"Имя существительное как самостоятельная часть речи"
Оценка 4.8

"Имя существительное как самостоятельная часть речи"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл—5 кл
04.10.2024
"Имя существительное как самостоятельная часть речи"
Обобщающий урок.
Урок русского языка в 5 классе.docx

Урок русского языка в 5 классе.

Тема «Имя существительное как часть речи».

 

Цель урока: используя разнообразные методы и приёмы обучения проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Имя существительное».

Задачи урока:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного, которыми оно отличается от других частей речи: значение предметности, вопросы, наличие у существительного определенного рода, склонения, числа и падежа;

- закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.

Коррекционные:

- развивать речь, память, внимание учащихся;

- способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса;

- прививать навыки самоконтроля, письма по правилу, навыки каллиграфического письма;

Воспитательные:  

 - воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;

- воспитывать положительные черты характера учащихся (усидчивости, трудолюбия, самостоятельности и др.).

Тип урока -  обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения – урок с применением ИКТ (с компьютерной поддержкой).

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор,  экран, наглядная презентация учебного материала из 9 слайдов, созданная при помощи программы Microsoft  Office  PowerPoint;

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята. Давайте, посмотрим, друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем светлей». Как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь на вашу поддержку и нашу общую плодотворную работу.

 II. Постановка темы и целей урока.

II. Мотивирование к учебной деятельности

 

Скажите, а вы любите сказки? (слайд 2)А какие вы сказки знаете?

А кто помнит сказку «Двенадцать месяцев»? (слайд 3 + сюжет сказки)

Да, злая мачеха отправила падчерицу зимой в лес за подснежниками. (слайд 4)

Кто  помог ей?

 12 месяцев. (слайд 5 )

Назовите их. (слайд 6)

Ребята, а к какой части речи относятся данные слова? (имена существительные)

Тема нашего урока ?

Какова цель урока?( ответы детей)

ТЕМА:«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Цель: повторить тему «Имя существительное»

Задачи:

  • систематизировать сведения о существительном как о самостоятельной части речи, совершенствовать умение определять их морфологические признаки, синтаксическую роль;

 

Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных (запись числа и темы) (слайд 7) и будем собирать в корзину не только  подснежники (слайд 8), но и признаки имени существительного.

III. Основной этап. Актуализация опорных знаний.

 Скажите, а какой раздел русского языка изучает части речи? (морфология)

А как определить, к какой части речи относится слово? Что для этого нужно знать? (вопрос, значение, признаки, синтаксическую роль)

На какие группы делятся все части речи? (самостоятельные и служебные)

Чем самостоятельные отличаются от служебных? (имеют значение)

А что обозначают существительные? (предмет) (слайд 9)

 

IV. Организация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Практикум.

Задание №1.

Прочитайте слова: (слайд 10 + на листах)

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

Согласны ли вы,что данные слова обозначают предметы?

Давайте посмотрим,что ещё могут обозначать существительные?

Распределите слова в зависимости от значении? (слайд 11+ таблица на листах)

Задание выполняется по группам. У каждого ученика на столе карточка с номером 1,2,3,4,5,6

1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)

2) названия предметов. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)

3) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)

4) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)

5) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)

6) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)

Проверка: зачитывает ученик от каждой группы + над какими орфограммами вы работали (слайды 12-17)

Вот мы и положили 1 подснежник в нашу корзину – значение (слайд 18)

Задание №2.

Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием.

- А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное? (слайд 19 + запись в тетрадях)

- Давайте запишем слова в два столбика, в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают, обозначим ударение, произнесём их правильно.

Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свекла. (слайд 20)

Вот мы и положили 2 подснежник в нашу корзину – вопросы (слайд 21)

 

V.Физминутка

Я вам буду называть существительные, если они относятся к женскому роду, то вы приседаете; если к мужскому – подпрыгиваете, а если к среднему-разводите руки в стороны. Итак, начинаем:

Пенал, солнце, пол, ночь, стол, земля, сердце, папа, груша, яблоко, апельсин, небо, роза, пингвин.

- Вот теперь отдохнувшие, свежие, бодрые вы можете приступить к работе. 

Задание №3.

Впереди виднеется лесная избушка, в ней три этажа. (слайд 22 -картинка)

На первом этаже живут существительные: папа, день, стол…
На втором этаже живут существительные: мама, страна, высота…
На третьем этаже живут существительные: яблоко, море, счастье…

 

Как думаете, по какому принципу распределились слова на этажах? (в зависимости от рода) (слайд 23)

Как определить род существительного? (Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.)

 Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Я буду читать загадки, а вы называете отгадки и записываете в тетрадь, распределяя их по 3 колонкам.(слайд 24) (к доске выходит ученик правильно отгадавший загадку  и записывает её)

Причём прошу обратить ваше внимание на то, что отгадками будут существительные, которые встречаются в сказке “Двенадцать месяцев”. Готовы? Тогда читаю: (слайды 25-30)

1) Зимой и летом
Одним цветом. (Ель, ёлка)

2) Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)

3) Без рук,
Без ног,
По полю скачет,
Под окном стучится,
В избу просится. (Ветер)

4) Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

6) Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)

7) Без огня горит,
Без крыл летит,
Без ног бежит. (Солнце)

Вот мы и положили 3 подснежник в нашу корзину – род (слайд 31)

Задание №4.

