Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Московской Области "Электростальский колледж"
Индивидуальный учебный проект на тему:
«Авиация времён Великой Отечественной Войны»
Подготовил:
Студент группы СВ 18-01
Лукичев Алексей
г.о. Электросталь
2019
Оглавление
1) Введение
1.1 Цель………………………………………………………………………...4
1.2 Задачи………………………………………………………………………4
1.3 Актуальность………………………………………………………………4
2) Структура
2.1 Характеристика И-16……………………………………………………...5
2.1.1 История создания….....……………………………………………...5
2.1.2 Боевое применение………………………………………………….5
2.1.3 Недостатки…………………………………………………………...5
2.2 Характеристика Як-1……………………………………………………...6
2.2.1 История создания……………………………………………………6
2.2.2 Боевое применение………………………………………………….6
2.2.3 Недостатки…………………………………………………………...6
2.3 Характеристика Як-9……………………………………………………...7
2.3.1 История создания……………………………………………………7
2.3.2 Боевое применение………………………………………………….7
2.3.3 Недостатки………………………………………………...…………7
2.4 Характеристика Ил-2…………………………………………..………….8
2.4.1 История создания……………………………………………………8
2.4.2 Боевое применение………………………………………………….8
2.4.3 Недостатки……………………………………………...……………8
2.5 Характеристика Ил-4………………………………………..………………9
2.5.1 История создания……………………………………………………9
2.5.2 Боевое применение………………………………………………….9
2.5.3 Недостатки…………………………………………...………………9
2.9 Характеристика МиГ-3…………………………………………………..10
2.9.1 История создания…………………………………………………..10
2.9.2 Боевое применение………………………………………………...10
2.9.3 Недостатки………………………………………………………….10
3) Заключение:
3.1 Вывод…………………………………………………………………11
3.2 Источники…………………………………………………………….11
Введение
Великая Отечественная Война была самым кровавым и жестоким событием, унеся миллионы жизней. После четырёх изнывающих лет, наши солдаты смогли одержать победу. Для достижения этого долгожданного события прикладывались нечеловеческие усилия, в ход шла всевозможная техника: танки, БТР и, конечно, самолёты. Военные самолёты сыграли огромную роль в борьбе с фашистами. Лётчики, на самолётах отражали самые страшные атаки- воздушные, порой даже ценой собственной жизни. Каждый самолёт имел свой уникальный "характер", а каждый лётчик вёл свою тактику боя.
Цель: Изучение советской авиации времен Великой Отечественной Войны
Задачи:
1.Изучить характеристики
военных самолётов
2.Выявить достоинства и недостатки авиации того
времени
3.Узнать о самолётах-героях
4.Сделать выводы о значении военной авиации во
времена ВОВ
Актуальность.
Этот вопрос актуален в условиях современности, так как мы чтим память
погибших на войне и обязаны знать все события Великой Отечественной Войны и
всех её героев. Не обойти стороной и авиацию, которая отражала атаки, защищала
и помогала.
Характеристика И-16.
Истребитель И-16 выполнен по классической аэродинамической схеме, имел смешанную конструкцию, основными материалами которой были сталь, алюминий и дерево[1].
Самолет имел фюзеляж типа полумонокок, состоящий из двух половинок. В качестве каркаса использовался набор деревянных лонжеронов, стрингеров и шпангоутов, сверху обклеенных березовым шпоном. Каркас был усилен стальными уголками, обшивка обтягивалась тканью, шпаклевалась и полировалась.
В передней части обшивка центроплана состояла из фанеры, а сзади из дюралюминия.
Размах крыла составлять 9м, в длину- 5,9м, высота- 2,25м, двигатель- М-25А, мощность- 730 л.с., максимальная скорость- 383 км/ч.
Боевое применение
И-16 активно и довольно успешно применялся на Дальнем Востоке против японских войск. Его основными противниками стали Mitsubishi A5M и Nakajima Ki-27.
Советские ВВС потерпели большие потери, из-за чего кадровых летчиков пытались заменить молодым поколением, но зачастую оно было плохо подготовлено. Это привело к большому числу небоевых потерь, так как эта машина не прощала небрежного отношения к себе. Кроме того, неопытный летчик на И-16 не мог противостоять немецкому пилоту на Me-109. Поэтому средняя продолжительность жизни летчика составляла 1-3 боевых вылета.
Недостатки
· Небольшая на конец 1930-х годов максимальная скорость.
