Индивидуальная программа одарённого ребёнка
Оценка 4.9

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Оценка 4.9
Особые потребности
docx
психологическая работа +1
4 кл
22.12.2018
Индивидуальная программа одарённого ребёнка
Данная программа построена на работу как с индивидуальной личностью, так и с коллективом в целом. Она поможет выявить в классном коллективе одарённых детей и поможет организовать работу индивидуально с каждым ребёнком. Одарённые дети – интеллектуальное богатство государства. Это современные люди, умеющие принимать самостоятельные нестандартные решения, способные гибко реагировать на жизненные ситуации. Задача учителя вовремя выявить таких детей, их неповторимость и помочь развить их таланты.
Индивидуальная прогрограмма одарённого ребёнка.docx
Российская Федерация Ханты – Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область) Муниципальное образование Октябрьский район МКОУ «Унъюганская средняя общеобразовательная школа № 1» Индивидуальная программа  развития одарённого ребёнка, обучающегося 4 класса  Хантимирова Константина                                                                 Автор: Бартова Наталья Егоровна                                                    учитель начальных классов, высшей квалификационной категории 2018г.  Пояснительная записка В   современном   обществе   возрастает   потребность   в   творческих, креативных, одаренных людях, которые способны ставить перспективные цели  и решать поставленные перед собой и обществом задачи.  Такие талантливые и одаренные   люди   будут   способны   обеспечить   преображение   нашей   страны   в лучшую сторону. Воспитание такие людей идет не только из семьи, но и от школы.   Задача   семьи состоит   в   том,   чтобы   вовремя   увидеть,   разглядеть способности   ребенка,   задача   школы   —   поддержать   ребенка   и   развить   его способности,   подготовить   почву   для   того,   чтобы   эти   способности   были реализованы.  Одарённые   дети  –  интеллектуальное   богатство   государства.   Одарённые дети – современные люди, умеющие принимать самостоятельные нестандартные решения,   способные   гибко   реагировать   на   жизненные   ситуации.   Но одновременно   с   этим   такие   дети   могут   быстро   утрачивать   интерес   к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Благодаря такой разносторонности   одаренного   ребенка   одной   из   приоритетных   задач модернизации   российского   образования     является   выявление   и   поддержка таких детей. Поэтому выявление таковых должно начинаться уже в начальной школе. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Программа направлена на развитие интеллектуальных, творческих, спортивных   умений   учащихся   на   основе   формирования   у   ребенка   умений управлять   процессами   творчества:   пониманием закономерностей,   решением   сложных   проблемных   ситуаций.   Она   дает школьнику   возможность   раскрыть   многие   качества,   лежащие   в   основе творческого мышления.    фантазированием, Цель:  создать   оптимальные   условия   для   развития   и   реализации потенциальных   способностей   одарённых   детей,   способствовать   развитию каждой личности, довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня.  Задачи:  выявить   уровень   творческих   и  индивидуальных   возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу;  проводить   внеурочные   конкурсы,   интеллектуальные   игры,   олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.  произвести   отбор     среди   различных   систем   обучения   тех   методов   и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;  предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной   и   внеурочной   деятельности   со   сверстниками,   родителями, учителем, через самостоятельную работу;  воспитывать   целеустремленность,   активность   учащихся   в   выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;  поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье   совместно   с   родителями   (тематические   родительские   собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники). Формы работы с одаренными детьми  Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.  Дополнительные   занятия   с   одарёнными   учащимися,   подготовка   к олимпиадам,   интеллектуальным   играм;   дискуссии,   консультации   по возникшим проблемам.  Участие   в   школьных   и   районных   олимпиадах   по   предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.).  Конкурсы,   интеллектуальные   игры,   концертная   деятельность, фестивали, спортивные соревнования.  Использование   современных   средств   информации   (Интернет,   электронная   компьютерные   игры   по   предметам, медиатека, энциклопедия). I. Прогнозируемые результаты: ­   совершенствование   и   повышение   качества   знаний   и   умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях; ­   призовые   места   или   дипломы   в   городских   олимпиадах,   конкурсах, соревнованиях; ­ развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора; ­ развитие творческого и логического мышления учащихся; ­ развитие физических способностей учащихся. Результаты по формированию УУД Личностные УУД Сформированные УУД: ­ Основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за   свою   страну,   народ   и   историю,   осознающего   ответственность   за   судьбу России.   ­   Осознание   ответственности   человека   за   общее   благополучие   своей этнической принадлежности. Умения: ­   Проводить   рефлексивный   анализ   собственной   учебной   деятельности, выявлять   проблемы   учебной   деятельности,   переформулировать   проблемы   в цели; ­ Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др. ­ Стремление к самосовершенствованию; ­ Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы. Регулятивные УУД Сформированные УУД: ­   Замечать   проблему,   самостоятельно   определять   цель,   формулировать промежуточные задачи. ­   Оценивать   собственную   работу   по   критериям,   самостоятельно разрабатывать   критерии   оценки,  использовать   разные  системы  оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты). ­   Адекватно   выполнять   рефлексивную   и   прогностическую   самооценку. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. ­ Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей. ­   Составлять   собственную   карту   знаний   на   этапе   планирования   хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей. ­ Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи. ­   Самостоятельно   планировать   деятельность,   следовать   составленному плану. ­ Понимать значение работы над устранением ошибок. ­ Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок. ­ Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях. ­ Различать способ и результат действия. Познавательные УУД Сформированные УУД: ­ Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. ­ Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек). ­   Осуществлять   запись   (фиксацию)   выборочной   информации   в   т.ч. инструментов ИКТ. ­ Грамотное построение устной и письменной речи. ­ Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности. ­ Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов. ­ Самостоятельно создавать алгоритм действий. ­ Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов. ­ Устанавливать аналогии. ­ Владеть общим рядом приемом решения задач. ­   Выдвигать   собственные   гипотезы,   обосновывать   и   доказывать правильность своего выбора. ­   Понимать,   читать,   преобразовывать   знаковую   модель,   различать символы, замещаемой предметной действительности. ­ Использовать разные географические средства. ­ Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера. Коммуникативные УУД Сформированные УУД: ­ Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. ­   Адекватно   использовать   коммуникативные,   прежде   всего   речевые, средства   для   решения   различных   коммуникативных   задач,   строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. ­ Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. ­   Учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных позиций в сотрудничестве. ­ Уметь формулировать свое мнение и позицию ­ Высказываться, убеждать, доказывать, уступать. ­ С помощью вопросов выяснять недостающую информацию. ­ Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия. ­ Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию. ­   Выполнять   рефлексию   своих   действий   как   достаточно   полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий. ­ Составлять внутренний план действий. Понимать: ­ Возможность оснований оценки одного и того же предмета; ­ Относительность оценок или выборов других людей; ­ Мысли, чувства, стремления и желания окружающих. Главные принципы реализации программы: •   Непрерывность   и   систематичности   школьного   и   внешкольного образования   и   воспитания.   Овладение   знаниями   и   информацией   привычно ассоциируется с обучением. • Гуманизм в межличностных отношениях. • Научность и интегрированность. •Индивидуализация   и   дифференциация   процесса   образования   и воспитания. • Применение принципов развивающего обучения. •Интеграция   интеллектуального,   морального,   эстетического   и физического развития. Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми: • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей. •   Увеличение   количества   детей,   адекватно   проявляющих   свои интеллектуальные,   артистические,   художественные,   спортивные   или   иные способности. •   Повышение   уровня   индивидуальных   достижений   детей   в образовательных областях, к которым у них есть способности. • Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем. • Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей. II. Концепция программы Выявление   одарённых   детей   должно   начинаться   в   начальной   школе   на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи,   памяти,   логического   мышления.   Работа   с   одарёнными   и   способными детьми,   их   поиск,   выявление   и   развитие   должны   стать   одним   из   важнейших аспектов деятельности учителя.  Одарённые дети:   имеют   более   высокие   по   сравнению   с   большинством   ровесников интеллектуальные   способности,   восприимчивость   к   учению,   творческие возможности и способы их проявления;   имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;   испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.  Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:   дети   с   необыкновенно   высокими   общими   интеллектуальными способностями;   дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;   дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;   дети с высокими творческими (художественными) способностями;    учащиеся, не достигающие по каким­либо причинам успехов в учении, но обладающие   яркой   познавательной   активностью,   оригинальностью мышления и психического склада. III. В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:    1.  Системный   подход  ,  сущность   которого   заключается   в   том,   что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а   в   системе   их   взаимосвязи   с   другими.   При   таком   подходе   педагогическая система   работы   с   одаренными   детьми   рассматривается   как   совокупность следующих   взаимосвязанных   компонентов:   цели   образования,   субъекты педагогического   процесса,   содержание   образования,   методы   и   формы педагогического процесса и материальная база.    2.  Личностный   подход  ,  утверждающий   представления   о   социальной, деятельностной   и   творческой   сущности   одарённого   ребенка   как   личности.   В рамках   данного   подхода   предполагается   опора   в   воспитании   и   обучении   на естественный   процесс   саморазвития   задатков   и   творческого   потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.    3. Деятельностный подход  . Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в   свою   очередь,   предполагает   обучение   детей   выбору   цели   и   планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. 