Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 «Непоседа» г.Ипатово Ставропольского края
Принято: Педагогическим советом Протокол №___ от «___»__________2021г.
Согласовано с родителями ______________________ ______________________ |
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ д/с №18 «Непоседа» г.Ипатово И.Н. Ромах_______________ «____»___________2021г. |
Индивидуальная адаптированная образовательная программа
для ребенка с задержкой психического развития
Фамилия, имя ребёнка: С.А.
Дата рождения: 20.04.2015г.
Возрастная группа: Подготовительная группа комбинированной направленности
Учебный год: 2021 – 2022 учебный год
Срок реализации: с 01.09.2021 по 31.05.2022г.
Заключение и рекомендации территориальной ПМПК (комиссии): Рекомендовано обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.
Специалисты по сопровождению: Учитель – логопед: Чернецкая Е.Ю..
Воспитатели: Рудяк Н.А.
СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Оглавление
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.. 3
1.1. Пояснительная записка. 3
1.2. Цель, задачи реализации Программы.. 4
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы. 4
1.4. Специфические образовательные потребности ребенка с ОВЗ: 5
1.5. Планируемые результаты освоения ребенком с задержка психического развития индивидуальной адаптированной образовательной программы развития. 5
1.6. Характеристика особенностей развития ребенка. 5
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.. 5
2.1. Задачи индивидуального развития ребенка-инвалида. 8
2.2. Содержание коррекционно – развивающей работы на 2019-2020 учебный год. 8
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.. 13
3.1. Мероприятия реализации рекомендаций ПМПК.. 14
3.2. Мониторинг развития ребенка. 15
3.3 Задачи сопровождения детей родителями в условиях семьи. 15
Список литературы.. 17
Приложение 1. 19
Приложение 2. 23
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для обучающегося с ОВЗ с задержкой психического развития МБДОУ д/с №18 «Непоседа» г.Ипатово (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466, пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661; на основе «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с задержкой психического развития»/ Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др., является программным документом, помогающим педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность.
Дошкольное образование осуществляется в соответствии с нормативно - правовыми документами, обязательными для выполнения в полном объеме, предназначена для реализации требований ФГОС ДО к условиям и результатам образования обучающихся начальной ступени образования
с международно-правовыми актами:
Конституцией РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями);
Конвенцией о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.);
с законами РФ
Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
с документами Правительства РФ
Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 10.08.2008г № 617 (с изменениями от 10.03.2009г).
Положение «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013г. №966
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.
Цель: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с особыми образовательными потребностями и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
В связи с этим коррекционная работа с особыми образовательными потребностями направлена на решение задач:
Задачи:
1. Определить особые образовательные потребности ребёнка с ОВЗ.
2. Создать условия, способствующие освоению детьми с ОВЗ основной общеобразовательной программы дошкольного образования и интеграции их в социум.
3. Осуществлять индивидуально ориентированную психолого - педагогическую помощь обучающемуся с особыми образовательными потребностями с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей развития, в соответствии с рекомендациями ПМПК.
4. Оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) обучающегося ребёнка с особыми образовательными потребностями по социальным, правовым и другим вопросам.
5. Сохранять и укреплять психофизическое здоровье ребенка посредством создания здоровьесберегающей среды, применения здоровьеформирующих технологий.
1. Принцип психолого - педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью определения структуры нарушения, выявления его индивидуально-психологических качеств.
2. Принцип учета возрастных границ.
3. Принцип реализации межпредметных связей при проектировании индивидуальной образовательной программы.
4. Принцип интегрированного подхода к отбору содержания индивидуальной образовательной программы
5. Принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц
6. Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала.
7. Принцип соблюдения линейности и концентричности при построении индивидуальной образовательной программы.
8. Принцип системного подхода к проектированию индивидуальных образовательных программ.
9. Принцип комплексного подхода к проектированию индивидуальной образовательной программы.
10. Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы на социализацию ребенка.
11. Принцип единства диагностики и коррекции.
· использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
· развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
· стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру;
· систематическая актуализация сформированных знаний и умений.
Результаты освоения ребенком с задержкой психического развития, которые созданы на основе ФГОС, оцениваются как итоговые на момент завершения дошкольного образования и предполагают достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
1. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
4. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
5. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
7. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, к бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
9. формирование готовности к переходу на следующую ступень обучения.
