Имя существительное
Оценка 5

Имя существительное

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
27.02.2017
Имя существительное
1. Организация начала урока. Здравствуйте, ребята, садитесь. У нас урок русского языка. Сегодня мы будем продолжать вспоминать материал, изученный в начальных классах. Нам сегодня нужно постараться и плодотворно поработать, многое успеть выполнить на уроке. А тему урока вы узнаете, отгадав загадку. Послушайте. Не дерево, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а разговаривает. Что это? (книга) Правильно, это книга, друг человека, с ней нужно бережно обращаться. А давайте определим, к какой части речи относится слово книга. (Это имя существительное)Имя существительное.
Конспект урока русского языка в 5 классе.doc
Конспект урока русского языка в 5 классе. Автор: Фарисеева Т.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Паутовская СОШ» СП «Новоивановская ООШ» Тема. Имя существительное. ТДЦ: закрепить знания учащихся об имени существительном, развивая умения находить слова данной части речи среди других слов, определять склонение и падеж имён существительных, воспитывая чувство патриотизма, самостоятельности. Оборудование: учебники, тетради, авторучки, карандаши, карточки с заданиями. 1. 2. Организация начала урока. Здравствуйте, ребята, Ход урока. садитесь. У нас урок русского языка. Сегодня мы будем продолжать вспоминать материал, изученный в начальных классах. Нам сегодня нужно постараться и плодотворно поработать, многое успеть выполнить на уроке. А тему урока вы узнаете, отгадав загадку. Послушайте. Не дерево, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а разговаривает. Что это? (книга) Правильно, это книга, друг человека, с ней нужно бережно обращаться. А давайте определим, к какой части речи относится слово книга. (Это имя существительное) изученного материала. А как вы определили? Какие вопросы задали? Значит, тема сегодняшнего урока какая? (Имя существительное). А как вы думаете, чем конкретно мы будем зани- маться на уроке? Верно. Сегодня мы будем вспоминать склонение имён существительных, определять падеж, число, род, находить имена существительные среди других частей речи. Закрепление ранее А сейчас обратите внимание на доску, где написан отрывок из стихотворения. Прочитайте его про себя, а затем желающий прочтёт его вслух выразительно. Мы пишем слово «Родина» в тетради, Берём его из сердца своего, И буквы, как солдаты на параде, Должны равняться только на него! Читаем вслух. Хорошо. А какая страна является нашей Родиной? Правильно, это Работа в тетради Россия. И мы должны любить свою Родину, гордиться тем, что живём в великой стране. Запишите в тетрадях дату, классную работу. Ребята, давайте с красной строки запишем слова страна, Родина, Россия. К какой части речи относятся данные слова. Как вы определили? Правильно, молодцы. А сейчас проверим, что ещё вы знаете об имени существительном. Уже знакомая «Пометки на полях» вам работа «Пометки на полях». Я раздала вам карточки, вам нужно знаком + отметить новую информацию,V – знакомую информацию, - информацию, которая идёт вразрез с вашим мнением, и ?, если информация вам непонятна. Читаем внимательно и на листочках отмечаем знаками. Работайте. Итак, давайте проверим. Какие знаки вы поставили и почему? Молодцы. А сейчас запишем под диктовку. С красной строки записываем через запятую. Во время письма следите за своей осанкой. Приготовились, пишем. Запись под диктовку Стол, парта, велосипед, новый, бежать, родной, русский, книга. Среди данных слов найдите имена существительные и подпишите над ними сокращённо сущ. .Внимательно выполняйте работу. Самостоятельная работа. Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями, возьмите в руки карандаши и Взаимопроверка проверьте, как выполнил это задание ваш товарищ, ошибки зачёркиваем карандашом. Анализ работ. Давайте дадим определение имени существительному. А сейчас – отдохнём. 3.Физминутка. Физминутка. 4.Закрепление ранее Отдохнули и теперь с новыми силами изученного материала начнём работать. Вспомним, сколько склонений у имён существительных? Рассмотрим таблицу в учебнике на странице 38 параграф 20. Какие имена существительные относятся к 1 склонению?, какие ко 2, а какие к 3 ? Скажите, какое время года сейчас? Правильно, а сколько всего времён года? Запишите в тетрадь через запятую слова осень, зима, весна, лето. Определите склонение данных имён существительных. Приведите по одному примеру к каждому склонению. Проверим. Молодцы. А теперь переходим к следующему вопросу. Сколько падежей в русском языке? На какие вопросы они отвечают. Один человек выходит к доске, записывает падеж и его вопросы, остальные делают работу в тетради. Хорошо. Обратите внимание на доску. Вам нужно правильно соотнести имя существительное и падеж. Прекрасный вечер И.