Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения
Оценка 4.8

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Оценка 4.8
Игры +3
docx
география +2
Взрослым
26.10.2018
Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения
Феномен игры – это уникальное явление, которому подчиняются люди в любом возрасте. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет самоутвердиться, самореализоваться. Студенты, в обучении которых присутствуют имитационные игры, демонстрируют более высокий интеллектуальный уровень, более высокий уровень самооценки, отличаются повышенной мотивацией. В данной методической разработке я представляю свой практический опыт применения компьютерных имитационных игр по экологии с использованием ИКТ. Данная методическая разработка может быть полезна для преподавателей СПО, которые хотят сделать образовательный процесс не только продуктивным, но и увлекательно- интересным.
2 Игровые технологии.docx
Министерство образования Московской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области Всероссийский аграрный колледж заочного образования (ГБОУ СПО МО «ВАКЗО») Рассмотрена на заседании   предметной (цикловой) комиссии математических                                      и естественно­научных дисциплин Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______            Председатель ____________/Лиховидова Е.Н./ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения Выполнена: преподавателем дисциплины  «Экологические основы природопользования» Назатовой С.Б. Сергиев Посад 2015 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 2   ОГЛАВЛЕНИЕ АННОТАЦИЯ........................................................................................................13 ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................14 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.............................................................................................16 Активные методы обучения..................................................................................16  Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в  психолого­педагогической науке, так и в образовательной практике.  Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения  целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки  требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения  (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим  направлением активизации обучения является не увеличение объема  передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных  мероприятий, а создание дидактических и психологических условий  осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только  интеллектуальной, но личностной и социальной активности............................16  Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается  основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации,  определяющей во многом не только уровень познавательной активности  человека, но и своеобразие его личности. Принцип активизации деятельности  обучающихся был и остается одним из основных в дидактике. Активизация  учебной деятельности является следствием целенаправленных  управленческих воздействий и организации урока. Любая педагогическая  технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся.  2 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 3 В некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу  эффективности результатов.................................................................................19  К последним можно отнести игровые технологии. Их использование  позволяет удовлетворить требования к современному занятию:......................19 сотрудничество между учителем и обучающимися;...........................................19 формирование социальных компетенций;...........................................................19 изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной  деятельности учащихся.........................................................................................19  Игра — важный стимул в обучении. Посредством игры быстрее идет  возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по своей  природе нравится играть. В процессе игры у ребенка есть возможность  реализовать свои потенциальные возможности, получить более высокую  оценку. В то же время в ходе игры активизируются внимание, воображение,  память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет  вовлечь каждого в активную работу, в ней реализуется интерес к  перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых  можно осуществлять самостоятельный поиск знаний. Л.С.Выготский отмечал  особенность игры и считал, что она позволяет расширить границы  собственной жизни, «вообразить то, что он не видел, может представить себе  то, чего в его непосредственном опыте не было»...............................................20  Особое место в обучении занимают компьютерные игры. Практика показала,  что при этом значительно возрастает интерес к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приёмов  объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает  непроизвольное внимание, помогает развить произвольное внимание.  Информационные технологии обеспечивают личностно­ориентированный  3 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 4 подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого  для ознакомления материала. Кроме того, большое значение имеет  многообразие форм подачи...................................................................................20  Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания; их можно  использовать для индивидуальных занятий; для развития психических  способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики. Компьютерные  программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля, а  автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для  параллельной работы с другими обучающимися................................................21  В ходе игровой деятельности, обогащенной компьютерными средствами,  возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое  воображение, способность к прогнозированию результата действия,  проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению  творческих способностей......................................................................................21  По сравнению с традиционными формами обучения компьютер обладает  рядом преимуществ:..............................................................................................21 предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает  интерес;...................................................................................................................21 несет в себе образный тип информации, понятный обучающимся;...................21 проблемные задачи, поощрение при их правильном решении самим  компьютером являются стимулом познавательной активности;.......................21 предоставляет возможность индивидуализации обучения;................................21 студент самостоятельно регулирует темп и количество решаемых игровых  обучающих задач;...................................................................................................21 4 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 5 позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (половодье, взрыв, неожиданные и необычные эффекты); .................................................................................................................................21 компьютер очень "терпелив", никогда не ругает за ошибки, а ждет, пока он  сам исправит их......................................................................................................22  Деятельностный компонент играет немаловажную роль в экологическом  образовании. Именно через умения выполнять определенные действия в  природе, прогнозировать последствия своих поступков в окружающей среде, в процессе практической деятельности и формируются экологические знания.  