4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры   как   системы   ценностей   представляет   собой,   во­первых,   развитие самого ребенка и, во­вторых, становление его как творческой личности. Реализация   этих   методологических   принципов   позволяет   определить основные   способы   решения   проблем   при   работе   с   одарёнными   детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности. Этапы реализации Реализация индивидуальной программы по работе с одаренными детьми рассчитана на 4 года: Первый   этап  –   диагностико­прогностический   –   предполагается реализовать в первом полугодии 1 класса. Второй   этап  –   деятельностный   (второе   полугодие   1   класса   –   второе полугодие   2   класса)   –   связан   с   непосредственной   работой   с   одаренными учащимися во всех указанных выше направлениях. Третий этап ­ констатирующий (первое полугодие 4 класса) Индивидуальная программа развития одарённого ребенка Хантимирова Константина Этап 1 – диагностико­прогностический Цель – углубленное психолого­педагогическое изучение ребенка, выявление его  индивидуальных особенностей № Использованная методика 1 Методика «Карта одаренности» (на  Сроки 1­2 неделя  сентября Ответственный школьный  психолог Васильева С.С   основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит  степень выраженности у ребенка  различных видов одаренности. Опросник Г.А. Карповой  «Учебная мотивация». Цель: определить характер и  наличие учебной мотивации. 2 3 Методика Климова И.И.  «Карта интересов» Опросник Айзенка.  Личностные особенности. Тест на определение уровня  школьной тревожности.  Автор ­ Филлипс. Социометрия.  Автор ­  Дж. Морено. 1­2 неделя  сентября 3­4 неделя сентября 3­4 неделя сентября 3­4 неделя ноября 3­4 неделя декабря классный  руководитель   Бартова Н.Е школьный  психолог   Васильева С.С. школьный  психолог  Васильева С.С.  школьный  психолог  Васильева С.С. школьный  психолог  Васильева С.С. 4 5 6 1 2 3 4 Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута Разработка индивидуального  маршрута одаренного ребенка. 1 неделя октября Составление индивидуального  учебного плана по предметам:  русскому языку, математике Выбор темы исследовательской  работы по русскому языку Составление плана учеником для  учета желаний ребенка. 1 неделя октября 2 неделя октября 2 неделя октября учитель­ предметник   Бартова Н.Е. учитель –  предметник  Бартова Н.Е. руководитель  Бартова Н.Е. Психолог  Васильева С.С 5 Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа  родителей. 2 неделя октября классный  руководитель  Бартова Н.Е.  2 этап ­ деятельностный Прогнозирование ­ индивидуальный учебный план –  «Я выбираю предметы для изучения» Предмет Причина выбора Форма работы Индивидуальные и  дистанционные  консультации. Индивидуальные и  дистанционные  консультации. Индивидуальные и  дистанционные  консультации. Русский язык Математика Окружающий  мир  1.Результативное  участие во  Всероссийских и  международных  дистанционных и  онлайн­олимпиадах 2.Выраженный  интерес к предмету 1.Результативное  участие во  Всероссийских и  международных  дистанционных и  онлайн­олимпиадах 2.Выраженный  интерес к предмету 1.Результативное  участие во  Всероссийских и  международных  дистанционных и  онлайн­олимпиадах 2.Выраженный  интерес к предмету Ожидаемые  результаты 1. Всероссийская  олимпиада  «Русский с  Пушкиным» Диплом  победителя 2. Всероссийская олимпиада «Страна талантов»  по русскому языку Диплом  победителя 1.Всероссийская  олимпиада  «Математика +» Диплом  победителя 2. Всероссийская  межпредметная  олимпиада «Дино»  Диплом  победителя 1.Всероссийская  олимпиада «Страна талантов»  по  окружающему  миру. – Диплом  победителя. «Интеграция с другими специалистами» Составление карты познавательной  деятельности ребенка психологом,  классным руководителем, руководителем  сентябрь Карта  познавательной  деятельности МОУ и учителями ­ предметниками. Разработка индивидуального  образовательного маршрута педагогом Бартова Н.Е.  Прохождение тестов, предметных олимпиад (внутришкольные, муниципальные) Диагностирование, рефлексия школьным  психологом  Васильевой С.С., руководителем МОУ, педагогом Бартовой Н.Е. Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Классный руководитель Бартова Н.Е. октябрь октябрь ежемесячно ежемесячно ребенка Индивидуальный  образовательный маршрут Расписание  посещений занятий Карта наблюдений, рекомендации  учителями –  предметникам Карта наблюдений  за состоянием  здоровья ребенка 3 этап ­ констатирующий Проектирование – индивидуальная образовательная программа –  «Я составляю программу образовательной деятельности» Планирование Мероприятия Результат Подготовка к участию на  школьном и муниципальном  этапе Всероссийской олимпиады  по математике, окружающему  миру Подготовка к участию в  дистанционных олимпиадах,  онлайн­олимпиадах и конкурсах  по математике, окружающий  мир, русскому языку. 1.Индивидуальные  консультации учителя  по предметам. 2.Индивидуальная  работа. 3. Посещение занятий  школьного кружка  «Шахматы» 4.Посещение кружка  «Экос». 1.Индивидуальные  консультации учителя  по предметам. 2. Индивидуальная  работа. 3. Посещение занятий  школьного кружка  «Шахматы». 4. Посещение кружка  «Юный эколог» 1.Школьный этап  Всероссийской  олимпиады по   математике.­ 2  место.  2.Муниципальный  этап Всероссийской  олимпиады по   окружающему миру  – 2 место 1. Всероссийская олимпиада  «Математика +» ­  Диплом победителя. 2. Всероссийская  олимпиада «Страна талантов»  по  окружающему  миру – Диплом  победителя Подготовка к участию в  муниципальном конкурсе  проектных работ  «Школьная ЭЛИТА XXI века» Подготовка к участию в   районном конкурсе проектных  работ «Юный изыскатель» 1.Индивидуальная  работа. 2. Посещение занятий  школьного кружка  «Шахматы» 4. Посещение занятий  кружка  «Юный эколог»  1.Индивидуальная  работа. 2. Посещение занятий  школьного кружка  «Шахматы» 4. Посещение занятий  кружка  «Юный эколог»  3. Всероссийская  олимпиада «Русский с Пушкиным»  Диплом победителя. 