Индивидуальная рабочая программа учебного предмета "Мир природы и человека" для обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на дому
Оценка 4.7

Индивидуальная рабочая программа учебного предмета "Мир природы и человека" для обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на дому

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
окружающий мир
09.06.2024
Индивидуальная рабочая программа учебного предмета "Мир природы и человека" для обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на дому
Индивидуальная рабочая программа учебного предмета "Мир природы и человека" для обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на дому
мир приоды и человека.docx

ГБПОУ «Варгашинский образовательный центр»

 

 

«Рассмотрено»

на заседании

______________________       

Протокол ___

от «____»__________2023г.

 

 

 

 

 

 

«Согласовано»

Заведующий общеобразовательной школой-интерната

 

________________________

                                  

«____»____________2023г.

 

 

 

«Утверждаю»

Директор   ___________________________  

 

от «____»_____________2023г.

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная рабочая программа учебного предмета

 

«МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

 

для 4 класса (ФИ ребёнка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор составитель: Банникова Ольга Сергеевна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варгаши,  2023 г.

Пояснительная записка

Индивидуальная рабочая программа составлена на обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 для обучения на дому.

Данная программа составлена на основе основной рабочей программы по миру природы и человека 4 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.

 

Место учебного предмета  в учебном плане

Предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область «Естествознание», изучается на уровне начального  общего образования в качестве обязательного предмета. В учебном плане у ФИ ребёнка на изучение учебного предмета «Мир природы и  человека» выделено 1 час в неделю, итого в год – 34 часа.

 

Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета        

Личностные результаты соответствуют основной рабочей программе по миру природы и человека 4 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.    

Предметные результаты соответствуют минимальному уровню основной рабочей программы по миру природы и человека 4 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.

 

Содержание программы по учебному предмету «Мир природы и человека»

4 класс

общее число часов - 34 часа

Сезонные изменения

В неживой природе

        Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла, замеры температуры), на смену времён года. Чередование времён года, закрепление знаний о названиях месяцев.

       Формирование представлений о явлениях в неживой природе с подробностями описания качественных изменений: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

            Осень― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя весна. Основные признаки каждого времени года. Смена времен года. Преемственность сезонных наблюдений. Взаимосвязь изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).

Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года

         Дикие и домашние животные в разное время года.

Насекомые.

Труд людей города и села в разное время года.

            Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололёд, жара).

Неживая природа

Земля: песок, глина, камни. Почва (сухая – влажная, заморозки). Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.

       Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.

       Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы. 

Живая природа

Растения

          Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2—3 наиболее распространённых). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков.

Растения поля, зерновые культуры. Рожь, пшеница, овёс и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений. Бережное отношение к дикорастущим растениям. Охрана природы. Наблюдения за жизнью живой природы.

Животные

Домашние  звери: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.

Птицы. Разнообразие птиц.  Птицы — друзья  сада;  охрана птиц.

         Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, условия обитания,  повадки, забота о потомстве. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животными. Птичник.

Уход за ними.

       Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека. Насекомые-вредители.

Змеи. Лягушка. Внешнее строение, место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе.

Охрана природы. Наблюдения за жизнью живой природы.

Человек

       Голова и мозг человека.

       Режим дня.  Личная гигиена (умывание, приём ванной), прогулки и занятия спортом.

Состояние природы и её влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк или краеведческий музей. Заповедник. Лесничество.

Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Название учреждений. Основные профессии людей, работающих в учреждениях.

Транспорт. Назначение. Название отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые), метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.

Праздники нашей страны. Достижения нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края.

Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.

Безопасное поведение

Профилактика травматизма головного мозга.

Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Простейшие действия при получении травм: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.

Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).

Повторение

- о земле, её составе, свойствах, значении для жизни растений;

- о растениях поля, сада (цветковых растениях), их строении, использовании человеком;

- о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;

- о насекомых, их роли в жизни природы;

- о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для жизнедеятельности человека;

- о взаимосвязях сезонных изменений в неживой и живой природе.

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности по предмету «Мир природы и человека»                                                                                                                 4 класс

общее число часов - 34 часа

урока

Тема, раздел

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

 

Влияние солнца на изменения в природе, на смену времён года.

