Индивидуальный исследовательский проект Роль ПАО «ОДК-Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации.
Оценка 4.6

Индивидуальный исследовательский проект Роль ПАО «ОДК-Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации.

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
история
10 кл—11 кл +1
14.05.2024
Индивидуальный исследовательский проект Роль ПАО «ОДК-Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации.
Актуальность темы «Роль ПАО «ОДК – Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации» обусловлена тем, что изучение предприятий военно-промышленного комплекса России позволяет оценить их значимость в усилении обороноспособности страны, наращивании вооружения, разработке и испытании новых видов вооружения, для обеспечения защиты суверенитета, безопасности и территориальной целостности Российской Федерации.
Роль ПАО «ОДК-Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли страны.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей «Технический» имени С.П. Королёва»

Городского округа Самара.

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

 

 

 

Роль ПАО «ОДК-Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации.

 

 

 

Выполнил:

Шобанов Константин

ученик 10 В класса

 

 

Научный руководитель:

Василенко Екатерина Степановна,

учитель истории и обществознания.

 

 

 

 

 

 

Самара, 2023 год


Оглавление

Введение. 3

Глава I. История создания и развития предприятия. 5

1.1. История образования предприятия. 5

1.2. История развития завода в послевоенные годы.. 5

Глава II. Роль ПАО «ОДК – Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации. 10

2.1. Производственные успехи. 10

2.2. Выдающиеся деятели предприятия. 12

2.3. «ОДК – Кузнецов» в наше время. 16

Глава III. Практическая часть. 23

Заключение. 25

Библиографический список. 26

Приложения. 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Введение.

 

Развитие аэрокосмической отрасли Российской Федерации является одним из ключевых направлений повышения обороноспособности страны, достижения целей и задач, необходимых для сохранения передовых позиций в международной конкуренции, развития экономики, поддержания дружественных государств и укрепления международных отношений. Реализация этих целей и задач осуществляется благодаря работе предприятий, занимающихся разработкой, производством, выпуском, тестированием, обслуживанием, ремонтом и модернизацией продукции аэрокосмической отрасли. В городе Самара расположено несколько подобных предприятий, одним из которых является ПАО «ОДК Кузнецов», выпускающий газотурбинные авиационные, жидкостные ракетные двигатели, газотурбинные установки для наземного использования в газовой отрасли и энергетике.

Актуальность темы «Роль ПАО «ОДК – Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации» обусловлена тем, что изучение предприятий военно-промышленного комплекса России позволяет оценить их значимость в усилении обороноспособности страны, наращивании вооружения, разработке и испытании новых видов вооружения, для обеспечения защиты суверенитета, безопасности и территориальной целостности Российской Федерации.

Объект исследования: аэрокосмическая отрасль Российской Федерации

Предмет исследования: ПАО «ОДК – Кузнецов»

Цель: раскрыть значимость ПАО «ОДК – Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли страны.

Задачи:

·        Изучить информацию об истории возникновения ПАО «ОДК – Кузнецов» на территории города Самары.

·        Раскрыть роль «ОДК – Кузнецов», расположенного в поселке Управленческий, в развитии аэрокосмической отрасли страны.

·        Провести опрос среди людей в возрасте от 15 до 17 лет и проанализировать его результаты.

·        Подготовить видеоматериал по изученной теме

Гипотеза: предположим, что завод, расположенный в поселке Управленческий, имеет важное стратегическое значение в развитии аэрокосмической отрасли страны.

Методы исследования:

- изучение и анализ литературы

- опрос школьников

- анализ полученных данных

Практическая значимость работы заключается в том, создание видеоматериала о ПАО «ОДК – Кузнецов» может пригодиться при выборе профессии тем, кто хочет связать свою жизнь с аэрокосмической отраслью.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав и заключения.

Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает практическую значимость работы.

В первой главе представлена информация о развитии предприятия ПАО «ОДК – Кузнецов». Во второй главе раскрывается роль ПАО «ОДК – Кузнецов в развитии аэрокосмической отрасли России. В третьей главе представлены  результаты социологического опроса.

В заключении подведены итоги исследования, сформированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.


 

Глава I. История создания и развития предприятия.

1.1.          История образования предприятия.

История предприятия ПАО «ОДК – Кузнецов» (Публичное акционерное общество «Объединённая двигателестроительная корпорация - Кузнецов») начинается в 1912 году, когда на Николаевской улице в Москве, был открыт завод французского Общества «Гном» по сборке авиационных звездообразных семицилиндровых ротативных двигателей воздушного охлаждения мощностью 50 л.с. В 1915 году было проведено объединение двух французских заводов. Объединённый завод получил наименование Общество моторов «Гном и Рон». Позже было присвоено название Государственный авиационный завод №2 «Икар». В марте 1927 года заводы ГАЗ №2 «Икар» и ГАЗ №4 «Мотор» были объединены в Государственный завод №24 имени М.В. Фрунзе.[1]

В конце июля 1941 года, с началом Великой Отечественной Войны, в город Куйбышев, в посёлок Управленческий был эвакуирован завод «им. Артёма» из Киева, который с первых же дней начал массовый выпуск военной продукции. А в октябре был эвакуирован из Москвы авиационный завод им. Фрунзе. Предприятия объединились и стали Куйбышевским заводом №145 им. Кирова.

1.2.          История развития завода в послевоенные годы.

В 1946 году на базе завода № 145 имени С. М. Кирова в посёлке Управленческий близ города Куйбышева (ныне город Самара) был создан Государственный Союзный Опытный завод № 2 Министерства авиационной промышленности СССР[2]. Его задачей стала разработка авиационных турбореактивных и турбовинтовых двигателей. Директором завода был назначен Н. М. Олехнович.

Осенью 1946 года значительная часть квалифицированного персонала ряда авиационных заводов Германии в обстановке в строжайшей секретности на специально оборудованных эшелонах была вывезена на территорию СССР, а точнее в Куйбышев, в поселок Управленческий. В кратчайшие сроки сюда были доставлены 405 немецких инженеров и техников, 295 высококвалифицированных рабочих и служащих, а также небольшая группа обслуживающего персонала.[3]

17 апреля 1946 года в посёлке Управленческий, на базе Государственного союзного завода № 145 им. Кирова, был создан Государственный союзный опытный завод №2. Первое время секретным предприятием, где работали немцы, руководили исключительно военные.  Директором завода стал Николай Михайлович Олехнович. Перед руководством завода была поставлена задача в кратчайшие сроки приступить к проектированию и выпуску современной газотурбинной техники. Однако в мае 1949 года на смену военным сюда приехал никому в то время не известный инженер, почти сразу же назначенный ответственным руководителем проекта. Долгие десятилетия этот человек был засекречен примерно так же, как Игорь Курчатов, Сергей Королев, Михаил Янгель, Дмитрий Козлов. Тем безвестным инженером был Николай Дмитриевич Кузнецов – легендарный авиаконструктор, внесший огромный вклад в науку и обороноспособность страны.

