Государственное казенное общеобразовательное учреждение
для обучающихся по адаптированным образовательным программам
«Магаданский областной центр образования № 2»
685910 Магаданская область, Ольский городской округ, пгт. Ола, ул. Ленина, дом № 54
корпус «А»
тел. (8 413 41)25955, факс (8 413 41) 23501 e-mail: kor_sckola@list.ru
ИНН/КПП 4901004174/490101001
|
|
УТВЕРЖДАЮ Ио директора
_______________Л.Н. Шуберт
|
Индивидуальная программа
для слабослышащего и позднооглохшего обучающегося
Черникова Юрия
Образовательная область Язык и альтернативная коммуникация
Предмет___Русский жестовый язык____
Класс ____________3________________
Учитель___ С.А. Ончукова
Срок реализации: 1 год
Согласована Согласована
Педагогический совет Заместитель директора по УВР
от_______,протокол №___ _____________М.Ю. Уксусова
п.Ола, 2019 год
Пояснительная записка
Специальное обучение детей, частично лишенных слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Известно, что не само отсутствие нормального слуха влечет замедленное развитие слабослышащих детей, а нарушение их нормального общения и взаимодействия с окружающими. Параллельно с устной речью должна развиваться и совершенствоваться жестовая речь, так как она является одним из главных критериев социализации и интеграции слабослышащего ребенка в общество.
Индивидуальная программа по предмету «Русский жестовый язык» - это образовательная программа, адаптированная для слабослышащего, позднооглохшего ребенка, обучающего в 3 классе государственного казенного образовательного учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным программ «Магаданский областной центр образования № 2» и обеспечивающая формированию жестовой речи для свободного общения, социальной адаптации. Данная программа разработана на основе авторской программы курса «РЖЯ» для школ глухих и слабослышащих детей под редакцией Зайцевой Галины Лазаревой (Институт коррекционной педагогики РАО, Центр социально- педагогических проблем образования глухих и слабослышащих, а также жестового языка г. Москва 2015 года).
Данная программа составлена с учетом индивидуальных особенностей ребенка и рассчитана на год обучения. 31 мая 2017 года в первый класс прибыл Черников Юрий с диагнозом: двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени (состояние после кохлеарной имплантации правого уха (2011г.)), легкая умственная отсталость, системное недоразвитие речи тяжелой степени. Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. При тугоухости у ребёнка возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью. Однако остаётся возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искажённым составом слов. Детей с тугоухостью называют слабослышащими. Слабослышащие дети, обладая различными степенями сохранного слуха, не умеют пользоваться им в целях познания и общения. Дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии, которое зависит от многих факторов, таких как степень и сроки снижения слуха, уровень общего психического развития, наличие педагогической помощи, речевая среда, в которой находился ребёнок. Многообразные сочетания этих фактов обусловливают вариативность речевого развития. Юрий не понимает обращенной к нему речи и ориентируется в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослого. Дети с легкой и средней степенью тугоухости могли бы понимать окружающих, но нередко их восприятие речи приобретает искажённый характер из-за неразличения близких по звучанию слов и фраз. Искажённое восприятие речи окружающих, ограниченность словарного запаса, неумение выразить себя – все это нарушает общение с другими детьми и со взрослыми, что отрицательно сказывается на познавательном развитии и на формировании личности детей. На данный момент Юрий обучается в 3 классе ГКОУ «МОЦО №2» и данная программа «Русский жестовый язык» поможет ему адаптироваться в обществе, так как по программе «Доступная среда» многие специалисты в области образования, медицины, социальной среды осваивают курсы «РЖЯ». Освоение данного курса поможет Юрию социализироваться в среде.
Курс «Жестовая речь» для слабослышащих, является коррекционным, который решает конкретные педагогические задачи и обеспечивает социальную адаптацию детей. Накопленный с помощью жестов запас понятий, явлений помогает слабослышащим детям использовать язык слов, учащиеся становятся более уверенными, адаптированными к окружающей среде, устанавливаются искренние и доверительные отношения между собеседниками. Таким образом, жестовая речь является не только средством общения, но и играет значительную роль в познавательной и мыслительной деятельности учащихся. В данный курс включены основные речевые жесты в рамках разговорно-обиходной речи.
Цель программы: сформировать у слабослышащегося учащегося жестовую речь для свободного общения в обществе.
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:
· развитие, совершенствование и обогащение жестового языка у слабослышащегося учащегося;
· развитие и совершенствование устной речи учащегося, повышение их коммуникативной деятельности с использованием жестовой речи;
· воспитание понимания важности владения жестовым языком, роли и места языка в жизни слабослышащегося учащегося.
Принципы построения программы:
1. Коррекционная направленность – предусматривает параллельное развитие и совершенствование устной и жестовое речи у слабослышащегося учащегося, а также формирование новых способов познавательной деятельности, общения.
2. Индивидуально-дифференцированный подход – обеспечивает реализацию программы с учетом особенностей учащегося в процессе коррекционно-развивающей работы.
3. Принцип комплексного подхода – способствует развитию познавательной деятельности и личности слабослышащегося учащегося в целом.
