ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РАБОТЫ С ПОДРОСТКОМ, СКЛОННОМУ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Оценка 4.8

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РАБОТЫ С ПОДРОСТКОМ, СКЛОННОМУ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Оценка 4.8
docx
13.03.2024
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РАБОТЫ С ПОДРОСТКОМ, СКЛОННОМУ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
индивидуальная программа.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«НОВОПСКОВСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

РАССМОТРЕНО:                 ОДОБРЕНО:                        УТВЕРЖДАЮ:

на заседании

методического                    Заместитель директора     Директор ГБОУ ПО

объединения                        по УПР ГБОУ ПО ЛНР        ЛНР «НАК»

    «НАК»                                  

ООД

Протокол №                       _______С.Н.Бабеева           ________С.А.Жучинский

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РАБОТЫ С ПОДРОСТКОМ, СКЛОННОМУ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

 

 

 

Составитель: педагог-психолог Жук Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023г

 

 

Содержание

 

 

1.                 Пояснительная записка.

2.                 Формы работы.

3.                 Организационная структура занятий

4.                 Ожидаемый результат

5.                 Содержание индивидуальной работы педагога-психолога с подростком

6.                 (Приложение 1.)

7.                 Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 Среди миллионов детей – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми, «проблемными».  Все это связано с определенными проблемами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей. Именно из неблагополучных семей и выходят эгоисты, лицемеры, лодыри, малолетние правонарушители.

Проблема работы педагогов, с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов, приводящих ребенка к депрессии, как на физическом, так и на психологическом уровне.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме проблемы детей группы риска в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 15 процентов российских детей не посещают школу – это те, кто составляет группу риска. Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту.

В настоящее время категория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обуславливающийся сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска».

В психологии, педагогике, социальной педагогике к 5 данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом. Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

 Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей:

пьянство одного или обоих родителей;

•асоциальное поведение одного или обоих родителей (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.);

• устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

• сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;

• убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;

• отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);

• оставление малолетних детей одних без пищи и воды;

• отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;

• побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. А именно со стороны врача психоневролога, дефектолога, психолога, логопеда, социального педагога, учителя начальных классов. Этим детям требуется медикаментозная терапия, которую осуществляет врач – психолог.

Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей. Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. Во-вторых, необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности. В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации.

Работа с семьей ребенка “группы риска” оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой студентов и с преподавателями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей. Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.

Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, внутриколледжного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников ПДН, учреждений дополнительного образования. Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают. 

Проблемы:

1. Ухудшение социального положения семей в колледже.

2. Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития детей.

3. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме

4. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.

5. Высокий уровень подавления и насилия.

6. Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

7. Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.

8. Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи.

Выводы: для реализации программы работы с трудным подростком по профилактике и коррекции девиантного поведения, с учетом индивидуально-психологических качеств обучающегося, необходимо создание благоприятной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности ребёнка, направленного на развитие эмоционально-устойчивой деятельности, способной противостоять негативному влиянию социума, что в дальнейшем, поможет ему успешно интегрироваться в социуме.

 

Цель программы

Коррекция девиантного поведения и предупреждение девиации, приобретение навыков уверенного поведения, развитие коммуникативной сферы.

Задачи:

1.                 Коррекция агрессивного поведения; снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности 

2.                 Коррекция настроения и негативных черт характера

3.                 Развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим;

4.                 Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

5.                 Научить анализировать свое поведение.

6.                 Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения;

7.                 Обучение способам саморегуляции, релаксации;

8.                 Обучение способам выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах.

9.                 Обучение ребенка открытому разговору о своих проблемах.

10.            Снятие эмоционального напряжения методами Арт-терапии.

11.            закрепление положительной динамики.

Реализация перечисленных задач предполагает овладение подростком следующими знаниями:

§     о методах и приёмах самоанализа, самопознания, самосовершенствования;

§     о приёмах саморегуляции, релаксации;

§     об индивидуально-личностных особенностях;

§     о способах поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях;

§     о навыках эффективного взаимодействия с окружающими.

и умениями: 

§     применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации; овладеть способами выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально приемлемых формах;

§     осознавать, принимать и понимать чувства, эмоции, настроения свои и окружающих людей, проявлять сочувствие, сострадание, эмпатию;

§     овладеть навыками уверенного поведения, бесконфликтного общения;

§     уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях нравственного выбора;

§     правильно реагировать в трудных жизненных ситуациях;

§     применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.

2.Формы работы

Важным аспектом реализации программы сопровождения является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации воспитательного процесса, оценки эффективности развивающей работы. 

При реализации программы используются следующие формы и методы работы:

§     · беседа,

§     · ролевая игра,

§     · арт-терапевтические техники 

§     · сказкотерапия,

§     · дискуссия,

§     · релаксационные методы,

§     – анализ метафор и притч,

§     – дыхательная гимнастика,

§     – самовнушение.

§     Основное содержание занятий составляют тренировочные упражнения, анализ и прорабатывание различных ситуаций и путей их преодоления.

§     Эти формы практической работы позволяют ребенку доступным способом, соответствующим возрасту и развитию, усвоить получаемую информацию. Через практические упражнения происходит:

§     получение эмоциональной поддержки от психолога, повышение мотивации на работу с чувствами;

§     расширение знаний участника о самом себе, осознание своих внутренних ресурсов, повышение уверенности в себе;

§     обучение отдельным техникам самоконтроля;

§     обучение эффективному общению, умению избегать ошибок в общении;

§     формирование навыков принятия правильного решения, критического мышления, умения находить альтернативное решение проблемных ситуаций.

3.                 Организационная структура занятий

§     Материал каждого занятия рассчитан на 33 – 40 минут, 2 раза в месяц.

§     1.- Ритуал приветствия и разминка

§     Цель: создание атмосферы доверия, положительный настрой на работу.

§     2. – Основная часть

§     Направлена на решение задач данной программы.

§     3.- Заключительная часть

§     Подведение итогов, получение обратной связи. Ритуал прощания.

4.                
Ожидаемый результат:

5.                 Формирование положительного отношения у подростка к себе и другим, осознания себя;

6.                 Понять, что нужно изменить в себе, увидеть себя глазами других, формирование навыков самоанализа и самоконтроля;

7.                 Определение профессиональных интересов;

8.                 Развитие способностей устанавливать контакт с окружающими;

9.                 Формирование умения позитивно разрешать конфликты;

10.            Развитие чувства ответственности.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся 

Текущий:

-рефлексивный – контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый:

-диагностика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание индивидуальной работы педагога-психолога с подростком.

 

 

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ

1.                 Знакомство. (Установление эмоционального контакта с подростком, взаимоотношений «сопереживающего партнерства»)

Комплекс упражнений на «раскрепощение»:

А) в течении одной минуты подросток говорит о себе несколько теплых слов.

Б) рассказывает одну смешную ситуацию, произошедшую в его жизни

Рефлексия.

1.МЕТОДИКА ДЕМБО-РУБИНШТЕЙНА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ.