Предметные результаты включают освоенные ребенком знания и умения, специфичные для каждой области, готовность их применения.
Общие сведения:
- фамилия, имя, отчество ребенка:
- адрес регистрации по месту жительства (населенный пункт, улица, дом, квартира):
- сведения о родителях (законных представителях): папа –
- с кем проживает ребенок: с мамой и папой
Детализированная информация об условиях и результатах обучения ребенка в образовательной организации: - программа обучения основная образовательная /Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ д/с №18 «Непоседа» г.Ипатово - форма обучения (надомная, семейная и др.)- обучение в ДОУ
Уровень общего развития:
Основные представления о себе, о своей семье: Ребенок вступает в контакт, имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.
Моторное развитие: (равновесие, координация, владение ножницами, карандашом и др.): У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности.
Сформированность сенсорных эталонов - Сенсорные процессы сформированы частично: наблюдаются искажения в передаче формы целостного образа и его частей. С помощью педагога пересчитывает игрушки в пределах 10, основные цвета, геометрические формы, величину путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).
Ориентированность во времени и пространстве - Ориентация в пространственных и временных представлениях затруднена. Сформированность предметных представлений: предметы быта, растительный мир,животный мир, транспорт, профессии и др - ограничиваются знанием членов семьи, своего имени (отзывается на имя), элементарных предметов ближайшего окружения. Частично знает (выделяет) предметы по лексическим темам. Познавательные интересы и любознательность на низком уровне.
Счётная деятельность: (пересчёт предметов, в прямом порядке, в обратном порядке, выделение заданного количества, знание цифр, соотнесение числа с количеством, умение выполнять сложение и вычитание – в пределах 5 -10 - с опорой на наглядный счетный материал или без нее): математические представления не сформированы. С трудом считает до 10, и только с помощью педагога. Не соотносит количество предметов с числом.
Путает основные цвета и оттенки. Геометрические фигуры называет, но не соотносит форму предмета с геометрической фигурой. Не использует слова, характеризующие величину (широкий, высокий и др.).
Особенности обучаемости: насколько быстро усваивает новые понятия, навыки самоконтроля, использует/не использует помощь: направляющую, обучающую, прямую подсказку: Учебная мотивация не сформирована: работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, во время занятий на слова педагога не реагирует. Принимает направляющую помощь взрослого. Навыками самообслуживания и трудовыми навыками владеет слабо.
Любознательность, активность, познавательная мотивация: отсутствует.
Особенности ведущей деятельности: игровая
Оценка результатов продуктивной деятельности (творческих работ, их соотнесенность с возрастным и программным нормативом): Проявляет интерес к произведениям искусства, эмоционально откликается на красивое. При работе с кистью или карандашами испытывает затруднения, так как путает руки, часто не правильно держит. В рисунке не может передать изображение. Не соотносит предметы по величине, высоте, расположению, относительно друг друга. Продолжительное время рисует что-то своё.
Испытывает затруднения в работе с ножницами. При работе с клеем мажет намазать деталь, не соблюдая границ. На занятиях по лепке не может слепить предметы заданной формы.
Взаимоотношение обучающегося с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети: У Саши отмечается игра в одиночку, отсутствие интереса к другим детям. Игра монотонная, бросание и верчение предметов. В группе сверстников не всегда идет с ними на контакт. Александра нуждается в постоянном контроле со стороны педагога.
Отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное или неадекватное отношение, пр.):
В контакте с педагогом проявляет активность, помощь принимает. Способы деятельности: пробующие, примеривающие и хаотичные. Результат деятельности достигается только при совместных с взрослым действиях. Ребёнку требуется стимуляция со стороны взрослого, которая побуждает его к активности.
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления.
Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с задержкой психического развития, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Форма организации обучения – индивидуальная и подгрупповая. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 25-30 минут, подгрупповые занятия 30 минут.
· Обучать навыкам общепринятых норм и правил поведения в быту и общественных местах;
· Совершенствовать мелкую и крупную моторику, двигательные умения и навыки ребенка, формировать правильную осанку.
