МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Воспитатель
Намдакова Л.В.
Задачи:
· создать условия для эффективного психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка -инвалида в ДОУ;
· проводить мониторинг динамики развития ребёнка, успешности в усвоении основной образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ, уровня его социализации;
· планировать и проводить коррекционно-развивающие мероприятия, своевременно корректировать планы с учётом особенностей развития ребёнка, его соматического и физического состояния, с учётом показателей медико-психолого-педагогического обследования;
· оказывать помощь ребёнку в формировании у него социального опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми людьми и предметами окружающей действительности;
· подготовить ребёнка к обучению в начальной школе, предупредить возможную тяжёлую адаптацию к условиям школьной жизни;
· оказать помощь родителям в воспитании и обучении ребёнка- инвалида.
Формы взаимодействия: привлечение к участию в образовательной, игровой деятельности, совместная с родителями образовательная и игровая деятельность, индивидуальная работа. Выполнение рекомендаций психолога, дефектолога, музыкального руководителя.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, музыкальная, конструктивная, двигательная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Предполагаемый результат: Повышение уровня социальной и коммуникативной компетентности, уровня самооценки.
Формы работы с родителями: консультации, индивидуальные беседы, обмен опытом взаимодействия с ребенком, родительские собрания (круглый стол).
Индивидуальный образовательный маршрут составлен на 1 год.
Индивидуальная и групповая образовательная деятельность проходят в соответствии с расписанием и распределенной нагрузкой. Каждый специалист документирует свою работу. Педагогическая и психологическая диагностики проводятся через: наблюдение, игры, беседы, анализ результатов деятельности.
Особенности развития детей ОВЗ
Дети
с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения
психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего
развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного
понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с
проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные
дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные
дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта
(недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества,
развития.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным
и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Приоритетной задачей образования является сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его облученности, сформированность умений и навыков. Особенную важность эта задача приобретает в условиях обучения детей с ОВЗ.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное производство, металлоштамповка).
Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (в дальнейшем - ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека.
Очевидно, что слепота и глухота есть факторы биологические, а не социальные. “Но все дело в том, - писал Л.С. Выготский, - что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями”. Сложность структуры атипичного развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Так, повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота - вторичным дефектом. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения и воспитания при максимальном использовании сохранных анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности.
Интеллектуальная
недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - органического
поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения - отклонения в
деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания,
произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи),
которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка.
Третичные недостатки - недосформированность психических свойств личности
умственно отсталого ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающее,
недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенная или заниженная самооценка,
негативизм, невротическое поведение. Принципиальным моментом является то, что
вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляя
его, если не проводится целенаправленная и систематизированная
коррекционно-реабилитационная работа.
Важной закономерностью
является соотношение первичного и вторичного дефектов. В связи с этим Л.С.
Выготский писал: “Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более
поддается воспитательному и лечебному воздействию. Получается на первый взгляд
парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших
характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при
умственной отсталости и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более
поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших, или
элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом”.
В
процессе атипичного развития проявляются не только негативные стороны, но и
положительные возможности ребенка, которые являются способом приспособления
личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Например, у детей лишенных
зрения, остро развивается чувство расстояния (шестое чувство), дистантное
различение предметов при ходьбе, слуховая память, осязание и т.д. У глухих
детей - мимическое жестовое общение.
Данная положительная
оценка определенных проявлений своеобразного нетипичного развития - необходимое
основание для разработки системы специального обучения и воспитания с опорой на
позитивные возможности детей. Источником приспособления детей с ограниченными
возможностями к окружающей среде являются сохранные психофизические функции.
Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием
функционального потенциала сохранных систем. Глухой ребенок использует
зрительный и двигательный анализаторы. Для слепого ведущими становятся слуховой
анализатор, осязание, обонятельная чувствительность. Учитывая конкретность
мышления умственно отсталых детей и относительно сохранные резервы восприятия,
в учебном процессе предпочтение отдается наглядному материалу,
предметно-практической деятельности.
Таким образом, на развитие ребенка с
ограниченными возможностями будут влиять четыре фактора.
1. Вид (тип) нарушения.
2. Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.
3. Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека;
4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно - реабилитационной работы с ним.
Общие сведения
· Сведения о ребёнке:
Ф.И.О. __________________________________________________________________________
Дата рождения _________________________________________________________________
Адрес, дом. телефон ____________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Посещает МБДОУ д/с __________________________________________________________
2. Социальный статус семьи: полная не полная (нужное подчеркнуть)
Ф.И.О. родителей (законных представителей):_____________________________________
Мать ________________________________________________________________________
Контактные телефоны_________________________________________________________
Отец __________________________________________________________________________
Контактные телефоны_____________________________________________________________
Родственники, участвующие в воспитании ребёнка _____________________________________
Например: Ребенок воспитывается в полной семье. Семья проживает в благоустроенной квартире, где созданы все условия для полноценного развития ребенка. Отношения в семье доброжелательные, спокойные.