Цель: Изучения уровня самооценки подростка, основных черт характера.

Материал: На листе бумаги в клетку чертят две горизонтальные параллельные линии, между которыми расстояние в 10 клеток. С левого края чертят первую вертикальную линию (пробную), соединяющую обе горизонтали.

Инструкция: Ты знаешь, что есть разные люди, честные и лживые, добрые и злые, справедливые и не очень, трудолюбивые и ленивые, вежливые и грубые.

1.                 В самой верхней точке находятся те, кто считают себя самыми добрыми, в самой нижней – те, кто считают себя самыми злыми. Между ними — все остальные. Отметь точкой, куда бы ты поставил себя на этой вертикальной линии?

2.                 В самой верхней точке – самые щедрые люди, в самой нижней – самые жадные. Где находишься ты?

3.                 Честность.

4.                 Дружелюбие.

5.                 Справедливость.

6.                 Находчивость.

7.                 Трудолюбие.

8.                 Самостоятельность.

9.                 Заботливость.

10.            Организованность.

11.            Нравишься ли ты себе, какой ты есть?

12.            Хотел бы ты стать еще лучше: вежливее, трудолюбивее, справедливее и т.д.?

13.            Что нужно сделать, чтобы стать лучше?

14.            Ты так уже делаешь?

Рефлексия

Домашнее задание: подумать, что такое самооценка?

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ    

I ЭТАП:

Приветствие. Установление эмоционального контакта. Обсуждение домашнего задания.

II ЭТАП:

 Беседа на тему: «Что же такое самооценка? Что влияет на нашу самооценку?» 

(размышление по данной теме)

Примерные вопросы и задания:

– Приведи, пожалуйста, примеры ситуаций, в которых твоя самооценка растет, а когда наоборот падает.

-Какие люди и как влияют на нашу самооценку?

-Что ты чувствуешь, когда твоей самооценке нанесен «удар»?

– Как ты думаешь, почему самооценка – важный регулятор поведения? Приведи, пожалуйста, свой пример к этому высказыванию.

ИТОГ: Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. 

Все “Я” уживаются в человеке одновременно. И если одно из “Я” будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности. 

Например, хотеть быть сильным и не заниматься спортом. Желаемое не совпадает с действительностью. Степень правильности “Я” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самого себя, своих качеств и места среди других людей. 

С помощью самооценки проходит регуляция поведения личности. Деятельность и общение дают важные ориентиры для поведения. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам и поступкам. 

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем его самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа “Я”. Такая самооценка показывает, какую по степени трудности цель ставит перед собой человек. Психолог Джеймс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний. 

Самооценка = Успех / Притязания. 

Формула свидетельствует о том, что стремление к повышению самооценки может реализоваться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, и в случае успеха уровень притязаний повышается, человек готов решать более сложные задачи, при неуспехе — наоборот. 

Люди, мотивированные на успех, ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха; выбирают соответствующие средства и способы, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели. 

У людей, мотивированных на избежание неудач, главная цель не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Такие люди неуверенны, боятся критики, и если есть сомнения успеха в работе, то это вызывает отрицательные эмоции. Человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, избегает ее. 

Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.
Чтобы достичь успеха, человек должен предъявлять требования к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере добивается успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки, 

Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо. 

    Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур легкими задачами и целями так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. 

 

УПРАЖНЕНИЕ «ПРИНЯТИЕ СЕБЯ»

Цель: самоанализ, исследование личностных качеств.

Для этого упражнения потребуется лист бумаги и ручка. Нужно разделить лист на две половинки. Слева, в колонку “Мои недостатки”, записать все то, что считаете своими недостатками именно сегодня, сейчас. На эту работу отводится пять минут. Затем напротив каждого недостатка запишите по одному своему достоинству, т.е. то, что можно противопоставить, чем вы и окружающие вас люди довольны уже сегодня, что принимают в вас. Запишите их в колонке “Мои достоинства”. На второй этап работы отводится пять минут

Мои недостатки                                                     Мои достоинства

1

2

3

4 и т.д.

Обсуждение

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

 УПРАЖНЕНИЕ «УСПОКАИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ»

В исходном положении стоя или сидя сделать полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Этот прием повторить четыре раза. После этого вновь вдохнуть, вообразить треугольник и выдохнуть в него три раза. Затем подобным же образом дважды выдохнуть в квадрат. После выполнения этих процедур обязательно наступит успокоение

 

УПРАЖНЕНИЕ «ЗЕВОК»

Цель: обучение способам расслабления мышц лица.

По оценке специалистов, зевок позволяет почти мгновенно обогатить кровь кислородом и освободиться от избытка углекислоты. Напрягающиеся в процессе зевка мышцы шеи, лица, ротовой полости ускоряют кровоток в сосудах головного мозга. Зевок, улучшая кровоснабжение легких, выталкивая кровь из печени, повышает тонус организма, создает импульс положительных эмоций. Говорят, что в Японии работники электротехнической промышленности организованно зевают через каждые 30 минут.

Для упражнения нужно закрыть глаза, как можно шире открыть рот, напрячь ротовую полость, как бы произнеся низкое «у-у-у». В это время необходимо как можно ярче представить, что во рту образуется полость, дно которой опускается вниз. Зевок выполняется с одновременным потягиванием всего тела.

Повышение эффективности зева способствует улыбка, усиливающая расслабление мышц лица и формирующая положительный эмоциональный импульс. После зевка наступает расслабление мышц лица, глотки, гортани, появляется чувство покоя.

Рефлексия.

Домашнее задание: самостоятельно отрабатывать приемы саморегуляции.

ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ     

УПРАЖНЕНИЕ НА САМОИДЕНТИФИКАЦИЮ. «КТО Я? КАКОЙ Я?»

Цель: осознание своих индивидуально-психологических особенностей, формирование представлений о своей Я – концепции.

Материал: тетрадные листы бумаги, ручки. 

Инструкция: написать 10 ответов на вопрос “Кто Я?“ и 10 ответов на вопрос, “Какой Я?”. 

При этом можно учитывать любые свои характеристики, черты, интересы, эмоции — все, что покажется вам подходящим для того, чтобы описать себя фразой, начинающейся с “я”. 

После выполнения задания идет обсуждение задания.

 

УПРАЖНЕНИЕ: ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК «Я В ПРОШЛОМ, Я В НАСТОЯЩЕМ, Я В БУДУЩЕМ»

Цель: Выявление внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самооценки, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации.

Инструкция:

Материалы: Бумага, карандаш.

