Индивидуальная программа развития для ребенка с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста
Оценка 4.8

Индивидуальная программа развития для ребенка с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста

Оценка 4.8
docx
04.10.2021
Индивидуальная программа развития для ребенка с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста
Индивидуальная программа ОНР III уровня.docx

 

Индивидуальная образовательная программа развития

ребенка с общим недоразвитием речи III уровня

Ф.И ребёнка

на 2020-2021 учебный год

 

 

Срок реализации:1 год.

 

Ответственные за реализацию:

учитель-логопед: _______________

воспитатели:          ______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целевой раздел

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту – ФГОС ДО), Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г., протокол № 6/17), особенностями региона и Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад «Топтыжка» (далее - МБДОУ), разработана с целью осуществления коррекционного воспитательно-образовательного процесса для воспитанников МБДОУ с общим недоразвитием речи (далее по тексту – ОНР), обучающихся в группах общеразвивающей направленности.

Программа призвана оказывать:

1. коррекционную помощь: воспитанникам 5 – 7 лет имеющим заключение ПМПК (ОНР),  посещающим общеразвивающие группы;

2. консультативную помощь родителям (законным представителям) в выборе средств и методов обучения и воспитания воспитанников с ОНР.

Основными нормативно- правовыми документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы данной Программы, являются:

·        Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., в редакции от 30.12.2008 г.

·        Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 20 ноября 1989 г.

·        Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).

·        Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

·        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

·        Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

·        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности

 по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

·        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

·        Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

·        Концепция современной модели образования Алтайского края до 2020 года (проект), г. Барнаул, 2009 г.

·        Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 – 13 (в действующей редакции). Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.

·        О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. Инструктивно-методическое письмо Минобразования России от 14 марта 2000 г. № 65/23-16.

АОП составлена в соответствии с образовательной программой МБДОУ, разработанной на основе:

ü   основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения о школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 – 352 с.); 

ü парциальной программы «Детство с родным городом» (региональный компонент). Содержание данной программы разработано педагогическим коллективом МБДОУ с учетом примерной парциальной образовательной программы «Детство с родным городом», предложенной авторским коллективом (кандидат педагогических наук, профессор Т.И. Бабаева; доктор педагогических наук, профессор А.Г. Гогоберидзе; кандидат педагогических наук, доцент О.В. Солнцева и др.) кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Программа знакомит воспитанников с национально-культурной спецификой и природными особенностями малой родины.

ü «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. / Автор-составитель Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2009. – 272 с.);

ü программно-методических рекомендаций «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009. – 189 с.).

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности воспитанников с ОНР. Гарантирует право семьи на обучение и воспитание воспитанника в группе общеразвивающей направленности, оказание коррекционной помощи воспитанникам с ОНР.

 Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации в период непосредственного пребывания воспитанника в МБДОУ.

Период коррекционно-образовательной работы определяется сроком:

·        наступления полного исправления речи;

·        завершения воспитанником дошкольного образования в группе МБДОУ;

 

1.1.1.   Цели и задачи Программы

Цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности воспитанника с ОНР в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающих полную интеграцию действий всех специалистов МБДОУ и родителей (законных представителей) дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития воспитанников и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, развития физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств, подготовку к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

 

Цели Программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения) и обеспечиваются решением следующих задач, соответствующих ФГОС ДО:

 

·                    овладение воспитанниками с ОНР самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты;

·          коррекция недостатков психофизического развития воспитанников с ОНР;

 

 

 

·                    охрана и укрепление физического и психического воспитанников с ОНР, в том числе их эмоционального благополучия;

 

·                    обеспечение равных возможностей для полноценного своевременного всестороннего развития воспитанника с ОНР в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

 

·                    целостное развитие воспитанника с ОНР как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

 

·                    максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

· создание благоприятных условий развития воспитанников в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого воспитанника с ОНР как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

 

·                    формирование общей культуры личности воспитанников с ОНР, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности воспитанника, формирование предпосылок учебной деятельности;

 

·                    воспитание чувства толерантности к окружающим людям; развитие умения передавать чувства и эмоции;

 

·                    развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи воспитанников с ОНР;

 

·                    обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников с ОНР; единство подходов к воспитанию детей в условиях МБДОУ и семьи.