1

Знакомство с учебником и учебными пособиями по предмету. Повторение правил поведения в школе. Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времён года. Работа в паре: анализирование схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Практическая работа: моделирование движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, устанавливание причинно-следственных связей  между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Закрепление знаний о названиях месяцев, их порядок следования в году, чередование времён года.

2

 

Экскурсия в природу.

1

Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе, устанавливание взаимозависимость между ними и жизни людей. Оценивание результатов своих достижений на экскурсии. Составление рассказа об осенних явлениях в неживой (моросящий дождь) и живой природе родного края (на основе наблюдений). Дополнение сведений учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека в сельской местности и в городе. Работа с взрослыми: ведение наблюдений в природе, подготовка фото рассказа или серии рисунков на тему «Красота осени». Повторение безопасного поведения осенью. Повторение труда людей в сельской местности и в городе осенью. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке.

3

 

Земля: песок, глина, камни. Почва.

1

Анализирование рисунков учебника по предложенным заданиям  и вопросам. Знакомство с составом земли (песок, глина, камни). Высказывание предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна. Практическая работа: исследование состава почвы в ходе учебного эксперимента, использование полученных данных для  проверки выдвинутых гипотез. Анализирование схемы связей почвы и растения; на основе схемы моделирование связи почвы и растений. Различие типов почв на иллюстрациях учебника и образцах (сухая – влажная, заморозки). Знакомство с простейшими свойствами почвы, их значение для растений; со способами обработки почвы: рыхление, полив и т. д.  Работать с взрослым: извлечение из краеведческой литературы информации об охране почв в регионе.Формулированиевыводов из изученного материала, ответы на вопросы и оценивание достижений на уроке.

4

 

Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.

1

Работа в паре: нахождение и показ на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказ о них по карте.   Различие холмистых и плоских равнин.   Характеристика формы земной поверхности России (равнины, низменности, холмы, горы), рассказ о них по личным впечатлениям. Извлечение из дополнительной литературы, Интернета сведений об изучаемых географических объектах с помощью взрослого. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на вопросы и оценивание достижений на уроке.

5

 

Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.

1

Знакомство с элементарными сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля. Работа в паре: изучение по схеме строения Солнечной системы, анализирование схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Практическая работа: моделирование движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Извлечение из текста учебника цифровых данные о Солнце, выписывание их в рабочую тетрадь. Работас взрослыми: нахождение в дополнительной литературе, Интернете научных сведения о Солнце и Земле. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на вопросы и оценивание достижений на уроке.

6

 

Осень.

1

Различие периодов осени: начальная осень, середина сезона и поздняя осень. Наблюдение за  изменениями в неживой и живой природе. Прослеживание взаимосвязи осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе. Работа в группе: составление рассказа об осенних явлениях в неживой и живой природе (растения и животные осенью). Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка своих достижений на уроке.

7

 

Растения сада.

1

Классификация растений сада,  группирование их по признакам. Знакомство с лекарственными растениями: календула, зверобой. Работа в группе: нахождение в учебнике информации о пользе лекарственных растений в жизнедеятельности организма человека. Составление рассказа о любом лекарственном растении (по выбору), об уходе за ним. Знакомство с уходом за цветами в саду. Ответы на вопросы и оценивание своих достижений на уроке.

8

 

Парк (сквер).

1

Знакомство с понятием «парк (сквер)». Работа в паре:  с помощью схемы и текста учебника составление рассказа о роль парков в природе и жизни людей. Обсуждение экологических проблем леса, предложение мер по его охране. Составление высказываний о создании человеком парков и скверов и их значении для человека. Составления рассказа «Прогулка в парке» по сюжетной картинке и опорным словосочетаниям. Обсуждение правил поведения в парке. Знакомство с редкими растениями и их охраной. Извлечение из дополнительной литературы и Интернета сообщений о растениях из Красной книги России. Совершение виртуальных экскурсий с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров». Формулирование выводов из изученного материала, ответы на вопросы и оценивание достижений на уроке.

9

 

Растения поля.

