Разработка индивидуальной программы профессионального саморазвития педагога
Рекомендации по разработке
Профессиональное саморазвитие педагога необходимо для успешной педагогической деятельности. Саморазвитие педагога стимулирует рост профессионализма, продуктивности педагогического труда, развитие творческой инициативы педагогов.
Индивидуальная программа профессионального саморазвития педагога:
· позволяет планировать собственную профессиональную деятельность с учетом собственных профессиональных интересов и в соответствии с программой развития образовательной организации на достаточно продолжительный период времени, равномерно распределив усилия, направленные на профессиональное развитие (самоменеджмент);
· ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность;
· максимально приближает повседневную практическую деятельность к последующему прохождению процедуры аттестации.
В индивидуальную программу профессионального саморазвития педагога можно включить разделы:
· Изучение психолого-педагогической литературы.
· Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
· Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
· Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
· Участие в реализации программы развития образовательной организации.
· Формальное образование.
· Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
· Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)
Разработка индивидуальной программы профессионального саморазвития педагога включает ряд этапов, на которых педагогу предстоит проанализировать свою деятельность и построить программу собственного самообразования и саморазвития.
1‑й этап – мотивационно-побудительный, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, формулирование темы самообразования, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе необходимо примерное планирование этапов работы по разработке индивидуальной программы профессионального развития.
На данном этапе педагог анализирует уровень своей компетентности, деятельность в целом. Рефлексия помогает осознать свои затруднения, стимулирует возникновение желания исправлять положение дел, изменить что-то в себе, побуждает к самооценке своих особенностей, интересов, склонностей, способностей и т.д.
2‑й этап – организационно-деятельностный, во время которого отрабатываются технологии и осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования, а именно: выбор темы по самообразованию, постановка цели, задач, установка сроков, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, прогнозирование результатов работы, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться знакомством с практическим опытом других педагогов, учреждений, посещением курсов, участием в методической работе образовательного учреждения, подготовкой сообщений и методических материалов, изучением литературы и разработкой программы индивидуального профессионального развития. На этом этапе происходит и оформление методической системы педагога.
3‑й этап – внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы адаптирует освоенный практический опыт к конкретной практике с учетом типа образовательной организации, контингента обучающихся и т.д., преобразует собственный опыт, а также начинает распространять свои наработки.
4-й этап – рефлексивно-оценочный. На данном этапе происходит осознание и оценка педагогом собственных действий, результатов продвижения в саморазвитии.
Самооценка позволяет педагогу осознать свое продвижение, соотнести достигнутые результаты с ожидаемыми, вовремя заметить ошибки, по необходимости скорректировать программу действий.
5‑й этап – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, оформление портфолио. Педагог презентует материалы на заседаниях методических объединений, педагогических советов, распространяет свой опыт.
ПРОГРАММА
индивидуального профессионального саморазвития педагога
на 2018-2021 гг.
ФИО педагога: Мельник Наталья Михайловна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Скородумская средняя общеобразовательная школа» Усть-Ишимского муниципального района Омской области
Формальное образование: Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия»
Направление и профиль по диплому: Педагогическое образование
Присвоена квалификация по диплому: бакалавр
Курсы повышения квалификации: Всероссийский образовательный портал «Завуч» - «Методика разработки современного урока в условиях реализации ФГОС»
ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки г. Санкт-Петербург - «Учитель истории и обществознания. Теория и методика преподавания учебного предмета «История» и «Обществознание» в условиях реализации ФГОС ООО»
БОУ ДПО «ИРООО» - Проектирование образовательного процесса по истории и обществознанию в условиях введения ФГОС СОО»
Тема самообразования: «Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания ”.
Цель самообразования: повышение профессиональной подготовленности и повышение эффективности обучения предмету истории и обществознания
.
