Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Определение".
Учитель :Кулумбекова З.Т.
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 5
3. Автор УМК: УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др
М.: Просвещение 2018
4. Тема урока: "Определение".
5. Тип урока: Урок общеметодической направленности.
6. Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.
7. Задачи урока:
Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.
Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
8. УУД:
личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку
зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других
9. Планируемые результаты: учащиеся должны знать
определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения, роль определения в усилении выразительности художественного описания;
должны уметь
находить определения в предложениях; верно обозначать определения как член предложения, распространять предложения определениями,
использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.
10. Межпредметные связи: литература, музыка
11. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время
|
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организацион ный момент
|
1. Приветствие учащихся |
Приветствие друг друга Принцип психологической комфортности
|
1 мин |
УУД: личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха); коммуникативные умение работать в коллективе |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Мотивация к учебной деятельности
|
1. Работа со словами, «конструирование» предложения (использование презентации слайд 1) Набор слов: Собирается, по, знание, капле. - Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок? -Чем будут для нас эти слова? Ребята, всем
понятно ,что без знания русского языка ,невозможно правильно выражать свои
мысли , говорить красиво. Поэтому должны по крупицам собирать эти
знания.Сегодня мы покажем то ,что уже знаем и познакомимся с чем-то новым. - Дайте синтаксическую характеристику предложений. Придумайте предложения по схемам. - Что вы знаете о дополнении? Фронтальный опрос по вопросам таблицы
|
Учащиеся составляют из слов предложение, выделяют грамматическую основу Знание собирается по капле. (СЛАЙД 2)
Учащиеся дают характеристику предложения
Показывают знания предыдущей темы
|
2мин
3мин |
-личностные: мотивация к учебной деятельности, - регулятивные: планирование своих действий в диалоге с учителем -познавательные (осознают познавательную задачу) коммуникативные: слушают ответы друг друга, отвечают, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Актуализация знаний |
Работа по теме урока (изучение нового, работа по развитию речи). На доске (слайд)
- Прочитайте предложения ученика. -Они вам понравились? -Чего не хватает? -Как сделать эти предложения более красивыми? Вот этому мы сегодня и научимся. Показ презентации (Приложение) (см. Приложение. Слайд 1) Ребята, послушаем мастеров русского слова. Давайте вспомним стихотворение П.С.Пушкина «Зимняя дорога»: Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. (см. Приложение. Слайд 4) - Какие предложения он использует? Найдем их основу. (графическое оформление основ предложений) (см. Приложение. Слайд 5) - Вот основы предложений. Они передают основной смысл предложений? (см. Приложение. Слайд 6) - Какие же слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа и настроение поэта? - На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов) - Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление определений как членов предложений) -Ребята, давайте запишем и выучим небольшое четверостишье:
Признак
предмета или явления (см. Приложение. Слайд 7)
- Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным. Дополним нашу таблицу
(см. Приложение. Слайд 8) |
Рассуждения и ответы учащихся
Работа с учебником – чтение определения
Заполнение таблицы, сравнение с учебником |
10 мин |
- личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; - регулятивные: самостоятельное фор мулирование цели и задач, планирование, прогнозирование; - познавательные: осуществляют для решения учебной за дачи операции анализа, синтеза; - коммуникативные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Физкультминутка |
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево ) Больше спать не захотел, (Туловище вперёд, назад) Шевельнулся,потянулся,(Руки вверх и потянуться) Взвился вверх и полетел.(Руки вверх, вправо, влево) Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся.(Покружиться)
|
|
2 мин |
- личностные: осознание необходимости продолжать урок; - коммуникативные: выполнение упражнений вместе,
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Целеполагание и мотивирование
6. Применение нового знания в стандартной ситуации |
Теперь давайте попробуем потренировать свою речь, используя приобретённые знания. Подберите к изображениям слова-определения. (см. Приложение. Слайд 9-13)
(см. Приложение. Слайд 14) В следующем задании дополните предложения определениями: Зима.Бор. Кругом снег. (см. Приложение. Слайд 15) - Итак ,друзья,для чего нам нужны определения?(Чтобы сделать нашу речь образной ,поэтичной,богатой).
