Индивидуальная программа для слабослышащего и позднооглохшего обучающегося 3 класса по предмету "Русский жестовый язык"
Оценка 5

Индивидуальная программа для слабослышащего и позднооглохшего обучающегося 3 класса по предмету "Русский жестовый язык"

Оценка 5
doc
05.02.2020
Индивидуальная программа для слабослышащего и позднооглохшего обучающегося 3 класса по предмету "Русский жестовый язык"
АООП РЖЯ.doc

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

для обучающихся по адаптированным образовательным программам

«Магаданский областной центр образования № 2»

685910  Магаданская область, Ольский городской округ, пгт. Ола,  ул. Ленина, дом № 54

корпус «А»

  тел. (8 413 41)25955, факс (8 413 41) 23501 e-mail: kor_sckola@list.ru

ИНН/КПП 4901004174/490101001

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Ио директора

 

_______________Л.Н. Шуберт

 

 

Индивидуальная программа

для слабослышащего и позднооглохшего обучающегося

  Черникова  Юрия

 

Образовательная область  Язык и альтернативная коммуникация      

                            Предмет___Русский жестовый язык____

                                Класс ____________3________________

 

                                                    Учитель___   С.А. Ончукова

                                                                             Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

Согласована                                         Согласована

Педагогический совет                         Заместитель директора по УВР

от_______,протокол №___                 _____________М.Ю. Уксусова

 

 

 

 

п.Ола, 2019 год

 

Пояснительная записка

          Специальное обучение детей, частично лишенных слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Известно, что не само отсутствие нормального слуха влечет замедленное развитие слабослышащих детей, а нарушение их нормального  общения и взаимодействия с окружающими.  Параллельно с устной речью должна развиваться и совершенствоваться жестовая речь, так как она является одним из главных критериев социализации и интеграции слабослышащего ребенка в общество.

Индивидуальная программа по  предмету «Русский жестовый язык» - это образовательная программа, адаптированная для слабослышащего, позднооглохшего ребенка, обучающего в 3 классе государственного казенного образовательного учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным программ «Магаданский областной центр образования № 2» и обеспечивающая формированию жестовой речи для свободного общения, социальной адаптации.  Данная программа разработана на основе авторской программы курса «РЖЯ» для школ глухих и слабослышащих детей под редакцией Зайцевой Галины Лазаревой (Институт коррекционной педагогики РАО, Центр социально- педагогических проблем образования глухих и слабослышащих, а также жестового языка г. Москва 2015 года).

Данная программа составлена с учетом индивидуальных особенностей ребенка и рассчитана на год обучения. 31 мая 2017 года в первый класс прибыл Черников Юрий с диагнозом: двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени (состояние после кохлеарной имплантации правого уха (2011г.)), легкая умственная отсталость, системное недоразвитие речи тяжелой степени. Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. При тугоухости у ребёнка возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью. Однако остаётся возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искажённым составом слов. Детей с тугоухостью называют слабослышащими. Слабослышащие дети, обладая различными степенями сохранного слуха, не умеют пользоваться им в целях познания и общения. Дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии, которое зависит от многих факторов, таких как степень и сроки снижения слуха, уровень общего психического развития, наличие педагогической помощи, речевая среда, в которой находился ребёнок. Многообразные сочетания этих фактов обусловливают вариативность речевого развития. Юрий не понимает обращенной к нему речи и ориентируется в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослого. Дети с легкой и средней степенью тугоухости могли бы понимать окружающих, но нередко их восприятие речи приобретает искажённый характер из-за неразличения близких по звучанию слов и фраз. Искажённое восприятие речи окружающих, ограниченность словарного запаса, неумение выразить себя – все это нарушает общение с другими детьми и со взрослыми, что отрицательно сказывается на познавательном развитии и на формировании личности детей. На данный момент Юрий обучается в 3 классе ГКОУ «МОЦО №2» и данная программа «Русский жестовый язык» поможет ему адаптироваться в обществе, так как по программе «Доступная среда» многие специалисты в области образования, медицины, социальной среды осваивают курсы «РЖЯ». Освоение данного курса поможет Юрию   социализироваться в среде.