4. Всероссийская  олимпиада «Страна талантов»  по русскому языку.  Диплом победителя 5. Всероссийская  межпредметная  олимпиада «Дино»­  Диплом победителя 6. Международная олимпиада по основам наук  УрФО – Диплом победителя 7. Всероссийская  Олимпиада ЭМУ –  Диплом 1 место 8. Всероссийская  игра «Лабиринт»  Учи.ру – Диплом за  высокие показатели. Муниципальный  конкурс проектных  работ «Школьная  ЭЛИТА XXI века» ­  Исследовательский  проект  «Русская берёзка»  ­Диплом 2 место. Районный конкурс  проектных работ  «Юный изыскатель»  ­  Диплом  Департамента  лесного хозяйства  ХМАо­Югры Подготовка к  районному  Фестивалю «Творчество народов Югры»  к юбилею ХМАо­Югра. Подготовка к Окружному  конкурсу  «Благословляю  Вас, леса» Номинация: «Плакаты» Подготовка к III Всероссийскому уроку эколого­просветительной  игры «Хранители воды» 1.Индивидуальная  работа. 2. Посещение занятий  школьного кружка  «Шахматы» 4. Посещение занятий  кружка  «Юный эколог»  1.Индивидуальная  работа. 2. Посещение занятий  школьного кружка  «Шахматы» 4. Посещение занятий  кружка  «Юный эколог»  1.Индивидуальная  работа. 2. Посещение занятий  школьного кружка  «Шахматы» 4. Посещение занятий  кружка  «Юный эколог»  Районный Фестиваль «Творчество  народов Югры»  к юбилею ХМАо­ Югра –  Диплом участника Окружной конкурс  «Благословляю  Вас, леса» Номинация:  «Плакаты» ­ Диплом 3 степени III Всероссийский  урок эколого­ просветительной  игры  «Хранители воды» ­  Диплом участника «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника» Самооценка:  «Что я хотел?» «Что я сделал для  достижения цели?» «Чему научился?» 1.Стать  отличником по  всем предметам. 2.Заявить о себе  на различных  уровнях. 3.Опробовать  новый для меня  вид обучения 1.Я внимательно  слушал педагогов  на индивидуальных консультациях. 2.Я усиленно  занимался  самостоятельно. 3.Я строил свой  день в  соответствии с  режимом и  спланированным  графиком. 4.Я не  Я научился: ­ не отступать от  составленного  плана; ­ преодолевать  трудности; ­ добросовестно  работать над собой; ­ общаться с  разными людьми в  процессе обучения; ­ адекватно  оценивать свои  достижения и  «Что необходимо  сделать ещё?» Мне необходимо: ­бороться с  ленью; ­ стать более  собранным; ­ активнее  участвовать в  жизни класса; ­повышать  уровень своих  знаний; ­ активнее участвовать в  новых для меня останавливался на  достигнутом. 5.Я корректировал  свою работу в  соответствии с  обстоятельствами. 6.Я занимался  закаливанием,  укрепляя здоровье  и готовя организм  к большим  нагрузкам. корректировать  деятельность в  изменяющихся  обстоятельствах; ­ адекватно  воспринимать как  поражения, так и  победы,; ­ прислушиваться к  своему организму и  реагировать на его  запросы. Портфолио за 2015­2018 учебный год конкурсах,  олимпиадах; ­ расширить поле  деятельности,  добавить к  углублённому  изучению предмет «окружающий  мир»; ­ продолжить  укреплять  здоровье. ­ Школьный этап Всероссийской олимпиады по   математике.­ 2 место; ­ Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по   окружающему миру – 2 место; ­ Всероссийская олимпиада «Математика +» ­ Диплом победителя; ­ Всероссийская олимпиада «Страна талантов»  по  окружающему миру – Диплом победителя; ­ Всероссийская олимпиада «Русский с Пушкиным»  Диплом победителя; ­ Всероссийская олимпиада «Страна талантов»  по русскому языку ­Диплом победителя; ­ Всероссийская межпредметная олимпиада  «Дино»­ Диплом победителя; ­ Международная олимпиада по основам наук  УрФО –Диплом победителя; ­  Всероссийская Олимпиада ЭМУ – Диплом 1 место.  Научно­практическая конференция «Школьная Элита XXI – Диплом 2 место Районная конференция «Юный изыскатель» ­ Диплом  Департамента лесного хозяйства ХМАо­Югры Районный Фестиваль «Творчество народов Югры» к  юбилею  ХМАО­Югра – Диплом участника Олимпиады: Конкурсы: Окружной конкурс «Благословляю, вас леса»  Номинация: плакаты – 3 место III Всероссийский урок эколого­просветительной игры  «Хранители воды» ­ Диплом участника Конкурсы чтецов Школьный конкурс «Для наших мам» ­ Диплом 1 место Поселковый конкурс посвящённый «Памяти павшим» ­  Диплом 2 место. Районный фестиваль «Творчество народов Югры» ­ Диплом участника Районный фестиваль «Серебряное копытце» ­  Диплом 2 место IV. Формы работы с одаренными детьми  Индивидуальный   подход   на   уроках,   использование   в   практике   учителя элементов   дифференцированного   обучения,   проведение   нестандартных форм уроков.  Дополнительные   занятия   с   одарёнными   учащимися,   подготовка   к олимпиадам,   интеллектуальным   играм,   дискуссии,   консультации   по возникшим проблемам.  Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.).  Конкурсы, интеллектуальные игры, концертная деятельность, фестивали, спортивные соревнования.  Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия). Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;  принцип   создания   условий   для   совместной   работы   учащихся   при  минимальном участии учителя;   принцип   максимального   разнообразия   предоставленных   возможностей для развития личности;  принцип возрастания роли внеурочной деятельности. Ожидаемые конечные результаты реализации программы  Создание   системы   взаимодействия   с   учреждениями   дополнительного образования, родителями учащихся.  Использование   системы   диагностики   для   выявления   и   отслеживания различных типов одаренности.  Развитие потенциала детей.  Проведение   мероприятий   по   различным   направлениям   с   одаренными детьми.  Создание условий поддержки и защиты одаренных детей. Показатели   эффективности   реализации   программы   работы   с одаренными детьми:  Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.  Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.  Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.  Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями; увеличение числа таких детей. Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процессу обучения одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент не проявилась, а также просто способных детей.   