Предмет: Родной русский язык Тема «История в слове: наименования предметов, традиционной русской одежды»
Оценка 5

Предмет: Родной русский язык Тема «История в слове: наименования предметов, традиционной русской одежды»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл—5 кл
11.06.2023
Предмет: Родной русский язык Тема «История в слове: наименования предметов, традиционной русской одежды»
Технологическая карта . Предмет: Родной русский язык Тема «История в слове: наименования предметов, традиционной русской одежды»
конспект.docx

 

Предмет: Родной русский язык Тема «История в слове: наименования предметов, традиционной русской одежды»

Класс: 5 класс

Тип урока: Изучение нового

 

Технологическая карта

Тема

История в слове: наименования предметов, традиционной русской одежды

 

Цели

 

 

Задачи

Создать условия для ознакомления с историей одежды, с разнообразием современной моды через включение учащихся в технологию проектной деятельности

 

Образовательные:

Способствовать формированию представлений об истории одежды, о разнообразии современной моды (деловая, спортивная, рабочая, домашняя).

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

Способствовать формированию чувства любви к своей родине.

Способствовать формированию УУД:

- Личностные: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

                             осознание ответственности ученика за общее благополучие класса.

-Регулятивные УУД:  принимать и сохранять заданную учебную цель;

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

действовать по заданному плану;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно принимать оценку взрослого;

контролировать свои действия и действия партнёра во время взаимодействия со                  взрослыми и сверстниками

- Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества;

учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; слушать и слышать собеседника.

 

- Познавательные УУД:

общеучебные – осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению новым знаниям;

строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;     

логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного опыта), обобщение полученных знаний.

 

Планируемый результат

Предметные:

Научится: различать типы одежды в зависимости от её назначения. Познакомятся с историей одежды русского костюма.

Получат возможность: выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре и группе используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия, работать по заданному плану.

Познавательные: общеучебные – сознательное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, когда появилась одежда; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, собственного жизненного опыта)

Коммуникативные: ставить вопросы, строить понятные для партнёра высказывания

Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; эстетические потребности, ценности и чувства формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

 

 

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Ноутбук.

- Презентация к уроку, проектор, экран.

- Технологические карты «Мужской и женский народный русский костюм», карточки.

 

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах.

 

 Модель урока

 

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

I.

Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;

Проверяет готовность к уроку. Создаёт эмоционально – психологический настрой на урок.

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что наш урок принесёт вам радость общения друг с другом. Каждый урок несёт нам частичку знаний.

- Вот и сегодня вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов.

Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.

 

- Мы умные, мы дружные.

Мы внимательные, мы старательные.

Мы в 5 классе учимся

И всё у нас получится!

Р(контроль)

Л(нравств. аспект поведения)

II.

Актуализация знаний.

Цели:

- актуализировать знания учащихся об одежде;

- способствовать возникновению понимания учащимися недостаточности знаний в этой области.

Выявляет субъективный опыт детей по теме урока.

 

Читает стихотворение «Вот какой рассеянный»

- Сейчас прозвучали слова, которые можно объединить в одну группу. Какие это слова?

Работа по карточкам (на них написана различная одежда)

- Попробуйте предположить, какая будет тема у нас на уроке.

- Ребята, а что не умел делать Человек Рассеянный?

- А вы такие же рассеянные или хорошо разбираетесь в одежде? Всё ли вы о ней знаете?..???

На Руси климат тоже был не жаркий – долгая зима и прохладное лето-, жил другой народ со своими обычаями и традициями. Поэтому одежда жителей Древней Руси была совсем другой. А какой она была – об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке, его тема: “Как одевались на Руси”. На уроке мы узнаем, как менялся костюм в разные века. Посмотрим, какую роль в жизни русского человека играла одежда.

Активно включаются в познавательную деятельность, используя имеющиеся знания. Анализируют, сравнивают, делают выводы.

Слушают

 

 

 

Работают по инструкции учителя. Выдвигают предположение темы урока.

 

 

 

- Сегодня мы будем говорить об одежде.

 

- Он не мог правильно подобрать одежду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р(целепол-ие,

прогноз-ие)

 

 

 

 

 

 

Р(оценка и контроль)

III.

Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Создаёт условия для определения темы урока.

- Видите, не на все вопросы у нас ответ «да». Значит, не всё знаем. Поэтому сегодня на уроке мы попробуем во всём разобраться и ответить на эти вопросы. А главный из них – какая была одежда на Руси?»