1

Работа в группе: знакомство с растениями поля по материалам учебника и краеведческой литературы. Практическая работа: определение с помощью иллюстраций учебника полевых культур в гербарии. Различение зерна зерновых культур (рожь, пшеница, овёс). Знакомство со строением полевых растений: корень, стебель – соломина,  лист, колос, метёлка. Работа с взрослыми: наблюдение за работами в поле, участие в посильной работе по выращиванию растений. Беседа по серии сюжетных картин «Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений». Игра «Собери растение». Знакомство с уходом человека за полевыми растениями, их значением в жизни  человека.  Формулирование выводов из изученного материала, ответы на вопросы и оценивание достижений на уроке.

10

 

Растения сада, огорода, леса, их сравнение.

1

Сравнение и различие растений сада и огорода, леса,   их группирование. Работа в группе: нахождение в учебнике информации о пользе фруктов и овощей в жизнедеятельности организма человека, называние  примеров дикорастущих (берёза, шиповник, костянка и др.) и культурных (морковь, огурец, яблоня, перец и др.) растений. Составление рассказа об уходе за растениями сада и огорода, о бережном отношении к дикорастущим растениям. Сравнивание и различие дикорастущих и культурных растений. Классификация культурных растений по определённым признакам. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на вопросы и оценивание достижений на уроке.

11

 

Дикие и домашние животные в разное время года.

1

Повторение признаков домашних и диких животных. Составление рассказа о домашних животных в нашей местности, об уходе за ними в разное время года.  Составление рассказа о диком животном  по схеме (по выбору) и помощи ему в разное время года. Обсуждение нашего отношения к домашним питомцам и диким животным. Нахождение в тексте нужной информации. Формулирование выводов из изученного материала.  Ответы на вопросы и оценивание своих достижений на уроке.

12

 

Домашние животные: лошадь, корова.

1

Описывание по плану домашнего питомца (корова, лошадь). Обсуждение нашего отношения к домашним питомцам. Составление рассказа по рисункам учебника об уходе за коровой, лошадью. Участие в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего питомца. Повторение понятия «ферма». Слушание рассказа о разнообразии пород домашних животных. Видеоэкскурсия по ферме. Беседа «Разведение человеком домашних животных, уход за ними». Ответы на вопросы и оценивание своих достижений на уроке.

13

 

Домашние животные: свинья, овца.

1

Описание по плану домашнего питомца (свинья, овца). Обсуждение нашего отношения к домашним питомцам. Составление рассказа по рисункам учебника об уходе за свиньёй, овцой. Участие в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего питомца. Слушание рассказа о разнообразии пород домашних животных. Видео экскурсия по ферме. Беседа «Разведение человеком домашних животных, уход за ними». Ответы на вопросы и оценивание своих достижений на уроке.

14

 

Птицы.

1

Рассматривание иллюстраций учебника, извлечение из них нужной информации. Наблюдение за птицами в природе, определение их повадок.  Практическая работа: исследование строения пера птицы. Работа в паре: узнавание птиц на рисунке, определение птиц с помощью учебника. Беседа «Разнообразие птиц. Польза и охрана птиц. «Сочинение и рассказывание сказочной истории по рисунку про птиц – друзей сада. Ответы на вопросы и оценивание своих достижений на уроке.

15

 

Домашние птицы: гусь, утка.

1

Описание по плану домашней птицы (гусь, утка): внешний вид, условия обитания, повадки, забота о потомстве, место в жизни человека. Составление рассказа по рисункам учебника о заботе и  уходе за гусем, уткой. Повторение понятия «скотный двор», «ферма».  Знакомство с понятием «птичник». Слушание рассказа о разнообразии пород домашних птиц. Видеоэкскурсия по птичнику. Беседа «Уход за птицами на птичнике». Ответы на вопросы и оценивание своих достижений на уроке.

16

 

Домашние птицы: курица.

1

Описание по плану домашней птицы (курица): внешний вид, условия обитания, повадки, забота о потомстве, место в жизни человека. Составление рассказа по рисункам учебника об уходе за курицей. Повторение понятия «скотный двор», «ферма», «птичник». Слушание рассказа о разнообразии пород домашних птиц. Видео экскурсия по птичнику. Ответы на вопросы и оценивание своих достижений на уроке.

17

 

Экскурсия в природу.