Курс «Жестовая речь» для слабослышащих, является коррекционным, который решает конкретные педагогические задачи и обеспечивает социальную адаптацию детей. Накопленный с помощью жестов запас понятий, явлений помогает слабослышащим детям использовать язык слов, учащиеся становятся более уверенными, адаптированными к окружающей среде, устанавливаются искренние и доверительные отношения между собеседниками. Таким образом, жестовая речь является не только средством общения, но и играет значительную роль в познавательной и мыслительной деятельности учащихся. В данный курс включены основные речевые жесты в рамках  разговорно-обиходной речи.

Цель программы: сформировать у слабослышащегося учащегося жестовую речь для свободного общения в обществе.

В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:

·         развитие, совершенствование и обогащение жестового языка у слабослышащегося учащегося;

·         развитие и совершенствование устной речи учащегося, повышение их коммуникативной деятельности с использованием жестовой речи;

·         воспитание понимания важности владения жестовым языком, роли и места языка в жизни слабослышащегося учащегося.

Принципы построения программы:

1.       Коррекционная направленность – предусматривает параллельное развитие и совершенствование устной и жестовое речи у слабослышащегося  учащегося, а также формирование новых способов познавательной деятельности, общения.

2.       Индивидуально-дифференцированный подход – обеспечивает реализацию программы с учетом особенностей учащегося в процессе коррекционно-развивающей работы.

3.       Принцип комплексного подхода – способствует развитию познавательной деятельности и личности слабослышащегося учащегося в целом.

4.       Принцип преемственности – обеспечивает взаимосвязь ранее полученных знаний и личного опыта учащегося.

Разделы программы:

1. Изучение ручной азбуки.

Изучение ручной азбуки очень важно в обучении слабослышащегося. С помощью пальцев учащийся может показать свою фамилию, имя, отчество; название улицы; написать слово, в том случае если забыл соответствующий жест.

2.Накопление жестового словаря по темам.

     Содержание работы – развитие и совершенствование коммуникативной деятельности учащегося, обогащение жестового словаря учащегося по темам, упражнение в понимании и активном использовании многообразных высказываний с помощью жестовой речи, развитие диалогической и монологической жестовой речи. В процессе работы используются упражнения для закрепления полученных знаний, умений и навыков, построение с помощью жестовой речи словосочетаний, простых предложений. Данная программа предполагает работу по основным темам: я, мое имя, моя семья, цифры, знаки приветствия, прощания и др.

Для работы по развитию, совершенствованию и обогащению жестовой речи у учащихся используется речевой материал, включающий слова, словосочетания, фразы. Объем изучаемого материала зависит от степени сложности и возрастных особенностей учащихся. Очень важно, чтобы закрепление материала полученных знаний происходило на актуальном, необходимом учащимся в их повседневной жизни речевом материале. Очень важно, чтобы на занятиях практиковались различные виды речевой деятельности: подражание, чтение, рядовая речь, название картинок и ответы на вопросы, построение предложений различных конструкций, диалог. В оснащение занятий вводятся: технические средства, учебные карточки, таблицы с жестами, картинки изображающие жесты, иллюстрации.

Содержание программы:

1.      Ручная азбука.

Познакомить учащихся с ручной азбукой с помощью мелкой моторики пальцев рук: А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я.

 

2.      Накопление жестового словаря по темам:

·         «О себе»;

·         «Семья»;

·         «Мои родители»;

·         «Приветствие. Знакомство»;

·         «Домашние и дикие животные»;

·         «Одежда»;

·         «Обувь»;

·         «Цифры от 1 до 20»

К концу учебного года учащийся должен:

  • Знать ручной алфавит, уметь его показывать с помощью пальцев.
  • Знать жестовый словарь по пройденным темам.
  • Уметь составлять фразы, простые предложения.

 

Учебно-тематический план

 

Раздел

Кол-

во

часов

Краткое содержание раздела

Требования к уровню

подготовленности учащихся

«Ручная азбука»

36

Ручная азбука. Изучение букв от А до Я с помощью жестов.

Уметь показывать с помощью ручной азбуки буквы от а до я.

«О себе»

5

Жесты по теме «О себе». ФИО.

