Отгадайте загадки. Найдите имена числительные, задайте к ним вопрос.
Семьдесят одежек и все без застежек.
Три братца пошли купаться, два купаются, а третий на берегу валяется.
Выходили двенадцать молодцов, выносили пятьдесят два сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей.
Синтаксическая роль
Сорок делится на четыре –
Семью семь- сорок девять –
Вышел пятый номер газеты –
Школьный участок занимает
десять гектаров –
Это было в 1812 году –
обстоятельство
дополнение
определение
сказуемое
подлежащее
Кластер
Имя числительное
Называет
Число,
количество предметов
Порядок предметов при счете
Количественные
(сколько?)
Порядковые
(какой?)
Изменяются
По падежам
По падежам,
числам ,родам.
Синтаксическая роль
Любой член предложения
1 группаВставьте пропущенные числительные во фразеологизм
До ... пота, заблудиться в ... соснах, на все ... стороны, как ... капли воды, как телеге ... колесо.
2 группаВосстановите пословицы, вставив необходимые числительные
За ... зайцами погонишься , ни ... не поймаешь.
... блин комом.
Конь о ... ногах, да спотыкается.
Обещанного ... года ждут.
... вода на киселе.
3 группаВосстановите название литературных произведений, вставив числительные.
С. Маршак «... месяцев»
Е. Ильина «... высота»
Ю. Олеша «... толстяка»
Сказка «Волк и ... Козлят»
Ф. Искандер «... подвиг Геракла»
1 группаВставьте пропущенные числительные во фразеологизм
До седьмого пота, заблудиться в трех соснах, на все четыре стороны, как две капли воды, как телеге пятое колесо.
ПРОВЕРКА
2 группаВосстановите пословицы, вставив необходимые числительные
За двумя зайцами погонишься , ни одного не поймаешь.
Первый блин комом.
Конь о четырех ногах, да спотыкается.
Обещанного три года ждут.
Седьмая вода на киселе.
ПРОВЕРКА
3 группаВосстановите название литературных произведений, вставив числительные.
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
Е. Ильина «Четвертая высота»
Ю. Олеша «Три толстяка»
Сказка «Волк и семеро Козлят»
Ф. Искандер « Тринадцатый подвиг Геракла»
ПРОВЕРКА
Поиграем Исправьте допущенные ошибки в распределении слов по частям речи, разнесите их по верным колонкам.
Существительное | Прилагательное | Глагол | Числительное |
Пятёрка | Столетний | Утроить | Десятый |
Проверка
Существительное | Прилагательное | Глагол | Числительное |
Пятерка | Столетний | Удвоить | Десять |
1 группа.История языка. Задача на смекалку
В старину на Руси цифры обозначали буквами . Для указания на то ,что знак является не буквой, а цифрой ,над ним ставился специальный знак , называемый «титло»
Отгадайте, какая буква соответствовала цифре, используя следующие примеры.
А+А=В В*В=В+В
Чему равно А и В ?
2 группа
Вспомните сказки А.С. Пушкина . Приведите примеры числительных ,используемых автором.
Какие из них количественные , а какие - порядковые ?
Восстановите пословицу!
1) Наврал с … короба
2) У него …пятниц на неделе.
3) … раз отмерь, … раз отрежь.
4) Обещанного … года ждут.
5) … сапога – пара.
Из пословиц убежали числа. Кто правильно вставит их и затем сложит, тот в сумме получит … А вот сколько – вы сейчас попробуете ответить .
Проверим.
1) Наврал с
три
короба
2) У него
семь
пятниц на неделе.
раз отмерь,
3)
Семь
один
раз отрежь.
4) Обещанного
три
года ждут.
5)
Два
сапога – пара.
23
Творческое задание.
Создайте небольшой текст, включив в него числительные, на тему:
1 группа – «Наша школа»;
2 группа – «Наш класс»;
3 группа – «Наша классная комната».
Рефлексия.«Оцени себя на уроке»
Подчеркните фразы, характеризующие вашу работу на уроке.
Урок | Я на уроке | Итог |
1. Интересно | Работал(а) | Понял(а) материал |
2. Скучно | 2. Отдыхал(а) | 2. Узнал(а) больше, чем знал(а) |
3. Безразлично | 3. Помогал(а) другим | 3. Не понял(а) |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.