Урок ….
ИНДИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Цел и:
1. Дать представление о средневековой Индии.
2. Показать особенности
политического и экономического
развития Индии.
3. Ознакомиться с достижениями индийской культуры.
♦ Основные термины и понятия: султанат, касты, писан, брахманизм, буддизм, индуизм, ислам.
Оборудование: карта «Индия в средние века»; атлас (с. 11), карта «Индия и Китай в средние века».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Обязательно проверить знание понятий и терминов.
Вопросы и задания:
=> Рассказать о завоеваниях турок-османов. => Показать на карте и перечислить основные завоевания турок-османов.
=> Охарактеризовать турецкую армию.
=> Охарактеризовать систему управления Османской империей.
=> Показать причины упадка Османской империи.
=> Сравнить внутреннюю и внешнюю политику, территорию, хозяйство в годы правления Махмеда II Завоевателя и Сулеймана I Законодателя.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Индийские княжества.
2. Вторжение мусульман.
3. Делийский султанат и империя Великих Моголов.
4. Развитие науки и искусства.
1. Индийские княжества.
Учитель начинает изучение нового материала с вводной беседы.
=> На какие касты делилось население Индии, кому это было выгодно?
В VI-VII вв. в Индии образовалось около 70 самостоятельных княжеств. Земля в Индии была собственностью государства, но владели землей князья (раджи).
Часть земли вместе с крестьянами князья раздавали своим родственникам и придворным за несение военной службы, так как из этих отрядов состояло войско правителя.
Также князья дарили земли жрецам-брахманам, храмам и монастырям.
За пользование землей раджи собирали с крестьян налог.
Индия оставалась раздробленной страной, раджи воевали между собой, заключали союзы и вновь становились врагами.
Работа с картой и текстом (§ 32, п. 2).
=> Найти и показать направления походов мусульманских феодалов в начале XI века.
Учащиеся показывают на карте направления походов арабов и комментируют их.
2. Вторжение мусульман.
Рассказ учителя.
В начале VIII века в Индию вторглись арабы, завоевали Сайд -часть западной Индии, и утвердились там.
В XI веке в Индию вторгаются турки-мусульмане из Ирана, Афганистана и Средней Азии. Турки-мусульмане грабили и опустошали города Индии, угоняли в рабство население страны. Впоследствии мусульмане завоевали всю северную Индию.
3. Делийский султанат и империя Великих Моголов.
В начале XIII века на севере Индии образовалось государство мусульман со столицей Дели - Делийский султанат.
Работа с картой.
=> Показать территорию Делийского султаната в начале XIII в.
Вся земля в султанате была собственностью султана. Султан назначал своих приближенных и военачальников управлять областями. Крестьяне платили налог со всей обрабатываемой земли.
С одной части земель, розданных султаном во временное пользование мусульманским феодалам, налог собирали сами феодалы и нанимали для этого отряды воинов (до 10 тыс. человек).
С другой части земель налог собирали чиновники в казну султана.
Первоначально феодалы не могли передавать пожалованные им земли по наследству. Но постепенно знать закрепила за собой право передачи полученных земель по наследству, и значит, феодалы перестали подчиняться султану.
В середине XV века власти султана подчинялась только маленькая территория вокруг Дели.
Работа с картой.
=> Найти и показать границу Делийского султаната в конце XIV - начале XV века.
В султанате происходили междоусобицы и беспорядки. Начали отделяться целые области.
=> Показать на карте государства, возникшие в результате распада Делийского султаната.
В это время (1398 г.) в Индию вторгаются войска Тимура -правителя Самарканда из Средней Азии.
В 1526 году из Средней Азии в Индию вторгся новый завоеватель - Бабур («тигр»). Он разгромил последнего делийского султана, нанес поражение союзу индийских князей и разгромил Дели. На севере Индии образовалось новое государство - империя Великих Моголов.
Учитель дает характеристику империи Великих Моголов при Акбаре.
Преемник Бабура Акбар (его внук) правил с 1556 по 1605 гг. Вначале владения империи не простирались дальше двуречья Ганга и Джамны. В конце его правления только юг Индии был независимым. Население империи было разноязычным, находилось на разных уровнях развития, было поделено на касты.
Акбар провел ряд реформ:
• главой государства стал падишах;
• правительство имело 4 министерства:
- налоги и финансы,
- военное ведомство,
- мастерские и склады,
- духовное и судебное управление. Падишах имел секретаря и управляющего делами. Чиновники делились на 33 ранга.
В первые годы своего правления Акбар реформировал налоговую систему. Теперь подданные должны были платить три вида налогов (см. схему № 14).
Акбар пытался заменить владение земельными наделами на денежное вознаграждение, но знать этого не приняла - возвратились к старой системе.
|
Объединение страны при Великих Моголах было непрочным. Армия была уже слабой. Между феодалами постоянно шли войны за престол.
На юге страны сохранились независимые княжества. Борьба с ними, роскошь правителей, строительство дворцов - на это уходило много денег.
Население деревень облагалось непомерными налогами, часть его разорялась, люди уходили в горы, поля пустели.
В XVII веке империя Великих Моголов начала приходить в упадок. (Показать границы государства Великих Моголов в середине XVII века.)
4. Развитие науки и искусства.
Рассказ учителя.
Центрами образования были монастыри и храмы, в них открывались университеты.
Учитель просит учащихся написать в тетради разные цифры в пределах 10. Таким образом он знакомит их с индийскими цифрами, которыми мы пользуемся и сегодня - в XXI веке.
|
Опираясь на материал учебника, учитель характеризует некоторые достижения индийской науки и искусства. Достижения индийской науки
|
Три этапа развития архитектуры Индии
I. Пещерные храмы, украшенные фресками:
- храмы Аджанты,
- храмы в Эллоре,
- храмы на острове Элефанте.
II. Строительство храмов-башен в честь индийских богов:
- на юге страны храмы строились в виде пирамиды;
- на севере - овальной удлиненной формы.
III. Строительство роскошных гробниц-мавзолеев:
- мавзолей Тадж-Махал в г. Агре - жемчужина Индии.
Что касается живописи, то ее расцвет пришелся на эпоху Великих Моголов.
Слушается сообщение «Живопись средневековой Индии».
III. Закрепление изученного материала.
Вопросы и задания:
=> Почему вторжения в Индию происходили с северо-запада?
=> В чем сходство распада Делийского султаната и Арабского халифата?
= Охарактеризуйте значение индийской культуры.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 32, ответить на вопросы; контурная карта (с. 9).
*Подготовить сообщение: «Индия - страна сказочных богатств».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.