. Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе. Движения рук детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Мускулатура рук очень слаба. Часто не выделена ведущая рука. Несовершенство тонкой (мелкой) моторики. Прежде чем начинать заниматься с таким ребёнком, необходимо ответить на вопрос: что получит ребёнок в результате формирования навыков и умений в данной деятельности? По словам некоторых специалистов, есть несколько вариантов ответа.
Например, мы проводим занятия для того, чтобы научить ребёнка шить, (делать бусы, открытки сувениры и т.д.) дать ему возможность овладеть определённым навыком. Этот ответ кажется действительным в том случае, если ребёнок осознанно и с удовольствием овладевает навыком.
Однако если мы представим ребёнка с тяжёлыми нарушениями развития, то данный ответ уже не покажется убедительным. Действительно, зачем учить ребёнка, который вряд ли в силу причин сможет сделать это самостоятельно? Зачем такому ребёнку нужны занятия по формированию навыков и умения декоративно-прикладной деятельности, если он всё равно не сможет пользоваться полученными навыками самостоятельно.
Данный вопрос лежит в другой плоскости анализа. Каждый ребёнок независимо от тяжести его проблем, является человеком и личностью. А для любого человека важно самоуважение, уважение других, реализация собственного творческого потенциала. И мои занятия направленны на то чтобы помочь ребёнку реализовать эти потребности. Для этого необходимо определить и подобрать диагностики сформированности в данной деятельности начиная с подготовительного этапа.
На этом этапе определяются основные проблемы и формируются коррекционные задачи. Например, проблема: игнорирование деятельности, низкая психическая активность с быстрой утомляемостью, несформированность мелкой моторики и зрительно-моторной координации и др. важно выделить основную проблему, чтоб начать решение всего комплекса. И выявить сильные стороны ребёнка.
Самая первая задача - налаживание эмоционального контакта (подобрать набор коммуникативных средств – это фраза, слово звук, жест, карточка) а затем обучать детей пользоваться ими. (составить план по «песс» карточкам.)
У каждого ребёнка свой темп восприятия происходящих событий, поэтому я недолжна навязывать свой темп, а терпеливо дожидаться ответной реакции.
Инструктор должен поддерживать интерес к заданию, помогать только тогда, когда не может справиться, а не делать это за него.
Я начинаю занятия с 10-15 мин, затем увеличивать время постепенно, или наоборот сокращать в зависимости от состояния ребёнка.
На своих занятиях я всегда предлагаю свободу выбора. Если ребёнок не может справиться с выбором, тогда я предлагаю выбор из 2-х вариантов, тем самым приучая делать свой выбор. (старших воспитанников заранее спрашиваю, а что ты бы хотел делать завтра то или, то).
С детьми, которые посещают впервые мастерскую, мы знакомимся с первичными навыками ручного туда. На занятиях использую сказку-терапию, стихи, загадки, физминутки, гимнастику для зрения,идактические игры и т.д. Прежде чем работать с иглой мы играем с необычными предметами в швейной мастерской.
Это: низание мягкой проволокой нарезанные трубочки, пуговицы, бусины и т.д.
Вначале шитья детям трудно удержать ткань в руке, сложно понять, как удобнее держать иголку, с какой стороны втыкать ее в ткань. Для облегчения первых шагов в рукоделии это пособие помогает освоить процесс.
Для детей с нарушением зрения: большие отверстия. Вырезаны таким образом, что легко определяются на ощупь, имитируют реальное сопротивление ткани, когда вставляется игла. Вместо иглы – мягкая проволока, цветной шнурок или маленький карандаш, который удобен при держании, имеет, как и игла, заостренный кончик.
На этапе приёмы шитья вручную после методов и приёмов коррекции мелкой моторики осваиваем подготовительные операции (вставить нить в иглу, завязать узелок), затем мелкими темпами осваиваем выполнения простого шва по прямой линии, изготовление изделий сувениров в технике «изонить».
Если ребёнок не справляется сам, то необходимо помнить, что когда мы обучаем детей с нарушением какому – то конкретному действию, то делать это нужно многократно, повторяя если необходимо, то метод «рука в руку» до тех пор, пока оно не дойдет до автоматизма, потом снижая помощь взрослого. Свои действия нужно обязательно описывать словами, чтобы ребенок четко уяснил, что и для чего он делает.
Самое сложное это формирование навыков и умений работы с ножницами.
Обычно эта операция не выделяется как самостоятельная, а связанна по смыслу при вышивании, выкраивании, нарезании блоков. Необходимо ребёнку объяснить для чего нужен этот инструмент, если у него совсем нет опыта. И для начала давать ребёнку для выполнения мелких операций, например, отрезать нить от катушки, от изделия при законченной операции и убирать их с поля зрения ребёнка, если он неусидчив и может нечаянно их схватить, если у ребёнка совсем нет навыка, то использовать метод «рука в руке», обхватывая своей рукой лезвия ножниц и помогать смыкать лезвия вместе, тем самым не делать резких открытий и закрытий лезвий ножниц в целях безопасности для ребёнка если он делает размашистые движения в процессе. Потом можно выполнять нарезку крошки из ниток, узкие полоски ткани, резать по прямой линии, резать по кривой, скругляя углы прямоугольных фигур.