1

Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе, устанавливание взаимозависимость между ними и жизни людей. Оценивание результатов своих достижений на экскурсии. Составление рассказа о зимних явлениях в неживой (замерзание рек (ледостав), иней, изморозь) и живой природе родного края (на основе наблюдений). Дополнение сведений учебника и экскурсии своими наблюдениями над зимним трудом человека в сельской местности и в городе. Работа с взрослыми: ведение наблюдений в природе, подготовкафоторассказа или серии рисунков на тему «Красота зимы». Повторение безопасного поведения зимой. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке.

18

 

Дикие птицы: утка, гусь.

1

Описание по плану дикой птицы (гусь, утка): внешний вид, образ жизни. Сравнение диких и домашних птиц: утка и гусь. Упражнения в словообразовании (называние детёнышей, образование притяжательных прилагательных); составление предложений с опорными словосочетаниями; построение высказываний по данному плану, составление связного высказывания о приспособленности птиц к жизни в определённых условиях по данному образцу и опорным словосочетаниям. Ответы на вопросы и оценивание своих достижений на уроке.

19

 

Дикие птицы: лебедь.

1

Описание по плану дикой птицы (лебедь): внешний вид, образ жизни. Упражнения в словообразовании (называние детёнышей, образование притяжательных прилагательных); составление предложений с опорными словосочетаниями; построение высказываний по данному плану, составление связного высказывания о приспособленности птиц к жизни в определённых условиях по данному образцу и опорным словосочетаниям. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на вопросы и оценивание своих достижений на уроке.

20

 

Зима.

1

Различение периодов зимы: начало, середина и конец зимы. Беседа «Растения и животные зимой».  Прослеживание взаимосвязи зимних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе. Работа в группе: составление рассказа о зимних явлениях в неживой и живой природе. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка своих достижений на уроке.

21

 

Охрана редких растений и исчезающих животных.

1

Работа в паре: выявление причины исчезновения изучаемых растений и животных; предложение и обсуждение мер по их охране. Работа в группе: чтение текста учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о Красной книге.  Составление общего плана рассказа о редком растении и животном. Рассказ о редких растениях и исчезающих животных по составленному плану. Работа с взрослыми: узнавание того, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу. Чтение и обсуждение стихотворения Б.Заходера  «Про всё на свете», выработка вывода о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей. Знакомство с понятиями «Зоопарк или краеведческий музей», «Заповедник»,  «Лесничество». Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка своих достижений на уроке.

22

 

Состояние природы и её влияние на здоровье человека.

1

Устанавливание причинно- следственных связей между поведением людей, их деятельностью  и состоянием окружающей среды; различие положительного и отрицательного влияние человека на природу.  Работа в группе: сопоставление (по фотографиям в учебнике) примеров отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждение о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснение, какое отношение к природе можно назвать ответственным, примеры такого отношения  из современной жизни. Моделирование в виде схемы воздействие человека на природу. Обсуждение как каждый может помочь природе (забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле). Работа с взрослыми: нахождение информации о природоохранных мероприятиях в своём посёлке, участие в природоохранной деятельности. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка своих достижений на уроке.

23

 

Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга.

1

Знакомство с головным мозгом человека и  ролиегов организме. Составление рассказа о значении головного мозга для жизни человека. Повторение режима дня школьника, правил личной гигиены (умывание, приём ванной). Обсуждение значения прогулок и занятия спортом для здоровья человека. Формулирование правил гигиены умственного труда. Формулирование правил ЗОЖ. Нахождение примеров факторов влияющих на укрепление здоровья. Работа в паре: составление инструкции по профилактике травматизма головного мозга, предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на вопросы и оценивание достижений на уроке.

24

 

Почта. Больница. Поликлиника. Аптека.

1

Знакомство с названиями учреждений: почта, больница, аптека, поликлиника. Наблюдение за работой почты, аптеки, больницы, поликлиники и рассказывание о них. Работа в паре: построение из разрезных деталей схемы доставки почтовых отправлений, составление рассказа по схеме о путешествии письма. Различение почтовых отправлений: письма, бандероли, посылки, открытки. Работа в группе: высказывание предположений о содержании иллюстраций и осуществление самопроверки. Называние основных профессий людей, работающих в больнице, поликлинике, аптеке, на почте. Ответы на вопросы и оценивание своих достижений на уроке. Моделирование ситуаций вызова экстренной помощи по телефону.