· Формировать представления ребенка о сенсорных эталонах;
· Учить владеть речью, как средством общения. Развивать пассивный и активный словарь ребенка, связную речь, формировать звуковую культуру речи, фонетико-фонематический слух;
· Формировать представление ребенка о своей семье.
· Формировать элементарные математические представления: учить определять форму предметов, называть их.
· Накапливать опыт ориентировки в пространстве.
· Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности: формировать умения и навыки рисования, лепки, выполнения аппликации.
2
В осуществлении индивидуальной адаптированной образовательной программы развития ребенка активную работу проводят воспитатель, педагог – психолог, учитель – логопед, музыкальный руководитель. Каждый из специалистов, осуществляет свою работу в рамках образовательного процесса.
Педагогическое сопровождение воспитателей
Цель: создание благоприятных условий для подготовки к жизни в современном обществе, для осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей развития ребёнка.
Задачи:
- формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
- формировать у ребёнка положительное отношение к художественному творчеству.
- развивать навыки общения со сверстниками, совместного выполнения действий в играх;
- формировать представления об окружающем мире;
- развивать моторику и зрительно-двигательную координацию.
Образовательная область |
Направление коррекционно-развивающей работы |
Форма организации работы. |
|
Социально- коммуникативное развитие |
- направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование эмоциональной готовности к совместной деятельности, отзывчивости, сопереживание, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. |
Рассматривание сюжетных картинок Наблюдение за действиями и отношениями сверстников и взрослых в д/с Нахождение и общего и отличного во внешнем виде людей Игры-имитации, хороводные, театрализованные, Выделение действий и поступков (забота о ком-то) Беседы о семье Объединение картинок по общему настроению героев Игры-имитации на отражение эмоций Пример взрослого Собирание общих «сокровищниц» (картинок, камешков, ракушек) |
|
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
Познавательное развитие |
- предполагает развитие интересов ребенка, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. |
Д/игры, развивающие, подвижные Игры - экспериментирования Игры с использованием д/ материалов Наблюдение Интегрированная деятельность (включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, игровую) Подбор и складывание разрезных картинок. |
|
Речевое развитие |
-включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
|
Рассматривание картинок и беседа по ним Сюжетные игры, распределение ролей Игры-драматизации «Колобок», «Теремок», «Репка» Составление рассказа на тему, предложенную ребенком Изобразительная деятельность Беседы о личных проблемах, близких людях, мультгероях и пр. Игры на развитие речевого дыхания, на развитие фонематического слуха Упражнения на укрепление мышц артикуляционного аппарата Игры с пальчиками на основе фольклорных произведений Образовательные ситуации Обучающие игры с использованием предметов и игрушек. Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм. |
|
|
|
||
|
|||
|
|||
Художественно –эстетическое развитие |
- предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, сопереживания персонажам художественных представлений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). |
|
|
|
Предполагаемый результат
· Может спокойно, не мешая другому ребенку играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности. Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве.
· Проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Начинает в мимике и жестах различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, эмоционально откликается на содержание прочитанного, сопереживают героям.
· Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
· Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями.
· Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
· Сформирована соответствующая возрасту координация движений. Проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.
· Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).
· Знает свое имя.
· Называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения их действия, яркие признаки внешнего вида.
· Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Ребенок испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого.
Психологическое сопровождение (педагог-психолог)
Направление работы |
Формы, методы |
Срок |
Индивидуальная коррекционо – развивающая деятельность по познавательному и эмоционально- волевому развитию. |
- пескотерапия; - арттерапия; - релаксация - игротерапия |
Сентябрь-Май
|
Психологическое обследование |
Диагностика развития (Е.А.Стребелева) |
3-4 неделя Сентябрь, Январь, Май. |
Сопровождение в рамках ПМПк |
Консультирование, диагностика. |
По графику ПМПк. |
Консультирование родителей |
Консультации по развитию, воспитанию с учетом индивидуальных особенностей ребенка. |
По запросу родителей |
Логопедическое сопровождение (учитель-логопед)
Направление работы |
Формы, методы |
Срок |
Консультирование родителей по вопросам развития речи |
Индивидуальные консультации по запросу родителей. Пропедевтика речевых нарушений. |
По запросу родителей |
Сопровождение в рамках ПМПк |
Консультирование, диагностика. |
По графику ПМПк. |
Диагностика уровня развития речи |
Диагностика уровня речевого развития (Е.А.Стребелева). |
Сентябрь, январь, май. |
Сопровождение музыкального руководителя.
