Индивидуальный проект по литературе на тему: "Измерительные парадоксы в русской классике"
Оценка 5

Индивидуальный проект по литературе на тему: "Измерительные парадоксы в русской классике"

Оценка 5
docx
16.04.2024
Индивидуальный проект по литературе на тему: "Измерительные парадоксы в русской классике"
индивидуальный проект.docx

                                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                         Павловская средняя общеобразовательная школа № 3

                                                        Павловского муниципального района

 

 

 

 

 

 

 

                             Индивидуальный проект

                                            по теме

      «Измерительные парадоксы в русской классике»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                               Работу выполнила:

                                                                                                               Корниенко Валерия Максимовна

                                                                                                               Ученица 10 «Б» класса

                                                                                                               Руководитель:

                                                                                                               Павлова Елена Ивановна

 

                                                                         

 

 


                                                                       г. Павловск, 2024                                          

ОГЛАВЛЕНИЕ

        ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3- 4               ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ....................................5

                  1.1. Понятие парадокса.....................................................................................5

                  1.2. Из истории русской системы мер ............................................................5

                  1.3. Основные старинные русские меры длины и веса (массы)...................6

        ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ХОДА ВЫПОЛНЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ...9

                   2.1. Ход выполнения работы. .........................................................................9

                   2.2. Результаты анкетирования .......................................................................9  

           2.3. Анализ примеров из произведений русской классики........................ 10        ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................ 15 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ.................................................... 16

ПРИЛОЖЕНИЕ. Наглядное изображение старинных русских мер длины.........17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           ВВЕДЕНИЕ
            Нельзя представить себе жизнь человека без каких-либо, хотя бы самых простых измерений. Недаром русская пословица гласит: «Без меры и лаптя не сплетёшь».
С давних пор у разных народов для измерения использовались мелкие единицы длины «естественного» происхождения. Первыми эталонами служили отдельные части человеческого тела. Как и при счёте, использовались те «измерительные инструменты», которые всегда были при себе, рука и её части.

            С течением времени единицы измерения изменились, но старинные названия мер встречаются в классической литературе, и без их знания порой трудно полно и правильно понять текст. Всегда ли старинные меры в произведениях русской классической литературы соответствуют действительности? Встречаются ли в описаниях измерительные парадоксы?
             Актуальность работы: изучая парадоксы мы начинаем лучше представлять, как жили и думали наши предки, тем самым улучшаем свое мышление.

            Цель работы: выяснить, насколько старинные русские меры длины и веса соотносятся с единицами современной метрической системы мер в известных произведениях русской классики и какие функции выполняют. 

Объект исследования: старинные русские меры длины и веса; предмет исследования: их функции в известных произведениях русской классики.


             Задачи исследования:
             1) изучить и отобрать необходимую теоретическую информацию о старинной русской системе мер;
             2) провести анкетирование пятиклассников для выяснения представлений о вершке как старинной мере длины и проанализировать полученные результаты;
             3) найти в известных произведениях русской классики примеры использования старинных русских мер длины и веса;

              4) проанализировать найденные примеры и сделать вывод, опровергнув или подтвердив гипотезу.

             Нами была выдвинута следующая гипотеза: в своих произведениях русские писатели-классики использовали измерительные парадоксы, но с определённой целью.

             В работе применяются теоретические и эмпирические методы исследования. Среди теоретических методов главными являются анализ, синтез, систематизация и обобщение; из эмпирических методов используется анкетирование и проработка (анализ) примеров из художественных произведений. Работа будет интересна любому человеку, так как в наше время старинные русские меры длины и веса не имеют практического применения, но бытуют в составе распространённых фразеологизмов, пословиц и поговорок, а также полезна ученикам и учителям при чтении и изучении произведений русской классической литературы и исторических документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

            1.1. Понятие парадокса

Парадокс – 1. Странное, расходящееся с общепринятым мнением высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. Говорить парадоксами. 2. Явление, кажущееся невероятным и неожиданным.