25

 

Транспорт.

1

Классификация и обобщение сведений отранспорте, и объяснение его назначения. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые), метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы. Знакомство с городским, пассажирским, междугородним  транспортом, свокзалами и аэропортами. Классификация поездов, кораблей, самолётов в зависимости от их назначения. Использование представленной в учебнике информации для выполнения задания; сравнение старинных и современных видов транспорта. Обсуждение необходимости соблюдения правил безопасности в транспорте.  Работа в группе: знакомство с правилами безопасности в автомобиле, поезде, на железной дороге, ПДД, корабле, самолёте; рассказывание о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае. Участие в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации. Узнавание по фотографиям транспорта служб экстренного вызова, соотнесение его с номерами телефонов  экстренного вызова, запоминание номеров телефонов экстренного вызова 101, 102, 103.Формулирование выводов из изученного материала, ответы на вопросы и оценивание достижений на уроке.

26

 

Экскурсия в природу.

1

Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе, устанавливание взаимозависимость между ними и жизни людей. Оценивание результатов своих достижений на экскурсии. Составление рассказа о весенних явлениях в неживой (ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман) и живой природе родного края (на основе наблюдений). Дополнение сведений учебника и экскурсии своими наблюдениями над весенним трудом человека в сельской местности и в городе. Работа с взрослыми: ведение наблюдений в природе, подготовкафоторассказа или серии рисунков на тему «Красота весны». Повторение безопасного поведения весной. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке.

27

 

Весна.

1

Различение периодов весны: ранняя, середина весны и поздняя весна. Беседа «Растения и животные весной». Прослеживание взаимосвязи весенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе. Работа в группе: составление рассказа о весенних явлениях в неживой и живой природе. Наблюдение за сменой времён года (документальный фильм). Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка своих достижений на уроке.

28

Насекомые.

1

Называние насекомых, их общих признаков, упражнения в классификации (полезные насекомые и насекомые – вредители) и обобщении. Описание насекомых по плану: внешний вид, образ жизни, питание. Знакомство с  повадками пчёл, разведение и использование пчёл человеком. Употребление в речи слов ульи, пасека, пасечник. Знакомство с образом жизни муравьёв, пользой, которую они приносят лесу; особенностями образа жизни колорадского и майского жука, с вредом, приносимым этими жуками. Составление  рассказа о коллективном образе жизни пчёл и муравьёв. Составление рассказа о борьбе с колорадскими и майскими жуками по материалам собственных наблюдений и прочитанного. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка своих достижений на уроке.

29

 

Змеи. Лягушка.

1

Знакомство с внешним строением, местом обитания, питанием и образом жизни лягушки и змеи. Описание животного по плану или схеме. Упражнения в словообразовании (называние детёнышей, образование притяжательных прилагательных); составление предложений с опорными словосочетаниями. Беседа «Роль змей и лягушек в природе». Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка своих достижений на уроке.

30

 

Праздники нашей страны.

1

Различие праздников государственных, профессиональных, церковных, народных, семейных. Знакомство с праздниками и памятными днями  России, обсуждение их значения для страны и каждого её гражданина. Выяснение, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся.            Составление рассказа о своих любимых праздниках. Работа с взрослыми: составление календаря профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей. Слушание рассказа учителя о достижениях нашей страны в науке и искусстве, о великих людях страны и края. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на вопросы и оценивание своих достижений на уроке.

31

 

Деньги нашей страны.

1

Раскрытие роли денег в экономике. Различение денежных единиц разных стран.

Практическая работа в паре:рассматриваниеи сравнивание монет России по внешнему виду, описывание их. Работа с терминологическим словарем. Характеристика  семейного бюджета, его доходы и расходы. Определение, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждение, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными. Моделирование семейного бюджета (получение и расходование денег). Формулирование выводов из изученного материала, ответы на вопросы и оценивание своих достижений на уроке.

32

 

Простейшие действия при получении травм.