п Красивую сумку Р.п. Дорогой маме Д.п. Первого урока В.п. О весёлом празднике Т.п. Моим товарищем П.п. Хорошо. А теперь вспомним, какого рода могут быть имена существительные, в каком числе? Я вам раздаю карточки. Нужно выписать имена существительные, определить их род, падеж и число. Самостоятельно. Проверка. Выполните упражнение 89, выпишите имена существительные, определите их род и число. Во время письма следите за своей осанкой. Приступайте к работе. Сейчас выполните задание на карточках, выпишите имена существительные из данных слов. Самостоятельная работа. Я соберу тетради, проверю правильность выполнения упражнения и задания карточек. А теперь подведём итог. Какую часть речи вспоминали? Чем конкретно занимались на уроке? Я предлагаю вам написать стихотворение – синквейн. 5. Итог урока На 1 строке пишем как заглавие, тему. Какую часть речи вспоминали? Значит 1 строка- имя существительное. На 2 строчке мы должны написать 2 прилагательных, характеризующих имя существительное. Например, какие? Хорошо, можно склоняемое (по падежам), изменяемое (по числам и родам), одушевлённое и неодушевлённое и т.д. На 3 строке пишем три глагола, относящиеся к имени существительному. Обозначает, склоняется, изменяется. На 4 строчке можно написать целую фразу. Что вы можете сказать об имени существительном? Имя существительное – это часть речи. Хорошо. Посмотрим, какое стихотворение получилось. Откройте дневники, запишите домашнее задание: параграф 6. Домашнее задание 20, упр. 91. Сейчас оцените свою работу. Что бы вы поставили себе и почему? 7. Оценивание Хорошо. А я вам поставлю..., потому что…. Урок окончен. Можете идти. 4566454545464564564654646466 МАОУ «Гимназия имени Н.В. Пушкова» Ильина Людмила Михайловна (skait) учитель русского языка и литературы МАОУ "Гимназия имени Н.В. Пушкова" Открытый урок русского языка в 6 классе «Определение спряжения глаголов с безударными личными на тему: окончаниями» 1. 1. Цель: познакомить учащихся с определением спряжения глаголов по инфинитиву; применять алгоритм определения спряжения глаголов; повторить орфограммы в глаголе –тся (ться),ь во 2-м лице ед.ч. Ход урока Оргмомент. запишите отрывок из сказки (назвать автора, сказку), поставьте в Открываем тетради, записываем число, Классная работа. Конспекты в рабочем состоянии (открыты!) глаголах ударение, определить спряжение, лицо, число глаголов с ударным окончанием: Пристают Князь Гвидон зовет (3 л.,ед.ч.) их в гости, Их он кормит и поит (3 л., ед.ч.) И ответ держать велит. (3 л. ед.ч.)(знаки препинания) (3 л.,мн.ч.) к заставе части; Определение спряжения глаголов с безударными личными Учитель: кака вы определяли спряжение этих глаголов? В е (ё) – 1 спр. (ут-ют) В и – II спр. (ат-ят) II.Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с 1-м способом определения спряжения глаголов. Каким? (по ударному окончанию). Откройте в конспекте словарик и запишите глаголы, в которых надо запомнить ударение. Облегчит, углубит, упростит – пишу на доске К каклму спряжению они относятся? (ко II спр., т.к. и- ударный) Учитель У какого глагола мы не определили спряжение по 1-ому способу? (кормит) Почему? (У него безударное окончание) -Кто назовет тему сегодняшнего урока? Запись темы! окончаниями. Учитель: Как же мы должны определять спряжение у этих глаголов? Вспомним, какие глаголы относятся ко II спряжению? (Читаем таблицу). В определении спряжения с безударными личными окончаниями нам поможет 2-й способ? Назовите его. (Определение спряжения по инфинитиву). Учитель: Для того, чтобы хорошо владеть этим способом, нам необходимо знать алгоритм (это последовательность действий) определения спряжения. Он у вас на столах! Давайте познакомимся с ним. Прочитаем, в какой последовательности надо действовать, чтобы определить спряжение глагола с безударным линым окончанием. (читаем!) Вернемся к записанному отрывку, найдем глагол с безударным окончанием и, пользуясь алгоритмом, определим его спряжение. (кормит- инф.кормить II). Учитель: Е ще раз обратите внимание на глаголы II спряжения, на исключения,. Однокоренные глаголы, образованные от этих глаголов – исключений, тоже являются исключениями: – удержать – II спр. Держать Видеть - предвидеть – II спр. Стелить - постелить –I спр. А) Без углов дом не строится(II), без пословицы речь1 не молвится.1 Б) Пословица век не сломится.