Индивидуальный проект по литературе: "Математика и литература - два крыла одной культуры"
Оценка 5

Индивидуальный проект по литературе: "Математика и литература - два крыла одной культуры"

Оценка 5
pdf
15.04.2024
Индивидуальный проект по литературе: "Математика и литература - два крыла одной культуры"
2-крыла (1).pdf

Муниципальное бюджетное учреждение

Павловская средняя образовательная школа №3

Павловского муниципального района

Индивидуальный проект

«Математика и литература – два крыла одной культуры»

Обучающийся:Третьякова Мария

Ученица 10 «Б» класса

Руководитель : Павлова Елена Ивановна

Учитель русского языка и литературы

г.Павловск

2024

Содержание :

1.                  Введение…………………………………………………………….……..3

2.                  Основная часть………………………………………………………..….5

2.1.1.   Анкетирование...........................................................................................5

2.1.2.   Математические задачи в литературных произведениях.......................6

2.1.3.   Лев Николаевич толстой «Арифметика»..................................................7

2.1.4.   Герои Жуля Верна и математика...............................................................8

2.1.5.    Григорий Остер «Задачник по математике»............................................9

2.1.6.   Цифровая поэзия.........................................................................................10

2.1.7.    Симметрия в литературе............................................................................12

2.1.8.    Русские поэты о математике......................................................................14

2.1.9.   Литературно-математическая викторина.................................................15

2.1.10. Отчёт о проведении викторины................................................................15

2.1.11. Заключение..................................................................................................16

2.1.12. Библеотурный список литературы............................................................17

1. Введение

Это ложь, что в науке поэзии нет.

В отраженьях великого мира

Сотни красок со звуков уловит поэт И повторит волшебная лира.

За чертогами формул, забыв о весне,

В мире чисел бродя, как лунатик,

Вдруг гармонию выводов дарит струне, К звучной скрипке, прильнув, математик.

Настоящий учёный, он тоже поэт,

Вечно жаждущий знать и предвидеть.

Кто сказал, что в науке поэзии нет? Нужно только понять и увидеть.

Эти строки были написаны Владимиром Наумовичем Михановским, советским поэтом, писателем, прозаиком, драматургом и переводчиком, ещё в шестидесятые годы прошлого века. К слову сказать, в 1954 году он окончил физикоматематический факультет Харьковского университета имени М. Горького, а в 1969 – Высшие литературные курсы.

Преподавал математику и физику в Харьковском университете. Член Союза писателей СССР с 1963 года. В настоящее время состоит в Союзе писателей Москвы. «Как это может быть?» спросите Вы. Да, такое бывает: в одном человеке совмещается тяга к холодным математическим расчётам и полёт поэтической мысли при виде сложнейших вычислений.

Часто можно услышать такую фразу: «Ой, да что эта математика! Сухая наука.

Выучил формулу – и решай задачи! Не то, что литература. Вот где красота и гармония». Да, так говорят многие. Но они забывают о том, что именно математика подарила нам такие слова как гармония, симметрия, пропорция.

Математика известна с древних времен. Если вспомнить такие великие государства прошлого, как Древний Рим, Древняя Греция, Османская империя в Турции, то можно заметить, что все архитектурные и художественные шедевры создавались с использованием математики. Знания математики требовались не только при строительстве, но и при создании литературно-художественных произведений.

Я очень люблю читать! Но свою любовь к художественной литературе я делю и с математикой, этой увлекательной и захватывающей наукой, требующей точности и конкретизации! Но я никогда бы не подумала, что такие две противоречивые «дамы» могут иметь точки соприкосновения. И каково же было моё удивление, когда, читая литературное произведение, я в очередной раз наткнулась на математическую задачу! Тогда и родилась идея – проанализировать прочитанные литературные произведения, но уже глазами математика, попробовав решить предложенные автором задачи. И когда я занялся этим вопросом, я понял, насколько дружно могут сосуществовать эти науки.

Именно посредством изучения математики и литературы мы познаем окружающий мир: литература направлена на раскрытие духовной сферы человеческой жизни, математика же предполагает понимание материальной стороны деятельности людей.


