Индивидуальная рабочая программа учебного предмета "Основы Социальной Жизни" для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на дому

  • docx
  • 18.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Индивидуальная рабочая программа 5 классс ОСЖ.docx

ГБПОУ «Варгашинский образовательный центр»

 

«Рассмотрено»

на заседании

_____________________

Протокол № ___

от «_»_________2024г.

 

 

 

 

«Согласовано»

Заведующий общеобразовательной школой-интернатом

______________

 

«____»______2024 г

 

 

 

 

«Утверждаю»

Директор

 

    ____________

от «____»____2024 г

 

 

 

           

 

 

Индивидуальная рабочая программа учебного

предмета « Основы социальной жизни»

для 5 класса (ФИ ребёнка)

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор составитель: Банникова Ольга Сергеевна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варгаши,  2024 г.

Пояснительная записка

        Индивидуальная рабочая программа составлена на обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 для обучения на дому.

Данная программа составлена на основе основной рабочей программы по основе социальной жизни 5 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.

 

Место учебного предмета  в учебном плане

Предмет «Основы социальной жизни»  входит в  предметную область «Человек», изучается на уровне  общего образования. В учебном плане у (ФИ ребёнка) на изучение учебного предмета «Основы социальной жизни» выделено  1 ч. в неделю, итого в год – 34 часа.

 

Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты соответствуют основной рабочей программе по основе социальной жизни 5 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.    

               Предметные результаты соответствуют минимальному уровню основной рабочей программы по  основе социальной жизни 5 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.

 

Содержание программы по учебному предмету

«Основы социальной жизни»

5 класс

количество часов  - 34 часа

Программный материал 5 класса дан с учетом индивидуальных показателей учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся по программе коррекционной школы. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

     Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. 

 

В программу по ОСЖ включен региональный компонент. Содержание регионального компонента курса «Основы безопасности жизнедеятельности» включено в содержание учебного предмета «Основы социальной жизни»  интегрированно, без выделения отдельных часов.     Программа позволяет систематизировать знания, умения и навыки, полученные детьми при изучении других предметов, закрепляет их. Так, навыки обучения устному счету закрепляются при изучении тем «Питание», «Бюджет семьи» и т.д., умение осознанно понимать прочитанный текст – при заполнении различных бланков, чтении инструкций по использованию и эксплуатации бытовых приборов, правил техники безопасности и т.п.

          Расширение кругозора учащихся, умение ориентироваться в условиях города, в быту также является одной из важных задач. Воспитание культуры поведения, личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости, элементов трудовой культуры неразрывно связано с изучением любой темы.

  Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

  На занятиях по ОСЖ  уделяется внимание обогащению словарного запаса учащихся, используются пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках русского языка. Особое внимание обращено на проведение практических работ:  выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки, определение собственных размеров, использование кухонных электроприборов, применение навыков культурного поведения в сюжетно-ролевых играх, упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера, определение сроков годности продуктов,заполнение квитанций всех видов, ориентировка в окнах обслуживания сберегательного банка,  приобретение продукта, проверка чека и сдачи (игра)и др.

 Не менее важное место отводится проведению экскурсий, которые рассматриваются как самостоятельный урок. Они могут быть вводными, текущими, итоговыми. Занятия по ОСЖ  проводятся в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями и соблюдением техники безопасности в отдельном кабинете или блоке помещений. Для обеспечения целенаправленного личностного развития обучающихся, подготовки их к самостоятельной жизни, программа предполагает интегрированный подход к формированию личностных качеств, комплексную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализуемые с учетом их возрастных и специфических особенностей и возможностей, по вышеуказанным  разделам.    

 

 

 

Тематическое планирование с определением учебной деятельности

по предмету Основы социальной жизни

5 класс

общее число часов – 34 часа

 

№п\п

Раздел, тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

 

Забота о себе

3

 

1

Личная гигиена, уход за руками.

1

Составление последовательности выполнения  утреннего и вечернего туалета.  Чистка зубов, ушей. Мытье рук с мылом. Обстригание ногтей. Соблюдение правил безопасной работы с ножницами. Выбор шампуня по типу волос.  Чтение пословиц о личной гигиене.