Парадокс как художественный приём используется достаточно часто в разных видах искусства. В силу своей необычности парадоксальные высказывания, названия, содержания произведений неизменно привлекают к себе внимание. Это широко применяется в разговорном жанре, в театральном и цирковом искусствах. Хороший оратор обязательно использует этот приём в своих выступлениях для поддержания живого интереса слушателей. Комизм большинства анекдотов заключается в описании необычной, оригинальной ситуации.

Примером литературного парадокса могут служить «Вредные советы» Григория Остера

Никогда вопросов глупых,
Сам себе не задавай,
А не то ещё глупее,
Ты найдёшь на них ответ,
Если глупые вопросы,
Появились в голове,
Задавай их сразу взрослым,
Пусть у них трещат мозги.

           1.2. Из истории русской системы мер

           Система мер, традиционно применявшаяся на Руси и в Российской империи, была стандартизирована на основе английских мер императорским указом 1835 года; дополнительно были введены дюйм, линия, точка, фут. Позже на смену традиционной русской системе из Европы пришла метрическая система' мер, которая была допущена к применению
России (в необязательном порядке) по закону от 4 июня 1899 года. Применение метрической системы мер в РСФСР стало обязательным по декрету СНК РСФСР от 14 сентября 1918 года, а в СССР - постановлением СНК СССР от 21 июля 1925 года.

Несмотря на отсутствие практического применения, названия старинных русских мер продолжают использоваться во фразеологизмах, пословицах и поговорках, а также исторических исследованиях.

            1.3. Основные старинные русские меры длины и веса (массы)
            С древности мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он
протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.

            Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные
меры: аршин, версту, вершок, локоть, пядь, сажень . Аршин происходит от персидского слова «арш» - «локоть»; измеряется от среднего пальца и до плеча. Возможно,  первоначально слово «аршин» обозначало длину человеческого шага (порядка 70 см при ходьбе по равнине в среднем темпе).

Аршин делился на 16 вершков.  Когда говорили о росте человека, то указывали лишь, на сколько вершков он превышает 2 аршина. Поэтому слова «человек 12 вершков роста» означали, что его рост равен 2 аршинам и 12 вершкам, то есть 196 см.

Верста происходит от глагола «вертеть», так как сперва этим словом называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. До царя Алексея Михайловича в одной версте считали 1000 саженей, при Петре 1 одна верста равнялась 500 саженям. Верстой также назывался верстовой столб на дороге.

Вершок происходит от слова «верх», то есть росток, стебелёк, пробившийся из земли; вершок равнялся длине основной фаланги указательного пальца.

Локоть равнялся длине руки от пальцев до локтя по прямой. Локоть применяли в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину изготовленной в домашних условиях шерстяной пряжи или пеньковой верёвки (такую продукцию наматывали на локоть), а также в торговле холстом, сукном, полотном. Как мера длины, локоть известен уже в XI веке. С XVI века постепенно вытесняется аршином и в XIX веке почти не употребляется.

Пядь происходит от древнерусского слова «пясть» - «кисть руки»; это расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев.

Сажень происходит от глагола «сягать» (досягать) - на сколько можно дотянуться рукой. Эта старинная мера длины упоминается Нестором в 1017 г. В определении значения древнерусской сажени большую роль сыграла находка камня, на котором славянскими буквами была высечена надпись: «В лето 6576 (1068) индикта 6 дня, Глеб князь мерил... 10000 и 4000 сажен».

Сажень косая - это расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой руки по диагонали.

        Таблица 1

                                           Старинные русские меры длины

Единица

Отношение к

   меньшей

Длина в см

Длина в

метрах

Использование во фразеологизмах, пословицах и поговорках

Вершок

-

    4,45

-

От горшка два вершка.

Пядь

4 вершка

17,78

-

Ни пяди земли (не уступить).

Локоть

2 пяди +

2 вершка

45

-

Нос с локоть, а ума с ноготь.

Аршин

2 локтя, 4 пряди,

16 вершков

71,12

-

Мерить на свой аршин. Ты от дела на вершок, а оно от тебя на аршин.

Сажень

(«казенная»)

3 аршина,

12 пядей,

48 верков

213,36

2,13

Полено к полену – сажень.