Инструкция: Ты когда-нибудь задумывался о том, что ты будешь делать в этом году… через пять лет… через десять лет? С кем ты разговариваешь о том, чего бы ты хотел достичь и что пережить в своей жизни? Я хотела бы, чтобы ты сейчас задействовал свою фантазию и представил, какой прекрасной станет твоя жизнь. Сядь удобно и закрой глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Представь себе, что ты ночью лежишь в своей постели и видишь прекрасный сон. Ты видишь самого себя через пять лет… (15 секунд.) Обрати внимание, как ты выглядишь через пять лет; где ты живешь; что ты делаешь. (15 секунд.) Представь себе, что ты очень доволен своей жизнью. Ты еще продолжаешь ходить в школу или ты уже работаешь? За что именно ты отвечаешь? Что ты умеешь делать из того, чего не умеешь еще сейчас, когда ты еще ребенок и ходишь в школу? (30 секунд.) В течение некоторого времени подумай и постарайся понять, что тебе потребовалось сделать, чтобы достичь такого результата. Какие шаги ты для этого предпринял? (1 минута.) Теперь вернись обратно, в настоящее, и хорошо запомни все, что ты увидел и что узнал о самом себе. Потянись немного, напряги и расслабь все свои мускулы и открой глаза. Теперь возьми лист бумаги и опиши, что ты будешь делать через пять лет. Запиши, где ты будешь жить, во что будешь играть. Напиши, кто будет важен для тебя в твоей жизни. Опиши, как ты достиг всего этого. (15 минут.)  

Обсуждение рисунка. Рефлексия     

 

РЕЛАКСАЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ ««Я СНЕГОВИК»

Цель: снятие мышечных зажимов 

Тебя вылепили дети, и теперь они ушли, оставив тебя одного. У тебя есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, потом – другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле.

 

УПРАЖНЕНИЕ НА ВИЗУАЛИЗАЦИЮ «СОЛНЦЕ»

Цель: релаксация, получение позитивных переживаний.

Представь себя на пляже на рассвете. Море почти неподвижно, гаснут последние яркие звезды. Ощути свежесть и чистоту воздуха. Посмотри на воду, звезды, темное небо.

Некоторое время вслушивайся в предрассветную тишину, в неподвижность, пропитанную будущим движением. Темнота медленно отступает и цвета меняются. Небо над горизонтом краснеет, потом становится золотым. Затем тебя касаются первые лучи солнца. И ты видишь, как оно медленно поднимается из воды.

Когда солнце наполовину показывается из-за горизонта, ты видишь, что его отражение в воде образует дорожку золотого мерцающего света, идущего от тебя к самому его центру. Вода теплая, приятная, и ты решаешь войти в нее. Медленно, наслаждаясь, ты начинаешь плыть в окружающем золотом сиянии. Ты ощущаешь соприкосновение тела с водой, полной искрящегося света. Ты чувствуешь, как легко плыть, и наслаждаешься движением по морю.

Чем дальше ты плывешь к морю, тем меньше сознаешь окружающую воду, и тем больше становится вокруг света. Ты чувствуешь, что окутан благотворным проникающим светом. Теперь твое тело купается в животворной энергии солнца.  Твои чувства проникнуты ее теплом. Твой ум озарен ее светом. Ты возвращаешься, одновременно сохраняя в себе частичку тепла и света.

Открываем глаза.

Домашнее задание: самостоятельно отрабатывать приемы саморегуляции.

 

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ:

I ЭТАП:

Приветствие, установление эмоционального контакта.

УПРАЖНЕНИЕ «БАНК ПЕРЕЖИВАНИЙ».

Цель: Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования.

Источник многих проблем – чрезмерные опасения и заботы. Осложнить себе жизнь достаточно просто: надо меньше думать и переживать о том, что может случиться с нами или нашими близкими. «А вдруг…», «А что, если…». Тот, кто много размышляет об этом, тратит свои силы на переживание и преодоление того, чего нет и, может быть, никогда не будет. У такого человека не остается сил на решение отдельных вполне посильных проблем.

Инструкция:

Подумай, вспомни, о чем ты обычно переживаешь? Есть ли сейчас какая-нибудь важная проблема, стоящая перед тобой. Запиши проблему и связанные с ней переживания на небольшом листочке бумаги и положи в коробку. Храни его у себя дома. Раз в неделю в спокойной обстановке садись за стол, записывай свои заботы и переживания и добавляйте их в коробку. Через две недели переберите свои заботы и посмотрите, что с ними стало за это время. Процедуру можно повторить через месяц и более. 

Вопросы для обсуждения (минимум через две недели):

– Не исчезли ли многие заботы и переживания сами собой? 

– Можно ли отличить преодолимые и непреодолимые трудности? Если да, то как?

 

УПРАЖНЕНИЕ НА ВИЗУАЛИЗАЦИЮ «РАЗГОВОР С СОБОЙ»

Цель: снятие нервного напряжения.

Представь, что ты идёшь по тропинке, спускаешься к реке. Ты идёшь вдоль реки. Вода тихо струится, переливается. Ты смотришь на воду – и вдруг мир вокруг тебя изменяется. Я не знаю, как – но ты знаешь это. Ты смотришь на берег и видишь вдали маленького мальчика. Он играет один. Он кажется тебе очень близким. Ты подходишь и видишь, что он – это ты. Только меньше. Маленький, беспечный, беззаботный. Он глядит на этот мир большими изумлёнными глазами. Он ещё многого не знает. Подойди ближе к нему. Сейчас ты можешь прикоснуться к нему. Просто молча посидеть рядом. И можешь сказать ему какие-то очень важные, нужные слова. (Пауза) Теперь ты можешь впустить его внутрь себя или можешь отпустить его. Только помни, что в тебе всегда есть частичка этого маленького существа.

УПРАЖНЕНИЕ «ОЧИСТИТЕЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ»

Цель: снятие утомления, повышение сопротивляемости организма к различным неблагоприятным факторам.

Выполняется в любом удобном положении – стоя, сидя, лежа. После полного вдоха выдох осуществляется небольшими порциями сквозь узкую щель между губами, внешне напоминая попытки погасить пламя свечи. Каждая последующая порция должна быть меньше предыдущей. На первых порах число повторений не должно превышать трех, а в дальнейшем можно довести до десяти.

Домашнее задание: на листе бумаги обвести любую руку и прописать ПОСЕРЕДИНЕ ЛАДОНИ важную цель, а на пальцах пути достижения этой цели. 

  ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ

I ЭТАП:

Установление эмоционального контакта. Обсуждение домашнего задания.  

 

УПРАЖНЕНИЕ «СЛОВАРЬ ЧУВСТВ»

Цель: Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования.

Инструкция.

Мне хочется узнать, сколько слов, обозначающих различные чувства, ты можешь назвать за одну минуту. Ты будешь называть, а я считать. Теперь напиши, пожалуйста, какие чувства испытываешь после контрольной работы (1минута). А теперь вспомни значимую для тебя ситуацию. Можешь ли ты ее описать на языке чувств? (2-3 минуты).

Вопросы для обсуждения:

– С кем ты говоришь о своих чувствах?

– О каких чувствах тебе бывает легче говорить?

– О каком чувстве тебе говорить труднее? 

– Какое чувство нравится тебе больше других?

– Какое, по-твоему, самое неприятное чувство?

– Почему важно, чтобы мы могли говорить о своих чувствах?

 

УПРАЖНЕНИЕ «НА ОШИБКАХ УЧАТСЯ».

Цель: Формирование толерантной коммуникативной культуры.