Все занятия я стараюсь начинать с процесса ритуализации.
Дети по своей природе ритуальны. За каждым закреплено своё рабочие место в доступной для каждого его среде, оборудование приспособления игольница, любимый цвет ножниц и др., например, Марина любит зелёный цвет. Поэтому вводя в процесс чётко заведённые ритуалы, мы не тратим лишнее время и усилия на организацию и дисциплину. Многократность повторения ритуала делает его привычным, привычное становится легко исполняемым, легко исполняемое – приятным, приятное становится любимым. (круг друзей, смайлы настроения и т.д)
Так же на занятиях создаю ситуация успеха и снятия тревожности повышает мотивацию, позволяет ребёнку почувствовать удовлетворение от деятельности, повышает самооценку. «У тебя всё получится» «Я тебе помогу если что-то не сможешь сам, а пока постарайся сделать это сам» и т.д.
Сюрпризный момент, «поощрялки»
В качестве похвалы в конце занятий раздаю детям фишки, какие-нибудь интересные карточки, стикеры, сюрпризы. Но хвалю ребёнка справедливо – стараюсь выделить и отметить «заслуги» каждого ребёнка. Не надо каждый раз хвалить за выполненную простую работу. Похвала должна зависеть от степени вклада ребёнка в деятельность.
Пользуюсь методом «Постановка проблемы»
Заинтересовать детей можно поставленной проблемой и призывом
взрослого к еѐ решению. (поможем зайке заготовить на зиму морковку)
Поддержанию мотивации и профилактике утомления на занятии
способствует разнообразие интеллектуальных и практических действий, частая смена видов деятельности.
Часто использую игры, они является ведущим видом деятельности детей. Различные игровые моменты должны присутствовать на протяжении всего занятия особенно с малышами. Найди такую же, что лишнее и т.д.
Прохождении тем при блоке «работа с тканью»
Я использую игры «Почини коврик» «Найди одинаковые варежки и почини их», тем самым закрепляем умение выбирать формы и величины, формируем навыки прикладывания и накладывания, закрепляем навыки о геометрических фигурах.
Я показываю коврики кусочки ткани: «Посмотрите, какие кусочки ткани красивые, яркие, но мышки их испортили. А нам срочно нужна эта ткань, чтобы изготовить из неё сувенир. Давайте мы (починить) ткань. Каким цветом ткань? Какие заплатки мы положим на неё? Дети приемом прикладывания «закрывают прореху» подбирая геометрические фигуры по цвету, форме.
Игра «ЛОТО»
В игре мы с детьми систематизируем знания о тканях и материалах, применяемых при вышивании, ремонте одежды, изготовлении мягких игрушек. Можно провести на ощупь с закрытыми глазами если карточка с материалом разных структур и можно тактильно их определить.
С игрой «Найди пару»
Мы можем развить определение лицевой и изнаночной сторон материала. Парные карточки, на которых наклеены материалы лицевой и изнаночной сторонами. Задача найти, лицевую и изнаночную стороны материала. И такой же образец также наложить на наклеенный кусочек материала
«Тканевые пазлы»
платки или лоскутки ткани накрахмаливаются нужного размера и произвольно разрезаются на части, хорошо иметь для образца фотографии целых кусочков такой же ткани и рисунком. Играть можно по одному или в парах. Нужно собрать целое изображение из предложенных частей.
«Пристигни на пуговки»
Фетровые толстые лоскутки ткани геометрической формы, в центре каждой детали нужно прорезать и обработать петлю для пуговицы. На картоне пришить пуговицы в центре намеченных карандашом места разных геометрических фигур, и пристёгивать лоскутки ткани разного вида, разных расцветок, раной геометрической формы.
«Подбери одежду кукле»
Карты наклеены на основу таким образом, чтобы сбоку дети могли вставить лоскуток подходящей ткани. Карточек с тканью нужно иметь в комплекте. Играть можно индивидуально и в парах. Задача в том, чтобы подобрать для куклы одежду, подходящую по назначению фартук – ситец, кофта-пряжа трикотаж, пальто – драп, юбка – шерсть. Для мальчиков изготовить комплект на основе куклы-мальчика.
Также я применяю метод передача опыта от воспитанника к воспитаннику.
Дети, которые уже хорошо и самостоятельно без подсказки выполняют различные виды операций в рукоделии делятся своими знаниями и умениями, с детками, которые только начинают своё творчество.
Все наши результаты работ мы выставляем у себя в кабинете и постоянно обновляем наш уголок с поделками, более качественные работы мы отправляем на конкурс. Я постоянно публикую авторские работы детей интернет - конкурсах мы участвуем в конкурсах где участвуют дети и мы занимаем призовые места. Результат моих детей не только виден, но и награждён, а это самое главное, успех есть. Дети могут делать своими особыми руками красоту, и главное не только результат, а и сам процесс работы, когда дети в норме этого не могут, даже не хотят делать.
Рекомендую развивать мелкую моторику и координацию 2-х рук, чем раньше это происходит, тем легче ребёнку потом социализироваться в обществе, что очень важно для детей с множественными нарушениями в развитии.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.