МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА «ЛУЧИК»
ПРОВЕЛА:
Т.Е. ИКИЗЛИ
УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД
I КВ. КАТ.
Цель: автоматизация звука [Р] посредством игровой мотивации.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
§ правильное произношение изолированного звука [Р];
§ автоматизация звука в слогах, словах, чистоговорках, стихотворениях с разными типами слогов;
§ определение позиции звука [Р]: в начале, середине и конце слова;
§ совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
§ образование притяжательных прилагательных;
§ умение подбирать рифмы к словам;
§ совершенствовать навык заучивания стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Коррекционно- развивающие:
§ развитие фонематического восприятия и слуха;
§ развитие общей, мелкой моторики;
§ развитие речевого дыхания;
§ развитие слухового внимания, воображения, мышления, зрительного восприятия, памяти.
Коррекционно-воспитательные:
§ воспитывать желание красиво и правильно говорить.
Оборудование: карта страны Рычалии, артикуляционная гимнастика для мальчиков в картинках, пособие «Лягушка» для развития речевого дыхания, Звуковая книжка, следы для произношения чистоговорок, дидактические игры «Шашлычок», «Рифмушечки», «Дружба» (ТРИЗ), Квадрат Воскобовича, живая мнемотаблица «Ромашки», ноутбук.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Сегодня я приглашаю тебя отправиться со мной в увлекательное путешествие в страну Рычалию. Попасть в неё может лишь тот, кто правильно произносит звук [Р]. Ты готов? Поможет нам путешествовать и не заблудиться карта этой страны.
- Давай внимательно посмотрим на неё. На карте много городов, каждый из которых имеет своё название. У нас есть карта, а ещё мы возьмём с собой маркер, которым мы будем обозначать маршрут.
Раз, два, три, обернись
И в стране Рычалии очутись.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ НОД
И первый город, который мы посетим – это ГОРОД ЛОВКОГО ЯЗЫЧКА.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ
Гараж двери открывает
И машина выезжает. «БЕГЕМОТИК»
Улыбается машинка –
У неё помыта спинка! «ЛЯГУШКА»
Вот широкая дорога,
Здесь машин проедет много. «БЛИНЧИК»
Все колёса закрутились,
По дорожке покатились. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Каменистый путь не прост,
Не жалей-ка, ты, колёс! «КОНФЕТКА»
В горку только поднялись –
И скорее мчимся вниз. «КАЧЕЛИ»
На дороге грязь, как каша.
Не буксуй, машинка наша! «ИНДЮК»
Экскаватор так хорош –
У него огромный ковш! «ЧАШЕЧКА»
Пусть машинка отдохнёт.
Нас лошадка повезёт! «ЛОШАДКА»
Нужно нам капот открыть
И машину починить. «ГРИБОК»
Поработаем насосом –
Подкачаем все колёса! «ГАРМОШКА»
Щётки тут взялись за дело,
И машинка заблестела. «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»
Мотор как сердце у машинки:
Стучит – поедем без заминки. «БАРАБАНЩИК»
Радостно мотор шумит-
К дому путь теперь лежит! «ЗАВЕДИ МОТОР»
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ЛЯГУШКА»
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКА
(При
произнесении звука [р] губки свободны, зубки сближены, но не
соприкасаются; кончик языка поднят к бугорочкам за верхними
зубами и вибрирует (дрожит); посередине языка идет теплая
воздушная струя; горлышко «работает».
(При
произнесении звука [р] губки свободны, зубки сближены, но не
соприкасаются; кончик языка поднят к бугорочкам за верхними
зубами и вибрирует (дрожит); посередине языка идет теплая
воздушная струя; горлышко «работает».
(При
произнесении звука [р] губки свободны, зубки сближены, но не
соприкасаются; кончик языка поднят к бугорочкам за верхними
зубами и вибрирует (дрожит); посередине языка идет теплая
воздушная струя; горлышко «работает».
Губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.
- Звук [Р] какой? (Согласный, звонкий, твёрдый).
РАБОТА С ЗВУКОВОЙ КНИЖКОЙ.
- Давай на машине прокатимся по этому чудному городу.
