Индивидуальное развитие организмов Биологический закон

  • ppt
  • 12.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Индивидуальное развитие организмов Биологический закон.ppt

«Индивидуальное развитие
организмов.
Биогенетический закон».
Урок биологии.

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма (от зачатия до смерти), в результате которого реализуется его наследственная информация.
Онтогенез состоит из двух периодов:
1) Эмбриональный начинается с момента оплодотворения и продолжается до рождения организма.
2) Постэмбриональный начинается сразу после рождения, когда организм способен существовать самостоятельно, и продолжается до смерти.

эмбриональное
развитие

Развитие организма с момента оплодотворения
до рождения или выхода из зародышевых
оболочек.

Этапы:
Дробление зиготы.
2.Образование бластулы.
3.Гаструляция.
4.Нейрула.

Эмбриогенез

зигота

бластула

гаструла

нейрула

гистогенез

органогенез

морула

– клетка, образовавшаяся в результате оплодотворения

– комочек бластомеров на начальных стадиях дробления

– многоклеточный однослойный зародыш

– двухслойный, затем трехслойный зародыш

- зародыш с комплексом осевых органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка.

Первый этап эмбрионального развития называется
дроблением. В результате деления из зиготы образуются
вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие
при дроблении, называются бластомерами.

В процессе дробления количество клеток
быстро растет, они становятся мельче и
мельче и образуют сферу, внутри
которой возникает полость – бластоцель.
С этого момента зародыш называется
Бластулой (однослойный зародыш).

Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотен
или тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза –
гаструляция. Один из участков стенки бластулы впячивается внутрь и зародыш становится двухслойным. Наружный
зародышевый листок называется эктодермой, внутренний –
эктодермой.

эктодерма

энтодерма

первичный рот

вторичная полость
тела

У каких животных на этом этапе заканчивается эмбриональное развитие?

У большинства животных в конце гаструлы возникает третий зародышевый листок – мезодерма (5), которая располагается между экто – и энтодермой.
Затем начинается следующая стадия развития зародыша,
называемая – нейрулой. Она начинается с образования комплекса осевых органов: нервная трубка (6), хорда (7),
кишечная трубка (4). Процесс
развития тканей зародыша
называется – гистогенез.
Процесс развития органов –
органогенез.
Из каждого зародышевого листка
формируются определенные
ткани и органы.

Нейруляция.

В каждом из зародышевых листков происходит закладка осевых структур зародыша (хорда, нервная трубка, пищеварительная трубка). Эта стадия зародыша называется нейрулой.

Полость первичной кишки

Энтодерма

Хорда

Нервная пластинка

Мезодерма

Эктодерма

Гистогенез и органогенез – идет дальнейшая дифференцировка тканей, формирование и развитие органов, систем органов.

Зародышевые листки, их производные

Название листка

Производные каждого листка

Эктодерма

Покровы тела (наружный эпителий, кожные железы, роговые чешуи, поверхностный слой зубов), нервная система, передний и задний отделы кишечника

Энтодерма

Эпителий средней кишки и пищеварительные железы, эпителий дыхательной системы

Мезодерма

Все мышечные, соединительные ткани, каналы выделительных органов, кровеносная система, часть тканей половых органов

Постэмбриональное развитие организма состоит из трех периодов:

1) Дорепродуктивный – рост организма, развитие и половое созревание.
2) Репродуктивный – активное функционирование взрослого организма, размножение.
3) Пострепродуктивный – старение, постепенное угасание процессов жизнедеятельности.

Постэмбриональный период

Развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти называют постэмбриональным периодом.
У разных организмов он имеет различную продолжительность: от нескольких часов (у бактерий) до 5000 лет (у секвойи ).

ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
НЕПРЯМОЕ (С ПРЕВРАЩЕНИЕМ) ПРЯМОЕ (БЕЗ ПРЕВРАЩЕНИЯ)

«Зародышевое сходство у позвоночных животных».

На ранних стадиях развития их зародыши очень похожи, но с дальнейшим развитием различий становится больше, так как приобретаются признаки класса, рода, вида, индивидуального организма. Этот пример доказывает взаимосвязь между индивидуальным развитием каждого организма и эволюцией вида, к которому этот организм относится.

Фриц Мюллер (1822 – 1897)

Эрнст Генрих Геккель (1834 – 1919)

Биогенетический закон:
Индивидуальное развитие особи (онтогенез)
до определенной степени повторяет историческое
развитие вида (филогенез), к которому относится данная особь.

Алексей Николаевич Северцов (1866 – 1936)

Академик, крупнейший эволюционный морфолог,
В первой половине XX века занимался вопросами соотношения онтогенеза и филогенеза.

Установил, что в онтогенезе
повторяются признаки не взрослых особей
предков, а их зародышей.

Влияние факторов среды на зародыш

Факторы среды обитания

Биотические

Абиотические

Вирусы, бактерии, грибы, животные, растения

Влажность, температура, давление, радиация, химические вещества.

С первых часов своего развития каждый эмбрион крайне чувствителен к неблагоприятному воздействию факторов среды

Воздействие радиации

Изменение наследственного аппарата под воздействием различных мутагенов

Рекомендации учащимся по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства:

Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки ;
Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края;
Не употреблять алкогольные напитки;
Не курить;
Не принимать наркотические средства;
Полноценно питаться;
Заниматься спортом.

Основные термины:

бластомеры – это одинаковые мелки клетки, которые образовались во время дробления;
бластоцель – это полость внутри бластулы;
гаструла – это двухслойный зародыш, который образовался в результате впячивания;
гистогенез – это процесс формирования органов из зародышевых листов;
нейрула – это процесс формирования нервной трубки;
морула – это многоклеточная стадия бластулы.

Домашнее задание.

§ 3.4 (повторить § 2.14, § 3.1–3.3).