1

Знакомство с простейшими действия при получении травм: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Отличие электроприборов от других бытовых предметов, не использующих электричество. Запоминание правил безопасности при обращении с электричеством и электроприборами. Обсуждение необходимости экономить электроэнергию. Правила обращения с горячей водой (в кране, чайнике), газом (на кухне). Характеристика действий при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделирование их в виде ролевой игры. Анализирование схемы эвакуации. Заучивание номеров телефонов экстренных служб, родителей. Нахождение нужной информации в учебнике. Поведение при оказании медицинской помощи. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на вопросы и оценивание своих достижений на уроке.

33

Экскурсия в природу.

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе, устанавливание взаимозависимость между ними и жизнью человека. Оценивание результатов своих достижений на экскурсии. Дополнение сведений учебника над летним трудом человека в сельской местности и в городе. Беседа «Растения и животные летом».  Повторение безопасного поведения летом. Формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценивание своих достижений на уроке.

34

Повторение.

1

Установление взаимосвязи сезонных изменений в неживой и живой природе. Беседа «Взаимодействие человека и природы, значение состояния природы для жизнедеятельности человека». Повторение состава земли, её свойств, значения для жизни растений. Повторение растений поля, сада, их строение, использование человеком. Повторение домашних животных и птиц, их повадок, образа жизни, роли человека в жизни домашних животных. Повторение насекомых, их роли в жизни природы.

 

Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности

соответствуют основной рабочей программе по миру природы и человека 4 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.

 

Оборудование

соответствует основной рабочей программе по миру природы и человека 4 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Критерии оценки письменных и устных работ

Критерии оценки работ соответствуют основной рабочей программе по миру природы и человека 4 класса  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.

 

Контрольно – измерительные материалы

4 класс

1 четверть

1.  Какое растение является хвойным? Подчеркните.

 1. папоротник                           3. шиповник

 2. сосна          4. одуванчик

2. Найди плодовое культурное растение? Подчеркните.

 1. слива          3. горох

 2. пшеница                      4. флокс

3. Какое культурное растение человек использует для получения ткани? Подчеркните.

 1. лён 3. ячмень

 2. гречиху                     4. хмель

4.Одуванчик, мать - и - мачеха, подснежник, нарцисс – это __________________________

5.Что такое хвоинки?

 1.  шипы на стволах деревьев для защиты от животных       3. иголки хвойных растений                          

 2. листья хвойных растений                   4. высохшие листья

6.Что нужно делать, чтобы уберечься от укуса клеща? Подчеркните.

      1.  одеваться так, чтобы оставалось меньше открытых участков тела

      2.  чаще осматривать друг друга

      3.  пользоваться специальными защитными средствами     

      4.  не ходить в лес

7.Напиши явления, которые происходят осенью в живой природе

У растений - ___________________________________________________________

______________________________________________________________________

У животных - ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________

8.Отметь признаки сезонов  в неживой природе.

Летние – подчеркни зелёным карандашом, осенние - красным

День длиннее ночи, иней на почве, грозы, температура воздуха понижается,   заморозки, град, день короче ночи, жара, дождь со снегом.

9.У каких растений наблюдается осенью листопад, у каких нет?_____________________

____________________________________________________________________________

 

10.Перечислите формы поверхности Земли ___________________________________

11.Вокруг чего движется наша планета Земля? Напиши.

12.К какой природе можно отнести почву?

1.к живой;

2.к неживой;

3.неживая и живая природа в почве соединяются.

13.Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых – двумя чертами:

Яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.

14.Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся:

1.в заповедниках;

2.на приусадебном участке;

3.на бульварах и в скверах.

15.Где выращивают редкие растения, привезённые со всего мира?

1.в парках;

2.в скверах;

3.в ботанических садах.

 

2 четверть

1. Напиши диких и домашних животных

________________                            ____________

________________                            ____________

________________                            ____________

Чем они отличаются ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Части тела птицы

            1. Лапы                                      2.  Голова

            3. Крылья                                   4. Зубы

3. Какое животное является птицей?

 1. бабочка          3. стриж

 2. стрекоза                      4. летучая мышь

4.Как человек помогает диким животным_________________________________________

 

 

3 четверть

1. Зимние явления в природе. Верное подчеркните.

