Индивидуальный проект "Орфоэпия XXI века"
Оценка 4.7

Индивидуальный проект "Орфоэпия XXI века"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русский язык
13.03.2022
Индивидуальный проект "Орфоэпия XXI века"
В исследовательском проекте детально изучены основные орфоэпические нормы, акцентные характеристики слова и особенности современной орфоэпии. Правильное нормированное произношение – один из важных показателей общего культурного уровня человека XXI века. Неправильное произношение затрудняет обмен информацией. Сегодня роль правильного произношения слов возросла, так как устная коммуникация доминирующая. Исследования работы направлены на выявление причин ненормированного произношения в современном мире. Языковая норма характеризуется устойчивостью и стабильностью, но сегодня «языковая норма» активно подвергается изменениям. Такая двойственная природа понятия «нормы» – одна из причин актуальности данной работы.
Работа Кругликовой М.И..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Краснокаменская средняя школа» 

муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

 

«Орфоэпия XXI века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Кругликова Мария Игоревна

ученица 11 класса

Куратор проекта:

Матросова Е.И.,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

  2022 г.

 

Содержание

Введение

Раздел I Орфоэпическая (акцентологическая) норма и её основные признаки……

Раздел II Акцентная характеристика слова……………………………….

2.1.  Особенности русского ударения………………………………...……………

2.2.  Особенности современной орфоэпии………………………………………...

Заключение……..………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………………

Приложения…………………………………………………………………………

 


1)   

Введение

Правильное нормированное произношение – один из важных показателей общего культурного уровня человека XXI века. Ошибочное (неправильное) произношение затрудняет обмен информацией, так как слушатель отвлекается от содержания текста, который он слышит от собеседника. Сегодня роль правильного произношения слов возросла, так как устная коммуникация доминирует.

Актуальность. Проблема орфоэпических ошибок всегда была актуальной для лингвистики. Современные лингвистические исследования содержат сведения о подобных ошибках (Баландиной Л.А., Малышевой Е.Г.,  Е.П., Соловьёвой Н.Н. и др.), к сожалению, мало связаны с изучением уровня и причин употребления орфоэпических ошибок в речи современных подростков. Исследования работы направлены на выявление причин ненормированного произношения в современном мире. Ведь норма – понятие, которое характеризуется устойчивостью и стабильностью, но сегодня «языковая норма» активно подвергается изменениям. Такая двойственная природа понятия «нормы» – одна из причин актуальности данной работы.

Цель работы выявить уровень нарушения орфоэпических норм в речи современных школьников и выяснить основные причины их орфоэпической неграмотности.

Объектом изучения является устная речь обучающихся.

Предмет изучения – ошибки в произношении орфоэпических норм в речи современных школьников.

Новизна работы – заключается в попытке систематизировать и обобщить основные нарушения орфоэпических норм в устной речи современных подростков и выявить основные причины их орфоэпической неграмотности.

Практическая направленность работы. Результаты работы можно использовать при углубленном изучении русского языка, на уроках русского языка и литературы при подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, на уроках развития речи.


Раздел I Орфоэпическая (акцентологическая) норма и её основные признаки

Нормы произношения изучает орфоэпия. «Орфоэпи» (от греч. orthos «прямой», «правильный» и epos «речь») – система единых норм произношения в литературном языке; наука, занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением» [2, с. 2]. Известный лингвист Р.И. Аванесов утверждает, что орфоэпия – это совокупность правил устной речи (правила произношения звуков, постановки ударения, использования интонации), которые обеспечивают единство её звукового оформления (слов, частей предложений) согласно нормам языка. Нормативное произношение слов фиксируется в орфоэпических словарях.

Свойство любой литературной речи – четкое подчинение определённой норме. Орфоэпия не стала исключением. Главным признаком литературной нормы являются стабильность, устойчивость, общеобязательность, распространенность употребления. Эти характеристики взаимоисключающие, например, нормированное произношение слов «звонИт», «тОрты», «договОры», но распространенность употребления диктует  «звОнит», «тортЫ», «договорА».  В современной орфоэпии лингвисты сталкиваются с парадоксом: «С одной стороны, языковая норма обладает признаками устойчивости (или стабильности), общераспространённости и обязательности соблюдения. С другой – языковая норма постоянно изменяется» [3, с. 6]. Языковые нормы подвластны изменениям, они динамичны и многообразны.