Словарная работа: личная гигиена, утренний, туалет, вечерний туалет, шампунь.

2

Гигиена слуха, зрения. Гигиена чтения.

1

Чтение и пересказ информации о гигиене слуха и зрения. Запись основных правил сохранения зрения и слуха, расстояния при просмотре телевизора, при работе с компьютером. Просмотр учебного видеофильма о гигиене слуха и зрения, обсуждение.

Словарная работа: гигиена, слух, зрение.

3

Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака, алкоголя, наркотических веществ.

 

1

Чтение и пересказ информации о вреде употребления наркотических веществ, алкоголя на организм. Просмотр видеофильма о последствиях употребления этих веществ.

Словарная работа: наркотические вещества, алкоголь.

 

Домоводство

7

 

4

Виды жилых помещений в городе и деревне.

1

Составление рассказа о видах жилых помещений в городе и селе, о постоянном и временном жилье, о видах помещений в домах и квартирах; классификация по общим признакам, просмотр презентации по теме.

Практическая работа: составление рассказа о своем доме.

Словарная работа: жилое помещение, жилой дом, постоянное жилье, временное жилье.

5

Жилой дом, интернатские помещения.

1

Уметь находить отличия жилых домов и интернатских помещений. Составление рассказа-сравнения дома и интернатского помещения.

Практическая работа: рисование своего дома.

Словарная работа: интернатское помещение.

6

Почтовый адрес школы.

1

Запись адреса школы, оформление конверта с адресом школы.

Практическая работа: заполнение конверта.

Словарная работа: индекс, адрес, отправитель, адресат.

7

Комнатные растения.

1

Составление рассказа о видах комнатных растений, их пользе и вреде для человека. Особенности ухода.

Практическая работа: рассматривание строения растений, классификация по картинкам.

8

Тестирование за I четверть

1

Практическая работа.

 

9

Уход за одеждой и обувью.

 

1

Работа над ошибками. Составление рассказа о  правилах ухода за одеждой и обувью. Классификация  материалов и соответствующий уход за ними. Чтение инструкций по уходу, применение инвентаря и химических средств.

Практическая работа: чистка обуви из натуральной кожи, резиновой; уход за одеждой из меха, ткани.

Словарная работа: натуральная кожа, резиновая обувь, щетка, обувной крем.

10

Подготовка одежды и обуви к хранению.

 

1

Рассказ о  правилах подготовки сезонной одежды и обуви к хранению. Чтение инструкций к одежде и обуви

из разных видов ткани и материалов.

Практическая работа: подготовка одежды и обуви к хранению.

Словарная работа: демисезонная одежда, текстильная обувь, валяная обувь.

 

О вкусной и здоровой пище

9

 

11

Продукты питания, значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека.

1

Составление рассказа об основных продуктах питания, используемых для приготовления в семье. Просмотр видеофильма  о значении питания для жизнедеятельности человека, о разнообразии продуктового рынка, об особенностях русской кухни.

Практическая работа: составление списка продуктов в семье каждого обучающегося. Таблица «Питательные вещества».

Словарная работа: режим питания, рацион питания.

12

Место и условия приготовления пищи.

1

Практическое определение помещения в доме для приготовления пищи, назвать необходимые условия, знание и применение  на практике гигиенических правил на кухне.

 Практическая работа: чтение памяток и инструкций по соблюдению  санитарно-гигиенических правил.

Словарная работа: мебель, инвентарь, обработка посуды и мебели.

 

13

Кухонные принадлежности и приборы, посуда и уход за ними.

1

Составление  рассказа   о кухонных принадлежностях,  их назначении. Классификация кухонной посуды и принадлежностей. Санитарно-гигиенические требования по уходу за посудой, применение  моющих и чистящих веществ.

Практическая работа: игра «Угадай, что в мешочке».

Словарная работа: инвентарь, столовые приборы, кухонная , столовая, чайная посуда.

14

Экскурсия в столовую.

1

Знакомство с профессией «повар». Рассматривание оборудования и кухонных принадлежностей, посуды.

15

Тестирование за II четверть

1

Практическая работа.