Площадка много раз меняла структуру и названия, но неизменно деятельность ее была направлена на создание мощных турбовинтовых и турбореактивных двигателей. Первый турбовинтовой двигатель ТВ-12 был изготовлен в 1954 году.

В конце 1960-х годов началась новая страница в истории предприятия. На базе авиационных газотурбинных двигателей созданы наземные двигатели НК-12СТ мощностью 6,3 МВт и НК-16СТ мощностью 16М Вт для привода нагнетателей в составе газоперекачивающих агрегатов ГПА-Ц-6,3 и ГПА-Ц-16.[4]

После окончания Второй мировой войны ВВС США пришло к выводу о необходимости разработки самолёта с атомной силовой установкой.

B CCCP проблеме создания атомного самолёта стали уделять внимание в начале 50-x годов под влиянием информации из США, просочившейся в печать.

В 1955 году вышло постановление Совета Министров СССР о подключении к атомной проблеме авиационной промышленности. ОКБ Н. Д. Кузнецова (Опытно-конструкторское бюро) было привлечено к этим работам в 1956 году. Была выбрана закрытая схема силовой установки с промежуточным теплоносителем. Работы по атомной силовой установке проводились совместно сначала с ОКБ А. Н. Туполева, а затем с ОКБ О. К. Антонова. В ОКБ Н. Д. Кузнецова был создан специальный отдел. Численность отдела превышала 50 человек. В ОКБ были приняты 13 физиков, выпускников МГУ и Ленинградского политехнического института, которые могли критически смотреть на то, что предлагали научные организации. Основные усилия отдела были направлены на разработку конструкции реактора для летающей лаборатории. Уже в 1959 году реактор испытывался на специальном стенде, а в 1961 году начались летные испытания. В это время начались работы по самолету Ту-120, но реактор оказался слишком велик для этого самолета, поэтому работы были прекращены. Проект был на грани закрытия. В США работы по атомному проекту также столкнулись с непреодолимыми проблемами, поэтому в 1961 году Кеннеди закрыл атомный проект. А у нас работы продолжались в варианте противолодочного самолета. Он должен был уничтожать атомные подводные лодки, оснащенные ракетами «Поларис». Было предложено использовать самолёт АН-22, являющийся самым большим в мире и оснащённый самыми экономичными двигателями в мире НК-12. Задача создания атомного самолета была в принципе решена, и мы в этом вопросе заметно опережали США. Но проект был все-таки закрыт. Никита Сергеевич Хрущев уверовал идею абсолютного оружия: ядерных бомб, выведенных с помощью спутника на орбиту. Министр авиационной промышленности П. В. Дементьев был категорически против этой идеи, считая самолет экологически опасным. Действительно, во время аварии взрыва не будет, но радиоактивное заражение будет весьма обширное.

Тема была закрыта в 1966 году.[5] Это вызвало большое разочарование в коллективе ОКБ, но Николай Дмитриевич тут же поручил отделу заниматься   жидкостными реактивными двигателями для лунной программы СCCP.

В результате был сконструирован жидкостный ракетный двигатель НК-33, созданный в рамках советской лунной программы, до сих пор считающийся лучшим в мире. Однако советскую лунную программу постигла неудача: все четыре пуска ракеты-носителя Н-1 в период 1969-1972гг. были неудачными, и ее закрыли. Полторы сотни изготовленных к тому времени НК-33 подлежали уничтожению, но имевший высокий авторитет в высших эшелонах власти Кузнецов сумел переубедить руководство страны, и вместо утилизации их законсервировали «до лучших времен».

В начале 1980-х годов освоено серийное производство двигателя НК-32 для стратегического бомбардировщика Ту-160.[6]

В 1960 – 1980-е годы коллектив предприятия участвовал в создании сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 ОКБ А.Н. Туполева, на котором устанавливались серийные двигатели НК-144А.

В этот же период начато серийное производство двигателей НК-22 и НК-25 для сверхзвуковых бомбардировщиков Дальней авиации (Ту-22М, Ту-22М2, Ту-22М3).

В середине 70-х – начале 80-х годов предприятие приступило к работам по исследованию возможности использования жидкого водорода и сжиженного природного газа в качестве альтернативного топлива для авиационных двигателей. Первым экспериментальным двигателем, работающим на жидком водороде, стал двигатель НК-88. 15 апреля 1988 г. состоялся первый полёт Ту-155. А 18 января 1989 г. поднялся в воздух Ту-155 с двигателем НК-89, работающим на сжиженном природном газе. Работы проводились совместно с коллективом предприятия АНТК им. А.Н. Туполева. Однако из-за отсутствия финансирования работы по криогенным топливам в конце 1990-х были прекращены.

В июле 1981 года приказом Министерства авиационной промышленности создано Куйбышевское научно-производственное объединение «Труд». В него вошли Куйбышевский моторный завод, Куйбышевское конструкторское бюро машиностроения и Казанское проектное бюро машиностроения. Объединение возглавил Н. Д. Кузнецов.

В 1996 году предприятие было приватизировано и на его основе образовано ОАО «Моторостроитель». В апреле 2010 года ОАО «Моторостроитель» было преобразовано в ОАО «Кузнецов». 27 июня 2011 г. в к ОАО «Кузнецов» были присоединены ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», ОАО «Самарское конструкторское бюро машиностроения» и ОАО «НПО «Поволжский АвиТИ». Образовано ПАО «ОДК-Кузнецов».[7]

Глава II. Роль ПАО «ОДК – Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации.

 

2.1.          Производственные успехи.

Для изучения важности предприятия стоит обратиться к успехам производства завода, находящегося ещё в Москве и носившего наименование Государственный завод №24 имени М.В. Фрунзе.

В 1920 – 1924 гг. было освоено производство поршневых двигателей М-4 мощностью 200 л.с. и М-5, 400 л.с. Двигатели М-4 и М-5 сконструированы исключительно силами русских рабочих, инженеров-техников из отечественных материалов. Данные двигатели применялись на самолётах царской России: «Фарман», «Ньюпор» и других самолётах отечественных конструкций. В 1926 году создан новый поршневой двигатель М-11 конструкции А.Д. Швецова для самолёта У-2. Этот двигатель являлся первым серийным отечественным для лёгкомоторной авиации.