Заключение ПМПк ДОУ
Сопровождение ребенка –инвалида специалистами ПМПк.- по направлениям представленными в ИПР:
Медико -психолого-педагогическая характеристика
· Анамнестические сведения
(особенности воспитания в семье, наличие психотравмирующих факторов в жизни ребенка, степень адаптации к ДОУ (степень предполагающей адаптации), особенности развития ребёнка до года, до 2-х лет) ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Данные медицинского обследования ________________________________________________
____________________________________________________________________________________
3. Данные психолого-педагогического и логопедического обследования
·
Данные
педагогического обследования
– заполняют воспитатели (особенности усвоения образовательной
программы ДОУ: по возрасту; испытывает трудности по усвоению образовательных
областей; не усваивает образовательную программу ДОУ). ________________
____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Данные о психических процессах ( заполняют воспитатели)
Психические процессы |
Соответствует возрасту |
Ниже возрастной нормы |
Другие особенности рекомендации |
Память |
|
|
|
Мышление |
|
|
|
Речевое развитие |
|
|
|
Моторика |
|
|
|
· Игровая деятельность заполняют воспитатели
Дата обследования |
Соответствует возрасту |
Не соответствует возрасту |
Индивидуальные особенности игровой деятельности |
|
|
|
|
· Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания - заполняют воспитатели
Дата обследования |
Соответствует возрасту |
Не достаточно сформированы |
Не сформированы |
Индивидуальные особенности |
|
|
|
|
|
3.1.3. Коммуникативные навыки - заполняют воспитатели
Дата обследования |
Соответствует возрасту |
Не достаточно сформированы |
Не сформированы |
Индивидуальные особенности |
|
|
|
|
|
3.1.4. Темп деятельности - заполняют воспитатели
Дата обследования |
Соответствует возрасту |
Быстрый |
Медленный |
Индивидуальные особенности |
|
|
|
|
|
Индивидуальные особенности усвоения образовательной программы ДОУ __________ программу не усваивает _______________________________________
· Данные обследования психических процессов – заполняет педагог-психолог
Дата обследования |
Процессы |
Заключение |
|
сенсорное развитие, интеллектуальное развитие. |
|
3.2.1. Особенности эмоционально-волевой сферы (заполняет педагог-психолог)
Дата обследования
|
Настроение устойчивое |
Настроение не устойчивое, легко меняется от незначительных причин |
Преобладает хорошее настрое ние |
Преобладает подавленное настроение |
Волевые особенности |
|
|
|
|
|
|
· Данные обследования учителя - дефектолога – заполняет учитель-дефектолог или заменяющий педагог
Дата обследования |
Процессы |
Заключение |
|
Память |
|
Мышление |
|
|
Речевое развитие |
|
|
Моторика |
|
3.4 Данные логопедического обследования – заполняет учитель - логопед
Дата обследования |
Процессы |
Заключение |
|
Связная речь |
|
Звуковая сторона речи |
|
|
Словарный запас |
|
|
Грамматический строй речи |
|
|
Общее звучание речи |
|
3.5 Моторное развитие (заполняют воспитатели и педагог-психолог, учитель-логопед)
3.5.1. Мелкая моторика
Дата обследования
|
Соответствует возрасту |
Ниже возрастной нормы |
Особенности латерализации: проявления праворукости, леворукости, амбидекстрии |
Другие индивидуальные особенности (наличие гипотонуса, гипертонуса) |
|
|
|
|
|
4. Дополнительная информация об особенностях развития, поведения ребёнка; особенности социализации и интеграции ________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Сильные стороны в развитии ребёнка (по результатам первичного обследования):
____________________________________________________________________________
Слабые стороны в развитии ребёнка (по результатам первичного обследования): ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут
Направления ПМП сопровождения |
20__- 20__г. |
Медицинское (формы и сроки сопровождения специалистами ДОУ и поликлиники) |
|
Психологическое (психические процессы, подлежащие коррекции, формы и сроки сопровождения) |
|
Специальное (дефектологическое) (формы и сроки сопровождения) |
- |
Специальное (логопедическое) (речевые процессы, формы и сроки сопровождения) |
|
Педагогическое (педагогические процессы, формы и сроки сопровождения) |
|
Возможные риски и сбои при реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и
образовательной программы
________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Характеристика команды специалистов, реализующих индивидуальную коррекционно-развивающую и образовательную программу в ДОУ
Специализация |
Ф.И.О. |