V. Работа с родителями: 1. Родители, семья в системе реализации программы:  учитывать одаренность как сложное явление;  учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;  создать условия для формирования у ребенка положительной                «Я­ концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;  оказывать   помощь   в   создании   семейного   микроклимата,   в   повышении образовательного уровня семьи; формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов); 2.   Семейные   аспекты   развития   одаренных   детей   и   реализации программы:  организация   работы   с   родителями   по   вопросу   воспитания   одаренных детей;  привлечение   родителей   к   подготовке   мероприятий   различного направления. VI. Мероприятия по реализации программы Найти точку роста Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются   найти его сильную сторону и дать ему возможность  проявить ее, почувствовать вкус успеха   и  поверить   в  свои   возможности.  Проявить   сильную   сторону   означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу  выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы. Выявление индивидуальных особенностей Одаренность не лежит на поверхности. Учителя должны хорошо овладеть методикой   ее   определения.   Большинство   педагогов   чрезмерно   доверяют тестированию,   имеют   недостаточно   сведений   об   учащихся.   Считается,   что ребенок   с   высоким   интеллектом   должен   превосходить   остальных   по   всем школьным   предметам.   Следовательно,   учителя   ждут   от   него   наибольшей эмоциональной   и   социальной   зрелости   и   убеждены,   что   ему   не   нужна специальная помощь. Воспитание  лидерских  качеств Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу   деятельности   и   двигаться   вперед.   В   учебном   учреждении   этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и  для выработки «умения мыслить». В своей работе на уроке можно использовать: Метод   вживания  Позволяет   учащимся   посредством   чувственно­ образных и мыслительных представлений  «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Метод эвристических вопросов  Ответы на семь ключевых вопросов:      Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта. Метод   сравнения    Дает   возможность   сопоставить   версии   разных учащихся,   а   также   их   версии   с   культурно   –   историческими   аналогами, сформированными великими учеными,  философами и т. д. Метод конструирования понятий Способствует созданию коллективного творческого продукта ­ совместно сформулированного определения понятия. Метод   путешествия   в   будущее  Эффективен   в   любой общеобразовательной   области   как   способ   развития   навыков   предвидения, прогнозирования. Метод   ошибок  Предполагает   изменение   устоявшегося   негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления   образовательных   процессов.   Отыскивание   взаимосвязей   ошибки   с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний. Метод придумывания  Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт  в результате определенных творческих действий. Метод «если бы…  Помогает детям нарисовать   картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что­либо изменится. Выполнение подобных   заданий   не   только   развивает   воображение,   но   и   позволяет   лучше понять устройство реального мира. «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн) Позволяет собрать большое число идей в   результате   освобождения   участников   обсуждения   от   инерции   мышления   и стереотипов. Метод   инверсии,  или   метод   обращения.   Способствует   применению принципиально   противоположной   альтернативы     решения.   Например,   объект исследуется   с   внешней   стороны,   а   решение   проблемы   происходит   при рассмотрении его изнутри.    VII. Использование развивающих игр  при организации внеурочной  деятельности Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих   принципах:   научить   человеческий   мозг,   во­первых,   задавать необычные   вопросы,   искать   неожиданные   ответы   и экспериментировать с образами и идеями.   во­вторых, Пять   самых   знаменитых   упражнений,   которые   необходимо   регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно. 1.«И все­таки у них много общего»   Задание:  возьмите   наугад   два   существительных,   которые   принадлежат ксовершенно   разным   сферам   лексики.   Для   простоты   можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и взяв первое   попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь  «нащупать» между ними какую­нибудь связь. Любым   способом.     Даже   если   понадобится   придумать   совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует   мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться  «ингредиентами», находящимися в  разных его секторах. Например: «Что общего между глазом и водопроводным краном»?  Оба слова ­ из четырех букв;  В обоих случаях буква «А» ­ третья по счету;  При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;  И то и другое может блестеть;  Из них иногда льется вода;  Когда они портятся, из них подтекает. Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана. 2.«Безумный генетик» Для   этого   упражнения   понадобится   листок   бумаги   и   ручка   (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат. Задание:  нарисуйте фантастическое животное, которое   будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.  Работая   над   этим   художественным   произведением,   вы   убедитесь,   что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное ­ «задушить» логику и здравый смысл, которые  будут мешать в работе. 3.«Сумасшедший   архитектор».   Задание:    необходимо   нарисовать   дом.   Для этого   вам     понадобится,   прежде   всего,   произвольно   выбрать   любых  10   слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных   слов).   Рисуйте   дом   прозрачным,   чтобы   внутри   можно   было разместить мебель.   