(II) В) Друга на деньги не купишь.(II) Объясните, как вы понимаете эту пословицу. Обратите внимание еще раз на глаголы. Строится [цъ], молвится [цъ], сломится [цъ]. В чем различие написания и произношения этих глаголов? Кто помнит, как называется такой фонетический процесс? (уподобление или ассимиляция) Учитель: Затранскрибируйте слова молвится, пословицы. [молв’ицъ] [п/\слов’ицъ] Учитель: Откройте учебники на стр. 268, упр. 680. Прочитайте задание. Образец (1-ое слово) у доски (можно все) -О чем надо помнить при образовании форм глагола? (во всех формах сохраняется один вид)- 2 пары. 3) Допишите окончания глаголов во 2-м лице ед.ч. Определите спряжение у глагола с безударным окончанием Запишите пословицы, определите спряжение по алгоритму: 2. 1. 2. 3. Помните орфограмму в этих глаголах. Какую? (ь после шипящих) Объясните пунктограмму в первом предложении (Обращение) Солнце, солнце, Ты уход…! Ты побыть у нас не хоч… В море синее нырне…, Как потом тебя верне…? Отвечает солнце: -Ладно! Утром жди меня обратно! Утром влезу на забор- На забор из синих гор… (Э.Мошковская) Вывод!!! Итак!!! 1) Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? (как определить спряжение у глаголов с безударным личным окончанием). 2)Что в первую очередь надо сделать, когда перед нами глагол, у которого следует определить спряжение? (поставить ударение! Если окончание ударное, то с гласной Е,Ё – 1 спр., с гласной И – 2 спр.) А если окончание безударное, действуем по алгоритму. III. Домашнее задание последовательности, какая дана в таблице. Выучит таблицу спряжения глаголов (глаголы-исключения)в в той Учить алгоритм Работа с текстом IV. Итог урока (оценки) Приложение 1 Прочитайте, спишите, поставьте глаголы в форме 3 л., ед ч. Наст. Вр., определите спряжение Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце…3 (блистать), И воробей своим крылом, В песке купаясь, (трепетать), А уж от неба до земли, Качаясь(1), …(двигаться) завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом …(тянуть), И что-то к саду подошло, По свежим листьям … (барабанить)4. А.А. Фет Приложение 2 Алгоритм определения спряжения глагола Домашнее задание Весенний дождь 1. 2. 3. Ставим глагол в инфинитив. Смотрим, на что он оканчивается. Если на –ИТЬ и не входит в 4 глагола-исключения (брить, стелить, зыбиться, зиждиться), значит, он II спр. – пишу И 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. Если оканчивается на –АТЬ и входит в 4 глагола- исключения (гнать, держать, слышать, дышать), значит он II спр. – пишу И Если оканчивается на –АТЬ и не входит в 4 глагола- исключения, значит, он I спр. – пишу Е Если оканчивается на –ЕТЬ и входит в 7 глаголов- исключений (смотерть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть), значит, на II спр.- пишу И Если оканчивается на –ЕТЬ и не входит в 7 глаголов- исключений , значит, он I спр.-пишу Е Во всех остальных случаях глаголы I спр. – пишу Е Приложение 3 Личные окончания глаголов Спряжение глаголов II спряжение I спряжение Все глаголы на –ИТЬ, кроме Брить, стелить, зыбится, зиждется Все остальные ЗАПОМНИТЬ!!! Все эти глаголы оканчиваются на ЯТЬ: Сеять, веять и лелеять Кашлять, лаять, таять, Каяться, реять, блеять и Затеять, чуять, чаять и Надеяться. А еще баять, хаять, маяться 2. 7 глаголов на –ЕТЬ: Смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть 3. 4 глагола на –АТЬ гнать, держать, слышать, дышать лицо Ед.число Мн.число лицо Ед.число Мн.число 1 л Я -у(-ю) Мы -им 1 л Я -у(-ю) мы -ем 2 л Ты -ишь Вы -ите 2 л Ты -ешь Вы -ете 3 л Он Она -ит оно Они -ат( -ят) 3 л Он Она -ет оно Они -ут( -ют) В окончаниях гласная -И- В окончаниях гласная -Е- Львова Лариса Николаевна Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 3 Левокумского района Ставропольского края Открытый урок в 6 классе Тема: «Имя числительное как часть речи» Программа: «Русский язык» под редакцией М.Т.