· Вследствие неустойчивости самолет, резкие перепады давления на ручку, неприятные для летчика.
· При открытии щитков самолет кабрирует, при уборе резко проваливается и имеет тенденцию к пикированию.
· При переходе на большие углы атаки неустойчивость резко возрастает.
· При разбеге самолет долго не поднимает хвост, ручку приходится с большими усилиями отдавать от себя.
· При высоком выравнивании сливается на правое крыло.
Характеристика Як-1
Истребитель Як-1 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это моноплан с низкорасположенным крылом и фюзеляжем типа полумонокок. Самолет оснащался убирающимся в полете шасси.
Конструкция самолета была смешанной, то есть, в ее состав входило как металл, так и дерево с полотном. Силовой каркас фюзеляжа состоял из стальных труб, которые составляли единое целое с моторной рамой. [2]
Боевое применение
Як-1 вступил в бой с самого первого дня войны. В начале конфликта этот самолет был лучшим истребителем, которым располагала Красная армия. Одной из главных проблем с Як-1 – так же как и со многими другими самолетами советских ВВС – была его слабая освоенность личным составом. Это была новая машина, которая начала появляться в строевых частях всего лишь за несколько месяцев до начала войны. Переучиваться на новый истребитель летчикам пришлось уже во время боевых действий.
Следует отметить, что Як-1 был очень «дружелюбен» к пилоту, прост в управлении, с ним не возникало проблем во время взлета и посадки. [3]После очень строгого и сложного в пилотировании И-16 летать на Як-1 было просто удовольствием. В заключение, которое написали о новой машине летчики-испытатели, было означено, что он «доступен летчику с квалификацией ниже среднего». Однако одно дело просто поднять самолет и посадить его, и совсем другое – противостоять на нем в воздухе немецким пилотам на Bf-109, который по праву называют одним из лучших истребителей Второй мировой.
Ме-109 был основным противником яковлевского истребителя. Як-1 начального периода войны был тяжелее Bf-109Е и имел менее мощный двигатель, он проигрывал своему немецкому оппоненту по скороподъемности и скорости, но это отставание было не таким значительным, как у И-16.
Недостатки
· Недостаточная продольная устойчивость
· Отсутствие вентиляции кабины
· Недостатки шасси
· Маслосистемы
· Вооружения
Характеристика Як-9
Як-9 является одномоторным самолётом истребителем-бомбардировщиком Великой Отечественной войны. Был разработан ОКБ[4] под управлением Александра Сергеевича Яковлева. Являлся самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолётов.
Як-9 явился закономерным продолжением истребителей Як-1 и Як-7. С конструктивной точки зрения он представлял собой дальнейшее развитие Як-7. Мало отличаясь от него по внешнему виду, Як-9 в то же время был во всех отношениях более совершенным. Это естественно, поскольку при создании этого самолёта был учтен почти двухгодичный опыт производства и боевого применения Як-1, и имелась возможность более широкого применения дюралюминия, в котором страна испытывала уже не такие большие затруднения, как в начале войны. Использование металла позволило, в частности, существенно уменьшить массу конструкции, а выигрыш использовать либо для увеличения запаса горючего, либо для оснащения самолёта более мощным вооружением и более разнообразным спецоборудованием.
Факты:
· Был самым массовым истребителем советских ВВС периода Великой Отечественной войны.
· выпускался на трёх крупных заводах:(№ 82 [5]в Москве, № 153 [6]в Новосибирске и № 166 [7]в Омске)
Боевое применение
С 1942 по 1945 год самолёт активно применялся во всех операциях Великой Отечественной войны и на равных противостоял своему главному противнику — Bf 109.
С 1950 Як-9 участвовал в Корейской войне.
Недостатки
· Практически не имел преимущества по максимальной скорости
· Уступал по большинству параметров на больших высотах[8]
Характеристика Ил-2
Самолёт изначально был сконструирован двухместным. К сожалению, Ильюшин был вынужден переделать штурмовик в одноместный по указанию военного руководства страны. Как известно, с отсутствием оборонительного вооружения Ил-2 были связаны неоправданно большие потери этих самолётов в первый год Великой Отечественной войны.
Несмотря на хорошую маневренность и достаточную бронезащиту одноместные Ил-2 были хорошей мишенью для истребителей противника. Истребитель подлетал к штурмовику сбоку, или сзади и в упор расстреливал кабину летчика из пушек и пулеметов.
