Индивидуальный план повышения профессионального уровня
концертмейстера
ПЛАН РАБОТЫ
над методической темой по самообразованию
концертмейстера
Ключевая цель методической работы: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и исполнительского мастерства концертмейстера.
Индивидуальная тема: «Специфика работы концертмейстера народных инструментов (баян) и хореографических отделений».
Когда начата работа над темой: 2019 уч. год
Когда предполагается закончить работу над темой: 2024 учебный год.
Актуальность темы: квалификация «концертмейстер» является одной из распространенных сфер деятельности пианиста. В условиях современных требований она предполагает определённый универсализм, учитывающий два аспекта обучения в концертмейстерском классе: получение специальных и фундаментальных знаний.
Профессия «концертмейстер» предполагает владение общими музыкальными навыками и умениями, способностью интонационного мышления, развитым гармоническим слухом, чувством ритма, чувством формы, способностью охватывать произведение в целом, пониманием стилевых и жанровых особенностей произведения, присущих определенному композитору или определенному этапу в музыкальном искусстве. Кроме того, концертмейстеру нужно владеть информацией об интерпретации и исполнительской манере, взаимосвязи темпа музыкального произведения и осмысленным произнесением словесного текста и процессом дыхания. В работе концертмейстера нельзя упускать огромную роль ансамбля, совместного общения, партнерства и обмена информацией.
Цель: изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и собственный практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера;
Задачи самообразования по теме:
- описать музыкальные способности, умения и навыки, психологические качества, необходимые для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера и применить их в современных условиях;
- выявить специфику деятельности концертмейстера народных инструментов и хореографического отделения (классический. историко-бытовой, народный танцы), повысить на практике свой профессиональный уровень;
- систематизировать формы, методы и приемы работы концертмейстера с учащимися, опираясь на научно-методическую литературу и собственный опыт работы.
Этапы проработки
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
Форма представления |
Диагностический |
Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. |
2019-2024 |
Собеседования с коллегами, методистом |
Прогностический |
Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. |
2019-2024 |
Выступление на МО |
Практический |
Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. Корректировка работы. |
2019-2024 |
Открытые уроки |
Обобщающий |
Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме. Представление материалов. |
2019-2024 |
Выступление на педсовете |
Внедренческий |
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта. |
2019-2024 |
Творческий отчет |
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
План мероприятий |
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка |
|
1. |
Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах
|
2. |
Прохождение курсов профессиональной подготовки |
3. |
Изучение применения новых образовательных технологий в работе концертмейстеров района, страны в области обучения и воспитания.
|
Обобщение и распространение собственного опыта |
|
1. |
Профессиональные публикации, брошюры, электронный урок |
2. |
Создание факультатива для учеников, собственного сайта |
Участие в конкурсах профессионального мастерства |
|
1. |
Участие в профессиональных конкурсах на всероссийском и международном, региональном уровнях
|
Предполагаемый результат.
1. Повышение профессионального мастерства.
2. Проведенные открытые уроки.
3. Доклады и выступления.
4. Разработка подборка музыкальных материалов.
Направления самообразования:
1. Постоянно знакомиться с современными нотными, музыкальными изданиями. 2. Изучать музыкальную литературу по методике преподавания. 3. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, концертах, фестивалях различных уровней.
4. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. 5. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.
6. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
7. Повышать квалификацию на курсах для учителей.
8. Участвовать в конкурсах профессионального мастерства
Обобщение опыта профессиональной деятельности
- Оформление результатов работы.
- Анализ, внедрение и распространение опыта работы: публикации в социальной сети работников образования разработок уроков и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ.
- Представление результатов педагогической деятельности
- Обобщение профессионального опыта через выступления на семинарах, конференциях, участие в конкурсах различного уровня
- Обмен опытом методической работы через личные сайты:
- Изучение нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности и нормативных документов по педагогической аттестации.
Методическая разработка
«Специфика работы концертмейстера хореографических отделений»
Введение
Практика концертмейстера представляет собой ответственную сферу деятельности. Довольно часто на долю концертмейстера выпадают такие эмоциональные нагрузки и сложные художественные задачи, с которыми не всегда удается успешно справиться даже очень квалифицированному музыканту.
Музыка положительно влияет на развитие способностей детей, а в хореографическом классе помогает раскрыть содержание танца. Нельзя её рассматривать как ритмическое сопровождение, которое облегчает выполнение движений. Какими же качествами должен обладать концертмейстер хореографического класса?
- Конечно это знание основ хореографии, осведомленность об основных движениях классического балета, бальных и русских народных танцев.
- Умение одновременно играть и видеть танцующих.
- Умение подбирать вступления, заключения, отыгрыши, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии.
- Концертмейстер должен и в музыкальном и в техническом плане хорошо «владеть» инструментом. Он должен обладать хорошим музыкальным слухом, воображением, так называемым «аккомпаниаторским чутьем». Также важен артистизм, умение охватить форму произведения, его образную сущность.
- Одним из важнейших аспектов деятельности концертмейстера в любом классе, является способность бегло читать с листа, но в классе хореографии в этом вопросе на первый план выходит мобильность, быстрота и активность реакции. Поскольку у педагога нет времени ждать, пока концертмейстер «нароет» нужный музыкальный материал в своих папках, т.е. концертмейстер должен суметь сыграть что-то по памяти, спонтанно.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод – профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции, находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка, воля и чуткость.
Теперь хотелось бы затронуть вопрос музыкального материала в классе хореографии. Менять его часто не следует, раз в полугодие будет достаточно, но он должен быть объемным и разнообразным.
На начальном этапе воспитания маленьких хореографов следует подбирать музыку понятную, доступную, легко запоминающуюся. Это могут быть произведения такого плана, как:
«Полька», «Разлука» М. Глинки,
«Полька» П. Чайковского из «Детского альбома», который в целом можно взять на заметку, т.к. музыка Чайковского очень мелодична и танцевальна.
«Вальсы» А. Грибоедова, Ф. Шопена, И. Брамса, Г. Свиридова («Метель»), А. Хачатуряна («Маскарад») и других известных авторов.
Произведения русской народной музыки в изобилии представлены в сборниках для аккордеона.
Облегчить себе задачу можно взяв уже «готовую» подборку фрагментов музыкальных произведений в широком изобилии представленную издательским домом «Дрофа» и «XXI век».
В заключении хотелось бы сказать, что при всей многогранности деятельности концертмейстера на первом плане все-таки находятся творческие аспекты. Творчество – это открытие нового, источник духовных ценностей, активный поиск еще не изведанного, дающий возможность, посмотреть на окружающий мир по-новому. Специфика работы концертмейстера, требует от него особой мобильности, бескорыстной любви к своей специальности, которая не принесет внешнего успеха, так как он всегда остается «в тени», как бы растворяется в общей работе коллектива.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.