 

Задачи образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития воспитанников при реализации обязательной (инвариантной) части представлены в:

 

·                    «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. / Автор-составитель Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2009. – С. 51, 53, 56);

 

·                    программно-методических рекомендациях «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова,

 

Г.В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009. – 97-102 с.);

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности воспитанника с ОНР и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной Концепции дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к детям с недоразвитием речи и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Программа сформирована с учетом следующих принципов:

·                   Общие принципы и подходы к формированию Программы:

ü    поддержка разнообразия детства;

ü    сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

ü    позитивная социализация ребенка;

ü    личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников МБДОУ) и детей;

ü    содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

ü    приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

ü    формирование познавательных интересов и познавательных действий воспитанников, поддержка инициативы воспитанников в различных видах деятельности;

ü    сотрудничество МБДОУ с семьей;

ü    возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

·                   Специфические принципы и подходы к формированию Программы:

ü    сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что МБДОУ устанавливает партнерские отношения не только с семьями воспитанников, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей воспитанников с недоразвитием речи, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия и др.);

ü    индивидуализация дошкольного образования детей с ОНР – предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности;

ü    развивающее вариативное образование – предполагает, что образовательное содержание предлагается воспитаннику с недоразвитием речи через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей воспитанника;

Реализация Программы:

·                   основывается на дидактическом принципе – развивающем обучении и на научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей;

·                   осуществляется в соответствии с принципами гуманизации (признание уникальности и неповторимости личности каждого воспитанника, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого воспитанника, уважение к личности воспитанника со стороны всех участников образовательного процесса), системности, непрерывности образования, дифференциации и индивидуализации;

·                   учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме;

·                   строится на принципе адаптивности ребенка к пространству МБДОУ и окружающему социальному миру (реализуется через адаптивность предметно-развивающей среды МБДОУ к потребностям ребёнка дошкольного возраста с недоразвитием речи, обеспечивающей комфорт воспитаннику, сохранение и укрепление его здоровья, полноценное развитие);

·                   сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

·                   соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

·                   обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования воспитанников, при реализации которых формируются качества, являющиеся ключевыми в развитии детей дошкольного возраста с недоразвитием речи;

·                   строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников с недоразвитием речи, спецификой и возможностями образовательных областей;

·                   предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с воспитанниками (основная форма работы с воспитанниками и ведущий вид их деятельности – игра);

 

1.1.3.       Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития воспитанников дошкольного возраста с ОНР

1.1.4.        

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р.Е. Левина).

При разработке Программы учитывались особенности развития воспитанников дошкольного возраста с ОНР. Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития воспитанников дошкольного возраста с ОНР представлена в программно-методических рекомендациях «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009. – 97-102 с.):

·                   психолого-педагогическая характеристика детей с I уровнем развития речи – с. 31-34;

·                   психолого-педагогическая характеристика детей со II уровнем развития речи – с. 48-51;

·                   психолого-педагогическая характеристика детей с III уровнем развития речи – с. 65-71.

Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций воспитанникам с ОНР присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Воспитанники с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Затруднения вызывают такие задания, как, например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

1.2.1. Целевые ориентиры уровня дошкольного образования

Главной идеей рабочей программы является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития воспитанников с ОНР.

Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

·       Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности. 

·       Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

·       Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

·       Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности. 

·       Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

·       Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

·       Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

·       Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

·       Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

·       У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

 Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 3 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные маршруты коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.

Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах воспитанников, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого воспитанника. Для диагностики используются методики логопедического обследования Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной. Сроки проведения мониторинговых исследований – май. 

Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является, достижение каждым воспитанником уровня речевого развития, соответсвующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных заданий, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Организация образовательной деятельности

 

Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей воспитанников с ОНР в возрасте от 5 лет до 7 лет (с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей) в различных видах общения и деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования воспитанников (далее – образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников с недоразвитием речи, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка).

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных учителем-логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях учителя-логопеда результатов.

Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с ОНР представлена в:

·                   основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», представленной авторским коллективом под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016) – С. 189-190, 193-216;

·                   программно-методических рекомендациях «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009. – 189 с.). – С. 65-122.

·                   Программе обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). (Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. - М.: МГОПИ, 1993. - 72 с.)

 

2.2. Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами МБДОУ

 

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, предусматривает совместную работу учителя-логопеда, воспитателей и родителей (законных представителей). Сочетание логопедических и педагогических мероприятий позволяет повысить эффективность специального обучения, улучшить функциональную готовность детей к школе, адаптацию к новым образовательным условиям.

 

Взаимодействие с воспитателями МБДОУ в рамках данной программы осуществляется по трём направлениям:

 

1.     Диагностическое направление

1. Воспитатель проводит диагностику общего развития.

2. Сообщает учителю-логопеду результаты своих наблюдений за воспитанником в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания.