Актуальность

Многие гуманитарные науки связаны между собой: литература и история, литература и музыка, литература и живопись, литература и математика также могут сосуществовать друг с другом. Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни.

Омар Хайям – математик и астроном, был одновременно не менее талантливым поэтом и философом. Широко распространено мнение, что А. С. Пушкин был не совсем в ладах с математикой, тем не менее, он говорил: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»1. Все это красноречиво указывает на связь между литературой и математикой. Объективным доказательством этой связи также может служить использование многими авторами математических задач при написании своих произведений. Математические задачи ставят перед читателями авторы некоторых романов, повестей, рассказов, как правило, между делом зачастую сами не обращая на это внимания. А сами авторы нередко рассматривают математическую задачу как деталь, фон, эпизод своего повествования. Поиску и решению таких задач и посвящена работа. Математика и литература занимают значительное место в жизни общества, а это значит, вызывают к себе огромный интерес.


Математикой занимались и занимаются люди разных профессий. А если вернуться во времена А.С.Пушкина… В наши дни литературные журналы не помещают научных, а тем более математических, статей на своих страницах, но в XIX веке это было обычным явлением. В это невозможно поверить, но в те времена среди писателей существовала своего рода мода на математику: А.С.Грибоедов в 1826 г. просил прислать ему учебник по дифференциальному исчислению, а Гоголь в 1827 г. не только выписывал «Ручную математическую энциклопедию» Перевозчиков, но даже изучал её. В библиотеке А.С.Пушкина имелись два сочинения по теории вероятностей, одно из которых представляет собой знаменитый труд великого французского математика и механика Лапласа «Опыт философии теории вероятностей», вышедшей в Париже в 1825 г. Такое внимание к теории вероятностей связано, по-видимому, с тем глубоким интересом, который проявлял Пушкин к проблеме соотношений необходимости и случайности в историческом процессе.

Удивительное сравнение можно сделать, основываясь на математических понятиях. Например, Л.Н. Толстой сделал такое сравнение: «Человек – есть дробь. Числитель – это, сравнительно с другими, достоинства человека, знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя - своё мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизить к совершенству»2. И сразу начинаешь задумываться над значением своей личной дроби…

Я с каким-то особым удовольствием решала задачи, которые встречались при чтении того или иного произведения. Вспоминая милые сердцу рассказы Носова, понимаешь, что предлагаемые автором задачи можешь встретить на страницах учебника математики, но почему-то литературная задача кажется тебе не такой трудной и ты без особых усилий над собой, спокойно решаешь эту задачу.

Гипотеза – желание разрушить стереотип несовместимости этих наук и показать наличие между ними тесного взаимодействия. Стоит лишь увидеть за словом число, за литературным сюжетом – число, формулу и убедиться, что литература существует не только для литераторов, а математика – не только для математиков.

Цель работы :

Доказать связь математики и литературы

Задачи:

         установить связь между математикой и литературой

         поиск математических задач в литературных произведениях;

         доказать присутствие математики в литературе

         развитие интереса одноклассников к литературе и математике;

         оценка проделанной работы и формулировка вывода. Объект исследования: литературные произведения Предмет исследования:

решение задач, встречающихся в художественных произведениях. Методы исследования :

         изучение,

         опрос,

         анализ,

Продукт проекта :

Презентация

Публикация в электронных СМИ

2.Основная часть

2.1.1 Анкетирование

Своё исследование мы начали с опроса сверстников. Для анкетирования были взяты следующие вопросы:

1.                       Обращали ли вы внимание на то, что в художественных произведениях встречаются математические задачи?

2.                       Пытались ли их решить?

3.                       Для чего, на ваш взгляд, автор использует эти задания в своих произведениях?

