Индивидуальное обучение как метод подготовки обучающихся к профессиональному конкурсу Worldskills Russia по компетенции «Медицинский и социальный уход» .
Индивидуальное обучение как метод подготовки обучающихся к профессиональному конкурсу Worldskills Russia по компетенции «Медицинский и социальный уход» .
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
технология
Взрослым
29.01.2019
Индивидуальное обучение как метод подготовки обучающихся к профессиональному конкурсу Worldskills Russia по компетенции «Медицинский и социальный уход» .Среди основных причин использования новых психолого-педагогических технологий на учебных занятиях в медицинском колледже можно выделить следующие:
-необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
-осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
-возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия обучаемых и педагога, обеспечивающих гарантированные результаты обучения будущих медицинских работников.
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие обучающихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использования учебного времени.
Одной из значимых и часто используемых технологий в медицинском образовании является индивидуальное обучение, способствующее овладению профессиональными компетенциями.
статья Саратов.doc
Индивидуальное обучение как метод подготовки обучающихся к
профессиональному конкурсу Worldskills Russia по компетенции
«Медицинский и социальный уход» .
Среди основных причин использования новых психологопедагогических
технологий на учебных занятиях в медицинском колледже можно выделить
следующие:
необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических
и личностных особенностей обучаемых;
осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного
вербального (словесного) способа передачи знаний системно деятельностным
подходом;
организационных форм
возможность проектирования учебного процесса,
взаимодействия обучаемых и педагога, обеспечивающих гарантированные
результаты обучения будущих медицинских работников.
В настоящее время использование современных образовательных
технологий, обеспечивающих личностное развитие обучающихся за счет
уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося
в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие
повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более
эффективного использования учебного времени.
Одной из значимых и часто используемых технологий в медицинском
образовании является индивидуальное обучение, способствующее овладению
профессиональными компетенциями.
Индивидуальное обучение форма, модель организации учебного
1 процесса, при которой:
преподаватель взаимодействует лишь с одним обучающимся;
один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно
позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной
деятельности обучающегося к его особенностям, следить за каждым его
действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его
продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в
деятельность как обучающегося, так и педагога, приспосабливать их к
постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны педагога и со
стороны обучающегося. Все это позволяет обучающемуся работать экономно,
постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя
время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обучения.
Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в СПО, а
в частности в Коломенском филиале Московского областного медицинского
колледжа № 2 (ГБПОУ МО МОМК № 2 Коломенский филиал) при подготовки
обучающихся к профессиональному конкурсу Worldskills Russia по
компетенции «Медицинский и социальный уход» .
Индивидуальный подход это:
принцип педагогики,
согласно которому в процессе учебно
воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с каждым
обучающимся по индивидуальной модели, учитывая его личностные
особенности;
ориентация на индивидуальные особенности обучающегося в общении с
ним;
учет индивидуальных особенностей обучающегося в процессе обучения;
2 создание психологопедагогических условий не только для развития всех
обучающихся, но и для развития каждого в отдельности.
Индивидуализация обучения это:
организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов,
темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями
обучающихся;
различные
учебнометодические,
психологопедагогические
и
организационноуправленческие
мероприятия,
обеспечивающие
индивидуальный подход.
Технологии индивидуализации обучения представляют собой динамические
системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание,
методы и средства.
Цели индивидуального обучения:
сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности обучающегося, его
потенциальных возможностей;
содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ
каждым обучающимся, предупреждение их неуспеваемости;
формирование общеучебных умений и навыков на основе развития
каждого обучающегося;
улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
Задачи индивидуального обучения:
обеспечить индивидуальное развитие обучающегося;
3 обеспечить развитие его социального опыта за счет овладения навыками
сотрудничества;
ответственность и самостоятельность в учебнопознавательной
деятельности.
В современной отечественной педагогической теории и практике наиболее
яркими примерами технологии индивидуального обучения являются следующие:
технология индивидуального обучения Инге Унт;
адаптивная система обучения А.С. Границкой;
обучение на основе индивидуальноориентированного учебного плана В.Д.
Шадрикова.
Классификационные характеристики технологий индивидуального обучения:
По уровню применении: все уровни (ДДУ, школа, СПО, ВУЗ и т д).
По философской основе: гуманистические.
По основному фактору развития: комплексная: биогенная ,социогенная
и психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативнорефлекторные.
По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная,
и
личностноориентированная
общеобразовательная,
дидактикоцентрическая, проникающие.
По типу управления: система «репетитор».
По организационным формам: альтернативные, академические, клубные,
индивидуальногрупповые.
По подходу к обучающемуся: гуманноличностные.
4 По преобладающему методу: программированные, саморазвивающие,
творческие.
По направлению модернизации: альтернативные.
По категории обучаемых: все категории.
Исходя из позиций индивидуального обучения, используется сочетание
кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех
принципах, объединенных ведущим — принципом гуманизма: свобода,
самостоятельность, сотрудничество.
Реализацию данных принципов можно рассмотреть на примере подготовки
обучающихся к различным этапам профессионального конкурса Worldskills
Russia по компетенции «Медицинский и социальный уход» (на базе филиала,
общеколледжный этап, областной, региональный, межрегиональный этапы).