Инструкция:

Каждый из нас совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Каждый из вас знает, что он время от времени делает ошибки. Можешь ли ты вспомнить сейчас какую-нибудь свою большую ошибку?

Некоторые люди, совершив ошибку, очень строго судят себя. Другие просто еще раз пытаются сделать то, что у них не получилось. С каждым таким шагом они учатся и никогда не создают больших проблем, если у них что-то сразу не вышло. А как ты реагируешь на свои ошибки? 

Вопросы для обсуждения:

– Переживаешь ли ты, когда совершаешь ошибку?

– Можешь ли ты, после того как совершишь ошибку, начать делать что-то другое?

– Пытаешься ли ты многократно совершать какое-то действие до тех пор, пока не научишься его делать?

– Кто радуется вместе с тобой, когда у тебя что-то получается?

УПРАЖНЕНИЕ «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА СО ЗВУКОМ «ХА»

Цель: снятие нервного напряжения, освобождения от ощущения внутреннего беспокойства.

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. С медленным вдохом поднять расслабленные руки над головой, задержать дыхание на несколько секунд и представить себя стоящим на краю глубокой пропасти, держа в руках сосуд, содержащий все, что омрачает жизнь- горести, страхи, физические недуги. Немного наклониться вперед (с прямой спиной) и со звуком «Ха» резким движением сбросить сосуд в пропасть. Звук должен не произноситься, а образовываться выходящим из груди воздухом. После выдоха некоторое время оставаться в наклоне, раскачивая руки, до ощущения желания сделать вдох. Повторить 2-3 раза

 

УПРАЖНЕНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ «МОЙ ОГОНЁК»

Цель: снятие нервного напряжения

Ты выходишь из этого дома и идёшь по улице. Ты никуда не торопишься, просто идёшь. Тебя никто не ждёт. Ты просто гуляешь. Замечаешь снежные сугробы вокруг дороги. Снег серебрится в лучах фонарей. Ты останавливаешься и любуешься снегом. Потом поднимаешь глаза, видишь дома, освещённые окна. В окнах горит тёплый свет. В каждом окне – маленький мир. Уютный дом. Теперь представь себе, что где-то внутри тебя горит такой же маленький тёплый свет. Он даёт тебе уют и тёплый покой. Что бы ни происходило стобой, какие бы бури и волнения ты не переживал, он горит ясным, тёплым, спокойным светом. Представь его в виде язычка пламени. Ты можешь осторожно взять его в руки. Вот он перед тобой. Ты бережно держишь его в руках. Полюбуйся его ровным, мягким светом. Поблагодари за тепло и мир, которые он даёт (Пауза). Теперь бережно положи его. Он всегда будет с тобой.

Домашнее задание: отрабатывать приемы саморегуляции, написать список желаний в конверте.

ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ 

I ЭТАП:

Приветствие. Обсуждение домашнего задания

УПРАЖНЕНИЕ «БЫЛА БЫ ПРОБЛЕМА».

Цель: Отработка навыков преодоления трудностей.

Один из важных ресурсов преодоления жизненных трудностей – это успешный опыт такого преодоления. «Закон накопления опыта» действует и тогда, когда речь идет о жизненных трудностях и кризисах. Чем успешнее человек справлялся с ними в прошлом, тем лучше это у него получится в будущем. Опыт преодоления трудностей есть у каждого человека. Вспомнить его, получить доступ к этому личностному ресурсу поможет упражнение, девиз которого – «Была бы проблема, а решение найдется!»

Инструкция:

Удавалось ли тебе когда-нибудь сделать что-то, что было для тебя очень сложным? Задача была непростой, но ты все же справился с ней! Возможно, остальные не обратили внимания на то, что ты сделал что-то очень важное для себя, но сам ты был доволен, что смог преодолеть себя и справиться с такой сложной проблемой. Вспомни пару таких случаев из твоего личного опыта и опиши их.

Вопросы для обсуждения:

– Когда у тебя что-нибудь хорошо получается, кому ты расскажешь об этом? Почему именно этому человеку?

– По каким признакам окружающие могут заметить, что ты гордишься собой? 

– Что тебе потребовалось, чтобы сделать то, о чем ты рассказал?

– Когда тебе нужно сделать что-то очень сложное, сколько попыток ты предпринимаешь?

– В каких случаях ты бываешь готов сделать и все бросить?

АРТ-ТЕРАПИЯ: УПРАЖНЕНИЕ «4 ПЕРСОНАЖА»

Цель: самоанализ, исследование личностных качеств.

Инструкция: Изобрази себя в образе четырех персонажей: растения, животного, неодушевленного предмета, человека.

Через данных, нарисованных персонажей можно выделить: особенности личности, черты характера, пристрастия, интересы, эмоции, описание ситуаций в которых человек оказался. 

На основе этих признаков можно выделить значимость человека либо описания себя, либо описания внешнего мира.

Беседа с вопросами:

«Что общего у вас с ним?», 

«Что это для вас?», 

«Что нравится тебе в нем?

«Что не нравится?»,

 «Чтобы ты изменил?»

Необходимо заметить, что самое крупное изображение означает самое значимое, на это надо обратить внимание подростка.

 

УПРАЖНЕНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ «СВЕЧКИ НА ТОРТЕ».

Цель: снятие нервного перенапряжения

Давай притворимся, что мы свечки на торте. Цвет ты можешь выбрать тот, который тебе больше нравится. Поначалу мы стоим высокие и прямые. Мы выглядим совсем как деревянные солдатики. Тела наши крепки, как свечки. А теперь солнце припекает все сильнее. Мы начинаем плавиться. Сначала падает голова… Теперь плечи… руки… Воск, из которого мы сделаны, тает медленно. Наши ноги оседают… и медленно… медленно… мы становимся лужицей воска на полу. А теперь поднимается холодный ветер и дует на нас: Ф-ф-у… Ф-ф-у… Ф-ф-у-у-у», —и мы снова становимся стройными и прямыми.

Рефлексия.

Изготовление благодарственной грамоты «Себе любимому».

Домашнее задание: отрабатывать приемы саморегуляции.

 

СЕДЬМОЕ ЗАНЯТИЕ 

I ЭТАП:

Приветствие. Установление эмоционального контакта.

УПРАЖНЕНИЕ «РАБОТА С НЕГАТИВНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ»

Цель: научить понимать негативное состояние 

Предлагается ответить на вопросы, связанные с особенностями появления у человека негативных эмоциональных переживаний. Затем проводится анализ ответов, рефлексия опыта участников, связанная с негативными переживаниями.

Вопросы:

1.                 Какие именно люди или события вызвали у вас негативное состояние (вспомните момент до деталей)

2.                 В каких конкретных действиях это выражалось: слова, действия?

3.                 Что вы конкретно почувствовали в это время?

4.                 Что больше всего задело вас лично: тон, смысл, манера поведения? Другими словами, где у вас «кнопка» запуска эмоциональной реакции?

5.                 Было ли это неожиданностью? Если да, то почему вы это упустили из виду при планировании переговорного процесса.