Было опрошено 25 человек. Из них 17 на первый вопрос ответили положительно и 8 – отрицательно. Это 80% и 20% соответственно. Пытались решить литературные задачки почти половина: 10 человек (45%) и чуть больше 55% (15) даже не пытались. Третий вопрос дал разнообразные ответы: по 1 человеку считают, что авторы используют задачки, чтобы развить смекалку или для разнообразия (по 2%), ещё по 2 уверены, что писатели стремятся развить у читателя мышление или чтобы просто читатель задумался (по 5%). К сожалению, 3 человека не дали ответ на этот вопрос (8%) и столько же – для развития фантазии ребят (8%). 5 опрошенных (12%) подумали, что от задач из книжек развивается ум и логика, 6 (15%) – происходит общее наше развитие, а большинство, 15 человек (35%) сошлись во мнении, что рассказ от таких задачек становится только интереснее.

2.1.2. Математические задачи в литературных произведениях

Умелое использование математических задач делает художественное произведение более интересным. Кажется, что эти истории могли произойти и с тобой.

В некоторых художественных произведениях встречаются математические вычисления, на которые мы, как правило, не обращаем внимания, так как они для читателя не имеют сути. И сами авторы часто рассматривают математическую задачу как деталь, фон, эпизод своего повествования. Но были писатели, которые серьёзно интересовались математикой и придумали немало задач, которые настолько интересны, что так и хочется попытаться их решить. В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи.Писатели и поэты, занимаясь высшими вопросами о сущности бытия, не привыкли подвергать свои творческие вымыслы математической строгости выводов. Математика же даёт способы решения задач, не признавая предположения и фантазии.Если читатель – любитель математики, от него такая задача не ускользнёт! Он не упустит случая разобраться, что это там предложил автор: разрешима задача или нет, сколько решений, можно ли обобщить. Иногда автор бывает столь любезен, что вместе с условием задачи приводит и решение. Но это явление редкое. Чаще дается лишь условие.

Говоря о математических задачах, нельзя не сказать об их авторах. Хотелось бы ещё остановиться на кратком содержании тех произведений, которые мы взяли для анализа.

2.1.3. «Арифметика» Льва Толстого

В 1848 году Л.Н. Толстой начал свою педагогическую деятельность в Ясной Поляне «только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретовых, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе». Проанализировав преподавание математики в школах, великий мастер слова подверг острой критике официально признанную методику преподавания начал математики. Им был написан учебник «Арифметика» в двух частях с указаниями для учителя. «Арифметика» Толстого резко отличалась по своему содержанию не только от учебников арифметики своего времени, но и от учебников арифметики последующих десятилетий. Удивительное сравнение можно сделать, основываясь на математических понятиях. Например, Л.Н. Толстой сделал такое сравнение: «Человек – есть дробь. Числитель – это, сравнительно с другими, достоинства человека, знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя - своё мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизить к совершенству»3. И сразу начинаешь задумываться над значением своей личной дроби…


В своём уезде он занялся школьным делом. Предметом особого увлечения Л.Н.Толстого были занимательные задачи или задачи с неожиданными, нестандартными решениями и результатами. Писатель с интересом собирал такие задачи, знал их очень много и всегда с удовольствием предлагал их членам семьи, знакомым, гостям. Как известно, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой организовал в своем имении.Ясная Поляна школу для крестьянских детей и сам преподавал в ней. Для учащихся он написал и издал «Азбуку», в которой есть раздел «Арифметика», откуда и взята эта задача.

1)«Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца; вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру ещё остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели?»

Решение: Пусть x – число косцов в артели, а y – размер участка, скашиваемого одним косцом в один день. Площадь большого луга: xy/2+xy/4 = 3xy/4.

Площадь малого луга: y +x y/4 = (xy+4y)/4. Но первый луг больше второго в 2 раза, значит:

3xy/4:

(xy+4y)/4 = 2 или 3xy/(xy+4y)= 2.

3x/(x+4) = 2

3x = 2x+8 x = 8

Ответ: было 8 косцов

2)Муж и жена брали деньги из 1 сундука, и ничего не осталось. Муж взял 7/10 , а жена 690 рублей. Сколько было всех денег? Решение.

1)  10 - 7 = 3(ч) – жена.

