Тема: Индивидуальная стратегия развития ребёнка.
Выступление
Шелопугиной Юлии Владимировны
Добрый день, уважаемые коллеги.
Своё выступление я хочу начать с одного приёма или упражнения – я хочу с вами поздороваться, но не словами, а глазами и постарайтесь при этом, глазами показать, какое у вас сегодня настроение. (1-2 мин)
· Как вы считаете можно ли данный приём использовать в работе с детьми, для чего, что он помогает увидеть учителю и когда (на каком этапе урока)? (ответы учителей – 1 мин)
· А что это за приём, кто знает?
Это один из активных методов обучения, которых в деятельности учителя достаточно много и которые, на мой взгляд, могут помочь в построении индивидуальной стратегии развития ребёнка.
· А что значит индивидуальная? И что значит стратегия?
Я предлагаю построить вам два кластера – в первом кластере слово индивидуальная, во втором кластере слово стратегия. (По 2-3,4 человека компануются – строят кластеры, желающие зачитывают) (2-3мин) С любым кластером мы можем согласиться и нельзя сказать, что один правильный, а другой нет, принимаются все ответы.
Индивидуальная – индивид –личность – Я
Стратегия – деятельность – результат - развитие
(Стратегия – это деятельность, направленная на получение планируемого результата с учётом перспективы долговременного развития (официальная терминология). А развитие кого? – ребёнка, его личности, его Я!
Народная мудрость гласит «ты можешь подвести коня к водопою, но не можешь заставить его пить». К чему это сказано? Мы видим, насколько разным может быть отношение обучающихся к учебе. Для одного ученика, процесс обучения является важным, многозначительным, он мотивирован к учебе, для другого – учеба это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Поэтому и нашу тему можно считать достаточно актуальной и важной.
Так что же такое индивидуальная стратегия?
Под индивидуальной образовательной стратегией сегодня понимается система дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей. Данный термин имеет несколько сходных по смыслу формулировок: индивидуальная траектория развития, персонализированное обучение, модель адресного обучения, индивидуальный образовательный маршрут. Это и, так называемые, инструменты в построении стратегии. И, самое важное, при этом имеет и сама личность учителя.
Отсюда и один из приёмов стратегии развития ребёнка – личностно-ориентированная модель взаимодействия учителя с учеником. Эта модель, которая основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.
Это правило «Трёх П», сформулированное психологом Артуром Владимировичем Петровским, которое гласит: понять, принять и признать ребенка.
1. «Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.
2. «Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность.
3. «Принять» - всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.
Личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком, принцип которой - «не рядом и не над, а вместе», и должна стать, на мой взгляд, одной из форм построения индивидуальной стратегии развития ребёнка.
Цель: обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начала личности; развивать его индивидуальность.
Способы: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к децентрации (умения становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).
Тактика: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения с ребенком.
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития; взгляд на ребенка как на полноценного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).
Педагог при этом является: собеседником (функция эмоциональной поддержки). Речь идет о способности и умении педагога центрироваться на ребенке, на том, что для него значимо, что проявляется в заинтересованности, озабоченности интересами, готовности поддержать беседой, обсуждением, помощью.
Исследователем (исследовательская функция). Она выражается в трех аспектах:
первый аспект — умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения и воспитания, отслеживать личное продвижение каждого ребенка в учебном взаимодействии;
второй аспект - использование педагогом в процессе обучения психого- диагностических методов и процедур, что способствует получению информации о развитии ребенка, о его успехах и трудностях;
третий аспект — применение педагогом развивающих «технологий» личностного роста. Педагог должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ребенка точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знании.
Фасилитатором Педагог — фасилитатор - это педагог, способствующий ребенку в усвоении и освоении нового. Педагог — фасилитатор строит свои взаимоотношения с ребенком на положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым, создавая комфортные для развития ребенка условия.
Экспертом (экспертная, консультативная функция). Она вырастает из потребности в педагоге, обладающем глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Доброжелательный и компетентный педагог располагает ребят к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого педагога значимо для детей, и потому ребята готовы обращаться к нему за консультацией.
Самое главное, чтобы педагог
-ЛЮБИЛ ДЕТЕЙ.
-ЗАБОТИТИЛСЯ О РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
-УВАЖАЛ РЕБЕНКА.
-ВЕРИЛ В РЕБЕНКА.
-ПОНИМАЛ РЕБЕНКА.
-БЕРЕЖНО ОТНОСИЛСЯ К ДУХОВНОМУ МИРУ И ПРИРОДЕ РЕБЕНКА.
- БЕРЕГ И РАЗВИВАЛ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА РЕБЕНКА.
-ВОСПРИНИМАЛ РЕБЕНКА– КАК СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ.