6.                 Что мешало видеть предвещавшее событие мелкие эпизоды поведения партнеров по переговорам? Можно ли было остановить Агрессию на предвещавшую стадии?

7.                 Как вы относитесь к данным людям.

8.                 Имеют ли данные люди основания относительно к вам плохо? Было ли что-нибудь провоцирующее в вашем поведении?

9.                 Если имеются основания для негативной оценки вашего поведения, то какие?

10.            Если не имеются, то почему они все-таки враждебно повели себя по отношению к вам? Чего они хотели этим достичь?

 

УПРАЖНЕНИЕ «БЕЗМОЛВНЫЙ КРИК»

Цель: научить при обиде или гневе не чувствовать себя жертвой, контролировать себя и избавляться от напряжения.

Инструкция: Закрой глаза и трижды глубоко и сильно выдохни. Представь себе, что ты идешь в тихое и приятное место, где никто тебе не помешает. Вспомни о ком-нибудь, кто действует тебе на нервы, кто тебя злит или причиняет тебе какое-либо зло. Представь себе, что этот человек еще сильнее раздражает тебя. Пусть твое раздражение усиливается. Определи сам, когда раздражение станет достаточно сильным. Тот человек тоже должен понять, что больше раздражать тебя уже нельзя. Для этого ты можешь закричать изо всех твоих сил, но так, чтобы этого никто не услышал. То есть, кричать нужно про себя. Может быть, ты захочешь заорать: “Хватит! Перестань! Исчезни!” Открой рот и закричи про себя так громко, как только сможешь. В твоем потайном месте ты один, там никто не может услышать тебя. Закричи еще раз, и в этот раз ори еще громче! Ну вот, теперь хорошо…

А теперь снова вспомни о человеке, который осложняет тебе жизнь. Представь себе, что каким-то образом ты мешаешь этому человеку по-прежнему злить тебя. Придумай в своем воображении, как ты сможешь сделать так, чтобы он больше тебя не мучил. (1 минута.)

А теперь открой глаза и расскажи нам о том, что ты пережил.

 Анализ упражнения:

§     Что ты кричал?

§     Смог ли ты в своем воображении крикнуть очень-очень громко?

§     Кого ты представил в образе твоего злого духа?

§     Что ты придумал, чтобы остановить этого человека?

 

УПРАЖНЕНИЕ «МЕТАФОРА ПРОБЛЕМЫ»

Цель: выход на уровень проблемы; позволить распознавать и обозначать собственные переживания и свое отношение к жизненным трудностям, понять их смысл и ценность.

I этап: «Трудно найти человека который никогда не испытывал бы никаких психологических проблем, которому не приходилось преодолевать жизненных трудностей. Сегодня мы немного поработаем с этими вопросами. От нас не требуется подробного и всестороннего изложения содержания твоих проблем: может быть, ты сохранишь это в тайне. Подумай о том, как можно изобразить сложную для тебя проблему в метафорической форме. Для рисования своих проблем можно использовать краски, и фломастеры.» Начинается немного звучать медитативная музыка.

Закрой глаза. Мысленно вернись в ту ситуацию, когда ты в последний раз испытывал трудность, которую считаешь для себя труднопреодолимой… Посмотри на нее как бы со стороны, оставаясь к ней достаточно эмоционально холодным… Какие ассоциации вызывает эта проблемная ситуация? Какой образ рождается? С чем или кем ассоциируетесь ты сам? Вернись немного назад и вспомни другую ситуацию, которую также воспринимал как проблемную… Может быть, из памяти всплывут другие ситуации, когда ы сталкивался с трудностями… Та же проблема? Если нет, попробуй понять, в чем сходство этих проблем? Может быть, они имеют один корень? С чем ассоциируется этот корень проблемы? Какой образ встает перед внутренним взором, когда ты думаешь о корне проблемы? … А теперь открой глаза, молча возьми кисточку и начинай рисовать картину, которую можно было бы назвать «Моя проблема». Обязательно нужно, чтобы твой рисунок содержал метафору твоей проблемы. 

С начала рисования медитативная музыка должна звучать чуть громче. 

II этап: «Следующая задача – перевести твою метафору с языка рисунка на язык слов. Но это не означает, что ты обязан разъяснять суть тревожащей тебя проблемы. Создай словесную метафору проблемы, расскажи ее. (на придумывание и изложение метафор следует выделить семь минут.)

 Только после этого звучит следующая инструкция.

III этап: «Итак, ты сумел воплотить суть своей проблемы в ярких метафорических образах. Последнее задание – самое важное. Нужно создать метафору победы над твоей проблемой. Придумай нестандартную, позитивную метафору. Может быть, именно в ней будет скрыто изобретательный тебе способ разделить проблему? Неплохо, если ты внесешь в создаваемый твой образ изрядную долю юмора».

Для создания соответствующего настроения фоном звучит мажорная музыка. На этом упражнение завершается, и переход к релаксации. 

Обсуждение: Трудно ли было создавать общую метафору проблемы и метафору победы над ней? Какие у ощущения по этому поводу? 

Домашнее задание: отрабатывать приемы саморегуляции

 

ВОСЬМОЕ ЗАНЯТИЕ

I ЭТАП:

Приветствие. Установление эмоционально контакта

 

УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО ЧУВСТВУЕТ ЧЕЛОВЕК».

Цель: помочь вспомнить, как мы получаем информацию о человеке.

Соединить линиями строки левого и правого столбиков. Привести примеры. 

 

Сделал что-то непоправимо глупое, ошибочное

страх, печаль

Совершил поступок, угрожающий его самооценке

удивление, радость

Совершил действие, навязанное другими

радость, интерес

Нашёл оригинальное, творческое решение

стыд, сожаление

Пережил неожиданную неудачу

вину, стыд, злорадство

Совершил дружеские действия 

стыд, огорчение

Сделал что-то вредное для других

удивление

 

Ответы:

— Сделал что-то непоправимо глупое, ошибочное. Например, в отместку за что-то изрезал ножницами танцевальный костюм младшей сестры. (Стыд, сожаление.)

— совершил поступок, угрожающий его самооценке. например, не смог защитить девушку от хулиганов. (страх, печаль.)

— совершил действие, навязанное другими. например, поддался на уговоры одноклассников подшутить над учителем, что привело к плачевной развязке для обеих сторон. (стыд, огорчение.)

— нашёл оригинальное, творческое решение. например, первым решил головоломку. (удивление, радость.)

пережил неожиданную неудачу. например, девушка отклонила приглашение на танец. (удивление.)

— совершил дружеские действия. например, подарил однокласснику вещицу, которая вызвала у того зависть. (радость, интерес.)

— сделал что-то вредное для других. например, после урока физкультуры втолкнул одноклассника в раздевалку к девочкам. (вину, стыд, злорадство.)

УПРАЖНЕНИЕ «ИГРАЕМ В СЛОВА». 

Цель: научить перевоплощению от деструктивного поведения к конструктивному.

Поиграй со словом «агрессивность». Составь из его букв как можно больше новых слов. Выдели слова позитивной направленности.