Знания, полученные через эмоциональное восприятие материала, через  непосредственное живое участие в процессе деятельности, через возможности многостороннего восприятия учебного материала, усваиваются более  эффективно. Подобные имитационные игры являются основой личностно  ориентированного обучения, одним из средств формирования у обучающихся  опыта творческой деятельности — важного компонента содержания  экологического образования.................................................................................22 Понятие имитационной игры................................................................................23  Понятие симуляционная (имитационная) игра нашло свое распространение  как общее понятие для многочисленных стратегий обучения, включающих в  себя игровые элементы. Сюда входят такие понятия как ролевые игры,  конфликтные игры, игры для принятия решений, деловые игры, компьютерная имитация на базе деловой игры и др. Имитационная игра (или метафорическая деловая игра) – это вариант деловой игры, построенный на базе метафоры,  отражающей реальный бизнес­процесс. Метафора (от греческого metaphora –  перенесение) – перенесение свойств одного предмета (явления) на другой, на  основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов.  5 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 6 Имитационные игры сочетают такие элементы игры как соревнование,  кооперация, правила и участники игры с признаками имитации, отражающей  характерные черты действительности.................................................................23  В литературе о развитии деловых игр их прообразом называются военные  игры, которые якобы возникли еще в 3000 году до нашей эры (weihai,  китайская военная игра). Предполагают, что из них развились такие  стратегические игры как го или шахматы. Но только к концу 18 века осознали  значение военной игры, как средства обучения. Тогда начали планировать и  разыгрывать ведение военных действий. В 1799 Д. Винтурини впервые заменил игральную доску топографической картой.........................................................23 Усовершенствование военной деловой игры осуществил фон Рейсвитц,  который создал игру в ящике с песком и применял макет местности. В 20 веке техника деловой игры применялась почти всеми ведущими странами для  испытания новых способов управления, а также для подготовки военных  операций. Окончательный поворот к экономическим деловым играм  произошел в США, где деловые игры по управлению запасами и снабжением  хоть и служили военным целям, но проблемы снабжения материалами уже  рассматривались с экономической точки зрения. Первый шаг к исключительно экономическим деловым играм сделала American Management Association.  Эта ассоциация разработала первую симуляционную игру, которая  относительно принятия решений и построения модели уже содержала  основные характерные признаки производственной деловой игры (management game). Университеты, тренинговые компании, предприятия подхватили этот  метод обучения......................................................................................................24  Итак, имитационная игра ­ это работа участников в условном, вымышленном  пространстве, что позволяет:................................................................................24 6 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 7 повысить мотивацию участников на работу в тренинге и их вовлеченность в  процесс за счет нестандартного подхода к той деятельности, которая  моделируется игрой;..............................................................................................24 отрешиться от конкретных, малозначимых деталей и сфокусироваться на  главных, основополагающих моментах изучаемого/отрабатываемого процесса; .................................................................................................................................24 рассматривать свою будущую профессиональную деятельность «из другой  плоскости» найти неочевидные, нестандартные решения проблем, которые  при «классическом» подходе казались неразрешимыми....................................24 Схема (по В. А. Смирнову) проведения имитационной игры:...........................25 1. Введение в игру;.................................................................................................25 2. Разделение на группы;.......................................................................................25 3. «Погружение» в игру;........................................................................................25 4. Изучение ситуации;............................................................................................25 5. Игровой процесс;...............................................................................................25 6. Подведение итогов;............................................................................................25 7. Возврат в реальность.........................................................................................25  Использование игровой реальности в процессе обучения ориентировано на  решение следующих задач:....................................................................................25 Разработка сценариев, планирование, проектирование;.....................................25 Адаптация студентов к специальности;...............................................................25 Коррекция установок, способов мышления и действия;....................................25 Саморефлексия, формирование адекватного самовосприятия;........................25 Самораскрытие участников;.................................................................................25 Отработка навыков поведения;............................................................................25 Диагностика, прогноз эффективности деятельности.........................................25 7 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 8  Таким образом, можно сделать вывод, что формат имитационной игры будет  особенно эффективным для решения следующих задач:...................................25 Разработка, прояснение и донесение до студентов стратегий поведения;.......25 Разработка проектов, управление проектами;....................................................25 Моделирование процесса принятия решения в случае ограниченного  взаимодействия между студентами......................................................................25  Если классифицировать имитационные игры, то можно выделить: игры,  отражающие предприятие в целом или отражающие часть предприятия;  специальные игры; свободные игры; интерактивные игры и неинтерактивные  игры; открытые и закрытые игры; простые и комплексные игры и пр..............26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................43  В последнее время имитационные игры находят все более широкое  применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а  также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском  планировании, истории. Имитационные игры используются для подготовки  специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач  исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений.  Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между  специалистами разных областей, как особый язык будущего............................43  Имитационная игра отчетливо демонстрирует участникам возможности  долгосрочных стратегий и их влияние на эффективность деятельности. Кроме того, игра обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение участников  в события, допуская возможность вернуть ход и испробовать другую  стратегию, создает оптимальные условия для развития  предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Она  приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и  8 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 9 скоординированных решений, повышает способность и руководить, и  подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и  интуицию. При игре меняется мотивация обучения, знания усваиваются не  про запас, а для обеспечения непосредственных игровых успехов  обучающихся в реальном для них процессе........................................................43  В игровой ситуации выявляются индивидуальные способности к принятию  ответственных решений в напряженной обстановке, к эффективному  использованию должностных полномочий. Однако главным достоинством  этого метода является радикальное сокращение времени накопления опыта.  Опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет,  может быть получен с помощью имитационной игры с минимальной затратой  времени. Деловая игра, аккумулируя время, снимает ограничения,  накладываемые долговременной памятью, позволяет произвести более  глубокий причинно­следственный анализ ситуации. Метод включает в себя  содержательный анализ фактора времени...........................................................44  В игре скрыт огромный потенциал активизации познавательной деятельности  учащихся. Во­первых, игры создают условия для совместной деятельности  студента и преподавателя. Во­вторых, активизация достигается за счет  приближения игровых условий к реальным. В­третьих, игра способствует  созданию целостного представления о проблеме и тем самым улучшает ее  понимание. В ­ четвертых, в игре студент мобилизует весь свой опыт, знания,  умения, навыки. И, наконец, в ­ пятых, сам процесс игры предлагает  творческую активность субъекта­обучающегося, перед которым поставлена  цель..........................................................................................................................44 В процессе образования личности игра сможет стимулировать:.......................44 9 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 10 осознание собственного роста, продвижения в познании выбранной  профессии, осознание ответственности за собственные достижения и себя  самого в специальности;........................................................................................44 радость овладения более совершенными способами деятельности, усиление  познавательной и профессиональной мотивации;...............................................44 удовольствие от процесса познавательной деятельности;.................................44 чувство собственного достоинства, повышение самооценки за счет решения  практических задач................................................................................................45  Особенностями игры в этом возрастном диапазоне является нацеленность на  самоутверждение перед обществом, обостренная потребность в создании  своего собственного мира, стремление к профессиональному становлению.  Сама форма игры предоставляет игрокам возможность принятия решений в  рамках соответствующей модели. Прошедшие игровое обучение студенты  меняют свои личностные установки и ориентируются на овладение новыми  способами и средствами работы. У них формируются способы анализа  собственных действий, критический подход и направленность на  самоорганизацию....................................................................................................45  Интересным аспектом игр является возможность изменить решение, которое  оказалось плохим. В отличие от реальных жизненных ситуаций, в игре можно  вернуться назад к некоторому моменту и переиграть его, принимая другие  решения для того, чтобы определить их преимущества и недостатки по  сравнению с уже опробированными. Одна и та же игровая ситуация может  проигрываться несколько раз, ее участники могут предлагать свои решения,  побывав в разных ролях. В игре участники не связаны боязнью нанести своими действиями практический ущерб предприятию, себе и партнерам...................45 10 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 11  Чему учат такие игры? Важности планирования и своевременного принятия  решений. Это делается с помощью сжатия времени. Сжатие времени  позволяет улавливать логику фактов, а это весьма ценно в обучении  определенной стратегии деятельности. Большинство игр спланировано так,  что в отсутствие генеральной стратегии получаемые решения имеют лишь  временные преимущества......................................................................................45  Исследователи пришли к следующим выводам: игра обогащает в большей  степени фактическими, нежели теоретическими сведениями, с ее помощью  студенты приобретают практические умения. Она больше привлекает  студентов, чем обыкновенный курс лекций, и вызывает желание дополнить  свои знания чтением специальной литературы....................................................46  Подобные игры могут оказаться весьма продуктивными для оценки  эффективности процесса обучения, так как при анализе результатов игры  вскрывается слабость усвоения того или иного раздела, что помогает сделать  на нем акцент в обучении......................................................................................46 .................................................................................................................................46  Вывод: компьютерные имитационные игры, обеспечивая максимальную  эмоциональную и практическую вовлеченность в конкретную игровую  ситуацию, создают принципиально новые возможности в обучении, позволяя  радикально сократить время накопления собственного социального опыта, и  вырабатывают особое отношение ко времени, развивают  предусмотрительность в стратегии поведения, преобразуют обобщенные  знания в значимые личностно, и способствуют развитию организаторских  навыков у будущих специалистов........................................................................46 11 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 12  Кроме того, у студентов наблюдается повышение самооценки, мотивации к  учебе и профессиональной деятельности, рост понимания ответственности за  собственные достижения и неудачи.....................................................................46 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ...............................................................48 12 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 13 АННОТАЦИЯ Феномен игры – это уникальное явление, которому подчиняются люди в любом возрасте. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность,   которая   позволяет   самоутвердиться,   самореализоваться. Студенты,   в   обучении   которых   присутствуют   имитационные   игры, демонстрируют   более   высокий   интеллектуальный   уровень,   более   высокий уровень самооценки, отличаются повышенной мотивацией. В данной  методической разработке я представляю свой практический опыт   применения   компьютерных   имитационных   игр   по   экологии   с использованием ИКТ. Данная   методическая   разработка   может   быть   полезна   для преподавателей   СПО,   которые   хотят   сделать   образовательный   процесс   не только продуктивным, но и увлекательно­ интересным. 13 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 14 ВВЕДЕНИЕ «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А. С. Макаренко Поддержание   на   высоком   уровне   системы   подготовки профессиональных  кадров  является  одной  из  приоритетных   задач  высшего образования.   