Имя существительное как часть речи
Цель урока:
Контроль за степенью усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных по данному учебному материалу.
Задачи:
1. Образовательная.
Закрепить полученные умения и навыки в решении упражнений, работа с наглядным и дидактическим материалами, совершенствовать навыки чтения и письма, орфографической и пунктуационной зоркости.
2. Развивающая.
Обучать выделять в текстах, учебном материале главное.
Обеспечить развитие устной речи обучающихся (умение рассказать об имени существительном; умение доказать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; умение отличать
открытый урок Имя существительное как часть речи открытый урок.docx
Имя существительное как часть речи
Цель урока:
Контроль за степенью усвоения основных знаний, умений и навыков,
изученных и сформированных по данному учебному материалу.
Задачи:
1. Образовательная.
Закрепить полученные умения и навыки в решении упражнений, работа с
наглядным и дидактическим материалами, совершенствовать навыки чтения
и письма, орфографической и пунктуационной зоркости.
2. Развивающая.
Обучать выделять в текстах, учебном материале главное.
Обеспечить развитие устной речи обучающихся (умение рассказать об имени
существительном; умение доказать принадлежность слова к данной части
речи в форме самостоятельного рассуждения; умение отличать имя
существительное от других частей речи; умение определять
морфологические и грамматические признаки изучаемой части речи).
3. Воспитательная.
Осуществлять нравственное воспитание обучающихся, обеспечит в ходе
урока понимание слов: гуманизм, патриотизм, товарищество, этические
нормы поведения.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Вступительное слово учителя.
Зачитывается стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»:
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
- К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам,
вещам?
- Вспомните определение этой части речи
III. Работа с текстом. Текст записан на доске. Прочитать, вставить и объяснить
пропущенные буквы. Определить общее значение существительных в тексте.
Найти слова, которые не обозначают конкретных предметов, но отвечают на
вопрос Что? и имеют значение предметности.
Доброта.
Стираются лица и даты,
Но все ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда – то
Хоть чем – то согрели меня.
Согрели своей плащ – п…латкой,
Иль тихим шутливым сл…вцом,
Иль чаем на столик… шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идет Доброта по з…мле. И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле (Ю. Друнина)
IV. Мини – исследование «Существительное обозначает только предмет?»
1. Цель исследования - выяснить: существительное обозначает только
предмет?
Имя существительное сказало о себе так:
«Давно живу я в мире этом.
Даю названия предметам???»
2. Гипотеза
Предполагаем, что имя существительное обозначает не только предметы.
3. Ход исследования
а. Проанализировать определения имени существительного
б. Провести наблюдения в окружающем мире.
в. Обобщить полученные данные, сделать выводы, дать своё определение
имени существительного как части речи
4. Анализ определений имени существительного
а. Имя существительное — часть речи, обозначающая предмет и отвечающая
на вопрос «кто»/«что». Одна из основных лексических категорий; в
предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего
или дополнения (Определение из Википедии)
б. Существительное называет предметы в широком смысле слова; это –
названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка,
юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых
существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука;
бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль,
беседа, каникулы, печаль, страх), а также качеств, свойств, действий,
состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).
(Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя)
5. Вывод: В словаре Д.Э. Розенталя более точное определение, чем в учебнике
и в Интернете.
6. Ответить на вопросы, привести примеры
а. Существительные могут обозначать людей и животных?
б. Существительные могут обозначать географические названия?
в. Существительные могут обозначать явления природы?
г. Существительные могут обозначать события?
д. Существительные могут обозначать качества человека?
е. Существительные могут обозначать предмет действия?
ж. Существительные могут обозначать состояние человека?
з. Существительные могут обозначать предмет признака?
7. Вывод: Существительное обозначает не только предмет.
Гипотеза подтвердилась. Имена существительные – не только предметы.
Существительные обозначают людей и животных,
географические названия (Москва),
явления природы (радуга, дождь),
события (праздник, война),
состояние человека (грусть, волнение),
качества человека (смелость, доброта),
предмет действия (бег, ходьба),
предмет признака (желтизна, красота) . V. Определи значение существительного. Упр № 441. Работа в парах. Найти в
упражнении существительные, обозначающие
1. Землю, ее недра, водную поверхность
2. Космические тела и явления
3. Растения
4. Животных
5. Явления природы
6. Вещества
7. Факты, события
VI. Обоснуй ответ. Распределительное письмо.
Упр. № 440 (записать слова в 3 столбика: 1 – сущ., 2 – прил., 3 – глагол).
При проверке слова из первого столбика сопровождаются комментарием.
Образец: слово бег обозначает действие, но отвечает на вопрос что? и имеет
следующие морфологические признаки: род (мужской), число (единственное),
падеж (именительный), изменяется по падежам (бег, бега, бегу и т. д.),
относится ко 2 склонению. По перечисленным признакам можно сделать
вывод, что это имя существительное, действие обозначено как предмет.
VII. Подбери имя, определи признаки. Коллективная работа
К названным нарицательным именам существительным подберите
собственные. Запишите в два столбика. Определи все признаки
существительного
Город, река, деревня, озеро, журнал, собака, поэт, кошка, писатель,
сказочник, книга, имя, фамилия, мультфильм, отчество, океан, государство,
газета, передача.
- Какие существительные относятся к нарицательным, а какие – к
собственным?
- Как они пишутся?
VIII. Подведение итога
Что нового вы узнали сегодня об имени существительном?
IX. Домашнее задание.
Составить рассказ из 7-10 предложений, используя существительные:
праздник, победа, память, подвиг, мужество, патриотизм
Патриотизм - Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу
Имя существительное как часть речи (3 класс)
Имя существительное как часть речи (3 класс)
Имя существительное как часть речи (3 класс)
Имя существительное как часть речи (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.