Направления работы |
Формы и приёмы организации образовательного процесса |
Срок |
Развитие речи средствами музыкального восприятия, пения, игр |
Совместно-организованная деятельность: основные движения; танцевальные движения, пальчиковая гимнастика; восприятие музыки, распевание, пение; ритмика, музыкальные подвижные игры; аудиальное развитие, праздники, развлечения. Различная деятельность в режимных моментах: утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, игровые упражнения, гимнастика под музыку после сна, использование музыки для релаксации после занятий. Совместная деятельность детей: игры под пение, исполнение песен под фонограммы, музыкотрапия; пропевание потешек, попевок; исполнение танцевальных импровизаций под музыку; праздники и развлечения. Игры под пение на развитие слуха. Самостоятельная деятельность детей: игра на детских музыкальных инструментах в музыкальных игровых уголках; пластическое и ритмическое фантазирование под музыку. Взаимодействие с родителями: Консультации по темам: "Музыкальное воспитание в семье", "Музыкотерапия дома", "Поём вместе", "Музыкальные инструменты своими руками». |
Сентябрь - май |
Формирование и управление эмоциональной сферой ребёнка в процессе игр, развлечений и праздников |
||
Развитие морально-волевых качеств ребёнка через музыкальные игры, развлечения, праздники. |
||
Укрепление здоровья через музыкально-ритмические движения. |
||
Формирование пространственных и временных представлений в процессе музыкально-ритмических движений, музыкальных игр и танцев. |
||
Формирование различных видов познавательной деятельности в процессе музыкальных игр и танцев |
||
Формирование движений артикуляционного аппарата в процессе пения. |
||
Формирование правильного дыхания в процессе пения песен и попевок. |
||
Развитие тембрового, интонационного, динамического, ритмического слуха через аудиальное развитие. |
||
Закрепление лексико-грамматических средств языка средствами специально подобранных игр, песен, попевок. |
||
Закрепление и автоматизация поставленных звуков в процессе пения песен, попевок, специальных аудиальных упражнений. |
Расписание занятий составлено так, чтобы ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество индивидуальных занятий в неделю не превышает установленных СанПиНом норм.
Форма организации обучения – индивидуальная. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями ребёнка, продолжительность индивидуальных занятий 25-30 минут.
Направления работы |
Наименование мероприятия |
Периодичность Выполнения |
|
||
Условия по организации обучения |
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для воспитанника с задержкой психического развития |
в течение учебного года |
|
||
Психолого - педагогическое сопровождение учебного процесса |
в течение учебного года |
|
|||
|
|||||
Специальные педагогические условия для получения образования |
Анализ реализации программы |
май, январь |
|
||
Анализ посещаемости |
май, февраль, сентябрь |
|
|||
Психологическая помощь |
Психолого-педагогическое обследование ребенка специалистами ДОУ. |
три раза в год (сентябрь, январь, май) |
|
||
Консультации для родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи ребенку |
1 раз в квартал, по мере необходимости |
|
|||
Индивидуальные коррекционно- развивающие занятия с педагогом – психологом |
в течение года |
|
|||
Определение психологической комфортности ребенка в группе, ДОУ и семье |
два раза в год (май, сентябрь) |
|
|||
Педагогическая помощь |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия направленные на: - формирование навыков самообслуживания и культурно гигиенических навыков;- формирование положительного отношения к художественному творчеству; - развитие навыков общения со сверстниками, совместного выполнения действий в играх; - формирование представлений об окружающем мире; - развитие мелкой моторики руки закрепляют приобретенные ребенком знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь ребенка |
ежедневно
Индивидуальная работа с ребенком в течение учебного года
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
Работа с родителями |
Родители выполняют рекомендации членов ППк (педагога-психолога и учителя-логопеда) по реализации данной программы с целью закрепления с ребенком упражнений и заданий в домашних условиях. |
в течение года |
|
|
Специалисты
|
Уровень развития на начало учебного года (сентябрь) |
Уровень развития на середину года (январь) |
Уровень развития на конец учебного года (май) |
Динамика |
1. |
Учитель-логопед
|
|
|
|
|
2. |
Педагог-психолог |
|
|
|
|
3. |
Музыкальный руководитель
|
|
|
|
|
4. |
Воспитатель
|
|
|
|
|
Направления коррекционно- развивающей работы |
Физическое развитие |
Речевое развитие |
Познавательное развитие |
Навыки Деятельности |
Личностная сфера |
Родители |
Укрепление здоровья и общефизическое развитие, соблюдение режима дня; Посещение спортивных секций
|
Выполнение рекомендаций учителя- логопеда. Домашнее чтение художественной литературы; Речевой этикет. Развивающие |
Развивающие игры рекомендации педагогов и в соответствии с возрастом ребёнка развитие внимания, памяти, учить собирать пирамидку, матрешку, разрезные картинки. Выполнять пальчиковую гимнастику. Различать цвета, размер, форму. |
Развивать навыки рисования, аппликации, лепки,конструирования Развивать мелкую Моторику |
Развивать уровень произвольности и самоконтроля; усидчивость. |
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
2. Ветлугина М.А. Музыкальные занятия в детском саду.
3. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников.
4. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. /Соста вители Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000 г.
5. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2008.
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. М. Эксмо 2011г.
7. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 г.
8. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
9. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. —М,: Мозаика-Синтеэ, 2010.
10. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. — М.:-Мозаика-Синтез, 2010.
11. Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2006.
13. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик – Семицветик» [текст]/ Н. Ю. Куражева, Н.В. Вараева - Спб.: Речь, 2005. – 96 с.
14. Кыласова Л.Е. «Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы». – Волгоград: Учитель, 2009
15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
16. Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие //Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под редакцией Стребелевой Е.А.). - М: «Просвещение», 2007 г.
17. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб, 2005
18. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
19. Пименова Т.И. «Выговаривать хочу… Исправление недостатков звукопроизношения у детей»: Дидактический материал. – СПб.: КАРО, 2009
20. Психолого – педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. Под редакцией Стребелевой Е.А. – М.: Полиграф – Сервис, 1998 г.
21. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Москва, Альфа, 1993
22. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: Практическое пособие». Москва, Айрис – пресс, 2004.
23. Шарохина В. Л. «Коррекционно-развивающие занятия» [текст]/,В. Л. Шарохина. – М.: Прометей; Книголюб, 2013 г. – 72 с.
24. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми (4-5, 5-6 лет) / Под ред. О.Ф. Горбуновой. – М.: Мозайка-Синтез, 2010.
Заключение по результатам психологического обследования
Внешний вид и поведение в ситуации обследования. Контакт постепенно установившийся, но затруднен при необходимости выполнять вербальные задания. Интереса к заданиям нет. Непонимание многих инструкций. Недооценивает информацию исходящую от взрослого.
Темп работы и работоспособность. Замедленный темп, снижение работоспособности. Темп деятельности не улучшается стимуляцией, сочетающейся с низкой продуктивностью и неупорядоченной деятельностью.
Общая характеристика деятельности, сформированность регуляторных функций. Деятельность более активна в игровых, невербальных заданиях.
Особенности речевого развития. Наиболее развита коммуникативная функция. Самостоятельные высказывания бедны, развернутого объяснения не дает, может формулировать некоторые понятия, делать умозаключения, но недостаточно аргументированы.
Характеристика моторики, в том числе графической деятельности. Уровень графической деятельности сформирован недостаточно.
Характеристика внимания. Концентрация внимания низкая. Внимание неустойчивое, отмечается застревание в процессе выполнения задания Особенности запоминания, мнестической деятельности. Характеризуется замедленной врабатываемостью.
Сформированность пространственных представлений. Слабо сформированы пространственные представления. Затруднено понимание временных конструкций.
Характеристика интеллектуального развития. Имеются нарушения операционного компонента, что проявляется в невозможностях выделить достаточное количество признаков, явлений и предметов. Недостаточно сформировано сравнение. Не понимает динамики сюжетного изображения. Низкая динамика обучения.
Особенности мотивационно-волевой сферы, ведущий тип мотивации. Игровая, мотивационные действия с предметами носят процессуальный характер.