Это и есть тема урока.

- А какие задачи мы поставим перед собой?

Раньше одежду хранили не в шкафу, а в сундуке. Это Сундук Идей. Сюда мы сложим все наши ответы на мой вопрос. Ответ начинайте со слов «Мы будем учиться…»

 

- И так, мы знаем, зачем должны действовать. Теперь покажем, как будем действовать.

Определяют тему урока, формулируют задачи.

 

 

 

 

 

Ставят задачи.

*- Будем учиться отвечать на вопросы об одежде.

*- Будем учиться анализировать и думать.

*- Будем учиться слушать и слышать.

*- Будем учиться дружно работать.

*- Будем учиться работать по плану.

*- Будем учиться оценивать себя и других.

*- Будем учиться уважать мнение других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р (целеп-ие)

IV.

Изучение нового

Цели:

- организовать работу для восприятия, усвоения и поиска информации на уроке;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкульминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создаёт условия для восприятия и усвоения информации. 

- Давайте попробуем предположить,

Что может одежда, как мы, говорить.

О чём бы она нам тогда рассказала?

Историй занятных, должно, быть, немало….

Про все времена и обычаи знает!

Пускай поскорее рассказ начинает.

 

Итак, начинаем рассказ об одежде.


1. “По одежке встречают…” Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, женат – ли, замужем – ли, богат, или беден.

 

Это позволяло сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.

 

2. А называли в древности русские одежду – “одёжа”. И главной одёжей была русская рубаха. Предки считали, что одежда -это оберег. (слово “Оберег” выноситься на доску) оберег – значит оберегает. От чего оберегает? От непогоды, укрывает от “сглаза”, от воздействия злых сил. Поэтому все уязвимые места человеческого тела были спрятаны: Древние рубахи обязательно были длинные – ниже колена, имели почти закрытый ворот, длинные рукава до запястий.

 

Рубахи носили все: девочки и мальчики, юноши и девочки, мужчины и женщины, богатые и бедные.

Упр.26 [1;29]

 

2. Мужская одежда Х в.

По ходу рассказа, учитель вывешивает рисунки на доску в определенном порядке.

Крестьянскую рубаху шили из холста. Носили её на выпуск и подпоясывались узким поясом или цветным шнуром. Была одновременно и верхней, и нижней одеждой.

Так как одежда была праздничная и будничная, то на рубаху в особых случаях надевали зарукавья (все подчеркнутые слова выноситься на доску) и съемные круглые воротники.

Знатные люди поверх нижней надевали еще одну, верхнюю, более богатую рубаху. Порты или штаны были неширокие, суженные книзу, завязывались на поясе шнуром.

Упр.30 [1;33]

 

 

3. Женская одежда крестьян.

Женщины тоже носили рубаху, но она была длинной, до ступней (как платье) с длинными рукавами. Ворот и низ рукавов украшали вышивкой. Рубашку шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом.

Поверх рубахи надевали понёву – юбку, состоящую из 3-х несшитых прямоугольных кусков ткани, укрепленных на ремешке. Понёва – означало кусок ткани, завеса. Она была короче рубахи, и спереди ее полы расходились. Ткань для понёв была пестрая, с клетчатым узором (по клеткам можно было угадать деревню, откуда приехала женщина).

Чем занимались крестьяне? Они работали, и во время работы можно было подвернуть углы понёвы и засунуть за пояс, чтобы не мешали движениям.

Верхней одеждой была запона – накладная одежда, несшитая по бокам. Запона была короче рубахи. Ее носили с поясом и скалывали внизу.

Упр.27 [1;31]

Упр.28 [1;32]

 

4. Обувь.

Какой была обувь у крестьян?

 

Из чего делали лапти? (Из бересты, из лыка)

 

Береста – верхний слой коры содранный с березы. Его разделяли на полоски и плели лапти. (Показ лаптей: из осины лапти светлые, из березы – желтые) Но брали кору не только березовую, но и липовую, и осиновую, и других деревьев. В разных местностях плели разными способами (с бортиком и без).

Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок или веревок. Одевались они не на голую ногу, а на онучи – длинные до двух метров куски ткани.

Рассказ во время одевания:

 

Онучи обматывались вокруг ноги определенным способом, покрывая низ штанов. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались буквально между делом. Но лапти не долго служили. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4, летом в поле – за 3 дня. Собираясь в дальний путь с собой в дорогу брали много запасных лаптей. Есть пословица: “В дорогу идти – пятеры лапти плести”.