Баранова Учебник: «Русский язык 6 класс» авторы: М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян и др. Образовательные технологии: индивидуально- ориентированное обучение, ИКТ Цели: речи; научить отличать имя числительное от других частей речи; познакомить учащихся с именем числительным как частью  совершенствовать понимающие и общеучебные умения; развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность учащихся; воспитывать экологически грамотное отношение к своему здоровью. Методы: проблемный, частично-поисковый Оборудование урока: использование ИКТ, раздаточный дидактический материал (Урок с презентацией, каждый этап урока сопровождается слайдами) Организационный момент Ход урока   1. Здравствуйте! Сегодня я в вашем классе проведу открытый урок. Зовут меня Лариса Николаевна. Я надеюсь, мы найдём с вами взаимопонимание, и урок пройдёт успешно, с пользой для вас. Эпиграфом к уроку станут слова немецкого философа Артура Шопенгауэра: «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья». Эти слова я выбрала не случайно. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – это проблема государственного масштаба. Каждый человек должен находиться в гармонии с собой и окружающим миром, а поэтому мы должны экологически грамотно относиться к своему здоровью. Изучаемую тему мы рассмотрим на материале, посвящённом ЗОЖ. Для начала давайте постараемся в течение всего урока следить за своей осанкой. 2. Актуализация знаний учащихся А тему урока вы определите сами. Для этого выполним следующее задание. - Прочитайте пословицы, проверьте, все ли слова пословиц вам понятны. Объясните в парах смысл каждой из них и на класс представьте своё понимание. (я читаю) 1) Здоровье за сто рублей не купишь. 2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую. 3) Лук семь недугов лечит. ( ребята объясняют значение пословиц) 3. Определение темы и целей урока - Ещё раз внимательно прочитайте пословицы. Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа. (Сто, первой, семь) - Подумайте, к какой части речи относятся эти слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имя числительное)    - Правильно, ребята. Тема сегодняшнего урока «Имя Будете совершенствовать понимающие и общеучебные числительное как часть речи». Это первая тема в разделе «Имя числительное». На уроке вы познакомитесь с именем числительным как частью речи; научитесь отличать имя числительное от других частей речи; умения; развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность; а также, я постараюсь воспитать у вас экологически грамотное отношение к своему здоровью. - Запишите в тетрадях дату «Девятнадцатое января», «Классная работа» и тему урока «Имя числительное как часть речи» (дату записать заранее) 4. Работа над новым материалом - Давайте продолжим работу с пословицами. Запишите пословицы, объясните в них встретившиеся орфограммы. 1) Здоровье за сто рублей не купишь. 2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую. 3) Лук семь недугов лечит. - Какие из числительных обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? (сто, семь) - Обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой? (первой) Вывод: числительные, которые отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов или число – количественные, а числительные, которые отвечают на вопрос какой и обозначают порядок предметов при счёте – порядковые Имена числительные количественные порядковые - Имена числительные в предложении бывают разными членами предложения, а в сочетании с существительными являются одним членом предложения. Определите, каким членом предложения являются числительные в пословицах. 1) Здоровье за сто рублей не купишь. 2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую. 3) Лук семь недугов лечит. - Поработаем по учебнику( учебник стр. 139, чтение правила) - Какие дополнительные сведения вы получили из учебника? (изменяются по падежам) 5. Физминутка - Проверим вашу внимательность и укрепим здоровье зарядкой Если я назову существительное, вы хлопаете в ладоши, если прилагательное – прыжок, если глагол – руки в стороны, числительное – руки вверх. Спортсмен, гимнастический, пятый, гигиена, девять, состязаться, двадцать четвёртый, здоровый, закаляться. - Спасибо, садитесь. Какой темой были объединены почти все слова разминки? (ЗОЖ) 6. Тренировочные упражнения А) «Цифры говорят» (разграничение количественных и порядковых числительных) - А вы знаете, что цифры умеют говорить? - Прослушайте текст Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать процентов он зависит от наследственных факторов, двадцать – от окружающей среды, десять – от системы здравоохранения, а остальные пятьдесят – от самого человека. По данным исследований, каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй – регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни в первую очередь подразумевает отказ от вредных привычек. - А как вы считаете, что важно для поддержания здорового образа жизни? - Выпишите встретившиеся числительные в два столбика ( количественные и порядковые) 1 вариант 2 вариант количественные (сколько?) порядковые (какой?) сто третий двадцать второй двадцать десять первую пятьдесят Проверка! Б) Исследование в парах по рядам - Проведём небольшое исследование - Подберите к числительным однокоренные слова (1 глагол, 1 существительное, 1 прилагательное), сделайте вывод, какие ещё части речи могут иметь числовое значение? 