3. Опираясь на диагностические данные учителя -логопеда, планирует занятия с детьми, исходя из основных коррекционных задач.

2. Коррекционное направление

1. Осуществляет контроль за речью воспитанников  на занятиях и во время режимных моментов.

2. Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики.

3. Оказывает помощь по автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

4. Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры.

5. Проводит необходимую работу с родителями (законными представителями) для оптимизации коррекционного процесса.

3. Профилактическое направление

1. Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии.

2. Уделяет повышенное внимание воспитанникам с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.

Формы работы по взаимодействию с воспитателями, используемые в практике:

1. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей.

Наблюдение за динамикой позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей или конкретного воспитанника. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает воспитаннику только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает  учитель - логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от воспитанника и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.

2. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности.

Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого воспитанника. Поэтому учитель - логопед помогает подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендует воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советуем использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.

 

Взаимосвязь в работе с воспитателями

Учитель - логопед на своих занятиях отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, знакомит воспитанников с определенными лексико-грамматическими категориями. Учитель - логопед руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.

Воспитателю группы, которую посещает ребёнок-логопат необходимо: постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены, требовать только правильных ответов, правильной артикуляции.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний, создавать ситуацию общения, формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи, привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове, проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти, привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Воспитатель, не должен:

·         Торопить ребёнка с ответом, перебивать

·         Заставлять ребёнка произносить фразу, насыщенную ещё не поставленными у него звуками

·         Давать заучивать тексты и стихи, со звуками, которые ребёнок ещё не может произносить

·         Выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью.

При исправлении и формировании звукопроизношения работа воспитателя и работа учителя -логопеда различается по организации, методическим приёмам, по продолжительности. Основное отличие: учитель - логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством учителя- логопеда активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта.

Преемственность в работе с воспитателями осуществляется через «Тетрадь взаимосвязи учителя – логопеда и воспитателя", которая позволяет осуществлять контроль за речевой деятельностью воспитанников в процессе организованной образовательной деятельности и в режимных моментах. В процессе реализации общеобразовательной программы воспитатели развивают фонематическое восприятие, мелкую моторику пальцев рук и артикуляторную моторику, формируют навыки звукового анализа и синтеза, расширяют словарный запас и совершенствуют грамматический строй речи.

Специальные знания педагоги могут получить через тренинги, мастер классы,  консультации, беседы, памятки и другие формы работы.

 

Содержание работы воспитателей:

1. Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.

2. Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки

воспитанника.

3. Систематическое проведение индивидуальной коррекционной работы с воспитанниками, по рекомендациям учителя-логопеда: закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя-логопеда;

- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;

- системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи воспитанников в процессе всех режимных моментов;

-- включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

- формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).

- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, упражнениях на бездефектном речевом материале.

4. Проведение необходимой работы по профилактике речевых нарушений и коррекции речи. Обеспечение эффективности общей и речевой подготовки к школе.

5. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей (законных представителей), побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье.

 

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива

с семьями воспитанников

Процесс становления полноценной личности ребенка происходит под влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Именно родители, семья в целом, вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Успешность реализации определенных ФГОС ДО целей и задач обеспечивается наличием тесного конструктивного взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников с  ОНР по основным направлениям развития воспитанников: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому.

На основании нормативных правовых документов коллектив МБДОУ стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и, прежде всего, с семьей. Обязательной (инвариантной) частью Программы определены основные цели и задачи, направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников (От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – С. 171-178, 216).

С целью построения эффективного взаимодействия семьи и МБДОУ, достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения и развития воспитанников, созданы следующие условия:

·                   Социально-правовые: взаимодействие регламентируется федеральными, региональными, муниципальными нормативно-правовыми документами, Уставом МБДОУ, иными локальными актами МБДОУ определяющими функции, права и обязанности семьи и МБДОУ;

·                   Информационно-коммуникативные: обеспечение консультативной поддержки в вопросах развития, воспитания и обучения детей, мотивация родителей (законных представителей) на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов, предоставление родителям (законным представителям) достоверной информации о достижениях и проблемах в развитии ребенка и др.;

·                   Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями воспитанников на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей (законных представителей) в изучении данных планов, предоставление права родителям (законным представителям) участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и МБДОУ в интересах развития воспитанника;

·                   Потребностно -стимулирующие: осуществление взаимодействия семьи и МБДОУ с учетом интересов, потребностей и адекватных запросов родителей (законных представителей), предоставление родителям (законным представителям) возможности принимать участие в жизни МБДОУ, в работе коллегиальных органов управления, в общении друг с другом, в обмене опытом семейного воспитания.