 

А купцы и знатные люди носили сапоги.

 

 

 

И вот мы добрались до нашего времени, до современности. Расскажите в какой одежде мы ходим?

 

- Современная одежда очень разнообразна. Но всю её можно разделить на несколько групп или стилей.

Предлагает работу в парах для расширения знаний по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включаются в деятельность по восприятию, усвоению и поиску информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

*- а в современном мире можно определить по одежде человека. Национальность, место работы, климатические условия проживания человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют практическую работу.

Работа с технологическими картами (мужская одежда)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют практическую работу. Работа с технологическими картами (женская одежда)

 

 

 

 

 

 

Работа со словарем «Старые русские слова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют русский национальный костюм.

- Ответы детей.

 

 

Выступают учащиеся

 

– Женщины-крестьянки носили длинные рубахи, а поверх надевали юбку или сарафан. Сверху надевался передник, душегрея. В основном одежда была украшена вышивкой. У знатных людей сарафаны были из дорогих тканей. Их украшали драгоценными камнями, расшивали золотой нитью, отделывали мехом. Девушки вокруг головы повязывали ленту, а иногда носили венец, расшитый бусами жемчугом. Зимой они носили шапки, опушенные мехом. Взрослые женщины должны были всегда покрывать голову, прятать свои волосы. Ни дома, ни на людях не должны
были появляться без головного убора

 – Мужчины носили штаны и рубаху. Карманов в рубахе не было. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали поясом. Наши далекие предки считали, что одежда оберегает от злых духов. Рубахи носили девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины. Различались рубахи только своим покроем и украшением – вышивкой. Рубахи были повседневные и праздничные.

– Женщины зимой носили шубы, платки.

- Мужчины – овчинный тулуп, шапку.

– Обувь была различная: носили сапоги, но в основном лапти, которые плели из липовой коры – лыка. Лапти носили бедные люди.

Дети выполняют физкультминутку .

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

П (общеуч-е)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П (общеуч-е, логические)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П (общеуч-е, логические)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П (логические)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р (контроль, коррекция, оценка)

П (общеуч-е, логические)

Р (контроль, оценка, работа по плану)

К (взаимод-е со сверстника

ми)

V.

Закрепление  нового.

 

Закрепление изученного материала.

 

Вопросы детям:

 

1. Какое назначение имеет одежда Древней Руси?

 

Сохраняла от холода

 

Оберег – оберегала от темных сил

 

Украшала человека

 

Показывала его место в обществе

 

 

Назвать элементы русской народной одежды.

 

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

 

Самостоятельная работа.

Работа в парах

Самопроверка.

 

- Деловая, рабочая, спортивная, домашняя

 

 

 

 

 

 

П (логические)

К (взаимод-е)

Р (контроль, коррекция, оценка)

Л

VI.

Подведение итогов.

Цели: обобщить цель урока, помочь уч-ся сформулировать вывод.

Выполнить практическую работу раскрасить национальную русскую одежду (использовать шаблоны-рисунки).

 

Выставка детских работ.

 

Р (контроль и оценка)

VII.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Предлагает сопоставить задачи с уровнем своих достижений.

???????

Молодцы, ребята! Мне было очень приятно сегодня с вами взаимодействовать. Спасибо за работу!

 

 

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Р (контроль, самооценка)

 

Список литературы:

1. Родной русский язык. 5 класс: учеб.для общеобразоват. организаций/[Р.М. Александрова и др.]. - 3-е изд., стер. - М.: Просвещение, 2022. - 176 с. : ил.

2. Поурочные разработки по русскому родному языку. 5 класс : пособие для учителя / Н. В. Егорова. - 3-е изд. - М. : ВАКО, 2022

3. https://www.culture.ru/


Предмет: Родной русский язык Тема «

Предмет: Родной русский язык Тема «

Планируемый результат Предметные:

Планируемый результат Предметные:

I. Мотивация к учебной деятельности

I. Мотивация к учебной деятельности

Как одевались на Руси”. На уроке мы узнаем, как менялся костюм в разные века

Как одевались на Руси”. На уроке мы узнаем, как менялся костюм в разные века

Физкульминутка.

Физкульминутка.

Физкульминутка.

Физкульминутка.

Физкульминутка.

Физкульминутка.

Физкульминутка.

Физкульминутка.

Создаёт условия для восприятия и усвоения информации

Создаёт условия для восприятия и усвоения информации

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2023