В 1930-е годы на заводе было начато производство поршневых двигателей водяного охлаждения М-34(АМ-34) конструкции Александра Микулина. В то время двигатель АМ-34 являлся одним из лучших поршневых двигателей в мире. Двигатель устанавливался на самолёты ТБ-3, Р-7, АНТ-25 и др.[8]

После переезда завода в Куйбышев в кратчайшие сроки наладилось производство двигателей АМ-38 для штурмовика Ил-2, начатое еще в Москве, комплектующих деталей для самолетов. В годы Великой Отечественной войны было выпущено более 43000 двигателей АМ-38, АМ-38Ф (для Ил-2), АМ-42 (для Ил-10), АМ-35А (для МиГ-1 и МиГ-3) и ГАМ-34 (для торпедных катеров и морских охотников).

Начало работы Н.Д. Кузнецова в Куйбышеве в лице главного конструктора на площадке опытного конструкторского бюро стало важнейшим событием пятидесятых годов. А внедрение в серию разработанного им турбовинтового авиамотора НК-12, и параллельно с этим – ракетных двигателей РД-107/108 конструкции В.П. Глушко имело огромное значение в развитии авиакосмической отрасли страны. Все пилотируемые и грузовые космические корабли в СССР и России – «Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс» – запущены с помощью ЖРД РД-107 и РД-108 и их модификаций серийного производства ПАО «ОДК-Кузнецов». Двигатели оказались настолько удачными, что и по сей день присутствуют в продукции самарской производственной площадки.

Изготовленный в 1954 году турбовинтовой двигатель (ТВД) ТВ-12 (с 1955 года – НК-12) стал основой для создания стратегического бомбардировщика Ту-95. На протяжении более шестидесяти лет серийного изготовления этого двигателя было освоено несколько его модификаций.

Созданный в конце 1960-x двигатель НК-12СТ является первым отечественным наземным двигателем авиационного типа. Более трети всех газоперекачивающих агрегатов России и зарубежья приводится двигателями «НК». Газотурбинные двигатели «наземного» применения НК-12СТ, НК-14СТ и НК-36СТ мощностью от 6,3 до 25 МВт сегодня используются в составе газоперекачивающих агрегатов ПАО «Газпром», нефтегазовой перерабатывающей промышленности России, газовых компаний Республик Туркменистан, Узбекистан и Казахстан.

Жидкостный ракетный двигатель НК-33, созданный в рамках советской лунной программы, до сих пор считается лучшим в мире. Это двигатель однокамерной конструкции, работающий по закрытому циклу на паре кислород-керосин дожиганием окислительного газа. НК-33 обеспечивает высокое отношение тяги к весу, а также повышенную топливную эффективность, что было подтверждено стендовыми испытаниями.

В 1996 г. по заказу Газпрома предприятие разработало два двигателя нового высокоэффективного поколения: НК-36СТ мощностью 25 МВт, КПД 36%  и НК-38СТ мощностью 16 МВт, КПД 38%. Двигательные установки под маркой «НК» эксплуатируются на 449 газоперекачивающих агрегатах 68 компрессорных станций ПАО «Газпром».

 

2.2.          Выдающиеся деятели предприятия.

В посёлке Управленческий жил, работал и создавал уникальные двигатели замечательный конструктор – Николай Дмитриевич Кузнецов.

Н.Д. Кузнецов родился 23 июня 1911 года в г. Актюбинск, Казахской ССР.

В 1923 году семья Кузнецова переехала в Подмосковье.

В 1926 году началась его трудовая деятельность. Он поступил на курсы трактористов, работал какое-то время слесарем, затем работал трактористом и одновременно учился в школе рабочей молодежи. В 1930 году, окончив школу, по направлению сельской комсомольской ячейки колхоза поступил на моторостроительное отделение Московского авиационного техникума. Годы учебы в техникуме были тяжелыми из-за отсутствия жилья: приходилось ночевать на вокзале или в подвале. Николай поступает на московский моторостроительный завод № 24 им. Фрунзе, тот самый завод, который во время войны будет эвакуирован в г. Куйбышев и после войны станет выпускать двигатели с маркой НК.[9]

В 1933 году Н.Д. Кузнецов поступил учиться в Военную - воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, которую окончил с отличием в 1938 году. В 1938-1941 гг. является преподавателем ВВА им. Жуковского. В 1942-1943 гг. – парторг ЦК на опытном Уфимском моторостроительном заводе. С 1943 г. – заместитель главного конструктора, а с 1946 года - главный конструктор. С 1949 года - главный конструктор Куйбышевского моторного завода, а с 1956 года - Генеральный конструктор Куйбышевского моторного завода. С 1982 года – Генеральный конструктор, Генеральный директор Куйбышевского Научно – производственного объединения «Труд».

Николай Дмитриевич Кузнецов умер 31 июля 1995 года. Его именем названа улица в поселке Управленческий, в его честь в 1996 году переименован завод. На доме, по адресу ул. Симферопольская, 2, в котором он жил, расположен барельеф, а в сквере, носящем его имя, воздвигнут памятник в 2001 году. Еще один памятник Н.Д. Кузнецову находится на пересечении улиц Победы и Ново-Вокзальной. Памятные доски в его честь расположены на здании Института энергетики и транспорта, на персональном доме генерала на острове Зелененький и на Казанском Моторостроительном Производственном Объединении.

Совместно с Н.Д. Кузнецовым на заводе работал Павел Михайлович Маркин. Он родился 12 июля 1924 года в селе Сахаровка Татарской АССР. По окончании школы, в январе 1941 года поступил в Ленинградское военно-морское училище им. М. В. Фрунзе, в связи с начавшейся Великой Отечественной войной в числе других курсантов был направлен в истребительный батальон для обороны Ленинграда. В июле 1942 года стал курсантом 2-го Астраханского пехотного училища, которое окончил лейтенантом и в должности командира стрелкового взвода был направлен под Сталинград, в 13-ю гвардейскую стрелковую дивизию, с которой прошел всю войну. В составе дивизии командовал зенитно-пулемётной ротой. В октябре 1946 года демобилизовался и приехал в Уфу. В 1951 году окончил Уфимский авиационный институт в должности инженер-технолог. В 1952–1993 годах работал на Государственном союзном опытном заводе №2 (с начала 1990-х годов – ОАО «Самарский научно-технический комплекс им. Н.Д. Кузнецова», с июня 2011 года присоединено к ОАО «Кузнецов»). Трудовой путь начал инженером-технологом. В 1961-1989 годах — директор завода.

Павел Михайлович Маркин умер 21 февраля 1997 года. Похоронен на кладбище поселка Управленческий. На доме по адресу ул. Сергея Лазо, 15, в котором он жил, расположена памятная доска.

22 ноября 1994 года в связи с болезнью Н.Д. Кузнецова, Генеральным директором был назначен Евгений Александрович Гриценко. Он окончил Куйбышевский авиационный институт в 1958 году. В 1958 – 1975 гг. работал инженером - конструктором, ведущим конструктором Куйбышевского конструкторского бюро машиностроения МАП, г. Куйбышев. В 1975 - 1983 - заместитель главного конструктора Куйбышевского конструкторского бюро машиностроения МАП, г. Куйбышев. В 1983 - 1990 - главный конструктор Казанского проектного бюро машиностроения Куйбышевского НПО «Труд» МАП, г. Казань. В 1990 — 1994 — заместитель Руководителя предприятия — заместитель генерального конструктора Куйбышевского НПО «Труд» МАП, г. Куйбышев. В 1994 — 2004 — генеральный директор — генеральный конструктор ОАО «Самарский научно-технический комплекс им. Н.Д. Кузнецова». С 2004 по 2012 гг. — генеральный конструктор ЗАО «Двигатели «Владимир Климов — Мотор Сич»».[10]

После Е. А. Гриценко на должность Генерального директора был назначен Сергей Николаевич Тресвятский. Родился 6 мая 1954 года в городе Нижнеудинск Иркутской области. Детство и юность провёл в посёлке Новоспасское Ульяновской области. В армии с 1971 года. В 1975 окончил Качинское, ордена Ленина, Краснознамённое, высшее военное авиационное училище летчиков им А.Ф. Мясникова. Служил в строевых частях ВВС. С 1980 года служил командиром звена истребительного авиационного полка (ИАП) ВВС на Дальнем Востоке. С 1981 года в запасе. В 1983 окончил Школу лётчиков испытателей, в 1985 Московский авиационный институт. С июня 1983 находился на лётно-испытательной работе в ЛИИ (Лётно-исследовательский институт). Лётчик-испытатель, космонавт- испытатель, начальник комплекса, заместитель начальника Лётно-испытательного центра. Один из основных исполнителей и ведущий лётчик-испытатель при проведении работ по исследованию режимов полёта самолётов корабельного базирования. С 1985 года - в отряде космонавтов-испытателей, космонавт-испытатель, лётчик-испытатель Отраслевого комплекса подготовки космонавтов испытателей ЛИИ. В 2003-2008 годах Уполномоченный представитель Российского авиационно-космического агентства (Росавиакосмоса) по реализации постановления Правительства «О реструктуризации оборонно-промышленного комплекса» в Республике Татарстан и Самарской области. В 2004 - 2008 годах Генеральный директор «Самарского научно-технического комплекса им Н. Д. Кузнецова». Один из создателей первого в мире промышленного газотурбинного двигателя на криогенных видах топлива (сжиженный природный газ и жидкий водород) НК 361, ГТ 1.[11]

 

2.3.          «ОДК – Кузнецов» в наше время.

Сегодня «ОДК - Кузнецов» («Объединенная двигателестроительная корпорация Кузнецов») представляет собой целостную структуру, в которой собраны все этапы технологической цепочки создания двигателя. Предприятие включает три ключевых составляющих: конструкторское бюро, завод серийного производства двигателей, уникальную испытательную базу.

Основные задачи, которые решает коллектив предприятия, заключаются в следующем:

·        Производство новых силовых установок для стратегических ракетоносцев Ту-160.

·        Ремонт и модернизация авиамоторов марки «НК», используемых на самолетах ВКС России.

·        Серийное производство двигателей для ракет-носителей типа «Союз».

·        Выпуск и сервисное обслуживание индустриальных турбин.

·        Создание новых двигателей

Всего конструкторское бюро разработало 57 оригинальных и модифицированных авиационных, ракетных и наземных двигателей. Благодаря им установлено свыше 150 мировых рекордов. Особое место в этом ряду занимает самый мощный и экономичный в мире турбовинтовой двигатель НК-12, по сей день находящийся в эксплуатации на военно-транспортных  самолетах Ан-22 «Антей», противолодочных Ту-142 и стратегических ракетоносцах Ту-95. [12]

В настоящее время в эксплуатации находятся самолеты Ту-22М3 с двигателем НК-25, Ту-95МС с двигателем НК-12МП и Ту-160 с НК-32-01. Начались испытания прототипа Ту-160М2 с НК-32-02 второй серии, который характеризуется как «многорежимный, двухконтурный, турбовентиляторный двигатель с автомодельным соплом и цифровой электронной системой управления и защиты при помпаже».

Во времена перестройки сохраненные двигатели НК-33 заинтересовали фирму «Аэроджет», которая сочла их годными для американской космической программы. США приобрели 37 экземпляров, и после доработки в вариант AJ-26 использовали на ракетах-носителях «Антарес», с пятью пусками в 2013-2014гг.

Поскольку расконсервированные и доработанные НК-33 показали свою работоспособность, их решили установить на отечественную ракету-носитель легкого класса «Союз-2.1в». Работы по адаптации обновленного НК-33А в качестве двигателя первой ступени начались десять лет тому назад. Первый пуск состоялся 28 декабря 2013 года, а пятый, завершающий в рамках летно-конструкторских испытаний, – 10 июля 2019 года. Шестой пуск спустя четыре месяца являлся первым коммерческим.

Сегодня «ОДК-Кузнецов» является единственным в стране производителем двигателей I и II ступеней для ракет космического назначения «Союз». Сюда входят улучшенные модификации РД-107А и РД-108А, созданные по программе «Русь». Статистическая надежность изделий 99,9% подтверждена тысячами испытаний и запусков. Последние годы «Союзы» обеспечивают все пилотируемые и до 80% грузовых пусков.

Так, например, в 2019 г. ракетные двигатели самарской сборки обеспечили 18 успешных пусков ракет-носителей (включая шестнадцать на РД-107А/РД-108А, и два – НК-33А), а в 2018-м – пятнадцать, с космодромов Байконур, Плесецк, Восточный и Куру.

Благодаря давней специализации, «ОДК-Кузнецов» в полном объеме освоил все необходимые технологии изготовления ракетных двигателей, отработал их по всему циклу. Изделия проходят трехступенчатый контроль качества. Специалисты сервисного центра предприятия сопровождают все старты ракет-носителей со всех четырех перечисленных выше космодромов.

Собранные на самарской земле ракетные двигатели тестируются на стендовой базе предприятия, построенной по техническому заданию С.П. Королева в 1961 году. Недавно, эта площадка была оснащена автоматизированными системами управления процессами. Здесь каждый ракетный двигатель, произведенный в «ОДК-Кузнецов» перед отправкой заказчику, проходит обязательные огневые испытания.

Стенд №1, который называют "вертикальным" из-за расположения двигателя "как на ракете", 22 марта 2020 года включился в семитысячный раз. Стенд универсальный, на нём испытываются РД-107А/РД-108А и НК-33. За почти 60 лет работы, системы стенда №1 многократно модернизировались. В настоящее время полностью переоборудован пульт управления, он оснащён современными электронными системами, которые в автоматическом режиме с высокой точностью фиксируют все параметры двигателя во время испытаний. Однако сама конструкция стенда остается неизменной из-за своей надёжности, безопасности и удобства.

Несмотря на свою огромную важность, космическая продукция – лишь одна из составляющих деятельности «ОДК-Кузнецов». Доля от реализации изделий для космоса на протяжении нескольких лет стабильна и составляет порядка 40% от общей выручки предприятия. Основные же финансовые поступления сегодня идут по линии производства, разработки и ремонтов газотурбинных двигателей для авиации и изготовления газовых турбин, включая таковые для наземного применения.

Важнейшее по приоритетности направление работ связано с программой стратегического бомбардировщика Ту-160 – самого крупного боевого самолета (максимальная взлетная масса 275 тонн) в истории мировой авиации. Его силовая установка включает в себя четыре мотора НК-32 разработки и производства «ОДК-Кузнецов». И это самый мощный двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой в мире, когда-либо применявшийся на боевых самолетах. Массово-габаритные параметры изделия впечатляют: вес – 3650 кг, длина 7,45 м, диаметр 1,7 м.

К настоящему времени построено 37 бомбардировщиков семейства Ту-160. Из них на вооружении ВКС России в данный момент остаются 18. Двигатели первой серии для них выпускались в Самаре с 1984 по 1993г.[13]

В 2012  году ОАО «Кузнецов» по заказу ОАО «Российские железные дороги» приняло участие в тендере на проектирование модуля горелочного устройства для Чаши Олимпийского огня XXII зимних Игр Сочи-2014.  В апреле – мае проведены экспериментальные работы по выбору типа горелок для Чаши Олимпийского огня. Изготовлена и испытана одиночная горелка в сентябре и октябре на ОАО «Кузнецов» 2013 г. ОП «Винтай» проведены огневые испытания модуля горелочного устройства с имитацией ветра до 32 м/с от винта турбовинтового двигателя НК-12. В олимпийском парке г. Сочи на стеле архитектурного комплекса выполнен монтаж модуля горелочного устройства для Чаши Олимпийского огня. 6 декабря 2013 года состоялся первый пробный запуск модуля горелочного устройства МГУ-Олимп.

7 февраля 2014 года на олимпийском стадионе «Фишт» в г. Сочи состоялось торжественное открытие XXII Олимпийских зимних Игр. 17 суток в Сочи непрерывно горел Олимпийский огонь. А на XI Паралимпийских зимних Играх, которые стартовали 7 марта 2014 года Паралимпийский огонь в Сочи непрерывно горел 10 суток.[14]

Другим масштабным проектом ПАО «ОДК-Кузнецов» по заказу ОАО «Российские железные дороги» стало изготовление двигателя НК-361 номинальной мощность 8,3 МВт, работающего на сжиженном природном газе, для магистральных грузовых газотурбовозов ГТ1h-001 и ГТ1h-002. Предназначенных для эксплуатации на неэлектрифицированных участках железных дорог общего пользования для вождения грузовых поездов.
В настоящее время на ПАО «ОДК-Кузнецов» завершена сертификация ГТД НК-361, главное отличие этой силовой установки – экономичность и экологичность. В ходе опытно-промышленной эксплуатации пробег газотурбовозов ГТ1h-001, ГТ1h-002 составил 94 тыс. км в голове поезда, объем грузоперевозок составил 530 млн. тонн/км при максимальном весе поезда 8,9 тыс. тонн.

Для энергетиков по заказу РАО «ЕЭС России» создан двигатель НК-37 мощностью 25 МВт, КПД 36,4% для привода электрогенератора промышленных электростанций. Двигатель НК-37 работает с августа 1999 года на Безымянской ТЭЦ в Самаре. В феврале 2006 года введена в эксплуатацию газотурбинная электростанция ГТУ-50 на Казанской ТЭЦ-1. ГТУ-50 создана на базе двух двигателей-приводов НК-37 общей мощностью 50 МВт. В октябре 2008 года создана газотурбинная электростанция ГТЭ-25/НК с двигателем-приводом НК-37 мощностью 25 МВт для Лидской ТЭЦ в Республике Беларусь.

В 2020 году ПАО «ОДК-Кузнецов» вернуло статус серийного производителя газотурбинных двигателей для авиации – после 25-летнего перерыва, когда осуществлялся только ремонт и сервисное обслуживание ранее выпущенных двигателей. В рамках государственного контракта с ПАО «Туполев» и Министерством обороны Российской Федерации, в августе заказчику была отгружена установочная партия двигателей НК-32 серии 02, в ноябре в ПАО «Туполев» отправилась еще партия серийных моторов. В настоящее время ПАО «ОДК-Кузнецов» выполняется проведение квалификационных и ресурсных испытаний новых двигателей НК-32 серии 02 на стендах и их отгрузка в соответствии с контрактными обязательствами.

Турбореактивный двухконтурный трехвальный авиационный двигатель НК-32 серии 02 предназначен для использования на модернизированном сверхзвуковом бомбардировщике Ту-160М2. Является самым мощным в мире двигателем с форсажной камерой. В двигателе НК-32 серии 02 реализованы мероприятия по повышению надежности изделия и технологичности конструкции в соответствии с требованиями серийного производства. Двигатель НК-32 серии 02 создан полностью из российских материалов и комплектующих с выполнением программы импортозамещения.[15]

Серийное производство данных изделий будет планомерно наращиваться. В ближайшие годы двигатель станет основным в номенклатуре новых изделий «ОДК-Кузнецов», что обеспечит загрузку производства, реализацию конструкторского потенциала.

