Имя числительное
Оценка 4.7

Имя числительное

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика +1
6 кл
14.09.2018
Имя числительное
Цель урока: Знакомство с признаками имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении). Задачи урока: 1. Образовательная: Формировать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать числительные от других частей речи с числовым значением. 2. Развивающая: Развивать навыки работы по поиску закономерностей, связанных с употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным). 3. Воспитательная: Формировать интерес к изучаемому предмету, умение выслушивать чужое мнение, корректно высказывать свое.
Имя числительное.docx
Тема: Имя числительное как часть речи; Класс ­ 6;  Оборудование к уроку: ­ компьютер, ­ мультимедийный проектор, ­ учебная доска, ­ карточки, ­ учебник, ­ тетради, ­ мел, ­ шариковые ручки, Структура урока: 1. Организационный момент – 2 минуты. 2. Повторение пройденного материала – 10 минут. 3. Сообщение темы и цели урока – 3 минуты. 4. Новая тема – 15 минут. 5. Закрепление – 10 минут. 6. Итоги урока – 3 минуты. 7. Домашнее задание – 2 минуты. Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: Знакомство   с   признаками   имени   числительного   как   части   речи   (общее   значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении). Задачи урока: 1. Образовательная: Формировать   умение   находить   числительные   в   тексте,   различать   количественные   и порядковые числительные, отличать числительные от других частей речи с числовым значением. 2. Развивающая: Развивать   навыки   работы   по   поиску   закономерностей,   связанных   с   употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным). 3. Воспитательная: Формировать   интерес   к   изучаемому   предмету,   умение   выслушивать   чужое   мнение, корректно высказывать свое. Ход урока. 1. Оргмомент. (Пятнадцатое февраля.  Классная работа). 2. Новая тема. 1)Мобилизующий  этап. Учитель ­ Прочитайте пословицы: Два сапога – пара. Один с сошкой, а семеро с ложкой. Один горшок, а много ложек. Одного поля ягода. ­  Соедините   их  попарно  в  зависимости   от смысла.   Назовите   первую   пару   пословиц. Обоснуйте свой ответ. Ученики. Можно объединить пословицы: Два сапога – пара и Одного поля ягода. В них говорится о том, что бывают люди, очень   похожие   по   своим   качествам   и поведению ­ Напишите эти пословицы, подчеркните в словах орфограммы. Сапога, одного, ягода. ­   Назовите   вторую   пару   пословиц. Обоснуйте свой выбор. Можно   объединить   пословицы:  Один   с сошкой,   а   семеро   с   ложкой   и   Один горшок, а много ложек. В них говорится о   том,   что   работает   один,   а   едоков много. ­ Напишите эти пословицы, подчеркните в словах орфограммы. Сошкой, ложкой, горшок, ложек. ­   Определите,   слова   какой   части   речи имеются  в каждой пословице в одинаковом количестве. ­ Расскажите о ней все, что вам известно. В   каждой   пословице   есть   по   два существительных   (рассказ   об   имени существительном) – 1 ученик. 2)Формулирование темы и целей урока. Учитель. ­   Еще   раз   внимательно   прочитайте пословицы. Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа. Ученик. Два, одного, один, семеро. ­ Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к   которой   относятся   эти   слова,   учитывая, что   они   связаны   с   понятием   числа. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Часть   речи,   к   которой   относятся   эти слова, можно назвать имя числительное. Значит тема сегодняшнего урока – «Имя числительное как часть речи». ­ Запишем тему урока в тетрадях. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы. 1.Познакомиться   с   именем   числительным как…; 2.Учиться отличать имя числительное … . Цель нашего урока: 1.Познакомиться с именем числительным как частью речи; 2.Учиться   отличать   имя   числительное от других частей речи. 3)Изучение нового материала. Учитель. Ученики.  Десять   остальные   Устно   образуйте 1.Рассказ   учителя   о   происхождении числительных. ­ Сначала люди использовали для счета  только такие слова: один, два, три и  много.  Эта система счета напоминает  нам местоимения: я (один, первый, един), ты (второй, другой, не я), он (третий) и  мы (много).  