Например: «Кастрюля»  ­  отлично, дом будет иметь     форму кастрюли. «Ворона»…   пусть   крыльцо   будет   черным,   как   ворона.     «Кресс   –   салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение. Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности. 4.«Десять   плюс   десять»  Возьмите   любое   существительное   и   напишите   в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.  Например, «шляпа – большая, зеленая,  теплая, модная, красивая  и т. д.». Это   легко.     А   вот   теперь   попробуйте   написать   в   другой   столбик   десять прилагательных,   которые   этому   существительному   не   подходят.   Это   не   так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем,   кислой.   …   Старайтесь   подбирать   прилагательные   из   разных   сфер восприятия   (например,   если   вы   написали   «желтый»,   можете   считать,   что   с цветовой гаммой покончено).  5.«И это называется…»  Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый   раз,   когда   ваше   внимание   привлекает   что­либо,   вообразите,   будто видите   это   на   картине.   А   теперь   придумайте   картине   подходящее   название. Можно   короткое,   можно   развернутое.   Главное,   чтобы   оно   понравилось   вам самим.  Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т. д. Упражнения для развития творческого восприятия Помогают   ученику   раскрыть   свои   возможности   и   найти   личный   путь творческого развития. 1Упражнение  «На одну букву».  Учитель считает до тридцати, дети в это время   находят   и   запоминают   все   предметы   в   классе,   название   которых начинается, например, с буквы «С».  2Упражнение  «На   несколько   букв».  Необходимо   определить характеристики   представленного   предмета,   начинающиеся   на   три   выбранные буквы. 3Упражнение  «Переключение   внимания».  Ученики     рассматривают предмет в  руке,   по  команде   переводят взгляд  на  стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились,   а   не   сначала.   Промежутки   между   командами   постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд. 4«Что   нового?»  Проверяя   степень     развития   наблюдательности   и одновременно снимая   напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?». 5«Метафоры».  Учитель   спрашивает,   что   видят   ученики   при   слове «гаснуть».  Это упражнение можно выполнять письменно. 6«Наполнение слов».  Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает  в воображении. 7«Цепочка   ассоциаций».  Оттолкнувшись     от   какого   –   либо   слова, отыскиваем   ассоциации,   которое   оно   вызывает,   потом   ассоциации,   которые вызывает одно из возникших слов. 8«Рассказ   по   картинкам».    Предложите   ребенку   придумать   рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой. 9«Составь  комикс».  Попросите   ребенка   составить   комикс.   Для   этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их. 10   «Музыка».  Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок  должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок. 11 «Неоконченный   рисунок».  Ребенку   предлагается   ряд   кружочков (линий,   квадратиков,   крестиков   и   т.   д.).   Его   задача   –   каждому   кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя. 12 «Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.  13 «Рифмоплет».  Сначала   предложите   ребенку   придумать   слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем ­     сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья.   В   завершение   игры   можно   попросить   ребенка   сочинить стихотворение   неограниченной   длины,   используя   как   можно   больше необработанных рифм. 14 «Архимед».  Предложите   ребенку   для   решения   ряд   проблем,   его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как   сосчитать все звезды? Как устроить машину для приготовления уроков?».     Литература 1. Андреева Г.И. Педагогика творческого саморазвития. 2. Бурменская Г.В. Одаренные дети. Управление образования городского округа «Охинский» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Охи 3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети 4. Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей. 5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьника. 6. Панов В. Не только дар, но и испытание. 7. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Приложение 1 I. Портрет одаренного ребенка 1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы. 2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. 3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. 4. Склонен к рискованным действиям. 5.   Обладает   богатой   фантазией,   воображением.   Часто   озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов. 6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными. 7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. 8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других. 9.   Конструктивно   критичен,   не   принимает   авторитарных   указаний   без критического изучения. 10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов. Приложение 2 Методика диагностики одаренности младших школьников Автор   –   А.И.Савенков,   доктор   педагогических   наук,   профессор Московского педагогического университета 1­2 класс Цель:  выявление   направленности   интересов   и   склонностей   младших школьников. Метод проведения: анкетирование. Обработка   результатов:  проводится   по   подсчету   суммы   баллов   в соответствии   с   преобладанием   «+»   и   «­»   в   столбцах   таблицы.   Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере: . математика и техника (1­й столбец листа ответов); . гуманитарная сфера (2­й столбец); . художественная деятельность (3­й столбец); . физкультура и спорт (4­й столбец); . коммуникативные интересы (5­й столбец); . природа и естествознание (6­й столбец); . труд по самообслуживанию (7­й столбец). Анкета для учащихся Запишите свои имя и фамилию ___________________________________ Ответы   помещайте   в   клетках,   номера   которых   соответствуют   номерам вопросов.   