И из опыта, как педагога – собеседника – исследователя – фасилитатора - эксперта, я покажу вам электронное портфолио, которое вела со своими детьми, работая в гимназии, это портфолио также являлось частью в построении индивидуализации образовательного процесса в нашем учреждении.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
гимназия №00
Портфолио
Ученика МБОУ Гимназии № 00
Фамилия Имя Отчество
Новосибирск
2014-2018
Меня зовут Кучковский Владимир. Я ученик гимназии.
Я занимаюсь тхэквон-до и брейк дансом. Люблю читать энциклопедии, делать фокусы и ставить научные опыты. В свободное время вместе с семьей люблю ходить на выставки, в театры и кино. А в хорошую погоду мы гуляем на улице.
1 класс
Моё расписание
Время |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
13.30 |
Час чтения |
Природа и мы |
Музыкальный час |
Разговор о правильном питании |
||
14.20 |
Проектная деятельность |
РТВ |
Английский язык |
РТВ |
Английский язык |
|
15.10 |
|
Немецкий язык |
Футбол |
Шахматы |
Немецкий язык |
|
16.00 |
Информатика для малышей |
Художественный час |
|
|
Школа одарённости |
|
2 класс
Моё расписание
Направления внеурочной деятельности (наименование курса, количество часов в неделю) |
Итого количество аудиторных часов в неделю |
||||
Спортивно-оздоровительное направление |
Духовно-нравственное направление |
Социальное направление |
Общеинтеллектуальное направление |
Общекультурное направление |
|
Футбол
|
ГЦИИ
|
Социальная практика |
Школа одарённости Моделирование и конструирование Шахматный час |
Час чтения
|
7 ч |
3 класс
Моё расписание
понедельник |
12.40 – 13.35 |
Разговор о правильном питании |
Кабинет 33 |
ФИО учителя |
|
13.35 – 14.30 |
Режим/дополнительные занятия |
Игровая комната |
ФИО учителя |
|
14.30 – 15.20 |
Математический марафон |
Игровая комната |
ФИО учителя |
|
15.20-16.15 |
Шахматный час |
Игровая комната |
ФИО учителя |
вторник |
13.35-14.30 |
Режим/дополнительные занятия |
Игровая комната |
ФИО учителя |
|
14.30-15.10 |
Школа одарённости |
Игровая комната |
ФИО учителя |
|
15.20- 16.10 |
Художественный час |
? |
ФИО учителя |
среда |
13.35 – 14.20 |
Режим/дополнительные занятия |
Игровая комната |
ФИО учителя |
|
14.30 – 15.10 |
Моделирование и конструирование |
Кабинет 36 |
ФИО учителя |
четверг |
12.40 – 13.20 |
Час чтения |
Игровая комната |
ФИО учителя |
|
13.30 – 14.20 |
режим |
Игровая комната |
ФИО учителя |
|
14.30-15.20/16.15 |
Футбол/футбол |
Спортивный зал |
ФИО учителя |
пятница |
12.40-13.20 |
Классный час |
Игровая комната |
ФИО учителя |
|
13.30 – 14.30 |
Музыкальный час |
Игровая комната |
ФИО учителя |
|
14.30 – 15.20 |
Природа и дети |
Кабинет 32 |
ФИО учителя |
4 класс
Моё расписание
понедельник |
12.40 – 13.35 |
Школа одарённости |
ФИО учителя |
|
13.35 – 14.30 |
Природа и дети /Хоровое пение |
ФИО учителя |
|
14.30 – 15.20 |
Правильное питание |
ФИО учителя |
|
16.00 |
Футбол |
ФИО учителя |
вторник |
13.35-14.30 |
Экономика для детей |
ФИО учителя |
|
14.30-15.10 |
Юный пешеход |
ФИО учителя |
|
16.10 |
футбол |
ФИО учителя |
среда |
|
|
ФИО учителя |
|
14.30 – 15.10 |
Школа одарённости |
|
|
15.10 – 16.00 |
CUBORO |
|
четверг |
12.40 – 13.20 |
|
ФИО учителя |
|
13.30 – 14.20 |
Информатика |
ФИО учителя |
|
14.30-15.20 |
шахматы |
ФИО учителя |
|
16.00 |
футбол |
ФИО учителя |
пятница |
12.40-13.20 |
Классный час |
ФИО учителя |
|
13.30 – 14.30 |
|
ФИО учителя |
|
14.30 – 15.20 |
шахматы |
ФИО учителя |
|
15.20 – 16.00 |
Художественный час |
ФИО учителя |
Мой мониторинг
№ п/п |
Предмет |
I класс |
II класс |
III класс |
VI класс |
Итоговая отметка |
1 |
Русский язык
|
усв |
усв |
5 |
5 |
5 |
2 |
Литература
|
усв |
усв |
5 |
5 |
5 |
3 |
Математика
|
усв |
усв |
5 |
5 |
5 |
4 |
Окружающий мир |
усв |
усв |
5 |
5 |
5 |
5 |
Технология
|
усв |
усв |
5 |
5 |
5 |
6 |
Музыка
|
усв |
усв |
5 |
5 |
5 |
7 |
ИЗО
|
усв |
усв |
5 |
5 |
5 |
8 |
Физич.культура
|
усв |
усв |
5 |
5 |
5 |
9 |
Англ.язык |
|
усв |
5 |
5 |
5 |
10 |
Немец.язык |
|
усв |
5 |
5 |
5 |
11 |
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
Диаграмма моей успеваемости
Отличник – уровень «высокий»
Оценка = отметка Кучковский Владимир «научился учиться», так как в соответствии п.8 Стандартов второго поколения у него сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности, а именно он умеет «принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».