1. Принцип свободы.
Свобода — это право выбора обучающимся решения предложенной
ситуации, от которой зависит результат и исход его деятельности. Но эта
свобода сочетается с ответственностью: обучающийся осуществляет свободное
учение, самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения
цели оценивает эксперт по каждому свободно выполненному заданию. Таким
образом, свобода сочетается с ответственностью.
В ходе подготовки и участия в конкурсах обучающиеся организовывают
собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения;
анализируют рабочие ситуации, осуществляют оценку и коррекцию собственной
деятельности, несут ответственность за результат своей работы. Находят
информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных
задач, работают в команде, эффективно общаясь с коллегами, пациентами и т.д,
5 подготавливают рабочие места и поддерживают их санитарное состояние, в
итоге происходит овладение общими и профессиональными компетенциями.
Для подготовки обучающихся к конкурсу в филиале колледжа
разрабатываются «Дорожные карты мероприятий по подготовке к конкурсу
WorldSkills». При подведении итогов конкурса выбирается лучший студент, с
которым в дальнейшем проводятся дополнительные занятия в учебных
кабинетах филиала, а также на базах практик.
С первого дня подготовки к конкурсам профессионального мастерства
создаются благоприятные условия для адаптации обучающегося. Немаловажным
является адаптация к новым для организма физическим и
психофизиологическим нагрузкам, режиму, темпу и ритму обучения, санитарно
гигиеническим факторам производственной среды.
В коллективе создается позитивная обстановка, которая помогает
минимизировать тревогу, неуверенность. Ежедневные занятия в учебных
кабинетах филиала, а также на базах практик создают добродушную атмосферу,
формируют у обучающегося оптимальную работоспособность.
Участие в конкурсе профессионального мастерства требует большой
подготовки и психологического напряжения со стороны участников конкурса,
но такие конкурсы несут благие цели – обучающиеся начинают осознавать,
что быть успешным, достичь вершин профессионализма, необходимо при
постоянном стремлении к саморазвитию и повышению уровня своего
мастерства.
2. Принцип самостоятельности.
Самостоятельность — это выбор обучающимся уровня самостоятельности
познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность
действий принятия решения и ответственности за этот выбор.
3. Принцип сотрудничества.
6 Сотрудничество — это выбор формы учебнопознавательной
деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Обучающийся имеет
право обращаться за помощью к кому угодно: к коллегам по группе, родителям,
педагогу. Он не должен бояться признавать свои ошибки. Это дает возможность
обучающимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять,
найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг
другу, учиться помогать другим, отвечать за результат своих действий и за
работу в группе.
Учитывая то, что Коломенский филиал ГБПОУ МО МОМК № 2 готовит
медицинских работников среднего звена индивидуальный метод обучения
помогает им работать в команде, развивает толерантность, умение обращаться
за помощью , а также приобрести профессиональные навыки с проведением
саморефлексии, освоить как профессиональные так и общие компетенции.
Основная данной технологии заключается в следующем: работай с кем
хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания
БУДЕШЬ САМ (ответственность).
Приведем один пример данного педагогического приема с обучающейся
IIIго курса сестринского отделения Ивашкиной Викторией, прошедшей
различные ступени от отборочного до Общероссийского этапа
профессионального конкурса Worldskills Russia по компетенции «Медицинский
и социальный уход».
Цель конкурсов WorldSkills повышение престижа рабочих профессий и
развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик
и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и
проведения конкурсов профессионального мастерства.
На отборочном туре профессионального мастерства,
внутри
Коломенского филиала, из 9 участников Ивашкина Виктория набрала
7 максимальное количество баллов и
заняла первое , призовое место, что дало ей возможность далее участвовать в
отборочном внутриколледжном туре профессионального мастерства на базе
ГБПОУ МО МОМК № 2.
Данный тур позволил Ивашкиной Виктории показать свою
профессиональную компетентность и перейти на следующий этап, проходивший
на базе ГБПОУ МО МОМК № 1в г. Москве, где первое место вновь
получила данная участница.
8 На базе ГБПОУ МО Колледжа «Подмосковье» г. Солнечногорск
III Открытий региональный чемпионат по компетенции
состоялся
«Медицинский и социальный уход». За звание лучшего по компетенции
«Медицинский и социальный уход» проходили испытания 7 участников (5
участников из медицинских колледжей Московской области, 1 участник
медицинского колледжа №2 г. Москвы, и 1 участник медицинского колледжа г.
Новороссийск).
Конкурсные задания чемпионата состояли из трех модулей. Каждый
модуль содержал практическое задание,
реально приближенное к
профессиональной деятельности участников, а в роли пациентов выступали
статисты.
Модуль А (время на выполнение задания 30 мин.)
Оценка состояния пациента и планирование ухода. Безопасность и эргономика.
Поддержание экоцелосности и экоправил.
приветствие пациента и его близких
выявление проблем пациента;
планирование и согласование сестринских действий
составление памятки по уходу за пациентом, разъяснение и демонстрация
памятки родственникам пациента;
Модуль В (время на выполнение задания 15 мин.)