Существительные из одного дома ходят в гости к существительным в соседний дом, но каждое слово – только в определённый дом. (слайд 32-картинка)

 Почему? От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению).

 Сколько склонений у существительных?

 Как определить склонение имен существительных? ( к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием  -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием.

Игра с мячом. Учитель загадывает склонение имени существительного и кидает мяч игроку, игрок приводит свой пример.(5-7 существительных)

Вот мы и положили 4 подснежник в нашу корзину – склонение (слайд 33)

Задание №5

Нам пора идти дальше. Перед нами речка Числянка. (слайд 34)

На одном берегу живут существительные единственного числа (слайд 34), они часто ходят в гости на другой берег. Но что с ними происходит? (Они изменяются). (слайд 34)

Распределительный диктант по вариантам.(слайд 35)

Лес, полянка, луч, снег, сугробы, сосны, деревья, куропатки

1 вариант – единственное число          2 вариант – множественное число

Самопроверка (слайд 36 ).

Вот мы и положили 5 подснежник в нашу корзину – число (слайд 37)

Задание №6.

Добрались мы и до поляны Падежей. (слайд 38)

Повторим название падежей и падежные вопросы. (слайд 38)

 Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное БЕЛКА. На каждый ряд дается листок со словом,  работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный  падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.

Вот мы и положили 6 подснежник в нашу корзину – падеж (слайд 39)

Ну, вот, корзина наша наполнена. Но корзина наша наполнена не только прекрасными цветами, но и знаниями по теме “Имя существительное”.

VI.Первичное закрепление.

А сейчас проверим ваши знания его величества Имени существительного.

Тест: «Его величество Имя Существительное»

VII.Подведение итогов.

Что же мы сегодня повторили об имени существительном и что нового узнали? (по итоговому слайду)

Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет, относится к мужскому, женскому или среднему роду, бывает 1, 2 и 3 склонения, одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное, изменяется по числам и падежам.

Но корзина это не полная, т.к. наполнять вы её будете продолжать и 5, и в 6 классах. (разносклоняемые, собственные, нарицательные и т.д.)

 

Стих на слайде 40.

Знаем  мы  теперь отныне-
Есть одно такое имя -
Назовет любой предмет
И на все нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает все на свете,
Без нее никак нельзя.
Существительным ура!

VIII. Рефлексия.

- Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок. Если "да" - покажите солнышко, если "нет" - тучку. (слайд 41)

Спасибо, ребята, за урок. (слайды 42-43)

IX.Домашнее задание: Сочинение-миниатюра на тему: «Чем меня удивило имя существительное?»

 

Приложение.

Имя существительное как часть речи.

Задание №1.

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

 

1.Названия

людей

2.Названия

предметов

3.Название признаков

4.Название

действий

5.Названия

животных

6.Названия

веществ

 

Имя существительное как часть речи.

Задание №1.

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

 

1.Названия

людей

2.Названия

предметов

3.Название признаков

4.Название

действий

5.Названия

животных

6.Названия

веществ

 

Имя существительное как часть речи.

Задание №1.

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

 

1.Названия

людей

2.Названия

предметов

3.Название признаков

4.Название

действий

5.Названия

животных

6.Названия

веществ

 

   

                Белка.

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

_______________________________

 

                Белка.

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

  

                Белка.

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

 

 

                 Белка.

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

 

 

 

 

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/88/714/88714698_solnuyshko.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/88/714/88714698_solnuyshko.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/88/714/88714698_solnuyshko.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/88/714/88714698_solnuyshko.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/88/714/88714698_solnuyshko.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/88/714/88714698_solnuyshko.jpg

 

 

 

 

 

http://photo.all-graphic.net/photo_graphic/web/28_05_12/photoshop_23.jpg

 

 

http://photo.all-graphic.net/photo_graphic/web/28_05_12/photoshop_23.jpg

http://photo.all-graphic.net/photo_graphic/web/28_05_12/photoshop_23.jpg

 

 

http://photo.all-graphic.net/photo_graphic/web/28_05_12/photoshop_23.jpg

http://photo.all-graphic.net/photo_graphic/web/28_05_12/photoshop_23.jpg

 

 

http://photo.all-graphic.net/photo_graphic/web/28_05_12/photoshop_23.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе

Задачи: систематизировать сведения о существительном как о самостоятельной части речи, совершенствовать умение определять их морфологические признаки, синтаксическую роль;

Задачи: систематизировать сведения о существительном как о самостоятельной части речи, совершенствовать умение определять их морфологические признаки, синтаксическую роль;

Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием

Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием

Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита,

Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита,

Побеждают ученики, первыми выполнившие задание

Побеждают ученики, первыми выполнившие задание

Приложение. Имя существительное как часть речи

Приложение. Имя существительное как часть речи

Белка. ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ _______________________________

Белка. ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ _______________________________

________________________________

________________________________

"Имя существительное как самостоятельная часть речи"

"Имя существительное как самостоятельная часть речи"

"Имя существительное как самостоятельная часть речи"

"Имя существительное как самостоятельная часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2024