Знать правила жестового общения. Составлять разные по содержанию жестовые предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя.

«Семья».

5

Жесты по теме «Семья». Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат.

Знать правила жестового общения. Составлять разные по содержанию жестовые предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя.

«Мои родители».

5

 Жесты по теме «Мои родители».

Знать правила поведения на дороге. Составлять с помощью учителя личный маршрут движения ученика от дома до школы. Знать правила поведения в библиотеке, в театре, в кино, в больнице, в гостях. Конструировать возможные диалоги с опорой на содержание картинки с помощью учителя.

«Приветствие. Знакомство».

5

Жесты по теме «Приветствие. Знакомство».

Знать правила жестового общения. Составлять разные по содержанию жестовые предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя.

«Прощание».

3

Жесты по теме «Прощание»

Знать правила жестового общения. Составлять разные по содержанию жестовые предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя.

«Животные».

10

Жесты по теме «Домашние и дикие животные»

Знать правила жестового общения. Составлять разные по содержанию жестовые предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя.

«Одежда».

5

Жесты по теме «Одежда»

Знать правила жестового общения. Составлять разные по содержанию жестовые предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя.

«Обувь»

5

Жесты по теме «Обувь»

Знать правила жестового общения. Составлять разные по содержанию жестовые предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя.

«Цифры»

20

Жесты по теме «Цифры»

Знать правила жестового общения. Составлять разные по содержанию жестовые предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя.

Повторение

37

Повторение изученного материала за год.

Знать правила жестового общения. Составлять разные по содержанию жестовые предложения по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию с помощью учителя.

 

Русский жестовый язык

 

 Общее количество часов - 136 ч.

В неделю - 4 часа.

1 ЧЕТВЕРТЬ

 

Тема

Кол. часов

Дата

Связь с СБО

Профориентация

1

Устная и письменная речь. Словесная и жестовая речь.

1

 

 

 

 

2

 

Ручная азбука. Буква А. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

 

1

 

 

Транспорт: автобус, автомобиль

 

Водитель

3

Ручная азбука. Буква Б. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

Семья: бабушка.

 

4

Ручная азбука. Буква В. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

Дикие животные: волк.

 

5

Ручная азбука. Буква Г. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

Город.

 

6

Ручная азбука. Буква Д. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

Семья: дедушка, дочь

 

7

Ручная азбука. Буква Е. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

 

 

8

Ручная азбука. Буква Ё. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

 

 

9

Ручная азбука. Буква Ж. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

Дикие животные: жираф

 

10

Ручная азбука. Буква З. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

Время года: зима.

 

11

Ручная азбука. Буква И. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

 

1

 

 

 

12

Ручная азбука. Буква Й. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

 

 

13

Ручная азбука. Буква К. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

Домашние животные: кошка.

 

14

Ручная азбука. Буква Л. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

Времена года: лето

 

15

Ручная азбука. Буква М. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

Семья: мама.

 

16

Ручная азбука. Буква Н. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

 

 

17

Ручная азбука. Буква О. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

Время года: осень.

 

 

18

Ручная азбука. Буква П. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

Семья: папа.

 

19

Ручная азбука. Буква Р. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

Одежда: рубашка

 

 

20

Ручная азбука. Буква С. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

Семья: сын

 

21

Ручная азбука. Буква Т. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

 

 

22

Ручная азбука. Буква У. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

 

 

23

Ручная азбука. Буква Ф. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

 

 

24

 

Ручная азбука. Буква Х. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

Продукты питания: хлеб

 

25

 

Ручная азбука. Буква Ц. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

 

 

 

26

Ручная азбука. Буква Ч. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

Напитки: чай

 

 

27

Ручная азбука. Буква Ш. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

 

 

28

 

Ручная азбука. Буква Щ. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

 

 

29

 

Ручная азбука. Буква Ъ. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

 

 

30

Ручная азбука. Буква Ы. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

 

 

31

Ручная азбука. Буква Ь. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

 

 

32

Ручная азбука. Буква Э. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

 

 

33

Ручная азбука. Буква Ю. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

 

 

34

Ручная азбука. Буква Я. Жестовые слова с  изученной буквой (2-3).

