Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
Оценка 4.8

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
администрации
1 кл—6 кл
01.11.2017
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
По мере того как общество, опирающееся на информационные и интеллектуальные технологии, обретает черты реальности, в роли завершающего фактора его становления выступает «человеческий капитал» - высокообразованные и высококвалифицированные люди. Особое внимание в таком обществе уделяется одаренности, талантливости на разных этапах человеческой жизни.
иоп.docx
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка  Колесник Ксении Евгеньевны, ученицы 6 класса Якубовского Романа Евгеньевича, ученика 3 класса   Моисеева Оксана  Владимировна, учитель  начальных классов  МБОУ "Иртышская  СОШ" Пояснительная записка. По мере того как общество, опирающееся на информационные и интеллектуальные   технологии,   обретает   черты   реальности,   в   роли завершающего   фактора   его   становления   выступает   «человеческий капитал»   ­   высокообразованные   и   высококвалифицированные   люди. Особое   внимание   в   таком   обществе   уделяется   одаренности, талантливости на разных этапах человеческой жизни. Актуальность  многосторонней   работы   с   одаренными   детьми определяется   рядом   обстоятельств.   Во­первых,   осознание   обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса исторического развития. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот   факт,   что   прогресс   цивилизации   зависит   от   исключительно одаренных людей. Однако, несмотря на то, что самые большие надежды на   улучшение   жизни   и   будущее   всей   планеты   связаны   именно   с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве, как правило, им не удается «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.   увеличение   ускорение   динамики   жизни, Во­вторых, дает информационной и эмоциональной нагрузок на человека ставит перед ним и социальными институтами множество проблем, решение которых невозможно   откладывать.   Воспитание   сегодня   должно   быть,   прежде всего,   воспитанием   самостоятельности,   творческой   инициативы   и социальной   ответственности,   которые   друг   без   друга   невозможны.   В этой   связи   обучение   и   развитие   одаренных   и   талантливых   детей составляет   идеальную   «модель»   творческого   развития   человека,   что чрезвычайно важно и для массовой образовательной практики. В­третьих, в условиях современной России работа с одаренными детьми сложившийся антиинтеллектуализм   в   общественной   жизни,   фетишизацию «усредненности»,   «обыкновенности»   и   отторжение   неординарности   и талантливости, вырастить «лидирующую группу населения», в которую входят и одаренные люди с их неординарным подходом к окружающей действительности,   сформировать   новое   качество   образовательных систем. В­четвертых, учитывая, что одна из задач федеральной программы развития образования ­ регионализация образовательного пространства и   развитие   региональных   систем   образования,   решение   различных проблем обучения и воспитания, в том числе обеспечение системной работы   с   одаренными   детьми   в   условиях   конкретных   территорий, приобретает особый смысл и значимость. возможность     преодолеть   Научно­методологическое и методическое обоснование Наибольший эффект вышеперечисленные действия могут иметь, если   они   будут   подкреплены   соответствующим   научным   базисом. Определенные   достижения   психолого­педагогической   науки   в   этом направлении уже имеются. Так, к настоящему времени в зарубежной и отечественной   литературе   рассмотрены   понятие   одаренности   и специфические особенности личности одаренного ребенка (К.Абромс, Ю.З.Гильбух, Э.А.Голубева,         Е.Н. Задорина, А. Карне, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Ф. Монкс, В. Панов,        К. Перлет, А. Савенков, В. Сиервальд, К.Тэкэс, К.А. Хеллер,                            Л. Холлингоуорт, Е.И. Щебланова, В.С. Юркевич и др.), выявлены общие закономерности развития   одаренности   (А.В.   Брушлинский,   Л.С.   Выготский,   В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, Р. Стенберг, Дж. Фримэн и др.), предложены способы исследования одаренности (А.Бине, Дж. Гилфорд, Л. Термен, П. Торренс и др.), предприняты попытки создания моделей одаренности (Ф. Монкс, Дж. Рензулли, К. Хеллер и др.) В   то   же   время   многие   проблемы   обучения   одаренных   детей   в системе  общего  образования  остаются  неисследованными.  Так, слабо изученным   до   сих   пор   остается   вопрос   о   том,   какие   особенности когнитивной   и  мотивационно­личностной   сфер   умственно   одаренного ребенка   требуют   дополнительных   педагогических   усилий,   какие проблемы обучения и воспитания одаренных детей могут быть решены за счет организации дополнительного общего образования, какие при этом могут использоваться способы диагностики, какие формы и виды образовательных   услуг   в   региональной   системе   образования   могут обеспечить   психолого­педагогическое   сопровождение   работы   с одаренными детьми и подростками и др. Основания для составления индивидуальной программы развития В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются ребёнка. среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не   быть   среди   остальных   «выскочкой»   и   не   казаться   