Пример, АГРЕССИВНОСТЬ: ревность, верность, совесть, гривна, грива, грань, весна, транс, свист, сосна, весть, винт, сова, грот, тигр, трос, нота, враг.

Рефлексия 

Чтение сказки Н. Абрамцевой «Тише, пожалуйста!»

Где-то в лесу жила речка. Чистая-чистая, прозрачная прозрачная. Весь свой лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреть в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая добрая речка. Так было долго…

Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидела, то ли ещё что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела её вода. Заметило это солнце, решило развеселить речку. Пощекотало её своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. «Что за глупые шутки», — подумала она обиженно. А тут ещё неприятность — кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосёнок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя. Да, расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, фыркнула и.… вышла из себя. Из своих берегов. Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше — до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка… И понимает, что не то делает, а вернуться не может… Сорвалась… вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет… Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьёт из бывшей речки, никто в неё не смотрится. Мутной, вязкой, грязной трясиной стала чистая, светлая, речная вода.

Болото… Неверные кочки… Ползучие стебли… Страшные черные оконца… Болото… а была речка. Была… Добрая, веселая лесная речка. Только вот из себя вышла… Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко очень… Слишком даже…

Не надо кричать… И дверью хлопать не стоит… Спокойно… Зачем бить посуду?! Тише, пожалуйста… Тише.

Какое впечатление произвела на тебя эта сказка? Расскажи. 

Примерные вопросы для обсуждения.

1.                 Как ты понял, в чем причина случившегося с речкой? (Она вышла из себя, то есть позволила дурному настроению завладеть собой.)

2.                 Бывает ли и с тобой что-то похожее? Расскажи. 

Обсуждение 

Домашнее задание: написать список приемов, которые помогают сдержать гнев, злобу

 

ДЕВЯТОЕ ЗАНЯТИЕ

I ЭТАП:

Приветствие. Обсуждение домашнего задания.

УПРАЖНЕНИЕ: «ПОСТАВЬ СЕБЯ НА МЕСТО ДРУГОГО». 

Цель: отработать навыки эффективного взаимодействия

Инструкция: вспомни свой недавний конфликт. А теперь расслабься, закрой глаза и представьте себя на месте того, с кем спорил. Представил? Внутренне про себя спроси у “него”: какие впечатления он получил от общения с тобой. Продумай, что бы мог сказать про тебя   бывший собеседник. Затем проиграй в своем воображении беседу таким образом, чтобы оставить у партнера приятные воспоминания о себе. Что изменилось? Ты понял, что, прежде всего, изменилась ваша внутренняя позиция? Ты начинаешь беседу, внутренне готовясь к равноправному контакту. Эта психологическая подготовка связана со сменой твоей позиции, твоим внутренним стремлением к полноценному диалогу. 

Рефлексия.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО, КОГДА И КОМУ Я ДОЛЖЕН».

Цель: овладение навыками позитивного поведения.

Инструкция:

Иногда мы делаем то, что от нас ждут другие, даже если мы сами и несомненно хотим это делать. Например, друг приглашает тебя пойти вместе с ним в кино. А у меня в этот день нет настроения идти в кино. Надо ли мне в этом случае идти или нет? Я чувствую, что должен это сделать, ведь это же мой друг. Но в то же время я знаю, что мне самому этого не хочется. У меня были другие планы. Я думаю, что это вам знакомо. Вспомни и опиши два-три случая, когда кто-нибудь ждал от тебя того, чего тебе делать не хотелось, и, несмотря на свое нежелание, ты все-таки сделал. Возможно, это было в школе или дома, или в какой-то другой ситуации. Как ты при этом себя чувствовал? А иной раз мы не делаем того, чего ждут от нас другие. Опиши два-три случая, когда ты не сделал того, чего хотели от тебя другие (друзья, родители или кто-то еще) Как ты себя чувствовали такой ситуации?

Вопросы для обсуждения:

– Каким людям тебе труднее всего говорить «нет»?

– Каким людям тебе легче всего говорить «нет»?

– Если ты хочешь выполнить желание другого человека, говоришь ли ты ему четкое «да»?

– Когда подросток должен делать то, что от него ждут, а когда не должен?

 

УПРАЖНЕНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ «СВЕТЯЩИЙСЯ ШАР»

Цель: освобождения от ощущения внутреннего беспокойства.

Встань, сядь или приляг — поза несущественна. Закрой глаза. Сделай два глубоких вдоха, каждый раз, шумно выдыхая воздух. Теперь представь себе, что прямо у над головой висит светящийся шар. Он не соприкасается с твоей головой, а плывешь в воздухе над ней. Шар круглый и сияющий, полный света и энергии. Теперь вообрази, что лучи света от шара направлены на твое тело. Шар испускает лучи постоянно. В нем избыток энергии. Эти лучи, эти потоки света проникают в твой организм через твою голову. Они проникают легко, без труда. Представь себе, что каждый луч направляется в какую-то часть твоего тела. Представь, что один из лучей проходит через твою голову, шею, плечо в левую руку, опускаясь к пальцам, к кончикам пальцев, и излучается из них в пол. Другой луч проникает в твою правую руку и излучается из нее. Еще один луч проходит по спине, другой—по груди и животу, следующие — по бокам. Один из лучей идет в левую ногу, другой — в правую. Внутренние органы омываются лучами света, пока не почувствуешь, что тебе достаточно. Ты чувствуешь, как лучи проходят по всем твоим органам, эти лучи теплые и приятные. Как только ты насытишься ими, медленно открой глаза»

Продолжение работы изготовления благодарственной грамоты «Себе любимому».

Домашнее задание: Написать мини-сочинение на тему: «Впечатление, которое производит на меня мой друг».

 

УПРАЖНЕНИЕ «КОНТРАРГУМЕНТЫ» 

Цель :самоанализ, исследование личностных качеств.

Мы уже убедились, что каждый из нас обладает сильными качествами, которые помогают решать жизненные проблемы. Сегодня только начнем разбираться в своих недостатках, привычках, которыми вы не довольны. На следующем занятии продолжим этот анализ.

Разделите лист бумаги на две половинки. Слева, в колонку «Недовольство собой», откровенно запишите все то, что вам не нравится в себе именно сегодня, сейчас, в том числе с учетом результатов прошедших занятий.

На эту аналитическую работу отводится 5-10 минут. После того как заполните всю левую часть таблицы, приступайте к правой. На каждое недовольство собой приведите контраргументы, т.е. то, что можно противопоставить, чем вы и окружающие довольны уже сегодня, что принимают в вас. Все это запишите в колонке «Контраргументы». На второй этап работы также отводится 5-10 минут. 

Недовольство собой

Контраргументы

1

1

2

2

3

3

 

ДЕСЯТОЕ ЗАНЯТИЕ 

I ЭТАП:

Приветствие. Обсуждение домашнего задания.

 

УПРАЖНЕНИЕ «КОПИЛКА ХОРОШИХ ПОСТУПКОВ»

Цель: получение позитивных переживаний.