16

Яйца отварные, яичница и омлет.

1

Работа над ошибками. Рассказ о  способах определения доброкачественности яиц, о видах и питательной ценности яиц, технологиии приготовления яичницы, омлета.

Чтение и работа по технологической карте приготовления омлета.

Соблюдение правил безопасной работы с кухонными принадлежностями.

Практическая работа: проверка качества яиц.

Словарная работа: яичница.

17

Приготовление салата и омлета.

1

Чтение и работа по технологической карте приготовления салата.

Соблюдение правил безопасной работы с кухонными принадлежностями.

Практическая работа: приготовление простого салата и омлета.

Словарная работа: омлет.

18

Заваривание чая.

1

Чтение информации о происхождении напитка, название различных сортов чая, странах выращивания и производства чайных культур. Просмотр видеофильма о чайных традициях России и других стран.

Заваривание чая с применением полученных знаний, соблюдение техники безопасности.

Практическая работа: чтение информации на упаковке чая, инструкции заваривания.

Словарная работа: чайник- заварник.

19

Сервировка стола к завтраку

1

Сервировка  стола к завтраку, выбор  необходимой посуды, исходя из меню, выбор  необходимого инвентаря (скатерть, салфетки, посуда).

Практическая работа: сервировка стола.

Словарная работа: сервировка.

 

Мир полезных устройств и машин

4

 

20

Виды транспортных средств.

1

Составление рассказа по плану о значимости транспортных средств о видах транспортных средств, условиях их использования и значения в жизни людей. Классификация видов транспорта по общим признакам. Просмотр  презентации.

Практическая работа: классификация по карточкам.

Словарная работа: транспортное средство.

21

Наземный городской транспорт.

 

1

Составление рассказа по  картинкам о городском наземном транспорте, условиях его использования и значения в жизни людей. Просмотр  презентации.

Практическая работа: раздаточный материал с изображением транспорта, классификация.

Словарная работа: автобус, маршрутное такси, трамвай, троллейбус.

 

22

Поведение в транспорте, на улице.

Правила дорожного движения.

1

Учить   соблюдать правила поведения в общественных местах – на транспорте; соблюдать  правила дорожного движения. Знать профессии людей, работающих на транспорте.

Практическая работа: игра «Автобус».

Словарная работа: общественный транспорт, водитель, кондуктор.

23

Тестирование за III четверть. 

 

1

Практическая работа.

 

 

Семья

3

 

24

Что такое «семья»?

1

Рассказ  о семье, чтение и работа над смыслом пословиц и поговорок о семье. Рассказ обучающихся о своих семьях.

Практическая работа: рисунок семьи.

Словарная работа: члены семьи.

25

Семейные традиции.

1

Просмотр презентации о семье, ее роли в жизни человека, представление о семье как о частичке общества, воспитание положительного отношения к семейным традициям, уважение к старшему поколению. Применение знаний в жизни.

Практическая работа: состав семьи, семейное дерево (мини-рассказ).

Словарная работа: уважение, понимание, взаимопомощь.

26

Проект «Моя семья».

 

1

Составление мини-рассказа обучающимися  об обязанностях  членов семьи,  навыков ведения домашнего хозяйства,

воспитание нравственных качеств личности (бережного отношения к близким людям, трудолюбия, ответственности).

Практическая работа: написание своих обязанностей в семье.

Словарная работа: обязанность, право.

 

Культура поведения

3

 

27

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.

 

1

Рассказ о формах обращения  к старшим и сверстникам, к знакомому и незнакомому человеку при встрече и расставании.

Практическая работа: сюжетно-ролевая игра.

Словарная работа: вежливость.

28

Формы обращения с просьбой и вопросом.

 

1

Просмотр презентации о правилах поведения в различных жизненных ситуациях. Учить употреблению  правильных речевых оборотов при разговоре с разновозрастными группами людей; вежливо обращаться  в различных ситуациях с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым.

Практическая работа: разбор конкретной ситуации.

Словарная работа: обращение, просьба.

 

29

Правила поведения за столом.

1

Составление рассказа совместно с обучающимися о  правилах поведения за столом и применение их в жизни. Просмотр видеофильма, обсуждение.

