Импровизация в хореографии
Оценка 4.7

Импровизация в хореографии

Оценка 4.7
docx
22.01.2024
Импровизация в хореографии
импровизация.docx

Импровизация в хореографии.

«Путь к развитию творческой воли

и творческой фантазии лежит главным

образом через импровизацию».

А. Таиров

Импровизация - это движения тела не имеющее ограничения и богата возможностями для выражения всего себя. Реализуясь в современной хореографии, этот вид танца осуществляет воспроизводство ценностей в сознании учащихся школ искусств, открытия себя в танце, оказывая существенное влияние на развитие в системе образования.

Раскрепоститься в танце учащимся бывает очень сложно, причина заключается в зажатости, боязни сцены и зрителей. Из-за этих фобий появляется психологические и мышечные барьеры, которые парализуют реальные возможности учащихся, не дают им раскрыть свой танцевальный потенциал. Импровизация - это развитое умение действовать в незнакомых и сложных ситуациях. Для овладения навыками импровизации, следует изучать танец, учиться понимать и слышать музыку, чтобы достичь ощущения себя в свободном и бесконечном пространстве.

В современной культуре танец является языком высказываний того что чувствует человек в определённый промежуток времени. Для того чтобы научить учащихся выражать свою внутреннюю энергию в танце, необходимо научить его импровизировать. Это даёт уверенность в своих силах и возможностях. Импровизируя, учащиеся не только осознают свое тело, выражая свои мысли в движениях, но и освобождаются от зажатости, скованности, тем самым становятся увереннее в себе.

Структура танца детализирована в хореографии, спонтанность является безусловным атрибутом импровизации. Попробуем посмотреть на эти направления с разных позиций, чтобы определить их отношения друг с другом.

• Импровизация с точки зрения зрителя.

Хореография с точки зрения зрителя должна нести сюжет, случается и так что не понятен ни сюжет, ни замысел. Здесь огромное значение отдаётся исполнителю, если он не донесёт того что хотел сказать хореограф то и танца как такового нет на сцене. Импровизация на сцене несёт такой же характер, ведь зритель не знает, что его ждёт и здесь главное чудо в том, чтобы донести свою энергию до зрителя, передать свои чувства, отношение к исполняемому материалу. Если в импровизации исполнитель может взаимно поделиться своей энергией со зрителем, то произойдёт отдача от зрителя к исполнителю и это самое главное в импровизированном танце.

• Импровизация с точки зрения танцора.

С точки зрения танцора импровизация это осознание своего тела, передача импульсов, внутренних сигналов, чувство пространства и времени и если это соединяется в одной композиции, то можно с уверенностью сказать, что исполнитель импровизации техничен, и уверен в себе.

Для учащихся импровизация это возможность заглянуть в себя, утвердиться в себе самом, или предпринять усилия, чтобы переключить себя в другое состояние. Здесь же можно понять свое тело и отношение к нему, своё состояние среди других учащихся. Импровизация позволяет познать, что больше нравится импровизировать одному, уходя в свой мир или импровизировать с кем то и пополняться энергией и передавать её.

• Импровизация как система мировосприятия.

Восприятие мира у каждого своё, что даёт развитие в импровизации, ведь каждый учащийся видит мир по своему, если для одного может быть важна структура, близость, образ, а для другого это может не нести ни какой информации. В импровизации восприятие внешнего мира рассматривается с помощью своего внутреннего отношения к этому миру. Каждый воспринимает происходящее через свои эмоции, отношение и образы – или на основании того, что окружающие люди приучили видеть в этом мире.

Для учащихся немало важно общее представление об окружающих. Это может помогать или угнетать. Всё зависит от времени и воздействия на самого себя.

Перечислим некоторые из классификаций импровизации:

• «Традиционная» - импровизация внутри определённой стилистики, прямое либо формальное наследие фольклора, когда творчество танцора состоит лишь в выборе, соединении заранее заданных форм и фигур, может существовать в стиле хип-хопа, бальных и народных танцев;

• «Модернистская» - романтическая школа модерн-импровизации, выросшая в тени Айседоры Дункан. Представители этой ветви считают, что чувства и состояния могут быть напрямую выражены в движении. Язык движения и его обусловленность культурной памятью и контекстом в расчёте не принимается, всегда используется вдохновенная романтическая музыка.

• «Постмодернистическая» - искусство танц-перфоманса, в котором можно выделить несколько линий.

Разумеется, эта классификация, как и любые другие – условна. И цель её – лучше понимать «импровизацию». Глубинная психология говорит, что, если мы видим какое-либо непримиримое противоречие, то на более глубоком уровне мы можем обнаружить взаимодополняющий характер противоположностей.

Импровизация и хореография - равноправные партнеры в танце, играющие разные, но одинаково важные роли. Современное развитие танцевальной культуры, когда импровизация все больше становится частью обучения, находит свое место среди других видов сценических искусств, это доказывает, что импровизировать это значить развивать в обучающихся способности создания танца в себе и вокруг себя.

Импровизация открывает осознание не только самого себя, но и свободу движений, свободу мысли. Включая музыку и «пропивая» её своим телом, мы можем передать темп, ритм, звуковое настроение. Задавая определённую задачу своему телу, например, начинать движение только правой рукой, или левой ногой, меняя траекторию движений в партере или в воздухе, мы можем открыть в себе новые возможности. Это позволяет значительно обогатить свою лексику, развить фантазию, сделать неожиданные и удивительные открытия. Ставя для учащихся задачи такого рода, мы как педагоги открываем им мир «бескрайних» возможностей своего тела, своих мыслей и осознание своей картины мира.

Импровизация в группе учащихся не только обогатит лексику, а так же позволит учащимся сплотиться, стать более понятным друг для друга. Тем самым импровизация позволяет побороть страх перед сценой, перед зрителем, перед своими одноклассниками, позволит войти в состояние раскрепощения.

Это необходимые навыки не только для показов в школах искусств, но и для выступлений на всероссийских и международных конкурсах, вступительных экзаменах в средние и высшие учебные заведения.

Литература

1. Дианова, В.М. Постмодернистская философия искусства, истоки и современность С-П.: 2000

2. Кнастер, М. Мудрость тела. / Пер. с англ. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 496с.

3. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец. Начало обучения. М.:ВЦХТ «Я вхожу в мир искусств», №4, 1998

4. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец. Продолжение обучения. М.:ВЦХТ «Я вхожу в мир искусств», №4, 2001

5. Таиров, А. Записки режиссёра. – М.: ГИТИС, 2000 – 160с.

6. Фельденкрайз, М. Осознание через движение: двенадцать практических уроков / Пер. с англ. М. Папуш – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2000 – 160 с.


 

Импровизация в хореографии. «Путь к развитию творческой воли и творческой фантазии лежит главным образом через импровизацию»

Импровизация в хореографии. «Путь к развитию творческой воли и творческой фантазии лежит главным образом через импровизацию»

Импровизация с точки зрения танцора

Импровизация с точки зрения танцора

Разумеется, эта классификация, как и любые другие – условна

Разумеется, эта классификация, как и любые другие – условна

Таиров, А. Записки режиссёра

Таиров, А. Записки режиссёра
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2024