В процессе развития русского языка (РЯ) орфоэпические нормы (ОН) лишаются стабильности, появляется сосуществование вариантов произношения («одноврЕменно» и «одновремЕнно»). Исходя из этого, доктор филологических наук Е.Г. Малышева идентифицирует ОН по признаку категоричности: «…жесткие (императивные)... – недопустимость вариации произношения («квартАл», «портфЕль»); нежесткие (диспозитивные) – допустимость вариации  произношения («твОрог» и «творОг»)» [4, с. 15].

РЯ активно развивается, следовательно, нормы РЯ подвергаются изменениям. Вследствие этого выделяется еще один фактор дифференциации ОН – временной. «…в русском языке существуют «старшая» и «младшая» норма произношения». [4, с. 16].

Таким образом, процесс развития РЯ обуславливает существенные изменения  его норм. Современному коммуникатору, чтобы быть интересным и успешным, необходимо владеть литературным языком. «Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык…» [2, с. 3].


 

Раздел II Акцентная характеристика слова

2.1.  Особенности русского ударения

Сегодня среди орфоэпических норм доминирующее место занимают нормы, связанные с правильной постановкой ударения в словах. «Ударение – это выделение одного из слогов в слове усилением голоса» [3, с. 6]. Усвоение и использование правильного (безошибочного) ударения связано с рядом трудностей, что объясняется его особенностями в русском языке.

Одной из важнейших особенностью ударения состоит в том, что ударение в РЯ свободное: не прикреплено к определенному слогу в слове (оно может быть на любом слоге слова, например, первом (дАча, кОфта, чАшка), втором (дивАн, прирОда, забОта), третьем (молокО, еретИк, диспансЕр), четвертом (медикамЕнт, библиотЕка, кабриолЕт) и т.д.

Вторая, немаловажная, особенность ударения РЯ -  подвижность (способность менять свое место в зависимости от формы слова). Например, глагол любИть в неопределенной форме имеет ударение на втором слоге, в прошедшем времени в женском роде оно передвигается на последний слог – любилА, в настоящем времени мужского рода на первый слог – лЮбит. Слов с подвижным ударением в русском языке много (глаголы: кормить, понять; имя существительные: гараж, утюг). Подвижность ударения связана с употреблением определенной грамма­тической формы слова. Но в РЯ есть слова с неподвижным ударением (при изменении грамматической формы слова ударение остается постоянным): (гОспиталь –  гОспитали; грУнт – грУнты; квартАл – квартАлы).

Третьей «…особенностью русского ударения является его изменчивость с течением времени» [3, с. 7]. Например, в произведениях И. Крылова, А. Грибоедова, М. Лермонтова, А. Пушкина и многих других. Изменчивость  ударения наблюдается в слове «клАдбище» в одноимённом стихотворении Н. Карамзина (1792): «Мимо кладбИща спешит...» [5, с. 8].

Ударение в РЯ в некоторых словах «имеет смыслоразличительную функцию» [5, с. 11]. Например, мУка – сильное физическое или/и нравственное страдание; мукА – продукт питания, получаемый в результате перемалывания зёрен различных сельскохозяйственных культур, преимущественно злаковых; Орган – обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в пределах живого организма; оргАн – клавишно-духовой музыкальный инструмент.

Таким образом, ударение в словах РЯ имеют характерные особенности: подвижность, вариативность и изменчивость с течением времени. Для грамотной речи необходимо знать особенности ударения в РЯ, ведь правильное ударение в словах, как и правильное построение предложений и правильное употребление и произношение слов, служат показателем уровня культуры человека.  

 

 

 


 

2.2.  Особенности современной орфоэпии

Процесс изменения ударения происходит и в наше время. В результате этого процесса некоторые слова имеют два варианта постановки ударения. Варианты слова, различающиеся постановкой ударения, могут быть рав­ноправными (нормативны оба варианта произношения: твОрог – творОг; тЕфтелитефтЕли) и неравноправными. Неравноправные ученые делят на два типа. Первый – вариант ударения признается основным (преференциальный), второй – дополнительным (менее желательный), но существующий в рамках литературного языка. Такими словами, имеющие дополнительными варианты ударения, наполнена разговорная речь, например, кулинАрия – доп. кулинарИя (разг.), отдАл – доп. Отдал (разг.). Эти дополнительные варианты являются устаревшими формами слов и недопустимы в официальной речи и официальных ситуациях общения. Например, варианты «договОр, договОры (лит., используются в различных ситуациях общения) и дОговор, договорА (разг., недопустимые в официальной речи)» [6, с. 72]