Практическая работа: сюжетно-ролевая игра «Приглашение в гости».

Словарная работа:этикет.

 

Торговля

5

 

30

Виды торговых предприятий.

 

1

Рассказ  о видах торговых предприятий, их значении для жизни людей, профессиях людей, работающих в этой сфере. Просмотр презентации.

Словарная работа: торговое предприятие, продавец, грузчик.

31

Продовольственные магазины, их назначение.

 

1

Рассказ  о видах магазинов, конкретизация знаний. Уметь классифицировать виды товаров на практике. Профессии людей, работающих в магазинах.

Практическая работа: наблюдение за работой продавца, поведением покупателей.

Словарная работа: обслуживание, клиент.

32

Супермаркеты, специализированные магазины, их назначение.

 

1

Совместное составление рассказа об отличии   универсальных и специализированных магазинов, ознакомление с отделами магазинов и их назначением, просмотр презентации.Разговор о правилах поведения в магазине, умение работать в парах (вопросы друг другу).

Практическая работа: классификация магазинов (карточки).

Словарная работа: супермаркет, специализированные магазины.

33

Порядок приобретения товаров в магазине.

1

Составление рассказа о правилах покупки товаров;

Умение  обменять или сдать товар при наличии чека;

умение правильно общаться  с работниками торговли;

Практическая работа: составление диалога «продавец-покупатель».

Словарная работа: качество товара, обмен товара, чек, сдача.

34

Итоговое тестирование.

1

Практическая работа.

 

Всего:

34 ч.

 

 

 

Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности соответствуют основной рабочей программе по основе социальной жизни 5 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.

 

Оборудование

соответствуют основной рабочей программе по основе социальной жизни 5 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Критерии оценки работ

Критерии оценки работ соответствуют основной рабочей программе по основе социальной жизни 5 класса  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.

 

Контрольно – измерительные материалы

1.      Забота о себе

1.1.Напиши правила утреннего туалета.

1.

2.

3.

2.2. Вычеркни лишнее.

Вещи индивидуального пользования-это:

1. зубная паста

2. зубная щетка

3. мыло

4. расческа

5. полотенце

6. мочалка

2. Домоводство

2.1. Установить при помощи стрелок соответствие вида одежды и ее назначение

Повседневная                                                                       для занятий спортом

Спортивная                                                                           для работы

Праздничная                                                                         для торжеств

 

2.2. отметить цифрами последовательность ухода за кожаной обувью

Почистить кремом

Очистить от грязи

Протереть

Просушить

2.3.  Отметь стрелками правильные ответы:

 

Кухня                                                                    помещение для приготовления пищи

Зал                                                                         для сна

Спальня                                                                 для приема гостей

 

2.4.  Напиши адрес школы…

 

3. О вкусной и здоровой пище

3.1. Допишите предложение:

Кухня – это…

3.2. Напишите виды бутербродов

 

4.Культура поведения

4.1. Отметить знаком «+» правильный ответ:

При встрече со старшим можно сказать:

-Доброе утро

-Привет

-Здравствуйте

4.2. Вычеркни неправильный ответ:

За столом можно:

1.      кушать аккуратно

2.      обсуждать новости

3.      дуть на горячую пищу

4.      сказать спасибо за обед

5.      не клади локти на стол

 

5.  Мир полезных устройств и машин

5.1. Напиши виды транспорта

5.2. Допиши предложение:

Чтобы проехать на автобусе надо…..

5.3. Выбери правильный вариант и подчеркни.

На какой свет можно переходить улицу?

-красный

-желтый

-зеленый

 

 

6. Торговля

6.1. Отметь стрелками правильные ответы, соответствие товаров и отделов магазина:

Молоко                                                              овощи-фрукты

Огурцы                                                              молочный

Кефир                                                                кондитерские изделия

 

 

7. Семья

7.1. Напишите, кто является членом семьи:

 

7.2. Подчеркни правильный ответ:

Родственники в семье должны:

-уважать друг друга

-любить только себя

-помогать друг другу

 

Материалы для оценки освоения содержания учебного материала соответствуют основной рабочей программе по основе социальной жизни 5 класса адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru