Задачи: 1. осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного образования;2. планирование и проведение учебных занятий; разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка;3. освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу;4. создать оптимальные условия для раскрытия индивидуальных способностей учащихся и формировать навыки самостоятельной учебной деятельности с привлечением информационно коммуникативных технологий.5. Осваивать (развивать) следующие компетенции: - освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным поведением; - осваивать методы, приемы, технологии, соответствующие новым ФГОС.
Цель: изучение и использование современных технологий, методик для планирования и организации образовательного процесса для отдельных контингентов обучающихся с особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся.
Дефицит компетенций педагога по профстадарту
Педагогическая деятельность по реализации программ основного общего образования:
Планирование специализированного образовательного процесса для отдельных контингентов обучающихся с особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования.
Оценка ситуации в классах, где я преподаю.(как учитель и как учитель-дефектолог)
1-й класс– 1 учащийся с РАС с интеллектуальными нарушениями 9НА (на дому), 1 ребенок- ДЦП с интеллектуальными нарушениями (на дому),
3-й класс -1 учащийся с ЗПР (инклюзивно),
4-й класс - 1 учащийся с ЗПР (инклюзивно),
8-й класс – 1 учащийся с ЗПР (инклюзивно),
9-й класс –1 учащийся с умственной отсталостью (на дому).
Инклюзивно учатся дети только с ЗПР, поэтому раскрываю особенности обучения этой категории детей.
«Ребенок с диагнозом ЗПР- это ребёнок, который ничего не знает, не умеет и не хочет, но надо чтобыон знал, хотел и умел .» Эдуард Сеге
Темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.
Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе.
Задержка психического развития (ЗПР) (особенности развития)
Этапы работы:Содержательно-технологический.Совершенствование предметных компетенций
Планируемые действия и мероприятия:
Регулярно восполнять теоретические знания в сфере «своего» предмета, а также в смежных областях и в тех областях знаний, которые кажутся далекими от преподаваемого предмета. Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития учащихся с ОВЗ.
Ожидаемый результат :
Расширение знаний по своему предмету. Создание рабочих программ на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом особенностей учащихся с ОВЗ.
Результат: участие в тестировании по предмету математика (диплом 1 степени Д-001351 №13.051, г Санкт-Петербург.).
Изучаю Концепцию развития математического образования, утвержденной распоряжением Правительства от 24.12.2013 № 2506-р.
Созданы Адаптированные рабочие программы для детей разных нозологий.
Урок, как форма и способ представления результата. Личностно- развивающий деятельностный урок.Тема урока: «Площадь прямоугольника»геометрия 8 класс
Цель: Расширить знания о нахождении площадей фигур.
Учить решать практико-ориентированные задачи.
Задачи урока:
Дидактическая задача:
Совершенствовать навыки решения задач по теме «площадь»;
Учиться высказываться в соответствии с заданной темой ;
Закрепить знания и умения по теме «площадь».
Воспитательная задача:
Формирование основ коммуникативной культуры: умение внимательно слушать и слышать, размышлять;
Формулировать и доказывать свою мысль.
Развивающая задача:
Способствовать умению решатьпрактико-ориентированные задачи;
Научить находить площади фигур;
Развитие интереса и положительной мотивации к учению.
Направления работы: Совершенствование психолого-педагогических компетенций.
Планируемые действия и мероприятия
Изучение возрастных особенностей нормотипичных детей и детей с ОВЗ
Изучение особых образовательных потребностей детей с ЗПР
Особые образовательные потребности заключаются:
в формировании общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.);
в развитии личностной сферы: развитии и укреплении эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;
в сохранении и укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.
Особые образовательные потребности заключаются:
в усвоении адекватных форм учебного поведения, предполагающего умение следовать установленным правилам коммуникации и взаимодействия с учителем и одноклассниками; умение запрашивать и использовать помощь взрослого;
в организации поведения вне ситуации обучения, способствующей вовлечению ребенка во взаимодействие со сверстниками, расширению спектра коммуникативных и социально-перцептивных навыков;
во внешнем контроле, организующей помощи и стимуляции интереса к содержанию выполняемых видов учебной деятельности, в поддержании умственной работоспособности при выполнении субъективно сложных видов деятельности;
в активизации способности к самостоятельной организации собственной деятельности, умения принимать, сохранять ее цели и следовать им в учебной деятельности; умения планировать свою деятельность в соответствии с заданными целями и контролировать ее результат;
в освоении школьной программы по отдельным учебным дисциплинам на основе индивидуального применения специальных методических приемов и коррекционных подходов;
в упорядочении и осмыслении усваиваемых знаний и умений; в формировании способности применять знания, полученные в ходе обучения, в повседневной жизни;
в осмыслении, упорядочении и дифференциации индивидуального жизненного опыта; в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем; в развитии способности к пониманию причинно-следственных связей в происходящем, умения прогнозировать последствия собственных действий и поступков.
Предполагаемый результат
Создание адаптивной среды для обучающихся с разными возможностями здоровья:
комфортное введение ребенка в ситуацию школьного обучения в условиях инклюзии:
налаживание эмоционального контакта, формирование у него установки на позитивное отношение к окружающим, трансляция этой установки одноклассникам ребенка с ЗПР;
использование, наряду с общими, специальных методов, приемов и средств обучения, с учетом возможных парциальных трудностей в овладении предметными знаниями и особенностей обучаемости данной группы детей с ЗПР;
обязательное дополнение программы «академических знаний» полезными жизненными компетенциями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.