Тема: Индустриализация и коллективизация в СССР
( конец 20 – 30 – е годы 20 века)
Цель урока:
1. Усвоить смысл понятий коллективизация и индустриализация.
2. Знать и понимать цели этих явлений.
3. Уметь анализировать причины методов проведения коллективизации и индустриализации.
4. Уметь дать оценку этим событиям и их итогам.
5. Отработать навык работы с картой и таблицей как с историческим источником
План урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение и опрос.
3. Постановка проблемы и мотивация.
4. Работа в условии созданной исторической ситуации по направлениям: изучение нового материала, закрепление, выводы по каждому блоку.
5. Подведение итогов и общие выводы.
6. Проверка усвоения и рефлексия.
7. Домашнее задание.
8. Система оценивания (игровой элемент) – выдача «орденов» за работу и решение задач.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение и опрос(по таблице)
3. Постановка проблемы и мотивация.
Мы выяснили, что в период НЭПа восстановили хозяйство, страна стала богаче, в руках советского правительства во главе со Сталиным появился некий первоначальный капитал, производственные ресурсы.
С 1926 года под нажимом Сталина власть признаёт правильность курса на построение социализма в отдельно взятой стране. СССР, по мнению, партии оказался страной в окружении вражеских капиталистических государств.
А всё это было создано в 30 – годы и сверхбыстрыми темпами и тяжким трудом.
Попытаемся узнать, какими методами и средствами в нашей стране была построена базовая промышленность.
4. Анализ исторической ситуации: «Кризис НЭПа и пути выхода».
На признаки кризиса НЭПа.
Какой из названных признаков Вам кажется наиболее опасным?
Советское правительство предлагало ряд вариантов выхода из кризиса.
1. Н.Д. Кондратьев (экономист) – рыночная экономика, стимулирование свободного предпринимательства.
2. Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.Л. Томский (партийные и государственные деятели) – смешанная экономика. Лозунг Бухарина «Обогащайтесь!», баланс между сельским хозяйством и промышленностью, элементы частного предпринимательства в условиях господства государственной экономики.
3. И.В. Сталин – ускоренные темпы создания тяжёлой промышленности на плановой основе.
Исторически сложилось так, что прошёл вариант Сталина, который устранил соперников в первую очередь Бухарина и в 1929 году правительство СССР берёт курс на индустриализацию и коллективизацию.
Запишите в тетрадь.
Год «Великого перелома» - 1929.
1. Курс на индустриализацию – принят первый пятилетний план.
2. Коллективизация деревни.
Этим власть определила курс нашей советской модернизации.
Что это? Какой смысл Вы вкладываете в это понятие?
Ясен смысл этих понятий? Наша задача выяснить цели, методы и итоги.
5. Индустриализация: понятие и средства.
Задача – разобрать, что это и где взять деньги. Попытаемся сформулировать понятие и цель.
Запись в тетрадь.
Индустриализация – это создание отраслей тяжёлой промышленности.
Цель: достижение экономической независимости, обеспечение техникой и сырьём лёгкой промышленности и сельского хозяйства.
Давайте поставим себя на место советского правительства и определим какие отрасли тяжёлой промышленности должны быть построены, что бы на их базе могли функционировать с/х и лёгкая промышленность.
Строительство очень затратное и долго окупается. Где взять деньги?
Вы должны определить источники и средства которые можно получить с них.
Задание: подберите источник и средство, найдите те которые неприемлемы для советского правительства.
Источники |
Средства |
Национальные ценности |
Продажа произведений искусства |
Население, нэпманы |
Налоги и государственные займы |
Государственная монополия на внешнюю торговлю |
Валюта, закупка за границей оборудования и сырья |
Главное управление лагерей (ГУЛаг) |
Бесплатный труд |
Устаревшее оборудование |
Реконструкция (восстановление) и дальнейшее использование |
Сельское хозяйство |
Получение людских и материальных ресурсов с колхозов |
Иностранные инвестиции |
Привлечение иностранного капитала |
Иностранные банки |
Кредиты |
Свобода рыночной торговли и предпринимательства |
Налоги |
Сделайте вывод что такое индустриализация, каковы её цели и где взять средства на неё.??????????????????????????????????????????????
6. Коллективизация.
Запись в тетрадь.
Коллективизация – обобществление средств производства и создание коллективных хозяйств на селе (колхозов) с целью получения средств на индустриализацию.
Как мы уже рассмотрели, целью создания колхозов было получение средств на индустриализацию, перекачивание ресурсов из города в деревню.
