Готовясь к занятиям, можно сколько угодно продумывать логику освоения того или иного музыкального произведения. Но когда учитель приходит к детям, все его действия должны выглядеть непосредственными, естественными, рождаясь и развиваясь на глазах у ребят. Здесь импровизационность как принцип работы с учащимися последовательно реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки. А детская музыкальная импровизация, с чего начинается она? Какие навыки для нее необходимы?.. Наверное, вы скажите: слух, память, чувство ритма, развитое ладовое чувство, ощущение формы и пр. Да эти качества нужны, но импровизация начинается не с ритмо-формул, которые надо развить; не с мелодических оборотов, которые надо присочинить к уже заданным; и даже не с предложенной интонации, которую надо продолжить
ИМПРОВИЗАЦИЯ.
Готовясь к занятиям, можно сколько угодно продумывать логику освоения того или
иного музыкального произведения. Но когда учитель приходит к детям, все его действия
должны выглядеть непосредственными, естественными, рождаясь и развиваясь на глазах у
ребят. Здесь импровизационность как принцип работы с учащимися последовательно
реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки. А детская музыкальная
импровизация, с чего начинается она? Какие навыки для нее необходимы?.. Наверное, вы
скажите: слух, память, чувство ритма, развитое ладовое чувство, ощущение формы и пр.
Да эти качества нужны, но импровизация начинается не с ритмоформул, которые надо
развить; не с мелодических оборотов, которые надо присочинить к уже заданным; и даже
не с предложенной интонации, которую надо продолжить… Ценность импровизации как
методического приема в работе с детьми не в умении создавать музыкальные
конструкции, а в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной
мысли, впечатления. Только при таком начале импровизирования как творческого
процесса можно уже предсказать появление не теоретически запрограммированной,
завершенной на основе правил, сделанной по образцу музыкальной формы, а пусть робкое и
наивное, но самостоятельное “взращивание” музыкальной мысли, которая может
выразиться подчас в непредвиденной форме.
Импровизация это один из путей развития творческих способностей ученика. Она
пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников: в ответе на
поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в инструментальном музицировании,
в драматизации.
Высшим проявлением педагогического мастерства является
импровизационный способ ведения урока урока, свободного от штампа.
“Творческое начало может проявляться уже с первого класса: в своеобразии ответов (а
не только в их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только
отвечать на его вопросы), в собственных предложениях о характере исполнения
музыкальных произведений, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в
рассказах о музыке, услышанной вне школы…” (Д.Кабалевский), одна из сторон
импровизации. Вокальная импровизация другая сторона творческого развития
школьников.
Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую
выработку интонационного и ладового слуха, вторую развитие творческой фантазии.
Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую
учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. На ряду с этим
достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого
импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорноминорных ладовых
соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может
уходить во всевозможные “вопросительные”, “незавершенные” интонации. Импровизации
могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп,
динамику исполнения) и т.д. такого рода приемы импровизирования также достаточно
широко распространены.
Сознательные занятия импровизацией с опорой на понимание того, что такое
интонация и как из нее (как из зерна) выращивается мелодия, предусматриваются в
программе лишь со второго класса. Основным стержнем при усвоении темы “Интонация”
(во втором классе) могут быть совместные размышления учителя и учащихся о том, какую
выразительноизобразительную нагрузку несут в себе те или иные интонации, как в “зерне
интонации” оказывается заложенным характер целого произведения.
Школьники убеждаются в этом сами, пробуя силы в импровизации на заданную им
и они по очереди
интонацию. Можно предложить ребятам “зерноинтонацию”,“выращивают” из маленького “зернышка” законченную мелодическую фразу, стараясь при
этом выдержать характер, заложенный в начальной интонации.
Мои второклассники очень любят придумывать, комбинировать, чтото создавать.
Многие музыкальные произведения дают возможность проявить себя творчески в
движениях, инсценировках песен. Примером является “Кузнец” И.Арсеева. Дети делятся
на две группы кузнецы и всадники, исполняя, каждая поочередно импровизирует
образные движения подчеркивая характерные особенности своего персонажа. Такое же
творческое задание они получают при исполнении скороговорки Д.Кабалевского
“Барабан”.
Активизация творческой фантазии и творческой деятельности учащихся зависит,
конечно, в первую очередь от подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня
его собственного творческого развития, музыкального вкуса, теоретической подготовки.
Поэтому импровизацию нельзя рассматривать как обязательную часть программы
школьных занятий музыкой, и отсутствие ее не может рассматриваться как
недостаток в проведении уроков музыки.