Второй тип неравноправных вариантов акцентной характеристики слова: один вариант является литературным, нормированным, а второй существует за пределами литературной нормы. Нелитературными яв­ляются просторечные и жаргонные варианты ударения, например: «докумЕнт – докУмент (прост.), квартАлквАртал (прост.), начАть – нАчать (прост.)» [6, с. 74, 152, 167]. Такие варианты ударения используются в киноиндустрии для создания юмористического настроения, например, «Я Вам посылку принес, только я Вам ее не отдам, потому что у Вас докУметов нету» (почтальон Печкин, м/ф «Простоквашино», 1978 г.). Тип неравноправных вариантов акцентной характеристики слова часто используют преднамеренно в устной речи для привлечения внимания к слову: «Она в шестнадцать лет пьёт Алкоголь!» (т/п «Супермама», выпуск от 24.01.2022, телеканал «Ю»).

Существуют варианты акцентной характеристики слова, которые имеют специфическое ударение и традиционно принято только в какой-либо узкопрофессиональной среде. За пределами профессиональной среды подобные варианты ударения считаются ошибкой, например, Искра (лит.) – искрА (у инженеров), эпилЕпсия (лит.) – эпилепсИя (у медиков), кОмпас (лит.) – компАс (у моряков).

Сегодня очень модно говорить правильно и следить за своей речью, но мы выходим на «5 квАртале», покупаем «свеклУ». В повседневной жизни правила орфоэпии не соблюдаются, хотя правильному произношению нас учат с детства мультики: «тУфля», «красИвее» (героини Роза и Лиза, м/ф «Барбоскины», 2011 г.). В XXI веке большую часть времени современного человека поглощает Интернет и ТВ-пространство, откуда человек и черпает правильное или неправильное акцентологическое произношение слова. Самое большое влияние на речь человека оказывают именно СМИ (Интернет – 35,92%, телевидение – 5,82%, радио – 2,81%). Исследование (см. Приложение 2) показало, что большинство современной молодежи являются активными реципиентами телеканалов «ТНТ», «Ю», «МУЗ-ТВ». Самыми популярными телепередачами являются «Новые танцы», «Звезда в ответе», где речь главных героев спонтанная и неотшлифованная: «танцовщИца» (член жюри Мигель, «Новые танцы»), «красивЕе» (Анна Семенович, «Звезда в ответе»). Даже в отшлифованных телепродуктах встречаются орфоэпические ошибки: «укрАинский» (Мэгги, х/ф «Неудержимые», 2010). Телевыступления рассчитаны на широкую аудиторию и должны быть доступны всем. Речь телеведущих нормирована. Однако: «Екатерина Фурцева посуровЕла и сказала...» (Малашенко Игорь, НТВ) – «посурОвела»; «...Известной католической монахИне сделана операция» (Михаил Осокин, «Сегодня» НТВ) – «монАхине».

Итак, современная орфоэпия транслируется посредством Интернет и ТВ-пространства, что является образцом речи для реципиента. Регулярный реципиент СМИ – современный подросток.  РЯ существует как система: постоянные изменения правил произношения слов заставляют коммуникаторов регулярно изучать современные тенденции языка. Орфоэпия XXI века подвергается изменениям, образованный человек должен быть компетентен в этих акцентологических процессах.

 


Заключение

Процесс развития РЯ влечет существенные изменения  его норм, особенно уязвимы в процессе эволюции языка орфоэпические нормы – появляется сосуществование вариантов произношения («одноврЕменно» и «одновремЕнно») – нежесткие (диспозитивные) (Е.Г. Малышева) и жесткие нормы (императивные) – недопустимость вариации произношения («квартАл», «портфЕль»). Выделяется еще один фактор дифференциации ОН – временной, согласно которой существует  «старшая» и «младшая» норма произношения слов.

Ударение РЯ имеет ряд характерных особенностей: подвижность (любИть – люблЮ – лЮбит), вариативность и изменчивость с течением времени («Погасло днЕвное светило…» А.С. Пушкин – дневнОе (сегодня).