Стаж работы в должности |
Квалификационная категория |
Врач-педиатр |
|
|
|
Мед.сестра |
|
|
|
Воспитатель |
|
|
|
Воспитатель |
|
|
|
Педагог-психолог |
|
|
|
Учитель-логопед |
|
|
|
Учитель-дефектолог |
- |
- |
- |
Инструктор по ФК |
|
|
|
Муз. руководитель |
|
|
|
Специалисты учреждений сетевого взаимодействия, участвующие в реализации коррекционно-развивающей и образовательной программы
Учреждение |
Специализация |
Ф.И.О. |
Детская поликлиника |
педиатр |
. |
|
Специалисты по плану |
|
|
|
|
ПМК |
Председатель |
|
Секретарь |
|
|
Учитель-логопед |
|
|
Учитель-дефектолог |
|
|
Педагог-психолог |
|
|
|
Социальный педагог |
|
Другие специалисты |
|
|
|
|
|
|
|
|
Прогноз развития ребёнка и предполагаемые результаты в ходе коррекционно-развивающей и образовательной деятельности
Направления ПМП сопровождения |
Предполагаемые результаты |
Фактические результаты |
Медицинское (формы и сроки сопровождения специалистами ДОУ и поликлиники)
|
· Практически здоров(а) и готов(а) к обучению в школе · Хорошая динамика в состоянии здоровья, готов(а) к школьному обучению, но необходимо дальнейшее сопровождение врачами-специалистами · Динамика в состоянии здоровья не значительная, необходимо дальнейшее сопровождение врачами-специалистами · Без динамики в состоянии здоровья, необходим индивидуальный подбор формы обучения ( индивидуальное, дистанционное, в спец.учреждении и др.) · Другое |
· Практически здоров(а) и готов(а) к обучению в школе · Хорошая динамика в состоянии здоровья, готов(а) к школьному обучению, но необходимо дальнейшее сопровождение врачами-специалистами · Динамика в состоянии здоровья не значительная, необходимо дальнейшее сопровождение врачами-специалистами · Без динамики в состоянии здоровья, необходим индивидуальный подбор формы обучения ( индивидуальное, дистанционное, в спец.учреждении и др.) · Другое |
Психологическое (психические процессы, подлежащие коррекции, формы и сроки сопровождения)
|
· Все психические процессы сформированы по возрасту, готов(а) к обучению в д/с · · Незначительная динамика в развитии психических процессов · Без динамики · Другое |
· Все психические процессы сформированы по возрасту, готов (а) к обучению в д/с · Хорошая динамика в развитии психических процессов · Незначительная динамика в развитии психических процессов · Без динамики Другое |
Специальное (логопедическое) (речевые процессы, формы и сроки сопровождения) |
· Все речевые процессы сформированы по возрасту, готов(а) к обучению в школе · Положительная динамика в развитии речевых процессов · Незначительная динамика в развитии речевых процессов · Без динамики Другое |
· Все речевые процессы сформированы по возрасту, готов(а) к обучению в школе · Хорошая динамика в развитии речевых процессов · Незначительная динамика в развитии речевых процессов · Без динамики Другое |
Педагогическое |
· Полностью усвоил(а) основную образовательную Программу, реализуемую в ДОУ, сформированы интегративные качества по всем направлениям развития · Частично усвоил(а) основную образовательную Программу, реализуемую в ДОУ, испытывает трудности в усвоении образовательных областей · Не усвоил) основную образовательную Программу, реализуемую в ДОУ
|
· Полностью усвоил(а) основную образовательную Программу, реализуемую в ДОУ, сформированы интегративные качества по всем направлениям развития__________ · Частично усвоил(а) основную образовательную Программу, реализуемую в ДОУ, испытывает трудности в усвоении образовательных областей__________________________ ___________________________________ ___________________________________ · Не усвоил) основную образовательную Программу, реализуемую в ДОУ____________
|
Социализация и интеграция
|
· Полностью социализирован и интегрирован(а)в среде сверстников · Частично социализирован(а) и интегрирован(а)в среде сверстников · не социализирован(а) и интегрирован(а)в среде сверстников |
· Полностью социализирован(а) и интегрирован(а)в среде сверстников · Частично социализирован(а) и интегрирован(а)в среде сверстников · не социализирован(а) и интегрирован(а)в среде сверстников
|
Специальные условия и особенности организации сопровождения
ребёнка с ОВЗ в ДОУ
· Программно-методическое обеспечение
· Программное обеспечение
1. Программа «От рождения до школы» под ред.Вераксы |
|
2.Дополнительные программы |
|
|
|
|
|
|
|
· Методическое обеспечение диагностического процесса (нужное отметить, необходимое добавить)
Педагогическая диагностика |
|
1. Оценка уровня индивидуального развития |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
Психологическая диагностика |
|