Когда   же   возникала   необходимость   в более   точном   подсчете   (например, домашних   животных),   стали   считать   и десятками.  стало   главным словом:   числа   от   11   до   19   так   и  один   на   десяти   — образовались:   два   на   десяти   — одиннадцать, двенадцать  (запишите   оба   слова, обратите внимание на орфограмму).  ­ числительные. Идем далее. Два десятка — двадцать,  три десятка — тридцать (запишите).  Четыре десятка — ... Да, по законам  логики должно было бы получиться слово четыредцать или четыредесят. Но  такого числительного в русском языке  нет, а есть слово сорок. Откуда же оно  взялось? В Древней Руси этим словом  называли мешок, куда помещалось ровно  четыре десятка беличьих или соболиных  шкур — набор на одну шубу. Вскоре  мешок исчез, а словом сорок стали  называть любые предметы в количестве  четырех десятков.  образовалось   От  пять   десятков пятьдесят  (запишите,   подчеркните мягкий знак). От шесть десятков — ... (и так   до   80,   все   слова   запишите,   ь подчеркните,   корни   выделите).   И   вот опять нарушение закономерности. Вместо девятьдесят мы имеем девяносто. На Руси не было слова тысяча, а было  другое слово — тьма. Осталось оно  сейчас только в фразеологизмах.  Можете ли вы их вспомнить? (Людей  тьма­тьмущая, тьма народу.) Запишите их. У   слова  миллион  интересная   история. Один на десяти — одиннадцать,  два на десяти — двенадцать Два десятка — двадцать, три десятка — тридцать. Пять десятков ­  пятьдесят, Шесть десятков – шестьдесят, Семь десятков – семьдесят, Восемь десятков – восемьдесят. Людей тьма­тьмущая, тьма народу. Говорят,   когда   всемирно   известный путешественник   Марко   Поло   увидел несметные   богатства   Китая,   он   так выразил   свое   удивление:   «Миллион!». Дословно,   если   перевести   на   русский язык   все   итальянские   морфемы, получится  тысячища.  Смех   смехом,   а мир,   таким   образом,   получил   новое числительное, которое обозначает тысячу тысяч.   свойства 2.Грамматические числительных. ­   А   теперь   поговорим   об   особенностях этой части речи.  Рассмотрим слова один,  пять, миллион. (Запишите) Слово  один  имеет формы рода (один – одна – одно), а слова   пять  и  миллион ­этих форм не имеют. (Запишите) Слова  один,   миллион  имеют   формы числа   (один   –   одни,   миллион   – миллионы), а слово  пять  по числам не изменяется. (Запишите). Но самое главное различие между ними заключается   в   их   поведении   при склонении. ­   Давайте   просклоняем   словосочетание один дом.  (Ученик у доски).  (Запись в тетради). Слово один склоняется точно так же, как любое   прилагательное:   во   всех   падежах его окончания выражают грамматическую зависимость от существительного.  ­ А теперь  просклоняем  словосочетание  (Ученик   у   доски, миллион   домов. остальные в тетрадях). Слово  миллион  во   всех   падежах   ведет себя как существительное: оно способно «командовать» другим существительным. ­   Обратите   внимание,   как   ведет   себя слово пять. А у слова пять поведение совсем особое. В именительном и винительном падежах оно,   как   существительное,   командует другими существительными (запишите). Один, пять, миллион. один – м.р.,  одна –  ж.р., одно – ср. р. Один – ед.ч., одни – мн.ч. Миллион – ед.ч., миллионы – мн.ч. И.п. один дом. Р.п. одного дома. Д.п. одному дому. В.п. один дом. Т.п. одним домом. П.п. об одном доме. И.п. миллион домов. Р.п. миллиона домов. Д.п. миллиону домов. В.п. миллион домов. Т.п. миллионом домов. П.п. о миллионе домов. И.п. стоят пять домов. В.п. построили пять домов. Зато   в   остальных   падежах   оно   само подчиняется существительному, согласуясь   с   ним   точно   так   же,   как прилагательное (запишите).   ­   А   теперь   сделайте   вывод   об особенностях числительного. 3.Разряды по значению. ­   Ну,   и   еще   одна   особенность   имени числительного. ­ Прочитайте первое предложение.  1.Три книги стоят на полке. (Запишите его) Назовите   выделенное   имя   числительное. Задайте к нему вопрос. Скажите, что оно обозначает. ­ 2.Два да три – пять. (запишите его) Проделайте такую же работу со вторым предложением. ­   Теперь   поработаем   с   третьим предложением. 3Петя   прочитал   на   страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение. (Запишите его) ­   На   основании   наших   наблюдений сделайте   вывод:   что   обозначает   имя числительное   и   на   какие   вопросы отвечает?   