Встаёт вопрос как эти средства получить и как создать колхоз.
Рассмотрим ситуацию на селе.
Выясним какими средствами располагали крестьяне в своём частном хозяйстве.
Делимся условно на 4 группы и получаем ресурсы которыми располагали крестьяне.
Каждая группа получает пакет карточек.
Первая группа – «кулаки» (5 человек)
Вторая группа – «середняки»(7 человек)
Третья группа – «бедняки»(7 человек)
Четвёртая группа – «батраки»(5 человек)
Перечень ресурсов оглашается и выясняется имущественное положение разных групп крестьян.
Теперь поставьте себя на место крестьян и представьте ситуацию.
В ваше село приехал уполномоченный, созвал сельский сход и предложил объединить все ваши ресурсы по принципу.
(принципы обозначаются на доске или презентации)
Поднимите, руки кто пойдёт в колхоз? Почему?
Поднимите, руки кто не пойдёт в колхоз? Почему? А каких крестьян больше?
В ком больше заинтересованно государство и Вы что бы они вступили в колхоз? Как их заставить - разберём чуть позднее.
А пока изберём местную власть – председателя сельского совета и председателя колхоза? Из числа каких крестьян их изберут?
Проголосуйте кто за вступление в колхоз.
Итак, колхоз на ранее названных принципах создан.
Теперь из села Вы оказываетесь на заседании политбюро ЦК ВКП (б),
где необходимо продумать как получить с колхоза прибыль и рабочую силу на нужды индустриализации.
Проводим заседание политбюро.
Крестьяне в колхозе, средства производства общие. Задача – перекачивание средств из села в город на нужды индустриализации.
Средства на индустриализацию.
(карточки на доску)
Как либо, поможем колхозу?
А как крестьяне будут получать плату за свой труд? Пояснение учителя.
Оплата по трудодням - добавить к принципам.
Учитывая вышесказанное, все крестьяне пойдут в колхоз?
Но власть приняла план 100 % коллективизации. Куда деваться крестьянам не желающим идти в колхоз.
В город на предприятие, появятся свободная рабочая сила для строек индустриализации. Добавляем к средствам – привлечение рабочей силы.
А как сделать чтобы все крестьяне не разбежались из колхозов?
Отобрать паспорта – добавить к принципам.
Итак, мы создали колхоз и получили средства с него.
7. «Методы раскулачивания»
Прошла сплошная коллективизация.
Будет ли часть крестьян сопротивляться вступлению в колхоз? Кто и почему?
А надо ли их заставлять?
Какими способами будут сопротивляться кулаки и приписанные к ним середняки?
Заполним таблицу (на доске или презентация)
Активные способы |
Пассивные способы |
|
1. Спрятать хлеб. 2. Забить скот 3. Всё продать и уйти в город |
Таким образом задача власти подавить сопротивление крестьян и заставить кулаков пойти в колхоз.
Как это сделать? Методы раскулачивания.
А что сделать что бы односельчане не возмущались и не жалели соседей?
Создать образ врага. Как?
4. Создание образа врага через СМИ (газеты)
5. Выселение.
Как назвать меры принимаемые против кулаков? Запись в тетрадь
Раскулачивание – уничтожение зажиточного крестьянства с целью получения средств на коллективизацию.
8.Итоги и принципы коллективизации.
Давайте подведём итоги и оформим таблицу на доске.
Что такое коллективизация?
С какой целью она проводилась?
Каковы принципы создания колхозов?
Как власть получила средства с колхозов?
Каковы итоги коллективизации? Какова цена коллективизации?
.
Принципы создания колхоза |
Получение средств |
Итоги коллективизации. |
1. Земля – общая, колхозная. 2. Тягловый и домашний скот отправляется на колхозную ферму и конюшню. 3.Орудия труда и инвентарь переходит в общественную собственность. 4.Запасы зерна переходят в общественный фонд. 5. В колхозе трудятся сообща и на равных условиях 6. Оплата по трудодням 7. Отсутствие паспортов.
|
1. Обязать крестьян сдавать продукцию государству. 2. Дать план сколько сдавать. 3.Установить цену закупки (заниженную) 4. Государство продаёт сельхоз продукцию по высокой цене («ножницы цен») 5. Рабочая сила – в города. 6. Средства на коллективизацию полученные с кулаков. |
1. Получены средства на индустриализацию. 2. Фактически ликвидировано частное крестьянское хозяйство. 3. Уничтожены зажиточные крестьянские хозяйства. 4. Голод 1932 – 1933 гг. 5. Фактическое прикрепление крестьян к земле. |
Голод 1932 – 1933 гг. – краткий рассказ учителя. Учащиеся анализируют причины голода. «Закон о трёх колосках» - определить цель.