Социальный   заказ   общества   на   подготовку   специалистов   в условиях стремительного научно­технического прогресса требует от высшей школы формирования активной,  интеллектуальной,  творческой,  с  широким научным   кругозором,   высокопрофессиональной   личности,   способного продуктивно   и   грамотно   решать   разнообразные   задачи   повседневной   Повышение   качества   обучения   и профессиональной   деятельности. образования, развитие и воспитание различных качеств, умений и навыков, необходимых   для   будущего   специалиста,   является   актуальной   задачей   в высших учебных заведениях (Миронов А. Я., 2009). Особого   внимания   заслуживает   решение   проблемы,   как   привить студенту   навыки   непрерывного   самообразования.   Поскольку   любая профессия   требует   постоянного   повышения   квалификации   в   связи   с усложнениями   и   модификациями   профессий,   то   и   молодому   специалисту требуется   все   время   выступать   в   ногу   со   временем,   занимаясь самообразованием.  В   связи   с   этим   становится   актуальным   совершенствование   форм   и методов   обучения   нужным   профессиональным   навыкам,   которые стимулируют   мыслительную   деятельность   студентов,   развивают   их 14 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 15 познавательную   активность,   учат   практически   использовать   полученные знания. В решении данных проблем могут найти свое место имитационные игры, которые   способны   выступать   в   качестве   действенного   средства   обучения. Потенциальные возможности имитационных игр как эффективного средства активизации   познавательной   деятельности   студентов   в   преподавании общенаучных   и   специализированных   дисциплин   часто   остаются нереализованными. Изучению различных аспектов использования игр в обучении посвящено большое количество исследований. Значение игры в воспитании и развитии личности отражено в исследованиях И. Байера (1998), Э. Берна (2000), Л. С.Выготского (1988), А. С.Макаренко (1992), С. А.Шмакова (2001). В работах Б. П.Болотинской (1999), Л. Н.Иваненко (2000), М. В.Кларина (2003), И. Я. Курамшина   (2003),   П.   И.   Пидкасистого   (2004),   Г.   К.   Селевко   (2008) отмечается   исключительно   важное   место   дидактических   игр   и   игровой деятельности в обучении. Н. П. Аникеева (2002) , Т. П. Гладченко (2006), В. Жулев   (2008),   В.   Помелов   (2008)   исследуют   достоинства   и   недостатки ролевых игр, методику их проведения. Цель: теоретическое обобщение реализации применения имитационных компьютерных игр на уроках «Экологические основы природопользования». Задачи:  1. 2. Описание условий применения имитационных компьютерных игр. Оценка   результативности   и   достижения   требуемых   обучающих эффектов. 15 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 16 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Активные методы обучения.         Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психолого­педагогической   науке,   так   и   в   образовательной   практике. Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует   принципиального   осмысления   важнейших   элементов   обучения (содержания,   форм,   методов)   и   утверждает   в   мысли,   что   стратегическим направлением   активизации   обучения   является   не   увеличение   объема передаваемой   информации,   не   усиление   и   увеличение   числа   контрольных мероприятий,   а   создание   дидактических   и   психологических   условий осмысленности   учения,   включения   в   него   учащегося   на   уровне   не   только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.             М. Новик (2005) выделяет следующие отличительные особенности  активного обучения:  принудительная активизация мышления, когда обучающися вынужден  быть активным независимо от его желания;  достаточно длительное время вовлечения обучающихся в учебный  процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и  эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е.  в течение всего занятия);  самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень  мотивации и эмоциональности обучаемых;  постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью  прямых и обратных связей. 16 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 17                     Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе   Активное   обучение   предполагает овладения   учебным   материалом. использование такой системы методов, которая направлена главным образом не   на   изложение   преподавателем   готовых   знаний,   их   запоминание   и воспроизведение,   а   на   самостоятельное   овладение   учащимися   знаниями   и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности   активных   методов   обучения   состоят   в   том,   что   в   их   основе заложено   побуждение   к   практической   и   мыслительной   деятельности,   без которой нет движения вперед в овладении знаниями.               Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением   встали   новые   задачи:   не   только   дать   учащимся   знания,   но   и обеспечить   формирование   и   развитие   познавательных   интересов   и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного   труда.   Возникновение   новых   задач   обусловлено   бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе,   могли   служить   человеку   долго,   иногда   в   течение   всей   его   трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.                                           Познавательная активность означает интеллектуально­ эмоциональный   отклик   на   процесс   познания,   стремление   к   учению,   к выполнению   индивидуальных   и   общих   заданий,   интерес   к   деятельности преподавателя   и   других   обучающихся.   Познавательная   активность   и   характеризующие познавательная   самостоятельность     качества, ­ 17 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 18 интеллектуальные способности. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.               Итак, под познавательной самостоятельностью, активностью личности принято понимать стремление и умение индивида самостоятельно мыслить, способность   ориентироваться   в   новой   ситуации,   находить   свой   подход   к решению   задачи,   желание   не   только   понять   усваиваемую   учебную информацию,   но   и   способы   добывания   знаний;   критический   подход   к суждениям других, независимость собственных суждений. Игровые технологии 18 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 19           Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной   его   логикой,   а   также   уровнем   развития   учебной   мотивации, определяющей   во   многом   не   только   уровень   познавательной   активности человека, но и своеобразие его личности. Принцип активизации деятельности обучающихся был и остается одним из основных в дидактике. Активизация учебной   деятельности   является   следствием   целенаправленных управленческих   воздействий   и   организации   урока.   Любая   педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.             К последним можно отнести игровые технологии.  Их использование позволяет удовлетворить требования к современному занятию: сотрудничество между учителем и обучающимися;    формирование социальных компетенций;   изменение   роли   учителя   на   уроке   как   организатора   познавательной деятельности учащихся. 19 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 20             Игра — важный стимул в обучении. Посредством игры быстрее идет возбуждение   познавательного   интереса,   потому   что   человеку   по   своей природе   нравится   играть.   