Индивидуализация в последнее время становится все более актуальной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал. Тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания последнего, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая различные индивидуальные и психологические особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого, выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия.
Индивидуальный подход в процессе воспитания: основные
положения и понятия.
Индивидуализация в последнее время становится все более
актуальной изза стремления современного молодого поколения получать
качественно иной образовательный материал. Тесное взаимодействие
преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания
последнего, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень,
непосредственно изучая различные индивидуальные и психологические
особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны
личности и соответствующим образом, зная эти особенности и
специфические качества воспитуемого, выбирать методы, приемы и
средства педагогического воздействия.
Таким образом, хотелось бы подробнее изучить данную
проблематику, рассмотрев как психологические аспекты, так и
особенности, связанные с возрастной спецификой учащихся. Именно этому
(минуя приамбулу, включающую чисто понятийный характер), и посвящены
соответственно второй и третий параграфы данной работы. В четвертой
части реферата будут рассмотрены
трудности и недостатки
индивидуального подхода в воспитательном процессе, а также пути
разрешения этих вопросов. В преддверии заключения, затронем требования,
предъявляемые к педагогу, работающему в сфере индивидуального
воспитания и обучения.
Индивидуализация понимается рядом авторов как практическая
организация педагогического процесса,
с учетом принципов
индивидуализации,
строящихся на индивидуальном подходе как
дидактическом принципе в процессе обучения.
Во втором десятилетии прошлого века на фоне духовной депрессии,
вызванной первой мировой войной, в Европе получила широкое
распространение индивидуальная психология, в основе которой лежит идеякомпенсации т.е. преодоления биологической слабости человеческого
существа. Данное направление в психологии оказало сильное влияние на
западную педагогику, социологию и психологию .
Таким образом, изучение индивидуальных особенностей учащихся и
проблемы их учета в процессе образования уходят в глубокое прошлое. И,
пожалуй, самый идеальный вариант учета индивидуальных особенностей
существовал в бытность индивидуального обучения, домашнего воспитания.
В это время педагог, работая с очень небольшим количеством учеников, мог
строить процесс обучения, направленный на развитие конкретных качеств
личности, выработки у нее определенных умений и навыков. С
распространением массового обучения (при работе с десятками учеников)
учесть особенности каждого стало практически невозможно. Учитель был
поставлен в сложную ситуацию, когда, работая с большими группами
учеников, он должен был добиваться высокого уровня обучения каждого
ученика.
Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются
индивидуально каждым учеником. Однако процесс усвоения знаний может
быть одинаков, совпадать у детей данной группы, класса. Можно выявить
общее в индивидуальном развитии детей в процессе обучения. Общее может
характеризовать уровень развития детей,
сходство в мотивах
деятельности и поведении. Обычно таким общим уровнем обладают дети
одинакового возраста. Поэтому знание общих психологических особенностей
детей данной группы, данного возраста обеспечивает в обучении
возможность понимания учебного материала каждым учеником.
Основными способами изучения индивидуальных особенностей
школьников являются планомерные систематические наблюдения за
учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему,
дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика,
специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, сотношением к товарищам, его позицией в группе. Главное заключается в
том, чтобы всесторонне изучить ребенка и озираться на его
положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом
и состоит понимание индивидуального подхода.
В педагогической теории индивидуальный подход рассматривается
как один из важнейших принципов обучения. Он понимается как значимость
индивидуального подхода как одного из общепедагогических и дидактических
принципов. Вопервых, принцип индивидуального подхода, в отличие от
других дидактических принципов,
подчеркивает необходимость
систематического учета не только социальнотипического, но и
индивидуальнонеповторимого в личности каждого школьника. Вовторых, в
индивидуальном подходе нуждается каждый ученик без исключения. Этот
признак рассматриваемого принципа вытекает из положения о гуманном
подходе к личности ученика. Втретьих, индивидуальный подход является
активным,
формирующим,
развивающим принципом,
тем самым
предполагается творческое развитие индивидуальности ученика.
Таким образом,
индивидуальный подход понимается как
ориентация на индивидуальнопсихологические особенности ученика, выбор и
применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов
заданий. Он является дидактическим принципом, вносящим свои
коррективы в организацию процесса обучения.
Индивидуализация обучения определяется как «организация
процесса обучения» – любые формы и методы учета индивидуальных
особенностей учащихся: 1) от минимальной модификации и групповом
обучении до полностью независимого обучения; 2) варьирование форм, целей,
методов обучения и учебного материала; 3) использование индивидуального
обучения по всем предметам, по части предметов, в отдельных частях
учебного материала.Индивидуальное обучение предполагает индивидуальную работу
учителя и ученика в паре. Этот способ обучения возник с появлением первых
школ, но требования массовой школы сделали его бесперспективным. До
некоторых пор он использовался в работе с учеником на дому изза болезни
или работе с особо одаренными. На современном этапе, несмотря на все
стремления педагогики перейти на индивидуализированное обучение данный
способ обучения по ряду причин остается невозможен в практическом
применении.
Наиболее же ёмкое определение индивидуализации обучения дала
Инге Унт. Она понимает её как учет в учебном процессе индивидуальных
особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того
какие особенности и в какой мере учитываются.
Инге Унт также считает, что на практике, речь идет не об
абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной практике
индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:
индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы
учащихся, обладающих примерно сходными особенностями; учитывая лишь
известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с
точки зрения учения (например, умственные способности), наряду с этим
может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме
индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например,
различные свойства характера или темперамента); иногда происходит
учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если это важно
для данного ученика
(талантливость,
свойство
здоровья);
индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а
эпизодически, либо в какомто виде учебной работы и интегрирована с
неиндивидуализированной работой.
Также индивидуализацию можно рассматривать с точек зрения
процесса обучения, содержания образования, построения школьнойсистемы. Первая из них касается отбора форм, методов и приемов
обучения, вторая – создание учебных планов, программ, учебной
литературы и составление заданий, предъявляемых учащимся, и третья –
формирование различных типов школ и классов.
Создание учебных планов и программ, создание различных
направлений в обучении неизменно учитывает индивидуальные особенности,
но носит скорее общий характер, объединяет учеников в группы по какому
либо признаку, то есть имеет место уже дифференциация.
Разделение учебных планов и программ в старших классах средней
школы, укомплектование школ по профилям осуществляется в
соответствии со склонностями и интересами учащихся. Учащиеся
получают общее среднее образование по всем предметам типового учебного
плана и более глубокие в области основ науки, которая имеет
теоретическое значение для избранной специальности. Большое внимание
уделяется постановке преподавания профильных предметов. В такой
трактовке дифференциация выступает как средство индивидуализации
обучения.
В
контексте
индивидуализации
обучения
понятие
«дифференциация» исходит из особенностей индивида, его личных качеств.
Однако, надо иметь ввиду, что понятие «дифференциация» используется и
в более широком значении: при формировании содержания образования и
организации учебной работы ведется дифференциация по возрастному,
половому, национальному и другим признакам. Тем самым осуществляется
дифференцированный подход, который подразумевает, с одной стороны,
опираться на актуальный уровень развития и знаний различных учеников, а с
другой, обнаруживал «зону их ближайшего развития», постепенно
переводить их к более совершенному овладению знаниями и способами их
приобретения. Этот подход опирается на гуманистическую основу
воспитания и дает перспективу в развитии каждого ученика.