На базе газогенератора НК-32 серии 02 в ОКБ предприятия создается линейка перспективных двигателей семейства «НК». В III квартале 2020 г. в ПАО «ОДК-Кузнецов» изготовлен и собран первый опытный образец перспективного изделия большой мощности, это принципиально новое изделие, а не модификация уже существующих, которое разрабатывается на базе газогенератора НК-32. Новое изделие проектируется по современной модели: в проектировке изделия применяются цифровые технологии, которые позволяют оперативно обмениваться информацией соисполнителям по проекту.

ПАО «ОДК-Кузнецов» проводится масштабная реконструкция производства: капитальный ремонт существующих корпусов, строительство новых, замена оборудования на современное, высокопроизводительное. Сегодня на предприятии в рамках государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» реализуются 14 проектов строительства, реконструкции и техперевооружения на общую сумму более 20 млрд руб. Строятся новые производственные подразделения и объекты инфраструктуры в металлургическом, инструментальном, обрабатывающем и механосборочном производствах.

В настоящее время завод принимает участие в реализации важной программы – Перспективный Авиационный Комплекс Дальней Авиации (ПАК ДА). В ее интересах самарскими специалистами на базе газогенератора НК-32-02 разработано новое изделие – ему присвоен индекс «РФ».

Продуктовая линейка «ОДК-Кузнецов» пополнилась еще одним перспективным изделием, серийный выпуск которого обеспечит предприятие заказами на много лет вперед. Конструкторское бюро предприятия и Самарский национальный исследовательский университет им. С.П. Королева приступили к проектированию газогенератора следующего поколения для газотурбинного двигателя в классе тяги 25 тонн. Все это говорит о том, что производственная площадка в Самаре и ее школа моторостроения развивается, и сегодня создает технологический задел на будущие десятилетия.


 

Глава III. Практическая часть.

 

Для того, чтобы понять, владеют ли мои сверстники информацией о ПАО «ОДК-Кузнецов»,  я провел опрос среди учащихся 10 «В» класса, в котором я учусь. В опросе приняли участие 21 человек. Вопросы и ответы представлены в таблице и на диаграмме (Приложение ).

Вопросы

Ответы

1. Назовите крупное предприятие в нашем городе, занимающееся выпуском ракетных, авиационных, газотурбинных двигателей.

Знают

Не знают

9

(43%)

12

(57%)

2. Укажите, в каком населённом пункте расположено это предприятие.

3

(14%)

18

(86%)

3. Укажите фамилию Генерального конструктора данного предприятия, внёсшего огромный вклад в аэрокосмическую отрасль.

6

(29%)

15

(71%)

4. Укажите название двигателя, разработанного для лунной программы СССР в 1968 году и используемого по сей день.

0

(0%)

21

(100%)

5. Для какой известной серии ракет двигатели производятся только на этом предприятии?

5

(24%)

16

(76%)

 

Результат ответа на первый и второй вопросы показал, что около половины моих одноклассников (43%) знают о существовании ПАО «ОДК-Кузнецов». Из них только 3 человека (14%) имеют представление о том, где расположено это предприятие.

На третий вопрос о Генеральном конструкторе ПАО «ОДК-Кузнецов» утвердительно ответила только 1/3 часть опрошенных, более 70% моих сверстников не знакомы с этим именем.

На четвёртый вопрос, к сожалению, никто из моих одноклассников не знает правильного ответа – название двигателя, разработанного для лунной программы СССР в 1968 г.

Также, на пятый вопрос дали утвердительный ответ лишь ¼ часть респондентов.

Проанализировав данные таблицы, я пришел к следующим выводам:

-       Мои одноклассники не знают о существовании на территории Самары значимого предприятия аэрокосмической промышленности, расположенного в поселке Управленческий.

-       Незначительная доля моих сверстников слышала о деятельности выдающегося конструктора Н.Д. Кузнецова, но не знает о его перспективных разработках.

-       Тема двигателей, которые  используются в аэрокосмической промышленности и  выпускаемых на данном предприятии, для моих одноклассников закрыта.

Понимая всю важность деятельности и значимости для современной аэрокосмической промышленности ПАО «ОДК-Кузнецов»,  я создал видеоматериал, призванный в доступной форме донести краткую информацию об уникальном предприятии, расположенном в городе Самара, в посёлке Управленческий. Ознакомиться с ним можно по ссылке:

Надпись: QR - код
 

 

 

 

 

 


Заключение.

 

ПАО «ОДК – Кузнецов», расположенное на территории поселка Управленческий, является ведущим предприятием в России по разработке, производству аэрокосмических двигателей. Кроме того, предприятию отводится ведущая роль по техническому сопровождению, эксплуатации и ремонту газотурбинных авиационных, жидкостных ракетных двигателей, газотурбинных установок для наземного использования в газовой отрасли и энергетике, а также оно имеет важное стратегическое значение в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации.

Изучив и проанализировав информацию об истории возникновения ПАО «ОДК – Кузнецов» на территории города Самары, а также  деятельность предприятия со второй половины XX века  до 20-х годов XXI века, я пришёл к следующим выводам:

1.     Благодаря работе и научной деятельности конструкторов «ОДК – Кузнецов», страна получила надёжные двигатели для летательных аппаратов.

2.     Продукция предприятия ПАО «ОДК – Кузнецов» актуальна и востребована не тлолько в нашей стране, но и за рубежом.

3.     Предприятие «ОДК – Кузнецов» является одним из ведущих в аэрокосмической отрасли нашего государства.

Таким образом, цель моей работы: «раскрыть значимость ПАО «ОДК – Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли страны» достигнута, выдвинутая гипотеза о том, что завод, расположенный в поселке Управленческий, имеет важное стратегическое значение в развитии аэрокосмической отрасли страны, считаю доказанной.

Продуктом исследовательского проекта является видеоматериал, призванный в доступной форме донести краткую информацию об уникальном предприятии и заинтересовать подрастающее поколение перспективными разработками, тнаучной деятельностью, а также ориентировать на выбор профессии.

Я живу в поселке Управленческий, на улице, которая носит имя легендарного конструктора Н.Д. Кузнецова, и горжусь тем, что в поселке расположено уникальное предприятие, которое играет большую роль в усилении обороноспособности страны, способствует укреплению и процветанию моей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.     Ильинский С. А. Управленческий: История поселка Управленческий / С.А. Ильинский. - 3-е издание, доп. - Самара: 000 Офорт», 2016 - 608 с.