2)  690 : 7 · 10 = 2300 (д)

Ответ : 200 денег было в сундуке

2.1.4. Герои Жуля Верна

Многие люди считают, что Жюль Верн писатель для детей или подростков, да, возможно, это и так, но иногда хочется погрузиться в мир удивительных приключений, отправиться в путешествие с капитаном Немо или на поиски капитана Гранта. Мне кажется, такие произведения читаются достаточно легко и не перегружают ( а даже расслабляют ) мозг.Но в его произведениях есть множество загадок и к тому же математических.Если внимательно вчитаться можно найти куча вопросов на которые ответить вполне возможно.Во всех своих произведениях Ж. Верн пытается предвидеть технические перспективы развития человечества в наземных, подземных, подводных, воздушных, космических, военных областях, основываясь на реальных возможностях науки и техники. В романе Жуля Верна «Таинственный остров»

Был описан один из способов измерения высоких предметов

Герои измеряли высоту скалы

Расстояние от колышка до шеста так относится к расстоянию от колышка до основания стены как высота шеста к высоте стены .

”Если мы измеряем 2 первых расстояния ,то зная высоту шеста ,сможем вычислить четвёртый ,неизвестный член пропорции , т.е высоту стены”

Оба горизонтальных расстояния были измерены

Меньшее - равнялось 15 футам

Большее - 500 футам

По окончанию измерений инженер оставил следующую запись

15 : 500 = 10 x; 500*10 = 5000; 5000 : 15 = 333,3

Значит, высота гранитной стены равнялись 333 футам

2.1.5. Григорий Остер «Задачник по математике»

Григорий Бенционович Остер — один из классиков современной детской литературы. На его книгах уже выросло несколько поколений, поэтому, когда дети цитируют родителям «Вредные советы", взрослые им легко отвечают другим стихотворным осетровским советом. В этой книге Григорий Бенционович постарался заинтересовать детей математикой, приготовив для них очень весёлые задачи. Поэтому сначала, прежде чем начать считать, придётся отсмеяться, Но этот смех полезен - он снимает страх и неуверенность в своих силах перед цифрами и математическими уравнениями.Это настоящие задачи, предназначенные для учеников первых, вторых, третьих и четвёртых классов, но сюжеты задач выбраны из жизни детей, ералашей. Читая задачу, ребёнок сначала воспринимает материал, как что-то очень потешное, а потом с большим желанием начинает решать проблему персонажа, а заодно и задачу по материалу школы. Не одно поколение деток читало эти смешные задачки. Автор в шуточной форме придумал множество интересных весёлых примеров, которые детки с удовольствием решают. Тут тебе и забава, и развитие. Вот пару задач из его сборника :

1)                Два числа 5 и 3 пришли однажды в такое место, где валялось много разных разностей, и стали искать свою. Найди разность этих чисел. Ответ : 3

2)                Толя поспорил с Колей, что съест 5 баночек гуталина, а съел только 3. Сколько баночек гуталина не смог осилить Толя? Ответ : 2

3)                Воспитывая своего сына двоечника, папа изнашивает в год 2 брючных ремня.

Сколько ремней износил папа за все одиннадцать лет учёбы, если известно, что в пятом классе его сын дважды оставался на второй год?

Ответ :26

4)                Слону принесли 9 вёдер воды, по 6 литров в каждом. 27 литров слон выпил сам, остальную воду слон израсходовал на поливку из хобота директора зоопарка.

Сколько вёдер воды израсходовал слон на поливку директора зоопарка?

1)  9 · 6 = 54 (л) – воды принесли слону всего

2)  54 - 27 = 27 (л)

Ответ : 27 л воды израсходовал слон на поливку директора зоопарка

Григорий Бенционович Остер — писатель, сценарист и телеведущий.

Первая книга Григория была написана ещё в школе,когда ему было 16 лет

Предназначались эти стихи взрослым читателям и были изданы во время службы Остера в армии.Сборник при публикации подвергся серьёзным изменениям, что огорчило писателя.о многом это повлияло на то, что Гигорий начал писать и для детей.