Сажень косая

-

248,5

2,485

Косая сажень в плечах.

Верста (путевая, «пятисотная», «пятисотка»)

500 саженей

-

1066,8

Семь верст не околица. Бешеной собаке сень верст не крюк.

 

             Таблица 2

         Старинные русские меры веса (массы)

Единица

Отношение

к меньшей

Вес в

граммах

Вес в кг

Использование во фразеологизмах, пословицах и поговорках

Золотник

-

4,27

      -

Мал золотник, да дорог.

Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами.

Восьмушка

(осьмушка)

   1/8 фунта

 50

      -

-

Фунт

96 золотников

409,5

       -

Узнавать, почем фунт лиха.

Это тебе не фунт изюму съесть.

Пуд

 40 фунтов

     -

 16,38

Съесть пуд соли. Сто пудов.

 

 

Выводы по главе 1:


           1) в старину сложилась система мер, которую можно соотнести с современной метрической;

2) названия старинных русских единиц измерения сохранились во фразеологизмах, пословицах и поговорках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ХОДА ВЫПОЛНЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ

            2.1. Ход выполнения работы

            Сначала, для выяснения представлений о вершке как старинной мере длины, было проведено анкетирование учеников 6-х классов МБОУ Павловской СОШ №3. Затем, для выяснения соотношения старинных русских мер длины и веса с единицами современной метрической системы мер и их функций в известных произведениях русской классики, были подобраны примеры (цитаты). Результаты систематизированы в виде таблиц и проанализированы. Анализ результатов позволил сформулировать выводы.
             2.2. Результаты анкетирования

            В анкетировании принял участие 31 респондент из числа учеников трёх 6-х классов МБОУ Павловской СОШ №3. Ученикам каждого класса было предложено ответить на один открытый вопрос, так как вопросы связаны друг с другом и могли служить подсказками для ответов.

             Таблица 3

          Вид анкеты и ее результаты.

В анкетировании участвовали учащиеся 6 «А» (19 чел.) и 6 «Г» (12 чел.) классов.                Респондентам были розданы анкеты данного вида:

           Вопросы анкеты

             Ответы учеников

1.Вспомнив известную поговорку со словом «вершок», напишите, что оно означает.

• листья репы или другого растения
• не знаю
• вершина
• плод
• старинная мера длины, которая сейчас не используется

2.Вспомните описание
Конька-горбунка из сказки П.П. Ершова и укажите рост заглавного героя с ушами и
без.

• рост с ушами (по кончикам ушей) - от 50 см до 5 м;
• средний показатель - 2,24 м;
• рост без ушей - от 30 см до 4 м;
• средний показатель

3.В чём «странность»
портрета
Конька- горбунка из сказки
П.П. Ершова?

• ничего странного нет
• очень длинные уши
• маленький рост, длинные уши и два горба

• очень маленький рост
• всё странное

 

Результаты анкетирования 6 «А» класса:

Верно ответившие на 1 вопрос: 7 из 19 - 36%.

Верно ответившие на 2 вопрос: 5 из 19 - 26%.

Верно ответившие на 3 вопрос: 14 из 19 – 74%.

 

Результаты анкетирования 6 «Г» класса:

Верно ответившие на 1 вопрос: 5 из 12 – 42%.

Верно ответившие на 2 вопрос: 4 из 12 – 33%.

Верно ответившие на 3 вопрос: 9 из 12 – 75%.

            Согласно результатам анкетирования, учащиеся 6-х классов без контекста плохо понимают значение слова «вершок», но по описанию с использованием этой старинной меры длины могут приблизительно представить себе героя.

            2.3. Анализ примеров из произведений русской классики
            Для анализа были подобраны примеры (цитаты) из произведений школьной программы по литературе. Значками «+» и «-» обозначено наличие парадокса (противоречия) в приведённых примерах на основе соответствия современной метрической системе мер.

                                                                                                                                              Таблица 4

Цитаты из произведения

Анализ

Наличие парадокса

1. Д.И. Фонвизин. «Недоросль» (1783)

Г-жа Простакова: «Ах, батюшка братец! Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин. Оба они приходят сюда из города. Вить от нас и город в трёх верстах, батюшка» (действие первое, явление VI).