Материал: бумага и карандаш.

Инструкция: Мы все хотим достичь в жизни успехов. Может быть, и ты хочешь стать таким же успешным в своих делах, как знакомые, родственники, а, может быть, даже еще больше, чем они. Большинство людей полагает, что они добьются большего успеха, если постоянно будут подгонять себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый первый и самый важный шаг, лежащий в основе всякого успешного результата. Мы можем считать себя добившимися успеха лишь тогда, когда знаем, в чем мы его добились и каким образом мы это сделали. Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы заменить и запомнить свои достижения. Возьми лист бумаги и запиши три хороших поступка, которые ты совершил на этой учебной неделе. Мысленно вспомни все хорошее, что вы сделал. Например, выполнил сложное и неприятное задание, подготовился к трудному уроку, выучил длинное-длинное стихотворение. Выбери три таких поступка, которым ты гордишься больше всего, но только три. После того, как ты запишешь их, похвали себя одним спокойным предложением за все три события. Например, «Вова, ты на самом деле сделал» это здорово. Затем запиши на свой лист эту фразу. На все это у меня есть пять минут. Конечно, мы всегда радуемся, когда окружающие признают наши достижения. Но они могут и не замечать всех наших успехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать все хорошее, что мы сделали и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом новых побед.

УПРАЖНЕНИЕ: БЕЗМОЛВНЫЙ КРИК» 

 

Цель: помочь понять, как правильно контролировать себя и избавляться от напряжения.

 

Инструкция: закрой глаза и трижды глубоко и сильно выдохни. Представь себе, что ты идешь в тихое и спокойное место, где никто тебе не помешает. Вспомни о ком-нибудь, кто действует тебе на нервы, кто тебя злит и причиняет тебе какое-то зло. Представь себе, что этот человек еще сильнее раздражает тебя. Пусть твое раздражение усиливается. Определи сам, когда раздражение станет достаточно сильным. Тот человек тоже должен понять, что больше раздражать тебя уже нельзя. Для этого ты можешь закричать изо всех сил, но так, чтобы никто не услышал в классе. То есть кричать нужно про себя. Может быть, ты захочешь заорать: «Хватит! Перестань! Исчезни!» Открой рот и закричи про себя так громко, как только сможешь. В твоем потайном месте ты один, там никто не может услышать тебя. Закричи еще раз, и в этот раз ори еще громче! Ну вот, теперь хорошо. А теперь снова вспомни о человеке, который осложняет тебе жизнь. Представь себе, что каким-то образом ты мешаешь этому человеку злить себя. Продумай в своем воображении, как ты сможешь сделать так, чтобы он больше тебя не мучил. А теперь открой глаза и расскажи нам о том, что ты пережил.

Анализ упражнения:

– Смог ли ты в своем воображении крикнуть очень-очень громко?

– Кого ты представил в образе своего злого духа?

– Что ты кричал?

– Что ты придумал, чтобы остановить этого человека?

 

Домашнее задание: отрабатывать техники саморегуляции.

 

ОДИННАДЦАТОЕ ЗАНЯТИЕ 

I ЭТАП:

Приветствие. Установление эмоционального контакта

УПРАЖНЕНИЕ «БЕЗ РУК!»

Цель: развитие конструктивных навыков общения.

Инструкция:

Иногда мы пытаемся доказать свою правоту во что бы то ни стало. В таком споре может не быть ничего плохого, но он может превратиться и в настоящую открытую борьбу. Вспомни тот случай, когда твой спор с кем-нибудь едва ли не закончился настоящей дракой. Может быть, ты был настолько возбужден, что готов был сам начать драку, а может быть, другой спорщик в порыве ярости был готов наброситься на тебя! А может быть, вы оба готовы были драться, но что-то позволило вам избежать рукоприкладств.  Опиши, что происходило тогда, и как ты себя при этом чувствовал. Дай этой истории какое-нибудь название.

Вопросы для обсуждения:

– Бывают ли случаи, когда ты вынужден драться?

– Драка – это хороший способ разрешить спор?

– Что ты может сделать, чтобы спор не превратился в драку?

– Что ты делаешь, когда кто-нибудь оскорбляет тебя словами?

– В чем различие между спором и дракой?

 

ЗНАКОМСТВО С ПРИТЧЕЙ «Как маленький самолетик учился летать»

Жил-был маленький самолетик, который хотел научиться летать. Он стоял на земле и смотрел, как большие самолеты кружатся в небе, выписывая замысловатые узоры. И ему тоже очень хотелось летать также легко и правильно, как и другие. Но он почему-то считал, что никогда не сможет научиться этому. И ему было очень обидно плохо летать. Иногда даже другие самолеты поддразнивали его:” Эх, ты! Все умеют, а ты нет. Это же так просто! Летим с нами!” “Вам-то просто, а я не могу!”- грустно думал самолетик.

На аэродроме каждый день проводились уроки, на которых самолеты учились делать в небе сложные фигуры. Однажды самолетик, как обычно, наблюдал за фигурами высшего пилотажа, которые выписывали на небе другие самолеты. После них на небе оставался белый след. Вдруг след одной из фигур, похожий на букву “Щ”, превратился в мягкого белого щенка. “Привет! – сказал щенок. – А ты почему не летаешь?

У меня не получается. Я даже не хочу пробовать…” – ответил самолетик.

Знаешь, когда я смотрю отсюда с высоты, я могу одним взглядом охватить весь аэродром и поле, и лес за ним и с одного раза понять их смысл. Понимаешь, сверху гораздо легче видеть такие вещи и охватить их смысл…чем стоять внизу на одном месте. И также дело обстоит во многих других областях жизни. И это относится и к знакам на бумаге. Отдельные значки на бумаге состоят из маленьких кружочков, палочек и изогнутых линий. И их очень легко нарисовать. Вместе они составляют слова-узоры. И гораздо проще увидеть слово, которое уже написано, чем увидеть все это еще тогда, когда палочки, крючочки и кружки еще не стали словами. И тогда самолетику захотелось посмотреть с высоты на родной аэродром, на поля и леса. Захотелось самому рисовать узоры, которые, оказывается, как и буквы, состоят из совсем простых линий. И он представил, как выписывает эти линии, которые складываются в узоры-слова. А потом разбежался и взлетел именно так, как представлял себе это. Он почувствовал, как воздух сам поддерживает и помогает ему. Лететь было легко и приятно. Поднимаясь все выше, он смотрел вперед, а за ним в небе оставались буквы. И как вы думаете, что он написал? Одна за другой появлялись буквы и складывались в слова. И вот те, кто стоял, внизу прочитали: “У меня получилось!” Это было очень приятно. И может быть, вы удивитесь, что с тех пор самолетик стал летать все увереннее и писать все новые и новые слова на небе, выполняя самые сложные упражнения. А потом он вырос и, оглядываясь в прошлое, с улыбкой вспоминал то время, когда он еще не умел летать

Вопрос для обсуждения

В чем мораль этой притчи?