2.     Л. П. Берне, Д. А. Боев, Н. С. Ганшин. Отечественные авиационные двигатели - ХХ век. - М: Авикопресс. 2003- 208 с.

3.     В. А. Зрелов, Г. Г. Карташов. Двигатели НК. Самара, Дом печати, 1999, -288 c.

4.     В. С. Михайлов. Очерки по истории военной промышленности. М.: Издание Главного военно-промышленного управления ВСНХ СССР, 1928.

5.     Н. Александров. «История атомного самолета в кратком изложении», «Двигатель» № 6, 2003 г., №2, 2011 г.

6.     ПАО "ОДК-Кузнецов". [Электронный ресурс].

URL: https://www.kuznetsov-motors.ru/

7.     Самарский университет. Гриценко Евгений Александрович. [Электронный ресурс].

URL: https://ssau.ru/info/person/around/outstanding/gricenko

8.     Тресвятский Сергей Николаевич – Испытатели. ". [Электронный ресурс].

URL: https://testpilot.ru/base/2014/01/tresvyatskij-s-n/

9.     ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок. [Электронный ресурс].

URL: https://gelio.livejournal.com/210016.html

10.  О развитии производства авиационных и космических двигателей на ОДК-Кузнецов. [Электронный ресурс].

URL: https://www.aex.ru/docs/3/2020/12/24/3178/

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 


                                       

 

М-4

 

М-5

 

ТБ-3

 

АНТ-25

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


Надпись: Р-7Надпись: Завод в довоенные годы

Надпись: ИЛ-2Надпись: АМ-38
Боевые самолёты. Об авиамоторах, своих и не очень Документальные летописи войны. Первый фронтовой высотный истребитель МиГ-3  :: ТВ Центр - Официальный сайт телекомпании
Надпись: МИГ-3
Ил-2 — Википедия
Надпись: ИЛ-10
Ильюшин Ил-10 Штурмовик - aviArmor

 

 

 


Ту-95. Из истории «Русского медведя»Двигательная установка. РД-108

 


Надпись: РД-108

 

 

 

Надпись: ТУ-95

НК-12 самый мощный турбовинтовой двигатель в мире | SturmAvia - авиация и  путешествия | Яндекс Дзен
 

 

 

 


Надпись: НК-12

 

 

Надпись: НК-33

 

НК-32 — Википедия ОАК :: Ту-160
 

 

 


Надпись: НК-32

НК-12СТ (Техническое описание)
 

 


Надпись: ТУ-160

 

 

 


Надпись: ГПА-Ц-6,3Надпись: НК-12СТ

 

 

 

 

 

Yahoo News Japan (Япония): почему появился винтовой монстр Ан-22, который  впечатляет даже на фоне самого большого в мире самолета Ан-225? |  07.10.2022, ИноСМИ
Улица Сергея Лазо: СНТК им. Кузнецова, ДК «Чайка», стадион и ЗАГС в бывшем  ресторане | Другой город - интернет-журнал о Самаре и Самарской области
 

 


Надпись: АН-22Надпись: Ту-120

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: Павел Михайлович Маркин

Гриценко Е.А. Воспоминания об учёбе в КуАИ и последующем сотрудничестве -  Самарский университет

 


                                                              

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: Евгений Александрович ГриценкоНадпись: Сергей Николаевич 
Тресвятский

 

 

 

 

 

 

Вечные двигатели» и их создатели. Николай Кузнецов
 


                                                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

Н. Д. Кузнецов, памятник, мемориал, Симферопольская ул., 2, Красноглинский  район, посёлок Управленческий, Самара, Россия — Яндекс.Карты
Бюст конструктора Николая Кузнецова - SAMARATODAY.RU (Самара Сегодня)
 

 

 

 

 

 

 


Надпись: Николай Дмитриевич Кузнецов

 

Надпись: НК-32-02

Начаты поставки российских серийных двигателей НК-32-02 | Техносфера.  Россия | Яндекс Дзен
Ту-160М2 — платформа для отработки технологий ПАК ДА » Авиация России
Надпись: ТУ-160М2

 

 

 

 

 

Sochi Olympik fire. Фото предоставлено компании Kalzip.
Фото – Шемякин Максим, генеральный директор компании Бауметалл.
 

 

 

 


Надпись: Олимпийский огнь XXII зимних Игр. Сочи-2014

 

 

                                                                                           

 

 

 

 


Надпись: НК-361

Надпись: ГТ1h-001

 

 

 


Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова — Википедия (с  комментариями)
Надпись: ГТЭ-25/НКНадпись: НК-37

 

 

 

 

Одк Кузнецов, производственное предприятие, Заводское ш., 29, Самара,  Россия — Яндекс.Карты
 

 

 

 


Надпись: «ОДК – Кузнецов»


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Исторические хроники ПАО "ОДК-Кузнецов". [Электронный ресурс].

URL: https://www.kuznetsov-motors.ru/history

[2] Ильинский С. А. Управленческий: История поселка Управленческий / С.А. Ильинский. - 3-е издание, доп. - Самара: 000 Офорт», 2016. с. 323.

[3] Ильинский С. А. Управленческий: История поселка Управленческий / С.А. Ильинский. - 3-е издание, доп. - Самара: 000 Офорт», 2016. с. 321.

[4] Исторические хроники ПАО "ОДК-Кузнецов". [Электронный ресурс].

URL: https://www.kuznetsov-motors.ru/history

[5] Н. Александров. «История атомного самолета в кратком изложении», «Двигатель» № 6, 2003 г., №2, 2011 г.

[6] В 1998 году 19 самолетов Ту-160 и 25 самолетов Tу-95, доставшиеся Украине по причине нахождения их на аэродроме в г. Прилуки в момент раздела Советского Союза, по договоренности между правительствами США и Украины должны были быть уничтожены. Американцы выделили для уничтожения оружия стратегического назначения 8 млн. долларов и бесплатно поставили специальное оборудование для разделки самолетов. Разделка самолетов шла в присутствии и под надзором офицеров американских спецслужб и двух американских сенаторов: Ричарда Лугера и Карла Левина.

Правительство России обратилось к Правительству Украины с предложением купить все стратегические бомбардировщики по цене 25 млн. долларов за каждый. Однако Украина отказалась.