В звуковой книжке изображены различные дорожки. Ребёнок машинкой едет по динной дорожке и произносит: РРРРРРРРРРРР.
По коротким дорожкам: РР РР РР РР РР.
По кружкам: Р Р Р Р Р.
- Молодец! Идём дальше.
ГОРОД ХОРОШОСЛЫШАЩИХ УШЕК
- В этом городе все жители очень хорошо различают и произносят звук [Р]. А ты умеешь? Давай проверим.
- Поменяй первый звук в слове на звук Р, чтобы получилось новое слово.
Хобот – робот
Танец – …
Забота – …
Мычать – …
Пугать – …
Макеты – …
- В этом городе живёт фокусник. Он умеет прятать в шляпу прятать предметы со звуком Р. Если в названии предмета нет звука Р, то он в шляпу не поместится. Работа с ноутбуком.
ГОРОД БЫСТРЫХ НОЖЕК
- Посмотри, по всему городу – следы. Давай по ним пройдёмся, может они нас куда-нибудь приведут.
Ребёнок проходит по следам и произносит чистоговорки.
ЧИСТОГОВОРКИ.
Ра-ра-ра, вот хорошая игра.
Ру-ру-ру, поиграем мы в игру.
Ар-ар-ар - на базар пошёл Макар.
Ор-ор-ор - он купил себе топор.
Ыр-ыр-ыр - для хозяйки вкусный сыр.
Ёр-ёр-ёр - дочке красочный ковер.
- Посмотри, следы нас привели в город весёлых картинок. Мы их сейчас рассмотрим и назовём. А заодно нам не мешало бы подкрепиться.
ГОРОД ВЕСЁЛЫХ КАРТИНОК
ИГРА «ШАШЛЫЧОК»
Цель: определение позиции звука [Р] в словах.
ГОРОД СТРОИТЕЛЕЙ
- В этом городе живут одни строители. Вот и мы с тобой будем строителями. А вот что мы построим, ты узнаешь сам, когда выполнишь задание.
ИГРА «РИФМУШЕЧКИ»
Необходимо на пару рифмованных слов поставить конструктор Лего одного цвета. В дальнейшем, закрыв все пары слов разноцветными деталями конструктора, ребёнок увидит, что получилось. (Кораблик).
- Идём дальше. Мы попали в город Ловких пальчиков. В этом городе все живут дружно, но некоторые слова поссорились. Поможешь их помирить?
ГОРОД ЛОВКИХ ПАЛЬЧИКОВ
ИГРА «ДРУЖБА» (ТРИЗ – ТЕХНОЛОГИЯ)
Ребёнку необходимо найти две картинки, объединив их по общему признаку или действию. Называя пару слов, ребёнок соединяет картинки резинкой.
Грузовик – горка (машина едет, с горки можно съехать).
Мороженое – град (холодные).
Рукавица – батарея (тёплые).
Дверная ручка – консервная банка (их открывают).
Телевизор – торшер (их включают).
Перо – воздушный шар (лёгкие).
ГОРОД ВАЖНЫХ СХЕМ
- Посмотри, в этом городе все жители любят что-то складывать. Попробуем и мы с тобой?
КВАДРАТ ВОСКОБОВИЧА
ДОМ – в нём живёт мальчик по имени Рома, Юра, Артём.
КОНФЕТА – барбарис, рачки.
ЛОДКА – на ней можно рыбачить.
РЫБКА – ёрш, карась.
Д/И «Чей? Чья? Чьи?» (хвост, голова, чешуя, плавники)
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Звуковой анализ слова РЫБА.
ГОРОД УМНОЙ ГОЛОВЫ
ЖИВАЯ МНЕМОТАБЛИЦА «РОМАШКИ» (ИКТ)
Ромашки, ромашки - белые рубашки.
Жёлтые колечки побежали к речке.
За руки взялись и вот – водят дружный хоровод.
III. ИТОГ НОД
- Ну, вот и всё. Наше путешествие закончилось. По какой стране мы путешествовали? (Рычалии) Какой звук помогал нам? [Р]. В каком городе тебе больше всего понравилось?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.