Оказание первой помощи:
определение неотложного состояния;
обоснование ответа;
оказание первой помощи
оценка функционального состояния пациента
Модуль С (время на выполнение задания 40 мин.)
Осуществление доказательного ухода за пациентом:
приветствие пациента и его близких
выявление проблем пациента;
9 планирование и согласование сестринских действий
транспортировка пациента внутри учреждения на функциональном
кресле каталке
заполнение медицинской документации;
подготовка предметов ухода, инструментов к дезинфекции;
распределение отходов по классам
Победителем
III
Открытого
регионального чемпионата «Молодые
профессионалы»
(WorldSkillsRussia) Московской области 2017 по компетенции «Медицинский
и социальный уход» стала Ивашкина Виктория, студентка 3го курса
специальности «Сестринское дело» Коломенского филиала нашего колледжа .
10 Следующий отборочный этап состоялся в г. Якутск (Саха), где из более
60 конкурсантов Ивашкина Виктория заняла 9 (из 10 призовых) место.
Данный опыт, опыт подготовки участников к профессиональному
конкурсу Worldskills Russia по компетенции «Медицинский и социальный уход»
оправдал надежды преподавателей и в 2017 – 2018 учебном году.
Диплом участника, занявшей 2 место в отборочном внутриколледжном
туре профессионального мастерства Worldskills Russia по компетенции
«Медицинский и социальный уход» вновь заняла обучающаяся Коломенского
филиала ГБПОУ МО МОМК № 2
Поставленные цели индивидуального обучения, а именно: дальнейшее
развитие индивидуальных
потенциальных возможностей обучающихся,
выполнение учебной программы, формирование общих компетенций и
профессиональных навыков, повышение учебной мотивации были достигнуты.
Задачи данного метода обучения в виде ответственности и
самостоятельности в учебнопознавательной деятельности выполнены.
Технология индивидуального обучения такая организация учебного
процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма
обучения являются приоритетными.
Индивидуальный подход, как принцип осуществляется в той или иной
мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения
можно также считать «проникающей технологией».
Данная технология необходима для сохранения и развития
наилучшего усвоения дисциплин,
индивидуальности обучающегося,
профессиональных модулей, для повышения учебной мотивации, а также
11 приобретения профессиональных и общих компетенций, знаний, умений и
навыков, необходимых в будущей профессии. Задачами данной технологии
обеспечение
повышение
являются:
профессионального и социального опыта, развитие самостоятельности и
индивидуального развития,
ответственности. Думаю, что индивидуальное обучение является одним из
наиболее продуктивных и перспективных методов подготовки будущих
специалистов.
Список использованных источников:
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989
2. Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном
образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2001.
3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010
года. – М., 2002.
5. Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные
технологии. Мурманск, 1997.
6. Сериков В. В. Личностноориентированное образование: Феномен,
концепция, технология // Педагогическое образование для XXI века:
12 Материалы международной научнопрактической конференции. — М.,
1994.
7.
http://eusi.narod.ru/lib/ped100/047.html Педагогические технологии и
технология обучения
8. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии
и инновации.
13
Индивидуальное обучение как метод подготовки обучающихся к профессиональному конкурсу Worldskills Russia по компетенции «Медицинский и социальный уход» .
Индивидуальное обучение как метод подготовки обучающихся к профессиональному конкурсу Worldskills Russia по компетенции «Медицинский и социальный уход» .
Индивидуальное обучение как метод подготовки обучающихся к профессиональному конкурсу Worldskills Russia по компетенции «Медицинский и социальный уход» .
Индивидуальное обучение как метод подготовки обучающихся к профессиональному конкурсу Worldskills Russia по компетенции «Медицинский и социальный уход» .
Индивидуальное обучение как метод подготовки обучающихся к профессиональному конкурсу Worldskills Russia по компетенции «Медицинский и социальный уход» .
Индивидуальное обучение как метод подготовки обучающихся к профессиональному конкурсу Worldskills Russia по компетенции «Медицинский и социальный уход» .
Индивидуальное обучение как метод подготовки обучающихся к профессиональному конкурсу Worldskills Russia по компетенции «Медицинский и социальный уход» .
Индивидуальное обучение как метод подготовки обучающихся к профессиональному конкурсу Worldskills Russia по компетенции «Медицинский и социальный уход» .
Индивидуальное обучение как метод подготовки обучающихся к профессиональному конкурсу Worldskills Russia по компетенции «Медицинский и социальный уход» .
Индивидуальное обучение как метод подготовки обучающихся к профессиональному конкурсу Worldskills Russia по компетенции «Медицинский и социальный уход» .
Индивидуальное обучение как метод подготовки обучающихся к профессиональному конкурсу Worldskills Russia по компетенции «Медицинский и социальный уход» .
Индивидуальное обучение как метод подготовки обучающихся к профессиональному конкурсу Worldskills Russia по компетенции «Медицинский и социальный уход» .
Индивидуальное обучение как метод подготовки обучающихся к профессиональному конкурсу Worldskills Russia по компетенции «Медицинский и социальный уход» .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.