Индивидуальный подход в процессе воспитания

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Таким образом, изучение индивидуальных особенностей учащихся и проблемы их учета в процессе образования уходят в глубокое прошлое. И, пожалуй, самый идеальный вариант учета индивидуальных особенностей существовал в бытность индивидуального обучения, домашнего воспитания. В это время педагог, работая с очень небольшим количеством учеников, мог строить процесс обучения, направленный на развитие конкретных качеств личности, выработки у нее определенных умений и навыков. С распространением массового обучения (при работе с десятками учеников) учесть особенности каждого стало практически невозможно. Учитель был поставлен в сложную ситуацию, когда, работая с большими группами учеников, он должен был добиваться высокого уровня обучения каждого ученика.
Иконка файла материала Индивидуальный подход в процессе воспитания.doc
Индивидуальный подход в процессе воспитания: основные положения и понятия. Индивидуализация  понимается рядом авторов  как практическая организация   педагогического   процесса,   с   учетом   принципов индивидуализации,   строящихся   на   индивидуальном   подходе   как дидактическом принципе  в процессе обучения. Во втором десятилетии прошлого века на фоне духовной депрессии, вызванной   первой   мировой   войной,   в   Европе   получила   широкое распространение индивидуальная психология, в основе которой лежит идея компенсации   т.е.   преодоления   биологической   слабости   человеческого существа.   Данное   направление   в   психологии   оказало   сильное   влияние   на западную педагогику, социологию и психологию . Таким образом, изучение индивидуальных особенностей учащихся и проблемы их учета в процессе образования уходят в глубокое прошлое. И, пожалуй, самый идеальный вариант учета индивидуальных особенностей существовал в бытность индивидуального обучения, домашнего воспитания. В это время педагог, работая с очень небольшим количеством учеников, мог строить процесс обучения, направленный на развитие конкретных качеств личности,   выработки   у   нее   определенных   умений   и   навыков.   С распространением массового обучения (при работе с десятками учеников) учесть особенности каждого стало практически невозможно. Учитель был поставлен   в   сложную   ситуацию,   когда,   работая   с   большими   группами учеников, он должен был добиваться высокого уровня обучения каждого ученика. Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником. Однако процесс усвоения знаний может быть одинаков, совпадать у детей данной группы, класса. Можно выявитьобщее в индивидуальном развитии детей в процессе обучения. Общее может характеризовать   уровень   развития   детей,   сходство   в   мотивах деятельности и поведении. Обычно таким общим уровнем обладают дети одинакового возраста. Поэтому знание общих психологических особенностей детей   данной   группы,   данного   возраста   обеспечивает   в   обучении возможность понимания учебного материала каждым учеником. Основными   способами   изучения   индивидуальных   особенностей школьников   являются   планомерные   систематические   наблюдения   за учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные   учебные  задачи  и  анализ  способов  рассуждений  ученика, специальные   задачи,   связанные   с   положением   ребенка   в   коллективе,   с отношением к товарищам, его позицией в группе. Главное заключается в том,   чтобы   всесторонне   изучить   ребенка   и   озираться   на   его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков.  В этом и состоит понимание индивидуального подхода. В педагогической теории  индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. Он понимается как значимость индивидуального подхода как одного из общепедагогических и дидактических принципов.   Во­первых,   принцип   индивидуального   подхода,   в   отличие   от других   дидактических   принципов,   подчеркивает   необходимость систематического   учета   не   только   социально­типического,   но   и индивидуально­неповторимого в личности каждого школьника. Во­вторых, в индивидуальном подходе нуждается каждый ученик без исключения. Этот признак рассматриваемого принципа вытекает из положения о гуманном подходе к личности ученика. В­третьих, индивидуальный подход является активным,   формирующим,   развивающим   принципом,   тем   самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика.  Таким   образом,   индивидуальный   подход   понимается   как ориентация на индивидуально­психологические особенности ученика, выбор иприменение   соответствующих   методов   и   приемов,   различных   вариантов заданий.   Он   является   дидактическим   принципом,   вносящим   свои коррективы в организацию процесса обучения. Индивидуализация   обучения   определяется   как   «организация процесса   обучения»   –   любые   формы   и   методы   учета   индивидуальных особенностей   учащихся:   1)   от   минимальной   модификации   и   групповом обучении до полностью независимого обучения; 2) варьирование форм, целей, методов обучения и учебного материала; 3) использование индивидуального обучения   по   всем  предметам,   по   части   предметов,   в   отдельных   частях учебного материала. Индивидуальное   обучение   предполагает   индивидуальную   работу учителя и ученика в паре. Этот способ обучения возник с появлением первых школ, но требования массовой школы сделали его бесперспективным. До некоторых пор он использовался в работе с учеником на дому из­за болезни или работе с особо одаренными. На современном этапе, несмотря на все стремления педагогики перейти на индивидуализированное обучение данный способ   обучения   по   ряду   причин   остается   невозможен   в   практическом применении. Наиболее же ёмкое определение индивидуализации обучения дала Инге Унт. Она понимает её как учет в учебном процессе индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того какие особенности и в какой мере учитываются. Инге   Унт   также   считает,   что   на   практике,   речь   идет   не   об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной   практике индивидуализация   всегда   относительна   по   следующим   причинам: индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;  учитывая лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, умственные способности), наряду с этимможет выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные   свойства   характера   или   темперамента);     иногда   происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если это важно для   данного   ученика   (талантливость,   свойство   здоровья); индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически,   либо   в   каком­то   виде   учебной   работы   и   интегрирована   с неиндивидуализированной работой. Также индивидуализацию можно рассматривать с точек зрения процесса   обучения,   содержания   образования,   построения   школьной системы.   Первая   из   них   касается   отбора   форм,   методов   и   приемов обучения,   вторая   –   создание   учебных   планов,   программ,   учебной литературы и составление заданий, предъявляемых учащимся, и третья – формирование различных типов школ и классов. Создание   учебных   планов   и   программ,   создание   различных направлений в обучении неизменно учитывает индивидуальные особенности, но носит скорее общий характер, объединяет учеников в группы по какому­ либо признаку, то есть имеет место уже дифференциация. Разделение учебных планов и программ в старших классах средней школы,   укомплектование   школ   по   профилям   осуществляется   в соответствии   со   склонностями   и   интересами   учащихся.   Учащиеся получают общее среднее образование по всем предметам типового учебного плана   и   более   глубокие   в   области   основ   науки,   которая   имеет теоретическое значение для избранной специальности. Большое внимание уделяется   постановке   преподавания   профильных   предметов.   В   такой трактовке   дифференциация   выступает   как   средство   индивидуализации обучения. В   контексте   индивидуализации   обучения   понятие «дифференциация» исходит из особенностей индивида, его личных качеств.Однако, надо иметь ввиду, что понятие «дифференциация» используется и в более широком значении: при формировании содержания образования и организации   учебной   работы   ведется   дифференциация   по   возрастному, половому, национальному и другим признакам. Тем самым осуществляется дифференцированный   подход,   который   подразумевает,   с   одной   стороны, опираться на актуальный уровень развития и знаний различных учеников, а с другой,   обнаруживал   «зону   их   ближайшего   развития»,   постепенно переводить их к более совершенному овладению знаниями и способами их приобретения.   Этот   подход   опирается   на   гуманистическую   основу воспитания и дает перспективу в развитии каждого ученика.