В   процессе   игры   у   ребенка   есть   возможность реализовать   свои   потенциальные   возможности,   получить   более   высокую оценку. В то же время в ходе игры активизируются внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет вовлечь   каждого   в   активную   работу,   в   ней   реализуется   интерес   к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых можно осуществлять самостоятельный поиск знаний. Л.С.Выготский отмечал особенность   игры   и   считал,   что   она   позволяет   расширить   границы собственной жизни, «вообразить то, что он не видел, может представить себе то, чего в его непосредственном опыте не было».                    Особое место в обучении занимают компьютерные игры. Практика показала,   что   при   этом   значительно   возрастает   интерес   к   занятиям, повышается   уровень   познавательных   возможностей.   Использование   новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает   непроизвольное   внимание,   помогает   развить   произвольное внимание.   Информационные   технологии   обеспечивают   личностно­ ориентированный   подход.   Возможности   компьютера   позволяют   увеличить объём   предлагаемого   для   ознакомления   материала.   Кроме   того,   большое значение имеет многообразие форм подачи.  20 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 21          Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания; их можно использовать   для   индивидуальных   занятий;   для   развития   психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания,   памяти,   мышления,   развития   мелкой   моторики.   Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими обучающимися.           В ходе игровой деятельности, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение,   способность   к   прогнозированию   результата   действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей.           По сравнению с традиционными формами обучения компьютер обладает рядом преимуществ:   предъявление   информации   на   экране   компьютера   в   игровой   форме вызывает интерес;   несет в себе образный тип информации, понятный обучающимся;  проблемные   задачи,   поощрение   при   их   правильном   решении   самим компьютером являются стимулом познавательной активности;  предоставляет возможность индивидуализации обучения;  студент   самостоятельно   регулирует   темп   и   количество   решаемых игровых обучающих задач;  позволяет   моделировать   такие   жизненные   ситуации,   которые   нельзя увидеть   в   повседневной   жизни   (половодье,   взрыв,   неожиданные   и необычные эффекты);  21 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 22  компьютер очень "терпелив", никогда не ругает за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.           Деятельностный компонент играет немаловажную роль в экологическом образовании.   Именно   через   умения   выполнять   определенные   действия   в природе, прогнозировать последствия своих поступков в окружающей среде, в процессе практической деятельности и формируются экологические знания. Знания,   полученные   через   эмоциональное   восприятие   материала,   через непосредственное живое участие в процессе деятельности, через возможности многостороннего   восприятия   учебного   материала,   усваиваются   более эффективно.   Подобные   имитационные   игры   являются   основой   личностно ориентированного обучения, одним из средств формирования у обучающихся опыта   творческой   деятельности   —   важного   компонента   содержания экологического образования. 22 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 23 Понятие имитационной игры                                Понятие   симуляционная   (имитационная)   игра   нашло   свое распространение как общее понятие для многочисленных стратегий обучения, включающих   в   себя   игровые   элементы.   Сюда   входят   такие   понятия   как ролевые игры, конфликтные игры, игры для принятия решений, деловые игры, компьютерная имитация на базе деловой игры и др. Имитационная игра (или метафорическая деловая игра) – это вариант деловой игры, построенный на базе   метафоры,   отражающей   реальный   бизнес­процесс.   Метафора   (от греческого metaphora – перенесение) – перенесение свойств одного предмета (явления) на другой, на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов. Имитационные игры сочетают такие элементы игры как   соревнование,   кооперация,   правила   и   участники   игры   с   признаками имитации, отражающей характерные черты действительности.                          В литературе о развитии деловых игр их прообразом называются военные игры, которые якобы возникли еще в 3000 году до нашей эры (weihai, китайская   военная   игра).   Предполагают,   что   из   них   развились   такие стратегические игры как го или шахматы. Но только к концу 18 века осознали значение военной игры, как средства обучения. Тогда начали планировать и разыгрывать ведение военных действий. В 1799 Д. Винтурини впервые заменил игральную доску топографической картой.  23 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 24 Усовершенствование   военной   деловой   игры   осуществил   фон   Рейсвитц, который создал игру в ящике с песком и применял макет местности. В 20 веке техника   деловой   игры   применялась   почти   всеми   ведущими   странами   для испытания   новых   способов   управления,   а   также   для   подготовки   военных операций.   Окончательный   поворот   к   экономическим   деловым   играм произошел в США, где деловые игры по управлению запасами и снабжением хоть и служили военным целям, но проблемы снабжения материалами уже рассматривались с экономической точки зрения. Первый шаг к исключительно экономическим   деловым   играм   сделала   American   Management   Association. Эта   ассоциация   разработала   первую   симуляционную   игру,   которая относительно   принятия   решений   и   построения   модели   уже   содержала основные характерные признаки производственной деловой игры (management game). Университеты, тренинговые компании, предприятия подхватили этот метод обучения.                     Итак,  имитационная   игра   ­   это   работа   участников   в   условном, вымышленном пространстве, что позволяет:  повысить   мотивацию   участников   на   работу   в   тренинге   и   их вовлеченность   в   процесс   за   счет   нестандартного   подхода   к   той деятельности, которая моделируется игрой;   отрешиться от конкретных, малозначимых деталей и сфокусироваться на главных, основополагающих моментах изучаемого/отрабатываемого процесса;  рассматривать   свою   будущую   профессиональную   деятельность   «из другой   плоскости»   найти   неочевидные,   нестандартные   решения   которые   при   «классическом»   подходе   казались проблем, неразрешимыми. 24 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 25 Схема (по В. А. Смирнову) проведения имитационной игры: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Введение в игру; Разделение на группы; «Погружение» в игру; Изучение ситуации; Игровой процесс; Подведение итогов; Возврат в реальность. 7.            Использование игровой реальности в процессе обучения ориентировано на решение следующих задач:  Разработка сценариев, планирование, проектирование;  Адаптация студентов к специальности;  Коррекция установок, способов мышления и действия;  Саморефлексия, формирование адекватного самовосприятия;  Самораскрытие участников;  Отработка навыков поведения;  Диагностика, прогноз эффективности деятельности.           Таким образом, можно сделать вывод, что формат имитационной игры будет особенно эффективным для решения следующих задач:  Разработка, прояснение и донесение до студентов стратегий поведения;  Разработка проектов, управление проектами;  Моделирование   процесса   принятия   решения   в   случае   ограниченного взаимодействия между студентами.  