Запись в тетрадь – «Итоги коллективизации»
1. Получены средства на индустриализацию.
2. Фактически ликвидировано частное крестьянское хозяйство.
3. Уничтожены зажиточные крестьянские хозяйства.
4. Голод 1932 – 1933 гг.
5. Фактическое прикрепление крестьян к земле.
(при наличии времени – «Головокружение от успехов»)
9. «Стройки первых пятилеток», итоги индустриализацию.
Строительство важнейших объектов советское правительство намеревается провести в рекордно короткие сроки. Создаются пятилетние планы.
В ходе их реализации форсированными темпами были построены крупнейшие объекты во всех важных отраслях промышленности.
Перед Вами карта СССР предвоенного периода, до 1941 года. План первой пятилетки принят в 1929 году. Шла уже четвёртая пятилетка. Каким образом?
(планы выполнялись за 3 – 4 года)
Итак, в течение довоенного десятилетия было построено 6000 крупных предприятий (по 600 – 700 в год). Приведем пример некоторых, а учащиеся попытаются расшифровать аббревиатуры и сокращения.
Сделайте выводы о темпах индустриализации. Запись в тетрадь.
Темпы индустриализации форсированные.
10. Особенности и методы индустриализации.
Подумаем, а как добились подобных темпов.
Решите историческую задачу.
Условия:
1. Материальных средств недостаточно.
2. Техника пока устаревшая.
3. Население в основном сельское.
4. Есть карательный аппарат – органы государственной безопасности
(ОГПУ – НКВД)
5. Есть общегосударственная идея – коммунизм.
Задание.
Построить крупнейшие промышленные объекты и заставить население эффективно работать.
Ответ (фиксируется на доске)
1. Жёсткая дисциплина (жёсткое уголовное наказание за нарушение)
2. Создание образа врага (враги народа)
3. Энтузиазм населения вооружённого идеей.
4. Социалистическое соревнование.
5. Завышение показателей.
11. Итоги индустриализации.
Сравнительная таблица «Производство важнейших видов промышленной продукции в СССР»
Ответить на вопросы.
Таблица «Соотношение производства СССР и крупнейших капиталистических стран»
Ответить на вопросы.
(к началу индустриализации) на последнем.
Сделаем вывод что дала индустриализация стране.
Запись в тетрадь.
Итоги индустриализации.
1. Создана тяжёла индустрия и ВПК.
2. Второе место по уровню производства в мире.
3. Экономическая независимость СССР
12. Проверка усвоения и рефлексия.
«Блиц – опрос»
Карточки с вопросами.
13. Домашнее задание.
Знать основные понятия, цели, методы и итоги.
Дополнения и приложения к уроку.
1. Какие цели преследовало правительство СССР, проводя политику коллективизации и индустриализации?
2. Какими методами эта политика проводилась?
3. Оправдали ли эти методы цели?
1. Какие цели преследовало правительство СССР, проводя политику коллективизации и индустриализации?
2. Какими методами эта политика проводилась?
3. Оправдали ли эти методы цели?
1. Какие цели преследовало правительство СССР, проводя политику коллективизации и индустриализации?
2. Какими методами эта политика проводилась?
3. Оправдали ли эти методы цели?
1. Какие цели преследовало правительство СССР, проводя политику коллективизации и индустриализации?
2. Какими методами эта политика проводилась?
3. Оправдали ли эти методы цели?
1. Какие цели преследовало правительство СССР, проводя политику коллективизации и индустриализации?
2. Какими методами эта политика проводилась?
3. Оправдали ли эти методы цели?
1. Какие цели преследовало правительство СССР, проводя политику коллективизации и индустриализации?
2. Какими методами эта политика проводилась?
3. Оправдали ли эти методы цели?
Сравнительная таблица «Производство важнейших видов промышленной продукции в СССР»
Ответить на вопросы.
Таблица «Соотношение производства СССР и крупнейших капиталистических стран»
Ответить на вопросы.
(к началу индустриализации) на последнем.
Сделаем вывод что дала индустриализация стране.
Сравнительная таблица «Производство важнейших видов промышленной продукции в СССР»
Ответить на вопросы.
Таблица «Соотношение производства СССР и крупнейших капиталистических стран»
Ответить на вопросы.
(к началу индустриализации) на последнем.
Сделаем вывод что дала индустриализация стране.
Решите историческую задачу.