Вот парочку знаменитые произведения :

«Сказка с подробностями»

«Папамамалогия »

«Бабушка удава»

Так же он написал сценарий к знаменитым мультфильмам: «38 попугаев»,

«Попался, который кусался!»,

«Котёнок по имени Гав»,

«Обезьянки младшего возраста»

2.1.7 Цифровая поэзия

ТворческийКогда точно появился этот вид поэзии сказать трудно. Одни утверждают, что цифровые стихи появились благодаря креативу программистов, которые стремятся все оцифровать. Другие утверждают, что мода на стихи в числах пришла к нам с Запада в 90е годы 20 века. Третьи говорят, что баловались написанием весёлых цифровых стихов ещё в школе задолго до всеобщей компьютеризации.

В цифровой поэзии используют только числительные. А для экономии места так числами и записывают. Однако по форме это настоящие стихи. В цифровых стихотворениях сеть и рифма, и ритм, и размер. Единственное, что в них отсутствует — это смысл.

Но в цифровой поэзии смысл далеко не главная составляющая, поэтому без него можно вполне обойтись. По своей информативности, эмоциональной насыщенности, динамике и образности цифровые стихи ближе к музыке — ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Кроме того, цифровые стихи развивают воображение, поскольку в них нет готовых, созданных поэтом, образов. Читателю даётся полная свобода мысли.

При этом цифровые стихи нисколько не примитивнее традиционных стихотворений. Стихи в числах разделяют на жанры, определяют размер и прочее. Бывают весёлые цифровые стихи, грустные цифровые стихи, стихи классиков в числах и так далее. Предлагаем вам, уважаемые игроки, послушать «стихи».

1)14 126 14 132 17 43...

16 42 511 704 83

170! 16 39

514 700 142

612 349

17 114 02

Ответ : Есенин «Письмо к женщине»

Вы помните, Вы всё, конечно, помните,

Как я стоял, Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое В лицо бросали мне.

Любимая! Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском Я был как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком.

2)2 46 38 1

116 14 20 15 14 21

14 0 17...

2 46 38 1

116 14 20

15 14 21

14 0 17

Ответ : В.Маяковский

 

(Стихи о Советском паспорте)

Я волком бы выгрыз бюрократизм.

К мандатам почтения нету. К любым чертям с матерями катись любая бумажка. Но эту... Я достаю из широких штанин Дубликат бесценного груза. Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза.

3)15 20 28

16 30 29

123 120 8

110 249

5 28 10 20

124 136

105 108 3 17 511 2106 ?

Ответ : В.Маяковский Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочёл я зовы новых губ. А вы

ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

С помощью цифр можно не только представлять какое-то произведение ,но и создавать своё, например считалочки :

2 12 46

48 3 06

33 1 102

8 30 30

Весёлые стихи :

2 15 42 42 15 37 08 5

20 20 20 !

Даже не сложно составить самому :

3 4 2 1

46 17

300 10 90

57 16

Таким образом мы наблюдаем за тем , что сувои эмоции или создать шедевр можно не только через слова

2.1.8.Симметрия в литературе

Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества.Симметрия – один из законов,обеспечивающих гармонию Вселенной.

Симметрия - (греч. соразмерность, правильность, согласованность) в широком смысле — соответствие, неизменность, проявляемые при каких-либо изменениях, уравновешенное, гармоничное соотношение пропорций. Это закономерная повторяемость равных частей, слагающихся в фигуру. Симметрия в нашем представлении тесно связана с понятием красоты.

Симметрия имеет 2 вида :

1)пропорция, баланс – способ согласия многих частей для объединения их в целое; 2)равновесие

Выделяют три основные вида симметрии:

Симметрия относительно точки (центральная симметрия).

Симметрия относительно прямой (осевая симметрия).

Симметрия относительно плоскости, которую также называют   плоскостной или зеркальной

Литературная симметрия – восприятие внутреннего содержания произведения, это взаимосвязанные внешние различия и внутренние противоречия характеров, образов. Противопоставление персонажей произведения (плохой – хороший), части одного общего (правое и левое) также относится к симметрии в литературе.