Логопедическая работа с дошкольниками как органичная часть социально-педагогической системы, предполагает активное включение родителей (законных представителей) в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. 

Работу с семьей ребенка учитель-логопед проводит совместно с воспитателями группы – это обязательное условие ее высокой эффективности. Основу совместной работы учителя-логопеда, воспитателей и родителей (законных представителей) составляет разумное, чуткое отношение к состоянию ребенка и только потом – предъявление определенных требований к его речи.

В рамках вариативной части Программы с целью целостного развития личности дошкольников, повышения компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания, обеспечения права родителей (законных представителей) на участие в жизни МБДОУ,

·                   предоставляется возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательно-воспитательного процесса (посещение непосредственно образовательной деятельности, знакомство с информацией на официальном сайте МБДОУ, родительские собрания, организация выставок детского творчества, приглашение родителей (законных представителей) на детские концерты и праздники и др.);

·                   практикуется целенаправленное обучение родителей (законных представителей) приемам и методам элементарной коррекции отклонений в развитии ребенка и др.

Партнерское взаимодействие с семьей планируется и в то же время имеет открытый интерактивный формат, обеспечивающий родителям (законным представителям) возможности реализации своего права на участие в воспитательно-образовательном процессе.

Планируемый результат работы с родителями (законными представителями):

·                   организацию преемственности в работе МБДОУ и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания;

·                   повышение уровня родительской компетентности;

·                   гармонизацию семейных детско-родительских отношений.

Цель взаимодействия с семьей — сделать родителей (законных представителей) активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях для домашних работ, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  3.1. Материально-техническое обеспечение Программы, методические материалы и средства обучения и воспитания

3.1.1. Материально-техническое обеспечение Программы

Созданные в МБДОУ условия реализации Программы:

·                   обеспечивают:

ü    возможность достижения воспитанниками с недоразвитием речи планируемых результатов освоения Программы;

ü    полноценное развитие личности воспитанников с ОНР во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности воспитанников на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям;

ü    осуществление всех видов деятельности воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей;

ü    выполнение МБДОУ требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, пожарной безопасности и электробезопасности, охраны здоровья воспитанников и охраны труда работников МБДОУ;

ü    организацию участия родителей (законных представителей) воспитанников, педагогических работников и представителей общественности в разработке Программы, создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды МБДОУ;

ü    использование в образовательном процессе современных образовательных технологий (в т. ч. игровых, коммуникативных, проектных технологий и культурных практик социализации воспитанников);

ü    возможность обновления содержания Программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики их информационной социализации;

ü    эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников МБДОУ, повышение их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования воспитанников;

ü    эффективное управление МБДОУ с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования;

·                   направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

ü    гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников с ОНР;

ü    обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанников с ОНР;

ü    способствует профессиональному развитию педагогических работников;

ü    создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

ü    обеспечивает открытость дошкольного образования;

ü    создает условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в образовательной деятельности.

В МБДОУ созданы условия для эмоционального и психофизического благополучия воспитанников, развития творческих способностей и оздоровления: изолированные физкультурный и музыкальный залы с достаточным количеством наглядного, дидактического и спортивного оборудования обеспечивают полноценное развитие воспитанников по данным направлениям; кабинет учителя-логопеда; комната психологической разгрузки (сенсорная комната); методический кабинет, обеспеченный методической и детской художественной литературой, наглядными пособиями, демонстрационным материалом, играми.

В МБДОУ созданы материально-технические, информационные, научно-методические условия для реализации Программы.

 

3.1.2. Учебно-методический комплект,

являющийся методической базой для определения содержания воспитательно-образовательного процесса

Базой для разработки Программы, рабочих программ воспитателей и иных педагогических работников, комплексно-тематического планирования, явились следующие методические пособия: 

Методическое обеспечение

логопедического сопровождения воспитанников, мониторинг

·                   Альбом для логопеда/ О.Б.Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014

·                   Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

·                   Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

·                   Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для родителей, логопедов, воспитателей. – М.: «Издательство «Гном и Д», 2000.

·                   Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6 – 7 лет с ОНР. Альбом 1. Мир растений / Н.Е. Арбекова. – 3-е изд., испр. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2016. – 32 с.

·                   Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6 – 7 лет с ОНР. Альбом 2. Мир животных / Н.Е. Арбекова. – 3-е изд., испр. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017. – 32 с.

·                   Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6 – 7 лет с ОНР. Альбом 3. Мир человека / Н.Е. Арбекова. – 3-е изд., испр. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017. – 32 с.