Эмоционально-личностные особенности, включая специфику межличностных взаимодействий. Порицание и похвалу принимает одинаково.
Заключение психолога. Результаты психологического обследования свидетельствуют о несоответствии развития компонентов познавательной деятельности возрастной норме, данных за стойкое нарушение познавательной деятельности нет.
Содержание коррекционно-развивающей работы на 2021– 2022 год
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
Тема |
Цель |
Материал |
|
|
||
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ |
|
|||||
«Постучим, погремим!» |
Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы. |
Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.). |
|
|||
«Тук-тук!» |
Развивать слуховое внимание. |
Кукла и другие игрушки. |
|
|||
«Узнай по звуку» |
Развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки. |
Звучащие игрушки (погремушки,свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.), ширма. |
|
|||
«Веселый петрушка» |
Развивать слуховое внимание; учить умению быстро реагировать на звук. |
Петрушка; музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка), ширма. |
|
|||
«Мишка и зайчик» |
Развивать слуховое внимание, восприятие и дифференциацию на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов. |
Барабан или бубен. |
|
|||
«Кто там?» |
Развивать речевой слух. |
Игрушки: кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка, мышка, курочка и другие животные; картинки с их изображениями. |
|
|||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
«Кто позвал?» |
Развивать речевой слух; учить различать на слух голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание. |
Пригласите ребенка в центр комнаты и попросите его повернуться к остальным участникам игры спиной (можно попросить его закрыть глаза). |
|
|||
«Найди картинку!» |
Развивать речевой слух. |
Парные картинки из лото с изображением различных игрушек и предметов |
|
|||
РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ |
|
|||||
«Круглое и квадратное» |
Развивать осязание; учить ощупывать предметы. |
Коробка с круглыми отверстиями для рук; кубики и шарики. |
|
|||
|
||||||
«Угадай, что в ящике» |
Развивать осязание; учить ощупывать предметы. |
Коробка с круглыми отверстиями для рук; игрушки и предметы разной формы, сделанные из разных материалов. |
||||
|
|
|||||
|
||||||
«Переливание воды» |
Развивать осязание; знакомить со свойствами жидкости. |
Лейка, воронка, емкости разного объема (банки, чашки, бутылки и др.), вода, большой таз, тряпки. |
|
|||
|
|
|||||
|
||||||
«Прячем руки» |
Развивать осязание; знакомить со свойствами различных круп. |
Крупы и бобовые (гречка, рис, горох и др.), миска, совок, маленькая игрушка. |
|
|||
«Помяли, пощипали!» |
Развивать осязание, знакомить с различными пластичными материалами и их свойствами. |
Тесто, пластилин, глина. |
|
|||
|
||||||
«Горячо - холодно» |
Развивать осязание.
|
Вода разной температуры, ведерки или миски. |
|
|
||
|
||||||
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ |
|
|||||
Тема |
Задачи |
Содержание |
|
|||
«Весёлые вагончики» |
- Развивать умение различать предметы по цветам; - развивать память, восприятие цвета; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
Упражнение «Здравствуй, песок» Упражнение «Вагончики» Упражнение «Кубики» Релаксация |
|
|||
|
||||||
|
||||||
«Цветочная полянка» |
- Формировать умение различать предметы по цвету; - развивать память, мышление, восприятие цвета; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
Упражнение «Здравствуй, песок» Упражнение «Цветные крышечки» Упражнение «Фрукты» Релаксация |
|
|
||
|
«Весёлое путешествие» |
- Формировать умение различать предметы по цвету; - развивать память, мышление, восприятие цвета; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
1. Упражнение «Здравствуй, песок» 2. Упражнение «Бусинки» 3. Упражнение «Разноцветные дорожки» 4. Релаксация |
«Весёлое путешествие» |
- Совершенствовать умение различать предметы по цвету; - развивать память, мышление, восприятие цвета; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
1. Упражнение «Здравствуй, песок» |
2. Упражнение «Бусинки» |
||
3. Упражнение «Разноцветные дорожки» |
||
4. Упражнение «Художники» |
||
5.Релаксация |
||
«Волшебные грибочки» |
- Формировать представление о понятиях «большой», «маленький»; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