1. Анкетирование и беседа с родителями (сбор анамнестических сведений) |
|
2. Наблюдение |
|
3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Стребелева Е.А. |
|
4.Комплексная диагностика детей дошкольного возраста. Борисенко М.Т., Лукина М.А |
|
5. |
|
Логопедическая диагностика |
|
1. Анкетирование и беседа с родителями (сбор анамнестических сведений) |
|
2. Наблюдение |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
· Методическое обеспечение педагогического сопровождения
(основные методики и технологии)
1. |
|
2. |
|
3. |
|
· Методическое обеспечение психологического сопровождения
(основные методики и технологии)
1 Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ Основной базой рабочей программы является: - Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т. Шевченко. - «Система работы с дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения», под ред.Т.Г.Неретиной. - «Система профилактической работы с детьми над познавательными психическими процессами по программам развития Е.А. Алябьевой, Айдаралиевой Б.Ж., Степановой С.С., Васильевой Н.Н., Барановой Ф.Ю, Зиминой Л.В.,» |
|
2. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб., 2003. |
|
3. Рабочая программа для детей дошкольного возраста ( возрастная категория 3-6 лет).. Данная программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветиак» под редакцией Н.Ю. Куражевой и «Давайте поиграем» тренинговое развитие мира социальных отношений детей 3-4 лет, «Давайте познакомимся» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет под редакцией И.А. Пазухиной. |
|
· «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» . С.Д. Забрамная, О.В. Боровик |
|
5. Ю.Е. Веприцкая «Развития внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет. Цикл занятий «Мир эмоций». Волгоград: изд. «Учитель», 2007г.) |
|
· Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками./авт.-сост. М.Р. Григорьева.- Волгоград: Учитель, 2009.-156с.: ил. |
|
7. В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт.-сост. Е.Д. Шваб.- Волгоград: Учитель,2007.- 79с |
|
8. Семеновских Т.В. Авторская Программа «Давайте дружить», ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет. Г. Тюмень. |
|
· Методическое обеспечение специального (логопедического, дефектологического) сопровождения (основные методики и технологии)
1. Раннее выявление и коррекция речевой недостаточности. Г.В.Чиркина, О.Е.Громова |
|
2. Специальная диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Е.А.Стребелева |
|
3.Логопедическое обследование детей раннего и дошкольного возраста ( ИКП РАО) Е.А.Стребелева, Ю.А.Разенкова |
|
Распределение нагрузки на ребёнка в рамках непосредственной образовательной деятельности и коррекционно-развивающей деятельности на неделю
Направление деятельности |
Форма организации |
Специалист |
Количество занятий |
Развитие познавательных процессов через сенсорные эталоны, мелкую моторику, игровую и продуктивную деятельность. |
Индиаидуальная коррекционно-развивающая деятельность |
Педагог-психолог |
1 раз в неделю |
Коррекционно-развивающая деятельность |
индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность |
Логопед |
По индивидуальному плану |
Дополнительные образовательные программы (кружки, студии и др.)
|
|
|
- |
План совместной деятельности
№ п/п |
Направление деятельности |
Специалист |
Сроки |
1. |
Коррекционные занятия с педагогом - психологом |
Педагог-психолог |
1 раза в неделю (октябрь-май) |
2. |
Коррекционные занятия с учителем-логопедом |
Логопед |
1 раза в неделю (октябрь-май) |
3. |
Коррекционные занятия с музыкальным руководителем |
Музыкальный руководитель |
1 раза в неделю (октябрь-май) |
4. |
Коррекционные занятия с инструктором по физическому развитию |
Инструктор по физвоспитанию |
1 раза в неделю (октябрь-май) |
Модель взаимодействия участников образовательных отношений
РЕБЕНОК С ОВЗ |
|||
Семья
|
Педагог -психолог Учитель -логопед
|
Воспитатели
|
Музыкальный руководитель, Инструктор по физической культуре
|
-воспитание нравственных качеств -общее психическое состояние -выполнений заданий специалистов
|
развитие психических процессов Тренировка уверенного поведения формирование правильного звукопроизношения -социальная адаптация
|
мелкая моторика развитие психических процессов развитие познавательной деятельности общая и мелкая моторика ориентировка в пространстве
|
чувство ритма развитие неречевых процессов координация движений ориентировка в пространстве работа над дыханием развитие певческих навыков общая моторика
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.