Бронекорпус полностью включался в силовую схему планера самолета. Носовая часть бронекорпуса воспринимала все нагрузки от двигателя и агрегатов силовой установки. Центральная часть бронекорпуса воспринимала нагрузки от экипажа, пулеметной турели, узлов крепления крыла и хвостовой части фюзеляжа.
Бронекорпус Ил-2 выполнялся из листов гомогенной брони АБ толщиной от 4 до 6 мм. Верхние, боковые и нижние листы и крышки капота мотора имели толщину 4 мм, диск винта — 6 мм. Боковые стенки, прикрывающие нижний и задний бензобаки, сделаны из 5- и 6-мм брони, а верхнего бензобака — 4-мм. Боковые стенки кабины летчика имели толщину 6 мм. Пол кабины изготавливался из 5-мм листов брони. Со стороны задней полусферы летчик и задний бензобак защищались 12-мм бронеперегородкой из цементованной брони ХД.
Вооружение:
· В двухместных вариантах устанавливался пулемёт УБТ калибром 12,7 мм
Боевое применение
Атаки с:
· Малых высот (400—1000 м) на пологом пикировании
· Бреющего полёта на высотах 15-50 м, малая высота, высокая угловая скорость и складки местности должны были защищать самолёт от огня зенитных орудий, в то время как броня защищала его от стрелкового огня вражеской пехоты.
· После израсходования боезапаса бомб и ракет Ил-2 мог вести воздушный бой с вражескими самолётами. Иногда советские лётчики для атаки немецких бомбардировщиков Ju 87 («лаптёжников»), пользуясь внешним сходством машин, применяли тактический приём «обуть лапти», то есть выпустить шасси и пристроиться к строю немецких самолётов. При блокировании Демянского и Сталинградского котлов Ил-2 использовался для атаки на транспортные Ju-52 — его скоростных возможностей для этого вполне хватало, а мощная бронезащита позволяла игнорировать оборонительный огонь бортовых пулемётов.
Недостатки
· несовершенный и неудобный бомбоприцел
· низкая эксплуатационная технологичность[9]
· защищенность
Характеристика Ил-4
Двухмоторный дальний бомбардировщик времён Второй мировой войны, разработанный ОКБ-240 [10]под руководством С. В. Ильюшина.
Дальнейшее развитие ДБ-3[11], с новой кабиной штурмана, новым фюзеляжем[12] (под другую технологию производства, разработанную для Ли-2), крылом с новым лонжероном[13] и пневматическим управлением уборкой шасси.
Наиболее известным достижением этих самолётов были бомбардировки Берлина в начале войны
Боевое применение
Дальние бомбардировщики бомбили не только глубокий тыл противника (в частности, налет на Берлин 08.08.41 г. — «дело рук» Ил-4, но на начальном этапе войны использовались и как фронтовые бомбардировщики. Это, а также частенько и полное отсутствие истребительного сопровождения, делало потери самолетов очень высокими. По этой причине, их использовали в качестве ночных бомбардировщиков.
В августе 1942 года возобновились налеты на военно-промышленные объекты Германии с подмосковных аэродромов. Позднее Ил-4 использовались в качестве средних фронтовых бомбардировщиков. Обладая продолжительностью полета 7-9 часов, самолеты, оснащенные аэрофотооборудованием, привлекались для ведения дальней оперативной и стратегической разведки в глубоком тылу противника.
Нередко Ил-4 использовались для буксировки десантно-грузовых планеров А-7и Г-11, для заброски во вражеский тыл разведывательно-диверсионных групп и военных грузов, снабжения партизанских отрядов.
Недостатки
· Чрезвычайно сложен в эксплуатации
· Имел много производственных дефектов (течи топлива, трещины бензобаков, отказы тормозов, разрушения основных опор шасси, низкая надёжность моторов М-87)
· Большой разбег (до 800—1000 м при взлётном весе 8500—9500 кг)
· Тенденция к правому развороту
· Сложность выдерживания курса взлёта (поскольку самолёт имел традиционную для тех лет заднюю центровку[14], в полёте был неустойчив по всем трём осям и требовал постоянной работы ручкой и педалями)
Характеристика МиГ-3
Советский высотный истребитель времён Второй мировой войны, основной ночной истребитель ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.
