Индивидуальный план повышения профессионального уровня концертмейстера

  • docx
  • 28.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Индивидуальный план повышения профессионального уровня.docx

 

 

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

концертмейстера

 

 

ПЛАН РАБОТЫ                                                                                      

над методической темой по самообразованию

концертмейстера

 

Ключевая цель методической работы: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и исполнительского мастерства концертмейстера.

 

Индивидуальная тема: «Специфика работы концертмейстера народных инструментов (баян) и хореографических отделений».

 

Когда начата работа над темой: 2019 уч. год

Когда предполагается закончить работу над темой: 2024 учебный год.

 

Актуальность темы: квалификация «концертмейстер» является одной из распространенных сфер деятельности пианиста. В условиях современных требований она предполагает определённый универсализм, учитывающий два аспекта обучения в концертмейстерском классе: получение специальных и фундаментальных знаний.

 

Профессия «концертмейстер» предполагает владение общими музыкальными навыками и умениями, способностью интонационного мышления, развитым гармоническим слухом, чувством ритма, чувством формы, способностью охватывать произведение в целом, пониманием стилевых и жанровых особенностей произведения, присущих определенному композитору или определенному этапу в музыкальном искусстве. Кроме того, концертмейстеру нужно владеть информацией об интерпретации и исполнительской манере, взаимосвязи темпа музыкального произведения и осмысленным произнесением словесного текста и процессом дыхания. В работе концертмейстера нельзя упускать огромную роль ансамбля, совместного общения, партнерства и обмена информацией.

 

Цель: изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и собственный практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера;

 

Задачи самообразования по теме:

 - описать музыкальные способности, умения и навыки, психологические качества, необходимые для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера и применить их в современных условиях;

 

- выявить специфику деятельности концертмейстера народных инструментов и хореографического отделения (классический. историко-бытовой, народный танцы), повысить на практике свой профессиональный уровень;

 

- систематизировать формы, методы и приемы работы концертмейстера с учащимися, опираясь на научно-методическую литературу и собственный опыт работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы проработки

 

Этапы

Содержание работы

Сроки

Форма представления

Диагностический

Анализ затруднений.

Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

2019-2024

Собеседования

с коллегами,

методистом

Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

2019-2024

Выступление на МО

Практический

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

Корректировка работы.

2019-2024

Открытые уроки

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме.

Представление материалов.

2019-2024

Выступление

на педсовете

Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта.

2019-2024

Творческий отчет

            

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ

 


п/п

План мероприятий

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

1.

Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах

 

2.

Прохождение курсов профессиональной подготовки

3.

Изучение применения новых образовательных технологий в работе концертмейстеров района, страны в области обучения и воспитания.

 

Обобщение и распространение собственного опыта

1.

Профессиональные публикации, брошюры, электронный урок

2.

Создание   факультатива для учеников, собственного сайта    

Участие в конкурсах профессионального мастерства

1.

Участие в профессиональных конкурсах на всероссийском и международном, региональном уровнях

 

 

Предполагаемый  результат.

1. Повышение  профессионального мастерства.

2. Проведенные открытые уроки.

3. Доклады  и  выступления.

4. Разработка подборка музыкальных материалов.

 

Направления самообразования:                                                                                                                    

1. Постоянно знакомиться с современными нотными, музыкальными изданиями.                2. Изучать музыкальную литературу по методике преподавания.                                                                                 3. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, концертах, фестивалях различных уровней.                                                                                        

4. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.                                           5. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.                   

6. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.                                                                                                                                       

 7. Повышать квалификацию на курсах для учителей.                                                                          

8. Участвовать в конкурсах профессионального мастерства

 

 

Обобщение опыта профессиональной деятельности

- Оформление результатов работы.

- Анализ, внедрение и распространение опыта работы: публикации в социальной сети работников образования разработок уроков и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ.

- Представление результатов педагогической деятельности

- Обобщение профессионального опыта через выступления на семинарах, конференциях, участие в конкурсах различного уровня

- Обмен опытом методической работы через личные сайты:

- Изучение нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности и нормативных документов по педагогической аттестации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Специфика работы концертмейстера хореографических отделений»

 

 

Введение

Практика концертмейстера представляет собой ответственную сферу деятельности. Довольно часто на долю концертмейстера выпадают такие эмоциональные нагрузки и сложные художественные задачи, с которыми не всегда удается успешно справиться даже очень квалифицированному музыканту.

Музыка положительно влияет на развитие способностей детей, а в хореографическом классе помогает раскрыть содержание танца. Нельзя её рассматривать как ритмическое сопровождение, которое облегчает выполнение движений. Какими же качествами должен обладать концертмейстер хореографического класса?

- Конечно это знание основ хореографии, осведомленность об основных движениях классического балета, бальных и русских народных танцев.

- Умение одновременно играть и видеть танцующих.

- Умение подбирать вступления, заключения, отыгрыши, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии.

- Концертмейстер должен и в музыкальном и в техническом плане хорошо «владеть» инструментом. Он должен обладать хорошим музыкальным слухом, воображением, так называемым «аккомпаниаторским чутьем». Также важен артистизм, умение охватить форму произведения, его образную сущность.

- Одним из важнейших аспектов деятельности концертмейстера в любом классе, является способность бегло читать с листа, но в классе хореографии в этом вопросе на первый план выходит мобильность, быстрота и активность реакции. Поскольку у педагога нет времени ждать, пока концертмейстер «нароет» нужный музыкальный материал в своих папках, т.е. концертмейстер должен суметь сыграть что-то по памяти, спонтанно.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод – профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции, находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка, воля и чуткость.

Теперь хотелось бы затронуть вопрос музыкального материала в классе хореографии. Менять его часто не следует, раз в полугодие будет достаточно, но он должен быть объемным и разнообразным.  

 На начальном этапе воспитания маленьких хореографов следует подбирать музыку понятную, доступную, легко запоминающуюся. Это могут быть произведения такого плана, как:

«Полька», «Разлука» М. Глинки,

 «Полька» П. Чайковского из «Детского альбома», который в целом можно взять на заметку, т.к. музыка Чайковского очень  мелодична и танцевальна.

 «Вальсы» А. Грибоедова, Ф. Шопена, И. Брамса, Г. Свиридова («Метель»),  А. Хачатуряна («Маскарад») и других известных авторов.

Произведения русской народной музыки в изобилии представлены в сборниках для аккордеона.

Облегчить себе задачу можно взяв уже «готовую» подборку фрагментов музыкальных произведений в широком изобилии представленную издательским домом «Дрофа» и «XXI век».

В заключении хотелось бы сказать, что при всей многогранности деятельности концертмейстера на первом плане все-таки находятся творческие аспекты. Творчество – это открытие нового, источник духовных ценностей, активный поиск еще не изведанного, дающий возможность, посмотреть на окружающий мир по-новому.  Специфика работы концертмейстера, требует от него особой мобильности, бескорыстной любви к своей специальности, которая не принесет внешнего успеха, так как он всегда остается «в тени», как бы растворяется в общей работе коллектива.