4. Принцип преемственности – обеспечивает взаимосвязь ранее полученных знаний и личного опыта учащегося.
Разделы программы:
1. Изучение ручной азбуки.
Изучение ручной азбуки очень важно в обучении слабослышащегося. С помощью пальцев учащийся может показать свою фамилию, имя, отчество; название улицы; написать слово, в том случае если забыл соответствующий жест.
2.Накопление жестового словаря по темам.
Содержание работы – развитие и совершенствование коммуникативной деятельности учащегося, обогащение жестового словаря учащегося по темам, упражнение в понимании и активном использовании многообразных высказываний с помощью жестовой речи, развитие диалогической и монологической жестовой речи. В процессе работы используются упражнения для закрепления полученных знаний, умений и навыков, построение с помощью жестовой речи словосочетаний, простых предложений. Данная программа предполагает работу по основным темам: я, мое имя, моя семья, цифры, знаки приветствия, прощания и др.
Для работы по развитию, совершенствованию и обогащению жестовой речи у учащихся используется речевой материал, включающий слова, словосочетания, фразы. Объем изучаемого материала зависит от степени сложности и возрастных особенностей учащихся. Очень важно, чтобы закрепление материала полученных знаний происходило на актуальном, необходимом учащимся в их повседневной жизни речевом материале. Очень важно, чтобы на занятиях практиковались различные виды речевой деятельности: подражание, чтение, рядовая речь, название картинок и ответы на вопросы, построение предложений различных конструкций, диалог. В оснащение занятий вводятся: технические средства, учебные карточки, таблицы с жестами, картинки изображающие жесты, иллюстрации.
Содержание программы:
1. Ручная азбука.
Познакомить учащихся с ручной азбукой с помощью мелкой моторики пальцев рук: А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я.
2. Накопление жестового словаря по темам:
· «О себе»;
· «Семья»;
· «Мои родители»;
· «Приветствие. Знакомство»;
· «Домашние и дикие животные»;
· «Одежда»;
· «Обувь»;
· «Цифры от 1 до 20»
К концу учебного года учащийся должен:
Учебно-тематический план
Раздел |
Кол- во часов |
Краткое содержание раздела |
Требования к уровню подготовленности учащихся |
«Ручная азбука» |
36 |
Ручная азбука. Изучение букв от А до Я с помощью жестов. |
Уметь показывать с помощью ручной азбуки буквы от а до я. |
«О себе» |
5 |
Жесты по теме «О себе». ФИО. |
Знать правила жестового общения. Составлять разные по содержанию жестовые предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя. |
«Семья». |
5 |
Жесты по теме «Семья». Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. |
Знать правила жестового общения. Составлять разные по содержанию жестовые предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя. |
«Мои родители». |
5 |
Жесты по теме «Мои родители». |
Знать правила поведения на дороге. Составлять с помощью учителя личный маршрут движения ученика от дома до школы. Знать правила поведения в библиотеке, в театре, в кино, в больнице, в гостях. Конструировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки с помощью учителя. |
«Приветствие. Знакомство». |
5 |
Жесты по теме «Приветствие. Знакомство». |
Знать правила жестового общения. Составлять разные по содержанию жестовые предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя. |
«Прощание». |
3 |
Жесты по теме «Прощание» |
Знать правила жестового общения. Составлять разные по содержанию жестовые предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя. |
«Животные». |
10 |
Жесты по теме «Домашние и дикие животные» |
Знать правила жестового общения. Составлять разные по содержанию жестовые предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя. |
«Одежда». |
5 |
Жесты по теме «Одежда» |
Знать правила жестового общения. Составлять разные по содержанию жестовые предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя. |
«Обувь» |
5 |
Жесты по теме «Обувь» |
Знать правила жестового общения. Составлять разные по содержанию жестовые предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя. |
«Цифры» |
20 |
Жесты по теме «Цифры» |
Знать правила жестового общения. Составлять разные по содержанию жестовые предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя. |
Повторение |
37 |
Повторение изученного материала за год. |
Знать правила жестового общения. Составлять разные по содержанию жестовые предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя. |
Русский жестовый язык
Общее количество часов - 136 ч.
В неделю - 4 часа.
1 ЧЕТВЕРТЬ
№ |
Тема |
Кол. часов |
Дата |
Связь с СБО |
Профориентация |
1 |
Устная и письменная речь. Словесная и жестовая речь. |
1 |
|
|
|
2 |
Ручная азбука. Буква А. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
Транспорт: автобус, автомобиль |
Водитель |
3 |
Ручная азбука. Буква Б. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
Семья: бабушка. |
|
4 |
Ручная азбука. Буква В. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
Дикие животные: волк. |
|
5 |
Ручная азбука. Буква Г. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
Город. |
|
6 |
Ручная азбука. Буква Д. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
Семья: дедушка, дочь |
|
7 |
Ручная азбука. Буква Е. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
|
|
8 |
Ручная азбука. Буква Ё. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
|
|
9 |
Ручная азбука. Буква Ж. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
Дикие животные: жираф |
|
10 |
Ручная азбука. Буква З. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
Время года: зима. |
|
11 |
Ручная азбука. Буква И. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
|
|
12 |
Ручная азбука. Буква Й. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
|
|
13 |
Ручная азбука. Буква К. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
Домашние животные: кошка. |
|
14 |
Ручная азбука. Буква Л. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
Времена года: лето |
|
15 |
Ручная азбука. Буква М. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
Семья: мама. |
|
16 |
Ручная азбука. Буква Н. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
|
|
17 |
Ручная азбука. Буква О. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
Время года: осень.