Модернизированный вариант истребителя получил наименование МиГ-3. Разработан ОКБ[15] Микояна[16] и Гуревича[17] (ОКБ-155) — одномоторный, одноместный, высотный истребитель-перехватчик ПВО[18] ВВС[19] РККА[20] СССР времён Великой Отечественной войны. Мотор А. А. Микулина АМ-35А взлётной мощностью 1350 лс. Время виража — 26-27 с. Несмотря на значительный взлётный вес (3350 кг), скорость серийного МиГ-3 у земли несколько превышала 500 км/час, на высоте 7 тыс. м достигала 640 км/час. Это была тогда наивысшая в мире скорость, достигнутая на серийных самолётах. На высоте более 6 тыс. м он был по манёвренности лучше других истребителей. Это был многообещающий самолёт.
Боевое применение
В Великой Отечественной войне МиГ-3 использовался в различных вариантах. Его основные качества — большой потолок (12 тыс. м) и скорость на высотах более 5 тыс. м позволяли советским лётчикам успешно вести бои с бомбардировщиками и разведчиками противника. К началу войны истребителей МиГ-3 было в строю значительно больше, чем ЛаГГ-3 и Як-1, и на них было переучено немало лётчиков. Однако МиГ-3 был ещё недостаточно освоен строевыми лётчиками, переучивание большинства их ещё не было завершено, и возможности самолётов не всегда использовались. Сравнение с другим массовым истребителем начала войны — И-16, ведущим свою историю с 1933 года, было явно не в пользу МиГа. И-16, самый маленький истребитель Великой Отечественной войны, был чрезвычайно манёвренным (даже более, чем Як-1), мотор надёжно защищал лётчика от лобовой атаки, техническое обслуживание было весьма простым. Но управлять им было непросто, он отзывался на любую дрожь руки. МиГ, напротив, был «тяжёлым» в управлении, маломаневренным на малых и средних высотах.
Недостатки
· Велика была посадочная скорость — не менее 144 км/ч
· Недостаточная на небольших высотах манёвренность
· Велик радиус виража
· Низкий моторесурс (20-30 лётных часов)
· Пожароопасность двигателя
· Из-за задней центровки самолёт был очень сложным в пилотировании
Вывод
Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне решали три основные задачи: завоевание стратегического господства в воздухе, авиационная поддержка и прикрытие сухопутных войск и сил флота, ведение воздушной разведки. Военная авиация решала задачи и по уничтожению объектов глубокого тыла противника. Борьба за стратегическое господство в воздухе явилась составной и неотъемлемой частью всей вооружённой борьбы на советско-германском фронте, первоочередной задачей советских ВВС (военно-воздушных сил), одним из непременных условий успешного проведения операций.
Главными факторами Победы нашей страны в Великой Отечественной войне стали боеспособность самолетов, увеличение производства самолётов, а также замечательные лётчики-асы – герои войны.
Источники
· https://topwar.ru/148245-mig-3-protiv-messershmittov.html
· https://warbook.club/voennaya-tehnika/samolety/il-2/
· http://armedman.ru/samoletyi/1937-1945-samoletyi/dalniy-bombardirovshhik-il-4-sssr.html
· https://ru.wikipedia.org/wiki/Як-1
· http://www.airwar.ru/enc/fww2/yak9u-107.html
· https://warbook.club/voennaya-tehnika/samolety/i-16/
· Горох А., Бобков Е. «Истребитель МиГ-3». — Новосибирск: Типография «Медведь», 2007. — Т. 2. — 122 с. — (Легенды авиации). — 700 экз.
· Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.
· Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. — М.: Машиностроение, 1988. — 568 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-217-00477-0.
[1] Маслов М. Истребитель И-16. — М.: «Армада», 1997.
[2] Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз.
[3] Кузнецов С. Як - 1. Наш лучший истребитель 1941 года. - М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.
[4] Опытно-конструкторское бюро имени А. С. Яковлева
[5] Тушинский машиностроительный завод
[8] Лейпник Дмитрий. Як-9: рядовые небес. — второе, переработанное и исправленное. — Киев: «АРХИВ-ПРЕСС», 2000. — 900 экз.
·
[9] Интервью в книге Драбкин А. «Я дрался на Ил-2». — М.: Яуза, Эксмо, 2007
[10] Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина
[11] Старое название Ил-4
[12] Корпусом летательного аппарата
[13] Основным силовым элементом конструкции многих инженерных сооружений
[14] геометрическая точка, характеризующая движение тела или системы частиц как целого
[15] Опытное конструкторское бюро
[16] Артём Ива́нович Микоя́н
[17] Михаи́л Ио́сифович Гуре́вич
[18] Противовоздушная оборона
[19] Военно-воздушные силы
[20] Рабоче-крестьянская Красная армия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.