1 ряд 2 ряд 3 ряд Два Три Пять Ответы: Два – удвоить, двойка, двойной, двоечник, удвоенная, двоится, двухэтажный. Три – тройка, троечник, утроить, тройной, троекратно, троится, трояк. Пять – пятак, пятёрка, пятачок, пятерной, пятнашки, пятиклассник. - Какие же части речи могут выражать числовое значение? - Существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами. - В этом мы сейчас потренируемся. В) Заполнение таблицы - Рассмотрите таблицу, прочитайте записи под ней, сформулируйте задание к упражнению? Имя числительное Имя существительное Имя прилагательное Наречие Четвероклассник, четырёхлетнее, четверо, четвероногий, четыре, четверня, четвёртый, четырежды. - Проверим выполненную работу. (сверяют) Имя числительное Имя существительное Имя прилагательное Наречие Четверо Четыре четвёртый Четвероклассник четверня Четырёхлетнее четвероногий четырежды 7. Самостоятельная работа (тест) - Тест предлагает вам 5 заданий, в каждом по 4 варианта ответов, вам необходимо обвести кружочком правильный ответ. 1. Укажите верное утверждение А) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счёте. Б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте. В) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте. Г) ) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. 2. Каким членом предложения может быть числительное? А) подлежащим и сказуемым Б) второстепенным членом предложения В) обстоятельством и дополнением Г) разным членом предложения 3. В каком предложении из произведений С. Маршака употреблено порядковое числительное? А) Да послышался вдали выстрел из двустволки. Б) Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день. В) Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз. Г) На столе он строит башни, строит город в пять минут. 4. Укажите строчку, в которой только количественные числительные. А) шестьсот, сорок два, три Б) второй, двадцать два, девять В) пятый, шестого, сороковой Г) сто, пятнадцать, пятидесятый 5. Укажите строчку, где записаны только числительные А) семилетний, шестиструнный, удвоить Б) первый, восемь, тридцать В) шестиклассник, пятеро, семёрка Г) десять, двадцать три, трижды - Произведём самопроверку, исправьте ошибки, если они есть, поставьте отметку: если ошибок нет – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3», если ошибок больше не ставьте себе ничего, вам нужно ещё потренироваться. 8. Творческая работа «Секреты здоровья» - Весь урок мы с вами говорили о том, что же необходимо, чтобы сохранить здоровье. Сейчас мы откроем секреты нашего здоровья. - Из данного списка выберите номера высказываний, которые относятся к правилам здорового образа жизни, и прочитайте их как порядковые числительные. 1. Соблюдение правил гигиены. 2. Неумеренный приём пищи. 3. Чтение при плохом освещении. 4. Разумное сочетание труда и отдыха. 5. Малоподвижный образ жизни. 6. Длительная работа на компьютере. 7. Правильное питание. 8. Занятия физкультурой и спортом. 9. Вредные привычки. 10. Гармония с собой и окружающим миром. Проверка: 1. Соблюдение правил гигиены. 2. Неумеренный приём пищи. 3. Чтение при плохом освещении. 4. Разумное сочетание труда и отдыха. 5. Малоподвижный образ жизни. 6. Длительная работа на компьютере. 7. Правильное питание. 8. Занятия физкультурой и спортом. 9. Вредные привычки. 10. Гармония с собой и окружающим миром. Первый, четвёртый, седьмой, восьмой, десятый. 9. Домашнее задание - Запишите домашнее задание 10. Итог урока Мы открыли пять секретов, Как здоровье сохранить. Выполняя все секреты, Без болезней будем жить. - На память о нашем уроке мне хотелось бы подарить вам эти секреты здоровья, пусть они висят на стене в вашем кабинете и напоминают о том, что «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно» (И.Брехман). Я желаю, чтобы вы все достигли этой вершины. А чтобы заботиться о здоровье вы начали уже сейчас, получайте в подарок эти замечательные фрукты – кладезь витаминов. Спасибо за урок

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное

Имя существительное
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017