ИМПРОВИЗАЦИЯ.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Готовясь к занятиям, можно сколько угодно продумывать логику освоения того или иного музыкального произведения. Но когда учитель приходит к детям, все его действия должны выглядеть непосредственными, естественными, рождаясь и развиваясь на глазах у ребят. Здесь импровизационность как принцип работы с учащимися последовательно реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки. А детская музыкальная импровизация, с чего начинается она? Какие навыки для нее необходимы?.. Наверное, вы скажите: слух, память, чувство ритма, развитое ладовое чувство, ощущение формы и пр. Да эти качества нужны, но импровизация начинается не с ритмо-формул, которые надо развить; не с мелодических оборотов, которые надо присочинить к уже заданным; и даже не с предложенной интонации, которую надо продолжить
Иконка файла материала ИМПРОВИЗАЦИЯ.doc
ИМПРОВИЗАЦИЯ. Готовясь к занятиям, можно сколько угодно продумывать логику освоения того или иного музыкального произведения. Но когда учитель приходит к детям, все его действия должны выглядеть непосредственными, естественными, рождаясь и развиваясь на глазах у ребят.   Здесь  импровизационность  как   принцип   работы   с   учащимися   последовательно реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки. А детская музыкальная импровизация, с чего начинается она? Какие навыки для нее необходимы?.. Наверное, вы скажите: слух, память, чувство ритма, развитое ладовое чувство, ощущение формы и пр. Да эти качества нужны, но импровизация начинается не с ритмо­формул, которые надо развить; не с мелодических оборотов, которые надо присочинить к уже заданным; и даже не с предложенной интонации, которую надо продолжить… Ценность импровизации как методического   приема   в   работе   с   детьми   ­   не   в   умении   создавать   музыкальные конструкции,   а   в   потребности,   готовности   к   выражению   душевного   состояния,   важной мысли,   впечатления.   Только   при   таком   начале   импровизирования   как  творческого процесса  можно   уже   предсказать   появление   не   теоретически   запрограммированной, завершенной на основе правил, сделанной по образцу музыкальной формы, а пусть робкое и наивное,   но   самостоятельное   “взращивание”   музыкальной   мысли,   которая   может выразиться подчас в непредвиденной форме. Импровизация   ­  это   один   из   путей   развития   творческих   способностей   ученика.   Она пронизывает   весь   урок,   всю   музыкальную   деятельность   школьников:   в   ответе   на поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в инструментальном музицировании, в   драматизации.   Высшим   проявлением   педагогического   мастерства   является импровизационный способ ведения урока ­ урока, свободного от штампа. “Творческое начало может проявляться уже с первого класса: в своеобразии ответов (а не только в их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать   на   его   вопросы),   в   собственных   предложениях   о   характере   исполнения музыкальных произведений, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах   о   музыке,   услышанной   вне   школы…”   (Д.Кабалевский),   ­   одна   из   сторон импровизации.   Вокальная   импровизация   ­   другая   сторона   творческого   развития школьников. Занятия   импровизацией   могут   преследовать   две   взаимосвязанные   цели:   первую   ­ выработку интонационного и ладового слуха, вторую ­ развитие творческой фантазии. Чаще   всего   при   импровизировании   от   ученика   требуется   умение   продолжить   начатую учителем   мелодию   и   завершить   ее   в   тонике   заданной   тональности.   На   ряду   с   этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого ­ импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно­минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные “вопросительные”, “незавершенные” интонации. Импровизации могут   быть   и   ритмические,   и   связанные   с   исполнением   (изменяющие   характер,   темп, динамику исполнения) и т.д. ­ такого рода приемы импровизирования также достаточно широко распространены. Сознательные   занятия   импровизацией   с   опорой   на   понимание   того,   что   такое интонация и как из нее (как из зерна) выращивается мелодия, предусматриваются в программе лишь со второго класса. Основным стержнем при усвоении темы “Интонация” (во втором классе) могут быть совместные размышления учителя и учащихся о том, какую выразительно­изобразительную нагрузку несут в себе те или иные интонации, как в “зерне­ интонации” оказывается заложенным характер целого произведения. Школьники   убеждаются   в   этом   сами,   пробуя   силы   в  импровизации   на   заданную   им   и   они   по   очереди интонацию.   Можно   предложить   ребятам   “зерно­интонацию”,“выращивают” из маленького “зернышка” законченную мелодическую фразу, стараясь при этом выдержать характер, заложенный в начальной интонации. Мои   второклассники   очень   любят   придумывать,   комбинировать,   что­то   создавать. Многие   музыкальные   произведения   дают   возможность   проявить   себя   творчески   в движениях, инсценировках песен. Примером является “Кузнец” И.Арсеева. Дети делятся на   две   группы   ­   кузнецы   и   всадники,   исполняя,   каждая   поочередно   импровизирует образные  движения  подчеркивая  характерные   особенности  своего  персонажа.  Такое  же творческое   задание   они   получают   при   исполнении   скороговорки   Д.Кабалевского “Барабан”. Активизация   творческой   фантазии   и   творческой   деятельности   учащихся   зависит, конечно, в первую очередь от подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня его собственного творческого развития, музыкального вкуса, теоретической подготовки. Поэтому  импровизацию   нельзя   рассматривать   как   обязательную   часть   программы школьных   занятий   музыкой,   и   отсутствие   ее   не   может   рассматриваться   как недостаток в проведении уроков музыки.