Этапы реализации |
Срок начала работы и окончание |
Цели и задачи по теме самообразования (по каждому этапу) |
Изучение передового опыта (ФИО, образовательная организация) |
Творческое сотрудничество по теме самообразования |
Список изучаемой литературы |
Полученные результаты и эффекты |
1-й этап (мотивационно-побудительный) |
2018-2021 |
Цель: повышение учебно-воспитательной мотивации обучающихся. Развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Задачи 1.Создание условий, способствующих свободному самостоятельному мышлению, использование в учебной деятельности форм и методов работы, формирующих критическое мышление. 2. Формирование и развитие социально-критического мышления как когнитивной составляющей социальной компетентности, обеспечивающей конструирование и понимание индивидом социальной реальности как пространства собственной жизни 3.Развитие умений осмысления информации из разных источников, решение практических задач, формирование собственных оценочных суждений для формирования позитивного опыта применения полученных знаний |
Изучение педагогического опыта работы Лепехин Вадим Александрович-учитель истории и обществознания |
- посещение уроков коллег; - участие в педагогических советах школы; - изучение научно – методической и учебной литературы. - участие в работе методического объединения школы. - Практика |
1. Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Просвещение, 1985. 2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993. 3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - С. 20-23. 4. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. - М.: Просвещение, 1986. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников в период обучения грамоте. Киров, 2001. 6. Бруднов А.,Березина В. Социально педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. - 1994. - N 1. 7. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С: 119-125.
|
Повышение уровня мотивации и уровня познавательной активности на уроках истории и обществознания. Повышение уровня сформированности ключевых компетентностей.
|
2-й этап (организационно-деятельностный) |
2018-2019 |
Работа в режиме технологии критического мышления – это когда учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
|
-Сбор и изучение научно-методического материала Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет- ресурсы -Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов.
|
Участие в работе и выступления на заседаниях ГМО, ШМО. Обсуждение с коллегами
|
1. Кожапова Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка // Начальная школа. - 1995 - N 6. - С. 11-14. 2. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах// Школьные технологии. 2005. №4.
|
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
|
3-й этап (внедренческий) |
2019 |
Формировать интерес с учащимися к урокам истории. Поддерживать мотивацию, стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности.
Распространение опыта работы. |
|
Выступления
на заседаниях МО «Технология развития мотивационной деятельности у
обучающихся» (из опыта работы), «Требования к современному уроку». Публикации на сайтах «Педсовет.ру», «Мультиурок» |
Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» Методические пособия и учебники. Интернет; интернет - сообщества учителей. Мероприятия по обмену опытом; Курсы повышения квалификации.
|
Повышения мотивации к занятиям историей и обществознанием. Умение работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах. создать комплекты педагогических разработок.
|
4-й этап (рефлексивно-оценочный) |
2019-2020 |
Возрастание мыслительных возможностей, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.
|
Работа с одаренными учащимися для подготовки их участия в конкурсах, олимпиадах конференциях Проведение мероприятий в урочной и внеурочной деятельности с использованием современных технологий.
|
Открытые уроки по предмету «Первобытные люди», «Первые известия о Руси» |
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 2004. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И.Фельдштейна, - М. - Воронеж, 2005. - 416 с.
|
Публикация авторских материалов в средствах массовой информации, образовательном пространстве интернет ресурсов. Краеведческая и поисковая работа. Участие в работе семинаров муниципального, уровней. Выступление на методических объединениях (ШМО, ГМО) педсовете, методическом совете. Самоанализ профессиональной деятельности. |
5-й этап (обобщающий) |
2020-2021 |
Формирование и развитие социально-критического мышления как когнитивной составляющей социальной компетентности, обеспечивающей конструирование и понимание индивидом социальной реальности как пространства собственной жизни Развитие умений осмысления информации из разных источников, решение практических задач, формирование собственных оценочных суждений для формирования позитивного опыта применения полученных знаний Выпуск брошюры теме самообразования
|
Консультация по результату проделанной работы с педагогом В.А. Лепехиным. |
Участие
в работе районного МО учителей истории и обществознания в проведении
семинаров. |
Редковец И.А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования. – Волгоград 1997 Рогов А. Настольная книга психолога в образовании – М., 1995 Столетов В.Н. Становление личности. _ М., 1987 Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Академия, 1996 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1971
|
разработка новых форм, методов и приемов обучения доклады, выступления разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей выработка методических рекомендаций по применению новой технологии разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям создание комплектов педагогических разработок
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.