самым   умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной   задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере, составить индивидуальный   образовательный   маршрут,   который  определяет программу   конкретных   действий   обучающегося   по   реализации индивидуального   учебного   плана   и   индивидуальной   образовательной программы. Выбор  того   или   иного   индивидуального   образовательного маршрута определяется комплексом факторов: ­ особенностями, интересами и потребностями самого воспитанника и его   родителей   в   достижении   необходимого   образовательного результата; ­ профессионализмом педагогического коллектива;  ­  возможностями   УДОД   удовлетворить   образовательные  потребности учащихся; ­ возможностями материально­технической базы школы, УДОД; ­ содержанием конкурсной программы. 1. Индивидуальность. 2. Учет возрастных особенностей детей. 3. Последовательность. 4. Преемственность. 5. Сотрудничество. 6. Успешность. 1. Познавательная деятельность учащихся. 2. Эмоционально­личностная сфера. 3. Межличностные отношения. 4. Психологическое и физическое здоровье. маршрута: Этапы   проектирования  индивидуального   образовательного Принципы построения программы: Направления программы: • Диагностика уровня развития способностей ребёнка и его индивидуальных особенностей 2. Определение цели  и постановка задач, которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной 3.Определение времени, программы 4. Определение роли родителей ребенка  в реализации индивидуального образовательного маршрута 5. Определение форм занятий, методов и приемов, технологий и т.д.   6. Определение содержания плана  развития одарённого ребёнка 7. Интеграция с другими специалистами 8. Определение способов оценки успехов освоения  ребенком индивидуального образовательного маршрута Ниже представлен набор методик, позволяющих выявить определенные способности   у   ребенка,   на   основе   которых   можно   построить   профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.  Изучаемый  показатель Интеллектуальна я одаренность Когнитивные психические процессы Математическая одаренность: Лингвистическая одаренность: Творческий потенциал  Методики ­ Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна. ­ Тест Д. Векслера. ­ Тест Р.    ­Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8­11 кл.) ­Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5­7 кл.), ­ Методика «Школьный тест умственного развития»  Амтхауэра. ­   Изучение   кратковременной   и   долговременной   вербальной памяти (А.Р. Лурия). ­   Изучение   кратковременной   образной   и   вербально   ­ логической памяти. ­ Оценка устойчивости внимания. ­ Оценка переключения внимания. ­ Оценка вербально – логического мышления. ­ Оценка образного мышления. ­ Тест «Куб   Линка      Беннета ­ Механической понятливости тест (      ).  Гудинаф   ­ Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф.     ). ­ Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»; Тест   Мюнстерберга     на восприятие + Ключи;   «Восприятие   времени»;   Тест   «Компас»;   Тест «Ведущая репрезентативная система» Тест на математические способности Г. Айзенк.  ».   ­ Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н.  Лукашенко, И.А. Зимняя).  ­ Тест на вербальные способности. Г. Айзенк.   ­ Методика диагностики вербальной креативности  (адаптированный вариант методики С. Медника). ­ Психодиагностика творческого мышления. Креативные  тесты. (Е. Туник). ­ Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника). ­ Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса    ) ­ Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР). ­ Методика «Предложения». ­ Методика «Классификация». ­ Методика «Две линии». ­  Методика Вартега «Круги». ­ Опросник для определения творческих наклонностей у  школьников. ­   Творческого мышления вербальный тест «Необычное   А.Хеллер использование» (К.       ) ­ Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина) ­ Диагностика мотивационной структуры личности  (В.Э.Мильман) ­ Диагностика структуры учебной мотивации школьника ­ Диагностика мотивационной сферы учащихся младших  классов Лускановой ­ Типология мотивов учения «Лесенка побуждений»  (  А.И.Божович   ­ Тест 16­PF (Р.Кеттела).  ­ Тест «Шкала социально­психологической  адаптированности.» (Т.В.Снегиревой).  ­ Тест «Акцентуации характера».  ­ Характерологический тест Айзенка.  ­ Опросник   ­ Тест «Исследование самооценки» (Дембо­Рубинштейна).  ­ Методика «Несуществующее животное». ­ «Тест школьной тревожности Филлипса».  ,   И.К.Маркова   )   САН     Мотивация Личность Социальная одаренность ­ Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени). ­   Методика   изучения   коммуникативных   и   организаторских умений. ­   Метод   исследования   уровня   субъективного   контроля психической стабильности (УСК). ­ Методика «Q­сортировка». ­ Тест интерперсональной диагностики Т. Лири. ­ Оценка отношений полростка с классом. ­ Методика «Незаконченные предложения». ­ Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А.  Лосевой); ­ Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков); ­ Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову) Комплексные методики   для педагогов   и родителей Цель  предлагаемой   программы   ­   создание   условий   для   построения воспитательно–образовательного   процесса,   направленного   на   продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей. Задачи: 1.   