Современные ОН допускают два варианта постановки ударения. Варианты слова, различающиеся постановкой ударения, могут быть рав­ноправными (нормативны оба варианта произношения: твОрог – творОг; тЕфтелитефтЕли) и неравноправными. Неравноправные варианты ударения дифференцируются  и сферой употребления: преференциальный (основной) – научный, официально-деловой стиль речи. Дополнительный вариант ударения, но существующий в рамках литературного языка, функционирует в разговорной речи (кулинАрия – доп. кулинарИя (разг.), отдАл – доп. Отдал (разг.)). Нелитературными яв­ляются просторечные и жаргонные варианты ударения, например: «начАть – нАчать (прост.)», которые часто используются в киноиндустрии для создания юмористического настроения, например, «Я Вам посылку принес, только я Вам ее не отдам, потому что у Вас докУметов нету» (почтальон Печкин, м/ф «Простоквашино», 1978 г.). Тип неравноправных вариантов акцентной характеристики слова часто используют преднамеренно в устной речи для привлечения внимания к слову: «Она в шестнадцать лет пьёт Алкоголь!» (т/п «Супермама», выпуск от 24.01.2022, телеканал «Ю»).

Большое влияние на речь человека оказывают СМИ (Интернет – 35,92%, телевидение – 5,82%, радио – 2,81%).

Современные ОН транслируется посредством Интернет и ТВ-пространства, что должно являться образцом речи для реципиента. Частый реципиент СМИ – современный подросток. Телевизионная речь насыщается элементами разговорного стиля для максимального сближения со зрительской аудиторией (телеканал «ТНТ», «Ю»). Основной причиной снижения общей культуры речи Интернет и ТВ-пространства является создание телепрограмм, где отшлифованная речь заменяется речью спонтанной («Новые танцы», «Импровизация», «Супермама», «Стол заказов», «Звезда в ответе» и др.): «статУя» (Дэнс Дисюк, ведущий, телепрограмма «Proновости», телеканал «МУЗ-ТВ»).

РЯ – система, которая подвергается постоянным изменениям. Изменчивость ОН способствует коммуникаторов регулярно изучать современные тенденции языка.


 

Список использованной литературы

1.            Горбачевич, К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке : 12000 слов / К. С. Горбачевич. – СПб. : Норинт, 2000. – 303 с.

2.            Косаренко, О. Т.,  Косаренко, С. В.   Орфоэпические нормы в аспекте культуры речи / О.Т. Косаренко, С.В. Косаренко // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России, 2015. – выпуск 2(15). – С. 76-80 – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/orfoepicheskie-normy-v-aspekte-kultury-rechi

3.            Лютикова, В. Д. Русский язык: нормы произношения и ударения / В. Д. Лютикова. –  М. : ФЛИНТА : Наука, 2017. – 104 с.

4.            Малышева, Е. Г. Орфоэпические нормы современного русского языка / Е. Г. Малышева, – Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2019. – 108 с.

5.            Полетаев, П.А. О лит. нормах в русск. поэзии. Вариат. ударен. / П. А. Полетаев // Стихи.ру [сайт], 2017. – URL: https://stihi.ru/2017/06/18/7010

6.            Резниченко, И. Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение : 25000 слов / И. Л. Резниченко. – М. : Астрель, 2005. – 1182 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснокаменская средняя школа» муниципального образования городской округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснокаменская средняя школа» муниципального образования городской округ

Содержание Введение Раздел

Содержание Введение Раздел

Введение Правильное нормированное произношение – один из важных показателей общего культурного уровня человека

Введение Правильное нормированное произношение – один из важных показателей общего культурного уровня человека

Раздел I Орфоэпическая (акцентологическая) норма и её основные признаки

Раздел I Орфоэпическая (акцентологическая) норма и её основные признаки

Таким образом, процесс развития

Таким образом, процесс развития

Раздел II Акцентная характеристика слова 2

Раздел II Акцентная характеристика слова 2

Орган – обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в пределах живого организма; оргАн – клавишно-духовой музыкальный инструмент

Орган – обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в пределах живого организма; оргАн – клавишно-духовой музыкальный инструмент

Особенности современной орфоэпии

Особенности современной орфоэпии

Епсия (лит.) – эпилепсИя (у медиков), кОмпас (лит

Епсия (лит.) – эпилепсИя (у медиков), кОмпас (лит

Заключение Процесс развития РЯ влечет существенные изменения его норм, особенно уязвимы в процессе эволюции языка орфоэпические нормы – появляется сосуществование вариантов произношения (« одноврЕменно »…

Заключение Процесс развития РЯ влечет существенные изменения его норм, особенно уязвимы в процессе эволюции языка орфоэпические нормы – появляется сосуществование вариантов произношения (« одноврЕменно »…

Современные ОН транслируется посредством

Современные ОН транслируется посредством

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2022