Домашнее задание: прочитать притчу «Ценности жизни», выявить самостоятельно мораль притчи.

 

ДВЕНАДЦАТОЕ ЗАНЯТИЕ

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ

Цель: подведение итогов групповой работы, получение обратной связи от участников группы; создание позитивной атмосферы прощания.

Ход занятия:

I ЭТАП:

Приветствие. Обсуждение домашнего задания. (мудрец хотел донести до своих учеников, мысль о том, что заниматься нужно, камнями, то есть прежде всего важными делами в жизни. Нам стоит подумать о том, что для нас самое важное и ценное в жизни, остальное-это только песок.

 

РЕЛАКСАЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВОДОПАД».

Цель: снятие мышечных зажимов

«Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове… Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.

Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она снова становится мягкой и расслабленной.

Свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются, и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленней. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими.

Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами… (30 секунд).

Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил…. Немного потянись, выпрямись и открой глаза. Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твое лицо все больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдохом расслабляется твой рот, нос, уши, лоб, глаза…»

 

УПРАЖНЕНИЕ «ЖИЗНЕННАЯ ПРЯМАЯ».

      Задание: Нарисовать линию и представить, что это символический рисунок жизненного пути. Отметить на ней главные, по мнению обучающихся, события, которые уже произошли с ними, и точку “сегодняшнего дня”. Необходимо подвести ребят к выводу, что в жизни кроме праздников, удач и хороших дней бывают и отрицательные события. Подросткам предлагается вспомнить, как они решали свои трудные жизненные ситуации, был ли положительный опыт решения, что изменилось в их жизни, характере после этих ситуации. Плюсы и минусы трудных ситуаций.

Вывод (обсуждение с подростками) : К каждому “препятствию” нужно подходить индивидуально, творчески; у каждого человека есть ресурсы для преодоления любого жизненного препятствия.

 

 УПРАЖНЕНИЕ «НЕОКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

§     Цель: Самостоятельный анализ результативности деятельности, самооценка ресурсов и достижений, присвоение и переживание полученного в ходе занятий опыта.

§     Инструкция:

1.                 Допиши предложения:

2.                 – Я научился…

3.                 – Я узнал, что…

4.                 – Я нашел подтверждение тому, что…

5.                 – Я обнаружил, что…

6.                 – Я был удивлен тем, что…

7.                 – Самым важным для меня было…

Участники пишут на листах свои ощущения в процессе участия в программе, анонимность по желанию.

Ритуал прощания (Вручение грамоты ««Себе любимому».)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы 

1.                 А.Ф., Костромина С.Н. как преодолеть трудности в обучении Ануфриевадетей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: изд. «Ось-89», 2000. – с. 36, 40 

2.                 Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1998.- 143 с.7 

3.                 Зарипова Ю. «Поверь в себя». Программа психологической помощи подросткам. Москва Чистые пруды 2007г.

4.                 Личко А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. – Л., 1983 

5.                 Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 2001. – 458 с. 

6.                 Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб., 1999 

7.                 Рудестам К. Групповая психотерапия. Москва. Издательство Прогресс. «Универс»: 1993г. 

8.                 Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальностям “Педагогика и психология” и “Социальная педагогика”. М.,2000. – 336 с 

9.                 Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М., 1986. 

10.Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М., 1988 

11.«Школьный психолог»: №12 2007г. Программа «Навстречу» №14 2006г. Г.Резапкина. Уроки выбора профессии. №29 2004г. Профилактика девиатного поведения подростков. №15 2006г. Коррекционная и развивающая работа со школьниками. №2 2007 Проблема выбора. Программа профессионального определения учащихся


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Содержание 1.

Содержание 1.

Пояснительная записка Среди миллионов детей – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми, «проблемными»

Пояснительная записка Среди миллионов детей – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми, «проблемными»

Организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна

Организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна

Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, внутриколледжного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности…

Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, внутриколледжного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности…

Коррекция агрессивного поведения; снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности 2

Коррекция агрессивного поведения; снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности 2

При реализации программы используются следующие формы и методы работы: § · беседа, § · ролевая игра, § · арт-терапевтические техники § · сказкотерапия, § ·…

При реализации программы используются следующие формы и методы работы: § · беседа, § · ролевая игра, § · арт-терапевтические техники § · сказкотерапия, § ·…

Формирование умения позитивно разрешать конфликты; 5

Формирование умения позитивно разрешать конфликты; 5

Содержание индивидуальной работы педагога-психолога с подростком

Содержание индивидуальной работы педагога-психолога с подростком

Ты так уже делаешь? Рефлексия

Ты так уже делаешь? Рефлексия

У людей, мотивированных на избежание неудач, главная цель не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи

У людей, мотивированных на избежание неудач, главная цель не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи

По оценке специалистов, зевок позволяет почти мгновенно обогатить кровь кислородом и освободиться от избытка углекислоты

По оценке специалистов, зевок позволяет почти мгновенно обогатить кровь кислородом и освободиться от избытка углекислоты

Сядь удобно и закрой глаза. Сделайте три глубоких вдоха

Сядь удобно и закрой глаза. Сделайте три глубоких вдоха

Твои чувства проникнуты ее теплом

Твои чувства проникнуты ее теплом

Только помни, что в тебе всегда есть частичка этого маленького существа

Только помни, что в тебе всегда есть частичка этого маленького существа

Некоторые люди, совершив ошибку, очень строго судят себя

Некоторые люди, совершив ошибку, очень строго судят себя

УПРАЖНЕНИЕ «БЫЛА БЫ ПРОБЛЕМА»

УПРАЖНЕНИЕ «БЫЛА БЫ ПРОБЛЕМА»

Давай притворимся, что мы свечки на торте

Давай притворимся, что мы свечки на торте

Цель: научить при обиде или гневе не чувствовать себя жертвой, контролировать себя и избавляться от напряжения

Цель: научить при обиде или гневе не чувствовать себя жертвой, контролировать себя и избавляться от напряжения

Может быть, они имеют один корень?

Может быть, они имеют один корень?

Совершил дружеские действия стыд, огорчение

Совершил дружеские действия стыд, огорчение

Эта мелочь окончательно вывела речку из себя

Эта мелочь окончательно вывела речку из себя

Иногда мы делаем то, что от нас ждут другие, даже если мы сами и несомненно хотим это делать

Иногда мы делаем то, что от нас ждут другие, даже если мы сами и несомненно хотим это делать

Цель :самоанализ, исследование личностных качеств

Цель :самоанализ, исследование личностных качеств

Например, «Вова, ты на самом деле сделал» это здорово

Например, «Вова, ты на самом деле сделал» это здорово

Может быть, ты был настолько возбужден, что готов был сам начать драку, а может быть, другой спорщик в порыве ярости был готов наброситься на тебя!

Может быть, ты был настолько возбужден, что готов был сам начать драку, а может быть, другой спорщик в порыве ярости был готов наброситься на тебя!

Одна за другой появлялись буквы и складывались в слова

Одна за другой появлялись буквы и складывались в слова

Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил…

Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил…

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2024