Технологическая карта урока
Разработала: учитель русского языка и литературы Шленкина Людмила Петровна
· Предмет: русский язык.
· Тема урока: Образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём трудностей (2 урок).
· Тип урока: развивающий.
· Цель урока: формирование умения образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных, правильно употреблять эти существительные в речи, пользоваться словарём трудностей; развитие орфографической зоркости.
· Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями, карточки-опоры.
· Оборудование: компьютер, экран, проектор; сигнальные светофоры; листы рефлексии.
· Подходы: личностно ориентированный, системно–деятельностный, дифференцированный.
· Технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающая технология, обучение с использованием схем-опор, игровая технология.
· Система активных методов и приёмов: формирование мотивации, использование нестандартных заданий, создание проблемной ситуации, развитие речи, работа со словарём, работа с дидактическим материалом, классификация по заданным критериям, самостоятельная работа, смена деятельности, обратная связь, рефлексия.
· Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Технологическая карта урока русского языка
Этапы урока |
Ход урока (содержание) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Предметные результаты
|
Формируемые УУД |
|||||||||||||
Личностные |
Метапредмет- ные |
|||||||||||||||||
I. Мотивация.
|
Знакомство с листом рефлексии. (Приложение 1) Определяем настроение:
|
Читает стихотворение: «Наш язык и скромен, и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад. Наш урок сегодня, как всегда, Поведёт нас к тайнам языка!»
Предлагает рассмотреть лист рефлексии.
|
Знакомятся с листом рефлексии.
Выбирают фишку-настроение, показывают. Заполняют лист рефлексии. |
|
Л. Внутренняя позиция школьника |
|
||||||||||||
II. Проверка домашнего задания |
Чтение вслух текста (Упр. 279 стр.127)
(Приложение 2) |
Предлагает прочитать получившийся текст.
Наблюдает, исправляет.
Вопрос: все ли слова можно было поставить в форму множ. числа? Почему так?
|
Ученик читает полученный текст. Дети слушают, оценивают, используя сигнальные светофоры.
Ответ: Нет.
Потому что имена сущ. с обобщённым значением не имеют формы множ. числа (уголь, нефть, зерно). Заполняют лист рефлексии.
|
Умение: ставить слова в нужную форму, выбирая окончания. |
|
Р. Оценивать правильность выполнения действия |
||||||||||||
III. Словарная работа |
Игра «Восстанови слово» (нестандартное задание)
Развитие орфографической зоркости.
Повторение склонения существительных.
Работа по развитию речи.
|
Предлагает восстановить деформированные словарные слова, записать их в тетрадь: Ялале, комоло, доваз, нрьяоб, врактаз, пгруап.
Предлагает проверить правописание слов, обозначить орфограммы.
Предлагает выполнить задания: - Определить склонение записанных слов.
- С любым словом составить предложение, записать его в тетрадь, подчеркнуть главные члены предложения.
|
Дети разгадывают слова, работая в парах. Записывают слова в тетрадь: аллея, молоко, завод, ноябрь, завтрак, группа.
Проверяют, используя сигнальные светофоры, обозначают орфограммы.
Определяют склонение, используют сигнальные светофоры.
Самостоятельно составляют предложения, записывают в тетрадь, подчёркивают главные члены предложения. Читают 1-2 предложения вслух.
Заполняют лист рефлексии.
|
Умение: писать слова с непроверяе-мыми орфограммами, выполнять нестандартные задания.
Умение: определять склонение существитель-ных.
Умение: составлять предложения; находить главные члены предложения. |
Л. Устойчивый учебно-познаватель-ный интерес |
Р. Оценивать правильность выполнения действия.
Р. Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать правило в контроле способа решения. П. Строить речевое высказывание в письменной форме.
|
||||||||||||
IV. Орфографи- ческий практикум |
Подготовка к ВПР. Задания из методического пособия «Планируемые результаты начального общего образования» (Приложение 3)
Проверка.
|
Предлагает разноуровневые задания в конвертах; нацеливает детей на подготовку к ВПР. Наблюдает.
Опрашивает учащихся, исправляет. |
Заполняют таблицу, распределяя слова по четырём столбикам. Два ученика работают у доски.
Проверка: читают записанные слова по столбцам на доске и в тетради. Используют сигнальные светофоры.
Заполняют лист рефлексии.
|
Умение: находить слова с определённой орфограммой |
Л. Устойчивая учебно-познаватель-ная мотивация |
Р. Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать правило при выборе способа решения. П. Проводить классификацию по заданным критериям. Р. Оценивать правильность выполнения действия.
|
||||||||||||
V. Актуализация знаний |
Заполнение таблицы (последняя колонка пока остаётся пустой)
(Приложение 4)
|
Вопрос: чему мы научились на прошлом уроке?
Предлагает заполнить таблицу на доске, используя слова: комната, город, солдат, место. |
Ответ: образовывать форму именительного падежа множественного числа имён существительных.