С симметрией мы встречаемся не только в литературе, но и в других областях нашей жизни: в архитектуре, в музыке, в науке, в технике, в отношениях между людьми, в живой природе. Мы в таких случаях не задумываемся, насколько она нужна и важна. И она противостоит хаосу, беспорядку.

Таким образом,симметрия – один из законов,обеспечивающих гармонию Вселенной. Понятие симметрии в математике очень похоже м понятием симметрии в литературе

Она показывается нам в стихотворных размерах Стихотворные размеры

1. Размеры стихотворения

Ямб – двусложный размер с ударением на втором и других чётных слогах.

Хорей – двусложный размер с ударением на первом и других нечётных слогах.

Анапест – трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге.

Амфибрахий - трёхсложная стопа с ударением на втором слоге.

Дактиль - трёхсложная стопа с ударением на первом слоге.

Проанализируем стихи Пушкина и установим стихотворный размер.

Примеры стихотворных размеров в творчестве Пушкина:

Ямб

МорОз и сОлнце; дЕнь чудЕсный.

ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный…

Хорей

ВЕтер, вЕтер, тЫ могУч,

ТЫ гонЯешь стАи тУч…

Амфибрахий

СижУ за решЁткой в темнИце сырОй.

ВскормлЁнный в невОле орЁл молодОй...

Дактиль КУбок янтАрный ПОлон давнО...

Соответственно в трехсложных размерах количество слогов должно делиться на 3. ( Мы изучали признак делимости на 3 : если сумма цифр числа делится на 3 , то и все число делится на 3 )

2. Способом рифмовки l Перекрёстная АБАБ l Парная АА.

l Кольцевая АББА Пример перекрёстной рифмы :

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой ?

Что кинул он в краю родном?

(М. Ю. Лермонтов) .

Примеры парной рифмовки :

Парная рифма - когда одинаковые созвучия имеют 1ая и 2ая; 3ья и 4ая строки. Наша Таня громко плачЕТ: Уронила в речку мячИК… Тише, Танечка, не плаЧЬ:

Не утонет в речке мяЧ.

Примеры кольцевой рифмовки :

Кольцевая рифма (она же опоясывающая) - это такой вид рифмовки, когда в четверостишии первая строчка (стих) рифмуется с четвёртой, а вторая - с третьей, схематически обычно записывается как "абба". Кольцевая рифма является основной в построении итальянской формы сонетов (можно ознакомиться с примерами, прочитав любой сонет Франческо Петрарки). Встречается такая рифмовка реже, чем смежная (аабб) или перекрёстная (абаб).

...И там я был, и мёд я пил У моря видел дуб зелёный

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил

(А.С.Пушкин « У лукоморья дуб зелёный»)

Примеры стихов, написанных разными способами рифмовки:

Перекрёстная АБАБ

Я вас любил, любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем,

Но пусть она вас больше не тревожит Я не хочу печалить вас ничем. Парная АА

Три девицы под окном Пряли поздно вечерком.

Кольцевая АББА

Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт;

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ и бледен

2.1.9.      Русские писатели о Математике

Александр Сергеевич Пушкин с детства не любил математику,по словам его няни

«арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами».

Лев Николаевич Толстой имел особое отношение к математике .Он считал что математика,

пронизывает все сферы жизнедеятельности и её познание необходимо для того ,чтобы лучше понимать устройство мира ,постигнуть литературное и художественное творчество В    основе         обучение        дошкольников          математической        науке  Л.Н.Толстой  заложил следующий принцип : развитие навыков мысленной деятельности ведёт к постижению сущности математической науки

Иван Тургенев увлекался математикой, но после болезни в 15-летнем возрасте, с ним произошло «духовное перерождение…математику с меня точно, что сдуло, я начал мечтать и пописывать стихи…прежде я не знал, что такое поэзия».

Николай Васильевич Гоголь был равнодушен к математике ,она его вовсе никак не привлекала ,когда в кругу его друзей начиналась тема о математике или о чем-то подобном он никак не принимал участие в осуждении данной темы. Гоголя больше привлекала биология и ботаника - он любил выращивать цветы.