·                   Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб., Издательство «Каро», - 2000.

·                   Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.

·                   Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие. / К.Е. Бухарина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 184 с.

§    Бухарина К.Е. Фонетические рассказы по сюжетным и предметным картинкам. Выпуск 1. Звуки [с],[c’],[з],[з’],[ц].-СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 48 с., цв. ил.

§    Бухарина К.Е. Фонетические рассказы по сюжетным и предметным картинкам. Выпуск 4. Звуки [ч],[щ]. Дифференциация звуков [ч]-[т’],[щ]-[с’].-СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2017. – 32 с., цв. ил.

§    Бухарина К.Е. Фонетические рассказы по сюжетным и предметным картинкам. Выпуск 5. Звуки [л],[л’]. Дифференциация звуков [л],[л’]-[в],[в’]. Дифференциация звуков [л],[л’]-[й].-СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 32 с., цв. ил.

§    Бухарина К.Е. Фонетические рассказы по сюжетным и предметным картинкам. Выпуск 6. Звуки [р],[р’]. Дифференциация звуков [р],[р’]-[л],[л’]. -СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 40 с., цв. ил.

§    Бухарина К.Е. Фонетические рассказы. Составление рассказов по сюжетным и предметным картинкам. Дифференциация звуков [с]-[ш], [з]-[ж],. -СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 24 с., цв. ил.

§    Бухарина К.Е. Фонетические рассказы. Составление рассказов по сюжетным и предметным картинкам. Звуки [ш], [ж]. -СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 32 с., цв. ил.

·                   Васильева Л.А. Подари мне улыбку: Пособие для воспитателей детских садов, логопедов и учителей начальной школы. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1998.

·                   Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М.: Школа-Пресс,1999.

·                   Дедюхина Г.В., Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Гном-Пресс, 1999.

·                   Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

·                   Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей: Кн. для логопедов. – М.: Просвещение, 1987.

·                   Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Книга для логопеда.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1985.

·                   Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. – М.: Просвещение,1990.

·                   Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. / Под ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981.

§     Комарова, Л.А. Автоматизация Звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. – М.:ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 32 с.

§     Комарова, Л.А. Автоматизация Звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. – М.:ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 32 с.

§      Комарова, Л.А. Автоматизация Звука Ц в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. – М.:ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 32 с.

§     Комарова, Л.А. Автоматизация Звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. – М.:ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 32 с.

§     Комарова, Л.А. Автоматизация Звука Ж в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. – М.:ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 32 с.

§     Комарова, Л.А. Автоматизация Звука Ч, Щ в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. – М.:ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 32 с.

§     Комарова, Л.А. Автоматизация Звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. – М.:ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 32 с.

§     Комарова, Л.А. Автоматизация Звука Ль в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. – М.:ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 32 с.

§     Комарова, Л.А. Автоматизация Звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. – М.:ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 32 с.

§     Комарова, Л.А. Автоматизация Звука Рь в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. – М.:ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 32 с.

§     Коноваленко, В.В. Антонимы. Картинный материал для занятий и игровой деятельности с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для педагогов и родителей / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017. – 96 с. :ил.

·                   Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002.

·                   Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? Альбом заданий и упражнений. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

·                   Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998.

·                   Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

·                   Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

·                   Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Методическое пособие. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

·                   Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна».- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

·                   Коноваленко, В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: методическое пособие / В. В. Коноваленко С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 48 с. 

·                   Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. 1 период. Пособие для логопедов. – М.: Гном-Пресс, 1999.

•        Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. 2 период. Пособие для логопедов. – М.: Гном-Пресс, 1999.

•        Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. 3 период. Пособие для логопедов. – М.: Гном-Пресс, 2000.

•        Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1999.

·                   Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», 2000.

·                   Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю., 2000.

·                   Крутий Е.Л. Волшебная логопедия. – Д.: Сталкер, 1999.

·                   Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.

·                   Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999.

·                   Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей.- М.: Аквариум, 1995.

·                   Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – М.: Айрис-пресс, 2010.

·                   Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки (С), (СЬ). Логопедическая тетрадь. – Ярославль: Академия развития, 1996.

·                   Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки (З), (ЗЬ), (Ц). Логопедическая тетрадь. – Ярославль: Академия развития, 1996.

·                   Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки (Ш), (Ж). Логопедическая тетрадь. – Ярославль: Академия развития, 1996.

·                   Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи. На звуки (Ч), (Щ). Логопедическая тетрадь. – Ярославль: Академия развития, 1996.

·                   Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи. На звуки (Л), (ЛЬ). Логопедическая тетрадь. – Ярославль: Академия развития, 1996.