Если   то,   о   чем   говорится   в   вопросе,   не   нравится   (с   вашей   точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «­»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой­либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной. Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …» 1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность. 2. Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести. 3. Петь, музицировать. 4. Заниматься физкультурой. 5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры. 6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе. 7. Делать что­нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу). 8. Собирать технический конструктор. 9.   Изучать   язык,   интересоваться   и   пользоваться   новыми,   незнакомыми словами. 10. Самостоятельно рисовать. 11. Играть в спортивные, подвижные игры. 12. Руководить играми детей. 13.   Ходить   в   лес,   поле,   наблюдать   за   растениями,   животными, насекомыми. 14. Ходить в магазин за продуктами. 15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др. 16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных). 17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы. 18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам. 19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми. 20. Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.). 21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др. 22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др. 23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи). 24.   Самостоятельно,   без   побуждений   взрослых   заниматься   различными видами художественного творчества. 25.   Читать   (слушать,   когда   тебе   читают)   книги   о   спорте,   смотреть спортивные телепередачи. 26.   Объяснять   что­то   другим   детям   или   взрослым   людям   (убеждать, спорить, доказывать свое мнение). 27. Ухаживать за домашними растениями. 28.   Помогать   взрослым   делать   уборку   в   квартире   (вытирать   пыль, подметать пол и др.). 29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе. 30.   Знакомиться   с   общественными   явлениями   и   международными событиями. 31. Участвовать в постановке спектаклей. 32. Заниматься спортом в секциях и кружках. 33. Помогать другим людям. 34. работать в саду, на огороде, выращивать растения. 35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать. Лист ответов: 1 8 15 22 29 2 9 16 23 30 3 10 17 24 31 4 11 18 25 32 5 12 19 26 33 6 13 20 27 34 7 14 21 28 35 Приложение 3 Методика диагностики одаренности младших школьников 3­4 классов Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и  склонностей младших школьников (учащихся 3­4­х классов).  Метод проведения: анкетирование.  Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в  соответствии с преобладанием «+» и «­» в столбцах таблицы. Полученные  суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей  к определенной сфере:  интеллектуальная (1­й столбец листа ответов);  творческая (2­й столбец);  академическая (3­й столбец);  художественно­изобразительная (4­й столбец);  музыкальная (5­й столбец);  литературная (6­й столбец);  артистическая (7­й столбец);  техническая (8­й столбец);  лидерская (9­й столбец);  спортивная (10­й столбец).  Анкета для учащихся  Запишите свои имя и фамилию _____________________________________  Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам  вопросов:  «++» ­ если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано,  проявляется часто;  «+» ­ свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;  «0» ­ оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в  проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; «­» ­ более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности,  противоположное оцениваемому.  Вопросы:  1. Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными  понятиями.  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные  решения.  3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно  изображает много разных предметов, людей, ситуаций.  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.  7. Легко входит в роль какого­либо персонажа: человека, животного и других.  8. Интересуется общением со сверстниками.  9. Инициативен в общении со сверстниками.  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом  объеме движений.  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к  классификации.  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания,  не тратит много времени на то, что нужно запомнить.  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину,  слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно  выполненную) вещь.  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая  разрешением какого­либо конфликта.  17. Интересуется актерской игрой.  18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для  создания новых поделок, игрушек, приборов.  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например,  использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие  средства).  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники  обычно не знают. 24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.  25. Хорошо поет.  26. Рассказывая о чем­то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не  теряет основную мысль.  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого  человека.  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит  загадочные поломки.  29. Легко общается с детьми и взрослыми.  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. 32. Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие. 33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы  учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. 34. Любит использовать какой­либо новый материал для изготовления игрушек,  коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке. 35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и  чувств. 36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все  несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. 