Создать   постоянно   действующую   систему   выявления   и   развития 2.   Составить   план   работы   учреждения   по   сопровождению   детей, предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста. имеющих ярко выраженные способности. 3. Собрать кейс диагностических методик для выявления способностей и одаренности у детей. 4. Составить индивидуальные планы, программы развития для детей с предпосылками одаренности. 5.   Скоординировать   и   интегрировать   деятельность   специалистов   и родителей в этом направлении. 6. Разработать перечень мероприятий для решения в семьях одаренных детей. 7. Направить развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть. 8.   Активизировать   участие   детей   в   конкурсах   и   фестивалях   разного уровня. 9. Создать единый банк данных по выявлению и развитию одаренных воспитанников. Срок   действия   программы   определяется   в   соответствии   с поставленными целями и задачами (от одного года до трёх лет). Предлагаемая программа рассчитана на один год. На   основании   специфики   сопровождения   одаренных   детей выстраиваются основные направления работы  с родителями:  ­ подлинное сотрудничество на основе реальных дел; ­   просветительская   работа   (встречи   с   психологами,   библиотечка   для родителей на сайте); ­ доминантный проект как основа для работы с Родительским проектом. Школа должна  расширять  и  развивать   воспитательные возможности   семьи, осуществляя   педагогическое   просвещение,   контролируя   и   направляя семейное воспитание через следующие формы работы: Формы и методы занятий с одарёнными детьми: игра, эвристическая беседа, экскурсия, бенефис, наблюдение, практическое занятие, размышление, тренинг,   творческая   мастерская,   творческий   отчет,   эксперимент,   мозговой штурм, синектика, исследование. Организация   работы  с   одаренными   детьми  во   внеурочной деятельности  предполагает разработку предметно­внеклассных комплексов. Каждый комплекс соответствует конкретной предметной области. Он может включать: ­ организацию кружковой работы; ­ организацию спецкурсов по выбору; ­ создание научного общества, ученических научных конференций; ­ организацию олимпиад по учебным предметам; ­ организацию проектной деятельности; ­ организацию погружения в предметы по профилям (в каникулярное ­ организацию группы «Ассистент учителя»; ­ создание клубов по интересам; ­ организацию предметных выставок; ­ организацию вечеров и праздников; ­ организацию лекционных обществ; ­ создание школьного театра; ­ создание спортивного центра; ­ организацию конкурсов, викторин, интеллектуальных игр; ­ образовательные туристические поездки; ­ организацию предметных декад, дней профиля; ­ проведение летних профильных практик. время); Технологии: ­ технологии РИЛ – обучения В.В. Полякова; ­ технологии саморазвития личности Г.К. Селевко; ­ технологии развития критического мышления через чтение и письмо; ­ проектная технология; ­ исследовательская технология; ­ Интернет­технологии; ­ технология портфолио и др.  Определение содержания плана работы с одарёнными детьми № п/п Ответственный     Сроки    проведения   Сентябрь Сентябрь           Основные мероприятия  Диагностика. Изучение интересов и склонностей  обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности:  интеллектуальной, творческой,  художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные  беседы.  Разработка индивидуальных  программ развития одаренных  учащихся. Проведение предметных недель Участие в международном  конкурсе­игре «Кенгуру», и  российском конкурсе «Русский  медвежонок – языкознание для  всех». Начало оформления творческих  работ. Участие в НПК Индивидуальные консультации и  завершение работы по оформлению  исследований и методике защиты  исследовательских работ Предметные недели  Участие в конкурсах, проектах  различных направлений и уровней  Подбор заданий повышенного  уровня сложности для одаренных  детей  Создание в учебных  кабинетах банка дидактических  материалов повышенного уровня  сложности Итоги работы с одаренными детьми в учебном году. Задачи на  следующий год Сентябрь Октябрь­ февраль В течение года Февраль Февраль­март В течение года по графику В течение года В течение года . В течение года Май Зам. директора по УВР Разработчик   маршрута,   проанализировав   результаты   диагностики   и исходя   из   содержания   учебно­тематического   плана,   привлекает   при необходимости к работе с данным ребенком других специалистов, содержание работы которых представлено в виде схемы: Способ   оценки   и   самооценки   успехов  выбирает   педагог   совместно   с ребенком.   Лучше   проводить   оценку   успехов   на   каждом   этапе   освоения маршрута   по   карте   одаренности,   которую   уже   использовали   на   этапе диагностики.  Формы   подведения   итогов   образовательного   маршрута:   концерт, открытое   занятие,   демонстрация   достижений,   зачетная   работа,   тесты, персональная выставка и другие. Критерии оценивания: ­ победы на олимпиадах, конкурсах; ­ активная жизненная позиция; ­ желание участвовать в гуманитарных проектах и побеждать; ­ ведение дневника и портфолио; ­ успешная реализация индивидуальной программы развития; ­ высокая мотивация на достижение поставленной цели  сформирована (проверить с помощью тестов, мониторингов,  бесед).

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2017