                1. дождь                              3. метель

                2.вьюга                               4. листопад

2.Найди причины исчезновения некоторых видов животных? Подчеркните.

 1. браконьерство                         3. из-за вырубки лесов сокращаются места их обитания    

 2. их истребляют хищники       4. ухудшается экологическая обстановка

3.Куда заносят исчезающие виды растений и животных. Напишите животных и растения, которые охраняются в нашей стране__________________________________

__________________________________________________________________________

4.Что люди делают для спасения живой природы?

1.создают заповедники, ботанические сады;

2.создают бульвары и скверы;

3.создают фермы, пасеки и птицефермы.

5.Что такое заповедники?

1.заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной;

2.заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;

3.заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.

6.Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

1.из-за пожаров и стихийных бедствий;

2.из-за изменения климата на Земле;

3.из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

7.Как нужно охранять воздух от загрязнения?

1.остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, запретить пользоваться транспортом, превратить Землю в один огромный заповедник;

2.фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

8.Зачем нужно знать свой организм?

1.Чтобы сохранять и укреплять здоровье;

2.Чтобы мыслить, говорить, трудиться;

3.Чтобы умело использовать свои возможности.

9.В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?

1.Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;

2.Горбатый, бледный, хилый, низкий;

3.Стройный, сильный, ловкий, статный.

10.Какой орган расположен внутри черепа?

1.Почки;

2.Головной мозг;

3.Селезёнка.

11.Чтобы защитить себя от загрязнённого воздуха:

1.Не стойте возле автомобиля с работающим двигателем;

2.Стойте возле людей, которые курят;

3.Ходите по главным улицам города с большим движением транспорта.

 

4 четверть

1. Что относится к  наземному  транспорту?

 1. трамвай                    3. автобус

2.метро                         4. троллейбус

2.Какие  виды  транспорта  бывают?

 1. подземный                            3. земной

 2. воздушный                           4. водный

3. Куда  нужно  смотреть,  когда  переходишь  улицу?

 1. сначала  налево, а по  середине улицы направо.

 2.сначала  направо, а по  середине улицы налево.

4. Что  означает  красный  сигнал  светофора?

 1. «Внимание»                   

 2. «Светофор  сломан»

 3. «Движение  запрещено»

 5. Какие обязанности в школе не надо выполнять учащимся?

 1. дежурить по классу

 2. ходить на родительские собрания

3. учиться

 4. выполнять правила поведения

6. Что нужно предпринять в случае пожарной тревоги?

 1. убежать

 2. позвонить по телефону 01

3. эвакуироваться под руководством учителя

 4. ждать приезда пожарных

7. Чего нельзя делать, если почувствовал запах газа?

 1. открывать окно            2. включать свет

 3. звонить 04                       4. проверять, закрыты ли краны на плите

 8.Что может вызвать пожар?

1. игра детей со спичками и зажигалками

 2. использование фейерверков без взрослых

3. включенные электроприборы, оставленные без присмотра          

 4. длительный разговор по телефону

9. Укажи транспорт, на котором передвигаются в сёлах.

                   1. автобус              3. троллейбус

                   2. трамвай             4. метро

10. Перечисли деньги нашей страны _____________________________________________

11. Как защититься от простуды_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Какое животное является насекомым?

 1. утка   3. окунь

 2. комар           4. крот

13. Сколько лап у насекомых?

 1. шесть                       3. четыре

 2. три                           4. восемь

14. Запиши месяца по порядку:  январь,______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Времена года: ________________________________________________________________

15.Что нужно делать, если гроза застала тебя в лесу?

 1. встать под высокое дерево                   

 2. выйти на открытое место

 3. спрятаться в кустарнике               

 4. купаться в реке

16.Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб.

01                                        газовая служба

03                                        пожарная охрана

04                                        скорая помощь

 

Проверочная работа за год

1.Выбери природное явление, которое нельзя наблюдать весной:

половодье               ледостав                 дождь               цветение

2.Расположи названия весенних месяцев по порядку.

март

май

апрель

3. Подумай, как связаны слова в первой паре и допиши подходящее по смыслу слово вместо пропуска.

