Таким образом, изучение индивидуальных особенностей учащихся и проблемы их учета в процессе образования уходят в глубокое прошлое. И, пожалуй, самый идеальный вариант учета индивидуальных особенностей существовал в бытность индивидуального обучения, домашнего воспитания. В это время педагог, работая с очень небольшим количеством учеников, мог строить процесс обучения, направленный на развитие конкретных качеств личности, выработки у нее определенных умений и навыков. С распространением массового обучения (при работе с десятками учеников) учесть особенности каждого стало практически невозможно. Учитель был поставлен в сложную ситуацию, когда, работая с большими группами учеников, он должен был добиваться высокого уровня обучения каждого ученика.
Индивидуальный подход в процессе воспитания: основные
положения и понятия.
Индивидуализация понимается рядом авторов как практическая
организация педагогического процесса,
с учетом принципов
индивидуализации,
строящихся на индивидуальном подходе как
дидактическом принципе в процессе обучения.
Во втором десятилетии прошлого века на фоне духовной депрессии,
вызванной первой мировой войной, в Европе получила широкое
распространение индивидуальная психология, в основе которой лежит идея
компенсации т.е. преодоления биологической слабости человеческого
существа. Данное направление в психологии оказало сильное влияние на
западную педагогику, социологию и психологию .
Таким образом, изучение индивидуальных особенностей учащихся и
проблемы их учета в процессе образования уходят в глубокое прошлое. И,
пожалуй, самый идеальный вариант учета индивидуальных особенностей
существовал в бытность индивидуального обучения, домашнего воспитания.
В это время педагог, работая с очень небольшим количеством учеников, мог
строить процесс обучения, направленный на развитие конкретных качеств
личности, выработки у нее определенных умений и навыков. С
распространением массового обучения (при работе с десятками учеников)
учесть особенности каждого стало практически невозможно. Учитель был
поставлен в сложную ситуацию, когда, работая с большими группами
учеников, он должен был добиваться высокого уровня обучения каждого
ученика.
Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются
индивидуально каждым учеником. Однако процесс усвоения знаний может
быть одинаков, совпадать у детей данной группы, класса. Можно выявитьобщее в индивидуальном развитии детей в процессе обучения. Общее может
характеризовать уровень развития детей,
сходство в мотивах
деятельности и поведении. Обычно таким общим уровнем обладают дети
одинакового возраста. Поэтому знание общих психологических особенностей
детей данной группы, данного возраста обеспечивает в обучении
возможность понимания учебного материала каждым учеником.
Основными способами изучения индивидуальных особенностей
школьников являются планомерные систематические наблюдения за
учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему,
дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика,
специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, с
отношением к товарищам, его позицией в группе. Главное заключается в
том, чтобы всесторонне изучить ребенка и озираться на его
положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом
и состоит понимание индивидуального подхода.
В педагогической теории индивидуальный подход рассматривается
как один из важнейших принципов обучения. Он понимается как значимость
индивидуального подхода как одного из общепедагогических и дидактических
принципов. Вопервых, принцип индивидуального подхода, в отличие от
других дидактических принципов,
подчеркивает необходимость
систематического учета не только социальнотипического, но и
индивидуальнонеповторимого в личности каждого школьника. Вовторых, в
индивидуальном подходе нуждается каждый ученик без исключения. Этот
признак рассматриваемого принципа вытекает из положения о гуманном
подходе к личности ученика. Втретьих, индивидуальный подход является
активным,
формирующим,
развивающим принципом,
тем самым
предполагается творческое развитие индивидуальности ученика.
Таким образом,
индивидуальный подход понимается как
ориентация на индивидуальнопсихологические особенности ученика, выбор иприменение соответствующих методов и приемов, различных вариантов
заданий. Он является дидактическим принципом, вносящим свои
коррективы в организацию процесса обучения.
Индивидуализация обучения определяется как «организация
процесса обучения» – любые формы и методы учета индивидуальных
особенностей учащихся: 1) от минимальной модификации и групповом
обучении до полностью независимого обучения; 2) варьирование форм, целей,
методов обучения и учебного материала; 3) использование индивидуального
обучения по всем предметам, по части предметов, в отдельных частях
учебного материала.
Индивидуальное обучение предполагает индивидуальную работу
учителя и ученика в паре. Этот способ обучения возник с появлением первых
школ, но требования массовой школы сделали его бесперспективным. До
некоторых пор он использовался в работе с учеником на дому изза болезни
или работе с особо одаренными. На современном этапе, несмотря на все
стремления педагогики перейти на индивидуализированное обучение данный
способ обучения по ряду причин остается невозможен в практическом
применении.
Наиболее же ёмкое определение индивидуализации обучения дала
Инге Унт. Она понимает её как учет в учебном процессе индивидуальных
особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того
какие особенности и в какой мере учитываются.
Инге Унт также считает, что на практике, речь идет не об
абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной практике
индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:
индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы
учащихся, обладающих примерно сходными особенностями; учитывая лишь
известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с
точки зрения учения (например, умственные способности), наряду с этимможет выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме
индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например,
различные свойства характера или темперамента); иногда происходит
учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если это важно
для данного ученика
(талантливость,
свойство
здоровья);
индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а
эпизодически, либо в какомто виде учебной работы и интегрирована с
неиндивидуализированной работой.
Также индивидуализацию можно рассматривать с точек зрения
процесса обучения, содержания образования, построения школьной
системы. Первая из них касается отбора форм, методов и приемов
обучения, вторая – создание учебных планов, программ, учебной
литературы и составление заданий, предъявляемых учащимся, и третья –
формирование различных типов школ и классов.
Создание учебных планов и программ, создание различных
направлений в обучении неизменно учитывает индивидуальные особенности,
но носит скорее общий характер, объединяет учеников в группы по какому
либо признаку, то есть имеет место уже дифференциация.
Разделение учебных планов и программ в старших классах средней
школы, укомплектование школ по профилям осуществляется в
соответствии со склонностями и интересами учащихся. Учащиеся
получают общее среднее образование по всем предметам типового учебного
плана и более глубокие в области основ науки, которая имеет
теоретическое значение для избранной специальности. Большое внимание
уделяется постановке преподавания профильных предметов. В такой
трактовке дифференциация выступает как средство индивидуализации
обучения.
В
контексте
индивидуализации
обучения
понятие
«дифференциация» исходит из особенностей индивида, его личных качеств.Однако, надо иметь ввиду, что понятие «дифференциация» используется и
в более широком значении: при формировании содержания образования и
организации учебной работы ведется дифференциация по возрастному,
половому, национальному и другим признакам. Тем самым осуществляется
дифференцированный подход, который подразумевает, с одной стороны,
опираться на актуальный уровень развития и знаний различных учеников, а с
другой, обнаруживал «зону их ближайшего развития», постепенно
переводить их к более совершенному овладению знаниями и способами их
приобретения. Этот подход опирается на гуманистическую основу
воспитания и дает перспективу в развитии каждого ученика.