Антон Павлович Чехов дважды оставался на второй год. В третьем классе – за неуспеваемость по географии и арифметике, а в пятом – по греческому языку. Удивительно, но будущий писатель никогда не получал по русской словесности больше четвёрки и развил свой блестящий талант сатирика лишь во время учёбы в медицинском университете. Его самые громкие слова о школе и учёбе это были «Умный любит учиться, а дурак – учить».

Влодимир Маяковский проявлял успехи в учёбе, особенно в рисовании. Один Кутаисский художник считал мальчика настолько талантливым, что давал ему уроки совершенно бесплатно. В семье Маяковского никто не сомневался в будущем Владимира, предсказывая его карьеру художника. В школьные годы он был спокойным, скромным мальчиком. В своей автобиографической книге «Я сам» Маяковский так писал о своих достижениях в образовании: «Иду первым. Весь в пятёрках»

2.1.11. Литературно математическая викторина

1.Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них - буква и нота. А каков третий ключ? (Цифра.)

2.Какие книги написал профессор математики, логик Чарльз Лютвидж Доджсон, он же Льюис Кэррол? («Алиса в стране Чудес», «В Зазеркалье».)

3.Какое число получило имя Шахерезады? (1001 - число Шахерезады, оно виднеется в заглавии бессмертных сказок «Тысяча и одна ночь».

4.Какая «литературная величина» произведения бывает и положительной, и отрицательной? Ответ:Герой, персонаж литературного произведения.

5.Кто из русских писателей составлял задачи по арифметике?

Ответ: Л.Н. Толстой, Григорий Остер

5.  Что изобрёл Льюис Кэрролл как математик?

Ответ: Способы проверки делимости чисел на 17 и 19. Приём запоминания ряда цифр бесконечной дроби 3,14..., благодаря которому он мог записать число p до 71 знака после запятой. Предвосхитил некоторые идеи математической логики.

6.  Какая русская мера длины дала название двум сборникам стихов Марины Цветаевой? Ответ : Верста. Сборники «Вёрсты I», «Вёрсты II», 1921-1922 гг.

7.Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них - буква и нота. А каков третий ключ?

Ответ : Цифра.

8.Какому русскому поэту принадлежат эти математические строки:

«Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»? Ответ :А.С. Пушкину.

9)Кого Джордж Гордон Байрон окрестил «принцессой параллелограммов»? Ответ : Свою жену ,которая была очень близка к математике,была своего рода «гением» особенно в геометрии

10)Верно ли, что А.С. Пушкин родился в MDCCXCIX, а умер в MDCCCXXXVII году?

Ответ : Да, годы его жизни в арабской записи - 1799-1837.

2.1.12. Отчёт о проведении игры «Математика в литературе»

И вот когда вся исследовательская работа была закончена, чтобы привлечь внимание одноклассников, я решила провести игру «Математика в литературе». Интересно было самой поучаствовать в создании сценария игры. Ребята так воодушевились,для многих литературные задачки были большой неожиданностью: одноклассники даже не подозревали, что их на самом деле можно решать… Вслед за авторами мы пытались придумывать и свои задачи. Всем было очень интересно и весело,все старались активно отвечать.В конце игры я видела как им понравилось в ней участвовать

2.1.13. Заключение

Все вышесказанное в исследовательской работе, позволяет сделать следующие выводы раскрыты факты счастливого соединения художественного и математического таланта, наблюдаемого у некоторых людей. Читая художественные произведения, встречаем в них элементы математики. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир. Обзор литературы показал, что знания по математике нужны не только математикам, но и писателям и поэтам. И, таким образом, мы установили непосредственную связь между поэзией и математикой.

А значит цель моей работы достигнута!

Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение науке многие математики представляют себе неотрывным от служения литературе. Поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. А это должен и математик. В художественных произведениях можно заметить «руку математика». На страницах книг содержится много загадок, а иногда автор даёт и отгадку. Авторы, используя в своих произведениях математические данные, не просто дают готовые знания и выдают математические секреты, а предлагают читателю подумать и дают «пищу» для размышления. А разве книга не должна давать читателю пищу для ума? Математика неисчерпаема и многогранна, одного покоряет ее логическая стройность, другого – абстрактный метод, третий ценит в ней величайшую полезность. Единство особенности математики – это так же ее особенность, которая составляет ее красоту.