3 версты = 3,2 км. Учителя Митрофанушки приходили к нему на уроки пешком, следовательно, проходили туда и обратно более 6 км.

 

-

 

2. А.С. Грибоедов. «Горе

от ума» (1820 – 1824)

 

Хлёстова – Софии (о Скалозубе): Ух! я точнёхонько избавилась от петли; Ведь полоумный твой отец: Дался ему трёх сажень удалец, – Знакомит, не спросясь, приятно ли нам? нет ли? (действие III, явление 12)

 

3 сажени = 6,39 м. Это явное преувеличение (гипербола). Анфиса Ниловна Хлёстова – свояченица Павла Афанасьевича Фамусова, то есть сестра его покойной жены. Хлёстовой – 65 лет. Вероятно, она невысока ростом, поэтому полковник Сергей Сергеевич Скалозуб кажется ей выше, чем есть на самом деле.

 

+

 

3. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» (1823 – 1831)

 

Зарецкий, некогда буян, Картёжной шайки атаман… Он, правда, в туз из пистолета В пяти саженях попадал… (глава шестая, строфы IV – V

 

5 саженей = 10,65 м.

 

-

 

4. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» (1831)

 

Царь Салтан, с женой простяся, На добра коня садяся, Ей наказывал себя Поберечь, его любя. Между тем, как он далёко Бьётся долго и жестоко, Наступает срок родин; Сына бог им дал в аршин…

1 аршин = 71,12 см. Это явное преувеличение (гипербола), как и то, что князь Гвидон рос «не по дням, а по часам» и уже через день «вышиб дно (бочки) и вышел вон». Согласно данным ВОЗ, средний рост мальчика при рождении – 49,9 см, а рост 55,6 см считается уже очень высоким

 

+

 

5. П.П. Ершов. «Конёк-горбунок» (1834)

По исходе же трёх дней Двух рожу тебе коней – Да таких, каких поныне Не бывало и в помине; Да ещё рожу конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами.

 

3 вершка = 13,35 см. Это явное преуменьшение с современной точки зрения (литота). Но в старину, говоря про рост людей и крупных животных (например, лошадей), обычно опускали слова «два аршина», которые по умолчанию прибавляли к произнесённому числу вершков. Таким образом, рост Конькагорбунка составлял 2 аршина и 3 вершка = 155,59 см. Поэтому его аршинные уши (71 см) уже не кажутся такими большими.

 

+ (для нас) - (для современников П.П. Ершова)

 

6. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (1833 – 1842)

 

«У крыльца стояли осёдланные кони. Бульба вскочил на своего Чёрта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжёл и толст» (глава I).

 

20 пудов = 327,6 кг. Это явное преувеличение (гипербола). Имея такой вес на самом деле, Тарас Бульба не смог бы даже подняться. Согласно исследованиям, «для лошади весом 500 кг предельно допустимый вес всадника с седлом равен 100 кг»

 

+

 

7. Н.В. Гоголь. «Мёртвые души» (1835 – 1842)

 

«Мавра ушла, а Плюшкин, севши в кресла и взявши в руку перо, долго ещё ворочал на все стороны четвёртку, придумывая: нельзя ли отделить от неё ещё осьмушку, но наконец убедился, что никак нельзя; всунул перо в чернильницу с какоюто заплесневшею жидкостью и множеством мух на дне и стал писать, выставляя буквы, похожие на музыкальные ноты, придерживая поминутно прыть руки, которая расскакивалась по всей бумаге, лепя скупо строка на строку и не без сожаления подумывая о том, что всё ещё останется много чистого пробела» (глава шестая)

 

Здесь имеется в виду не единица измерения, а «восьмая доля, часть какого-нибудь предмета» восьмушка бумажного листа.

 

-

 

8. И.С. Тургенев. «Муму» (1852)

 

«Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рожденья».