Заполняют таблицу на доске цепочкой. Используют сигнальные светофоры.
Заполняют лист рефлексии.
|
|
|
|
||||||||||||
VI. Побуждение к проблеме |
|
- Сегодня мы продолжаем изучать тему предыдущего урока. Прочитайте её и подумайте, чего мы пока не умеем? |
Ответ: не умеем образовывать форму родительного падежа множественного числа имён существительных
|
|
Л. Устойчивая учебно-познаватель-ная мотивация |
|
||||||||||||
VII. Сообщение темы и постановка цели урока |
Тема: Образование формы родительного падежа множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём трудностей. |
Сообщает тему урока, предлагает записать тему урока в тетрадь.
Предлагает детям сформулировать цель урока. |
Записывают тему урока в тетрадь.
Формулируют цель урока: научиться образовывать форму родительного падежа множественного числа имён существительных.
Заполняют лист рефлексии
|
|
|
Р. В сотрудни-честве с учителем ставить новую учебную задачу |
||||||||||||
VIII. Подготовка к изучению нового материала |
Создание проблемной ситуации.
(Приложение 4) |
Предлагает заполнить последний столбик таблицы на доске.
Вопрос: на что вы обратили внимание в таблице?
Вопрос: как будем действовать в таком случае? |
Заполняют таблицу на доске.
Анализируют таблицу. Делают вывод: окончания у имён существительных в родительном падеже множественного числа бывают разные.
|
Умение: определять род и склонение имён существитель-ных. Ставить слова в форму именит. и родит. падежа множ. числа.
|
Л. Учебно-познаватель-ный интерес к новому учебному материалу |
Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
|
||||||||||||
IX. Изучение нового материала |
1.Чтение совета по учебнику: стр. 128
2. Знакомство со словарём в учебнике: стр. 156-158.
Ответы на вопросы: стр. 128
3. Упр. 280
4. Упр. 281
5. Работа с правилом на стр. 129-130
6. Составление таблицы-опоры
(Приложение 5)
|
Предлагает открыть учебник и прочитать совет авторов: стр.128.
Вопрос: почему нужно обращаться к словарю?
Предлагает открыть словарь.
Предлагает ответить на вопросы: стр. 128 - Как называется словарь? - Что он подсказывает?
- По какой форме в нём надо искать слово?
Предлагает выполнить упр. 280
Предлагает выполнить упр. 281
Предлагает прочитать правило на стр. 129-130.
Предлагает заполнить таблицу на доске и на листочках, пользуясь правилом на стр. 129-130.
|
Читают правило про себя, вслух.
Ответ: правильно определить окончания не всегда просто.
Находят и рассматривают словарь в учебнике.
Ответы: - Словарь «Как правильно изменить слово?» - Словарь подсказывает, как писать окончания существительных в им. п. мн, ч. и в род. п. мн. ч. - По начальной форме.
Заполняют лист рефлексии.
Находят слова, которые ребята неправильно изменили. Используют сигнальные светофоры. Исправляют ошибки, пользуясь словарём.
Над начальной формой записанных слов (упр. 280) указывают склонение, а во 2-м склонении – род. Отвечают.
Читают правило про себя, вслух. Объясняют с помощью правила ошибки малышей в упр. 280.
Заполняют таблицу на доске и на листочках.
Заполняют лист рефлексии.
|
Умение: работать с информацией, представлен-ной в учебнике.
Умение: работать со словарём
Умение: ставить слова в форму родит. падежа множ. числа.
Умение: определять род и склонение имён существитель-ных.
Умение: работать с информацией, представлен-ной в учебнике.
|
Л. Учебно-познаватель-ный интерес к новому учебному материалу
Л. Учебно-познаватель-ный интерес к новому учебному материалу |
Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Р. Оценивать правильность выполнения действия. Вносить необходимые коррективы после учёта характера сделанных ошибок. Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале. Р. Проводить сравнение и классифика-цию по заданным критериям. Создавать модели, схемы, таблицы.
|
||||||||||||
X. Физминутка |
Выполняют упражнения
Определяют настроение
|
Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз - росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре – улетела.
Заполняют лист рефлексии.
|
|
Л. Установка на здоровый образ жизни |
|
|||||||||||||
XI. Закрепление изученного |
Выполнение упражнений: 282, 283 |
Предлагает выполнить упражнения. Наблюдает.
Предлагает различные формы проверки (взаимопроверку, самопроверку)
|
Упр. 282 1. Самостоятельно вставляют непроверяемые гласные. Взаимопроверка, использование орфографического словаря.
2. Заполняют таблицу словами в указанной форме. Самопроверка, использование словаря трудностей.
Заполняют лист рефлексии.
Упр. 283 - на доске. Записывают пары слов, доказывая выбор букв.
Заполняют лист рефлексии.
|
Умение: писать слова с непроверяе-мыми орфограммами, пользоваться орфографичес-ким словарём.