В исследовательской работе раскрыты факты удачного соединения художественного и математического таланта, наблюдаемого у некоторых людей. Читая художественные произведения, я встречал в них элементы математики.

Я надеюсь, что моей работой захотят воспользоваться ученики, учителя математики и литературы. И уверен, что подобные исследования развивают и поддерживают интерес учащихся к таким разным предметам, как математика и литература.

В дальнейшем хочется расширить поиск литературных задач. Возможно, увеличится и количество способов их решения. Думаю, учителям математики с удовольствием воспользуются моими наработками.

2.1.14 . Библиографический список литературы :

1.          http://allforchildren.ru/humour/oster4.php

2.          https://sites.google.com/site/matematikailiteratura/kozagalanterea/arifmetika-lva-tolstogo

3.          https://deti-online.com/skazki/rasskazy-nosova/vitya-maleev-v-shkole-i-doma/

4.          http://lukoshko.net/nosov/nosz9.shtml

5.          http://rubook.org/book.php?book=78611

6.          https://deti-online.com/skazki/sbornik-skazok/konek-gorbunok/

7.          https://rustih.ru/nikolaj-nekrasov-dedushka-mazaj-i-zajcy/

8.          http://e-libra.su/read/226322-.html

9.          http://parafraz.space/eto-lozh-chto-v-nauke-poezii-net/

10.      http://www.verav.ru/common/message.php?table=message&num=2367

11.      http://www.inpearls.ru/383676

12.      http://az.lib.ru/p/pushkin_a_s/text_0040.shtml#03

13.      http://az.lib.ru/p/pushkin_a_s/text_0040.shtml#03

14.      Сборники литературы (из местной библиотеки)

Муниципальное бюджетное учреждение

Муниципальное бюджетное учреждение

Содержание : 1.

Содержание : 1.

Введение Это ложь, что в науке поэзии нет

Введение Это ложь, что в науке поэзии нет

Актуальность Многие гуманитарные науки связаны между собой: литература и история, литература и музыка, литература и живопись, литература и математика также могут сосуществовать друг с другом

Актуальность Многие гуманитарные науки связаны между собой: литература и история, литература и музыка, литература и живопись, литература и математика также могут сосуществовать друг с другом

Доказать связь математики и литературы

Доказать связь математики и литературы

В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи

В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи

Арифметика» Льва Толстого В 1848 году

Арифметика» Льва Толстого В 1848 году

Но в его произведениях есть множество загадок и к тому же математических

Но в его произведениях есть множество загадок и к тому же математических

Сколько вёдер воды израсходовал слон на поливку директора зоопарка? 1) 9 · 6 = 54 (л) – воды принесли слону всего 2) 54 - 27…

Сколько вёдер воды израсходовал слон на поливку директора зоопарка? 1) 9 · 6 = 54 (л) – воды принесли слону всего 2) 54 - 27…

Вы помните, Вы всё, конечно, помните,

Вы помните, Вы всё, конечно, помните,

Весёлые стихи : 2 15 42 42 15 37 08 5 20 20 20 !

Весёлые стихи : 2 15 42 42 15 37 08 5 20 20 20 !

Она показывается нам в стихотворных размерах

Она показывается нам в стихотворных размерах

Кольцевая рифма (она же опоясывающая) - это такой вид рифмовки, когда в четверостишии первая строчка (стих) рифмуется с четвёртой, а вторая - с третьей, схематически…

Кольцевая рифма (она же опоясывающая) - это такой вид рифмовки, когда в четверостишии первая строчка (стих) рифмуется с четвёртой, а вторая - с третьей, схематически…

Антон Павлович Чехов дважды оставался на второй год

Антон Павлович Чехов дважды оставался на второй год

Отчёт о проведении игры «Математика в литературе»

Отчёт о проведении игры «Математика в литературе»

Сборники литературы (из местной библиотеки)

Сборники литературы (из местной библиотеки)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2024