 

12 вершков = 53,4 см. Это явное преуменьшение с современной точки зрения (литота). Но в старину, говоря про рост, обычно опускали слова «два аршина», которые по умолчанию прибавляли к произнесённому числу вершков. Таким образом, рост Герасима составлял 2 аршина и 12 вершков = 195,64 см.

 

+ (для нас) - (для современников И.С. Тургенева)

 

9. И.С. Тургенев. «Отцы и дети» (1862)

 

«– Извините, если я помешал, – начал Павел Петрович, не глядя на неё, – мне хотелось только попросить вас… сегодня, кажется, в город посылают… велите купить для меня зелёного чаю. – Слушаю-с, – отвечала Фенечка, – сколько прикажете купить? – Да полфунта довольно будет, я полагаю» (глава VIII)

 

Полфунта = 205 граммов.

 

-

 

10. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» (1866)

 

Раскольников «полез под подушку и отыскал в напиханном под неё белье одну, совершенно развалившуюся, старую, немытую свою рубашку. Из лохмотьев её он выдрал тесьму, в вершок шириной и вершков в восемь длиной. Эту тесьму сложил он вдвое, снял с себя своё широкое... летнее пальто (единственное его верхнее платье) и стал пришивать оба конца тесьмы под левую мышку изнутри... петля назначалась для топора» (часть первая, глава VI).

 

1 вершок = 4,45 см. 8 вершков = 35,6 см

 

-

 

11. Л.Н. Толстой. «Война и мир» (1863 – 1869)

 

«Павлоградский полк в делах потерял только двух раненых; но от голоду и болезней потерял почти половину людей… павлоградские солдаты эскадрона Денисова ели преимущественно машкин сладкий корень, потому что уже вторую неделю растягивали последние сухари, выдавали только по полфунта на человека, а картофель в последнюю посылку привезли мёрзлый и проросший» (том 2, часть вторая, глава XV).

 

Полфунта = 205 граммов. По подсчётам, масса одного ломтика чёрного хлеба – около 35 граммов [18]. Обычно от веса хлеба при сушке сухарей теряется 33% – 35% веса [19]. Значит, 205 граммов

 

-

 

12. Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы» (1870)

 

Вижу один островок небольшой – Зайцы на нём собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину.

 

1 аршин = 71,12 см. 1 сажень = 2,13 м. То есть площадь островка – около 1,5 кв. м.

 

-

 

            Анализ примеров показал, что старинные единицы измерения в произведениях русской классики не только указывают на реальную длину, ширину, рост, вес, расстояние, но и используются как тропы (гипербола), в переносном смысле.

           Некоторые из-за незнания старинных мер с нашей точки зрения кажутся парадоксами, противоречащими здравому смыслу, но раньше таковыми не являлись.

 

    Выводы по главе 2:

          1) современные школьники имеют поверхностные представления о старинных русских мерах длины;

          2) старинные меры в произведениях русской классики выполняют следующие функции: во-первых, являются реальными единицами измерения длины и веса; во-вторых, используются как тропы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            В ходе исследования были изучены старинные русские меры длины и веса и установлено их соотношение с единицами современной метрической системы мер, проведено анкетирование учеников 6-х классов и подобраны примеры из известных литературных произведений XVIII – XIX веков, анализ которых позволил подтвердить гипотезу о том, что русские писатели-классики использовали измерительные парадоксы, но с определённой целью (как средства выразительности).

Также удалось выяснить, что без знания старинных русских мер некоторые описания могут показаться с современной точки зрения измерительными парадоксами. Поэтому изучение старинных русских единиц измерения позволяет нам, читателям XXI века, правильно и более полно понимать произведения классической литературы. Знакомясь со старинными русскими мерами, мы начинаем лучше представлять, как жили и думали наши далёкие предки, которые применяли в качестве «измерительных инструментов» отдельные части человеческого тела. Неслучайно этот опыт прочно закреплён в фольклоре в форме крупиц народной мудрости – пословиц, поговорок, фразеологизмов. По-прежнему уважаемы люди умные («семи пядей во лбу»), сильные («косая сажень в плечах»), высокие («верста коломенская»). М. Горький писал: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего».      