Мои достижения
за 2014/15 учебный год
№ п/п |
Мероприятия |
Уровень |
Результат |
1. |
Олимпиада «Пони» |
Всероссийский |
участник |
2. |
«Ростконкурс» |
всероссийский |
3место по России и региону – русский язык |
3. |
Олимпиада по ОКМ |
гимназический |
1 место |
4. |
Олимпиада «Инфоурок» |
международный |
Диплом 2 степени |
Мои достижения
за 2015/16 учебный год
№ п/п |
Мероприятия |
Уровень |
Результат |
1. |
«Лисёнок» |
международный |
Диплом 1 степени |
2. |
«Успевай-ка» |
международный |
Сертификат участия |
3. |
«Познайка» |
международный |
Диплом 1 степени |
4. |
2 тур предметных олимпиад |
гимназический |
Математика – 3 место |
5. |
«Кириллица» |
международный |
Диплом 2 степени |
6. |
«Ростконкурс» |
всероссийский |
1 место |
7. |
1 тур предметных олимпиад |
гимназический |
2м. – чтение 1м. – русский язык 3м. – математика 1м. – ОКМ |
8. |
«Пегас – 2016» |
международный |
1 место в школе |
9. |
«Успешное чтение» |
всероссийский |
3 место |
10. |
«Кругозор» Безопасный мир |
международный |
3 место |
11. |
Турнир по русскому языку и математике |
международный |
1 место |
12. |
«Орлёнок» |
международный |
участие |
13. |
«Лукоморье» |
городской |
3-4 место в школе |
Мои достижения
за 2016/17 учебный год
№ п/п |
Мероприятия |
Уровень |
Результат |
1. |
«В мире сказок» |
всероссийский |
участие |
2. |
Инфоурок |
всероссийский |
Диплом 1 степени |
3. |
«Математика – царица всех наук» |
всероссийский |
1 место |
4. |
Олимпис 2016 (осенняя сессия) |
всероссийский |
1 место – русский язык, 1 место – английский язык, 1 место – математика, 1 место – информационные технологии, 1 место – окружающий мир |
5. |
Инфоурок |
всероссийский |
2 место – литературное чтение, логика, математика |
6. |
Олимпис 2017 |
Всероссийский |
Диплом 1 степени- русский язык, математика, ИКТ, |
Мои достижения
за 2017/18 учебный год
№ п/п |
Мероприятия |
Уровень |
Результат |
1. |
«Законы экологии» |
международный |
Диплом 3 степени |
2. |
«Кириллица» |
международный |
Диплом 2 степени |
3. |
Олимпис - 2018 |
всероссийский |
Английский язык – 2 место; русский язык – 1 место;математика – 1 место; информационные технологии – 1 место; окружающий мир – 1 место |
4. |
Ростконкурс |
всероссийский |
1 место – математика; 2 место – окружающий мир; 3 место – русский язык; 3 место – литературное чтение |
5. |
Конкурс «Седьмой лепесток» |
городской |
финалист |
6. |
|
|
|
Месяц/ Направление |
Интеллектуальное направление
|
Спортивно – оздоровительное направление |
Творческое направление |
Общественная активность |
Сентябрь |
|
Участие в турслете |
|
Участие в Дне Знаний |
Октябрь |
Участие во всероссийской олимпиаде «Пони»
|
|
|
Поздравления с Днем учителя
Участие в Дне гимназиста |
Ноябрь |
Экскурсия на станцию юных натуралистов
|
Участие в конкурсе «Неболит» |
Поездка в ГЦИИ |
Участие в месячнике «За здоровый образ жизни» |
Декабрь |
|
Поездка в автогородок |
Изготовление открыток ко «Дню матери» |
ктд «Мастерская Деда Мороза»
«Встреча Нового года» |
Январь |
Чтение книг о ВОВ
|
Участие в неделе по ПДД |
Участие в дне сюрпризов
|
Участие в подготовке к годовому проекту
Участие в декаде правильного питания «Молочная перемена» |
Февраль |
Участие в месячнике «Я-гражданин!»