·                   Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи. На звуки (Р), (РЬ). Логопедическая тетрадь. – Ярославль: Академия развития, 1996.

·                   О.Ю. Дорошенко, С.А. Комиссарова. Развитие связной речи дошкольников на материале текстов цепной структуры. Вып.1. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016. – 24 с.

·                   О.Ю. Дорошенко, С.А. Комиссарова. Развитие связной речи дошкольников на материале текстов цепной структуры. Вып.2. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016. – 24 с.

·                   О.Ю. Дорошенко, С.А. Комиссарова. Развитие связной речи дошкольников на материале текстов цепной структуры. Вып.3. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2017. – 24 с.

·                   Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – СПб.: Дельта, 1998.

·                   Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с.

·                   Пятница Т.В. Лексика + грамматика = …: Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Ч.2. – 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. – 103 с.

·                   Пятница Т.В. Лексика + грамматика = …: Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В 3 ч. Ч.3. – 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. – 103 с.

·                   Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии.- Екатеринбург, «Литур», 1999.

·                   Селиверстов В.И., Шаховская С.Н., Воронцова Т.Н, Гаубих Ю.Г., Практикум по дошкольной логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №03.07.00 «Педагогика и психология (дошк.)»/; Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1988. – 222 с.: ил.

§     Серия «Логопедические уроки» Н.Н. Сазонова С чего начинается слово. Методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи (для детей 4-6 лет)

§     Серия «Логопедические уроки» Н.Н.Сазонова, Е.В.Куцина Лексика, грамматика, связная речь. Методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи (для детей 4-7 лет)

§     Сазонова Н.Н., Куцина Е.В., РАССКАЗЫ О ВРЕМЕНАХ ГОДА. Осень (для детей 5-7 лет) – Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Литур», 2017. – 32 с. – (серия «Рабочая тетрадь»)

§     Сазонова Н.Н., Куцина Е.В., Хрушкова Н.Г. ФОНЕТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ И СКАЗКИ (для детей 5-7 лет). Часть 2 – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2018. – 32 с. – («Рабочая тетрадь»)

§     Сазонова Н.Н., Куцина Е.В., Хрушкова Н.Г. ФОНЕТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ И СКАЗКИ (для детей 5-7 лет). Часть 3 – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2018. – 32 с. – («Рабочая тетрадь»)

·                   Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО «Фирма  «Издательство АСТ», 1999.

·                   Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы 1 – 4 / Н.Э. Теремкова. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017. – 144 с.

·                   Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 / Н.Э. Теремкова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. – 48 с.

·                   Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2 / Н.Э. Теремкова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2010. – 32 с.

·                   Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3 / Н.Э. Теремкова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2016. – 32 с.

·                   Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4 / Н.Э. Теремкова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2017. – 32 с.

·                   Ткаченко Т.А., ОБОГАЩАЕМ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС (для детей 4-7 лет). – Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Литур», 2017. – 24 с. – (Серия «Рабочая тетрадь»)

·                   Ткаченко Т.А. В школу без дефектов речи. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет / Т.А. Ткаченко. – Москва: Эксмо, 2017. – 128 с. 

·                   Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.- СПб.: Акцидент, 1998.

·                   Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет к пособиям «Учим говорить правильно». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

·                   Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. Альбом дошкольника. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей, Книголюб, 2001.

·                   Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений / Худ. И.Н. Ржевцева.- СПб.: Детство-Пресс, 1999.

·                   Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.

·                   Туманова Т.В. Исправление произношения у детей. Дидактический материал. Учебно – методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей./ Под редакцией проф. Т.Б. Филичевой.- М.: «Гном-Пресс», 1999.

·                   Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно. Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. – Издание 2-е, исправленное и дополненное.- М., Просвещение, 1973.

•        Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Кн. для учащихся. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 1991.

•        Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Кн. для учащихся. В 2ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 1992.

·                   Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.

·                   Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996.

·                   Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном-Пресс», 1999.

·                   Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., Просвещение, 1987.

·                   Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. – М.: МГЗПИ, 1991.

·                   Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программе обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи.. - М.: МГОПИ, 1993. - 72 с.

·                   Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989.

§     Цвирко, О.Ю. Формирование произносительной стороны речи и исправление нарушений звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие / О.Ю. Цвирко. – Барнаул : БГПУ, 2008. – 89 с. : ил.

·                   Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, 1997.

·                   Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5 -7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство Гном и Д», 2001.

·                   Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. Ч.1. М., 1992.

·                   Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. Ч.2. М., 1992.

·                   Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: \ Под ред. В. В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1983. – 64 с.

3.2. Организация образовательной деятельности МБДОУ.