1

 

 

 

35-36

Повторение

2

 

 

 

 

ИТОГО:

36ч

 

 

 

 

2 ЧЕТВЕРТЬ.

 

1-5

Жесты по теме «О себе»

5

 

.

 

6-10

Жесты по теме «Семья»

5

 

Семья

 

11-15

Жесты по теме «Мои родители»

5

 

Семья. Родители.

 

16-20

Жесты по теме: «Приветствие. Знакомство»

5

 

 

 

21-23

Жесты по теме «Прощание»

3

 

 

 

24-28

Закрепление пройденного материала.

5

 

 

 

 

ИТОГО:

28 ч

 

 

 

 

3 ЧЕТВЕРТЬ

 

1-5

Жесты по теме «Домашние животные»

5

 

Домашние животные.

 

6-10

Жесты по теме «Дикие животные»

5

 

Дикие животные.

 

11-15

Жесты по теме «Одежда»

5

 

Одежда.

 

16-20

Жесты по теме «Обувь»

5

 

Обувь.

 

21-24

Жесты по теме «Цифры» (1-5)

4

 

 

 

25-29

Жесты по теме «Цифры» (6-10)

5

 

 

 

30-34

Жесты по теме «Цифры» (11-15)

5

 

 

 

35-39

Жесты по теме «Цифры» (16-20)

5

 

 

 

 

ИТОГО:

39ч

 

 

 

 

4 ЧЕТВЕРТЬ

 

1-3

Повторение жестов по теме «О себе»

3

 

Деньги. Домашние животные

 

4-6

Повторение жестов по теме «Семья»

3

 

Домашние животные.

 

7-9

Повторение жестов по теме «Мои родители»

3

 

Домашние животные. Транспорт.

 

10-12

Повторение жестов по теме «Приветствие. Знакомство»

3

 

Школьные принадлежности

Рабочий.

13-15

Повторение жестов по теме «Прощание»

3

 

Магазин.

Продавец. Помощник продавца.

16-18

Повторение жестов по теме «Домашние животные»

3

 

Транспорт.

Водитель.

19-21

Повторение жестов по теме «Дикие животные»

3

 

 

Магазин.

Продавец.

22-24

Повторение жестов по теме «Одежда»

3

 

Транспорт

Пилот. Водитель..

25-27

Повторение жестов по теме «Обувь»

3

 

 

 

28-33

Повторение жестов по теме «Цифры»

6

 

 

 

 

ИТОГО:

33ч

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1.                             Гейльман И.Ф. «Специфические средства общения глухих, слабослышащих детей». Дактилология и мимика» - 2005г.

2.                             Гельман И.Ф. «Знакомьтесь: ручная речь» - 2001г.

3.                             Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. – 2000г.

4.                             Игнатенко А.А. «Сборник упражнений и текстов по жестовой речи». – 2011г.

5.                             Фрадкина Р.Н. «Говорящие руки. Тематический словарь жестового языка» - 2008г.


Скачано с www.znanio.ru

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданский областной центр образования № 2» 685910

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданский областной центр образования № 2» 685910

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Цель программы : сформировать у слабослышащегося учащегося жестовую речь для свободного общения в обществе

Цель программы : сформировать у слабослышащегося учащегося жестовую речь для свободного общения в обществе

Мои родители»; · «Приветствие

Мои родители»; · «Приветствие

Приветствие. Знакомство». 5Жесты по теме «Приветствие

Приветствие. Знакомство». 5Жесты по теме «Приветствие

Повторение 37Повторение изученного материала за год

Повторение 37Повторение изученного материала за год

Жестовые слова с изученной буквой (2-3)

Жестовые слова с изученной буквой (2-3)

Ручная азбука. Буква Р. Жестовые слова с изученной буквой (2-3)

Ручная азбука. Буква Р. Жестовые слова с изученной буквой (2-3)

Ручная азбука. Буква Ь. Жестовые слова с изученной буквой (2-3)

Ручная азбука. Буква Ь. Жестовые слова с изученной буквой (2-3)

Жесты по теме «Домашние животные» 5

Жесты по теме «Домашние животные» 5

Повторение жестов по теме «Прощание» 3

Повторение жестов по теме «Прощание» 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020