|
Участие в игре «Зарница» |
Участие в конкурсе «Битва хоров» |
|
Март |
Посещение театра по ПДД
|
Участие в акции «Витаминная перемена» |
Рисунки на тему «Моя мама» |
Участие в празднике «Мамин день!» |
Апрель |
Посещение театра «Сказка о царе Салтане» Экскурсия на студию «Поиск» Участие в месячнике «Грани творчества» |
|
Участие в акции «Любимая игрушка» |
Участие в проектной неделе «Писатели о ВОВ» |
Май |
|
Создание книжки по технике безопасности |
Рисунки на тему «Мы не хотим войны!» |
Участие в празднике «Достояние года» |
2 класс
Месяц/ Направление |
Интеллектуальное направление
|
Спортивно – оздоровительное направление |
Творческое направление |
Общественная активность |
Сентябрь |
|
Участие в турслете |
|
Участие в Дне Знаний |
Октябрь |
|
|
Поездка в ГЦИИ |
Поздравления с Днем учителя
Участие в Дне гимназиста |
Ноябрь |
|
Участие в конкурсе «Неболит» |
|
Участие в месячнике «За здоровый образ жизни» |
Декабрь |
|
|
Изготовление открыток ко «Дню матери» |
ктд «Мастерская Деда Мороза»
«Встреча Нового года» |
Январь |
|
Участие в неделе по ПДД |
Участие в дне сюрпризов
|
Участие в подготовке к годовому проекту
Участие в декаде правильного питания |
Февраль |
Участие в месячнике «Я-гражданин!»
|
Участие в игре «Зарница» |
Участие в конкурсе «Битва хоров» |
|
Март |
|
Участие в акции «Витаминная перемена» |
Рисунки на тему «Моя мама» |
Участие в празднике «Мамин день!» |
Апрель |
Участие в месячнике «Грани творчества» |
|
Участие в акции «Любимая игрушка» |
|
Май |
|
|
Рисунки на тему «Мы не хотим войны!» |
Участие в празднике «Достояние года» |
3 класс
Месяц/ Направление |
Интеллектуальное направление
|
Спортивно – оздоровительное направление |
Творческое направление |
Общественная активность |
Сентябрь |
|
Участие в турслете |
|
Участие в Дне Знаний |
Октябрь |
|
|
Поездка в ГЦИИ |
Поздравления с Днем учителя
Участие в Дне гимназиста |
Ноябрь |
|
Участие в конкурсе «Неболит» |
|
Участие в месячнике «За здоровый образ жизни» |
Декабрь |
|
|
Изготовление открыток ко «Дню матери» |
ктд «Мастерская Деда Мороза»
«Встреча Нового года» |
Январь |
|
Участие в неделе по ПДД |
Участие в дне сюрпризов
|
Участие в подготовке к годовому проекту
Участие в декаде правильного питания |
Февраль |
Участие в месячнике «Я-гражданин!»
|
Участие в игре «Зарница» |
Участие в конкурсе «Битва хоров» |
|
Март |
|
Участие в акции «Витаминная перемена» |
Рисунки на тему «Моя мама» |
Участие в празднике «Мамин день!» |
Апрель |
Участие в месячнике «Грани творчества» |
|
Участие в акции «Любимая игрушка» |
|
Май |
|
|
Рисунки на тему «Мы не хотим войны!» |
Участие в празднике «Достояние года» |
4 класс
Месяц/ Направление |
Интеллектуальное направление
|
Спортивно – оздоровительное направление |
Творческое направление |
Общественная активность |
Сентябрь |
|
Участие в турслете |
|
Участие в Дне Знаний |
Октябрь |
|
|
Поездка в ГЦИИ |
Поздравления с Днем учителя
Участие в Дне гимназиста |
Ноябрь |
Участие в неделе психологии |
|
|
Участие в месячнике «За здоровый образ жизни» |
Декабрь |
Участие в декаде правовых знаний
|
|
Изготовление открыток ко «Дню матери» |
ктд «Мастерская Деда Мороза»
«Встреча Нового года» |
Январь |
|
Участие в неделе по ПДД |
Участие в дне сюрпризов
|
Участие в подготовке к годовому проекту
Участие в декаде правильного питания |
Февраль |
Участие в месячнике «Я-гражданин!»
Участие в Дне науки
|
Участие в «Смотре строя и песни» |
|
Участие в дне галстуков и начищенных ботинок |
Март |
Участие в неделе по ПДД
|
День здоровья |
Участие в конкурсе «Битва хоров» |
Участие в празднике «Женский день!» Поздравления девочкам. |
Апрель |
Участие в месячнике «Грани творчества» |
|
|
День рождения гимназии |
Май |
Защита индивидуального проекта
Участие в защите годового проекта
|
День здоровья |
Акция «Нет войне!» |
Участие в празднике «Достояние года» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.