|
|
18 |
Ручная азбука. Буква П. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
Семья: папа. |
|
19 |
Ручная азбука. Буква Р. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
Одежда: рубашка
|
|
20 |
Ручная азбука. Буква С. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
Семья: сын |
|
21 |
Ручная азбука. Буква Т. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
|
|
22 |
Ручная азбука. Буква У. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
|
|
23 |
Ручная азбука. Буква Ф. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
|
|
24
|
Ручная азбука. Буква Х. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
Продукты питания: хлеб |
|
25
|
Ручная азбука. Буква Ц. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
|
|
26 |
Ручная азбука. Буква Ч. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
Напитки: чай |
|
27 |
Ручная азбука. Буква Ш. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
|
|
28
|
Ручная азбука. Буква Щ. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
|
|
29
|
Ручная азбука. Буква Ъ. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
|
|
30 |
Ручная азбука. Буква Ы. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
|
|
31 |
Ручная азбука. Буква Ь. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
|
|
32 |
Ручная азбука. Буква Э. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
|
|
33 |
Ручная азбука. Буква Ю. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
|
|
34 |
Ручная азбука. Буква Я. Жестовые слова с изученной буквой (2-3). |
1 |
|
|
|
35-36 |
Повторение |
2 |
|
|
|
|
ИТОГО: |
36ч |
|
|
|
2 ЧЕТВЕРТЬ.
1-5 |
Жесты по теме «О себе» |
5 |
|
. |
|
6-10 |
Жесты по теме «Семья» |
5 |
|
Семья |
|
11-15 |
Жесты по теме «Мои родители» |
5 |
|
Семья. Родители. |
|
16-20 |
Жесты по теме: «Приветствие. Знакомство» |
5 |
|
|
|
21-23 |
Жесты по теме «Прощание» |
3 |
|
|
|
24-28 |
Закрепление пройденного материала. |
5 |
|
|
|
|
ИТОГО: |
28 ч |
|
|
|
3 ЧЕТВЕРТЬ
1-5 |
Жесты по теме «Домашние животные» |
5 |
|
Домашние животные. |
|
6-10 |
Жесты по теме «Дикие животные» |
5 |
|
Дикие животные. |
|
11-15 |
Жесты по теме «Одежда» |
5 |
|
Одежда. |
|
16-20 |
Жесты по теме «Обувь» |
5 |
|
Обувь. |
|
21-24 |
Жесты по теме «Цифры» (1-5) |
4 |
|
|
|
25-29 |
Жесты по теме «Цифры» (6-10) |
5 |
|
|
|
30-34 |
Жесты по теме «Цифры» (11-15) |
5 |
|
|
|
35-39 |
Жесты по теме «Цифры» (16-20) |
5 |
|
|
|
|
ИТОГО: |
39ч |
|
|
|
4 ЧЕТВЕРТЬ
1-3 |
Повторение жестов по теме «О себе» |
3 |
|
Деньги. Домашние животные |
|
4-6 |
Повторение жестов по теме «Семья» |
3 |
|
Домашние животные. |
|
7-9 |
Повторение жестов по теме «Мои родители» |
3 |
|
Домашние животные. Транспорт. |
|
10-12 |
Повторение жестов по теме «Приветствие. Знакомство» |
3 |
|
Школьные принадлежности |
Рабочий. |
13-15 |
Повторение жестов по теме «Прощание» |
3 |
|
Магазин. |
Продавец. Помощник продавца. |
16-18 |
Повторение жестов по теме «Домашние животные» |
3 |
|
Транспорт. |
Водитель. |
19-21 |
Повторение жестов по теме «Дикие животные» |
3 |
|
Магазин. |
Продавец. |
22-24 |
Повторение жестов по теме «Одежда» |
3 |
|
Транспорт |
Пилот. Водитель.. |
25-27 |
Повторение жестов по теме «Обувь» |
3 |
|
|
|
28-33 |
Повторение жестов по теме «Цифры» |
6 |
|
|
|
|
ИТОГО: |
33ч |
|
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Гейльман И.Ф. «Специфические средства общения глухих, слабослышащих детей». Дактилология и мимика» - 2005г.
2. Гельман И.Ф. «Знакомьтесь: ручная речь» - 2001г.
3. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. – 2000г.
4. Игнатенко А.А. «Сборник упражнений и текстов по жестовой речи». – 2011г.
5. Фрадкина Р.Н. «Говорящие руки. Тематический словарь жестового языка» - 2008г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.