Источник: Ильинский С. А. Управленческий: История поселка Управленческий / С.А. Ильинский. - 3-е издание, доп. - Самара: 000 Офорт», 2016. с. 380.

[7] Исторические хроники ПАО "ОДК-Кузнецов". [Электронный ресурс].

URL: https://www.kuznetsov-motors.ru/history

[8] Исторические хроники ПАО "ОДК-Кузнецов". [Электронный ресурс].

URL: https://www.kuznetsov-motors.ru/history

[9] Ильинский С. А. Управленческий: История поселка Управленческий / С.А. Ильинский. - 3-е издание, доп. - Самара: 000 Офорт», 2016. с. 395.

[10] Самарский университет. Гриценко Евгений Александрович. [Электронный ресурс].

URL: https://ssau.ru/info/person/around/outstanding/gricenko

[11] Тресвятский Сергей Николаевич – Испытатели. ". [Электронный ресурс].

URL: https://testpilot.ru/base/2014/01/tresvyatskij-s-n/

[12] О развитии производства авиационных и космических двигателей на ОДК-Кузнецов. [Электронный ресурс].

URL: https://www.aex.ru/docs/3/2020/12/24/3178/

 

[13] О развитии производства авиационных и космических двигателей на ОДК-Кузнецов. [Электронный ресурс].

URL: https://www.aex.ru/docs/3/2020/12/24/3178/

[14] Исторические хроники ПАО "ОДК-Кузнецов". [Электронный ресурс].

URL: https://www.kuznetsov-motors.ru/history

[15] Пресс-центр. "ОДК-Кузнецов" поставит Минобороны РФ восемь двигателей для Ту-160М.

[Электронный ресурс]. URL: https://www.kuznetsov-motors.ru/press-center/news/odk-kuznetsov-postavit-minoborony-rf-vosem-dvigatelei-dlya-tu-160m

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Технический» имени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Технический» имени

Индивидуальный исследовательский проект Роль ПАО «ОДК-Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации.

Индивидуальный исследовательский проект Роль ПАО «ОДК-Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации.

Введение . Развитие аэрокосмической отрасли

Введение . Развитие аэрокосмической отрасли

Провести опрос среди людей в возрасте от 15 до 17 лет и проанализировать его результаты

Провести опрос среди людей в возрасте от 15 до 17 лет и проанализировать его результаты

Глава I. История создания и развития предприятия

Глава I. История создания и развития предприятия

Осенью 1946 года значительная часть квалифицированного персонала ряда авиационных заводов

Осенью 1946 года значительная часть квалифицированного персонала ряда авиационных заводов

СТ мощностью 6,3 МВт и НК-16СТ мощностью 16М

СТ мощностью 6,3 МВт и НК-16СТ мощностью 16М

США. Но проект был все-таки закрыт

США. Но проект был все-таки закрыт

В 1960 – 1980-е годы коллектив предприятия участвовал в создании сверхзвукового пассажирского самолёта

В 1960 – 1980-е годы коллектив предприятия участвовал в создании сверхзвукового пассажирского самолёта

Глава II. Роль ПАО «ОДК – Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли

Глава II. Роль ПАО «ОДК – Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли

А внедрение в серию разработанного им турбовинтового авиамотора

А внедрение в серию разработанного им турбовинтового авиамотора

НК» эксплуатируются на 449 газоперекачивающих агрегатах 68 компрессорных станций

НК» эксплуатируются на 449 газоперекачивающих агрегатах 68 компрессорных станций

На доме, по адресу ул. Симферопольская, 2, в котором он жил, расположен барельеф, а в сквере, носящем его имя, воздвигнут памятник в 2001 году

На доме, по адресу ул. Симферопольская, 2, в котором он жил, расположен барельеф, а в сквере, носящем его имя, воздвигнут памятник в 2001 году

МАП, г. Куйбышев. В 1975 - 1983 - заместитель главного конструктора

МАП, г. Куйбышев. В 1975 - 1983 - заместитель главного конструктора

Правительства «О реструктуризации оборонно-промышленного комплекса» в

Правительства «О реструктуризации оборонно-промышленного комплекса» в

Ан-22 «Антей», противолодочных

Ан-22 «Антей», противолодочных

Так, например, в 2019 г. ракетные двигатели самарской сборки обеспечили 18 успешных пусков ракет-носителей (включая шестнадцать на

Так, например, в 2019 г. ракетные двигатели самарской сборки обеспечили 18 успешных пусков ракет-носителей (включая шестнадцать на

Важнейшее по приоритетности направление работ связано с программой стратегического бомбардировщика

Важнейшее по приоритетности направление работ связано с программой стратегического бомбардировщика

Играх, которые стартовали 7 марта 2014 года

Играх, которые стартовали 7 марта 2014 года

ПАО «Туполев» отправилась еще партия серийных моторов

ПАО «Туполев» отправилась еще партия серийных моторов

Сегодня на предприятии в рамках государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса

Сегодня на предприятии в рамках государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса

Глава III. Практическая часть

Глава III. Практическая часть

На третий вопрос о Генеральном конструкторе

На третий вопрос о Генеральном конструкторе

Заключение. ПАО «ОДК – Кузнецов», расположенное на территории поселка

Заключение. ПАО «ОДК – Кузнецов», расположенное на территории поселка

Я живу в поселке Управленческий, на улице, которая носит имя легендарного конструктора

Я живу в поселке Управленческий, на улице, которая носит имя легендарного конструктора

Индивидуальный исследовательский проект Роль ПАО «ОДК-Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации.

Индивидуальный исследовательский проект Роль ПАО «ОДК-Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации.

Библиографический список 1.

Библиографический список 1.

Приложения

Приложения

Индивидуальный исследовательский проект Роль ПАО «ОДК-Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации.

Индивидуальный исследовательский проект Роль ПАО «ОДК-Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации.

Индивидуальный исследовательский проект Роль ПАО «ОДК-Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации.

Индивидуальный исследовательский проект Роль ПАО «ОДК-Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации.

Индивидуальный исследовательский проект Роль ПАО «ОДК-Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации.

Индивидуальный исследовательский проект Роль ПАО «ОДК-Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации.

Индивидуальный исследовательский проект Роль ПАО «ОДК-Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации.

Индивидуальный исследовательский проект Роль ПАО «ОДК-Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации.

Индивидуальный исследовательский проект Роль ПАО «ОДК-Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации.

Индивидуальный исследовательский проект Роль ПАО «ОДК-Кузнецов» в развитии аэрокосмической отрасли Российской Федерации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2024