25 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 26          Если классифицировать имитационные игры, то можно выделить: игры, отражающие   предприятие   в   целом   или   отражающие   часть   предприятия; специальные игры; свободные игры; интерактивные игры и неинтерактивные игры; открытые и закрытые игры; простые и комплексные игры и пр.         В своей методической разработке я привожу примеры  экологических имитационных игр: 1) Имитационная игра «У озера».             Игра не предусматривает использование компьютера и носит  коллективный характер. Участники игры исполняют роли собственников  предприятий, использующих общий ресурс — воду озера. Их решения  сводятся к выбору технологий использования ресурса один раз в месяц в  течение двух лет. От них зависит качество воды, а потому и прибыль  предприятий, которую они должны максимизировать. В игре есть  принципиальная возможность добиться согласованной стратегии, но  реализовать ее непросто. Конкурентный характер игры создает в ней иногда  весьма острые и напряженные, эмоциональные моменты.  2) Имитационная игра «Отходы».             Игра по содержанию близка к игре «У озера», но значительно проще и  использует элементы карточных игр. Каждый участник имеет на руках  несколько карт «отходов», в том числе опасных отходов. Задача —  избавиться от них раньше других. Можно использовать определенные  технологии для этого, а можно сбросить отходы просто в окружающую среду. Но это чревато штрафом со стороны экологического контроля, не говоря уже  о содержательном значении такого поведения. В сущности, игра направлена на выявление противоречия между индивидуализмом и участием. 26 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 27           Также я хочу поделиться опытом применения имитационных компьютерных игр с применением, где модель игры разработана в виде компьютерной   программы.   Подведение   итогов   или   вычисление результатов проводится также с помощью компьютера. Практическое использование имитационных компьютерных игр.                           Имитационные   игры   эколого–экономического   содержания предполагают   активное   участие   обучающихся.   Приведу   примеры некоторых   существующих  имитационных   компьютерных   игр,   которые можно   использовать   при   преподавании     экологии,   а   также   биологии   и географии.   Немаловажно,   что   эти   игры   просты   в   использовании, поддерживаются   всеми   компьютерными   установками,   занимают   немного места в памяти компьютера и общедоступны для скачивания. 1) Имитационная игра «CoMPAS». Это   простая   компьютерная   имитационная   игра,   моделирующая процессы   управления   прибрежным   регионом,   рассчитанная   на индивидуальное   участие.   Игра   знакомит   участников   с   понятием устойчивого развития береговой зоны и с принципами устойчивого управления социально­экономическим развитием этой территории и акватории. 27 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 28             Игрок исполняет роль главы администрации прибрежного региона с очень широкими полномочиями по принятию решений в бюджетной сфере. Для региона, которым он будет управлять в игре, характерен набор   видов   хозяйственной   деятельности,   обычно   присущий подобным   регионам.   Все   эти   виды   деятельности   в   большей   или меньшей   степени   используют   природные   ресурсы   региона, своеобразие   которых   обусловлено   его   главным   экосистемным ресурсом – зоной контакта воды и суши. 28 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 29 Время в игре движется с шагом, равным одному году. Для получения максимального   познавательного   эффекта   от   игры   необходимо «проиграть»   сравнительно   длительный   промежуток   времени,   по крайней   мере,   двадцать   лет.   Хозяйственный     комплекс   региона составляют пять отраслей:  Бумажная (целлюлозно­бумажная) промышленность;  Морское рыболовство;  Сельское хозяйство;  Марикультура;  Туризм. Цель игровой деятельности – обеспечить устойчивое развитие моделируемого   региона.  удовлетворительного   состояния   экологической   ситуации   в   регионе, сохранение его природных ресурсов, и при этом достижении высоких Это   означает   поддержание экономических и социальных показателей развития. 29 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 30 Простая математическая модель, положенная в основу игры, позволяет   отражать   хозяйственную   деятельность   в прибрежном регионе, экологические и социальные последствия принимаемых   участником   игры   решений,   а   также   делать советующие выводы о «точке невозврата» в экологии.  2) Имитационная игра "Малая река". Имитационная   программа   "Малая   река"   предназначена   для использования в учебном процессе как одна из лабораторных работ в курсе   "Охрана   природы   и   рациональное   природопользование"   для подготовки   студентов   и   лиц,   ответственных   за   планирование 30 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 31 сельскохозяйственного   производства   и   строительства,   специалистов сельского хозяйства, работающих в прибрежных районах. Она   способствует   закреплению   и   развитию   теоретических   знаний   по управлению экосистемой "Малая река".  Программа   "Малая   река"   моделирует   естественные   процессы, происходящие в системе, включающей в себя:  участок реки;  промышленное предприятие;  животноводческий комплекс;  сельскохозяйственные угодья;  жилой поселок;  передвижную станцию контроля качества воды.     Работа   обучающегося   с   программой   состоит   из   последовательности туров, где каждый тур ­ управляющее воздействие на систему и получение результатов. Программа моделирует управление системой в течении пяти лет, где каждый год является одним туром. 31 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 32 3) Имитационная игра "Экспертиза малой реки".                              Предназначена для моделирования проведения экспертизы загрязнения малой реки и может быть использована в процессе обучения в области   природоохранного   образования   и   рационального природопользования. В процессе работы с программой студент проводит экспертизу малой реки, на которой произошла массовая гибель рыбы с причинением крупного экономического ущерба. Студентам необходимо решить несколько задач: 1. Определить, кто виноват? 2. Определить   количество   погибшей   рыбы   и   подсчитать   величину экономического ущерба. 3. Определить концентрацию органического загрязняющего вещества по БПК 5 в сточных водах. 4. Определить   участки   реки,   которые   можно   характеризовать   как умеренно­загрязненные по пробам зоопланктона в них. 32 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 33 5. Дать рекомендации о максимально допустимом объеме сточных вод некоторых   загрязняющих   стоков,   которые   не   привели   бы   к загрязнению реки. 6. Дать   рекомендации   о   максимально   допустимом   содержании ядохимикатов в почве некоторых участков водосбора, которые бы не привели к загрязнению воды вследствие выноса ядохимикатов дождевым стоком. После   выполнения   всех   заданий   подводится   итог   работы, вычисляются концентрации загрязняющих веществ в воде реки в результате   его   рекомендаций,   и   дается   оценка   действий студентов. В программе имеется возможность смены блока заданий. 4) Имитационная игра " Малая река­2". Игра   "Малая   река   ­   2"   ­   это   конструктор   моделей   малых   рек. Она может быть использована для решения таких оптимизационных задач, как:  размещение   точечных   стоков   (промышленных   и сельскохозяйственных предприятий, жилых массивов);  выбор методов очистки сточных вод;  определение   допустимых   количеств   применения   удобрения   и ядохимикатов, вносимых на прибрежные поля;  анализ   эффективности   тех   или   иных   природоохранных мероприятий   для   малой   реки,   имеющей   любую   конфигурацию притоков и расположенную в любом климатическом регионе. Для этого в модели имеется блок настройки, который дает возможность: 33 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 34 задавать климатические условия региона, где расположена река;   формировать конфигурацию речной сети;  вводить данные об участках реки;  выбирать вещества из базы загрязняющих веществ;  следить за динамикой их концентраций. 5) Имитационная игра " Рыболовство ". Пользователь выполняет роль руководителя рыболовной компании. В течение 15 лет (период игры) ему необходимо получить максимальную прибыль   от   рыбной   ловли,   не   погубив   при   этом   популяцию   рыб. Программа   разработана   на   основе   деловой   игры   "Всемирное рыболовство" проф. Медоуза (США). Имеется также сетевой вариант программы.        Я использую выше перечисленные игры во время изучения тем: «История охраны   природы»,     «Использование   и   охрана   природных   ресурсов», 34 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 35 «Рациональное   природопользование»,   «Правовые   и   социальные   вопросы природопользования», «Экологический мониторинг». Их можно использовать в качестве лабораторных и практических работ на уроке, домашних заданий, для закрепления или изучения новой темы, при индивидуальном обучении и т.д.                           Отчет   о   проделанной   работе   студенты   могут   представить   в электронном,   письменном   или   в   печатном   виде   (на   усмотрение преподавателя), используя скриншоты и программы Word или PowerPoint.               Приведу  пример  лабораторной работы  по итогам прохождения имитационной   игры   «Малая   река»,   выполненной   в   электронном   виде   в программе Word. Цель работы: Введение  Приобретение   умений,   закрепление   и   развитие   теоретических знаний   по   управлению   естественными   и   искусственными экосистемами.  Формирование представлений об эколого­экономическом ущербе, наносимом хозяйственной деятельностью.  Анализ мониторинговых характеристик экологической системы «Малая река» река Программа   «Малая   река»   моделирует   естественные   процессы, происходящие в системе: ­ участок реки; ­ промышленное предприятие; ­ животноводческий комплекс; 35 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 36 ­ сельскохозяйственные угодья; ­ жилой поселок; ­ передвижная станция контроля качества воды. Общая схема экологической системы «Малая река» Работа   с   программой   состоит   из   нескольких   последовательных туров.   В   каждом   туре   мы   оказываем   управляющее   воздействие   на систему   и   получаем   соответствующие   результаты.   Программа рассчитана на пять туров – 5 лет. После загрузки программы на экране появится заставка программы «Малая река». Для продолжения работы необходимо нажать «Пробел». 36 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 37 Мы   должны   выбрать   оптимальные   параметры   для функционирования нашей экологической системы: Таблица 1.1 – Предельно допустимые концентрации веществ (ПДК) Вид вещества Кислород БПК Атразин Метафос Цинеб ПДК В, мг/л более 4 менее 6 более 0,005 более 0,02 более 0,03 Таблица 1.2 – Мероприятия по охране чистоты реки и их стоимость Наименование мероприятия Посадка лесополосы шириной Вспашка: ­ уплотненная ­ отвальная с микролиманами ­ безотвальная ­ отвальная глубиной 22 – 25 см ­ отвальная глубиной 35 – 37 см Очистка сточных вод: ­ механическая ­ биологическая ­ биологическая с доочисткой Искусственная аэрация (повышение содержания  кислорода) Единицы измерения 10 м 100 га 100 га 100 га 100 га 100 га 1 м3 1 м3 1 м3 Стоимость мероприятия,  руб. 1000 1000 1900 1700 2500 3000 0,05 0,38 2 на 2 мг/л 0,366 в месяц В начале тура задаются параметры функционирования системы: ­ интенсивность работы промышленного предприятия; ­ количество  голов  скота для  выращивания  на ферме  (свиньи  или крупный рогатый скот); ­   методы   очистки   сточных   вод   промышленного   предприятия   и фермы; ­ сельскохозяйственные культуры для выращивания в бассейне реки; ­ количество применяемых удобрений и ядохимикатов; ­ размещение передвижной станции контроля качества воды; 37 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 38 ­ мероприятия по охране чистоты реки; ­ вид вспашки; ­ ширина лесопосадок вдоль реки; ­ место искусственной аэрации. Таблица 1.3 – Прибыль от ведения хозяйственной деятельности Источник прибыли Продукция промышленного предприятия Продукция животноводческого комплекса Урожай пшеницы Урожай ячменя Урожай ржи Урожай кукурузы Урожай картофеля Ед. изм. 1 ед. продукции Nc, кол. свиней Nк, кол. коров 1 ц 1 ц 1 ц 1 ц 1 ц Прибыль, руб. 12 100хNc, в год 200хNк, в год 30 30 28 12 10 Таблица 1.4 – Затраты на внесение удобрений и ядохимикатов Что вносится Метафос (по 1 кг на 1 га) Атразин (по 1 кг на 1 га) Цинеб (по 1 кг на 1 га) Азотные удобрения (по 1 кг на 1 га) Калийные удобрения (по 1 кг на 1 га) Фосфорные удобрения (по 1 кг на 1 га) Органические удобрения (по 1 т на 1 га) Известь (по 1 т на 1 га) Стоимость внесения, руб. 434 1600 600 400 400 400 2000 2000 Описание экологической системы: Участок реки  длиной 8640 м, шириной 10 м, глубиной 3 м, средней скоростью течения 6 м/мин. Промышленное   предприятие  расположено   на   берегу   реки   на расстоянии   1800   м   от   начала   участка.   Интенсивность   работы предприятия   может   меняться   от   0   до   150   ед.   продукции   в   сутки. Производство   1   ед.   продукции   дает   0,1   м3  стоков   с   концентрацией органического загрязняющего вещества (по БПК) 2000 мг/л. 38 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 39 Животноводческий   комплекс  расположен   на   берегу   реки   на расстоянии 5400 м от начала участка. На комплексе можно выращивать свиней (в количестве от 0 до 2000 голов) или крупный рогатый скот (в количестве   от   0   до   1000   голов).   В   сутки   в   расчете   на   одну   свинью образуется   4,5   л   навозной   жижи   с   содержанием   БПК   6000   мг/л,   в расчете на одну корову – 14 л с содержанием БПК 8000 мг/л. Сельскохозяйственные   угодья,   на   которых   можно   выращивать пшеницу,   рожь,   ячмень,   кукурузу   или   картофель.   Для   повышения урожайности   можно   вносить   азотные   удобрения   (не   более   50   кг/га), калийные удобрения (не более 50 кг/га), фосфорные удобрения (не более 50 кг/га), органические удобрения (не более 20 т/га), известь (не более 2 т/га), применять ядохимикаты (метафос для борьбы с вредными насекомыми, цинеб для борьбы с болезнями растений, атразин для борьбы с сорняками). Жилой поселок, забирающий воду реки для своих нужд. Качество воды регламентируется предельно допустимыми концентрациями: БПК, атразин, метафос, цинеб, содержанием кислорода в воде. Передвижная станция контроля качества воды анализирует  содержание кислорода, БПК, атразина, метафоса, цинеба в воде в любом  выбранном месте участка реки. Ход работы: В самом начале работы интенсивность работы нашего предприятия составляла 150 единиц. Этот уровень мы поддерживаем в течении всех пяти лет. Все пять лет мы производили посадку картофеля. Количество голов свиней составило 5000. Ширина лесополосы – 20 м. ПСК размещалась строго посередине пути течения реки от завода до фермы. 39 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 40 Аэрация не производилась. Вспашка картофеля осуществлялась отвальная, глубиной 22­25 см.  1 год Прибыль Янв Февр Мар . . т Апр. Предприятие 44.6 48.2 48.4 46.8 0.4 0 3.2 0 0 0 0 0 0.4 0 4.6 0 0 0 0 0 0.4 0 4.0 0 0 0 0 0 1838 тыс.руб. 96.4 тыс.руб. 0 тыс.