1. Упражнение «Песочный дождик» 2. Упражнение «Грибочки» 3. Упражнение «Художники» 4. Релаксация |
«Зонтики» |
- Формировать представление о понятиях «большой», «маленький»; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
1. Упражнение «Песочный дождик» |
2. Упражнение «Зонтики» |
||
3. Релаксация |
||
«Мячики» |
- Формировать представление о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
1.Упражнение «Секретики» 2.Упражнение «Мячики» 3.Стихотворение С.Маршака «Мяч» 4.Релаксация |
«Мячики» |
- Формировать представление о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
1. Упражнение «Секретики» 2. Упражнение «Мячики» 3. Стихотворение Т.Прокушевой «Мячик» 4. Упражнение «Части и целое» 5. Релаксация |
«Ковёр - самолёт» |
- Формировать представление о понятии «квадрат»; - уточнить представления о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
1.Упражнение «Ковёр-самолёт» 2.Упражнение «Строители» 3.Упражнение «Художники» 4.Релаксация |
«Ковёр - самолёт» |
- Формировать представление о понятии «квадрат»; - уточнить представления о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
1.Упражнение «Ковёр-самолёт» 2.Упражнение «Строители» 3.Упражнение «Мешочек» 4.Упражнение «Секретики» 5.Релаксация |
«Лошадки» |
- Формировать представление о понятии «треугольник»; - уточнить представления о понятии «круг», «квадрат»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; - совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
1. Упражнение «Песочный ветер» 2. Упражнение с фигурами 3.Упражнение «Заплатки» 4. Релаксация |
«Лошадки» |
- Формировать представление о понятии; - уточнить представления о понятии «круг», «квадрат», «треугольник»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; - совершенствовать навык регуляции вдоха ивыдоха; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
1.Упражнение «Песочный ветер» 2.Раскрашивание 3.Релаксация |
«Шарики» |
- Уточнить представление о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; - совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
1.Упражнение «Секретики» 2.Упражнение с мячом 3.Релаксация |
«Строители» |
- Уточнить представление о понятии «круг»; - развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; - совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха; - развивать умение снимать мышечное напряжение. |
1. Упражнение «Строители» 2. Упражнение с разрезными картинками 3. Релаксация |
Логопедическая характеристика ребенка.
Ф.И.О.
Дата рождения:
Строение и функции артикуляционного аппарата: прикус правильный, подъязычная связка в норме. Артикуляция нечеткая, движения выполняет не в полном объеме, темп замедлен. Переключаемость несвоевременная. Артикуляционную позу достаточное время удержать не может. Отмечается тонус язычной мускулатуры при включении в движение. Язык не находится в состоянии покоя. Девиации отсутствуют.
Звуковая сторона речи: нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Искажения и пропуски звуков проявляются в основном в начале и середине слова. Речь разборчива. Голос модулированный, сила голоса нерегулярна. Слабая выраженность интонирования и выразительности. Темп речи замедленный. В речи встречаются аграмматизмы. Паузы и ударения употребляет неправильно.
Фонематическое восприятие: способность различать на слух фонемы недостаточно сформирована. При повторении серии слогов с фонетически близкими звуками допускает ошибки. Придумывание слов и подбор картинок на определенные звуки осуществляется с помощью наводящих вопросов.
Состояние звукового анализа: неспособность определить местоположение звука, а также ударный звук в слове. Испытывает трудности при выделении звука на фоне слова и звукового ряда.
Грамматический строй речи: навыки словообразования и словоизменения не сформированы. Владение синтаксическими конструкциями не соответствует возрастной норме. Нарушения при овладении морфологическими и синтаксическими единицами языка. В спонтанной речи встречаются ошибки по грамматическим признакам.
Слоговая структура слова: не удерживает полную слоговую структуру. Сокращения числа слогов, итерации.
Словарный запас: словарь недостаточно сформирован для данного возраста. Испытывает трудности при объяснении значений общеупотребительных слов. Обобщающие понятия заменяются словами конкретного значения. Не может подобрать антонимы к словам. Неточность употребления некоторых слов. Состояние восприятия речи недостаточно сформировано..
Связная речь: нарушена. Неспособность самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок, трудности при пересказе текста и воспроизведении его по памяти. Чаще всего рассказ подменяется простым перечислением предметов с картинки. Неспособность правильно задавать и отвечать на поставленные вопросы. В речи использует фразы простой речевой конструкции. Предложения строит неправильно
Ребенок в большинстве случаев обращенную речь понимает, на вопросы ответить может не всегда. Требуется неоднократное повторение речевой инструкции.
Логопедическое заключение: ОНР 3 уровень речевого развития.
План коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.
№ п\п |
Основные направления работы |
Содержание |
1. |
Строение и функции артикуляционного аппарата |
1. Работа по устранению тонуса язычной мускулатуры. 2. Выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов. 3. Работа по растягиванию подъязычной связки. 4. Работа по устранению тонуса лицевой мускулатуры, моторной напряженности. 5. Выработка координации движений. |
2. |
Развитие просодической стороны речи |
1. Совершенствование и развитие речевого дыхания. 2. Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса. 3. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе. 4. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности. 5. Работа над интонацией и паузацией. |
3. |
Коррекция произносительной стороны речи |
1. Активизация и совершенствование работы органов речевого аппарата. 2. Работа над паузацией. 3. Работа над постановкой звуков: [С], [СЬ], [З], [ЗЬ], [Ц], [Ч], [Щ], [Л], [ЛЬ]. 4. Работа по автоматизации правильного произношения дефектных звуков: [С], [СЬ], [З], [ЗЬ], [Ц], [Ч], [Щ], [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ]. 5. Дифференциация поставленных звуков. 6. Введение в речь поставленных и автоматизированных звуков. |
4. |
Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза |
1. Развитие умения подбирать слова на заданный звук, а также показывать картинки. 2. Развитие умения дифференцировать согласные звуки по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости, по акустическим признакам и месту образования. 3. Развитие умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов из четырёх звуков. 4. Развитие умения дифференцировать оппозиционные звуки в звуковом ряду. 5. Развитие навыка составления слов из 3 последовательно названных звуков. 6. Развитие умения определять местоположение звука в слове. 7. Развитие умения определять наличие-отсутствие звука в слове. |
5. |
Совершенствование грамматического строя |
1. Развитие умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2. Развитие умения образовывать и использовать ед.ч. во мн.ч. имен существительных. 3. Развитие умения согласовывать имя числительное с именем существительным. 4. Развитие умения изменять слово в Р.п. мн.числа. 5. Совершенствование умения образовывать прилагательное от существительного. 6. Совершенствование умения образовывать слова префиксальным способом. 7. Формирование правильного употребления падежных окончаний у различных частей речи. 8. Развитие умения изменять слова по падежам (с помощью вопросов). 9. Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные. |
6. |
Работа над слоговой структурой слова |
1. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трёх, четырёх слогов. 2. Совершенствование умения подбирать слова с заданным количеством слогов. 3. Развитие умения работать по слоговой схеме слова. 4. Работа по ритмизации. |
7. |
Развитие словаря |
1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о окружающем в рамках изучаемых лексических тем согласно плану ОУ. 2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, многозначными словами, словами в переносном значении, однокоренными словами. 3. Обогащение экспрессивной речи обобщающими словами, словами с противоположным значением, антонимами, омонимами. 4. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами (из-за, из-под, около, между, через, возле). 5. Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами. 6. Работа по обогащению глагольного словаря. |
8. |
Развитие связной речи и речевого общения. |
1. Развитие коммуникативных навыков. 2. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения. 3. Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах, объектах, явлениях природы; рассказы по картине и серии картин по плану. 4. Формирование умения составлять рассказы по представлению. 5. Развитие навыка пересказа рассказов и знакомых сказок по плану. 6. Формирование умения составлять рассказы по серии сюжетных картинок (по картинке). 7. Развитие умения задавать вопросы по прослушанному тексту и отвечать на них. 8. Развитие навыка составления грамматически правильных распространенных предложений. |
9. |
Обучение грамоте |
1. Развитие умения «печатать» буквы, слоги, слова. 2. Развитие умения выкладывать буквы из палочек, кубики; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами; различать правильно и неправильно напечатанные буквы. 3. Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита. 4. Работа над пониманием обращенной речи. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.