Творческая работа. Мини-сочинение (по вариантам). - Теперь вернёмся к началу нашего урока .Дополните данные предложения, чтобы у вас получился красивый, выразительный рассказ. (см. начало урока)
Вывод о важности использования в речи определения
|
На экране появляются изображения животных, растений, обучающиеся устно подбирают к ним красивые определения. Дети составляют предложения, записывают их в тетради, подчеркивают главные члены предложения и определения; отмечают слова, к которым относятся определения. Самостоятельная работа: составление рассказа – описания по картине Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецен зируют работы одноклассников. Определения помогают выстроить наиболее точное высказывание, иногда в тексте без них невозможно обойтись |
5 мин
1 мин |
- личностные: положительное отношение к обучению: - регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; познавательные: выполняют учебно –познава тельные действия, осуществляют для решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно – следственные связи; - коммуникативные: формулируют свои собствен ные мысли, понимают точку зрения другого. - личностные: осознание необходимости продолжать урок; - регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи; - познавательные: применение нового знания в стандартной ситуации; - коммуникативные: умение работать в
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа в парах
|
Изображение мальчика и девочки: работа в парах. 1) Самостоятельная работа с текстом стихотворения С.Есенина(текст распечатан). Стихотворение списать, раскрывая скобки, вставить пропущенные буквы, в словах с безударными гласными, проверяемыми ударением, обозначить корень. Определение подчеркнуть вместе с тем словом, к которому оно относится. Отг…ворила роща з…л…тая Берёзовым, в…сёлым языком, И журавли, печально прол…тая, Уж (не) жалеют больше (ни) о ком.
- Какая картина представится вашему воображению? Подумайте, к каким стихотворным строкам эта музыка могла бы стать аккомпанементом? Настроения, навеянные осенью, великие мастера искусства передают по-разному: поэты с помощью словесного выражения, а композиторы с помощью музыкального темпа, мелодии. Но, несмотря на это, настроения и чувства в их произведениях одинаковы.
|
Выполняют задания предложенного материала.
Словесное рисование картины по прослушанной музыке.
|
8 мин |
- личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную информацию - регулятивные : самостоятельное решение поставленной задачи; -познавательные: способность понять информацию; - коммуникативные: умение работать в парах, принимать точку зрения другого человека, обосновывать свою точку зрения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Письменная работа Применение нового знания в нестандартной ситуации (вторая мини-физкультминутка) |
Известно, что осень была любимым временем года многих творческих личностей, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него очень много стихов на эту тему. Давайте вспомним одно из них: Унылая
пора! очей очарованье! (на слайд)
Попробуйте впечатления от этих строк передать в мини-сочинении «Вид из окна». |
Задание. Написать мини-сочинение (небольшое сочинение-описание) «Вид из окна», используя второстепенные члены предложения. Зачитать 1-2 работы. |
8 мин |
- личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную информацию; - регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи; производит необходимые действия по плану; - познавательные: использует полученную информацию в действии; - коммуникативные: учится искать свою позицию |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Подведение итогов |
Что узнали на уроке? От какого слова зависит определение? Что обозначает определение? На какие вопросы отвечает определение? Какой частью речи выражено определение?
|
Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках
|
2 мин |
- личностные: критическая оценка своих знаний; - коммуникативные: умение слушать друг друга
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Рефлексия |
Оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков.
|
Оценивание своей работы, возвращение к эпиграфу и толкование
|
1 мин |
коммуникативные (оценка своей работы), - личностные: приобретение мотивации к учебному процессу, - познавательные: установление взаимосвязи между объёмом приобретённых знаний и желания приобрести ещё, - коммуникативные: умение слушать друг друга, оценивать критично ответы друг друга, умение посмотреть на ситуацию с иной позиции |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Домашнее задание |
Предлагает проверить полученные знания Упр. 186 или 187 (по выбору)
|
|
1 мин |
личностные: учащиеся выбирают упражнение по сложности. |
Приложения:
Работа в группах.
1 группа
У: У вас на столе находится текст, написанный корреспондентом, который не знал ничего о второстепенных членах предложения. Ваша задача:
1Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.
2.Сделать вывод, для чего нужны второстепенные предложения в тексте.
Инструкция для работы на карточке.
Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Какие?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.
Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.
2 группа .
. На какие виды делятся предложения по наличию второстепенных членов?
Ответ: Распространенные и нераспространенные.
Давайте проверим, как мы это умеем делать.
Диктант Код: Р – распространенные ; Н - нераспространенные
1. Взошло солнце.
2. Начался новый день.
3. Ребята пошли в школу.
4. Звенит звонок.
5. Начинается первый урок.
6. Ученики решают задачи.
7. Дети пишут и читают.
8. Дети учатся с удовольствием.
9. Урок закончился.
10. Все бегут на перемену.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.