Умение: ставить слова в форму родит. падежа множ. числа, пользоваться словарём.
Умение: применять правила правописания.
|
Л. Учебно-познаватель-ный интерес к учебному материалу |
Р. Оценивать правильность выполнения действия. Вносить необходимые коррективы после учёта характера сделанных ошибок. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Контролиро-вать действия партнёра. Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
|
||||||||||||
XII. Самостоятель-ная работа |
Работа на карточках (дифференцирован-ная по объёму).
(Приложение 6)
Самопроверка.
|
Объясняет задание. Наблюдает, направляет.
Предлагает проверить свою работу. |
Выполняют задание самостоятельно, пользуясь таблицей-опорой, словарём
Осуществляют самопроверку.
Заполняют лист рефлексии.
|
Умение: написание словарных слов Умение: ставить слова в форму родит. падежа множ. числа, пользоваться таблицей-опорой, словарём.
|
Л. Устойчивый познаватель-ный интерес к новым общим способам решения задач.
Л. Способность к самооценке. |
Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Р. Оценивать правильность выполнения действия. |
||||||||||||
XIII. Итог урока. Рефлексия. |
Ответы на вопросы.
Определяют настроение:
|
Вопросы: - Что повторили на уроке?
- Чему новому научились?
- С каким словарём работали?
|
Ответы: - Повторили словарные слова, виды орфограмм, род и склонение имён существительных. - Научились писать окончания имён существительных в род. падеже множ. числа. - Работали со словарём трудностей «Как правильно изменить слово?»
Заполняют лист рефлексии.
|
|
|
П. Обобщать. Осознанно строить речевое высказывание в устной форме. |
||||||||||||
XIV. Домашнее задание
|
Упр. 284 |
Проводит инструктаж. |
Записывают задание в дневник.
Заполняют лист рефлексии.
|
Умение: ставить слова в нужную форму по смыслу. |
Л. Учебно-познаватель-ный интерес к учебному материалу. |
Р. Принимать и сохранять учебную задачу.
|
Приложения
Приложение 1
Лист рефлексии
_______________________________________
№ |
Этапы |
Я понял |
У меня получилось |
Мне интересно |
Моё настроение |
1. |
Начало урока |
|
|
|
|
2. |
Проверка д/з |
|
|
|
|
3. |
Словарная работа |
|
|
|
|
4. |
Орфографический практикум |
|
|
|
|
5. |
Актуализация знаний |
|
|
|
|
6. |
Постановка цели урока |
|
|
|
|
7. |
Знакомство со словарём |
|
|
|
|
8. |
Составление таблицы-опоры |
|
|
|
|
9. |
Физминутка |
|
|
|
|
10. |
Упр. 282 |
|
|
|
|
11. |
Упр. 283 |
|
|
|
|
12. |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
13. |
Итог урока Рефлексия |
|
|
|
|
14. |
Домашнее задание |
|
|
|
|
Приложение 2
Упражнение
Поехали! Всё чаще стучат колёса. Вот уже мелькают дома, деревья, деревни, сёла. Мчатся навстречу пассажирские поезда. Осторожно везут свои грузы товарные составы. На их платформах автомобили, брёвна, уголь, нефть, зерно.
Приложение 3
Орфографический практикум (подготовка к ВПР)
Задание базового уровня
Запиши слова в четыре столбика в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма.
Слова: домик, мыши, река, (у) рощи, поплыл, дворник, наденут, глазной.
Приставка |
Корень |
Суффикс |
Окончание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание повышенного уровня
Запиши слова в четыре столбика в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма. Дополни каждый столбик таблицы одним своим примером.
Слова: зонтик, (о) ночи, полевой, (по) домам, (в) доме, полёты, ключик, побелеть.
Приставка |
Корень |
Суффикс |
Окончание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
Создание проблемной ситуации
Задание: заполнить таблицу:
Н. ф. |
Род |
Склонение |
Именительный падеж множ. число |
Родительный падеж множ. число |
Парта |
|
|
|
|
Город |
|
|
|
|
Солдат |
|
|
|
|
Место |
|
|
|
|
Приложение 5
Таблица-опора
Родительный падеж множественного числа
1 склонение |
2 склонение |
|
Ср. р. |
М. р. |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 6
Самостоятельная работа
Карточка 1 Записать слова в родительном падеже множественного числа
Апельсин – ботинок – валенок – варежка – гараж – календарь – килограмм
|
Карточка 1 Записать слова в родительном падеже множественного числа
Апельсин – ботинок – валенок – варежка – гараж – календарь – килограмм –
|
Карточка 2 Записать слова в родительном падеже множественного числа
Карман – картина – кастрюля – килограмм – автомобиль – сапог – помидор – медведь – ягода – огурец – яблоко – цыплёнок –
|
Карточка 2 Записать слова в родительном падеже множественного числа
Карман – картина – кастрюля – килограмм – автомобиль – сапог – помидор – медведь – ягода – огурец – яблоко – цыплёнок –
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.