Условия:
1. Материальных средств недостаточно.
2. Техника пока устаревшая.
3. Население в основном сельское.
4. Есть карательный аппарат – органы государственной безопасности
(ОГПУ – НКВД)
5. Есть общегосударственная идея – коммунизм.
Задание.
Построить крупнейшие промышленные объекты и заставить население эффективно работать.
Решите историческую задачу.
Условия:
1. Материальных средств недостаточно.
2. Техника пока устаревшая.
3. Население в основном сельское.
4. Есть карательный аппарат – органы государственной безопасности
(ОГПУ – НКВД)
5. Есть общегосударственная идея – коммунизм.
Задание.
Построить крупнейшие промышленные объекты и заставить население эффективно работать.
Решите историческую задачу.
Условия:
1. Материальных средств недостаточно.
2. Техника пока устаревшая.
3. Население в основном сельское.
4. Есть карательный аппарат – органы государственной безопасности
(ОГПУ – НКВД)
5. Есть общегосударственная идея – коммунизм.
Задание.
Построить крупнейшие промышленные объекты и заставить население эффективно работать.
Решите историческую задачу.
Условия:
1. Материальных средств недостаточно.
2. Техника пока устаревшая.
3. Население в основном сельское.
4. Есть карательный аппарат – органы государственной безопасности
(ОГПУ – НКВД)
5. Есть общегосударственная идея – коммунизм.
Задание.
Построить крупнейшие промышленные объекты и заставить население эффективно работать.
Арест
Изъятие земли
Конфискация имущества
Создание образа врага через СМИ (газеты, радио)
агитбригады
Первая группа – «кулаки» (5 человек)
Вторая группа – «середняки»(7 человек)
Третья группа – «бедняки»(7 человек)
Четвёртая группа – «батраки»(5 человек)
Выселение
(Север,Урал Сибирь)
Национальные ценности |
Население, нэпманы |
Государственная монополия на внешнюю торговлю |
Главное управление лагерей (ГУЛаг) |
Устаревшее оборудование |
Сельское хозяйство |
Иностранные инвестиции |
Иностранные банки |
Свобода рыночной торговли и предпринимательства |
Продажа произведений искусства |
Налоги и государственные займы |
Валюта, закупка за границей оборудования и сырья |
Бесплатный труд |
Реконструкция (восстановление) и дальнейшее использование |
Получение людских и материальных ресурсов с колхозов |
Привлечение иностранного капитала |
Кредиты |
Налоги |
Советское правительство предлагало ряд вариантов выхода из кризиса.
1. Н.Д. Кондратьев (экономист) – рыночная экономика, стимулирование свободного предпринимательства.
2. Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.Л. Томский (партийные и государственные деятели) – смешанная экономика. Лозунг Бухарина «Обогащайтесь!», баланс между сельским хозяйством и промышленностью, элементы частного предпринимательства в условиях господства государственной экономики.
3. И.В. Сталин – ускоренные темпы создания тяжёлой промышленности на плановой основе.
Советское правительство предлагало ряд вариантов выхода из кризиса.
1. Н.Д. Кондратьев (экономист) – рыночная экономика, стимулирование свободного предпринимательства.
2. Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.Л. Томский (партийные и государственные деятели) – смешанная экономика. Лозунг Бухарина «Обогащайтесь!», баланс между сельским хозяйством и промышленностью, элементы частного предпринимательства в условиях господства государственной экономики.
3. И.В. Сталин – ускоренные темпы создания тяжёлой промышленности на плановой основе.
Советское правительство предлагало ряд вариантов выхода из кризиса.
1. Н.Д. Кондратьев (экономист) – рыночная экономика, стимулирование свободного предпринимательства.
2. Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.Л. Томский (партийные и государственные деятели) – смешанная экономика. Лозунг Бухарина «Обогащайтесь!», баланс между сельским хозяйством и промышленностью, элементы частного предпринимательства в условиях господства государственной экономики.
3. И.В. Сталин – ускоренные темпы создания тяжёлой промышленности на плановой основе.
Советское правительство предлагало ряд вариантов выхода из кризиса.
1. Н.Д. Кондратьев (экономист) – рыночная экономика, стимулирование свободного предпринимательства.
2. Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.Л. Томский (партийные и государственные деятели) – смешанная экономика. Лозунг Бухарина «Обогащайтесь!», баланс между сельским хозяйством и промышленностью, элементы частного предпринимательства в условиях господства государственной экономики.
3. И.В. Сталин – ускоренные темпы создания тяжёлой промышленности на плановой основе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.