Организация логопедической помощи осуществляется на основании результатов диагностики речевого развития воспитанников.

Выявление воспитанников с нарушениями речи для зачисления на логопедические занятия проводится с 1 по 15 сентября. Все воспитанники с выявленными нарушениями речи регистрируются в документации учителя-логопеда для последующей организации логопедической помощи в зависимости от структуры речевого дефекта.

Зачисление воспитанников с нарушениями речи на логопедические занятия осуществляется на основании результатов диагностики учителя-логопеда, утверждается на заседании психолого-медико-педагогического консилиума и отражается в соответствующей документации МБДОУ.

При выявлении у воспитанников сложного речевого нарушения (ОНР), учитель-логопед обязан рекомендовать родителям (законным представителям) посещение консультации психоневролога, с последующим выполнением рекомендаций специалиста, а так же перевод ребенка в специализированные группы и учреждения. В случае отказа от выполнения рекомендаций родителями (законными представителями) ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта.

Методы коррекционной логопедической работы:

1. Наглядные - непосредственное наблюдение и его разновидности; 

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание  игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам); 

2. Словесные

- чтение и рассказывание художественных произведений;

-заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др. 

-пересказ; 

-обобщающая беседа;

-рассказывание без опоры на наглядный материал; 

3. Практические 

- дидактические игры и упражнения;

-игры-драматизации и инсценировки; 

- хороводные игры и элементы логоритмики 

Средствами коррекции и развития речи воспитанников с ОНР являются:

- общение воспитанников со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.);

- культурная языковая среда (дома и в детском саду);

- обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи, чтение художественной литературы); 

- художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);

- изобразительное искусство, музыка, театр;

- занятия по другим разделам образовательной программы МБДОУ

Образовательная деятельность с воспитанниками по АОП рассчитана на пятидневную рабочую неделю. Продолжительность учебного года — с 1 сентября по 31 мая. Четыре недели в году (две в начале сентября и две в конце мая) отводятся на диагностику уровня знаний и умений детей по речевому развитию.

Эффективность логопедической работы определяется чёткой организацией воспитанников в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей (законных представителей), воспитателей.

Данная программа разработана для реализации в условиях детского сада общеобразовательного вида, то есть, в расписании непосредственно образовательной деятельности не предусмотрено время для проведения фронтальной деятельности учителя-логопеда. Логопедические индивидуальные занятия проводятся в часы свободные от непосредственно образовательной деятельности.

Занятия с воспитанниками проводятся  индивидуально, в микрогруппе (2-3 человека). Периодичность индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести речевого развития. Логопедические занятия проводятся не менее 2 раз в неделю, по мере формирования у детей произносительных навыков, учитель-логопед может объединять детей в микрогруппы для автоматизации произношения. Продолжительность индивидуальных занятий составляет 10-15 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Перспективный план

образовательной деятельности по коррекции речи детей 5-6 лет  с ОНР III уровня

 

Направления работы

I период обучения

II период обучения

III период обучения

Развитие общих речевых навыков

Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.

Обучение короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).

Работа по формированию диафрагмального дыхания.

Работа над мягкой атакой голоса. Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.

 Продолжение работы над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.

 Ознакомление с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Продолжение работы над речевым дыханием.

 Продолжение работы над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение

Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков

Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении воспитанника звуков ([с], [з], [ц], [ш], [ж],[л], [л,], [р], [р,])

Продолжение работы по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи звуков;

 Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Продолжение работы по постановке неправильно произносимых и отсутствующих

в речи звуков;

 Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Развитие фонематических представлений

Учить различать неречевые и речевые звуки по силе, высоте, тембру.

Учить выделению гласных на фоне других гласных и согласных.

Формирование умений дифференцировать на слух сохранные звуки.

Упражнение в выделении начальных гласных звуков в словах и слогах

Закрепление умения подбирать слова на заданный звук. Упражнение в различении гласных-согласных в ряду звуков, слогов, слов. Совершенствование навыка выделения заданного звука из слова. Закрепление умения проводить звуковой анализ и синтез слов типа дом, кот.

Упражнение в подборе слов на заданный звук, в различении гласных и согласных, в выделении звука из слова.

Закрепление умения проводить полный звуковой анализ слов типа кот, дом, сон.

Работа над слоговой структурой слова

Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь в движении и др.)

Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры (фишки, карточки)

Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнения в произнесении многосложных слов.

Проговаривать слова доступного речевого класса. Постепенно увеличивать сложность классов.

Постепенно увеличивать сложность произносимых слов. Проговаривать двустишия и четверостишия.