количественные ­Запишем алгоритм. Сколько?   числительные. Какой? – порядковые числительные. Почему они так называются? – 4.Физкультминутка. Мы – веселые мартышки! Мы играем громко слишком. Всё в ладоши хлопаем, Р.п. около пяти домов. Д.п. к пяти домам. Т.п. за пятью домами. П.п. в пяти домах. По грамматическим свойствам эти слова не относятся   ни   к   существительным,   ни   к прилагательным, а образуют особую часть речи – числительное. В предложении  Три книги стоят на полке числительное  три  отвечает   на   вопрос сколько?  Оно   обозначает   количество предметов. Во втором предложении числительные  два, три, пять.  Они   отвечают   на   вопрос  сколько?    И обозначают числа.  Петя   прочитал   на В   предложении страницах журнала первую басню, второй рассказ,   третье   стихотворение  имена числительные  первую, второй, третье. Они отвечают на вопросы какую? какой? какое? и обозначают порядок предметов при счете. Имя   числительное   –   это   часть   речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете. Имена числительные   отвечают   на   вопросы сколько, какой, какая, какое? Сколько? – количественные числительные. Какой? – порядковые числительные. Все ногами топаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Пальчик поднесем к виску, Дружно прыгнем к потолку. Три шага налево,  Три шага направо, Шаг вперед, один назад.  И четыре –прямо. ­ Какие числительные вам запомнились? ­ Определите их разряд.   предложения 5.Синтаксическая функция. А   теперь   давайте   посмотрим,   какими членами являются числительные.   Подчеркните   в   этих предложениях имя числительное как член предложения. ­   Сделайте   вывод.   Чем   могут   являться имена числительные в предложении.   6.Отличие   числительных   от   других частей речи. ­   Числовое   значение   могут   иметь   не только числительные, но и другие части речи – существительные, прилагательные, наречия,   глаголы.   Основным   отличием числительных   от   других   частей   речи является   то,   что   числительные   можно записать   цифрами   и   словами,   а   другие части   речи   –   только   словами.   Чтобы научиться   их   отличать   друг   от   друга, выполним   упражнение.   Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте записи под   ней.   Сформулируйте   задание. Самостоятельно в тетрадях Три, один, четыре. Количественные. 1.Три книги стоят на полке. 2.Два да три – пять. 3Петя   прочитал   на   страницах   журнала первую   басню,   второй   рассказ,   третье стихотворение. Имена числительные могут быть разными членами предложения. Слова,   написанные   под   таблицей,   надо разделить по частям речи. Имя числительно е. Имя существительное . Имя прилагательное . Наречи е   Четвероклассник, четырехлетнее (обучение), четверо (братьев), четвероногий (друг), четыре (дерева), тройня, четвертый (час), четырежды, семимильными (шагами), (пришли) семилетка, семиклассник, семерка, семь (бед), седьмой (год), семеро (детей). всемером, 3.Закрепление. Учитель.   Что   осталось ­ Работа с учебником. Страницы   138­140. непонятным. Выполним упражнение 345  на с 139. ­   Спишите,   числительного. ­ Подчеркните выделенные слова как члены предложения. определите   разряд   4.Итоги урока. Учитель ­ Вспомните цель урока. Скажите, над чем мы работали сегодня? ­   Расскажите   правило   об   именах числительных. 5.Домашнее задание: $59 , упр.  346. Ученики. Читают. Работа с доской (по очереди). Входят   семь   (к.)   богатырей,   семь   (к) румяных   усачей.   С   первого   (п)   щелка прыгнул   поп   до   потолка:   со   второго   (п) щелка лишился поп языка, а с третьего (п) щелка   вышибло   ум   у   старика.   Три   (к) девицы под окном пряли поздно вечерком. В третий (п) раз закинул он невод, пришел невод   с   одной   (к)   рыбкой.   Три   (к)   – нечетное число. Семь (к) и четыре (к) – одиннадцать (к) Ученики. познакомились Сегодня   мы   с числительным и учились их отличать от других частей речи. Ответы учеников.

Имя числительное

Имя числительное

Имя числительное

Имя числительное

Имя числительное

Имя числительное

Имя числительное

Имя числительное

Имя числительное

Имя числительное

Имя числительное

Имя числительное

Имя числительное

Имя числительное
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2018