Январь — первый месяц года, март - __________________________

Февраль — зимний месяц, а август - ___________________________

Январь год начинает, а ____________________________ заканчивает.

4. Продолжи предложение: «Домашними называют животных, которые …»

- живут в природе и сами заботятся о себе;

- живут возле человека и человек о них заботится.

5. Подчеркни названия диких животных.

Медведь, корова, лошадь, лось, свинья, овца, белка, лиса, заяц, кролик.

6. Напиши общее название каждой группе слов.

Малина, клубника, черника - _______________________.

Сапоги, ботинки, туфли - __________________________.

Пчела, бабочка, стрекоза - _________________________.

Морковь, капуста, огурец - ________________________.

7. Подбери к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Соедини слова стрелочкой.

Берёза ягода

малина дерево

коза насекомое

волк домашнее животное

бабочка дикое животное

8. Определи, что относится к правилам личной гигиены

- мой руки перед едой- не пользуйся чужой расчёской

- мой посуду после еды- чисти зубы зубной пастой

9. Продолжи предложение: «Зимующими называют птиц, которые …»

- перебираются на зиму ближе к жилью человека;

- осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются;

- зимуют в наших краях.

10. Подумай, какие действия нужно сделать при получении травмы:

- обратиться за помощью к учителю- позвонить по телефону 02

- описание ситуации, приведшей к травме (что и где болит)- позвонить по телефону 03

11. Подумай, что должен делать человек, чтобы не исчезали растения:

- бережно относиться к дикорастущим растениям

- уход за цветами в саду

- срывание цветов для букета на день рождения

- создание человеком парков и высаживание там растений

 

Материалы для оценки освоения содержания учебного материала

соответствуют основной рабочей программе по миру природы и человека 4 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.

 

 

 

 


 

ГБПОУ «Варгашинский образовательный центр» «Рассмотрено» на заседании ______________________

ГБПОУ «Варгашинский образовательный центр» «Рассмотрено» на заседании ______________________

Пояснительная записка Индивидуальная рабочая программа составлена на обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 для обучения на…

Пояснительная записка Индивидуальная рабочая программа составлена на обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 для обучения на…

Неживая природа Земля: песок, глина, камни

Неживая природа Земля: песок, глина, камни

Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне)

Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне)

Земля: песок, глина, камни. Почва

Земля: песок, глина, камни. Почва

Работа в группе: составление рассказа об осенних явлениях в неживой и живой природе (растения и животные осенью)

Работа в группе: составление рассказа об осенних явлениях в неживой и живой природе (растения и животные осенью)

Растения сада, огорода, леса, их сравнение

Растения сада, огорода, леса, их сравнение

Наблюдение за птицами в природе, определение их повадок

Наблюдение за птицами в природе, определение их повадок

Ответы на вопросы и оценивание своих достижений на уроке

Ответы на вопросы и оценивание своих достижений на уроке

Устанавливание причинно- следственных связей между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различие положительного и отрицательного влияние человека на природу

Устанавливание причинно- следственных связей между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различие положительного и отрицательного влияние человека на природу

Транспорт. 1 Классификация и обобщение сведений отранспорте, и объяснение его назначения

Транспорт. 1 Классификация и обобщение сведений отранспорте, и объяснение его назначения

Наблюдение за сменой времён года (документальный фильм)

Наблюдение за сменой времён года (документальный фильм)

Практическая работа в паре:рассматриваниеи сравнивание монет

Практическая работа в паре:рассматриваниеи сравнивание монет

Повторение. 1 Установление взаимосвязи сезонных изменений в неживой и живой природе

Повторение. 1 Установление взаимосвязи сезонных изменений в неживой и живой природе

У каких растений наблюдается осенью листопад, у каких нет?_____________________ ____________________________________________________________________________ 10

У каких растений наблюдается осенью листопад, у каких нет?_____________________ ____________________________________________________________________________ 10

Что такое заповедники? 1.заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной; 2

Что такое заповедники? 1.заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной; 2

Что нужно предпринять в случае пожарной тревоги? 1

Что нужно предпринять в случае пожарной тревоги? 1

Февраль — зимний месяц, а август - ___________________________

Февраль — зимний месяц, а август - ___________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2024