37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. 38. Любит чертить чертежи и схемы механизмов. 39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное. 40. Бегает быстрее всех в классе. 41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия. 42. Способен по­разному подойти к одной и той же проблеме. 43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность. 44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное  назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без  побуждения взрослых. 45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где  можно слушать музыку. 46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают  эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства. 47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения. 48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых  приборов, машин, механизмов. 49. Часто руководит играми и занятиями других детей. 50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений. 51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления. 52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие  идеи. 53. Читает книги, статьи, научно­популярные издания с опережением своих  сверстников на год или на два. 54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и  настроение. 55. Хорошо играет на каком­либо инструменте. 56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания  события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает  основной линии событий, о которых рассказывает. 57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем­то  с увлечением рассказывает. 58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом. 59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки,  характерные для его возраста. 60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. 61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова. 62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже  испытанных вариантов. 63. Умеет делать выводы и обобщения. 64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином,  бумагой, клеем. 65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение. 66. Склонен фантазировать, старается добавить что­то новое и необычное, когда рассказывает о чем­то уже знакомом и известном всем. 67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные  переживания. 68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей). 69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и  занятиям. 70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей,  баскетбол, футбол и т.д.). 71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и  функциях предметов. 72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений. 73. В свободное время любит читать научно­популярные издания (детские  энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом,  чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.). 74. Может высказать свою собственную оценку произведений искусства,  пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке  или созданной игрушке, скульптуре. 75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии. 76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их  характер, чувства, настроения. 77. Любит игры­драматизации. 78. Быстро и легко осваивает компьютер. 79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. 80. Физически выносливее сверстников. Лист ответов 1 11 21 31 41 51 61 71 2 12 22 32 42 52 62 72 3 13 23 33 43 53 63 73 4 14 24 34 44 54 64 74 5 15 25 35 45 55 65 75 6 16 26 36 46 56 66 76 7 17 27 37 47 57 67 77 8 18 28 38 48 58 68 78 9 19 29 39 49 59 69 79 10 20 30 40 50 60 70 80  Родительское исследование  Приложение 4 1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет  большой словарный запас (Да / нет)  2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца.  (Да / нет)  3. Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)  4. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)  5. Он очень любит рисовать (Да / нет)  6. Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)  7. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)  8. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)  9. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время?  _____________________________________________________________  10. С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, Карта моих интересов № п\п Вопросы Приложение 5 Ответы:  Да\нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Есть ли у тебя друзья? Нравится ли тебе проводить с ним свободное время? Тебе нравятся уроки математики? А русского языка? Чтение книг – твое любимое занятие? Нравится ли тебе получать хорошие отметки? Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам? С радостью ли ты ходишь в школу? Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения? Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву? Ты   изучаешь   происхождение   слов   и   отдельных словосочетаний? Тебе нравится решать математические задачи? Стараешься ли ты находить разные способы решения задач? Читаешь   ли   ты   дополнительную   литературу   по окружающему миру? 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Знакомишься   ли   ты   с   жизнью   и   творчеством   знаменитых людей? Ты хочешь узнавать новое о природе своего края? Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты? Ты подкармливаешь животных зимой? Ты с удовольствием работаешь на уроках труда? Ты любишь рисовать? Ты любишь узнавать новое о великих художниках? Ты посещаешь кружки? А спортивные секции? Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях? Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе? Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения? Любишь ли ты делать приятное своим друзьям? Любишь   ли   ты   смотреть   фильмы   об   истории   нашего государства? Есть ли у тебя домашние обязанности? С удовольствием ли ты выполняешь их?

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка

Индивидуальная программа одарённого ребёнка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2018