руб. 0.4 0 Ферма Урожай Затраты Очистка воды 1.1 Вспашка Лесополоса 0 0 Удобрения Пестициды Аэрация Итоги за год Прибыль  Затраты Эконом.  ущерб 5 год 0 0 0 0 0 0 Прибыль Янв Февр Мар . . т Апр. Предприятие 48.8 46.2 43.8 44.4 0.4 0 4.4 0 0 0 0 0 0.4 0 3.8 0 0 0 0 0 0.4 0 3.9 0 0 0 0 0 0.4 0 Ферма Урожай Затраты Очистка воды 4.6 Вспашка Лесополоса 0 0 Удобрения Пестициды Аэрация Итоги за год Прибыль  Затраты Эконом.  ущерб 1230 тыс.руб. 111.8 тыс.руб. 0 тыс.руб. Июн Июл ь ь 52.2 48.4 0.4 0 3.5 0 4.0 0 1.6 0 0.4 0 4.2 0 4.0 0 0 0 Авг. Сен т.  Ок т. Нояб . 51. 0 0.4 0 3.9 0 4.0 0 0 0 51.8 52.8 49.9 0.4 1773 4.0 0 4.0 0 0 0 0.4 0 4.0 0 4.0 0 0 0 0.4 0 4.0 0 4.0 0 0 0 Июн Июл ь ь 48.1 47.7 0.4 0 4.2 0 4.0 0 3.1 0 0.4 0 3.7 0 4.0 0 0 0 Авг. 46. 3 0.4 0 3.5 0 4.0 0 0 0 Сен т.  43.2 0.4 123­ 4.5 0 4.0 0 0 0 Ок т. Нояб . 40.1 43.3 0.4 0 4.4 0 4.0 0 0 0 0.4 0 3.8 0 4.0 0 0 0 Де к 54. 4 0.4 0 3.7 0 4.0 0 0 0 Де к 44. 5 0.4 0 3.7 0 4.0 0 0 0 Ма й 50. 6 0.4 0 3.8 6.0 4.0 17. 2 0 0 Ма й 46. 8 0.4 0 4.0 7.5 4.0 18. 8 0 0 40 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 41 Вывод: Прибыль от ведения хозяйственной деятельности 6040.3 тыс.руб. Затраты на внесение удобрений, очистку сточных вод, мероприятий по поддержанию чистоты в реке – 839.1 тыс.руб. Итоговая прибыль – 5201 тыс.руб. Наш ущерб нулевой, поэтому получена оценка «Отлично».         Возникает справедливый вопрос: где взять такие игры и сколько это стоит.   На   просторах   интернета   достаточно   просто   найти   «Пакет экологических имитационных игр».    Страна­производитель: Россия Тематика: Экология Тип раздаваемого материала: образовательные игры Год выпуска: 1990­93 Язык: Русский Описание: В пакете находятся 8 экологических имитационных игр под MS­ DOS: ВОЗДУХ­2, МАЛАЯ РЕКА­1.1, МАЛАЯ РЕКА­2, ОЗЕРО, ОСТРОВ, РЫБОЛОВСТВО,   ЧИСТАЯ   ВОДА,   ЭКСПЕРТИЗА   МАЛОЙ   РЕКИ,   а также учебные пособия и лабораторные работы по играм. Разработчики: Казанский ГУ, Московский ГУ и др. Данные игры прекрасно подходят для образовательных задач, несмотря на то,   что   интерфейс   программ   непривычен   современному   пользователю. Аналогичных   программ   под   Windows   найти   не   удалось   за   исключением игры­стратегии   "Спасти   леопарда!",   разработанной   компанией   "Никита" при поддержке Всемирного фонда дикой природы России (WWF). Системные требования: низкие 41 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 42 Платформа:   WinAll.   Для   обеспечения   функциональности   в   любой версии Windows игры запускаются через полностью настроенный эмулятор DOS. Подробности во вложенном файле readme. 42 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ               В последнее время имитационные игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании,   истории.  Имитационные   игры   используются   для   подготовки специалистов   в   соответствующих   областях,   а   также   для   решения   задач исследования,   апробирования   намечаемых   нововведений. Разрабатываются   имитационные   игры   и   как   способ   коммуникации   между   прогноза, специалистами разных областей, как особый язык будущего.                         Имитационная   игра   отчетливо   демонстрирует   участникам возможности   долгосрочных   стратегий   и   их   влияние   на   эффективность деятельности. Кроме того, игра обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение   участников   в   события,   допуская   возможность   вернуть   ход   и испробовать другую стратегию, создает оптимальные условия для развития предусмотрительности,   гибкости   мышления   и   целеустремленности.   Она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных   решений,   повышает   способность   и   руководить,   и подчиняться,   стимулирует   практические   навыки,   развивает   воображение   и интуицию. При игре меняется мотивация обучения, знания усваиваются не про   запас,   а   для   обеспечения   непосредственных   игровых   успехов обучающихся в реальном для них процессе. 43 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 44                        В игровой ситуации выявляются индивидуальные способности к   к принятию   ответственных   решений   в   напряженной   обстановке, эффективному   использованию   должностных   полномочий.   Однако   главным достоинством   этого   метода   является   радикальное   сокращение   времени накопления   опыта.   Опыт,   который   в   обычных   условиях   накапливается   в течение многих лет, может быть получен с помощью имитационной игры с минимальной затратой времени. Деловая игра, аккумулируя время, снимает ограничения, накладываемые долговременной памятью, позволяет произвести более глубокий причинно­следственный анализ ситуации. Метод включает в себя содержательный анализ фактора времени.                        В игре скрыт огромный потенциал активизации познавательной деятельности   учащихся. Во­первых,  игры  создают  условия   для  совместной деятельности студента и преподавателя. Во­вторых, активизация достигается за   счет   приближения   игровых   условий   к   реальным.   В­третьих,   игра способствует созданию целостного представления о проблеме и тем самым улучшает ее понимание. В ­ четвертых, в игре студент мобилизует весь свой опыт,   знания,   умения,   навыки.   И,   наконец,   в   ­   пятых,   сам   процесс   игры предлагает   творческую   активность   субъекта­обучающегося,   перед   которым поставлена цель. В процессе образования личности игра сможет стимулировать:  осознание   собственного   роста,   продвижения   в   познании   выбранной профессии, осознание ответственности за собственные достижения и себя самого в специальности;  радость овладения более совершенными способами деятельности, усиление познавательной и профессиональной мотивации;  удовольствие от процесса познавательной деятельности; 44 Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения 45  чувство собственного достоинства, повышение самооценки за счет решения практических задач.         Особенностями игры в этом возрастном диапазоне является нацеленность на самоутверждение перед обществом, обостренная потребность в создании своего   собственного   мира,   стремление   к   профессиональному   становлению. Сама форма игры предоставляет игрокам возможность принятия решений в рамках   соответствующей   модели.   Прошедшие   игровое   обучение   студенты меняют свои личностные установки и ориентируются на овладение новыми способами   и   средствами   работы.   У   них   формируются   способы   анализа собственных   действий,   критический   подход   и   направленность   на самоорганизацию.               Интересным аспектом игр является возможность изменить решение, которое оказалось плохим. В отличие от реальных жизненных ситуаций, в игре можно вернуться назад к некоторому моменту и переиграть его, принимая другие решения для того, чтобы определить их преимущества и недостатки по сравнению с уже опробированными. Одна и та же игровая ситуация может проигрываться несколько раз, ее участники могут предлагать свои решения, побывав в разных ролях. В игре участники не связаны боязнью нанести своими действиями практический ущерб предприятию, себе и партнерам.                   Чему учат такие игры? Важности планирования и своевременного принятия решений. Это делается с помощью сжатия времени. Сжатие времени позволяет   улавливать   логику   фактов,   а   это   весьма   ценно   в   обучении определенной  стратегии  деятельности.  Большинство  игр  спланировано  так, что   в   отсутствие   генеральной   стратегии   получаемые   решения   имеют   лишь временные преимущества. 45

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры как современный метод обучения

Имитационные компьютерные игры  как современный метод обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2018