Лексика

Расширение и уточнение словаря с учетом лексических тем воспитателя, предусмотренных образовательной программой МБДОУ.

Расширение и уточнение словаря с учетом лексических тем воспитателя, предусмотренных образовательной программой МБДОУ.

Расширение и уточнение словаря с учетом лексических тем воспитателя, предусмотренных образовательной программой МБДОУ.

Грамматический строй речи

Формирование словоизменения и словообразования

Формирование словоизменения и словообразования

Формирование словоизменения и словообразования

Развитие связной речи

Составление простых распространённых предложений;

Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом;

Обучение пересказу рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Обучение составлению рассказа по демонстрируемому действию.

Работа над диалогической речью.

Обучение составлению описательных рассказов по схемам.

 

Обучение пересказу рассказа с использованием фланелеграфа.

Обучение пересказу рассказа с использованием сюжетных картинок.

 Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок.

Обучение пересказу  рассказа с использованием одной сюжетной картины.

Обучение составлению рассказа с использованием одной сюжетной картины.

Обучение пересказу небольших рассказов и сказок.

Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, из опыта;

 

В итоге логопедической работы воспитанник должен:

•  понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

•  фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

•  правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

•  пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

•  владеть элементарными навыками пересказа;

•  владеть навыками диалогической речи;

•  владеть навыками словообразования: продуцировать существительные от глаголов, прилагательные от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы существительных и прочее;

•  грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Чётко проговаривать падежные, родовидовые окончания слов; простые и почти все сложные предлоги употреблять адекватно;

•  использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и так далее);

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

 


 

Индивидуальная образовательная программа развития ребенка с общим недоразвитием речи

Индивидуальная образовательная программа развития ребенка с общим недоразвитием речи

Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями

Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями

Письмо Министерства образования и науки

Письмо Министерства образования и науки

ОНР. Программа реализуется на государственном языке

ОНР. Программа реализуется на государственном языке

ОНР как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; · формирование общей культуры личности воспитанников с

ОНР как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; · формирование общей культуры личности воспитанников с

МБДОУ) и детей; ü содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; ü приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи,…

МБДОУ) и детей; ü содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; ü приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи,…

Таким образом, развитие в рамках

Таким образом, развитие в рамках

ОНР представлена в программно-методических рекомендациях «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

ОНР представлена в программно-методических рекомендациях «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире

Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей воспитанников с

Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей воспитанников с

Взаимодействие с воспитателями

Взаимодействие с воспитателями

Взаимосвязь в работе с воспитателями

Взаимосвязь в работе с воспитателями

Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания

Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания

С целью построения эффективного взаимодействия семьи и

С целью построения эффективного взаимодействия семьи и

Партнерское взаимодействие с семьей планируется и в то же время имеет открытый интерактивный формат, обеспечивающий родителям (законным представителям) возможности реализации своего права на участие в…

Партнерское взаимодействие с семьей планируется и в то же время имеет открытый интерактивный формат, обеспечивающий родителям (законным представителям) возможности реализации своего права на участие в…

Программы, создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды

Программы, создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды

Альбом для логопеда/ О.Б.Иншакова

Альбом для логопеда/ О.Б.Иншакова

Бухарина К.Е. Фонетические рассказы

Бухарина К.Е. Фонетические рассказы

Комарова, Л.А. Автоматизация Звука

Комарова, Л.А. Автоматизация Звука

Коноваленко В.В., Коноваленко

Коноваленко В.В., Коноваленко

Пятница Т.В. Лексика + грамматика = …:

Пятница Т.В. Лексика + грамматика = …:

Ткаченко Т.А. В школу без дефектов речи

Ткаченко Т.А. В школу без дефектов речи

Цвирко, О.Ю. Формирование произносительной стороны речи и исправление нарушений звукопроизношения у детей: учебно-метод

Цвирко, О.Ю. Формирование произносительной стороны речи и исправление нарушений звукопроизношения у детей: учебно-метод

Средствами коррекции и развития речи воспитанников с

Средствами коррекции и развития речи воспитанников с

Индивидуальная программа развития для ребенка с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста

Индивидуальная программа развития для ребенка с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста

Перспективный план образовательной деятельности по коррекции речи детей 5-6 лет с

Перспективный план образовательной деятельности по коррекции речи детей 5-6 лет с

Работа над слоговой структурой слова

Работа над слоговой структурой слова

Чётко проговаривать падежные, родовидовые окончания слов; простые и почти все сложные предлоги употреблять адекватно; • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов,…

Чётко проговаривать падежные, родовидовые окончания слов; простые и почти все сложные предлоги употреблять адекватно; • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2021