Старинные русские единицы измерения – это часть нашего культурного наследия, поэтому изучать и знать их не только полезно, но и необходимо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

 

           1. Аршин, сажень, ведро и другие меры длины, веса, объёма, которыми пользовались на Руси. – Режим доступа: https://lsvsx.livejournal.com/89309.html, свободный. – Загл. с экрана.

            2. Боливару не снести двоих, или Какой всадник считается тяжёлым? – Режим доступа: https://www.equikurs.ru/riders-weight, свободный. – Загл. с экрана.

            3. Гоголь, Н.В. Мёртвые души [Текст]. – М.: Художественная литература, 1976. – С. 121.

            4. Гоголь, Н.В. Тарас Бульба [Текст] / Повести. – М.: Художественная литература, 1979. – С. 115.

            5. Грибоедов, А.С. Горе от ума [Текст] / Избранное. Пьесы. Стихотворения. Проза. Письма. – М.: Советская Россия, 1978. – С. 92.

            6. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание [Текст]: Роман в шести частях с эпилогом. – М.: Детская литература, 1978. – С. 63.

             7. Ершов, П.П. Конёк-горбунок. – Режим доступа:  https://www.culture.ru/poems/42188/konyok-gorbunok, свободный. – Загл. с экрана.

             8. Метрическая система мер: Материал из Википедии – свободной энциклопедии. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Метрическая_система_мер, свободный. – Загл. с экрана.

              9. Некрасов, Н.А. Дедушка Мазай и зайцы. – Режим доступа: https://azbyka.ru/fiction/dedushka-mazaj-i-zajcy/, свободный. – Загл. с экрана.

              10. Нормы развития ребенка – таблицы роста и веса ВОЗ. – Режим доступа: https://milkyfairies.ru/normy-razvitiya-rebenka-tablicy-rosta-i-vesa-voz/, свободный. – Загл. с экрана. 16

              11. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст]: 72 500 слов и 7 500 фразеологических выражений / Российская АН. Институт русского языка; Российский фонд культуры. – М.: Азъ Ltd., 1992. – С. 99, 506.

              12. Остер, Г. Вредные советы: Книга для непослушных детей и их родителей. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=215784&p=1, свободный. – Загл. с экрана.

                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ

                       Наглядное изображение старинных русских мер длины

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ Нельзя представить себе жизнь человека без каких-либо, хотя бы самых простых измерений

ВВЕДЕНИЕ Нельзя представить себе жизнь человека без каких-либо, хотя бы самых простых измерений

Работа будет интересна любому человеку, так как в наше время старинные русские меры длины и веса не имеют практического применения, но бытуют в составе распространённых…

Работа будет интересна любому человеку, так как в наше время старинные русские меры длины и веса не имеют практического применения, но бытуют в составе распространённых…

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ 1

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ 1

Основные старинные русские меры длины и веса (массы)

Основные старинные русские меры длины и веса (массы)

Таблица 1

Таблица 1

Выводы по главе 1: 1) в старину сложилась система мер, которую можно соотнести с современной метрической; 2) названия старинных русских единиц измерения сохранились во фразеологизмах,…

Выводы по главе 1: 1) в старину сложилась система мер, которую можно соотнести с современной метрической; 2) названия старинных русских единиц измерения сохранились во фразеологизмах,…

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ХОДА ВЫПОЛНЕНИЯ

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ХОДА ВЫПОЛНЕНИЯ

В чём «странность» портрета

В чём «странность» портрета

Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант,

Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант,

Поэтому его аршинные уши (71 см) уже не кажутся такими большими

Поэтому его аршинные уши (71 см) уже не кажутся такими большими

И.С. Тургенев. «Отцы и дети» (1862) «–

И.С. Тургенев. «Отцы и дети» (1862) «–

Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы» (1870)

Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы» (1870)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе исследования были изучены старинные русские меры длины и веса и установлено их соотношение с единицами современной метрической системы мер, проведено анкетирование учеников…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе исследования были изучены старинные русские меры длины и веса и установлено их соотношение с единицами современной метрической системы мер, проведено анкетирование учеников…

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ 1

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2024